«Развитие коммуникативной культуры младших школьников в проектной деятельности»

Развитие коммуникативной культуры младшего школьника – актуальная задача образовательного процесса начальной школы и дополнительного образования. ФГОС начального общего образования в качестве обязательных умений, обеспечивающих повышение коммуникативности индивида, определяет задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию. Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, формирование коммуникативных компетенций, определены как задачи первостепенной важности.

Согласно нормативно-правовой документации, а именно ФЗ от 29.12.12г. №273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 75 данного Закона устанавливает, что д ополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Статья 17. «Формы получения образования и формы обучения» п.4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Одной из форм обучения является проектная деятельность.

Под

Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Таким образом, успех в любой сфере деятельности во многом определяется коммуникативной культурой. Одним их эффективнейших методов обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста является проектирование. Учебное проектирование в начальной школе – необходимый элемент современной системы образования.

3 стр., 1014 слов

«Изобразительная деятельность как средство подготовки детей к ...

... развития человека и формирования его готовности к школе. Изобразительная деятельность, являясь одним из любимых занятий ребят, часто принята на вооружение в роли одного из средств увеличения уровня подготовки ребенка к школе, но нужно ...

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны. Начальное обучение закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов для организации самостоятельного добывания знаний учащимися на предметных занятиях и более эффективного их усвоения, а также формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в средней школе.

Проектирование в начальной школе способствует созданию инновационной среды, формирует у учащихся субъектную позицию по отношению к учебной деятельности, позволяет учителю осуществлять экспертизу педагогической деятельности. В педагогической науке в основу проектирования положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат.

Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др.

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, работа, связанная с развитием коммуникативной сферы младших школьников, является одним из важнейших направлений психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности.

На важность роли общения в развитии личности ребенка напрямую, либо косвенно, указывали исследования как отечественных, так и зарубежных ученых (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Ю. Б. Гиппенрейтер, К. Бютнер, Г. Т. Хоментаускас, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и др.).

Актуальность исследования, Проблема исследования:, Объект исследования, Предмет исследования:, Цель исследования:, Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу с целью определить структурные компоненты коммуникативной культуры и показатели их сформированности;

  2. Охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста;

  3. Рассмотреть и выявить принципы и особенности развития коммуникативной культуры у младших школьников;

  4. Изучить проектную деятельность как один из механизмов развития коммуникативной культуры младших школьников;

    46 стр., 22527 слов

    «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ...

    ... Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. Проблема исследования:, Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования: Гипотеза: процесс развития коммуникативной культуры младших школьников в речевой деятельности ...

  5. Выявить влияние проектной деятельности на развитие коммуникативной культуры младших школьников.

Гипотеза:

Методологические основы:

Многоплановое психолого-педагогическое исследование проблемы развитие

Методы исследования:

Теоретические

— изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы

— синтез

— обобщение

Эмпирические

— педагогический эксперимент

База исследования:, Количество испытуемых 12 человек в возрасте 9-10 лет., Педагог дополнительного образования: Светлакова Ольга Ивановна

Директор школы:

Новизна исследования:

Состоит в предложенной серии занятий по проектной деятельности, направленных на повышение уровня коммуникативной культуры младших школьников.

Практическая значимость:, Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы, разработанные

Метод проекта способствует формированию у детей исследовательских, коммуникативных, познавательных навыков, повышает и индивидуализирует.

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, включающих результаты диагностики, программу

развивающих занятий, списка литературы.

1.Теоретические основы развития коммуникативной культуры младших школьников

1.1 Понятие, критерии и мотивы коммуникативной культуры

Научное содержание понятия «коммуникативная культура» определяется содержательным наполнением понятий общение, коммуникации, толерантность.

Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установление контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида.

Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют коммуникативная культура, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктует средства, манеру общения. Содержательная сторона же общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения, в человеческом обществе, является язык. Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используется неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение.

3 стр., 1474 слов

Коммуникативная культура преподавателя высшей школы

... социальные установки и опыт личности в ситуациях межличностного общения. Поэтому для развития коммуникативной культуры преподавателей вузов, мы полагаем, необходима практика психологического воздействия, названная коммуникативным тренингом. В процессе тренинга человек овладевает несколькими видами ...

Коммуникации – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

Под влиянием массовой коммуникативной культуры происходит сдвиги в сознании людей и в их поведении. При этом выявляются обстоятельства, которые характеризуют непрерывный поток информации, как выражение ее количества в определенный момент вызывает качественный сдвиг в сознании людей.

Содержание массовой коммуникативной культуры должно затрагивать ум и чувство, поэтому оно должно быть доходчивым, опираться на какой – то средний уровень осведомленности реципиента. Поток информации через различные каналы должно заинтересовывать и эмоционально затрагивать. Поэтому наличие нового содержания в нем – обязательный элемент.

Толерантность – это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий множество линий проявления и развития, и потому пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни. Это особое поведение человека, направленное на конструктивное взаимодействие с «другим»; качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства непринятия. К раскрывающим сущность понятия «толерантность» относятся слова: терпимость, терпение, признание, уважение, великодушие в отношении других, прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другому, выносливость, готовность к примирению и др. Обновление содержания образования выступает как решающее условие формирования у младших школьников системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. С раскрепощением личной свободы и расширением кругозора преодолевается синдром нетерпимости к любому инакомыслию. В результате чувство терпимости становится существенным элементом духовного пространства нашего общества. Таким образом, толерантность в процессе социализации личности должна стать естественной нормой, определяющей стиль ее поведения и мышления.

Коммуникативную культуру можно рассматривать:

  • как коммуникации;

  • как системообразующий, интегрирующий социум фактор;

  • можно наряду с художественной, эстетической, информационной и др.

В данной работе мы будем рассматривать коммуникативную культуру как коммуникации, т.к. отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств.

19 стр., 9447 слов

Этнопедагогическая афористика в формировании культуры межнационального ...

... курсовой работы: «Этнопедагогическая афористика в формировании культуры межнационального общения младших школьников». Объект исследования – этнопедагогическая афористика. Предмет исследования – культура младших школьников. Цель работы – рассмотреть этнопедагогическую афористику в формировании культуры межнационального общения младших школьников. Задачи работы: 1) рассмотреть воспитание у младших ...

Коммуникативная культура всегда направлена на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия коммуникативной культурой, необходимо обратить внимание на:

  • внимание и интерес к партнеру. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него;

  • эмоциональное отношение к партнеру;

инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание наиболее характерный момент общения;

  • чувствительность человека к тому отношения, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

Сформированность коммуникативной культуры личности определяется по таким группам критериев:

  • культура общения, общительность;

  • культура речи;

  • коммуникативные умения;

  • коммуникативное мышление;

  • ценностные ориентации;

  • досуговые интересы.

Организационной культура групп оценивается по таким критериям как:

  • социально-психологический климат;

  • групповые ценности;

  • уровень самоорганизации досуговой группы;

  • групповая сплоченность;

  • целостность группового восприятия (термин В. Агеева);

  • целеустремленность.

Важная роль в исследовании отводится «эмоциональным» критериям:

  • эмоциональная вовлеченность в деятельность (Р. Чикзентмихали);

  • ощущение удовлетворенности участием в культурно-досуговом мероприятии и досугом в целом), которые отражают степень реализованности рекреационно-развлекательной функции досуга.

    46 стр., 22826 слов

    «Соцализация детей младшего школьного возраста средсвами ...

    ... работы по социализации младших школьников в театральной студии. Объект исследования . Социализация личности. Предмет исследования, Гипотеза исследования Социализация ребенка младшего школьного возраста будет более успешной, если при организации театрализованной деятельности ... противоречий в межличностном общении. Преодолеть эти ... для детей и молодежи. Большинство социальных ролей не имеют для ...

Рассматривая критерии коммуникативной культуры можно выделить и три основных его мотива:

  • деловые мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности;

  • познавательные мотивы, возникающие в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, источником которого выступает взрослый – источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы младшего школьника;

  • личностные мотивы, характерные только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае коммуникативная культура побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью.

У младших школьников коммуникации формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность. В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат младшие школьники. Коммуникации у младших школьников формируются в основном в игре. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл.

Если в конце дошкольного возраста, потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника она уже становится одной из главных. В 7-10 лет ребенок точно знает, что ему нужны другие младшие школьники, и явно предпочитает их общество.

Таким образом, коммуникативная культура основывается на мотивированном взаимодействии друг с другом, с коллективом. При воспитании коммуникативной культуры необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников, так как группа сверстников становится для младшего школьника тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

1.2. Психолого-педагогические особенности коммуникативной культуры младших школьников

Коммуникативная культура младших школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми:

Наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

20 стр., 9784 слов

Этическое поведение младших школьников

... понятиям работы. .Выявить характеристики этикета как составляющей этического поведения младших школьников. Глава 1. Теоретические основы этического поведения младших школьников 1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста В младшем ... и дома: учение, общение, игра и труд. В чем же состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят ...

Следующая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов младших школьников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуют значительно более высокой адекватной направленностью. В общении со сверстниками у младшего школьника наблюдается в 9 – 10 раз больше экспрессивно – мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В младшем возрасте школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.

При этом преобладают:

  • действенные умения;

  • риторические умения;

  • умение вести диалог;

  • умение слышать и слушать, и вести спор;

  • умение вставать на точку зрения другого;

  • умение работать сообща для достижения общей цели.

Эмоциональная насыщенность контактов младших школьников связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению и значимость общения, которая выражает степень напряженности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.

Специфическая особенность контактов младших школьников заключается в их нестандартности и не регламентированности. Если в общении со взрослым даже самые несмелые младшие школьники придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: младшие школьники прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой общения младших школьников младшего школьного возраста.

45 стр., 22166 слов

» Урок литературного чтения как форма реализации личностно ...

... образовании в начальной школе, требуют дополнительного изучения вопросы: теоретические основы личностно ориентированного обучения младших школьников на уроках литературного чтения; организация урока литературного чтения в процессе личностно ориентированного обучения младших школьников. Анализ научных исследований и опыта педагогической деятельности ...

И ещё одна особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответным. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из – за отсутствия ответной активности партнера. Для младшего школьника наиболее важно его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого они принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем с взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди младших школьников.

Перечисленные особенности отражают специфику конфликтов среди младших школьников младшего школьного возраста. Однако содержание общения существенно изменяется от 10 к 15 годам. На протяжении младшего школьного возраста коммуникативная культура младших школьников друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы:

Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других младших школьников в жизни младшего школьника. Если к моменту своего возникновения и в течении от одного – двух месяцев его пребывания в школе его потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место, у более старших младших школьников эта потребность выдвигается на первое место, теперь они начинают явно предпочитать общество других младших школьников, взрослому или одиночной игре;

Второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен; он связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.

Таким образом, при воспитании коммуникативной культуры младших школьников необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников. Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка.

1.3. Принципы развития коммуникативной культуры у младших школьников

Характерными принципами воспитания коммуникативной культуры младших школьников является:

  • Создание коммуникативно-информационной среды, которая создает условия для обмена информацией и представлена специально отобранными сведениями о реальном мире и о роли человека в нем, служит специфическим средством обмена между участниками образования;

  • Создание деятельностно-стимулирующей среды, предназначенной для побуждения участников образования не только к исполнению своих обязанностей, но и к удовлетворению познавательных и иных духовных потребностей.

    20 стр., 9552 слов

    Пути развития творческих способностей младших школьников во внеурочной ...

    ... художественное творчество учащихся во внеурочной деятельности. Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы. Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список литературы. §1. Понятие "Творческие способности младших школьников" Один из ...

Образование должно использовать свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основным структурным компонентам, скрывающим его сущность, относят цели обучения, содержания, деятельность преподавания и учения, характер их взаимодействия, принципы, методы, формы обучения. Через эти общие сущностные характеристики можно выявить особенности развивающего обучения.

Развивающее обучение предполагает слияние образовательной, воспитательной и развивающей задач в триединую задачу, обеспечивающую органическое слияние обучения и развития, при котором обучение выступает самоцелью, а условием развития школьников. Моменты воспитания коммуникативной культуры можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения младших школьников. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками.

Первая форма – эмоционально – практическое коммуникативная культура со сверстниками. Потребность в общении со сверстником складывается в период обживания в школьной среде, ведь здесь проявляется интерес не только к сверстникам, но и ко взрослому.

Далее у младших школьников наблюдается интерес и повышенное внимание к действиям взрослого и появляется стремление привлечь внимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и вызвать его ответную реакцию, так как начинает складываться отношение к ровеснику как к равному существу, с которым можно соревноваться.

Особое место в таком взаимодействии занимает – подражание. Младшие школьники как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение. В таких подражательных действиях младшие школьники не ограничиваются никакими нормами, они могут даже сорвать урок, с целью привлечения внимания к с6бе, как к исключительной личности, которая интересна взрослому и сверстнику также.

Следующая форма общения сверстников – ситуативно-деловая. Она уже достаточна, сформирована у младших школьников. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально – практическом общении младшие школьники действовали рядом, одинаково, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно – деловом общении младшие школьники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие и было названо – сотрудничество. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения младших школьников этого возраста.

Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Младшие школьники внимательно и ревниво наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивают и часто критикуют партнеров в этом возрасте они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других младших школьников свои промахи и неудачи. В этот период младшие школьники огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах.

Все это позволяет говорить о качественной перестройке отношения к сверстнику в середине дошкольного возраста. Суть этой перестройки заключается в том, что ребенок начинает относиться к себе через другого младшего школьника. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. В ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало.

Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые. Младшие школьники много разговаривают друг с другом, чем с взрослым. Если в общении с взрослым в этот период уже возникают контакты, то со сверстниками младшие школьники взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.

К 10-ти годам значительно возрастает число контактов. Младшие школьники рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других.

Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении младших школьников. Наряду с этим между старшими и младшими школьниками появляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования – его желания, предпочтения, настроения. Младший школьники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с личными вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел.

Развитие в сфере коммуникативной культуры младших школьников происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число контактов, а с другой – сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях, но становится все более значимой для младшего школьника.

Таким образом, младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка и уровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников, который зависит от выбранных воспитательных методов и правильно организованной воспитательной работы.

1 .4. Основы проектной деятельности в рамках занятий дополнительного образования

Под

  • направлены на достижение конкретных целей;

  • включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

  • имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

  • в определенной степени неповторимы и уникальны.

Цель

Основные задачи проектной деятельности:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

— формирование умения решать творческие задачи.

— формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

  • планирующий — подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности, самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап: УЧИТЕЛЬ — ученик.

2-й и 3-й этапы: учитель — УЧЕНИК.

Последний этап: УЧИТЕЛЬ — ученик.

Детские проекты могут быть достаточно разнообразными и отличаться друг от друга результатом:

  • поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);

  • мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т.д.);

количеством детей;

-индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т.д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);

— продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные, и другие).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственного пожелания детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах — вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой — требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта).

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Метод проектов — это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

2. Экспериментальное изучение проблемы развития коммуникативной культуры младших школьников

в проектной деятельности

2.1. Организация и методы исследования коммуникативной культуры младших школьников

Исследование проводилось в период с сентября 2016 по май 2017 г. В эксперименте участвовало 12 детей 3 класса основной общеобразовательной школы. С целью диагностики уровня развития коммуникативной культуры младших школьников были использованы следующие методики:

1. «Оценка коммуникативных умений младших школьников», опросник для педагогов (Приложение 1);

Цель:

Интерпретация результатов теста:

Результаты рассчитываются по формуле К=С/10*100, где

С — количество ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение;

10 – общее количество ситуаций

Низкий уровень коммуникативных умений – оценка 1 балл: 60%-100% — коммуникативные умения развиты слабо, необходимо дошкольника научить слушать, быть внимательным во время диалога

Средний уровень коммуникативных умений – оценка 3 балла: 30%-60% — в коммуникативных умениях присущи некоторые недостатки, не внимателен, иногда перебивает

Высокий уровень

2. «Оценка уровня общительности», модифицированная методика, тест В.Ф. Ряховского (Приложение 2)

Цель:

Интерпретация результатов теста:

В таблицу проставляются ответы на вопросы, плюс или минус.

С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики.

Дешифратор.

1 +

6 —

11 +

16 —

2 —

7 +

12 —

17 +

3 +

8 —

13 +

18 —

4 —

9 +

14 —

19 +

5 +

10 —

15 +

20 —

После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле К= С/В, где

С – количество совпадающих с дешифратором ответов,

В – максимальное число ответов на вопросы

Пользуясь оценочной шкалой, педагог определяет у младших школьников уровень общительности.

Уровень сформированности коммуникативной культуры определяется на основе полученных данных всех методик исследования, выводится обобщенная оценка и распределяется в соответствии с установленными границами баллов:

— высокий уровень

Низкий уровень общительности, если испытуемый получил оценку 1. Такой школьник не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

Средний уровень общительности, если испытуемый получил оценку 3. Он стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Он не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Высокий уровень общительности – испытуемый, получивший оценку 5. Он активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

В исследовании принимали участие ученики 3 «А» класса, МБОУ ООШ №2 города Воткинска, педагог Светлакова Ольга Ивановна.

Диагностическая работа констатирующего эксперимента включала в себя два этапа:

1. Диагностика уровня сформированности коммуникативной умений младших школьников, изъявивших желание заниматься проектной деятельностью.

Диагностика уровня коммуникативных умений проводится следующим образом: педагог по опроснику «Оценка коммуникативных умений младших школьников» определяет уровень коммуникативных умений всех испытуемых по каждому из предложенных показателей, определяя тем самым уровень развития коммуникативных умений на данном этапе исследования.

Результаты по каждому испытуемому заносятся в именной бланк опросника, после чего заполняется сводная таблица, позволяющая делать выводы о показателях развития коммуникативных умений в группе.

Результаты проведенных диагностических мероприятий этапа представлены в Таблице1.

Таблица 1. Результаты диагностики уровня коммуникативных умений

390 средний

2.

Зуева Екатерина

330 средний

3.

Бурундукова Диана

230 высокий

4.

Суднев Георгий

350 средний

5.

Карповская Арина

410 средний

6.

Чиганова Ульяна

340 средний

7.

Зайцев Иван

560 низкий

8

Новиков Никита

430 средний

9

Вострокнутов Матвей

430 средний

10

Кудрин Дмитрий

680 низкий

11.

Шишкин Дмитрий

220 высокий

12.

Зорин Илья

580 низкий

Результаты исследования показали следующие данные: высокий уровень коммуникативных умений зафиксирован у 2 детей (17% исследуемых), средний уровень зафиксирован у 7 детей (58% исследуемых), детей с низким уровнем развития умений в группе 3 человека (25% испытуемых) (Приложение 3).

2. Диагностика уровня общительности детей, которым предстоит реализация социального проекта.

На данном этапе детям экспериментальной группы предлагается самостоятельная работа с методикой.

В классе, где на столе разложены листки бумаги с бланками, дети должны проставить ответы на предложенные вопросы, знаком плюс или минус.

Если младший школьник не может самостоятельно ответить, педагог предлагает последовательно продумать вопрос, а затем дать ответ.

После того, как ребенок закончил работу, он сдает свой бланк для обработки. Педагог заполняет на каждого испытуемого протокол, где подсчитываются баллы и определяются уровни по данной методике.

Таким образом, в конце обследования будет заполнено два протокола.

Обработка результатов:

Во всех ситуациях подсчитываются общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Во время проведения диагностической работы, группа присутствовала в полном составе, дети отнеслись к заданию с желанием и интересом.

Результаты проведенных диагностических мероприятий представлены в Таблице2.

Таблица 2. Результаты диагностики уровня общительности

7.

Зайцев Иван

средний

8

Новиков Никита

средний

9

Вострокнутов Матвей

средний

10

Кудрин Дмитрий

низкий

11.

Шишкин Дмитрий

высокий

12.

Зорин Илья

низкий

Результаты исследования показали следующие данные: высокий уровень общительности зафиксирован у 3 детей (25% исследуемых), средний уровень зафиксирован у 3 детей (25% исследуемых), детей с низким уровнем развития общения в группе зафиксировано 6 человек (50 % испытуемых) (Приложение 4).

В ходе анализа результатов проведения методик были определены общие показатели развития коммуникативной культуры младших школьников исследуемой группы (Приложение 5).

Результаты проведенной диагностики констатирующего этапа эксперимента представлены в Таблице3.

Таблица 3. Результаты диагностики развития коммуникативной культуры

390 средний

низкий

2.

Зуева Екатерина

высокий

330 средний

средний

3.

Бурундукова Диана

низкий

230 высокий

средний

4.

Суднев Георгий

низкий

350 средний

средний

5.

Карповская Арина

высокий

410 средний

средний

6.

Чиганова Ульяна

низкий

340 средний

средний

7.

Зайцев Иван

средний

560 низкий

средний

8.

Новиков Никита

средний

430средний

средний

9.

Вострокнутов Матвей

средний

430средний

средний

10

Кудрин Дмитрий

низкий

680низкий

низкий

11.

Шишкин Дмитрий

высокий

220 высокий

высокий

12.

Зорин Илья

низкий

580низкий

низкий

Анализируя результаты исследования, выявлено, что средним уровнем коммуникативной культуры обладают 8 испытуемых. Они не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение. Не теряются в новой обстановке, занимаются общественной деятельностью, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Они быстро меняют своё решение, круг друзей постоянно меняется. Такие дети не постоянны, что отражается на культуре поведения.

Высокий уровень сформированности коммуникативной культуры зафиксирован

Низкий уровень развития коммуникативной культуры зафиксирован у 3 детей из группы испытуемых. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Таким образом, обозначилась насущная необходимость обучения детей, открытому проявлению своих чувств, переживаний, показывая им способы как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных эмоциональных состояний, преодоления различного рода коммуникативных барьеров.

2.2. Реализация программы проектной деятельности социально-педагогической направленности

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка. Воспитание коммуникативной культуры позволит младшим школьникам в подростковом возрасте избежать многих проблем, связанных с асоциальным поведением.

В условиях общения младших школьников могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры носят социальный или психологический характер. В первую очередь барьеры возникают из-за того, что отсутствует взаимопонимание при общении. Во-вторых, нет единого коммуникативного пространства, т.е. социально-психологической сферы и, в-третьих, нет общего информационного поля (игры, занятий, различных мероприятий и т.д.).

В этом случае не возникает интереса общения между младшими школьниками.

Коммуникативная культура реализуется в специфических формах общения, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности младшего школьника, а общение строится на коммуникативных умениях.

Изучив результаты исследования уровня коммуникативной культуры у младших школьников в группе, реализующей социальный проект, была составлена программа, для реализации коррекционной работы.

В программу были включены занятия по реализации социального проекта, содержание методы и приемы, повышающие уровень общительности и коммуникативные умения младших школьников:

— игры на принятие группового решения,

— методы решения проблемных ситуаций,

— творческий подход в решении проблемных ситуаций,

— методики, повышающие эффективность общения,

— игры на сплочение, коммуникацию,

— тренинги и др…

В рамках программы реализован социальный проект на тему

Проект

Этапы реализации проекта:

Поисковый этап:

В классе было проведено занятие с использованием приема «тематическая рамка», в ходе которой учащиеся дополняли актуальные вопросы:

1. Мне интересно…

2. Правда ли…

3. Я хотел бы узнать…

Анализ данных по методу «тематическая рамка» показал, что детей интересуют события Великой Отечественной Войны.

Аналитический этап:

1. Определение темы и актуальности проекта.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Формирование добровольческой команды в классе и координация их деятельности.

4. Контроль и оценка проведения мероприятий.

Главные критерии выбора проблемы:

— актуальность проблемы для определённых социальных групп;

— реальная возможность решения проблемы силами команды.

практическом этапе

1.Классный час на тему: «История Великой Отечественной войны».

2. Проведение конкурса рисунков «Я рисую Победу».

3. Изготовление открыток «Письмо-треугольник».

4.Вручение открыток ветеранам Великой Отечественной войны.

В рамках планирования и реализации проекта у детей возникали сложности в предложении методов и приемов реализации проекта, в подборе аргументов значимости предлагаемых проблем, в эффективном общении со сверстниками, педагогами, адресатами проекта.

Решить данные сложности дети смогли во многом благодаря разработанной программе включающей темы, актуальные в решении возникших проблем. Педагоги отметили, что в рамках реализации проекта дети проявили себя ответственно, приобрели навыки организаторской работы, интерес к творчеству, эффективной коммуникации.

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы

На контрольном этапе эксперимента, по итогам реализации программы занятий коррекции уровня коммуникативной культуры детей младшего школьного возраста средствами проектной деятельности, была проведена повторная диагностика.

Цель: определить эффективность использования проектной деятельности для развития коммуникативной культуры младших школьников.

Для проведения диагностики были использованы следующие методики:

1. «Оценка коммуникативных умений младших школьников», опросник для педагогов;

2. «Оценка уровня общительности», модифицированная методика, тест В.Ф. Ряховского.

Таблица 4. Результаты диагностики уровня коммуникативной культуры на контрольном этапе эксперимента

290 высокий

высокий

высокий

2.

Зуева Екатерина

260 высокий

высокий

высокий

3.

Бурундукова Диана

210 высокий

средний

высокий

4.

Суднев Георгий

350 средний

средний

средний

5.

Карповская Арина

210 высокий

высокий

высокий

6.

Чиганова Ульяна

270 высокий

средний

высокий

7.

Зайцев Иван

220 высокий

высокий

высокий

8.

Новиков Никита

220 высокий

средний

высокий

9.

Вострокнутов Матвей

220 высокий

высокий

высокий

10.

Кудрин Дмитрий

360 высокий

средний

средний

11.

Шишкин Дмитрий

470 средний

средний

средний

12.

Зорин Илья

410 средний

средний

средний

По результатам проведения диагностики детей на контрольном этапе эксперимента: было выявлено, что низкий уровень общительности – 0 детей (0%), средний уровень – 4 детей (33%), высокий уровень общительности – 8 детей (67%) (Приложение 11).

Проведя сравнительный анализ диагностики экспериментальной работы (Приложение 7) можно констатировать, что уровень коммуникативной культуры повысился. По мнению педагога, дети стали чаще заботиться друг о друге и замечать, когда окружающим требуется помощь, повысились показатели образовательной деятельности, участие в конкурсах по проектной деятельности стало результативным.

Таким образом, повышение показателей сформированности коммуникативной культуры у младших школьников, зависит от выбранного организационно-методического обеспечения, в нашем случае проектной деятельности.

В процессе реализации программы занятий, повышения уровня коммуникативной культуры детей младшего школьного возраста, средствами проектной деятельности было выявлено, что наиболее эффективным является метод проекта с установлением у ребенка обратной связи в беседах, играх, трудовых поручениях, в общественной деятельности.

Таким образом, реализация программ занятий, повышения уровня развития коммуникативной культуры детей младшего школьного возраста, средством проектной деятельности, повышает познавательную активность школьников, способствует расширению кругозора учащихся, способствует получению более глубоких знаний, развивает устную и письменную речь, умение творчески мыслить. Данный метод является эффективным средством повышения самостоятельности высокомотивированных учащихся.

Заключение

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты возможностей проектной деятельности как средства развития коммуникативной культуры младших школьников, можно сказать о том, что коммуникативная культура основывается на мотивированном взаимодействии друг с другом, с коллективом. При воспитании коммуникативной культуры необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников, так как группа сверстников становится для младшего школьника тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

При воспитании коммуникативной культуры младших школьников необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей данного возраста. Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка.

Характерными принципами воспитания коммуникативной культуры ребенка является:

  • Создание коммуникативно-информационной среды, которая создает условия для обмена информацией и представлена специально отобранными сведениями о реальном мире и о роли человека в нем, служит специфическим средством обмена между участниками образования;

  • Создание деятельностно-стимулирующей среды, предназначенной для побуждения участников образования не только к исполнению своих обязанностей, но и к удовлетворению познавательных и иных духовных потребностей.

Развитие в сфере коммуникативной культуры младших школьников происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число контактов, а с другой – сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях, но становится все более значимой для младшего школьника.

А все потому, что данный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка и уровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников, который зависит от выбранных воспитательных методов и правильно организованной воспитательной работы.

Для подтверждения теоретического материала в практической части проведено исследование коммуникативной культуры младших школьников и разработана программа занятий по проектной деятельности.

Исследование показало, что проектная деятельность является эффективным средством развития коммуникативной культуры младших школьников. С целью повышения коммуникативной культуры в экспериментальной группе была применена коррекционная работа с использованием игр на принятие группового решения, методов решения проблемных ситуаций, методик, повышающих эффективность общения, игр на сплочение, коммуникацию, тренингов, которая осуществлялась на формирующем этапе. После завершения коррекционной работы, которая проводилась в течении 4 недель, был проведен контрольный эксперимент, с целью выявления эффективности коррекционной работы. Для этого мы использовали блок диагностических методик, которые были использованы на первом, констатирующем, этапе исследования.

Полученные результаты исследования позволили сформулировать ряд практических рекомендаций для педагогов по повышению коммуникативной культуры.

В ходе эмпирического исследования была подтверждена и доказана поставленная гипотеза о том, что специально разработанная программа занятий по социальному проектированию окажет положительное воздействие на развития коммуникативной культуры ребенка, следовательно, проектная деятельность является эффективным средством развития коммуникативной культуры младших школьников .

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана. Исследование можно считать завершенным. Но, учитывая актуальность проблемы по развитию коммуникативной культуры ребенка, ее изучение должно быть продолжено.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/formirovanie-kommunikativnoy-kulturyi-shkolnikov-kursovaya/

1. Агафонова И.Н. Социально-психологическое обучение детей 6–10 лет. Программа «Я и Мы»./И.Н. Агафонова – М.: СПб. 2001.

2. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., 1960.

3. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан – М.: Питер,2000. – 304 с.

4. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. – 485 с.

5. Васильева-Гиагнус Л.П. Азбука вежливости / Л.П. Васильева-Гиагнус – М.: Гардарики.2006 – 144 с.

6. Выготский Л.С. «Психология». М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»,2002.

7. Гиппенрейтер Ю. Б. « » Издание: АСТ, Астрель , 2008.

8. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-СПб.: Речь, 2004. -272 с.

9. Гуружапов В.А. Психология образования. Процесс развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова /В.А. Гуружапов – М.:2006 – 76 с.

10. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников./ В.В. Давыдов – М.: Гардарики,2006

11. Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008

12. Знаменская С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений // Материалы 48 научно-методической конференции. – Ставрополь: СГУ, 2003. – С. 36-37

13.

14. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008

15. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./И.М. Михайлова – М.: Псков. ПГПУ, 2005. — 188 с.

16. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 2004.—256с.

17. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ М.И.Рожков, Л.В. Байбородова-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, 450 с.

18. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.

19. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

20. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

21. Пчелинцева И. Толерантность и школьник./И. Пчелинцева – М.: СИНТЕЗ, 2003

22.

23. Федеральный Закон от 29.12.12г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Игротерапия для детей и родителей. Игры, которые лечат. [Электронный ресурс] // Маленький. ру: [ web -сайт]. 01.12.2006. « ».

  2. Общение школьника со сверстниками [Электронный ресурс] // Е.О. Смирнова: [ web -сайт]. 05.10.2008. « ».