Коллективная творческая деятельность

Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В течение младшего школьного возраста на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающий собственный опыт действования в этом мире.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: познавательной, эмоционально-волевой и личностной.

Младший школьный возраст является сенситивным:

  • для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • усвоения социальных норм, нравственного развития;
  • становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
  • развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.

Таким образом, младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований.

Анализируя литературу и практику школы, можно заметить тенденцию на усиление развития интеллекта ребенка и снижение внимания к развитию эмоциональной и личностной сфер. А между тем, это может привести к несформированности коммуникативных навыков, организованности, самостоятельности, и, как следствие, к эмоциональной незрелости. Учитывая то, что эмоциональное восприятие действительности является у детей начальных классов опережающим, необходима работа по расширению круга нравственных знаний через измененное воздействие на чувства и разнообразие видов деятельности. Моральные ценности целесообразно представлять в конкретной форме, а их усвоение — в доступной для детей деятельности. Главным в развитии личности является деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека в референтной (значимой для него) группе.

Актуальность данной темы определяется изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, повлекшими за собой:

14 стр., 6985 слов

Ознакомление с произведениями фольклора детей младшего дошкольного ...

... литературу по устному народному творчеству (фольклору). Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по использованию карельского фольклора в педагогической работе с детьми. Определить методы и приемы работы по использованию карельского фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста. ГЛАВА 1. ...

  • увеличение значимости творческой личности
  • нахождение в более выгодном положении, по отношению к людям, пользующимися стандартными, устоявшимися методами
  • ощущение эмоционального комфорта от проявленной инициативы, творчества в трудовой деятельности
  • перестройка общеобразовательной школы, одной из основных целей которой является формирование и развитие творческой самостоятельной деятельности

Актуальность становления творческой личности вызывается определенным социальным заказом общества, характерным на данный период, внутренней потребностью личности с учетом ее защищенности в жизни. Одной из эффективных технологий воспитания признана коллективная творческая деятельность.

Проблема формирования и развития творческой коллективной деятельности решается с помощью ряда основных и вспомогательных подходов. Основные подходы — деятельностный подход (В. В. Давыдов [3], Л. С. Выготский [1], П. Я. Гальперин [2] и др.), личностный подход (В. В. Краевский[5], Л. В. Занков [4] и др.), системный подход (А. Д. Холл [8], Р. Е. Фейджин [7] и др.).

Цель курсовой работы — изучить коллективную творческую деятельность как средство формирования и развития личностных качеств младших школьников.

В соответствии с этой целью выдвинуты задачи:

1. Определить сущность и основные виды коллективно-творческой деятельности;

2. Рассмотреть организацию коллективной творческой деятельности;

3. Определить значение коллективной творческой деятельности в формировании и развитии личностных качеств личности.

Объектом исследования является коллективная творческая деятельность младших школьников.

Предмет исследования — влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств младших школьников.

1. Изучение особенностей коллективной творческой деятельности в научной литературе

1.1 Сущность и виды коллективной творческой деятельности

В своих работах И.П.Иванов характеризует сущность коллективных воспитательных дел следующим образом:

КТД — это способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.

Суть каждого дела — забота о своём коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далёких друзьях.

Дело это творческое, коллективное, потому что представляет совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи.

Поэтому оно творится сообща — не только выполняется, но и организуется, задумывается, планируется и оценивается также совместно.

Основатель методики Игорь Петрович Иванов.

Коллективные творческие дела — это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям — вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

13 стр., 6242 слов

Организация коллективной творческой деятельности младших школьников

... виды коллективно-творческой деятельности; 2. Рассмотреть организацию коллективной творческой деятельности; 3. Определить значение коллективной творческой деятельности в формировании и развитии личностных качеств личности. Объектом исследования является коллективная творческая деятельность младших школьников. Предмет исследования - влияние коллективной творческой деятельности на формирование ...

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь, общая борьба старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших. [9]

Виды коллективных творческих дел

В настоящее время существует несколько видов коллективных творческих дел:

  • Общественно — политические
  • Трудовые
  • Познавательные
  • Экологические
  • Спортивные
  • Художественные
  • Досуговые
  • Коллективные творческие дела с целенаправленным нравственным содержанием.
  • Коллективные творческие дела в работе с активом.

Рассмотрим данные виды подробно:

Общественно — политические коллективные творческие дела.

Дети — часть общества и должны соучаствовать в решении его социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос. Цели и задачи воспитателя — получение соответствующих знаний, умений и навыков. Коллективное творческое дело политического толка способствуют обогащению общественно — политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, учат плюрализму мнений и суждений. Например: агитбригада, агитафиша, агитпоход, аукцион идей, беседа за «круглым столом», брифинг, вечер поколений, вечер военной поэзии и песен, политвикторина, диалог, пресс-конференция и т.д.

Трудовые коллективные творческие дела. Детям нужно поручать настоящие, серьезные дела, в которых они имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности. Главное в том, что, трудясь на благо людей, ребенок растет гражданином своей страны. Трудовое и экономическое воспитание детей и подростков — это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания. Цели и задачи трудового воспитания — достижение конкретных трудовых задач. Например: аукцион трудовых сюрпризов, встречи с людьми труда, благоустройство лагеря, выставка трудовых достижение, гайдаровский рейд, город веселых мастеров, дежурство, дело по «секрету» и т.д.

Познавательные коллективные творческие дела. Даже пассивное участие в познавательных делах влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т.е. дети получают и проверяют свои знания. Например: академия веселых наук, аукцион знаний, вечер веселых задач, встреча с интересными людьми, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, викторина и т.д.

Экологические коллективные творческие дела. Природа — лучший учитель ребенка. Необходимо приобщать детей к миру природы, включать в экологическую заботу о живом мире природы. Операции «Родничок», «Муравейник», «Малая речка», «Озеро», «Поляна» — экологические КТД. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края — вот программы этой работы. Например: академия лесных наук, аукцион цветов (ягод, орехов), бал цветов, выставка лесных даров, встречи с работниками лесных хозяйств, день леса, профессиональный праздник (день рыбака, птиц), научно-исследовательская экспедиция по родному краю и т.д.

2 стр., 801 слов

Презентация «Развитие творческих способностей у детей старшего ...

... Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра. ...

Спортивные коллективные творческие дела. Движение есть жизнь. Двигательная деятельность должна быть ежедневной и разнообразной. Например: веселые старты, спортивная спартакиада, встречи с мастерами спорта, день здоровья, запуск моделей (планеров, бумажных змеев), зарядка, игры на воде, спортивные, подвижные, на местности, конкурс знатоков спорта, конкурс пирамид, лагерь Робинзонов, малые олимпийские игры, купание и т.д.

Художественные коллективные творческие дела. Дела этого плана важны для воспитания у ребят гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, народов других стран, своего народа как составной части мировой культуры. Художественные КТД развивают различные творческие способности ребенка — сочинительские, актерские, режиссерские и др., помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора. Дети получают практические навыки. Например: авторский вечер, ателье карнавальных мод, ансамбль, вечер поэзии, вечер сказок «Жили-были», выставка картин, выпуск рукописных сборников, галерея картинная, кружки эстетического профиля, карнавал и т.д.

Досуговые коллективные творческие дела. Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они — действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным. Например: аукцион забав, академия веселых наук, бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов), бал Терпсихоры, базар головоломок, вечер легенд, вечер веселых вопросов, вечер-путешествие, взятие песочного городка, день «рекордов Гиннеса » и т.д.[5]

1.2 Влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств

В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника.

Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, однако реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях.[4]

5 стр., 2298 слов

Опыт работы : «Я творческая личность»

... 11 Сочинение на тему я творческий человек Эссе на тему: «Творческая личность в ... деятельности с самого раннего детства. И вот на примере самой себя, я объясню, каково живется творческой личности ... начала побеждать в конкурсах разного уровня творчества, начала активно ... занимается творчеством. На самом деле, каждый музыкант, каждый исполнитель ... такая ситуация у моего ребенка или у моего воспитанника, ...

Начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности. Особенность воспитания и обучения данной ступени состоит в том, что они осуществляются, как правило, одним педагогом.

От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности.

Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в коллективной деятельности.

Коллективное творческое воспитание — особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно — формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, по мнению Т.А.Стефановской[6], обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты. В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая психологию, действительно способна творить чудеса. У каждого, кто погружался в чарующую атмосферу коммунарского сбора, участвовал в КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам.

10 стр., 4762 слов

» Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» ...

... жизни. Объект исследования – роль игры в развитии личности ребенка Предмет исследования – игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста . Глава I. Теоретическая предпосылка развития игры 1.1 ... – творческая деятельность, и как каждое настоящее творчество не может осуществляться без интуиции. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими, или ...

Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение их разнообразие, и периодичность позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Один к одному повторить чью — то авторскую идею КТД невозможно, но “схватить” эту идею, почувствовать её и разработать с детьми в обновленном варианте — уже творчество. Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, своё содержание, свой набор творческих ролей. Здесь важен замысел коллективно творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями ребят. Детская импровизация — высшее достижение КТД. И у каждого всё получается по-разному. Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством.[3]

В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на “группы действия” помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие. Ребят можно “развести” по группам, по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства и т.д. Можно назвать трех — четырёх первых членов группы, те выберут по одному партнёру, выбранные назовут следующих, так быстро укомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы и другие “амулеты”, дети выберут их произвольно, создав группу.

Группа — главный “инструмент” КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, надо использовать конкурс, если никто не хочет жеребьевку. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности.

КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый ученик находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки, организуемые почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера.

Большие выставки прикладного и письменного творчества, а так же публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками из параллели, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других.

3 стр., 1447 слов

Творческий потенциал личности

... в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г. Браже, Ю.Н.Кулюткин) ; интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к творчеству. Отмечая, что творческий потенциал личности ... тем богаче его личностный трудовой потенциал, отсюда – выше качество профессиональной деятельности и наоборот. Слабая сформированность личностных качеств ...

КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания всех всем.

КТД — это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

КТД дают возможность ученику:

реализовать и развивать свои способности

расширить знания об окружающем мире

приобрести навыки проектирования

проявить организаторские умения

закрепить коммуникативные навыки

формировать способности к рефлексии (анализу)

КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. В коллективной творческой деятельности любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества. [7]

Создать условия для всестороннего развития личности младшего школьника помогают коллективные творческие дела.

В своих работах И.П.Иванов характеризует сущность коллективных воспитательных дел следующим образом:

КТД — это способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.

В настоящее время существуют различные виды коллективных творческих дел: общественно-политические, познавательные, трудовые, экологические, спортивные, досуговые, коллективные творческие дела в работе с активом, коллективно творческие дела с целенаправленным нравственным содержанием.

В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место.

КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно — формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. КТД позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

14 стр., 6552 слов

Формирование умения выразительного пения у детей пятого года жизни

... Певческая деятельность даёт детям разнообразные сведения о музыке, умения и навыки исполнительства. О необходимости проведения специальной работы по обучению детей выразительному пению ... выразительное пение как объекта - существенного потенциала развития личности ребёнка. Это явление определило выбор темы данной курсовой работы - «Формирование умений выразительного пения у детей пятого года жизни». ...

В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей.

КТД — это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

1.3 Психологические особенности организации взаимодействия младших школьников

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить и развиваться. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умением подчинять личные желания общим устремлениям, взаимную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень организованности.

Складываются психологические новообразования,характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младшего школьника и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе:

  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

  • содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственного действия;
  • содержательная — направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе);

  • анализ (мысленное действие, имеющее два уровня сформированности: сравнение и выделение сходного, открытие внутреннего родства внешне различных явлений — по В.В. Давыдову);

  • внутренний план действий — планирование («Чем больше «шагов» своих действий может предусмотреть ребенок, и чем тщательнее он может сопоставить их разные варианты, тем более успешно он будет контролировать фактическое решение задачи»);

  • ориентация на сверстника и группу в целом.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста и всё большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского коллектива.

Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.

11 стр., 5192 слов

Отражение принципов общественной жизни древних греков в произведениях ...

... поэзию. В поэме «Теогония» (то есть «Родословная богов») Гесиод собрал и систематизировал древнегреческие мифы, попытался изложить родословную богов-олимпийцев как единое целое. Поэма «Труды и дни» посвящена тяжбе Гесиода с братом Персом. Гесиод развертывает ...

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни.

Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет, соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

Интерес к данному возрастному этапу объясняется тем, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и пр., формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше.[5]

Все перечисленное убеждает в необходимости обращения серьезного внимания педагога (и / или любого взрослого) к ребенку, создания условий для проявления им собственной активности. Успешному разрешению многих проблем, возникающих при этом, служит реализация личностно-ориентированной концепции, которая несет в себе новый взгляд на педагогические процессы и такое отношение к организации деятельности детей, особенно внеурочной, которая позволяет реально ориентироваться на личность ребенка, его интересы, потребности, склонности.

Глава 2. Коллективная творческая деятельность в классе

2.1. Задачи воспитательной деятельности, Задачи воспитательной деятельности педагога в ходе подготовки и проведения КТД:

1. Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей.

2. Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.

3. Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.

4. Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе.[6]

Какие же условия необходимо выполнять для успешного решения педагогических задач?

Первое условие— общая забота. Воспитывать — значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе. Только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни — людям, труду, природе, культуре — как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе как юным гражданам.

Второе условие— единство уважения и товарищеской требовательности. Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника — в настоящем и будущем — общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность: действовать на общую радость и пользу, улучшать окружающую жизнь и одновременно совершенствовать себя как товарища других людей. Тогда возникает ответное отношение воспитанников к воспитателю, создает и крепнет «истинный авторитет» (по выражению А. Макаренко) взрослого.

Третье условие— единство мыслей и действий, воли и чувств. Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно — мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.

Четвертое условие— единый коллектив. Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями своих воспитанников, самовоспитания воспитанников — взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитание воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив — старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

Пятое условие— творчество, а не шаблон. Необходимо влиять так, чтобы использовать различные виды воспитательного воздействия — незаметное и открытое, прямое и опосредованное, — использовать непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.

Воспитывая высокообразованную, культурную, творческую и социально-активную личность необходимо понимать и постигать мир прекрасного, не забывая о радостях жизни, эстетически формировать мышление и чувства ребят, их отношение к Родине, к природе, к обществу, к труду, к семье, к самому себе, формировать жизненные представления по законам красоты.

Такой подход позволяет осуществить гармоничный переход через красоту к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям.

Существуют принципы коллективного взаимодействия:

·принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок — личность).

·принцип природосообразности: психофизиологические и возрастные особенности

·принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;

·принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;

·принцип открытости и доступности: все учащиеся могут принимать участие в самоуправлении;

·принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности;

·принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка. [4]

2.2. Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса

В практической части мы представляем опыт организации коллективной творческой деятельности. Занятие проводилось в 3 «А» классе МАО СОШ «3».

3 «А» класс на мой взгляд оказался творческим и активным коллективом, которые с радостью выполнял предложенные задания. В классе обучаются 20 девочек и 10 мальчиков.

Учитывая особенность коллектива (класс девочек), мы после долгого обсуждения вместе с родителями и учащимися решили в течении года работать над созданием творческого альбома «Живой родничок».

На первой стадии (предварительная работа коллектива) мы определили воспитательные задачи КТД. Это:

  • развитие творческих способностей девочек;

  • воспитание усидчивости, ответственности и вкуса;

  • привитие навыков чтения художественной литературы и т.д.

Во время стартовой беседы с девочками мы решили, что лучшие стихи, рассказы, сказки будут прочитаны подшефном классе малышам, на родительских собраниях и на классных сборах.

Работа будет продолжатся в течение года дома и на уроках творчества в ней будет принимать участие весь класс а в техническом оформлении сборника примут участие родители. Возглавить коллективное творческое дело должен воспитатель (он же учитель русского языка и литературы), а организатором стать совет дела, избранный из числа учениц.

На второй стадии (коллективное планирование)

Это следующие группы:

  • поэты,

  • сказочники,

  • прозаики,

  • оформители.

Представители микроколлективов на сборе — старте предложили, выносит обсуждение работ, которые войдут в сборник «Живой родник», на литературный кружок, в совет дела они рекомендовали учителя изобразительного искусства.

На третьей стадии (коллективная подготовка КТД)

Решили раз в месяц рассматривать творческие работы девочек, коллективно отбирать лучшие, аргументировать свой выбор, продумывать иллюстрации отобранным работам. Все были увлечены хорошим делом, радостно и с удовольствием взялись за него, так что такие советы И.П. Иванова на этой стадии КТД, как товарищеский контроль и товарищеское требование, применять не приходилось. Использовалось лишь товарищеское поощрение. Девочки были готовы к творчеству и убеждены в его необходимости и важности.

Четвертая стадия — это проведение коллективного творческого дела.

Оно проводилось в течение года. Раз в месяц совет дела предлагал на обсуждение творческих групп лучшие работы по темам:

Октябрь: «Мне нет еще и 10».

Ноябрь: «Осенние мотивы».

Декабрь: «Новогодние приключения».

Январь: «Рождественские сказки».

Февраль: «Мир фантастики».

Март: «Сказки о животных».

Апрель, май: «Весенняя капель».

В КТД принимали участие все без исключения девочки, но совет дела очень строго отбирал работы в творческий сборник.

Пятая стадия КТД (коллективное подведение итогов).

На коллективном подведении итогов мы внимательно заслушали работы, которые предлагались для внесения в творческий сборник, рассмотрели иллюстрации и выбрали лучшие, предложили техническому секретарю в набор стихи и сказки, признанные лучшими. На общем сборе мы пришли к выводу, что КТД сплотило девочек, заставило их требовательно относиться к себе и другим, интереснее стала классная жизнь.

Не удалось расширить список авторов лучших работ, хотя в классе большой потенциал. Это было внесено в планы на будущий год.

Шестая стадия КТД — это стадия ближайшего последействия.

Для нас это была презентация готового сборника «Живой родник». Потом девочки выступили с чтением на заключительном родительском собрании и перед малышами.

Было решено:

1. Продолжить работу над созданием классного творческого альбома в пятом классе.

2. Прививать навыки творчества в литературном кружке.

3. Предлагать лучшие работы в школьный литературный сборник.

4. Стать участниками городского творческого конкурса «Начало».

5. Привлекать к сотрудничеству родителей.

Заключение

Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при активной роли взрослых. Взрослые создают условия для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Организовывая творческую деятельность по рассмотренным выше структурам, можно выявить, что это дает хорошие возможности для плодотворного сотрудничества детей, детей и взрослых. Позволяет расширить поле позитивного общения, вовлечь в совместную творческую, социально значимую деятельность большее количество детей и взрослых. Работа над темой по данной структуре делает жизнь общешкольного коллектива насыщенной, яркой, интересной. Становления творческой личности вызывается определенным социальным заказом общества, характерным на данный период, внутренней потребностью личности с учетом ее защищенности в жизни. Одной из эффективных технологий воспитания признана коллективная творческая деятельность.

В ходе теоретического анализа по теме было исследовано, что коллективная творческая деятельность является эффективным средством формирования и развития личностных качеств младших школьников.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в введении, подтверждена. Поставленные цели и задачи достигнуты.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/tvorcheskaya-deyatelnost/

1.Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М, 1960, с. 224—234.

2.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии: Сборник научных трудов. — М.: Наука, 1966. — С. 236-278.

3.Давыдов В.В. Проблема деятельности как способа человеческого бытия и принцип монизма // Деятельность: теория, методология, проблемы. М.,1990.

4.Занков Л.В. Дидактика и жизнь. — М., 1968.

5.Краевский В. В. Методология педагогики: анализ с позиции практики // Советская педагогика.1989. № 7. С. 33.

6.Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности /Т.А.Стефановская. — М., 2005. — С. 55-78.

7.А.Д., Фейджин Р.Е. Определение понятия системы // Исследования по общей теории систем. М., 1966, с. 252.

8.Холл А. Опыт методологии для системотехники. — М.: Советское радио, 1975. — 448 с.