Своеобразие творческого дарования В. В. Маяковского

Курсовая работа

Художественные особенности раннего творчества Маяковского

Творчество Владимира Маяковского условно можно разделить на два периода: дореволюционный период и послереволюционный. Начало пути Маяковского в литературе связано с группой кубофутуристов.

Кубофутуристы в своем творчестве утверждали:

  • Революционность форм;
  • Свободу искусства от идей и содержания;
  • Отказ от поэтических традиций.

Замечание 1

Маяковский полностью разделял призыв кубофутуристов «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с Парохода Современности».

Смысл этого лозунга заключался в том, что оставаясь в рамках художественных средств, разработанных и узаконенных классиками, невозможно запечатлеть, отразить стремительно изменяющуюся новую реальность. Это был период поиска новой эстетики, новых художественных форм. Можно сказать, что это был эстетический бунт. Отпечаток этого бунта несут в себе многие ранние произведения Маяковского. Однако гений поэта не мог целиком уместиться в рамки футуристической теории и практики.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Художественный мир лирики Маяковского 440 руб.
  • Реферат Художественный мир лирики Маяковского 250 руб.
  • Контрольная работа Художественный мир лирики Маяковского 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Можно говорить о том, что творчество раннего Маяковского связана с эстетикой неоромантизма, которая была порождена не только неприятие реальной действительности, но еще и желанием ее изменить, преобразовать. Концепция романической личности воплощается в том, что образ лирического героя является центральным и определяет единство всей системой миропонимания.

Настроения стихотворений раннего период творчества позволяют говорить об оригинальной и смелой поэтической палитре Маяковского. Поиски новых средств художественной выразительности начинающего поэта оказались чрезвычайно эффективными. Его произведениям свойственна лирическая экспрессия и богатство зрительно-слуховых ощущений, ассоциативных связей.

В образных мистификациях, в театрализации ситуаций проявляется многоликость лирического «я» Маяковского. Неожиданная смена, пестрота лирических масок дают возможность говорить о вызове лирического героя, о самопародировании, о дразнящей иронии. Поэт известные вещи, детали и отношения представляет в парадоксальном свете и тем самым практически в каждом своем стихотворении бросает вызов традиционным литературным канонам.

30 стр., 14568 слов

Анализ деятельности Александра Невского в период раннего средневековья Руси

... воинственные буллы.” Автор говорит о том, что в отношении восточной политики ситуация была сложной. И Александру Невскому не оставалось выбора ... с плавным рассказом о конкретных событиях связанных с именем Александра Невского. Интересен взгляд на историю того периода времени изложенный в ... к пониманию влияния личности на ее ход. В работе дано подробное описание сражений, ярко представлена личность ...

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Для молодого Маяковского неприемлемо отчуждение человеческой личности от мира. Возможно поэтому лирический герой, отмеченный печатью избранничества и исключительности, стремится к сопричастности судьбам человечества. Он уподобляется провидцу, пророку, который обладает даром в повседневных знаках различать поступь грядущего.

В трагедии с символичным названием «Владимир Маяковский» поэт просит «заштопать» душу для того, чтобы не могла «пустота сочиться». А в поэме «Облако штанах» отчетливо и настойчиво звучит тема самопожертвования и подвига.

Восстание человека против дисгармонии бытия является кульминационным мотивом первых произведений Маяковского. В них критика современности объединяется с ощущением неотвратимой гибели, настроениями отчаяния. Маяковский метафорически переосмысливает библейские образы, сопоставляет своего лирического героя с распятым Христом.

Характерной чертой раннего творчества Маяковского является гиперболизация фигуры лирического героя. Многие художественные произведения поэта отличает свободной самовыражение личности, которое, не регламентируемой ничем, ориентировано на возникающий в начале 20 века новый тип сознания.

Характер поэзии заметно меняется в предоктябрьские дни. Революционные перемены поэт воспринимает как воплощение ожиданий и чаяний истории. Многие мотивы и темы его поэзии получают совершенно новое направление, а пафос произведений становится публицистическим и более жестким.

Своеобразие ранней лирики В. Маяковского

  • А почему вы одеты в желтую кофту! — Чтобы не походить на вас. В. Каменский.

Юность Маяковского. В 1912 году в альманахе футуристов «Пощечина общественному вкусу» были опубликованы стихотворения В. Маяковского «Ночь» и «Утро». Так заявил о себе молодой и самобытный поэт — поэт, которому суждена была долгая и непростая творческая судьба, и не только пожизненная, но и посмертная, ибо произведения автора неоднократно оценивались и переоценивались критикой и читателями. Ранний период творчества поэта представлен многими

открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский буквально ворвался в русскую поэзию начала XX века — поэзию, где по праву блистали такие светила, как Блок, А. Белый, Гумилев, Ахматова, Брюсов.

Его стихи разительно отличались от того, что принято было считать хорошей поэзией, но он быстро вошел в силу и утвердил свою творческую индивидуальность, право на то, чтобы быть Маяковским. Его рассвет, по словам А. Ахматовой, был бурным: отрицая «классическую скуку», поэт предлагал новое, революционное искусство, и в своем лице — его представителя. Несомненно,

многое в раннем творчестве Маяковского связано с таким художественным направлением, как футуризм, но при этом идеи и поэтические средства их воплощения в произведениях автора были много шире традиционных футуристических установок.

2 стр., 840 слов

Любовная лирика Маяковского (Любовь в творчестве) 11 класс

... предел всему этому достигается только в последних строфах первой главы. Сочинение Тема любви в творчестве Маяковского Практически каждый русский поэт в своих произведениях в первую очередь старался передать свои ... класс Любовная лирика Маяковского Несколько интересных сочинений Семья — самое главное в жизни человека. В семье можно найти любовь и поддержку, а также поделиться своей любовью и кого-то ...

Своеобразие ранней лирики Маяковского обусловлено прежде всего его личностью, его ярким талантом, его взглядами и убеждениями. Едва ли не основной темой этого периода становится тема трагического одиночества поэта: Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека. Причина этого в том, что вокруг — «нет людей».

Есть толпа, масса, сытая, жующая, глядящая «устрицей из раковины вещей». Люди исчезли, и потому герой готов целовать «умную морду трамвая» — чтобы забыть окружающих: Ненужных, как насморк, и трезвых, как нарзан.

Герой одинок, он, возможно, один в этом мире. Наверное, отсюда эгоцентрический пафос многих его стихотворений. «Себе, любимому, посвящает эти строки автор», «Я», «Несколько слов обо мне самом», «Я и Наполеон», «Владимир Маяковский» — таковы названия его стихов того времени. «Я» — вот слово, которое определяет динамику поэтического действия: «Я, воспевающий машины и Англию». Поэт приходит в этот мир, чтобы прославить себя:

Мир огромив мощью голоса, иду — красивый, двадцатидвухлетний. Он обращается к людям будущего: «Славьте меня!» — Вам завещаю я сад фруктовый своей великой души. В этом подчеркнутом эгоцентризме — свойственная поэзии Маяковского склонность к общественному эпатажу. «Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида… Взял у сестры кусок желтой ленты.

Обвязался. Фурор» — таковы выходки Маяковского-хулигана. И еще — скандально-известное: Я люблю смотреть, как умирают дети. Что стоит за подобного рода действиями? Категорическое неприятие автором буржуазной культуры, юношеский нигилизм и, возможно, душевная ранимость самого поэта.

За своим амплуа хулигана Маяковский скрывал душу тонкую, ищущую любви и любящую, защищая ее от тех, кто «ничего не понимают». Маяковский, как он пишет о самом себе, — «сплошное сердце». Уже в ранних стихах он предстает обреченным гореть на «несгораемом костре немыслимой любви». Предчувствие любви, ее ожидание — «Будет любовь или нет? Какая — большая или крошечная?» — вот что наполняет монологи героя.

Его душа ищет любви, и потому он пишет: «Себе, любимому, посвящает эти строки автор». Его чувство остается невостребованным: Где любимую найти мне, такую, как и я?

Поэт мучительно переживает свое одиночество, для него груз «нерастраченных весен» просто несносен: Несносен не так, для психа, а буквально. Любимая женщина, появившись однажды, навсегда наполняет смыслом существование героя. Но его счастье — мучительное и недолговечное: разлуки и измены суть постоянные спутники любви; однако, несмотря на это, герой находит в себе силы сказать: Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг.

Существенно, что в ранней поэзии Маяковского практически отсутствуют пейзажные описания. В автобиографии «Я сам» поэт так объясняет свое «пренебрежение» к теме природы: «После электричества совершенно бросил интересоваться природой. Неусовершенствованная вещь». Ее место в творчестве прочно занимает пейзаж городской: дома, улицы, автомобили.

Часто подобного рода описания нарочито натуралистичны, поэт как будто задается целью изобразить уродливые «вещи века». «Красивость», поэтичность — качества, которые автор отвергает. Это иллюстрируют, к примеру, следующие строки: Улица провалилась, как нос сифилитика. Река — сладострастье, растекшееся в слюни. Отбросив — белье до последнего листика, сады похабно развалились в июне.

13 стр., 6168 слов

Тема любви в поэзии А.А.Блока и С.А.Есенина

... плагиате Сочинение: Тема любви в поэзии А.А. Блока и С.А. Есенина Творческий путь как А.А.Блока, так и С.А.Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я думаю, что понять поэта ...

Окружающий мир вызывает резкое неприятие, протест со стороны автора. Его апофеозом можно считать поэму «Облако в штанах». Она состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает какой-либо аспект действительности. Герой провозглашает: «Долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой вашу религию, долой ваш строй!» По масштабу, по глубине художественного обобщения, по диапазону поэтических средств эта поэма является, на мой взгляд, одним из лучших произведений Маяковского.

Художественные средства, языковые приемы поэта отличает подчеркнутый натурализм, прозаизм. Он пишет: «звезды-плевочки» — о тех самых звездах, которые наполняют, по словам Канта, «благоговением и восхищением» душу человека. Он заявляет: Я знаю — гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете. В этих строках — средоточие всего мира на личности поэта, соположение низменного и возвышенного, поэтического и прозаического.

В ранней лирике Маяковский отдает дань экспериментаторству, поиску новых форм, словотворчеству. И нужно уметь видеть за обилием сложных метафор, гипербол, неологизмов, непривычных синтаксических конструкций глубинный смысл текста. Одно из ранних стихотворений автора — «А вы могли бы?» Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал «на блюде студня косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? Что таится в этих строчках?

Может быть, их написал человек, которому не хватает безмерности любви и океана? Может быть, они о праве художника преображать будни, видеть поэзию там, где, казалось бы, ей совсем не место? О том, что только настоящий артист способен сыграть на водосточной трубе?

Поэт предлагает нам свое видение мира и свои способы его воплощения. Отвергнув традиционные формы поэзии, Маяковский обрек себя на непростую судьбу экспериментатора, человека, который не будет понят многими. Но его путь — путь, без которого современное искусство было бы неполным, в чем-то ущербным:

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?

Критический пафос

Дореволюционная лирика поэта тесно связана с поэмами и выступает как вступление к ним. В произведениях присутствует мотив протеста. Тема «народ и поэт» занимает центральную позицию в лирике. Первая мировая стала важнейшим испытанием для многих литературных и художественных направлений. Она выявила их истинную сущность, показала подлинное отношение к интересам нации, потребностям народа. Отзываясь своей поэмой «Война и мир» на начало войны, Маяковский политически остро оценивает ее империалистическую сущность. В творчестве автора стал усиливаться критический пафос. Его голос призывал к революции, выступал против империалистической бойни. Это прослеживается в таких произведениях, как «Я и Наполеон», «Вам!» и других.

Начало работы

Достаточно рано Маяковский увлекся подпольной революционной деятельностью. Как и многие другие подпольщики, он был пойман и заключен на 11 месяцев в Бутырскую тюрьму, в одиночную камеру. Судьбу будущего поэта решил Столыпин. Именно по его распоряжению узник был отпущен. Во время пребывания в заключении Маяковский много читал. После освобождения его охватило страстное желание работать в искусстве. Он хотел создать социалистическое направление. В результате Маяковский поступил в Московское училище зодчества, ваяния и живописи. С того момента он несколько охладел к революционной борьбе. В ходе обучения он познакомился с группой молодых поэтов и художников. Они называли себя творцами искусства будущего — футуристами. Все это особым образом повлияло на раннюю лирику Маяковского.

1 стр., 393 слов

Как вы понимаете слова В.В. Маяковского «Поэт — всегда должник»?

... тонкое, кропотливое ремесло. В. Маяковский согласен с тем, что поэт — вечный должник. Но это долг высокого, ... техники стиха. В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» В. Маяковский, сравнивая процесс творчества ... с добычей радия, заостряет внимание на сложности своего труда и говорит об ответственности писателя за созданные произведения. Автор ...

Маяковский: художественный мир ранней лирики поэта

Очень точно о свойстве таланта автора высказался в свое время Луначарский. Услышав поэму «Про это», он отметил, что и раньше знал, а после прослушивания окончательно убедился, что Маяковский — тончайший лирик, несмотря на то что сам это понимает не всегда. В авторе это свойство сочеталось с его агитаторскими, ораторскими способностями. Лирика, как правило, рассматривается как художественное выражение внутреннего мира поэта. Она отражает его состояние в тот либо другой момент. Реальная действительность, мир объективных вещей раскрываются в лирических стихотворениях через переживания их автора. События и явления обычно не получают в произведениях непосредственного, прямого изображения. Они запечатлены в той реакции, в том чувстве, которое они вызывают у автора. Именно такой является и ранняя лирика Маяковского.

Стихи могли быть посвящены самым разным явлениям — любви или битвам между классами, спорам о назначении искусства или путешествиям за рубеж. Повествование о событиях неразрывно связано с выражением чувств и мыслей автора, раскрытием его собственного «я». Размышления и переживания не просто придают специфичную эмоциональную окраску творчеству. Художественный мир ранней лирики Маяковского проявляется в изображении им жизненных явлений, политических событий. Эмоциональная составляющая присутствует и в агитационно-производственных шедеврах. Можно без преувеличения отметить, что лиризм выступает как объединяющая и всепроникающая сила в творчестве поэта, он просматривается даже в тех произведениях, которые по структуре не относятся к лирическим.

Особенности поэтической манеры Маяковского

I.Особенности поэтического языка Маяковского:

1) Установка на разговорную народную речь (стихотворение часто называется «Разговор…», «Рассказ…» и т. п.).

2 стр., 692 слов

Образ поэта в раннем творчестве В.В. Маяковского

... был образ поэта в раннем творчестве Владимира Владимировича. В первых стихотворениях футуриста мы часто замечаем антибуржуазные настроения. Чуждая обывательская среда изображалась в них сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир ...

Это связано со стремлением поэта быть ближе и понятнее массам.

2) Обращение к фольклору, его образам и поэтическим средствам (поэма «150 000 000», смысл названия, подзаголовок: «Былина об Иване», трансформация жанра былины; широкое творческое использование пословиц и поговорок: «Сергею Есенину»: «Ни тебе аванса, ни пивной…», «Во весь голос»: «Сочтемся славою, ведь мы свои же люди…»).

3) Ораторская интонация («Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря…»).

4) Словотворчество, идущее от футуристов, широкое использование неологизмов, окказионализмов («Долг Украине»: «Я немало слов придумал сам…»).

Маяковский никогда не создавал слов, не имеющих смыслового наполнения («громадьё», «молоткастый», «серпастый», «двухметроворостая», см. стихотворение «Евпатория»).

5) Использование своеобразных рифмы и ритма.

Стихотворение Маяковского располагается «лесенкой». Это связано с особенностями произнесения стиха Маяковского.

Очень выразительны и разнообразны рифмы Маяковского. Среди них можно найти простые: «кадет – одет», «руды – изумруды», «коса – Казань»; сложные: «шар – хороша», «объединятся – нации»; составные: «молот и стих – молодости».

Маяковский пользуется различными системами стихосложения. Какими?

Систему стихосложения Маяковского изучали с помощью компьютера математик Колмогоров и литературовед Жирмунский. Согласно их выводам, у Маяковского есть стихотворения, выдержанные в рамках классической силлабо-тонической системы («Мой стих трудом громаду лет пробьёт…» – классический ямб).

Маяковский пользуется вольным ямбом и вольным хореем – «разностопными» размерами (с различным количеством стоп в строке), ударным стихом с одинаковым количеством ударений и свободным числом междуударных промежутков – тоническим стихом. Он наиболее часто используется Маяковским. По этому вопросу в исследовательской литературе единства мнений нет. Так, Жовтис, анализируя дооктябрьское творчество Маяковского, говорит о том, что его поэтическая система своеобразна, и пользуется термином «освобожденный стих».

17) Отец трагедии,

Эсхил — «отец трагедии», его главная трилогия «Орестея» Раскрыл с помощью мифологических образов историческое содержание того переворота, современником которого он являлся, — возникновения демократического государства из родового общества.

Родился в 525/4 г. в Элевсине и происходил из знатного землевладельческого рода. Из трагедий видно, что поэт являлся сторонником демократического государства, хотя и принадлежал к консервативной группировке внутри демократии.

Три этапа в творчестве Эсхила, которые вместе с тем являются этапами становления трагедии как драматического жанра: «Персы», ранняя трагедия, характерны преобладание хоровых партий, слабое развитие диалога, отвлеченность образов.

К среднему периоду относятся такие произведения, как «Семеро против Фив» и «Прикованный Прометей». Появляется центральный образ героя, охарактеризованный несколькими основными чертами; получает большее развитие диалог; более четкими становятся и образы эпизодических фигур.

Третий этап представлен «Орестеей», с ее более сложной композицией, нарастанием драматизма, многочисленными второстепенными образами и использованием трех актеров.

Элементы традиционного мировоззрения тесно переплетаются с установками, порожденными демократической государственностью. Он верит в реальное существование божественных сил, воздействующих на человека и зачастую коварно расставляющих ему сети, придерживается даже старинного представления о наследственной родовой ответственности. С другой стороны, боги Эсхила становятся блюстителями правовых основ нового государственного устройства, и он усиленно выдвигает момент личной ответственности человека за свободно выбранное им поведение. В связи с этим традиционные религиозные представления модернизируются. Соотношение между божественным воздействием и сознательным поведением людей, смысл путей и целей этого воздействия, вопрос об его справедливости и благости составляют основную проблематику Эсхила, которую он развертывает на изображении человеческой судьбы и человеческого страдания. Материалом для Эсхила служат героические сказания. Однако заимствуя сюжеты из эпоса, Эсхил не только драматизирует сказания, но и переосмысляет их, пронизывает своей проблематикой.

11 стр., 5426 слов

«Новаторство Маяковского в литературе»

... художественное творчество поэта, я считаю актуальной выбранную тему. Определить природу стиха Маяковского ... литературе; выявить истоки новаторства в творчестве В.В.Маяковского. Определить черты новаторства в поэзии В.В. Маяковского: ... творчестве Маяковского заслуживает ранний период творчества, проходивший под знаком футуризма. Именно футуризм предопределил такие черты авторской эстетики и поэтики, ...

Власть денег, бесчеловечное отношение к рабам, захватнические войны — все это встречает безусловное осуждение, суровое миросозерцание которого основано на глубоком сочувствии к человеческому страданию.

Свойственны известная торжественность и величавость, особенно в лирических частях. Торжественный, «дифирамбический» стиль Эсхила и малая динамичность его пьес казались уже в конце V в. несколько архаическими. Из образов, созданных Эсхилом, наибольшее значение имел Прометей. Мощь и величие трагедий Эсхила получили должную оценку лишь с конца XVIII в.; однако буржуазные исследователи и поныне искажают образ основоположника трагедии, подчеркивая исключительно консервативную, религиозно-мифологическую сторону его творчества и игнорируя его глубоко прогрессивную сущность.

«Прозаседавшиеся»

Одним из классических примеров сатиры этого поэта являются «Прозаседавшиеся». Это стихотворение было впервые опубликовано в 1922 году в газете «Известия». Маяковский начинает со спокойной и даже легкой иронии, постепенно усиливая свой праведный гнев к бюрократическому аппарату.

В завязке он рассказывает, как начинается рабочий день «прозаседавшихся». На рассвете они спешат в свои учреждения, стремясь отдаться там во власть «бумажных дел».

Уже во второй строфе появляется проситель, который обивает пороги в надежде получить аудиенцию у руководства и решить свою застарелую проблему. Попасть он уже давно мечтает к неуловимому «Ивану Ванычу», как его тут все называют. Он же не может снизойти до простого человека, постоянно пропадая на заседаниях.

Маяковский с издевкой пишет о мнимости якобы важных дел, которыми занят такой Иван Ваныч. А после этого сразу прибегает к гиперболе. Оказывается, что их заботы, над которыми они корпят, — это объединение театрального отдела Наркомпроса с Главным управлением коннозаводства, а также вопрос о покупке чернил и прочей канцелярии. Такие задачи они решают вместо того, чтобы реально помогать людям.

Владимир Владимирович Маяковский так начал автобиографическое повествование « Я сам

»: «Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу». Его поэтическое слово всегда было ориентировано на творческий эксперимент, на новаторство, на устремленность к будущему миру и будущему искусству. Он всегда хотел быть услышанным, поэтому приходилось сильно форсировать голос, как бы кричать во всю глотку; в этом смысле название незавершенной поэмы «

10 стр., 4925 слов

Урок по литературе : «Любовь в творчестве В.Маяковского»

... демонстративно не желая знать устоявшихся норм и обычаев Сочинение на тему разговор с будущим в творчестве маяковского Маяковский принадлежал к такому направлению начала XX века, как ... идеи эстетических высказываний Маяковского имели подтекст, в котором сказывалось неприятие им обнаженного формализма литературных спутников. В литературу Маяковский вступил прежде всего как поэт города. Первые его ...

Во весь голос

» может характеризовать все творчество Маяковского.

Владимир Маяковский

», поставленная в Петербурге и провалившаяся, стихотворение «

А вы могли бы?

» и поэма «

Облако в штанах

» (1915).

Ее лейтмотивом оказывается слово «долой», выражающее органичную для личности поэта черту: крайнюю революционность и потребность коренного переустройства миропорядка в целом — черту, которая привела Маяковского к футуризму в поэзии и к большевикам в политике. В этом же году создается поэма «

Флейта-позвоночник

». Ее сюжетом стало начало драматических и даже трагических отношений с женщиной, прошедшей через всю жизнь Маяковского и сыгравшей в ней очень неоднозначную роль, — Лилией Брик.

После революции Маяковский ощущает себя ее поэтом, принимает ее полностью и бескомпромиссно. Задача искусства — в служении ей, в принесении практической пользы. Практицизм и даже утилитаризм поэтического слова — одна из основополагающих аксиом футуризма, а затем и ЛЕФа, литературной группировки, принявшей к практической разработке все основополагающие футуристические идеи. Именно с утилитарным отношением к поэзии связана агитационная работа Маяковского в РОСТА, выпускавшем «Окна сатиры» — злободневные листовки-плакаты с рифмованными строчками к ним. Основные принципы футуристической эстетики отразились в послереволюционных программных стихотворениях поэта: « Наш марш

» (1917), «

Левый марш

» и «

Приказ по армии искусств

» (1918).

Диссонансом к поэтически-утилитарным стихам звучит тема любви — поэмы «

Люблю

» (1922); «

Про это

» (1923), хотя и здесь проявляются характерный для мироощущения лирического героя гигантизм и чрезмерная гиперболизация, стремление предъявить себе и объекту своей любви исключительные и невыполнимые требования.

Стихи о советском паспорте

», 1929; цикл «

Стихи об Америке

», 1925).

Своего рода девизом «полпреда стиха» можно считать его строки: «У советских / собственная гордость: / на буржуев / смотрим свысока».

В то же время во второй половине 20-х годов в творчестве Маяковского начинает звучать нота разочарования в революционных идеалах, вернее, в том, какое реальное воплощение нашли они в советской действительности. Это несколько изменяет проблематику его лирики. Увеличивается объем сатиры, изменяется ее объект: это уже не контрреволюция, а собственная, доморощенная, партийная бюрократия, «мурло мещанина», вылезающее из-за спины РСФСР. Ряды этой бюрократии пополняют люди, прошедшие гражданскую войну, испытанные в боях, надежные партийцы, не нашедшие в себе сил противостоять соблазнам номенклатурной жизни, прелестям НЭПа, пережившие так называемое перерождение. Подобные мотивы слышны не только в лирике, но и в драматургии (комедии « Клоп

», 1928, и «

Баня

», 1929).

В качестве идеала выдвигается уже не прекрасное социалистическое будущее, а революционное прошлое, цели и смысл которого искажены настоящим. Именно таким пониманием прошлого характеризуются поэма «

2 стр., 749 слов

Образ личности поэта в лирике В. Маяковского

... добычей радия: Поэзия вся! — езда в незнаемое. Поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. Маяковский не считает поэта каким-то ... новаторство поэта было рождено революцией, которая определила характер и содержание его лирики. В своем творчестве он использовал средства и приемы художественной условности, много сделал в области ...

Владимир Ильич Ленин

» (1924) и октябрьская поэма «

Хорошо

» (1927), написанная к десятилетию революции и обращенная к идеалам Октября.

Итак, мы рассмотрели творчество Маяковского кратко. Не стало поэта 14 апреля 1930 года. Причиной его трагической гибели, самоубийства, явился, вероятно, целый комплекс неразрешимых противоречий как творческого, так и глубоко личного плана.

Можно выявить следующие положения, которые определяют и характеризуют творчество Маяковского:

1.Раннее творчество В.В. Маяковского тесно связано с футуризмом, без знания основных положений и особенностей которого нельзя разобраться в дореволюционном творчестве поэта и понять целый ряд его послереволюционных произведений. Именно в принятии или отторжении постулатов футуризма и их воплощения в поэзии В. Маяковского — основа различных точек зрения на творческие эксперименты поэта.

2.При рассмотрении критики русского зарубежья обнаруживается прежде не учитывавшееся значение личности и творчества Маяковского — быть связующим элементом в разделении русской литературы на отечественную и эмигрантскую. Через отношение к Маяковскому выявлялись все основные пункты политического, нравственного и эстетического противостояния и взаимодействия двух линий русской литературы. Через интерес к нему, признание его таланта происходило сближение их, преемственность с дореволюционным развитием литературы, с литературным процессом 20-х годов.

3.Советский период развития науки о Маяковском характеризуется мифологизацией образа поэта и рассмотрением его творчества в идеологическом аспекте.

4.Постсоветское маяковедение пытается по-новому интерпретировать жизнь и творчество Маяковского, при этом делается акцент на демифологизацию и реинтерпретацию образа поэта.

5. На современном этапе развития истории литературы нельзя отделять творчество поэта от литературного дискурса, при этом не принимая во внимание интертекстуальность литературы, связывающую различные тексты воедино в процессе восприятия реального и литературного пространств, в художественном воспроизведении человеческого опыта.

Творчество В.В.Маяковского. 11 класс. Система уроков. , Рамзаева В.А., Работа над понятием «поэтика» как прием изучения лирики В.Маяковского в

11 классе.

Сама формулировка темы – «осмысление понятия «поэтика» – закономерно вызовет у учителя следующие вопросы: Целесообразно ли вообще вводить в рамки школьной программы термин «поэтика»? Как дать определение этому понятию, если четкого разграничения его основных категорий и типов практически не существует?

Попытаться затронуть эти вопросы не только можно но и необходимо. Во-первых, размышляя вместе с учениками над тем, например, как связан жанр стихотворения с размером, которым оно написано, каково соотношение пластичности и музыкальности в тексте, из чего складывается неповторимость стиля того или иного писателя, мы, вольно или невольно, уже начинаем вторгаться в сферу поэтики, пользоваться ее категориями. Во-вторых, стоит ли замалчивать проблемы, так активно исследуемые в наше время в области теории литературы! Возможно, среди одиннадцатиклассников найдется тот, кто в дальнейшем ответит нам исчерпывающе на вопрос «Что такое поэтика?». В-третьих, отечественное литературоведение уже накопило богатый материал, позволяющий достаточно серьезно говорить на избранную тему.

На Западе возникновение понятия «поэтика» (в современном понимании) относится к началу ХХ в. и своим появлением обязано искусствознанию.

В России после грандиозных, но незавершенных работ А.Потебни и Н.Веселовского вопросы поэтики попали в сферу журнальной критики – сначала символистской, затем околофутуристской. К 1920-м годам эти вопросы разрабатывают представители формальной школы (Б.Томашевский, Б.Эйхенбаум и др.).

Серьезный научный вклад в разработку проблемы внес В.В.Виноградов, выдвинув требования, необходимые для всех, кто освещает вопросы поэтики литературного произведения. Сегодня, кроме работ, посвященных изучению стиля того или иного конкретного писателя, можно назвать монографию М.Полякова «Вопросы поэтики и художественной семантики».- М., 1986г., в которой рассматриваются общие вопросы проблемы.

Не углубляясь в историю вопроса, вернемся к использованию понятия «поэтика» на уроках литературы в школе, учитывая, однако, что понимание слова «поэтика» не устоялось. Следовательно, мы должны попытаться рассмотреть различные его значения. Можно обратить внимание школьников на «Словарь юного литературоведа», в котором, на наш взгляд, даны доступные для понимания одиннадцатиклассников формулировки с подробными разъяснениями.

Предлагаем несколько необычный путь изучения творчества В.В. Маяковского – освоения лирики поэта через наблюдение над поэтическим строем его стихов и параллельным усвоением или углублением самого понятия «поэтика».

Путь этот несколько отличается от привычного выделения тематических циклов – поэтому, возможно, он более приемлем для школ с углубленным изучением литературы, где учащиеся более подготовлены к восприятию сложных теоретических понятий.

В нашем варианте учащиеся должны во многом разбираться самостоятельно; прочитать большое количество стихов, владеть навыком работы над критической статьей, умением участвовать в дискуссии, способностью быстро переходить от коллективных форм деятельности к самостоятельным, индивидуальным.

Итоги изучения лирики Маяковского параллельно с усвоением понятия поэтика оказались вполне удовлетворительными: учащиеся прочитали большое количество стихов, выучили некоторые наизусть, а главное, научились говорить о стихах, используя принятую в литературной науке терминологию.

Если в предыдущих классах мы использовали термин «поэтика», учитывая его содержательную сущность, то теперь мы дали определение термина, тем самым, сделав «скрытый» этап изучения понятия открытым.

Именно на лирике Маяковского, неповторимой и резко отличающейся по форме от привычной русской классической поэзии можно доходчиво показать учащимся разность лирических систем.

Предлагая такой вариант изучения творчества Маяковского, мы вовсе не отвергаем все другие, в том числе и традиционные пути изучения лирики выдающегося поэта ХХ века, открывшего читателю такие явления бытия, которые не стали предметом исследования в творчестве других поэтов «серебряного века».

Предложив предварительно в качестве домашнего задания составление конспекта словарной статьи, мы на последующих уроках (посвященных изучению лирики В.Маяковского) поэтапно рассмотрим значения, выделенные авторами, а за ними и учащимися.

Слово «поэтика» (от греч. Poietike techne – поэтическое искусство) имеет 3 основных значения, логически и исторически связанных:

Во-первых, поэтикой называется свод правил, по которым строится литературное произведение. Такие поэтики – нормативные, поскольку ими предписываются нормы, которые подлежат обязательному выполнению, — отражают и закрепляют творческие принципы определенных литературных течений и направлений.

Во-вторых, поэтикой называют художественную систему писателя (лит. Эпохи, отдельного жанра, конкретного произведения).

В этом смысле мы говорим о «поэтике Гоголя», «поэтике русского реализма», «поэтике «Войны и мира» и т.п.

В-третьих, поэтика – раздел науки. Такой раздел существует в теории литературы (теоретическая поэтика) и в истории литературы (историческая)0

В свете этих основных значений, на наш взгляд, творчество В.Маяковского очень иллюстративно. Его ранние произведения отражают и закрепляют творческие принципы определенного литературного течения – футуризма; художественная система поэта ярко индивидуальна, легко узнаваема по нескольким строкам; изучая его лирику, мы обязательно говорим о новых терминах из теории литературы: акцентном стихе, интонационной метафоре, окказионализмах. К этому можно добавить и то, что множество работ, посвященных изучению поэтики В.Маяковского, дает учителю возможность выбора. В публикациях В.Шкловского, Ф.Пицкеля, Н.Хаджиева, Б.Гончарова, Ал.Михайлова и мн.др. серьезно исследуется художественная система поэта. Именно поэтому стихи В.Маяковского избраны нами в качестве примеров, позволяющих расматривать понятие «поэтика» на уроках в школе.

Рассмотрим систему из 4-х уроков в одиннадцатом классе.

Урок 1.

(Урок-беседа).

Тема: Нормативная поэтика футуризма и творчество В.Маяковского., Проблемы:

Ввести термин «поэтика», познакомить ребят с проблемой неустойчивости, неразработанности данного определения.

Сформировать общее представление о 3-х основных значениях данного термина, существующих в современном литературоведении.

На примерах из ранней лирики В.Маяковского подробно рассмотреть одно из значений: поэтика – документ, нормативный свод правил, отражающих творческие принципы определенного течения, в данном случае — футуризма.

Оформление:

Выписки значений термина «поэтика» из различных справочных изданий (Толкового словаря С.Ожегова, Краткого словаря литературоведческих терминов, Краткого словаря по эстетике под ред. М.Овсянникова или др.)

Раздаточно-иллюстративный материал:

манифесты футуристов, фрагменты из работ о поэзии В.Маяковского0, фрагменты из работы Н.Буало «Поэтическое искусство».

Репродукции картин русских кубофутуристов (А.Лентулова, К.Малевича и др.).

Портрет В.Маяковского.

Материал к уроку.

Вопросы к беседе по теме:

  1. Какое слово в названии темы осложняет ее понимание?
  2. Какой проблемный вопрос (урока) можно сформулировать, исходя из различных определений, записанных на доске? Почему одновременно существуют столь противоречивые формулировки?
  3. Какие значения слова «поэтика» встретились вам при конспектировании статьи из Словаря юного литературоведа? Как вы их понимаете?
  4. Составьте в тетради схему, отражающую все три разобранных нами толкования. Что такое «нормативная поэтика», как вы это значение понимаете?
  5. Какие «нормативные поэтики» вам уже известны из курса истории литературы?

«Нормативная» поэтика анализирует природу словесного искусства и внутреннее строение литературно-художественных произведений. Ведет свое начало от знаменитой «Поэтики» Аристотеля, оказавшей кардинальное влияние на всё последующее развитие теоретического искусствознания.

В ХVI – ХVIII в.в. “нормативные поэтики” служили важной формой развития литературоведческой и эстетической мысли. В одной Италии в эпоху Возрождения было создано около 20 подобных сочинений. Наибольшей известностью (в истории литературы) пользовался стихотворный трактат Н.Буало “Поэтическое искусство “ (1674г.), ставший “эстетическим кодексом французского классицизма”0. Нормативная поэтика в большей или меньшей степени “проникнута пафосом нормативизма”0.

  1. Рассмотрите раздаточно-иллюстративный материал, в котором представлены фрагменты из работы Н.Буало “Поэтическое искусство”. (Можно использовать для этой цели Хрестоматию по теории литературы: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / Сост. Л.Н.Осьманова.- М.: “Просвещение”, 1982, с. 96-100).

    Какие нормы классицизма в них провозглашаются?

  2. Каждое время рождает свои эстетические взгляды, и начало ХХ в. особенно богато их разнообразием. Используя сравнительную аналогию, подумайте и ответьте, являются ли в определенной степени “нормативными” манифесты футуристов: “Пощечина общественному вкусу”, “Садок судей”? Почему? Вспомним основные положения манифестов футуристов.
  3. Какие эстетические взгляды в этих манифестах провозглашаются? Можно ли их назвать ясными, устоявшимися? Со всем ли можно безоговорочно согласиться?
  4. Что можно назвать «рациональным», а что — «спорным» в таких манифестах?

Если отбросить стремление футуристов к деэстетизации, грубости, эпатажу, то, что они «отрицали красоту, ставя на ее место неприглядную современность»0, увлекались формой в ущерб содержанию, отрицали заслуги предшествующей литературы, мы можем найти в «нормативных поэтиках» футуристов ростки новой, революционной эстетики, что особенно ярко проявилось в стихах В.Хлебникова и В.Маяковского.

Литературовед Вадим Ковский в книге «Реалисты и романтики» посвятил главу Маяковскому – теоретику, создателю целого цикла футуристических манифестов, «развивающих и проясняющих тезисы коллективных документов, а подчас и придающих им подлинную творческую значимость»0. Автор выделяет провозглашаемые Маяковским эстетические нормы, которые и сегодня можно было бы назвать рациональными, это:

  • Социальная содержательность искусства.
  • Антибуржуазность.
  • Демократизм.
  • Ориентация на нового, современного читателя.
  • Актуализация искусства.
  • Концепция словотворчества, обновление поэтического языка.

Кроме того, с автором трудно не согласится и в том, что эти нормы можно отнести не только к раннему творчеству Маяковского.

  1. Рассмотрите фрагменты и цитаты (предложенные в качестве раздаточно-иллюстративного материала).

    Соотнесите их с тезисами, записанными в тетради:

«Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства» (1,324)0;

  • «У нас было много трюков только для того, чтобы эпатировать буржуа» (1,311), « Я – нахал, для которого высшее удовольствие ввалиться, напялив желтую кофту, в сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками, фраками и пиджаками скромность и приличие» (1,344);
  • «художник … уходит к широкому демократическому искусству…» (1,276);
  • «… изменилась человечья основа России… Перед этим сегодня начавшимся новым человеком благоговейно снимаю шляпу» (1,332);
  • «… надо откопать живописную душу России», «переломать в училище гипсы, снести в подвал копии с иностранцев … и вернуться к изучению народного творчества» (1,336);
  • «Поэзия – ежедневно по-новому любимое слово. Сегодня оно хочет ездить на передке орудия в шляпе из оранжевых перьев пожара!» (1,307);
  • «Читать – чтец, чтеца. Летать – льтец, льтица … Я предлагаю эти слова не как единственное разрешение задачи … , а как путь словотворчества» (1,328).

  1. Можно ли, опираясь на высказывания В.Маяковского, утверждать, что он активно принимал участие в пропаганде новых творческих принципов – эстетических норм футуризма?
  2. Прочитаем стихотворения В.Маяковского: «Война объявлена», «Из улицы в улицу», «Кофта фата» (и др. по выбору учителя).

    Есть ли в этих стихах отражение эстетических норм, выдвигаемых в манифестах футуристов: «Садок судей», «Пощечина общественному вкусу»? Приведем примеры.

  3. Попытайтесь самостоятельно сделать вывод: какое значение слова «поэтика» мы сегодня подробно рассмотрели. Что такое «нормативная поэтика», какое место она занимает в творчестве футуристов и Владимира Маяковского, в частности?

Домашнее задание.

Составить тезисы: «Особенности дореволюционного творчества В.Маяковского», «Особенности лирики В.Маяковского», используя материал учебника.

Индивидуальные задания:

Составить тезисы на тему «Особенности дореволюционного творчества В.Маяковского по статье Ю.Искрижицкой из Биобиблиграфического словаря «Русские писатели Х1Х века», под редакцией П.А.Николаева, М., 1986.

Составить тезисы «Особенности лирики В.Маяковского», используя материал критических работ о поэтике В.Маяковского: З.Паперного «О мастерстве Маяковского», Е.Тагер «О стиле Маяковского», Н.Харджиева, В.Тренина «Поэтическая культура Маяковского, Ал.Михайлова «Мир Маяковского» и др.

К составленным тезисам подобрать примеры из стихотворений Маяковского.

Уроки 2-3

Тема: Поэтика Владимира Маяковского., Проблемы:

Продолжить работу над осмыслением понятия «поэтика». Рассмотреть данное определение в значении «художественная система писателя» на примерах лирики В.Маяковского.

Оформление:

Поэтика – комплекс идейно-эстетических принципов и соответствующих изобразительно-выразительных средств, характерных для той или иной целостной художественной системы. (Из словаря по эстетике под ред. Овсянникова).

Эпиграф:

Все, чего касался ты, казалось

Не таким, как было до сих пор.

То, что разрушал ты, — разрушалось,

В каждом слове бился приговор

А.А.Ахматова.

Оформление:

Портрет В.Маяковского. Выставка книг о поэте, рисунки Маяковского.

Раздаточно-иллюстративный материал:

Тезисы «Особенности лирики В.Маяковского» и «Поэтика дореволюционных поэм В.Маяковского»; стихи о поэте М.Цветаевой, Б.Пастернака, Б.Слуцкого, Я.Хелемского.

Форма проведения занятия – семинар.

Материал к уроку.

Ряд требований для тех, кто изучает поэтику как художественную систему того или иного автора, дал в своих работах В.В.Виноградов. Он сам показал образцы таких подходов, исследуя творчество Н.В.Гоголя и А.А.Ахматовой. По мнению ученого, необходимо следующее:

  • Анализировать творчество любого автора с учетом историко-литературного фона.
  • Использовать большой арсенал фактов, расширив тем самым круг стилистических сравнений.
  • Изучать и принимать во внимание свидетельства о писателе его современников (прижизненную критику).

  • Использовать совершенно особый вид таких документов-свидетельств — литературные пародии (активную реакцию современников на стиль чуждой лит. школы).

    Они ценны тем, что «сознательно выделяют в стиле враждебного писателя комплекс наиболее острых по новизне форм»0.

  • Устанавливать связь и взаимоотношения поэта и его литературных предшественников.
  • Рассматривать восприятие данной художественной системы сменяющимися поколениями, чтобы выделить «вневременные ценности».

Таким образом, В.В.Виноградов дает нам ключ к изучению поэтики писателя и нам остается только правильно им воспользоваться.

Урок-семинар предполагает деление класса на группы, каждая из которых исследует только один аспект изучения поэтики как художественной системы, а затем должен состояться обмен мнениями – выступления представителей от каждой группы. Теоретические выводы учащихся делают на основе самостоятельного домашнего прочтения следующих стихотворений: «Нате!», «Послушайте!», «Ода революции», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Юбилейное» и др. по выбору учителя.

Перед началом урока-семинара обратим внимание учащихся на ряд понятий, встретившихся им в статье из «Словаря юного литературоведа»: «Поэтика Гоголя», «поэтика русского реализма», «поэтика ренессансной новеллы», «поэтика «Войны и мира». Спросим, чем эти понятия объединены и можно ли заменить слово «поэтика» выражением «художественная система».

Таким образом переходим к осмыслению следующего устоявшегося значения: поэтика – комплекс идейно-эстетических принципов и соответствующих изобразительно-выразительных средств, характерных для той или иной художественной системы.

Вопросы, предлагаемые учащимся для осмысления понятия «художественная система»:

  1. Как вы понимаете смысл выражений: «идейно-эстетические принципы», «изобразительно-выразительные средства»?
  2. Почему определенные идейно-эстетические принципы требуют соответствующих изобразительных средств?
  3. Мог ли В.Маяковский, выдвигая совершенно новые идейно-эстетические принципы, пользоваться старыми изобразительно-выразительными средствами? Почему?
  4. Рассмотрите тезисы «Особенности творчества В.Маяковского». Что здесь можно отнести к изобразительно-выразительным средствам, а что – к идейно-эстетическим принципам:
  • Новаторство, стремление к кардинальному обновлению поэзии.
  • В центре художественной системы – «грандиозный» лирический герой, на равных объясняющийся с миром, Вселенной.
  • Важное место в его стихах занимает революция – преображение в космическом масштабе, поворот на историческом пути человечества.
  • Поэт как бы выступает от имени многих, поэтому мы наблюдаем в его стихах широкие обобщения, высокий стиль, торжественную интонацию. Но «высокий стиль» сочетается с «низким» (с иронией, шуткой, пародией, разговорной интонацией).

  • С необычайной смелостью Маяковский вводит слова и выражения грубого, вульгарного стиля – разрушает штампы, стереотипы, границы дозволенного.
  • Речь Маяковского обычно обращена к слушателю, поэтому многие стихотворения по форме представляют собой диалог, беседу.
  • Маяковский создает свою систему тонического (акцентного) стиха, располагает строки «лесенкой».
  • Важное место в его поэзии занимают неологизмы, которые призваны вносить дополнительный смысловой оттенок в стихи.
  • Поэт – смелый реформатор в области рифмы, открывший неисчерпаемые возможности русского языка.
  1. Приведите примеры, наиболее ярко подтверждающие положения этих тезисов.
  2. Можно ли назвать данные особенности лирики «художественной системой Маяковского»? Почему?
  3. Читаются поэмы: «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник».
  4. Рассмотрите тезисы «Своеобразие дореволюционных поэм Маяковского», (Здесь мы говорим уже не о «поэтике Маяковского», а о «поэтике его ранних произведений». Но значение термина рассматриваем то же самое – «художественная система»):
  • Лирический герой мучительного и напряженно стремится осознать себя.
  • Человек и космос – два единородных существа.
  • Нарочитая грубость – форма отрицания буржуазной этики и эстетики.
  • «Остранение» – сознательное стремление лирического героя быть чужим в чуждом ему мире. Чувствуется ощущение боли и бесцельности существования, беззащитность, одиночество и неприкаянность.
  • Используется гротеск (сочетание гиперболы и фантастики).

  • Прослеживается мотив вины лирического героя и мотив его искупительной жертвы.
  • Среда материальна, а ситуация – сюрреалистична (парадоксальна).

  • Приведите примеры из прочитанных поэм, иллюстрирующие эти тезисы.

Далее класс переходит к коллективной форме работы, разделившись на 5 групп. Каждая должна будет исследовать поэтику Маяковского через призму требований, выдвинутых В.В.Виноградовым. (В скобках указаны издания, которые можно предложить ребятам для анализа).

1 группа.

Анализирует творчество Маяковского с учетом историко-литературного фона: биографии поэта, фактов его участия в литературных группах, организациях, экономических и политических особенностей времени. (Е.В.Карсалова Е.В. и др. «Серебряный век» русской поэзии. – М.: Нов.школа, 1996г.)

2 группа.

Работает с критическими статьями современников Маяковского, принимая во внимание как положительные, так и отрицательные отзывы. (Статьи В.Шкловского, Ю.Тынянова, М.Цветаевой, Б.пастернака, А.Блока и др. в книге «Владимир Маяковский. Книга для ученика и учителя». – М.: АСТ «Олимп», 1996г.).

3 группа.

Рассматривает пародии на Маяковского и эпиграммы. (Дмитриев В. «По стране литературии». – М.: Московский рабочий, 1987г., с 209.; Субботин А. «Горизонты поэзии». – Свердловск, 1984г., с. 256).

4 группа.

Рассматривает связь поэта с его предшественниками в литературе. На основе анализа предложенных учителем стихотворений Маяковского выявляет тему трагического одиночества и бунтарский дух поэзии у Лермонтова («Нате!», «Послушайте!»); расчет на читателя из демократической среды и активную гражданскую позицию у Некрасова (Окна сатиры РОСТА, «Сказка о дезертире…»); сатиру, гротеск у Салтыкова-Щедрина («Прозаседавшиеся», «О дряни»), тему «поэта и поэзии» у Пушкина («Юбилейное»).

5 группа.

Рассматривает отражение элементов поэтики Маяковского в творчестве Е.Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского, а также в помощь учащимся называются критические работы последних лет, посвященные исследованию художественной системы поэта. (Карабичевский Ю. «Воскресение Маяковского» – М., 1990г.; Эткинд Е. «Там, внутри. О русской поэзии ХХ в.» — С-Пб., 1996г.; Ковский В. «Реалисты и романтики».- М., 1990г. и другие работы по выбору учителя).

В заключительной части 3 урока выступают ребята – представители от каждой группы. Их ответы складываются в целостную картину, которую мы можем назвать «художественной системой» или «поэтикой В.Маяковского», несомненно, учителю здесь отводится ведущая роль. Он консультирует, корректирует ответы, оценивает, направляет и, наконец, делает вывод, возвращаясь к проблеме урока – осмыслению одного из значений слова «поэтика».

Домашнее задание.

  1. Подобрать и записать в тетради цитатный план рассказа «Поэтика В.Маяковского» — одной половине класса, «Поэтика ранних поэм В.Маяковского» — второй половине.
  2. Выписать из литературоведческого словаря значения терминов: неологизм, окказионализм, акцентный стих, тоническая система стихосложения.

Урок 4.

Тема: Новаторский характер лирики В.Маяковского., Проблемы:

Осмыслить слово «поэтика» как раздел теории литературы.

Используя литературоведческую терминологию, сделать вывод о новаторском характере поэзии Маяковского.

Оформление:

Поэтика – учение о литературных родах и жанрах, о всем многообразии средств выражения идейно-образного содержания (характер, сюжет, речевая характеристика, тропы, принципы стихосложения).

(Краткий словарь по эстетике, под ред. М.Ф.Овсянникова).

Эпиграф:

Поэзия вся –

Езда в незнакомое!

В.Маяковский.

Текст с заданием для коллективной работы в качестве раздаточно-иллюстративного материала. Тексты с фрагментами из работ Ю.Ло и А.Платонова «Размышление о Маяковском»0.

Материал к уроку.

Вопросы для коллективной беседы:

  1. С какими значениями слова «поэтика» мы познакомились на предыдущих уроках? Как вы их понимаете?
  2. Рассмотрим определение, записанное на доске. Какое обобщающее слово можно подобрать к тому, что указано в скобках?
  3. Какой раздел литературоведения изучает данные термины?
  4. Для чего используются литературоведческие термины?
  5. [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/rannyaya-lirika-mayakovskogo/

  6. Рассмотрим два фрагмента. Первый – из работы Ю.Лотмана, второй – из статьи А.Платонова, посвященной анализу этого же стихотворения:
Ю.Лотман А.Платонов
Прежде всего бросается в глаза номинативный характер словаря: мир текста определяется предметами. Вся именная лексика стихотворения легко членится на две группы: В одну войдут слова со значениями яркости, необычности (краска, океан, флейта, ноктюрн) в другую – бытовая (блюдо, студия, чешуя …).

За каждой из этих групп стоит традиционное осмысление в свете литературной антитезы: «поэтическое непоэтическое»…

Всякий человек желает увидеть настоящий океан, желает, чтобы его звали любимые уста, и прочее, но необходимо, чтобы это происходило в действительности. И только в великой тоске, будучи лишенным не только океана и любимых уст, но и других, более необходимых вещей, можно заменить океан – для себя и читателей – видом дрожащего студня, а на чешуе жестяной рыбы прочесть «зовы новых губ…». И поэт возмещает отсутствие реальной возможности видеть мир океана своим воображением…
  1. Кто из авторов (А.Платонов или Ю.Лотман) использует терминологию для передачи субъективного отношения к стихотворению? Как это отражается в лексике статей?
  2. Что дополнительно требуется для того, чтобы осмыслить работу Ю.Лотмана?
  3. Можно ли сказать, что отсутствие специальной терминологии делает работу А.Платонова глубоко личной, «сокровенной»?

Новаторский характер лирики Маяковского учащиеся далее рассматривают в процессе наблюдения за «словотворчеством» и «словоновшеством» поэта. Им предлагаются задания следующего типа:

  1. Продолжите ряд неологизмов, укажите по каким законам словообразования они созданы:

Озакатели, расцветоченный, __________________________________________

Грандиозьё, дамьё, ___________________________________________________

Шептоголосый, _______________________________________________________

Клёшить, фокстротить, __________________________________________________

Какие художественные функции выполняют эти неологизмы в стихотворениях Маяковского?

  1. Найдите окказионализмы в лирике Маяковского и объясните их лексическое значение.
  2. Найдите оригинальные составные и каламбурные рифмы по аналогии с примерами:

Ввысь поведи – в исповеди _________________________________________

Паутинами – по-утиному ___________________________________________

  1. Найдите в стихотворениях поэта развернутые метафоры, укажите, какая простая метафора лежит в основе развернутой.
  2. «Укрупнение и контраст – два основных приема поэтической системы Маяковского»0. Они возникают при сочетании гиперболы, метафоры и сравнения. Приведите примеры этого явления.
  3. Ирония – силовое поле поэзии В.Маяковского0. Она часто достигается использованием вульгаризмов в функции выражения нежности. Приведите примеры.
  4. В заключительной части 4-го урока учитель вновь возвращается к тем проблемам, которые были затронуты в начале при изучении понятия «поэтика», и делает обобщающий вывод.

Написать сочинение на одну из тем:

  1. Новаторство Маяковского.
  2. Развернутая метафора в поэтике Маяковского.
  3. Поэтика футуризма и творчество Маяковского.
  4. Анализ отдельного стихотворения.

Список использованной литературы для учителя и учащихся:

  1. Баевский В. История русской литературы ХХ в. – М.: Языки русской культуры, 1999.
  2. Биобиблиграфический словарь «Русские писатели Х1Х века», под редакцией П.А.Николаева, М.: Просвещение, 1986.
  3. Виноградов В. Этюды о стиле Гоголя, М.: Худ. лит., 1963.
  4. Дмитриев В. «По стране литературии». – М.: Московский рабочий, 1987.
  5. Карабичевский Ю. «Воскресение Маяковского» – М., 1990.
  6. Карсалова Е.В. и др. «Серебряный век» русской поэзии. – М.: Нов.школа, 1996.
  7. Ковский В. «Реалисты и романтики».- М.: Худ. лит., 1990.
  8. Ковский В. Реалисты и романтики. – М.: Худ. лит., 1990.
  9. Краткий словарь по эстетике. – М.: Просвещение, 1983.
  10. Маяковский В. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. – М.: Худ. лит., 1955.
  11. Маяковский В.В. Книга для ученика и учителя. – М.: АСТ «Олимп», 1996.
  12. Поляков М. «Вопросы поэтики и художественной семантики».- М.: Худ. лит., 1986.
  13. Словарь юного литературоведа. – М.: Просвещение, 1988.
  14. Субботин А. «Горизонты поэзии». – Свердловск, 1984.
  15. Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М.: Искусство, 1970.
  16. Хрестоматия по теории литературы: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / Сост. Л.Н.Осьманова.- М.: Просвещение, 1982.
  17. Эткинд Е. «Там, внутри. О русской поэзии ХХ в.» — С-Пб., 1996.

0 Словарь юного литературоведа. – М., 1988г.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/rannyaya-lirika-mayakovskogo/

0 См. далее в тексте статьи.

0 Краткий словарь по эстетике. – М.: Просвещение, 1983, с. 118.

0 Там же, с. 118

0 Баевский В. История русской литературы ХХ в. – М.: Языки русской культуры, 1999г., с 98.

0 Ковский В. Реалисты и романтики. – М.: Худ. лит., 1990г., с 115.

0 Здесь и далее в скобках указаны том и страница из полного собрания сочинений В.Маяковского в 13-ти томах. – М.: Худ. лит., 1955г.

0 Виноградов В. Этюды о стиле Гоголя. — М., 1963, с. 237.

0 В кн. Маяковский В.В. Книга для ученика и учителя. – М.: АСТ «Олимп», 1996г.

0 Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1986г.

0 Там же.