Методика работы с одаренными детьми на факультативных занятиях по литературе

Задача современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои способности и творческий потенциал. Важным также остается выявление талантливых детей и организация работы с ними. Одаренные, талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. Национальная образовательная инициатива «Наша Новая Школа» предусматривает, что в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Педагогический коллектив любой школы проводит системную работу с одаренными детьми. Задача школы в данном случае — «поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы» [29].

Одаренные дети наделены ярким воображением, творчески подходят к любому делу, отличаются изобретательностью, самостоятельно ищут ответы на сложные вопросы. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и выдвигают альтернативные точки зрения.

Впервые одаренностью стал заниматься Гилфорд, работая после 2-й Мировой войны в Пентагоне. Его целью стало выявление и развитие детей, которые могли стать двигателями прогресса. В СССР в 1975 г. организуется Всесоюзный Совет по одаренным и талантливым детям, который стал координировать работу по изучению, обучению и воспитанию одаренных детей. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В изучении данного вопроса основополагающими являются работы советских психологов — А.Н. Леонтьева [9, 10], Б.М. Теплова [32], С.Л. Рубинштейна [27] и др. В них намечалось понимание того, что одаренность есть нечто большее, чем сумма способностей, она включает не только количественный, но и качественный компонент. Так Б.М. Теплов утверждает, что одаренность — это качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. При этом он считает, что нельзя говорить об одаренности вообще, можно говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Труды обозначенных авторов составили теоретическую основу исследования. Объектом исследования данной курсовой работы являются одаренные дети, предметом — работа на факультативных занятиях по литературе с одаренными детьми.

Цель исследования выявить специфику методической работы с одаренными детьми на факультативных занятиях по литературе. Поставленная цель определила необходимость решения следующего комплекса задач:

8 стр., 3698 слов

Контрольная работа по литературе 10 класс

... тестовых работ. тестовых работ по литературе [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/regionalnaya-po-literature-klass/ «5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %; «3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59%. Контрольная работа 1 по теме «Русская литература ...

  • определить понятие «одаренный ребенок»;

обозначить критерии отнесения ребенка к группе «одаренных детей»;

обозначить особенности выявления литературной одаренности детей;

дать общую характеристику работы с одаренными детьми на уроках литературы;

выявить методические приемы работы с одаренными детьми на уроках литературы;

разработать структуру конспекта урока-факультатива для работы с одаренными детьми.

Методической основой исследования послужили методы сбора и анализа теоретической информации по исследуемой проблеме, методы педагогического планирования и проектирования, иные методы.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы работы с одаренными детьми в школе

.1 Понятие «одаренный ребенок»

Одаренный ребенок — это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников [1].

Обратим внимание на сложность проблемы «одаренный ребенок».

Психологи и педагоги выделяют различные группы характеристик понятия «одаренный ребенок», однако четких границ объема данного понятия на настоящий момент не существует.

В связи с этим Н.С. Лейтес предлагает вместо понятия «одаренный ребенок» применять понятие «признаки одаренного ребенка» (или ребенок с признаками одаренности») как более целесообразное и верное с психологической и педагогической позиции в практической работе с одаренными школьниками [8].

В научной литературе описан ряд этих признаков [2; 5; 22]. Здесь мы предлагаем выборку наиболее часто встречающихся признаков, которые проявляются в школьном возрасте:

опережение в развитии мышления своих сверстников;

обладание значительной памятью;

способность к длительной сосредоточенности, повышенный объем внимания; креативность, самостоятельность, проявление любопытства и любознательности;

проявление ранней увлеченностью, постоянство в своих любимых занятиях, высокий интерес к содержанию решаемой задачи;

23 стр., 11188 слов

Особенности работы с одаренными детьми

... 30-ые годы прошлого века рассматривали вопросы диагностики, разрабатывали принципы и методы работы с одарёнными детьми. Так, Г.И. Россолимо разработал систему диагностики внимания и волевых качеств. [24, ...

самостоятельный выбор занятия, а не пассивное его принятие;

креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному, стремление реагировать на внешние стимулы в соответствии с собственными мыслями и ощущениями;

стремление доводить продукт своей деятельности до соответствия их высоким требованиям;

высокий уровень обучаемости и явное получение удовольствия от этого процесса;

чувство юмора;

широта интересов;

повышенная чувствительность, ранимость и сострадательность;

самостоятельность, независимость, уверенность в себе;

чувство справедливости.

Конечно, одаренность на этапе дошкольного детства отличается от одаренности школьника 5-7-х классов и от одаренности старшеклассников: с возрастом эта универсальная общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность [1].

И способности, и одаренность как проявляются, так и развиваются в деятельности и общении. При этом само их развитие предполагает их качественную перестройку.

Способности развиваются по спирали: каждый уровень открывает новые возможности для дальнейшего роста. Такое диалектическое понимание развития способностей и одаренности предполагает особое внимание взрослых к способным и одаренным детям. Очень важно пробудить имеющиеся задатки, заметить их проявление, не дать «засохнуть» дарованию, обеспечить своевременное успешное прохождение первых этапов развития способностей и одаренности в школе.

Это, к сожалению, удается далеко не всем родителям и педагогам [2].

Появление ребенка с признаками одаренности в одних семьях вызывает у родителей чувство радости, восхищения, стремление активно содействовать его дальнейшему развитию, расти сами, в других — растерянность, дискомфорт. Трудности в общении с такими детьми наблюдаются и в образовательном учреждении [8].

Исследователи отмечают, что одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими, и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе [14-16]. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть.

Не так-то все просто и легко, когда в группе нестандартный ребенок, проявляющий признаки одаренности. Трудно, если подобный ребенок остается непонятым и непринятым таким, какой он есть, со всеми его особенностями. К сожалению, у многих детей с выраженными лидерскими способностями интерес к обучению недостаточен и, обладая сильным характером и независимостью, они откровенно ничего не делают на занятиях.

8 стр., 3782 слов

Одаренность дар или испытание. — размышление: «Одаренность ...

... одаренности, о школах с особым уклоном и т. д. В широком смысле одаренность делится на интеллектуальную и творческую. Амбидекстры и амбицеребральная одаренность В последние несколько лет выделяют третий вариант одаренных детей ...

Такие дети часто рассматриваются воспитателями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение, что еще больше усиливает проблемы и этих детей [8].

Хорошо известен и другой вариант: характеристикой интеллектуально одаренных детей слишком часто может служить задержка в развитии психомоторных навыков, т.е. мышечная зажатость, неуклюжесть, неловкость и недостаточно быстрая двигательная реакция. Нередки случаи, когда способный «математик» или одаренный юный поэт на занятиях физической культуры оказываются среди отстающих. Это вызывает насмешки. Ранний опыт подобных конфликтов со сверстниками негативным образом сказывается на становлении и развитии характера одаренных. Более того, часто они не умеют утвердиться в группе сверстников, недостаточно физически развиты для того, чтобы постоять за себя в стычках, им не свойственна агрессивность, так что они избегают столкновений. В результате многие одаренные дети приобретают репутацию трусливых «маменькиных сынков или дочек», что также не способствует гармоничному развитию их характера.

Овладение воспитателем личностно-ориентированным подходом к ребенку, психологической культурой способно в значительной степени изменить ситуацию, окрасить ее в иной цвет — в цвет радости, счастья от общения с чудом, открытым миру, «раскрывающимся», развивающимся у тебя на глазах, от осознания причастности к этому. Неталантливых детей не бывает. Нужно создавать условия для их эффективного развития.

1.2 Критерии отнесения ребенка к группе «одаренных детей»

одаренный методический литература факультатив

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/literaturnaya-odarennost/

Выявление одаренных детей начинается в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одаренных. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Отмечается, что «уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу» [12, c. 80].

Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. До начала занятий с учащимися необходимо проводить комплексную диагностику, в которой, кроме самих учащихся, должны принимать участие их родители и учителя. Цель данной диагностики — составить портфель данных об учащемся. Для этого используются тесты по определению личностных особенностей учащихся, уровня мотивации учения, развития познавательной сферы, творческих способностей; анкеты для родителей. В школе складывается система работы с одаренными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.

8 стр., 3593 слов

Проблема отцов и детей в русской литературе

... (отцов и детей) в связи с исторической эпохой, социокультурных взглядов и литературы. Для реализации этой цели я поставила перед собой следующие задачи: 1.Отобрать материал для подготовки реферата. ... русскую землю, а князья, стремясь к власти, богатству и независимости от влияния отцов и братьев, обращали оружие против самых близких людей. Рвалась нить, соединяющая поколения отцов и детей. В ...

Развитие творческих способностей, креативности предполагает качественное изменение содержания учебных программ и методик. В ходе реализации программы предусматривается работа по созданию, разработке модели обучения одаренных детей, апробирование методик продуктивного обучения, технологий личностно ориентированного характера, среди которых особое место занимает технология индивидуализации и научно-исследовательской деятельности.

Е.Н. Смолина рекомендует учителям, выпуская детей из начальной школы, составлять характеристику-портрет на каждого ученика, включающий в себя, например, такие вопросы [29]:

. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.

. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. 9. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

В.Н. Стрельцов и Г.В. Колесникова в разработанной ими программе «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе» На период 2012-2016 гг.» выделяют следующие критерии отнесения ребенка к группе «одаренные дети»:

. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

. Испытывают радость от умственного труда [31].

Ряд ученых отмечают такие особенности психосоциального развития одаренных детей, как перфекционизм, которому часто сопутствует чувство неудовлетворенности, повышенная уязвимость, трудности в общении.В.С. Циценко выделяет следующие сферы одаренности ребенка [35]:

Интеллектуальная сфера:

ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью

охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания

проявляет исключительные способности к решению задач

23 стр., 11036 слов

Роль фольклора в жизни человека. Феномен фольклора и его воспитательное ...

... знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на ... уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребёнком в процессе коллективных занятий с детьми; бережное и уважительное отношение к детскому ...

проявляет выраженную и разностороннюю любознательность

часто с головой уходит в то или иное занятие

выделяется умением хорошо излагать свои мысли.

Сфера академических достижений

Чтение: ребенок много читает, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.

Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c легкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений.

Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.

Творчество — ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с «головой уходить» в интересную работу, занятие;

демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает все по-своему;

изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;

часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;

способен продуцировать оригинальные идеи;

способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.

Общение и лидерство

ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям;

другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;

c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;

в общении со сверстниками проявляет инициативу;

принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):

ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации;

проводит много времени за рисованием и лепкой;

демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

осознанно строит композицию картин или рисунков;

работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Музыка:

  • ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;

легко повторяет короткие ритмические куски.

Двигательная сфера:

ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

25 стр., 12337 слов

«РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...

... и эстетические предпочтения детей. Артикуляционный аппарат детей младшего возраста так же нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его развитию: правильное положение губ ... организованность, воля. Хочу перечислить основные задачи певческой деятельности: Развитие музыкальных способностей; Развитие музыкально-слуховых представлений; Развитие ладового чувства, а так же чувства ...

обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

любит движения (бег, пряжки, лазание);

прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;

для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.

Вся работа по развитию одаренности детей в образовательном учреждении ориентирована на максимальную реализацию потенциальных возможностей школьника, развитие его склонностей, способностей, так как в школьные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребенка как личности [30].

Работа с одаренными детьми требует особых усилий педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать свое педагогическое мастерство.

За сухими цифрами кроется напряженный, кропотливый труд педагогов, который невозможно измерить [36].

Но самое главное — поддержка одаренных детей, от которых, в конечном счете, зависит наше будущее.

1.3 Выявление (критерии и методы) литературной одаренности детей

Под литературной одаренностью понимается один из видов художественной одаренности, основанной на ярко выраженной способности ребенка мыслить художественными образами (это связано с двумя сферами психической деятельности: художественным мышлением и речью) и воплощать свои мысли и переживания в произведениях словесного искусства. Проявление литературной одаренности, как правило, подразумевает наличие жизненного и читательского опыта, что предполагает более позднее проявление по времени, чем изобразительная и музыкальная одаренности, и большую значимость социокультурных факторов для ее формирования и развития.

Актуальность и значимость изучения литературной одаренности и перспектив ее развития связаны как с общими вопросами одаренности, так и с потребностью в сохранении той роли, которую традиционно играло искусство слова в утверждении базовых ценностей русской культуры. Отметим, что литературоцентричность русской культуры давно стала очевидным фактом, что и было отмечено в работах таких разных исследователей русской литературы и культуры, как Д. С. Лихачев и Ю. М. Лотман; В. В. Кожинов и А. М. Панченко, а ценности, сформировавшиеся в русской словесности, стали доминантными для всей русской культуры [12, c. 91].

В.Н.Стрельцов и Г.В.Колесникова отмечают, что русская литература всегда была нравственно максималистской. Даже такой теоретик либерализма, как Исайя Берлин, призывавший к примирению ценностей через компромисс, искренность, признавал за русской классикой особую морально-нравственную заостренность и категоричное неприятие несправедливости [31].

6 стр., 2818 слов

«Развитие творческой деятельности дошкольников»

... Охарактеризовать понятие творческой деятельности и одаренности по подходам отечественных и зарубежных ученых. 2. Определить виды и проявления творческой деятельности. 3. Дать содержательную характеристику творческой деятельности старших дошкольников 4. Описать особенности развития творческой деятельности в старшем ...

Наиболее полно аксиологические ценности русской культуры были выявлены в XIX-XX вв., когда на фоне величайшего взлета национальной литературы и музыки, ставших высшим достижением всего человечества, произошло философское и культурологическое осмысление русской культуры, были определены ее отличительные черты.

Образование — один из самых традиционных и инерционных общественных институтов, что во многом обусловлено отсроченностью результатов учебно-воспитательной деятельности. Тысячелетиями образование, под которым понимается систематизированный процесс обучения, предполагавший, как минимум, овладение устойчивыми навыками письма и счета, получение представлений о мироздании и формировании правил поведения в обществе, было элитарным. Одна эпоха сменяла другую, «юная» цивилизация — древнюю, а сам процесс обучения мало менялся — от учителя к ученику, «от тьмы к свету», от общего, неверного, ложного, неполного знания (представления) к истинному, то есть собственно научному [17, c. 83].

Революцией в образовании стало появление «Великой дидактики» Я. А. Коменского, ставшей точкой отсчета для педагогики Нового времени. Публичное обсуждение и формулирование подходов и принципов обучения, отказ от сакральности знания — вот то, что в первую очередь и сделало педагогику наукой, а образование — массовым (хотя и не сразу, но создало для этого необходимые условия).

Вплоть до настоящего времени (начало XXI столетия) образование продолжает жить в парадигме, заданной трудами великого европейского (чешского) гуманиста. Парадигмальная общность советской школы с российской и облегчила сохранение базовых ценностей русской культуры. Вместе с тем на рубеже XX-XXI вв. стало очевидным, что прежняя парадигма развития образования постепенно перестает отвечать современным требованиям. И прежде всего это связано с развитием ИКТ, формированием глобального информационного пространства, активизацией взаимодействия в этнокультурной и конфессиональной сферах. Раньше всего эти проблемы обозначились в Западной Европе и в США, где серьезные изменения в систему образования стали вноситься уже с середины прошлого столетия. В России исчерпанность прежней парадигмы стала очевидна с конца XX столетия (попытки радикального изменения образовательной парадигмы в 20-х годах можно не учитывать по причине их спорадического характера и неподготовленности), чему способствовали как внутренние (кризис советской системы), так и внешние (глобализация и кардинальные изменения в западной системе образования) факторы [23].

Российское образование, невзирая на многочисленные социо- и геополитические коллизии XX столетия, было и остается европейским по своей структуре и идеологии и испытывает (естественно, с поправкой на национально-культурную специфику) сходные проблемы. Участие в так называемом Болонском процессе — не прихоть отдельных чиновников, а вполне осознанное стремление к интеграции в европейское образование.

Другое дело, что не всегда действия, предпринимаемые в рамках реализации «европейского» выбора, в полной мере учитывают российские реалии, а потому носят позитивный характер. Тем не менее изменения в высшей и средней школе (мы не оцениваем их эффективность — только отмечаем как тенденцию) и введение новой нормативной базы в 2011-2013 гг. и были нацелены на приведение законодательства в соответствие с основными тенденциями в развитии образования и образовательной практики. Особый акцент во всех проводимых мероприятиях и изменениях в нормативной базе был сделан на информационных технологиях.

3 стр., 1014 слов

«Изобразительная деятельность как средство подготовки детей к ...

... уровня подготовки ребенка к школе, но нужно освоить возможности ее внедрения с данной целью. На занятиях изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении находят решение задачи всестороннего становления детей, которое нужно для эффективного обучения в школе. ...

В настоящее время разработка программ по учебным предметам на базе информационных технологий занимает достаточно прочные позиции в образовании. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (далее — ФГОС [21]) даны рекомендации по организации современного урока литературы. Так, на занятиях обязательно должны использоваться компьютерные и информационно-коммуникационные средства, экранно-звуковые пособия и технические средства обучения. В этом формате реализуется деятельностный подход к процессу обучения. Уже в проекте ФГОС предусматривалось создание целостной образовательной среды в школе, и на этой платформе должно было бы происходить накопление собственной базы материально-технических средств обучения: мультимедийные продукты, создаваемые учащимися, электронные библиотеки, видеотеки и др. Именно эта линия была определена разработчиками стандарта как определяющая; она сохранялась на протяжении всего времени обсуждения проекта стандарта и была закреплена во ФГОСах.

Таким образом, существующие на сегодняшний день нормативные документы не препятствуют созданию и реализации творчества школьников непосредственно на уроках литературы, что отвечает одной из главных целей образовательного стандарта: «развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности» [21, c. 5]. Добавим, что еще больший простор для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся открывается в различных литературных студиях, кружках, объединениях и т. д. — чаще всего существующих при дворцах творчества, школах искусств или в рамках дополнительного образования.

Проблема развития литературной одаренности неотделима от более глобальной проблемы — развития художественной одаренности детей и подростков. Исторически проблема одаренности связана с вопросами соотношения таланта и трудовых усилий, сознательного и бессознательного, мистического и рационального. Социальный эксперимент, осуществленный большевиками в России, предполагал отказ от признания каких либо нерациональных факторов, а одаренность рассматривалась как проявление не только и не столько физиологически обусловленное (от рождения), сколько определяемое социумом.

Опыты В. В. Маяковского и других лефовцев по «выращиванию» пролетарских поэтов наглядно продемонстрировали надуманность и бесперспективность подобного подхода. Тем не менее на формальном уровне одаренность продолжала рассматриваться как качество, активно развиваемое социумом; мистический ее аспект всячески замалчивался вплоть до конца 80-х годов. Для замалчивания всего, что было связано с иррациональным, в СССР всячески пропагандировалась наука, понимаемая в исключительно позитивистском аспекте.

Таким образом, на данный момент в методической литературе наблюдается дефицит работ, в которых бы были четко прописаны критерии выявления художественной и литературной одаренности у детей. Пока каждый конкретный случай в педагогической практике рассматривается индивидуально и ответственность за судьбу ребенка лежит на педагоге.

Глава 2. Работа с одаренными детьми на факультативных занятиях по литературе

.1 Общая характеристика работы с одаренными детьми на уроках литературы

Среди современных стратегий обучения и воспитания одаренных детей в Е.Н. Смолина выделяет следующие: исследовательская деятельность (моделирование, проект, творческая работа, практическое исследование и его описание, мини-изобретение, личностное открытие), проблематизация, интеграция, методики «продуктивного обучения» (метод проекта, эвристическое обучение), методики личностно ориентированного характера (учебный диалог, малые группы), научное творчество в форме научного общества учащихся, а также творческих объединений по интересам малых форм подвижного характера, создание «стимулирующего окружения» для одаренных детей, информационные технологии, индивидуализация (позволяющая выявлять «субъектный опыт» ребенка и создавать условия для его «обогащения» через рефлексию, самоанализ, технологию отслеживания результатов развития), наставничество, индивидуальное ведение, тьюторство, индивидуальная траектория обучения [29].

В работе с одаренными детьми используются следующие формы: творческие мастерские, интеллектуальные ринги и марафоны знаний, разноуровневые олимпиады и конкурсы, кружки.

Работа с одаренными детьми реализуется посредством элементов технологии проблемного обучения. На занятиях создаются ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, усвоение новых знаний, умений и компетентностей, самостоятельная организация процесса усвоения, т. е. умение учиться. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является обеспечение развития универсальных учебных действий.

При работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы считаем целесообразным использование следующих методов работы: проблемного, исследовательского, частично-поискового, проектного [29].

Успешно применяются следующие формы работы: работа в парах, в малых группах, разноуровневые творческие задания и индивидуальное консультирование, элективные курсы, факультативы, кружки, игры, конкурсы, викторины, профильные группы, проведение олимпиад и предметных недель, научно-практические конференции. По многим из них подготовлены индивидуальные планы и программы, способствующие развитию креативности мышления и формированию исследовательской культуры одаренных детей.

В урочной деятельности используется проблемно-развивающее обучение, применяются проектно-исследовательские технологии, игровые технологии (деловые игры и путешествия), информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажеры), творческие и нестандартные задания.

В организации внеурочной деятельности — факультативы, предметные недели, театрализованные праздники, олимпиады, игры, викторины, конкурсы по предметам [19].

Предлагаемая система работы имеет определенную структуру и включает следующие этапы: выявление ребенка в классном коллективе (наблюдение, опросники, мотивация участия и активности и др.); составление примерного плана работы с одаренным ребенком; согласование действий с учеником, администрацией школы, родителями ученика; подведение итогов работы, внесение в план работы соответствующих изменений. В 5-8 классах преподавание русского языка часто осуществляется по программе С.И. Львовой, в которой предусмотрен новый подход, направленный на интенсивное речевое развитие детей.

Задания повышенной сложности рекомендуются одаренным обучающимся, в качестве индивидуальной работы предлагаются отдельные упражнения исследовательского характера. Это позволяет сохранить интерес к предмету одаренных детей и дает толчок формированию и развитию навыков исследовательской работы в области изучения родного языка.

Сильные учащиеся получают возможность саморазвития, пробуя свои силы в работе над упражнениями повышенной сложности и заданиями, цель которых — развитие аналитических способностей. Таким образом, дети учатся сами определять объем домашнего задания и получают представление о результате, к которому нужно стремиться.

Создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся возможно через выполнение разнообразных по тематике творческих заданий различного уровня сложности. Обучающиеся могут проявить себя в рисовании при выполнении упражнений «Конкурс художников», при создании иллюстраций к речевым высказываниям. В методической системе учитываются также интересы и склонности детей к изучению других дисциплин.

Выбираются разные варианты домашнего задания: обязательное задание для всех обучающихся; дифференцированное задание (разного уровня сложности) для одаренных и слабых учеников; индивидуальные задания; разные задания или части одного задания для разных групп учащихся; задания по выбору и желанию. Ученики имеют возможность при этом извлечь информацию из справочного материала, поработать с разными словарями.

При объяснении нового материала используются элементы технологии творческой мастерской, такие, как деконструкция предмета и оживление чувств вокруг него (при изучении материала в 6 классе по темам «Постоянные и непостоянные морфологические признаки причастия», «Роль причастия в художественном описании»).

Работая с теоретическим материалом учебника при получении новых знаний, сильные ученики, опираясь на наблюдения, самостоятельно составляют опорные схемы, алгоритмы, таблицы. Это вовлекает детей в активную деятельность, позволяет самостоятельно сделать выводы, что дает более стойкий результат по освоению темы.

Учителя отмечают, что особую роль при работе с одаренными детьми играет работа в группе [26, c. 60]. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии. Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал. Так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе, высказаться по тому или иному вопросу.

С целью повышения самостоятельности и активизации интеллектуальных и творческих способностей одаренных обучающихся на уроках используются различные технологии, отличающиеся от методики тем, что имеют четкий алгоритм действий, в котором нельзя упустить ни одного звена. Осуществляется новый подход к ведению урока — использование на уроке мастерской, что стимулирует творчество детей, делает их активными участниками процесса обучения. Цель мастерской состоит в том, чтобы научить ребенка действовать автономно и рефлексивно, использовать различные средства интерактивно. Мастерские могут быть разных типов: построения знаний, творческого письма, мастерские по самопознанию, могут носить смешанный характер.

Этот вид работы используется и во внеурочной деятельности. Занятия с одаренными детьми ведутся в литературно-творческой мастерской [12, c. 91].

Школьники пишут стихи, статьи, сценарии праздников, составляют терминологические и литературоведческие кроссворды, придумывают викторины по произведениям писателей. Подготовка к различным литературным конкурсам также осуществляется путем совместной творческой деятельности. Юные писатели и поэты делают презентацию своей работы и дискутируют со сверстниками по ее содержанию, оформляют сборники своих произведений. Проводится индивидуальная консультация по каждой творческой работе.

При организации внеурочной деятельности практикуется подготовка и проведение литературно-музыкальных композиций. Это способствует всемерному развитию личности одаренного ребенка, формированию его мышления и интеллекта, позволяет проявить творческие способности при инсценировании, декламации стихотворений, исследовательской деятельности при изучении исторических и документальных материалов.

Одним из важных направлений в своей работе считаю внедрение в образовательный процесс проектной технологии. Именно она позволяет сделать для каждого учебный процесс личностно значимым, получить возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность. Это особенно важно потому, что знания не столько передаются, сколько получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Таким образом, деятельность с использованием форм, методов и приемов по развитию одаренности обучающихся позволяет решить задачу формирования творчески активной личности.

2.2 Методические приемы работы с одаренными детьми на уроках литературы

Психолого-педагогические исследования показывают, что одним из мощных средств воспитания чувств является литературное произведение. Литературное произведение (сказка, рассказ и т.д.) входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего школьного детства и остается с ним на всю жизнь (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, П. М. Якобсон, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина и др.).

Литературное произведение преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию школьника, — все это делает литературное произведение особенно интересным и волнующим для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Влияние литературного произведения на гармоничное эмоциональное развитие детей заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка [33].

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Особенности этих фольклорных произведений-миниатюр в том, что в них глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка. Художественная литература включает в себя и авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ученику.

Материалом для художественного произведения всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Художественное произведение помогают закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

У всех народов воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах, поэтому в формировании нравственных качеств личности у школьников успешно применяется фольклорная проза: пословицы, поговорки, сказки. Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию: «Каков в колыбельку, таков и в могилку», «Каково семя, таково и племя», «Живет в хлеву, а кашляет по-горничному», «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле», «Не в том дело, что овца волка съела, а в том дела, как она его ела», «У батюшки промеж пальчиков, у мужа в руках» и многие другие.

Работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. Сказка с помощью своих волшебных образов, которые наиболее интересны и понятны ребенку школьного возраста, помогает сформировать определенную картину мира, подготовить одаренного ребенка к будущей самостоятельной жизни. Ставя своих героев в определенные отношения, при которых силы добра обычно побеждают силы зла, сказка тем самым вырабатывает у одаренных детей определенные отношения к реальной действительности, формирует у них нравственные качества. Сказка обладает такими особенностями как оптимизм, который особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие; образность, облегчающая их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению; забавность, повышающая интерес к ним детей; дидактизм, позволяющие использовать их при решении педагогических задач.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий.

Положительные герои в каком-либо художественном литературном произведении, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т. п.

Из всех литературных жанров сказка в наилучшей форме соответствует интересам и способностям ребенка. Она всегда побуждает к определенным рассуждениям. Наилучшей формой работы со сказкой является ее чтение и последующий анализ ее содержания и скрытых смыслов. Таким образом, в современном мире знание сказок восстанавливает исконные этические и эстетические нормы, способы художественного и морального воспитания человека. Художественная литература является также основой для развития театрализованной деятельности. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке.

Одаренный ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью. Дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам, так как положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются. Одобрение взрослым достойного поступка создает у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Театрализованная деятельность выступает в качестве ненавязчивого педагогического средства и оказывает сильное воздействие на личность одаренного ребенка. Сам ребенок испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена.

Литературное произведение делает нашу жизнь более интересной и играет важную роль в общей работе по воспитанию детей. Литературное произведение оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни [24, c. 31].

В нашей стране литературно-творческим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель — воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.

2.3 Структура конспекта урока-факультатива для работы с одаренными детьми

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции школьников средней школы.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом. этап. Работа с текстом до чтения.

. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. этап. Работа с текстом во время чтения.

. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств — на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. этап. Работа с текстом после чтения.

. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Комментарии к предложенной схеме. Полноценное восприятие прочитанного возможно только на базе прочного навыка чтения позволяющего быстро и полно воспринимать содержание. Обязательно надо предупреждать ошибки в чтении. Это слоговое чтение трудного слова. Это проговаривание его в беседе до чтения. Это и конкретные технические задачи для подготовительного чтения типа: найди слова из пяти и более слогов, прочитай их шепотом и расставь ударение

Громкое чтение в виде полноценного первичного знакомства со всем содержанием в виде выборочного чтения на всех этапах урока должно иметь место. Выделяют основные мысли — перечитывают предложение; готовятся к пересказу — выразительно читают слова и выражения, которые желательно в него включить, анализируют план, составленный самостоятельно — иллюстрируют один из заголовков соответствующим отрывком, отчитываются за самостоятельную работу по заданию — иллюстрируют ответ чтением.

Чтение про себя обязательно сопровождается самостоятельной работой, всегда интересной и достаточно сложной. Именно на базе самостоятельной работы над текстом ведется анализ произведения, строится беседа. Прежде всего, надо помнить, что бесе6да всегда диалог, в котором вопросы ставит не только учитель, но и учащиеся. Цель беседы в отношении художественного произведения — добиться отчетливого, глубокого понимания детьми авторского замысла и помочь им выразить свое отношение к прочитанному. В центре беседы — выявление идейного содержания и формирование его главной мысли.

После чтения научно — познавательной статьи беседа объясняет все частные выводы, сделанные при разборе прочитанного по частям, и подсказывает детям пути применения к жизни знаний, полученных из статьи.

Часто во время беседы возникают новые проблемы для обсуждения, ставятся вопросы для установления причинных связей (психологических, социально-исторических), даются сопоставления с другими произведениями на ту же тему. Например, при обсуждении сказки к. Паустовского «стальное колечко» прежде всего надо выяснить, почему Варюша не уехала из родной деревни, составить рассказ о девочке. А на итоговом уроке по произведениям К. Паустовского предложить для обсуждения вопрос: в чем проявляется любовь к Родине у героев К. Паустовского.

Беседа — всегда диалог, в основе которого лежит система вопросов. Вопросы по их направленности можно разделить на следующие группы. Например, сказка К. Чуковского «Федорино горе»:

.Выяснение, как поняли дети фактическое содержание (Когда горе случилось у Федоры?).

.Выяснение представлений детей о данном факте (Какая посуда убежала от Федоры?).

.Выяснение различных связей: причины и следствия, сходства и контраста, временных связей (Почему посуда убежала?).

.Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям (Кто виноват в горе Федоры?).

.Вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом учащихся (Всегда ли бережно вы относитесь к своим вещам?).

.Вопросы, привлекающие внимание детей к языку и художественным особенностям произведения (Выделите слова, показывающие движение посуды).

Беседы не должны быть длительными, многовопросными. Важно, чтобы дети ощущали плодотворность беседы, видели, что она помогла что-то выяснить, чему-то научила. Только тогда, на протяжении всего урока чтения, дети будут работать: и читать, и думать.

Далее идет самый длительный этап — анализ произведения. Рассмотрим еще один пример: очерк И. С. Тургенева «Осенний день в березовой роще».

Цели урока: раскрыть особенности художественного описания природы; воспитывать у детей желание наблюдать природу в разные времена года, учить чуткому отношению к природе; обучать пересказу, близкому к тексту. Сообщения учащихся о наблюдениях за погодой в прошедший день.

Чтение очерка про себя и подготовка ответов на вопросы: В чем особенность погоды, описанной Тургеневым? Какие картины вы увидели вместе с писателем?

Чтение вслух с анализом художественных средств. Какое время года описано? В чем проявилось непостоянство погоды? Нарисуйте словами две картины неба. Что писатель говорит о шуме листвы в разные времена года? Почему? Перечитайте отрывок про себя и подготовьтесь пересказать его близко к тексту. Выделите глаголы, описывающие осенний дождь. Почему автор употребляет данные глаголы? Какие слова указывают на то, что дождь был мелким, кратковременным? Почему в Березовой роще не было слышно птиц? С чем сравнивается голосок синицы?

Самостоятельная работа по вариантам. Перечитайте текст и приготовьте подробный пересказ на темы: «Картины осеннего дня во время теплого солнечного сияния», «Картины осеннего дня во время дождя».

Подробный пересказ текста.

Обобщение учителя об авторе очерка. Как видите, согласно идее произведения и цели урока, анализ самого текста, его языка составил центральную часть урока. Анализ начат на основе самостоятельной работы, более детальный — в процессе чтения вслух под руководством учителя.

Обобщающая беседа стала синтезом всей аналитической работы. Беседу нельзя превращать в назидание, поучение. Она должна быть построена так, чтобы дети сами обсудили свое отношение к прочитанному и к той действительности, о которой оно нам напомнило. Все виды занятий должны вести читателя самым эффективным путем к выделению главной мысли, к определению своего отношения к прочитанному.

Таким образом, грамотное планирование деятельности одаренных учащихся позволяет изучать произведение на совершенно другом уровне, раскрывая всю глубину его смысла и художественного своеобразия.

Заключение

Работа с одаренными детьми рассматривается как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Из трудов психологов следует, что одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Найти и выявить одаренных детей — это только одна из задач. Главное — создание условий для обучения этих детей в рамках специально разработанных программ.

Одаренные дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении. При работе с ними постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования. Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/literaturnaya-odarennost/

1.Барулин В.В. Одаренность. Проблемы и исследования //Лучшие страницы педагогической прессы. 2003. № 6.

.Вопросы одаренности: от теории к практике.// Завуч.- 2009.- № 8.

.Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.,1965.

.Григорович Л.А Педагогика и психология: учебное пособие- М.: Гардарики, 2003. 287 с.

.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2009.

.Интерактивный проект «Перспектива» в рамках реализации комплексно-целевой программы «Одаренные дети».// Методист. — 2009.- № 3.- С. 16.

.К вопросу о классификации видов детской одаренности.// Педагогика.- 2003.- № 8.- С. 13.

.Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. 2003. № 3.

.Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. М., 1998.

.Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1999. № 6.

.Методики диагностики одаренности младших школьников // Практика административной работы.- 2002.- № 6.- С. 54.

.Одаренные дети в школе. Развитие филологической одаренности детей в условиях школы // Учитель в школе.- 2010.- № 3.- С. 80, 91.

.Одаренные дети: как лучше организовать их обучение. Проявление одаренности на уроках русского языка. России нужны школы для одаренных детей.// Учитель в школе.- 2009.- № 5.- С. 84-90.

.Одаренный ребенок в школе.// Завуч начальной школы.- 2011.- № 4.- С. 73.

.Одаренный ребенок, семья и массовая школа.// Директор школы.- 2010.- № 7.- С. 85.

.Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать?// Народное образование.- 2010.- № 8.- С. 21.

.Организация работы с одаренными детьми. Одаренные дети (из опыта работы).// Завуч.- 2004.- № 7.- С. 83, 153.

.План работы с одаренными учащимися в начальных классах // Завуч начальной школы.- 2005.- № 3.- С. 93.

.Подпрограмма работы с одаренными детьми.// Образование в современной школе.- 2004.- № 7.- С. 32.

.Положение об учебно-исследовательской деятельности учащихся.// Практика административной работы.- № 3.- С. 55.

.Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 — 9 классы: проект. — М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).

.Принципы педагогической поддержки одаренных детей.// Педагогика.- 2003.- № 6.- С. 27.

.Работа с одаренными детьми — одна из идей новой школы // Методист.- 2009.- № 6.- С. 11.

.Работа с одаренными детьми в условиях массовой школы.// Начальная школа+. — 2001.- № 12.- С. 31.

.Работа с одаренными детьми.// Завуч начальной школы.- 2009.- № 8.- С. 91.

.Работа с одаренными детьми: методические аспекты.// Сельская школа.- 2011.- № 3.- С. 60.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

.Сетевое взаимодействие как механизм методического сопровождения работы с одаренными детьми // Методист.- 2010.- № 9.- С. 21.

.Способы выявления одаренных учащихся. Работа с одаренными детьми в начальной школе // Учитель в школе.- 2009.- № 4.- С. 76, 79.

.Теплов Б.М. Избранные труды. 2. Т. М.: Педагогика, 1985.

.Учебно-дидактический проект «Система управления обучением одаренных детей» // Учитель в школе.- 2011.- № 2.- С. 87.

.Циклограмма работы с одаренными детьми // Практика административной работы.- 2008.- № 1.- С. 34.

.Ядро одаренности // Директор школы.- 2010.- № 1.- С. 71.

Приложение

Конспект урока-факультатива для работы с одаренными детьми

Стихотворение А.С. Пушкина «Туча»

Задачи данного урока:

̶познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина как образом искусства слова;

̶воспитывать любовь к природе к поэзии

̶развивать мышление творческое воображение речь навык выразительного чтения

Ход урока.

. Вступительная беседа

На доске портрет А.С. Пушкина

При взгляде на этот портрет нас поражают духовное богатство и сила этого человека. Лицо Пушкина полно жизни. Это вдохновенный образ поэта исполненного творческих сил. Кажется, что в эту минуту на него снизошла богиня поэзии — Муза и в голове его рождаются вдохновенные строки стихов. Взгляните на страницу рукописи. Она испещрена быстрыми стремительными строками. Некоторые фразы поэт зачеркивает, т.к. вместо них появляются другие более удачные выразительные. Между строк — рисунки. Вот он увидел в окно тучку его, летящее перо изображает ее на месте бумаги, а далее рождаются стихи

И мысли в голове волнуются в стволе,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу,

Перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

. Первичное знакомство с произведением и проверка восприятия.

Прослушайте произведение А. С. Пушкина «Туча». Я прошу вас закрыть глаза и представить себе картины, описанные в нем. Я читаю стихотворение, после чего задаю вопросы:

Что особенно затронуло вас в этом стихотворении?

Как вы думаете. С каким настроением поэт писал его? Что вы себе представили? Какие картины?

К какому жанру относится это произведение? Почему так думаете?

. Словарная работа. Предлагаю детям прочитать стихотворение про себя и найти непонятные слова. Заранее готовлю картинки со словами и, если дети спросят их значение, вывешиваю их на доске, а затем объясняю.

Рассеянная (буря) — здесь закончившаяся буря;

Лазурь — яркая голубизна неба;

Унылая — скучная;

Алчная (земля) — жаждущая воды, влаги;

Миновалась — прошла;

Листочки древес — листья деревьев.

.Литературный анализ стихотворения. Организуя перечитывание и анализ стихотворения, я опираюсь на композицию пейзажа. Комментарий должен быть ненавязчивым, формирующим образные представления. Вот какие вопросы можно задать учащимся при работе над анализом:

Сколько строф в этом стихотворении?

Прочитаем 1 строфу.

Какую картину вы представляете себе? Давайте нарисуем ее. Какой описан день? Что его омрачает?

Как мы должны прочитать эту строфу? С каким настроением? Нравится ли поэту эта печальная тучка?

Какие эпитеты употребил автор, чтобы описать ясный солнечный день?

А какие противоположные эпитеты помогают поэту создавать образ ненастья, темной тучки?

Прочитаем вслух 2 строфу и тоже представим себе описанную картину.

Бушует гроза, темная туча затянула все небо, время от времени ярко вспыхивает молния и, раздаются раскаты грома. На землю низвергаются потоки дождя. Давайте попробуем передать голосом, передать грозную, бушующую бурю (1 — 2 ученика читают)

Какие картины разбушевавшейся стихии вы увидели?

А теперь послушаем 3строфу и представим себе то, что в ней описано (1 ученик читает)

Что вы увидели? Природа после грозы, как будто умытая, свежая. Легкий ветерок, а не буря, ласково играет листочками. Здесь Пушкин говорит о земле, о ветре, о небесах, как о живых существах.

Как называется такой прием?

Как мы должны прочитать эту строфу?

А теперь попробуем выразительно прочитать все стихотворение.

строфу — с досадой, 2 — передать голосом бушующую стихию, 3- спокойно.

. Выразительное чтение стихотворения.

Красота картин природы и чувство поэта должны быть в центре внимания детей на каждом уроке чтения и анализа пушкинской пейзажной лирики.

Научить детей видеть красоту, воссоздать ее в своем воображении, проникать в эмоциональный мир поэта — вот основная задача чтения и анализа пушкинских пейзажей.

Отрывок из поэмы « Медный всадник» представляет собой городской, петербургский пейзаж. Это качественно новая ступенька в формировании представлений о Пушкине — пейзажисте. Пушкин одним из первых открыл красоту русской природы. И вот иней, городской пейзаж Северной пальмиры, Северной Венеции.

Полноценное восприятие отрывка «Люблю тебя, Петра творение…» предполагает наличие у детей историко-литературных и архитектурных преставлений. Для ребенка, не побывавшего в городе на Неве, новым и сложным в этом тексте является, по сути, весь изобразительный план отрывка: Петра творенье, Невы державное теченье, оград узор чугунный, Адмиралтейская игла.

Для того, чтобы дети восприняли стихи, необходимо показать им изображения видов Петербурга и рассказать о громадах Петербургских улиц с плотными рядами домов, о необыкновенно красивых и строгих архитектурных ансамблях, о сумрачно-торжественном характере этого города.

Невский проспект времен Пушкина, Адмиралтейство, Летний сад, Ростральные колонны, мосты через Мойку и Фонтанку, все это дети должны воочию увидеть на фотографиях, открытках.

Перечитывая отрывок, учащиеся осознают, какие виды Петербурга рисует поэт, всматриваются в них. Стараются соотнести пушкинские картины с фотографиями.

Перечитав и прокомментировав текст, предлагаю детям посмотреть, как рисуется облик прекрасного города. Дети выбирают нужные детали: строгий, стройный вид; Невы державное теченье, береговой ее гранит; спящие громады пустынных улиц.

Эти детали хорошо сопоставить с репродукциями, подчеркивая степень их точности. Петербург — жемчужина, город, где учтено все: и характер рельефа местности, и климат, и освещение. Это город, где природа и архитектура слились в гармоничном единстве. А есть ли гармония природы и архитектуры в стихотворении Пушкина?

Предлагаю детям выяснить это, сопоставить пейзажные детали, рисующие город, с деталями, рисующими природу. Это сопоставление осуществляется в ходе выборочного чтения. Ответы фиксирую на доске:

Природа.

Невы державное теченье…

…задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск бесшумный…

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря, сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса…

Город…Строгий, стройный вид…

Береговой ее гранит…

…оград узор чугунный…

и ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла…

Такое сопоставление помогает воочию убедиться в гармонии природы и города. Природа словно вобрала в себя город, слилась с ним. Державной Неве пристало торжественное одеяние из гранита и чугунного кружева. На фоне низкого бледного неба по-особому светло смотрится Адмиралтейская игла. Неяркость северных красок не мешает любоваться великолепием архитектурных ансамблей.

Поэту удается выразить свою любовь к городу. Еще раз перечитывая отрывок, дети увидят, что слово люблю повторяется два раза, что все стихотворение — это обращение к любимому городу, признание в любви к нему и восхищение тем, что поэт в нем любит. Так откровенно и полно чувство любви. Пожалуй. Было выражено только в пушкинской «Осени». Дети должны постараться выразить чувства поэта, обучаясь выразительному чтению отрывка.