Методика обучения детей эстрадно-джазовому вокалу в детской школе искусств

Курсовая работа

1)система вокально- исполнительских принципов и педагогических методов, формирующаяся в музыкальной культуре народов различных стран;

2) совершенство владения техническими возможностями голоса.

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес.

В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора различных культур и отличается многообразием форм и направлений. Разные способы звукоизвлечения не позволяли долгое время сформироваться эстрадной вокальной школе. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики.

Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре (исключение — высокие мужские голоса), отсутствие выраженного прикрытия «верхов».

Задача методики — расширить кругозор обучающихся пению, что позволит им более верно оценивать явления, связанные с голосообразованием и развитием голоса, с формированием организма. Методика должна приучать молодых певцов и педагогов к логике мышления на базе определённых основных знаний. Она должна помочь выбрать верный подход к ученику, к занятиям по развитию голоса и исполнительской манере.

Любой ребёнок, имеющий музыкальный слух, может научится навыкам пения, только с разной скоростью будет идти к заданной цели. Поэтому для обучения формируются разные возрастные группы, в которых учитывается также возрастные, психологические, музыкальные и другие личностные особенности ученика.

Занятия проводятся по группам 1-2 раза в неделю по 1,5-2 часа. Остальное отводится на индивидуальные занятия, на которых решаются проблемы индивидуального порядка, возникшие у детей в процессе обучения. Объединяя детей, мы стремимся, чтобы они могли учиться друг у друга сравнивать свои достижения в освоении «вокального инструмента» и исполнении песен.

В методической программе была поставлена общая цель: развить творческие способности и стремление к самосовершенствованию и духовному обогащению, осуществляя нравственно-эстетическое воспитание средствами и возможностями вокального искусства, изучения культуры своего народа, его истории, а также культуры других народов мира.

Обучение — специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями.

18 стр., 8536 слов

Методика работы с одаренными детьми на факультативных занятиях по литературе

... детьми на факультативных занятиях по литературе. Поставленная цель определила необходимость решения следующего комплекса задач: определить понятие «одаренный ребенок»; -обозначить критерии отнесения ребенка к группе «одаренных детей»; -обозначить особенности выявления литературной одаренности детей; ... подходом к ребенку, психологической культурой способно в ... встретить таких учеников, которых не ...

Каждой исторической эпохе присуща своя система обучения, которая специфично отвечает на вопросы — для чего, кого, чему и как учить. Общество передавало молодому поколению содержание накопленного человечеством социального опыта избирательно, т. е. различные социальные группы получали знания в области социальной культуры в разном объеме и разного характера. Современное общество заинтересовано в передаче всему подрастающему поколению всего содержания социального опыта. Целью обучения, направленного на разностороннее развитие личности, является обеспечение всем учащимся оптимального интеллектуального развития, сознательного и прочного усвоения знаний, овладения умениями пользоваться этими знаниями на практике. Эта цель выступает в единстве с целями воспитания, направленного на формирование личности во всей совокупности.

Метод обучения — это совокупность приемов и способов организации учебно-познавательной деятельности обучающегося, развития его умственных сил, взаимодействия учителя и учащихся, общающихся между собой, а также с природной и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве целенаправленных деятельностей педагога и ученика, в их активном движении к моменту педагогической истины — усвоению учащимися знаний, овладению ими соответствующими умениями и навыками. В древние времена преобладали методы обучения, основывавшиеся на подражании. С момента организации школ появились словесные методы, доминировавшие в средние века. В эпоху великих открытий получили развитие методы наглядного обучения, помогающие применять знания на практике. На рубеже XIX-XX вв. интерес вызвала концепция, получившая название «учение через деятельность», основанная на практических методах обучения.

Каждый метод имеет свою структуру, состоящую из элементов (частей, деталей), которые называют методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод разные учителя могут реализовать с помощью различных приемов.

Метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы преподавателя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.

К настоящему времени создан обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов обучения. Их классификация позволяет выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.

Классификация методов обучения зависит от того, какое основание избирается для из разработки. Первое наиболее полное описание системы методов обучения, сложившихся к 60-м гг. XX в., дал Е. Я. Голант, который предложил классификацию методов обучения по уровню активности учащихся:

7 стр., 3189 слов

Методы развития творческого потенциалаперсонала.. Методы развития ...

... демократический стиль управления, организация обучения и профессионального общения, мотивация труда. Целью работы является изучение и анализ методик развития творческого потенциала персонала . В ... развитый аспект его трудового потенциала. Существуют мотивированный и немотивированный подходы. В первом случае творческий потенциал опирается на знания, выбор методов, социальные критерии, культурные ...

* пассивные;

  • активные.

Затем классификацию методов обучения по уровню включенности в продуктивную (творческую) деятельность сделали М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер, выделившие следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративные;
  • репродуктивные;
  • проблемное изложение изучаемого материала;
  • частично-поисковые;
  • исследовательские.

    С иных позиций к классификации подошли Е.

И. Перовский и Д. О. Лордкипанидзе, предложившие классификацию методов обучения

* словесные;

* наглядные;

* практические.

М. А. Данилов и Б. Н. Есипов разработали классификацию методов обучения по дидактическим целям, выделив следующие методы:

* приобретение новых знаний;

  • формирование умений и навыков и применения знаний на практике;
  • проверка и оценка знаний, умений и навыков.

Метод обучения — понятие весьма сложное и неоднозначное из-за его многогранности. По мере накопления наших знаний о человеке, его психических возможностях, его способностях меняются взгляды на процесс обучения, открываются новые направления работы, новые ориентиры. Это приводит к появлению новых способов обучения, разработке новых методов.

Задачами предмета «Эстрадно — джазовый вокал» являются:

  • Образовательные: Приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
  • развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение техникой вокального исполнительства ( смешанный тип дыхания, певческая опора, свободное физиологическое звучание голоса), углублённое развитие музыкального слуха, обучение вокально- техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение» (** руководствуюсь методикой «Постановки голоса « профессора Международной Академии «Моцартеум» Австрия — Г.М. Трояновой;
  • методикой техники пения по развития вокальных способностей Э.Хоаврд и Х. Остина — известного учебного заведения Лос- Анжелеса, США и т.д.);
  • Художественно — исполнительские задачи: формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
  • осмысленность исполнения, чувство стиля, чувство ритма, овладение элементами вокальной эстрадно-джазовой техники, овладение навыками художественной выразительности исполнения;
  • работа над словом, раскрытием художественного содержания и выясвлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности), обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном, знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы, способствующее расширению музыкальных знаний и кругозора учащихся;
  • Воспитательные: воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей, воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;
  • усвоение нравственных гуманитарных норм жизни и поведения, воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.
  • приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
  • оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них — формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе — развитие практических форм вокального исполнения, в том числе, импровизации.

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о вокальном исполнительстве, практическое овладение вокальным эстрадным мастерством. Формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

1. МЕТОДИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ПРИМЕРЕ ТРЕХЛЕТНЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «ЭСТРАДНО- ДЖАЗОВЫЙ ВОКАЛ»

Деятельность преподавателя опирается на следующие принципы:

  • Доступность
  • Интерес
  • Активность
  • Трудолюбие
  • Оптимизм

Психолого-педагогические и методические требования к реализации программ:

  • Максимальное проявление внимания каждому ребёнку, выявление и реализация его индивидуальности через вокальное исполнительство.
  • Создание творческой, психологически- комфортной атмосферы занятий
  • Реализация вокально- исполнительского потенциала учащихся через концертные конкурсные мероприятия, как внутри школы, так и за её пределами.
  • Музыкально- игровые, образовательные-сценические методы преподавания на всех этапах обучения.

Задачи обучения:

  • Образовательные: развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение техникой вокального исполнительства ( смешанный тип дыхания, певческая опора, свободное физиологическое звучание голоса), углублённое развитие музыкального слуха, обучение вокально- техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение» (** руководствуюсь методикой «Постановки голоса « профессора Международной Академии «Моцартеум» Австрия — Г.М. Трояновой;
  • методикой техники пения по развития вокальных способностей Э.Хоаврд и Х. Остина — известного учебного заведения Лос- Анжелеса, США и т.д.);
  • Художественно — исполнительские задачи: осмысленность исполнения, чувство стиля, чувство ритма, овладение элементами вокальной эстрадно-джазовой техники, овладение навыками художественной выразительности исполнения;
  • работа над словом, раскрытием художественного содержания и выясвлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности), обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном, знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы, способствующее расширению музыкальных знаний и кругозора учащихся;
  • Воспитательные: воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей, воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;
  • усвоение нравственных гуманитарных норм жизни и поведения, воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.

Критерии подбора репертуара.

Так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер, то необходимо подбирать произведения, подходящее ученику по его голосу и тембру, найти индивидуальность в манере исполнения. Необходимо осуществлять дифференциированный подход к ученикам, в соответствии с их способностями, тонко чувствовать физиологию каждого ребёнка. В мутационный (переходный) возрастной период педагог должен быть предельно осторожен и внимателен. Формы мутации протекают по-разному: у одних мягко и постепенно, у других более ощутимо, тем не менее, работу над техникой не нужно останавливать, учитывая индивидуальные голосовые способности.

Необходимо знать закономерности музыкально-певческого развития детей подросткового возраста, уметь предугадывать динамику развития обучающихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и полноценно реагировать в учебном процессе на новые веяния в современной музыкальной жизни. Отбор произведений- процесс сложный: с одной стороны, в нем фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура преподавателя, с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает.

Серьёзного внимания заслуживает анализ произведения в тембровом отношении, то есть выявление на характер певческого звучания, на тембр голоса в процессе работы над песней.

Контроль и учёт успеваемости

Успеваемость учащихся учитывается в форме академических зачётов, контрольных уроков, на открытых концертах, прослушиваниях, конкурсах и т.д. Школьные академические зачёты проводятся 2 раза в год. Участие в концертах, отборочных прослушиваниях и конкурсах приравнивается к выступлениям на академических зачётах. Контрольные уроки оцениваются словесной характеристикой. На академических зачётах выставляется отметка. По окончании каждой четверти выставляется итоговая оценка успеваемости учащегося на основании текущего учёта знаний и контрольных мероприятий (академический зачёт, контрольный урок, концерт, конкурс и т.д.).

При вынесении переводной оценки (в конце учебного года) учитывается продвижение учащегося и соотношение качественного уровня выполнения программных требований с индивидуальными способностями ученика.

В течение учебного года учащиеся экзаменационного (выпускного) класса выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки, словесная характеристика) произведений выпускной программы. Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • наглядный метод (используется при показе иллюстративного материала, например при изучении строения гортани, смыкания связок, работы вокального дыхания — грудная клетка, диафрагма и низ живота;
  • при исполнении преподавателем музыкального материала);
  • словесный метод (включает в себя объяснение, рассказ, сравнение, замечание, беседу, обсуждение, сообщение задач, доступный для детского восприятия, анализ;
  • все выступления в процессе обучения учеников желательно записывать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления).

  • К практическим методам обучения можно отнести тренинги, вокально — джазовые упражнения. Их можно разделить на две группы:

1) упражнения, которые применяются вне связи с каким — либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению техникой эстрадного пения.

2) упражнения, направленные на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен. Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.

Частично- поисковые методы позволяют учащимся осуществлять индивидуальный и коллективный поиск, выбор костюмов, оформление сцены и т.п.- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Учебно-тематический план

Первый год обучения I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

1 четверть

Постановка голоса. Упражнения на освоение певческого дыхания и практическое применение на распевках. Звукоизвлечение. Небольшие вокальные песни, упражнения разноязычные или с применением определённых слогов. Дикция. Чистота вокальной интонации. Умение слышать и слушать себя. Работа с ритмом и темпом — упражнения.

16

2 четверть

Применение пройденных тем на музыкальных произведениях (песнях), англоязычных, русских. Повторение пройденного материала, закрепление упражнений. Устранение мышечных зажимов. Формирование и развитие певческого дыхания, резонаторных ощущений правильной вокальной позиции.

16

II полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

3 четверть

Развитие кантилены, верхней части диапазона, расширение диапазона, выравнивание голоса, смешивание регистров, переходные ноты, развитие чувства певческой опоры. , Формирование и развитие проточного выдоха. , Вокальные упражнения на развитие техники легато. , Пропеть глиссандо (звук закрытым ртом) заданные интервалы или аккордовые расположения — воспитывает ощущение однородности звуков, вне зависимости от их высотного положения.

22

4 четверть

Вокальные произведения на применение всех умений и знаний. Работа в ансамбле.

16

Второй год обучения

I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

1 четверть

Ознакомление со скет- вокалом. Словесное пояснение. Слушание. Упражнения на технику скет — вокала.

16

2 четверть

Продолжение изучения и применения методов по постановке голоса и развитии голосового аппарата. Джазовые стандарты — слушание и анализ произведения. Работа в ансамбле.

16

II полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

3 четверть

Практическое применение навыков и знаний на музыкальном материале. Джазовые стандарты. Эстрадные композиции.

22

4 четверть

Осознание и формирование певческого тона. , Характеристика певческого тона, его качества: Сочность, звучность, «полётность», объём, плотность, сила. , Наличие тембровой устойчивости, окрашенной обертонами.

Лёгкость, светлость. В поиске певческого тона закладываются природные факторы личности и духовное начало. Практические упражнения. Беседа.

16

Третий год обучения

I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

1 четверть

Пропевание вокальных упражнений на развитие голоса, выработку кантилены, ровность голоса, его подвижность, гибкость, чистоту интонации. Упражнения на развитие гармонического слуха, чёткость дикции, единую манеру звукообразования, импровизационное мышление. Индивидуальная работа над произведениями. Работа в ансамбле.

16

2 четверть

Работа над фразировкой, ритмом, различными видами атак звука, мышечная динамика, динамика звука.

16

II полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

3 четверть

Работа над манерой исполнения, исполнительскими штрихами, развитие чувства стиля, обучение работе с концертной аппаратурой.

22

4 четверть

Практическое сольное исполнение и ансамблевое с применением всех навыков и знаний. Работа над сценическими образами.

16

Годовые требования

Один раз в году целесообразно проводить технический зачёт. Годовые требования: чисто интонировать мажорные и минорные гаммы (гармонические и мелодические), трезвучия с обращениями в тональностях до 3-х знаков включительно, доминантсептаккорд в мажоре, уменьшенный септаккорд, хроматические гаммы, гармонические соединения аккордов:1) T-D; 2)T-S; 3) T-D-T; 4)T-S-T; 5) T-S-D-T; 6) S-T-D-T.

Исполнение выученного материала в рамках общешкольных зачётов или концертов. Проверка навыков исполнительства внутри классных зачётов или контрольных занятий.

Годовые требования по исполнению индивидуального сольного материала напрямую зависят от возраста ученика, его физиологического развития и музыкальных данных.

10-13 лет — старший домутационный период. В этом возрасте в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются признаки грудного резонирования. В диапазоне детских голос, как и у взрослых, различаются три регистра: головной, смешанный и грудной. У дискантов исчезает полётность звука, а альты начинают звучать массивнее.

13-15 лет — мутационный (переходный) возрастной период. Он совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают по-разному: у одних- мягко и постенно, у других более ощутимо (во время пения голос срывается, мышцы очень быстро устают), но тем не менее, работу над техникой желательно не останавливать и, учитывая индивидуальные голосовые особенности, работать в возможностях диапазона ученика.

16-18 лет — юношеский возраст. Послемутационный период. Формирование и постановка голоса взрослого человека.

Преподаватель должен ознакомить учащихся с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань — как источник звука, органы дыхания (диафрагма, как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной и верхний; грудной или нижний).

** Эстрадники применяют также «носовой» и «ротовой» резонаторы (смешивая их с головным и грудным).

Особое внимание нужно обратить на взаимосвязь работы гортани и резонаторов. Чем тоньше ученик будет дифференцировать свои резонаторные ощущения, тем точнее он сможет управлять работой голосового аппарата.

Инструктаж по технике безопасности включает в себя правила работы с музыкальными техническими средствами (вкл./выкл. Музыкального центра, работа с CD — дисками и флэш — картами, техника работы с микрофоном и т.п.).

обучение упражнение ансамбль подготовка

Первый год обучения

В период начального обучения основное внимание уделяется вопросам развития правильного дыхания, звукообразования и чистоте вокальной интонации, тембра, ритма, построению музыкальных фраз, а также навыкам самостоятельной работы, и включает в себя следующие темы: Оргмомент; Дыхание; Постановка голоса; Теоретический материал; Практическая работа; Индивидуальная работа; Практическая работа с ансамблем; Итоговая часть.

При составлении индивидуального плана педагог должен учитывать, что на первом году обучения желательно давать небольшие задания, так как большое количество времени приходится уделять постановке голосового аппарата, постановке дыхания — основного фактора голосообразования, опоры певческого голоса. На первом году обучения преподаватель должен ознакомить учащихся с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань — как источник звука, органы дыхания (диафрагма, как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной и верхний; грудной или нижний).