Тема любви в лирике Фета (в творчестве)

Лирика Афанасия Фета рождалась в непростое для России время радикальных реформ, затронувших все сферы общественной жизни Империи, и потому нашедших очень яркое отражение в искусстве.

Будучи противником смены политического курса, Афанасий Афанасьевич в своих стихах избегал актуальных и злободневных тем, оставаясь поэтом, воспевающим гармонию, абсолютную красоту и вечные ценности, в то время, как большинство поэтов и публицистов критиковали крепостничество и несли революционные идеи.

За это он снискал среди критиков славу создателя безыдейных, пустословных и бессмысленных зарисовок о природе и любви. Не обращая внимания на все обвинения, Фет продолжал традицию поэтов из окружения Пушкина, следовал стилю поэзии нового классицизма, воспевал красоту и чувственность во всех проявлениях.

Страдания, муки и печальные переживания любви он преподносит как величайшие блага, доступные человеку в его земной жизни.

Творчество Афанасия Афанасьевича можно разделить на три основных направления:

  • Публицистика
  • Пейзажная лирика
  • Любовная лирика

Главный и единственный адресат любовной лирики Фета – девушка сербского происхождения Мария Лазич. Афанасию Афанасьевичу было 28 лет, а Марии – 24, когда они познакомились под Херсоном, где поэт квартировался по долгу военной службы. Мария была девушкой утонченной, образованной, с тонким вкусом и музыкальным талантом – и не могла не произвести впечатления на романтичного поэта. Этот роман, длившийся всего 2 года трудно назвать внезапно вспыхнувшей юношеской страстью.

Посвящая предмету своей любви прекрасные стихотворения, но будучи незаконнорожденным дворянином без наследства, Фет не хотел жениться на Лазич, бесприданнице с более чем скромным достатком. Своей нерешительностью, оправданной нежеланием обрекать будущий брак на тяготы финансовых затруднений, он доводил Марию до отчаяния.

В 1850 году случилась страшная трагедия, определившая дальнейшее развитие любовной лирики поэта. Мария погибла при страшных обстоятельствах – на ней загорелось платье, которое не успели потушить, прежде чем огонь перекинулся на волосы девушки. Она скончалась от ожогов, и последней ее просьбой было сохранить ее переписку с Фетом.

До конца своей жизни поэт пронес чувство к Лазич, чему не помешал ни его брак с Марией Боткиной (сестрой знаменитого врача), ни его предпринимательская деятельность успешного помещика.

10 стр., 4532 слов

По творчеству М. тема любви в лирике М.Цветаевой. Любовь — ...

... всю себя любви - без остатка, пылко и эмоционально. Кстати, Марина Цветаева боготворила Анну Ахматову, была всю жизнь ее почитательницей. В стихах она различна Любовная лирика Цветаевой, стихи которой ... ее любви. В последних строках стихотворения Цветаева дает обет увековечить имя мужа: Непроданное мной! - Внутри кольца! Ты уцелеешь на скрижалях. Поэт - всегда увлекающаяся натура, поэт, любя, ...

Тема любви в творчестве А.А. Фета

Творчество Фета занимает особое место в русской литературе. Роль этого поэта огромна в формировании такого направления литературы 19 века, как «чистое искусство». Больше того, Фета с уверенностью можно назвать предшественником импрессионизма в русской поэзии. Лирика этого автора отличается яркостью, лёгкостью и детальностью. Фет писал: «Поэт – тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит». Он считал, что поэт, в первую очередь, певец красоты, и в этом его основная задача: «Попробуйте воспеть изобретение пороха, компаса или лекцию о рефлексах, и вы убедитесь, что это даже не мыслимо». Немалое место в творчестве А. А. Фета занимает любовная лирика. Часто эта тема у поэта тесно связана с природой, поскольку, по его мнению, только природе свойственно такое же многообразие чувств и красок, какое присуще любви. Природа становится у Фета частью огромного чувства: Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало. Фет не воспевает страстные чувства. В его поэзии мы не находим таких ярких эмоций, как отчаяние или восторг. Хотя это и не делает поэзию Фета о любви менее интересной, а само испытываемое лирическим героем чувство – искусственным.

Чаще всего образ возлюбленной, к которой обращается герой, очень нечёток. Порой,даже сложно выявить хоть какие-нибудь внешние черты адресата: Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Настоящая любовь, по мнению поэта, вечна, поэтому часто любовные стихотворения у Фета имеют форму воспоминания. Лирический герой прекрасно помнит всё то, что когда-то испытывал: И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь. Стихотворения о любви у Фета удивительно музыкальны. Поэт обладал феноменальной способностью создавать образы, не вырисовывая деталей. При этом созданная им картина была понятна и близка по-своему каждому читателю. Важно заметить также, что, несмотря на некоторую «расплывчатость» и туманность образа, Фету всё же удается создать ощущение прекрасного: Только встречу улыбку твою, Или взгляд уловлю твой отрадый, — Не тебе песнь любви я пою, А твоей красоте ненаглядной! Фет считает, что намного важнее не сама любовь как конкретное чувство, испытываемое человеком в определённый момент его жизни.

Намного важнее его душевное состояние в какой – то миг. Именно мгновение ценно, важно то, что происходит сейчас. Даже самые малейшие движения души человеческой вызывают у поэта глубокий интерес. Он очень точно и, в то же время, предельно ярко передаёт оттенки переживаний лирического героя. Говоря о любовной лирике Фета, нельзя не вспомнить об одном из самых ярких стихотворений поэта. Это произведение удивляет, в первую очередь, тем, что оно весьма динамично, но при этом в нем отсутствуют глаголы, которые и должны были бы создавать смену картин: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучах пурпур розы Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, и заря!.. На мой взгляд, данное стихотворение привлекательно не только сюжетной и эмоциональной «картинкой», но и мастерской подачей чувств лирического героя. Оно передается через описание состояния природы, но при этом сохраняется некоторая недосказанность. Ещё Дружинин определил талант Фета как «уменье ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было ничем иным, как смутным, мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия». Я полностью согласен с этим мнением критика.

7 стр., 3142 слов

Природа и человек в лирике А.А.Фета

... природы и человека в лирике А. А. Фета. Я выбрала именно эту тему для исследования, так как сама очень сильно люблю природу! Когда человеческие чувства и переживания отражаются в природе, ... "отчаянная, рыдающая нота". В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все ... такой вопрос чаще всего бессмыслен. Сочинения лирических поэтов всегда выражают момент (или ...

Основные черты и особенности любовной лирики Фета

Все свои нереализованные чувства к столь рано ушедшей возлюбленной, поэт вложил в стихи, которые посвящал ей до конца своих дней. Тема его поэзии – воспоминания о недостижимом идеале, человеческие чувства, наполненные красотой, гармонией, но проникнутые тоской и трагичностью. Не сами люди, но только их эмоции и впечатления интересовали Фета в его творчестве.

Эта поэзия требует интуитивного прочтения, нацелена на пробуждение фантазии читателя, перенося его в идеальный мир прекрасных чувств и ощущений. Художественные особенности поэтического творчества Афанасия Фета могут быть охарактеризованы следующими положениями:

  • Отсутствие конкретизации, размытость и абстрактность образов.
  • Отсутствие логики повествования. Афанасий Фет впервые ввел в русскую литературу феномен «безглагольного» стихотворения.
  • Отсутствие конкретных образов Героя и Героини, при глубоком и тонком описании их чувств и ощущений.
  • Романтичность и отрицание окружающей действительности. Герои как будто бы живут в мире снов и грез.
  • Ритмическое и строфическое разнообразие. Чередование длинных и коротких строк, использование различных ритмов и строф сделали Фета одним из самых «метрически разнообразных» поэтов русской литературы.

Несмотря на то, что поэт не был высоко оценен своими современниками, тяготевшими к реакционному и политически направленному творчеству, история определила важное место лирики Афанасия Фета в русской культуре.

Сочинение Тема любви в лирике Фета

Афанасий Афанасьевич Фет являлся известным русским поэтом, первый свой сборник он написал в 1840 году, и название его было «Лирический пантеон». В 1860 годах, когда покой народа был нарушен революцией, Афанасий Афанасьевич встал на сторону помещиков. Фет перестает писать и возвращается к своему творчеству лишь к склону лет и издает четыре сборника и выпускает их под одним названием «Вечерние огни».

Афанасий Афанасьевич необычный писатель его стихотворения музыкальны и затрагивают каждую нотку сердца. Лирика Фета наполнена любовью и эта самая отличительная черта ото всех. Важную роль в его лирических стихотворениях сыграла трагическая любовь. Афанасий Афанасьевич был влюблен в очень умную девушку по имени Мария Лазич. Любовь к ней окрыляла писателя, но все закончилось трагедией. По непонятным причинам девушка погибла, а Афанасий Афанасьевич Фет до конца своих дней испытывал чувство вины из-за ее гибели.

Афанасий Афанасьевич был человеком холодным и расчетливым, но в своих произведениях он так красиво лирически описывал чувство любовь, что многие в это не верили. После смерти Лазич чувство вины Фета настолько велика, что это является некоторым толчком для двоемирия Афанасия Фета. Возможно поэтому в реальной жизни он неприступный и холодный, а в своих произведениях его герои лиричны и их переполняет чувство любви.

7 стр., 3323 слов

Что значит любовь? Любовь и счастье. Любовь — лучшее чувство

... можно убедиться, что чувство любви приносит в жизнь человека не только счастье, но и трагедию. Испытав настоящую любовь, влюбленные не смогут существовать друг без друга, поэтому часто ... любовь детей к родителям или привязанность домашних животных к своим покровителям. Половая – она отдает и получает одинаково, например, любовь супругов. Такое чувство может достигнуть вида совершенной взаимности ...

Много стихотворений Афанасий Афанасьевич написал о своей любви и разлуке с Марией Лазич. В стихотворениях он говорит, что она уже отмучалась, а ему еще предстоит, мается на этой земле. Всю свою жизнь он надеялся на воссоединение со своей любимой и пронес к ней любовь чувственную и крепкую.

Афанасий Афанасьевич жил своей поэзией и это был для него совсем другой мир, в котором он хотел показать всю красоту лирических героев. Афанасий Афанасьевич хотел показать всем читателям, насколько можно изменить мир, если наполнить его любовью.

Фет писал об утраченной любви и как ему не хватает его любимой, и он хочет с ней скорее встретиться. Он посвятил много произведений своим искренним, светлым чувствам. Афанасий Фет в своих стихотворениях писал о Марии как о живой девушке.

Другие сочинения: ← Образы градоначальников в романе История одного города Салтыкова-Щедрина↑ ДругиеСатира Салтыкова-Щедрина →

Доклад на тему “Любовная лирика А.А. Фета”

Поэтическая действительность Фета – плетение словесных кружев. Вот что осознается: упрямое движение во времени и в пространстве, выход от слов к действию, неизбежность эмоциональных взрывов, поиск истины, сбивчивость.

Фиксация момента, отдельные впечатления, иное расположение порядка слов – всё это в нем, в его поэзии. Это позволяет передать ту самую действительность. С её помощью в стихотворении «Шумела полночная вьюга» автор ещё больше усиливает холодность и отдалённость лирических героев, которую можно выделить из контекста. Между ними встала стена молчания. Её неожиданно обрывают слова: «О друг мой, скажи, что с тобой? Я знаю давно, что со мной!» Звуки «трепета» и «дрожания» становятся треском, шумом, стихией. Это показывает лирический сюжет совершенно с другой стороны. На самом деле с лирическими героями происходит нескладность, негармоничность отношений двух, возможно, случайно встретившихся людей.

Человеческие чувства являются основой импрессионизма, а основа чувств – впечатления. Впечатления – это некий внутренний отпечаток образов и событий. «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это произведение», – так А.А. Фет говорил о своих эмоциях, способных подарить особое вдохновение. Поэтическое воображение, словно божественная муза, должно творить чудеса с умом читателей. Что запоминается после прочтения стихотворения? Что мы чувствуем?.. О чем думаем?.. Послевкусие, оставленное от произведения, вот главная цель поэта-романтика.