Коммуникативная культура учителя (2)

Эссе

Учители истории и английского языка

Эссе

Коммуникативная культура учителя.

Когда я решила написать эссе на эту, казалось бы, такую понятную тему, передо мной возник образ учительницы в исполнении актрисы Марецкой в фильме «Сельская учительница». У неё чёткая неторопливая речь, строгий взгляд, вызывающий доверие к ней и желание идти за ней и принимать на веру всё, что она говорит. А самое главное её педагогический профессионализм. И культура во всём….

Я конечно же не призываю вернуться в далёкое прошлое. Было другое время, а в этом времени другие учащиеся, менее грамотные, менее изощрённые, менее информированные.

Профессия учителя постоянно находится на виду, именно она является связующим звеном между подрастающим поколением и обществом в которое приходится «втискиваться» юному созданию. В связи с этим возрастают и требования к учителю. Мало быть добрым, отзывчивым и любить детей. Необходимо соответствовать требованиям времен. Грамотная речь, умение себя преподнести, владение в совершенстве предметом, умение быть независимой от внешних обстоятельств и в частности от родителей.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» в Статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» говорит:

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

14 стр., 6553 слов

Особенности применения здоровье сберегающих технологий на уроке ...

... может снижаться при оценке множества работ показываемых подряд на экзамене (12). В последнее время при обучении классическому танцу часто используют такие современные технологии, ... и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения. В процессе творческой деятельности у обучающихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные ...

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

  • Семь пунктов статьи и всё о коммуникативной культуре учителя.

Так всё же что такое коммуникация? Коммуникация – это ( отлат . commuriicatio сообщение , передача ) , общение, обмен мыслями, сведениями, идеями ит . д.; передача того или иного содержания от одного сознания( коллективногоилииндивидуального ) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Какнауч . коммуникация, так и коммуникация в других сферах( напр ., вискусстве , литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/kommunikativnaya-kultura-professionala/

, бытовыхилипроизводств . отношениях ) представляет собой социальный процесс, отражающий обществ. структуру и выполняющий в ней связующую функцию. Но при этом должна быть и культура общения и передачи информации. Мы с детства знали на бытовом уровне, что когда мама или папа в плохом настроении желательно не подходить с сиюминутными проблемами или человека желательно подготовить к плохой или хорошей информации.

Иосиф Абрамович Стернин определил коммуникативную культуру личности как наличие у человека одновременно языковой и коммуникативной грамотности. Коммуникативная культура – важный показатель развития конкретной личности, уровня ее развития в современном обществе. Формирование коммуникативной культуры личности должно стать важнейшим предметом заботы общества. Большая работа по формированию культуры общения предоставляется учителям и педагогам, что обусловливает необходимость педагогу быть образцом коммуникативной культуры.

Профессиональная культура педагога имеет свою специфику. Любому педагогу надо быть готовым не только передавать знания, воспитывать, но и создавать благоприятную обстановку, развивать у учащихся потребность в успешной познавательной и преобразовательной деятельности. Главное для педагога –умение общаться, коммуникация. Культура педагога должна определяться чувством долга, адекватной самооценкой, эстетическим вкусом, способностью к самоконтролю и рефлексии, его кругозором.

Как много требований к коммуникативной культуре педагога! На каком этапе своей профессиональной карьеры он этому всему может научиться? Или это входит в понятие педагогический дар?

Как много поступало раньше в педагогические Вузы, помнится на некоторые факультеты были конкурсы. Все проходили практику в школах и постоянно учились в течении студенческой жизни коммуникативной культуре, гордясь своими оценками за педагогическую практику.

А разве не пример коммуникативной культуры учитель истории из фильма «Доживём до понедельника»? И опять: знание предмета, достоинство, чёткая не торопливая речь, убеждённость в своих действиях, гарантированная огромным жизненным опытом, умением ценить человеческую жизнь.

Как никакая сфера жизнедеятельности, образование испытывает на себе все перипетии в судьбе страны. Царская Россия, приход к власти большевиков. 30-е годы, период «волюнтаризма» Хрущёва и реформ Брежнева, «перестройка» и «забытьё» огромной страны на 20 лет. И в каждый период были свои талантливые учащиеся, которые черпали вдохновение и познание мира от своих, обладающих коммуникативной культурой учителей.

18 стр., 8600 слов

Формирование информационной культуры личности

... коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, ... Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности ...

Вот и сейчас, когда страна стала перед выбором ответов на вызовы истории Владимир Путин на заседании Госсовета по вопросам общего образования 23 декабря 2015 года поставил цель сделать российскую школу одной из лучших в мире.

«Мы должны учитывать тенденции глобального развития, а это практически взрывное развитие технологий, переход к новому технологическому укладу. И школа тоже должна идти в ногу со временем, а где-то опережать его. Чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни. Учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. Для этого нужен эффективный механизм постоянного обновления содержания общего образования. При этом нельзя забывать о базовых, не приходящих вещах, гуманитарной, воспитательной составляющей. Важно сохранить, передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России, историю, русский язык, великую русскую литературу, языки народов Российской Федерации, достижения в гуманитарных областях. В этом сила страны, способность нации отвечать на любые вызовы. И задача воспитания не менее значима, чем обучение, подготовка кадров для новой экономики», — сказал Президент.

И во главе этого стоит – учитель, который в большей степени общается с учеником, готовя его к вызовам как личностного характера так и общественного.

Успешность педагогического общения зависит от уровня коммуникативной культуры учителя. Её формирование является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.

Общительность как свойство личности, ставшее профессионально-личностным качеством, может обеспечить продуктивность педагогического общения. Правомерно рассматривать общительность как единство трех компонентов: потребности в общении, хорошего эмоционального самочувствия до, во время и после общения, коммуникативных навыков и умений. В данной трактовке наиболее четко обозначены собственно профессионально-творческие аспекты общения, хотя потребность в общении – общечеловеческое свойство.

А.В. Мудрик выделяет следующие параметры личности, влияющие на общительность; особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (напр., интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения – ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации.

Компоненты профессионально-педагогической общительности, на которые должен ориентироваться учитель:

1. Наличие устойчивой потребности в систематическом общении с детьми в самых различных сферах.

2. Органичное взаимодействие общечеловеческих и профессиональных показателей общительности.

3. Эмоциональное благополучие на всех этапах общения.

4. Продуктивное влияние общения на остальные компоненты педагогической деятельности.

5. Наличие способностей к осуществлению педагогической коммуникации.

6. Наличие коммуникативных навыков и умений.

Органичное единство данных компонентов образует профессионально-педагогический уровень общительности личности.

Для продуктивного коммуникативного самовоспитания важно разобраться в особенностях собственной общительности, осмыслить, в какой мере это качество сформировалось у вас как профессионально-личностное. Мне очень понравились работы А.В. Мудрикова:

О воспитании старшеклассников., Общение как фактор воспитания школьников., Учитель: мастерство и вдохновение, Социализация и «смутное время», Социализация и воспитание., Общение в процессе воспитания.

Они помогают молодым коллегам проверить себя, как можно больше узнать о профессиональной деятельности и подготовке к ней.

В коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Ученики, прежде всего, высоко ценят интеллигентность и деликатность учителя, т.е. умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным.

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение им коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. Имеются в виду умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении, управлять своими эмоциями, а также наблюдательность и переключаемость внимания, социальная перцепция и др.

Различают вербальные и невербальные способы педагогического взаимодействия. Основная часть профессионально значимой и необходимой нагрузки – вербальная коммуникация.

Однако, эффективность педагогического взаимодействия зависит и от того, насколько учитель владеет невербальной коммуникацией.

Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него экспрессивных (выразительность речи, жестов, мимики, внешнего вида) и перцептивных способностей.

В наши дни существует такой психологический совет; «если вам человек не приятен исключите общение с ним или сведите до минимума». Учитель не может себе этого позволить, так как это его профессия. Поэтому общество и государство должно обладать такими рычагами, которые смогут защитить учителя и помочь достойно осуществлять свою коммуникативную, а это значит и профессиональную культуру.