Коммуникативная культура преподавателя высшей школы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Коммуникативная культура преподавателя высшей школы

Эссе по дисциплине специальности 020201.65 Биология

«Педагогика высшей школы»

Выполнила студентка

1 курса 05101.60 группы

Сорокина Л.Ю.

Самара 2012

Проблема коммуникативной культуры не переставала быть актуальной на протяжении многих лет. Успех в любой сфере деятельности во многом определяет коммуникативная культура.

Межличностное коммуникативное взаимодействие обусловлено владением средствами общения, механизмами психологического воздействия, многообразием воспитательных средств, приемов, методов, форм работы и осознанием индивидуальных экспрессивных возможностей.

Необходимость развития коммуникативной культуры педагога обуславливается тем, что объектом труда данной профессиональной группы является не какой-либо объект, а человеческая индивидуальность во всей ее неповторимости. Преподаватель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения со студентами, коллегами. В связи с этим, существует реальная потребность современного общества в специалистах, способных к постоянному развитию своих личностных качеств, духовного мира, профессионализма, умеющих с максимальным эффектом использовать свои природные возможности, развивать общую и коммуникативную культуру. Поэтому педагог как специалист системы «человек-человек» должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений, способностей, так как они развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности преподавателя высшей школы.

Коммуникативная культура может быть формой деятельности людей — выражать саму суть культуры и интегрировать все остальные ее характеристики. Она является сущностной характеристикой человека, связанной с чисто человеческой способностью целенаправленного преобразования окружающего мира, в ходе которой создается искусственный мир вещей, символов, а также связей и отношений между людьми [5].

Проблему коммуникативной культуры выделяют Н.В. Бордовская, Л.М. Митина, Г.Н. Михалевская, Н.Н. Михайлова, Н.Н. Обозов, А.А. Реан, Л.П. Шипилина, В.А. Якунин. Эти и другие авторы оперируют при характеристике профессиональной деятельности педагога такими понятиями, как коммуникативное взаимодействие (Л.А. Шипилина), коммуникативные умения (А.А. Леонтьев, И.П. Раченко, В.А. Якунин), коммуникативность (Н.Н. Обозов, Р.А. Порошина), коммуникативные качества, свойства личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, В.А. Лабунская, А.В. Мудрик, Л.А. Петровская), коммуникативные процессы (Т.А. Дридзе, А.А. Леонтьев, В.А. Якунин).

39 стр., 19023 слов

Исследование влияния организационной культуры на эффективность ...

... работы является исследование влияния организационной культуры на эффективность деятельности организации. Данная цель определила постановку следующих исследовательских задач: Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: роль и значение организационной культуры в управлением персоналом; оценить организационную культуру ...

По определению А.В. Мудрика, коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности специалиста представляет собой систему знаний, норм, ценностей и образов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении [4].

И.И. Зарецкая определяет коммуникативную культуру как компонент педагогической культуры [1].

От коммуникативной культуры человека во многом зависит успешность его деятельности в общественной и профессиональной сфере.

Умение общаться с людьми — наиболее ценное в сфере «человек — человек» качество. Е.В. Шевцова характеризует коммуникативную культуру как условие и предпосылку эффективности профессиональной деятельности и как цель профессионального самосовершенствования [6].

Коммуникативная культура выражается в умении установить гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с учащимися и коллегами, что предполагает наличие у специалиста:

  • ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого;
  • способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого;
  • умения давать положительную обратную связь другому;
  • умения мотивировать других на деятельность и достижения в ней;
  • конкретных коммуникативных умений: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать и т.д.;
  • уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения использовать их в собственной деятельности;
  • способности осуществлять педагогическую поддержку организации совместной деятельности и межличностного общения учащихся;
  • речевой культуры [2].

В основе коммуникативной культуры лежит общая культура личности, которая представляет собой высокий уровень ее развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения. Поэтому, в максимальной степени коммуникативная культура включает сущностные личностные характеристики, а именно — способности, знания, умения, навыки, ценностные ориентации, установки, особенности характера, и является необходимым условием успешной реализации личности [3, с.116].

Коммуникативные умения и позиции развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности специалиста. К ним относятся педагогический такт, педагогическая эмпатия, педагогическая общительность, обладание педагогической этикой (знаниями гуманистических норм своей профессии и следование им).

17 стр., 8175 слов

Культура речи и эффективность общения

... таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи. Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения. Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, ...

Педагогический такт — есть чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности учащегося как главной ценности; это тонкая грань между отдельными воздействиями, это естественность, простота, обращения без фамильярности, искренность без фальши, доверие без попустительства, просьба без упрашивания, рекомендации и советы без навязчивости, воздействия в форме предупреждения, внушения и требования без подавления самостоятельности, серьезность без натянутости, юмор без насмешки, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства, деловой тон без сухости. Педагогический такт есть одна из форм реализации педагогической этики.

В тесной связи с педагогическим тактом (или как его составную часть) рассматривают педагогическую эмпатию. Эмпатия включает понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности; эмоциональное сопереживание другому человеку, отклик на чувства другого человека и выражение своих чувств; стремление содействовать, помогать другому человеку.

Важнейший принцип коммуникативной культуры — толерантность (терпимость).

Этот принцип связан с осознанной невозможностью преодолеть немедленно многие слабости и несовершенства человеческого рода. Это относится к случайным, порой неосознанным проявлениям высокомерия, к психологической несовместимости характеров, стрессам и т.п. Толерантность может быть отнесена и к форме поведения как на производстве, так и в быту. Везде она, как правило, рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, помогает психологической «притирке» характеров .

Опираясь на мнение О.П. Соколовой: «Коммуникативная культура индивида определяется как система знаний, умений, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении» и, соглашаясь с А.В. Мудриком, что коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности будущего специалиста представляет собой систему знаний, норм, ценностей и образов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении; мы рассматриваем коммуникативную культуру как комплекс сформированных знаний, норм, ценностей, навыков, мотивов, образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно, непринужденно реализовывать их в общении, контролировать и регулировать свое речевое поведение, грамотно аргументировать свою позицию, продуктивно сотрудничать с помощью вербальных и невербальных средств общения в процессе решения педагогических задач; при этом коммуникативная культура обладает общими признаками культуры, отражая специфический характер коммуникаций.

Анализ исследовательских работ таких ученых, как Б.Н. Головина, В.С. Грехнева, И.А. Зимней, И.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, Л.М. Митиной, В.П. Симонова и других по проблеме коммуникативной культуры позволил нам выделить в качестве основных компонентов коммуникативной культуры содержательный, мотивационный и личностно-деятельностный.

46 стр., 22527 слов

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ...

... Коммуникативная культура - это совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств. Коммуникативная В коммуникативную культуру входят: - - - культура речи. Эмоциональная культура – это Культура ...

В содержательный компонент коммуникативной культуры включаются такие знания как: знание возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности; психологических приемов привлечения и удержания внимания; атрибутов общения (внешний вид, средства, формы, время, пространство); стандартов коммуникативного поведения (способов прощания, приветствия, выражения благодарности и несогласия и т. п.); особенностей монологической и диалогической форм общения; соблюдение норм современного литературного языка; учет функциональных стилей общения; знания в области межкультурного общения и др.

В мотивационном компоненте коммуникативной культуры содержатся мотивы и потребности (желание получать, передавать и создавать информацию, получать эмоциональную поддержку от партнера, интерес к личности партнера, потребность переживания радости от общения, стремление к идентификации, эмпатии и рефлексии в процессе общения и др.).

Личностно-деятельностный компонент коммуникативной культуры включает коммуникативные, информационные, аналитические, конструктивные, прогностические, организаторские, рефлексивные и перцептивные умения.

Основным показателем развития коммуникативной культуры педагога является степень сформированности ее структурных компонентов: содержательного, мотивационного и личностно-деятельностного.

Компетентность в общении представляется в знаниях, умениях, навыках, реализованных через социальные установки и опыт личности в ситуациях межличностного общения. Поэтому для развития коммуникативной культуры преподавателей вузов, мы полагаем, необходима практика психологического воздействия, названная коммуникативным тренингом.

В процессе тренинга человек овладевает несколькими видами социальных механизмов отражения: коммуникативного действия в реальных условиях общения; эмоциональной регуляции на всех этапах его развертывания; процесса отражения, который задает ориентировку человеку в ситуации общения. С точки зрения уровневой организации общения механизмы отражения выступают в виде процессов ощущения, восприятия, мышления, непосредственного переживания эмоций, коммуникативного действия.

Целями и задачами тренинговых занятий является: развитие навыка рефлексивного слушания; развитие уверенности в себе; стрессоустойчивости, психологической защиты; овладение вербализацией; развитие умения слушать партнёров; жанровое формулирование вопросов, ведение своей линии; контролирование эмоций, выслушивание критики своих предложений; расширение лексикона и тезауруса; развитие аудиального канала; отработка приёмов преодоления коммуникативных барьеров.

Тренинг — эффективное средство психологического воздействия, позволяющее решить широкий круг задач в области развития компетентности в общении.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/metodyi-issledovaniya-kommunikativnoy-kulturyi-prepodavatelya-vuza/

коммуникативный общество личностный

1. Зарецкая, И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя: Дисс…канд. пед.наук / И.И. Зарецкая. — М., 2002 г. — 160 с.

2. Кан-Калик, В.А. Основы профессионально-педагогического общения / В.А. Кан-Калик. Грозный, 1979.

3. Мазаева, И.А. Профессиональная коммуникативная культура в содержании подготовки специалиста (на материале профессий «человек-человек»): дисс….канд.пед.наук / И.А. Мазаева.- М.- 2003. — 239 с.

20 стр., 9580 слов

«Развитие коммуникативной культуры младших школьников в ...

... развития коммуникативной культуры младших школьников 1.1 Понятие, критерии и мотивы коммуникативной культуры Научное содержание понятия «коммуникативная культура» определяется содержательным наполнением понятий общение, коммуникации, толерантность. Общение – связь между людьми, ... познавательной деятельности школьников на результат. Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в ...

4. Мудрик, А.В. Социализация и смутное время / А.В. Мудрик. — М.: Знание, 1991. — 78 с.

5. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д, 2000. — 672 с.

6. Шевцова, Е.В. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности будущего специалиста / Е. В. Шевцова// Сб. науч. трудов СевКазГТУ. Серия «Гуманитарные науки». Вып. № 10. -Ставрополь, 2003.