Особенности художественного мышления детей младшего школьного

Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие — пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.Рисуя, ребёнок расставляет предметы в один ряд или разбрасывает их по всему листу без учёта, что ближе, что дальше, что больше, что меньше. Так, например, девочка может оказаться больше дома, а метла в руках дворника больше самого дворника. Это не потому, что маленький рисовальщик не знает, что дом больше девочки, а метла меньше дворника, а потому, что в процессе рисования девочка и метла в первую очередь привлекли его внимание, вызвали больший интерес [15].

Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, как смотрим мы.Начинающий рисовать ребёнок с трудом мыслит и передаёт в рисунке горизонтальную плоскость стола в виде более или менее узкой полосы, как она видна в перспективе. Он знает, что на столе можно расставить много предметов и поэтому рисует плоскость без соответствующего сокращения. Точно также рисуя дорогу, дети проводят её черед весь лист” опираясь на свой опыт — на ощущение протяженности дороги, по которой идёшь [22].

Маленький рисовальщик любит цвет, красочность отвечает его эстетическим запросам, он старается сделать свой рисунок ярким и в погоне за яркостью иногда нарушает правдоподобие. Дети могут нарисовать голубых цыплят, розовых собачек, разноцветные дома, объясняя при этом: «Так красивее». Часто закрашивают красками то, что нарисовано, а фон оставляют белым. Небо и землю могут нарисовать в виде тонкой полоски.Представленные самим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайно попавших им образов или начинают повторять себя, что ведёт к штампу. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.Все кажущиеся нелепицы детского рисунка обусловлены не тем, что ребёнок рисует бессознательно, нет, у ребёнка есть своя особая логика, свои реалистические и эстетические запросы и это надо помнить [16].

Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка и некоторые суждения о нём не только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоваться в работе над рисунком. Давая оценку детскому рисунку, учитель должен подумать о том, чтобы не разочаровывать маленького рисовальщика, отмечая положительные качества его работы [17].

21 стр., 10311 слов

Педагогический рисунок

... этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог. Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматривая рисунок, ... рисунки на доске делаются для того, чтобы дать ученикам правильное направление для самостоятельного решения задачи построения объемных выражений, поэтому долго рисовать, задерживая внимание детей ...

В школе учатся дети с разным уровнем подготовки, с разными способностями. При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребёнок начинает понимать красоту красок. И, чем глубже и разнообразнее знания детей — тем шире возможности творческих способностей.1.4 Задатки, способности детей младшего школьного возрастаАнализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия. Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека.Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия «умение» в словаре нет. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности [18].

При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант — это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов подчеркивается, что талант (гр. talanton) — выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля, в словаре С.И. Ожегова, в Советском энциклопедическом словаре, в словаре иностранных слов.Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте, подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности [20].

В советской психологии, прежде всего трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию — успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность — как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности [13].

13 стр., 6156 слов

Гениальные и одаренные люди (развитие способностей или природные задатки)

... как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области. Гений, в отличие от ... оказывались бесполезными. Феликс Платер утверждает, что знал многих людей, которые, отличаясь замечательным талантом в разных искусствах, в то же время были помешанными. Помешательство их ...

Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения.Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей.Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью.К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания [19].

Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни — системы условных рефлексов.На развитие способностей оказывает влияние особенности высшей нервной деятельности.Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстроты выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители — возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа — приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому Перейдем непосредственно к рассмотрению способностей человека, как психологических свойств личности [21].

Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития. Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей.По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д.По широте различаются:=> общие;=> специальные способности.Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у учителя и т. п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности.Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности поэтому принято называть общими.Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность.

20 стр., 9580 слов

«Развитие коммуникативной культуры младших школьников в ...

... проектной деятельности, направленных на повышение уровня коммуникативной культуры младших школьников. Практическая значимость:, Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы, разработанные Метод проекта способствует формированию у детей исследовательских, коммуникативных, познавательных ...

Благодаря ней человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа и, обобщая эти черты, создает типичный образ.Выделяя, сравнивая различные приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим мастерством.II. Эмпирическое исследование2.1 Организация и методы исследованияВ исследовании принимали участие 40 человека в возрасте от 7 до 9 лет (20 детей занимаются изобразительным искусством и 20 детей — не посещающих школу искусств).

Исследование проводилось в городе Вязники. В школе искусств имени Л.И. Ошанина (где занимаются 20 ребят) и в средней образовательной школе № 4(где обучаются так же 20 ребят) в 1” В“ классе.Цель: исследовать особенности мышления, внимания детей младшего школьного возраста занимающихся изобразительным искусством.Задачи исследования:1) осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования;2) провести экспериментальное исследование психологических особенностей детей младшего школьного возраста занимающихся изобразительным искусством;3) подбор методов и методик.Объект исследования: изобразительная деятельность учащихся младшего школьного возраста 7-9 лет.Предмет исследования: творческая активность в изобразительной деятельности младшего школьника 7-9 лет.Гипотеза: особенности мышления, внимания и мотивации у младших школьников занимающихся изобразительным искусством находятся на более высоком уровне развития, в отличие от детей, не занимающихся изобразительным искусством.Методология: в данной работе используются труды известных психологов: принципы единства сознания и деятельности, личностно-деятельностная теория А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.Методы исследования:1.

Наблюдение;2. Теоретический анализ;3. Тестовый метод:а) Тест «Корректурная проба» (Оценка устойчивости внимания),б) Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой,в) исследование уровня умственного развития с помощью методики ГИТ;4. Метод математической статистики. Сравнительный анализ по Q-критерию Розенбаума.2.2 Анализ результатов исследованияИсследование оценки устойчивости внимания с помощью теста «Корректурная проба».Цель: исследование устойчивости внимания учащихся.Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер.Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать, нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют.Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экзаменатор выдает ему бланк «Корректурной пробы» и разъясняет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно».Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора.

15 стр., 7293 слов

Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях ...

... упражнения в работе с детьми разными специалистами, это актуализирует проблему нашего исследования. Проблема, которую мы освещаем в своем исследовании - это возможно ли использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике для ...

Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой – ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K = m / n * 100% , где К – точность, n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m – количество правильно вычеркнутых во время работы букв. Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы» разъясняет по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их.Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: «Черта!»- Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, где Вас застала команда. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой ‑ ключом к тесту.Из протокола занятия в психологический паспорт школьника вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯУчащийся ______________________________________ Класс ______Возраст ______________ Пол __________ Дата __________________ПоказателиРезультатыКоличество просмотренных за 10 мин, букв……….Количество правильно вычеркнутых букв……………..Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть………….Точность выполнения задания, %………………Оценка точности, баллы…………………Оценка продуктивности, баллы……………..Оценка устойчивости внимания, баллы………………..Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле:К = m:n * 100 %где К ‑ точность, n ‑ количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m ‑ количество правильно вычеркнутых во время работы букв.Нормативные показатели для психически здоровых молодых людей до 10-15 ошибок при десятиминутной работе.С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания, необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью табл. представленной в опроснике полученной путем обычного шкалирования.Проведя обработку результатов, были получены следующие данные:В школе искусств имени Л.И. Ошанина, где занимаются 20 ребят, были получены следующие результаты:Высокий уровень устойчивости внимания выявлен у 70% учащихся (14человек), средний уровень устойчивости внимания наблюдается у 35% ребят (7 человек), низкого уровня устойчивости внимания среди ребят занимающихся изобразительным искусством выявлено не было.Гистограмма 1 — Устойчивость внимания среди детейВ средней образовательной школе № 4(где обучаются 20 ребят) в 1”В“ классе получены следующие результаты: высокий уровень устойчивости внимания наблюдается у 40% испытуемых (8 ребят), средний уровень устойчивости внимания выявлен у 45% учащихся (9 человек), и низкий уровень устойчивости внимания выявлен у 25% испытуемых (5 ребят).Гистограмма 2 — Устойчивость внимания среди детей, не занимающихся изобразительным искусствомИсходя, из полученных данных, можно говорить о том, что устойчивость внимания на более высоком уровне развита у ребят посещающих школу искусств. Внимание таких детей отличается большим объемом и устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 15-25 минут в отличие от детей, не занимающихся изобразительной деятельностью.Гистограмма 3 — Устойчивость внимания среди детей, занимающихся и не занимающихся изобразительным искусствомИсследование оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой.Способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов утвержден техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков в качестве рационализаторского предложения (Н.Г. Лусканова, рац. предложение № 138 от 07.06.1985 г.).Разработанный Н.Г. Лускановой способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов включает в себя схему анализа детских рисунков на школьную тему и краткую анкету, состоящую из десяти вопросов, отражающих отношение детей к школе, учебному процессу.Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации ею предлагается система бальных оценок. При этом рисунки и ответы на вопросы оцениваются по единой 30-бальной шкале, что позволяет сравнить между собой полученные результаты.Рисунок ребенка рассматривается как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Это интервью имеет проективный характер: в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать.Как отмечает Н.Г. Лусканова, своеобразие рисунка определяется не столько интеллектуальной сферой ребенка – его умом, зрительной памятью, запасом знаний, сколько его эмоционально-волевой сферой – настроением, интересами, активностью и т.п.При анализе рисунков оценивали следующие показатели.1.Соответствие заданной теме («Что мне нравится в школе»).2.Сюжет (что именно изображено).3.Размеры рисунка и отдельных деталей.4.Цветовое решение.5.Динамика изображения.6.Правильность рисунка.7.Законченность рисунка.Н.Г. Лусканова предлагает схему оценки детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе».1. Несоответствие теме указывает на:а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее. Свидетельствует о мотивационной незрелости ребенка;б) детский негативизм. В этом случает ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойствен детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще это свойственно детям с ЗПР.Если рисунок не соответствует заданной теме, то при количественной обработке проставляется 0 баллов.2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, т.е. что именно изображено:а) учебные ситуации – учитель с указкой, сидящие за партой ученики, доска с написанными заданиями и т.д. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов (30 баллов);б) ситуации неучебного характера – школьные здания, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п.

20 стр., 9591 слов

Формирование основ цветоведения у младших школьников на х изобразительного ...

... Изобразительное искусство в начальной школе», где даются рекомендации по обучению младших школьников основам цветоведения; Визер В.В. «Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве» и другие педагогические издания. Курсовая работа ... реалистического изображения, в доступной для них форме. Из всего этого ясно, что учитель сам, прежде всего, должен хорошо разбираться в вопросах ...

9 стр., 4490 слов

Первые дни ребенка в школе

... проходила учебную («Первые дни ребёнка в школе») практику в средней школе №21 города Барановичи, ... о классе: сведения о учителях, годовые задачи работы класса, список детей, режим работы класса. Проходила я практику в кабинете 1 Д» класса. В ... уроках проводились мини-соревнования, которые стимулировали детей. Также проводились ... ребята немного отдохнули и дальше продолжали работать с новыми силами. В ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/osobennosti-hudojestvennogo-myishleniya/

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/osobennosti-hudojestvennogo-myishleniya/

1. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., Просвещение, 2000, 144 с.

2. Волков И.П. Учим творчеству./ Педагогический поиск. М., Педагогика, 2001, 101-143 с.

3. Голубева З.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям. (Психолог. журнал), 2002, № 4, 56-75 с.

4. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. Учебное пособие, М., Российское Педагогическое Агентство, 1999, 210 с.

5. Изобразительное искусство и художественный труд. М., 2000, 200 с.

6. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, 176 с.

7. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., Просвещение, 2001, 230 с.

8. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1999.

9. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии. 1998, № 4, 15-19 с.

10. Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети. Вопросы психологии. 1998, № 4, 94-97 с.

11. Методика организации уроков коллективного творчества. Издательство «Владос». Москва, 2002, 165 с.

12. Немов Р.С. Психология. М., Просвещение, 1990.

13. Рубинштейн С.Д. Основы общей психологии. М., 2006.

14. Сергеева Н.И. Обучение одаренных детей в школах. М., 1991, Вопросы психологии, 1999, № 1.

15. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., Междунар. пед. академия, 2005,192 с.

16. Симонов В.П. Контроль за учебно-воспитательным процессом в системе внутришкольного управления. М., 2001, 80 с.

17. Сокольников Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.,1998, 365 с.

18. Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. М., Педагогика, 1999, т. 2, 359 с.

15 стр., 7105 слов

» Развитие творческих активности младших школьников. Особенности ...

... школы. Объект исследования - учебные проекты. Предмет исследования– процесс формирования применения учебных проектов младшими школьниками на уроках. Гипотеза исследования: формы и методы проектной работы на уроках благоприятно окажут воздействие на процесс формирования творческой, познавательной активности младших школьников, ...

19. Теплов Б.М. Способность и одаренность. Избранные труды в 2 т., т.1. М., 1995, 461 с.

20. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль: «Академия развития», 1997, 240 с.

21. Ушинский К.Д. Сборник сочинений. М., 1999, т. 6, 252 с.

22. Худорской А.В. Как обучать творчеству. (Дополнительное образование, журнал), № 1, 2001, 4-10 с.

23. Цукарь А. Уроки развития воображения. М., 2000, 96 с.

24. Чарнецкий Я.Я. Изобразительное искусство в школе продленного дня. М., Просвещение, 1991, 115 с.

25. Чудновский В.Э. Развитие способностей (школьников).

Воспитание школьников, 1990, № 4, 32-37 с.

26. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность, дар или испытание. М., Знание, 1990, 76 с.

27. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. М., Просвещение, 1990, 141 с.

28. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. 1996, 404 с.

29. Шуберт А. Краткое описание и характеристика методов исследования умственной одаренности детей. М., 1992, 68 с.

30. Шумакова И.В., Щебланова Е.А., Щербо Н.П. Исследования творческой одаренности с использованием тестов. П. Торренса у младших школьников. / Вопросы психологии, 1991, № 1, 27-32 с.