Ознакомление с произведениями фольклора детей младшего дошкольного возраста через использование регионального компонента статья (младшая группа)

Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимают важное место в отечественной педагогике. Фундаментальные педагогические исследования Д.Б. Эльконина, А.В. Захарова посвещены роли художественной литературы в словесной деятельности детей. В трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Б.М. Теплова исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенка дошкольного возраста. Влияние эстетического восприятия литературных произведений на творческую деятельность детей изучала Н.С. Карпинская. Пути совершенствования руководства детским чтением рассматриваются в трудах Р.И. Жуковской, О.И. Никифоровой. Все ученые и методисты в области дошкольного образования отмечают в своих трудах важность литературного образования для всестороннего развития личности ребенка.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ литературного образования обусловлена тем, что все чаще знакомство с литературой, сказками происходит через Интернет и телевизор. Снижается статус литературы, сокращается доля чтения в свободном времени детей, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения.

В литературном образовании важную роль играет ДОУ. Вопросы приобщения к художественной литературе в Федеральных Государственных Требованиях четко отражены. В структуре основной Программы чтение художественной литературы выделено в самостоятельную область. А Федеральный Закон «Об образовании предполагает включать в содержание программы по чтению художественной литературы 10-15% регионального компонента.

Дошкольный период благоприятен для погружения ребенка в истоки национальной культуры. Использование РК предполагает приобщение детей и к фольклору. Включение в содержание работы фольклорных произведений дает возможность ребенку прикоснуться к истокам народной мудрости, ритмичности и музыкальности жанров. Культура своего края (художественная литература и фольклор в том числе) должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

11 стр., 5442 слов

Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста

... восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы. Гипотезой исследования послужило предположение о том, что восприятие художественной литературы может оказывать влияние на культуру поведения детей при подборе произведений с учетом содержания произведения и возрастных психологических особенностей дошкольников. ... родителей детей при решении задач формирования личности дошкольника. База ...

Объект исследования – литературное образование детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – ознакомление с произведениями фольклора детей младшего дошкольного возраста с опорой на региональный компонент.

Цель: Определить содержание и методы работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с произведениями устного народного творчества, опираясь на региональный (карельский) фольклор.

Задачи:

  1. Изучить научную литературу по устному народному творчеству (фольклору).
  2. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по использованию карельского фольклора в педагогической работе с детьми.
  3. Определить методы и приемы работы по использованию карельского фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОЛЬКЛОРОМ.

1.1. Литературное образование детей дошкольного возраста.

Литературное образование – это освоение литературы как искусства слова.

Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной отечественной педагогике. В начале ХХ1 века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых, так и на детском чтении. Именно поэтому приобщение дошкольников к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества.

Очевидно, что в решении проблем литературного образования детей дошкольного возраста, существенную роль играет деятельность дошкольных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребёнке начинается в дошкольном детстве, совместными усилиями педагогов и родителей. Не случайно в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования чтение художественной литературы впервые выделено в самостоятельную образовательную область, содержание которой «должно быть направлено на достижение основной цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

— формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

— развитие литературной речи;

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/kursovaya-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-v-rabote-s-mladshimi-doshkolnikami/

— приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

25 стр., 12337 слов

«РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...

... -вокалистов по развитию детского певческого голоса; - изучить основные певческие навыки, которые формируются у детей дошкольного возраста; Объект ... другие большие животные. Музыкально-художественная деятельность в этом возрасте у детей носит непосредственный и синкретический ... детей. Артикуляционный аппарат детей младшего возраста так же нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по ...

В трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.Л, Рубинштейна, Б.М. Теплова, О.И. Никифоровой, Е.А. Флёриной и других учёных исследуются особенности восприятия художественной литературы ребёнком дошкольного возраста. Влияние эстетического восприятия литературных произведений на творческую деятельность детей (выразительное чтение стихов и пересказ), изучала Н.С. Карпинская, полагающая, что развитию у детей чувств языка, способности запоминать образные точные выражения и обогащать ими обыденную речь способствуют занятия с использованием художественной литературы, а также чтение книг детям.

Проблема воспитания детей-дошкольников средствами художественной литературы рассматривались в целом ряде исследований Н.С. Карпинской, Р.И. Жуковской, О.И. Никифоровой. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого в отечественной педагогике имеют богатые традиции: показывают пути совершенствования руководства детским чтением. О необходимости широкого использования произведений художественной литературы для развития и воспитания художественного вкуса ребёнка писала в своих работах Е.И. Тихеева. Огромную роль в решении проблем литературного образования детей сыграли фундаментальные педагогические исследования Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, А.В. Захарова, посвященные роли художественной литературы в словесной деятельности детей, влиянию восприятия литературных произведений на творческую деятельность.

Для педагогов и родителей является естественным желанием видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что всё чаще знакомство детей с классической литературой происходит через Интернет и телевизор. Снижается статус литературы, происходит резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, их замедленное вхождение в книжную культуру. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, естественная жизнь подменяется её конструкцией и, как результат, снижается интерес к чтению.

Основываясь на данном положении, можно сказать, что в литературном образовании детей важную роль играет ДОУ и семья.

Художественная литература и фольклор — могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах открывается ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература и фольклор вызывают интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства — способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.

4 стр., 1639 слов

Фольклор в профессиональном художественном творчестве

... в массовом художественном творчестве (так называемые экспериментальные фольклорные ансамбли). 3. Исполнение произведений фольклора в обработке ... и студенческий фольклор. В фольклоре существуют жанры продуктивные, в недрах которых могут появляться новые произведения. ... ученые традиционно называют фольклором только словесное творчество. Литература появилась значительно позже, чем фольклор, и всегда, ...

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А., чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка (4,341).

Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По словам Е.А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок (4,341).

Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Начинается литературное образование именно со знакомства с фольклорными произведениями. На протяжении многих веков фольклор питал и питает своими образами, сюжетами, мотивами все виды искусства, прежде всего литературу. Роль фольклора значительна в развитии дошкольника с самого раннего возраста.

Цель литературного образования дошкольников, по словам С.Я. Маршака в формировании будущего большого и талантливого писателя, культурного, образованного человека (4,341).

Задачи и содержание ознакомления определяется на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программе детского сада.

Обобщенно это:

воспитывать интерес к художественной литературе и фольклору, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции, о простейших элементах образности в языке;

воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведений, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказа, сказки, стиха, развивать поэтический слух.

Таким образом, задача педагога – предоставить детям возможность услышать и увидеть лучшие фольклорные сборники, произведения разных времен и различных направлений, помочь детям лучше понять и почувствовать литературный материал. Задача детского сада заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность.

2 стр., 756 слов

Сатира Салтыкова-Щедрина (юмор в сказках, произведениях, творчестве)

... восхищать читателей. Сочинение Сатира в произведениях и сказках Салтыкова-Щедрина Уже в школьные годы Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занимался написанием сатирических произведений. Основным видом его деятельности в тот период ... общественных реформ. Одним из важнейших орудий в творчестве Салтыкова-Щедрина стал его юмор. Углубляя традиции гоголевской сатиры, автор написал немалое количество работ, ...

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием «устное творчество народа» подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название «народно-поэтическое творчество» указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография).

Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания.

Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой . Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор – особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация .

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность – стремление практически влиять на природу и людские дела.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos – соединение).

Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.

12 стр., 5843 слов

Поэтика сказок о животных

... пугает их; выгоняет лису петух. Некоторые сказки о животных строятся цеиевидно (кумулятивное построение) с нарастанием действия подобно знаменитой сказке о репке. Очень часто среди сказок о животных встречаются формы диалогического повествования (прозаического ...

Фольклорные произведения анонимны . Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки – целые столетия. По словам академика А.А. Потебни, фольклор возникает «из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания». Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. фольклора. Традиционность – важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов . Вариант (лат. variantis – меняющийся) – каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация . Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione – непредвиденно, внезапно) – создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках.

Учитывая все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В.П. Аникиным: «фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни».

Среди древнейших жанров – похоронные причитания . С появлением всеобщей воинской обязанности возникло оплакивание забираемых на службу – рекрутские причеты.

Жанры необрядового фольклора тоже складывались под влиянием синкретизма. К нему относятся малые фольклорные жанры ( паремии ): пословицы, побасенки, приметы и поговорки . Они содержали суждения человека об укладе жизни, о труде, о высших природных силах, высказывания о делах человека. Это обширная область нравственных оценок и суждений, как жить, как воспитывать детей, как чтить предков, мысли о необходимости следовать заветам и примерам, это житейские правила поведения… Словом, функциональность паремий охватывает едва ли не все мировоззренческие области.

К жанрам устной прозы относятся предания, бывальщины, былички, легенды . Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии – колдунами, ведьмами, русалками и т. д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах – об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка.

27 стр., 13184 слов

Сочинение народная мудрость в произведениях русского фольклора

... становится понятно, что по сути фольклор и означает народную мудрость, и неважно, в какой художественной форме она выражена. В чем проявляются красота и в произведениях устного народного творчества Русский фольклор в мире считается одним из ...

Жанры песенного эпоса: былины, исторические песни, воинские песни, духовные песни и стихи .

Постепенно фольклор отходит от бытовых функций и приобретает элементы художественности. В нем возрастает роль художественного начала. В итоге исторической эволюции фольклор стал поэтическим по главным и основополагающим.

Художественное творчество воплотилось во всех видах сказок: сказках о животных, волшебных, бытовых .

Такой вид творчества представлен и в загадках .

К ранним видам художественного творчества относятся и баллады.

Лирические песни тоже несут художественную функцию. Они исполняются вне обрядов. Содержание и форма лирических песен связаны с выражением переживаний и чувств исполнителей.

К художественному песенному фольклору новейшей формации современные исследователи относят романсы и частушки .

Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала.

Художественную зрелищную театральную основу содержит фольклор зрелищ и фольклорного театра . Он представлен во всем разнообразии жанров и видов ( игры, ряжения, вертеп, раек, кукольные представления и пр. ).

В работе с детьми используют следующие жанры фольклора:

  • Пестушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  • Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
  • Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
  • Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.
  • Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и чистоговорки — незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
  • Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
  • Сказки – эпический жанр фольклора, произведение, в котором есть вымышленный сюжет. (о животных, волшебные, бытовые).

Фольклор используется в разных видах деятельности:

2 стр., 918 слов

Одарённые дети – 2016. Родная речь – Отечеству основа. консультация (1 класс)

... 5. Хрестоматия по детской литературе. – М., Просвещение, 1988. «Одарённые дети – 2016» Девиз Форума « Родная речь – Отечеству основа » Монолог от имени известного российского композитора Энтина Юрия Сергеевича «Слово ... которых происходят чудеса и волшебство. В этих сказках «на неведомых дорожках» можно увидеть «следы невиданных зверей», избушку на курьих ножках; встретить знакомых нам с детства ...

— в обучении правильному произношению;

— в приобщении детей к русской национальной культуре;

— в непосредственно образовательной деятельности;

— в беседах;

— в наблюдениях;

— в народных подвижных играх;

— в играх на развитие мелкой моторики;

— в театрализованной деятельности;

— в инсценировках.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали – поехали», вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Малые формы фольклора используют и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождается потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показывала, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания словами: «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики – Антошке». Или: «Водичка, водичка, умой Андрюше личико». Все это помогало малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладеет речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов

Существует много различных определений жанра сказок. Сказка, по определению Литературно-энциклопедического словаря, — это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как об образовательном и воспитательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894 г.) признает, что «если детям повторить хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них же останется мертвой буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, — ребенок будет взволнован и потрясен ею.» Недаром, они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство. А К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Сказка помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его духовную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником битв за справедливость, за добро. По тематике и содержанию сказки делятся на:

3 стр., 1062 слов

Сочинение сказок сказкотерапия

... для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они ... известную пословицу психоаналитики. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и ...

— сказки о животных;

— волшебные;

— бытовые.

Сказки о животных

Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравится сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты — думают, говорят, совершают поступки. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.

Сказки о животных восприняли формы вымысла из анимистических и антропоморфических представлений и понятий людей, приписывавших животным способность думать, говорить и разумно действовать.В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии, ярких чувств и эмоций — того, что присуще и ребенку. В сказках о животных много песенок, прибауток.

Волшебную сказку отличает от сказок о животных, равно как и от других разновидностей сказочного жанра, свой вымысел и связанные с ним особые формы устного повествования. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства в жизнь человека чуда. Чудесный вымысел лежит в основе волшебно-сказочного сюжета.В сюжете волшебной сказки главный эпизод — это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются волшебные предметы. Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях, — это достигается с помощью глаголов движения. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становится как бы участником происходящего, активно сопереживая героям сказки.

Бытовая сказка наиболее близка к повседневной жизни. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п.Сказка любит занимательный сюжет, изобилующий комическими ситуациями. Сказка рассчитана на непрерывность и единство восприятия. Она исключает вставные и параллельные эпизоды. Как правило, речь идет об одном конфликте с весьма ограниченным числом действующих лиц.Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» — богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.

Сказка полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности и красоте. Она дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение — эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь.

Карелия — это регион чрезвычайно интересный в фольклорном отношении. В первой половине XIX века в северной Карелии выдающимся собирателем Элиасом Леннротом были записаны руны — эпические песни, составившие карело-финский эпос «Калевала», который получил мировую известность. Одной из самых «архаических» зон, сохранивших уникальные факты фольклорной культуры, считается в мировой фольклористике Заонежье. В научном мире Заонежье называют «Исландией русского эпоса». Как Исландия сохранила для мировой культуры норвежские саги (средневековые сказания), потерянные в самой Норвегии, так Заонежье сохранило для России созданные в Древней Руси героические песни о богатырях — былины, в крестьянской среде — старины. Во второй половине XIX века (1860-1871 гг.) П. Н. Рыбниковым, А. Ф. Гильфердингом, Е. В. Барсовым впервые в России были открыты «живые» былинная и причетная традиции. Регион сразу же получил всероссийскую известность. Имена сказителей Кижской волости (Трофима Рябинина, Василия Щеголенка, Козьмы Романова, Терентия Иевлева и др.) и причитальщицы из Толвуи Ирины Федосовой прославили Петрозаводский уезд Олонецкой губернии на весь мир.

Карелию называют не только «страной двух эпосов». Кроме эпических песен и обрядовых плачей, как русских, так и карельских, более архаичных, широкое распространение в XIX веке получили сказочная традиция, поэзия заговоров и заклинаний. Повсеместно бытовали и такие жанры фольклора как былички, предания, пословицы, загадки, плясовые, игровые, свадебные песни (интересно, что многие из них пелись карелами на русском языке).Ценности и традиции воспитания в крестьянской семье складывались благодаря межкультурному взаимодействию народов Карелии. Этнокультурные, исторические связи карел, русских, вепсов образовывали единое культурное пространство, в котором происходило взаимообогащение педагогического традиций, взаимодействие на уровне символов, выраженных в языке, фольклоре, праздниках, верованиях, обрядах, быте.Народные представления о ценности семьи и детей, о священности и нерасторжимости брака в Карелии в целом совпадали с православной семейной этикой, и нашли отражение в обычном праве, закреплялись обычаями, традициями, запретами, трансформировались в фольклоре.Семья, по представлениям народов Карелии, являлась важнейшим условием порядочности человека, его материального благосостояния, общественного признания.Подобно тому, как в каждой крестьянской семье передавались знания родильной и семейной обрядности, существовала преемственность в передаче ценностей этноса через былины, эпос, сказки. В Карелии былины о русских богатырях были так же популярны, как и на всей Руси. Образ война-защитника всегда был близок любому народу.В Карелии бытуют поморская, пудожская, карельская, заонежская сказки.Сказки сказывались, как вспоминают старые люди, в редкие часы досуга — в темное время вечерами, на рыбных промыслах или лесозаготовках. Хороший сказочник ценился, как и хороший работник. Ведь сказка помогала коротать досуг, поддерживала доброе настроение. В Карелии имели место все виды сказок. Больше всего сказок социально-бытовых. Например, «Мужик и барин», «Как дед за дровами ездил». Интересны волшебные сказки, сюжеты которых перекликаются с русскими, но своеобразны герои, имена, названия, что подчеркивает национальный колорит. Например, «Голубая важенка», «Красавица Насто». Сказки о животных своеобразны, чаще всего они объясняют своим сюжетом какие-нибудь факты, явления. Например, «Почему у лисы хвост пушистый» или «Отчего волк серый». «Народ-поэт», «народ-мудрец» на протяжении веков создавал лирику материнства. Через песню мама передавала ребёнку свою ласку, любовь, нежность.Считалось, что с шестинедельного возраста ребёнок понимает обращённые к нему слова, реагирует улыбкой на слова взрослых. Сон, как живое существо, приглашают в дом, к колыбели, просят усыпить ребёнка. В песнях выражают пожелания счастья ребёнку во взрослой жизни.

Когда ребёнок подрастал, для его утешения поются пестушки, потешки, прибаутки. Люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесённые слова-заклинания может повлиять на силу природы. Ребёнок знакомится с природой, играет с ней на равных. В Карелии, где языческие верования существовали наряду с христианскими, заклички и приговорки использовали довольно часто, учили запоминать их тексты и детей.

1.3. Методы и приемы ознакомления детей младшего дошкольного возраста с произведениями фольклора

С 3 лет опора в работе уже не способность осознанно подражать, а на сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной обработке основных звуков родного языка. Потому в качестве методических приемов уже используются речевой образец, заучивание наизусть (стихи, потешки, загадки, и т.п.).

Для создания навыка используются словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихотворения, сказки.В младшем дошкольном возрасте речь ситуативна, преобладают опрессивное изложение. В этом возрасте организуется большая подготовительная работа в обучении излагать свои мысли. Если при ознакомлении с фольклорным произведениями на третьем году жизни важна подготовительная работа в плане умения слушать, отвечать, вставлять в рассказ воспитателя слова, фразы, когда задачами ставится научить воспринимать сначала текст, затем подводить ребенка к его произведению. То уже на 4 году жизни, начиная с простого воспроизведения хорошо знакомой сказки, построенной на повторе, переходят к пересказу сказки с более сложным сюжетом (в подготовке важны зрелища, драматизация, индивидуальная работа).Перед первичным чтением фольклорного произведения не следует делать установку на запоминание. Важно выразительно прочитать, интонационно выделяя диалоги лиц (помощь в определении отношения к героям и событиям).

Беседа по содержанию и форме произведения включает постановку воспитателем продуманных вопросов (на понимание), выяснение того, как автор описывает явление, с чем сравнивает, что больше всего запомнилось, что необычно — для целостного восприятия (единство содержания и формы) — 4-5 вопросов. Перед повторным чтением — установка на внимательное прослушивание и запоминание. В пересказе произведения детьми важна художественно-образная речь, если на занятии дается несколько сказок , то дети выбирают и перерасказывают одну по желанию, или дети придумывают продолжение к прочитанному тексту, или сочиняют сказку по аналогии, или осуществляют драматизацию.

Восприятие произведения рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя «событий», в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия. Методика художественного чтения и рассказывания детям раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях. Основными методами ознакомления с художественной литературой являются:

чтение воспитателя по книге и наизусть (дословная передача текста, когда читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей; значительная часть литературного произведения читается по книге).

рассказывание воспитателя — относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, смысла их толкования), дающие возможность привлечения внимания детей;

инсценирование — средство вторичного ознакомления с художественной литературой.

заучивание наизусть.

Выбор способа передачи произведения (чтения или рассказывания) зависит от жанра произведения и возрастной группы слушателей. В методике развития речи традиционны 2 формы работы с книгой в детском саду — чтение и рассказывание, заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений, произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

На одном занятии читается одно произведение и 1-2 из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений в детском саду обязательно. Дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им потешки, сказки.. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятие, но ведет к усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмыслению событий, поступков героев. При подготовке к дикторскому прочтению текста воспитатель продумывает орфоэпию, силу голоса, темп речи, паузирование, эмоциональную окраску голоса. Необходимо избегать неправильных выражений («расскажу сказочку, потешечку»).

Названия жанров должны даваться четко и правильно. Сказки рассказываются, потешки читаются и заучиваются. Разные фольклорные жанры требуют разного характера передачи. Сказки детям четвертого года жизни предпочтительно рассказывать, а не читать по книге — это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует лучшему понимания основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит не в спину, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.Если сказка по содержанию невелика, можно рассказать ее два или даже три раза, можно повторить только самые яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Например, после прослушивания сказки «Маша и медведь» можно спросить: «Что говорил медведь, когда хотел съесть пирожок? » — дети, подражая воспитателю, низким голосом отвечают: «Сяду на пенек, съем пирожок». После слушания сказок можно повторить песенки действующих лиц. А чтобы дети приучались отвечать на вопросы педагога по содержанию, он вызывает ребенка и предлагает повторить песенку персонажа. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомой с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей — они начинают использовать их в своих играх.

Для чтения дошкольникам младщего возраста рекомендуются небольшие песенки, потешки. Их несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выраженное в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя их, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают,… а затем и запоминают все стихотворения. На данном этапе большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи — при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, потому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно.

В течение года детям повторно читают знакомые ротешки, сказки, песенки и ритмические строчки из сказок, для того, чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались. Если после каждого занятия повторять, закреплять новые слова, преподносить их в самых разнообразных сочетаниях — дети будут лучше усваивать лексику и строй родного языка.

Особое внимание надо уделять формированию грамматики правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы, по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме. Таким образом, ознакомление с фольклорными произведениями. влияет на всесторонне развитие речи: звуковую культуру речи, грамматический строй, словарь. Уже с младшего дошкольного возраста закладываются основы развития связной речи, необходимые для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.

5.3 Методические приемы ознакомления с фольклорными произведениями детей 1-ой и 2-ой групп младшего дошкольного возраста.

Повторное чтение художественных произведений и их отдельных частей.

Небольшое по размеру художественное произведение воспитатель читает на данном занятии несколько раз подряд, в порядке:

Выразительно читается текст произведения;

Детям дается время ¼ или ½ минуты на то, чтобы пережить эстетическое удовольствие от прозвучавшей миниатюры, затем воспитатель спрашивает их, не прочитать ли еще;

Воспитатель уступает просьбе и начинает читать текст повторно и в 3, и в 4 раз, но нельзя, чтобы чтение надоело детям — при ослаблении внимания чтение нужно прекратить. Лучше прочесть это в другой раз, когда дети смогут прослушать его с таким же удовольствием.

Чем младше дети, тем быстрее они утомляются от повторного чтения. Цель повторного чтения основных эпизодов, интересных описаний, важных рассуждений изучаемого произведения для лучшего усвоения его этического и эстетического содержания, непроизвольное усвоение языка (речи).

В 3-4 года (в 1 и 2 младших группах) отдельные места читаемых произведений повторяют просто для того, чтобы дети их запомнили — запомнили содержание, те слова, которыми оно выражено, интонацию, т.е. повторения для развития чувства языка.

Программа детского сада предусматривает для этого много произведений устного народного творчества, в которых основной мотив многократно повторяется: это сказки «Курочка-ряба», «Репка», «теремок», «Колобок», «Козлята и волк», «Маша и медведь», «Коза-дереза» и др. эти повторы и прочтения сказки можно закрепить в памяти еще раз — например, в 1-ой младшей, чтобы уяснить какие же яички снесла курочка повторяются соответствующие места сказки (снесла курочка яичко, не простое — золотое).

Читая (рассказывая) во 2-ой младшей группе уже знакомую детям сказку «Колобок», надо постараться, чтобы дети запомнили песенку колобка, и для этого повторяться. Естественно, что усваиваются и интонации персонажей.

Рассматривание картинок в книжке.

Основная задача чтения дошкольника — научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь).

Картинка — иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот — иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.Но после того как книга прочитана, внимание детей фиксируется на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, веще события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книги после рассматривания иллюстраций словесный материал усваивается очень интенсивно.Исключение — в тех случаях, когда в книге идет речь о вещах, неизвестных детям, когда встречаются незнакомые, непонятные слова — целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие иллюстрации.

Приемы рассматривания:

узнавание ребенком персонажей, вещей;

соотнесение фраз текста с картинками;

оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жестов ребенка;

сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Подготовка воспитателя к рассказыванию:

воспитатель внимательно прочитывает текст выбранного им произведения

он намечает те места, которые можно сократить без искажения смысла

намечает те фразы, которые целесообразно заменить синонимами

производит обычную рабочую разметку интонации текста (паузы, логические ударения, темп, тембр — эмоциональная окраска голоса)

продумывает элементы артистического выступления перед детьми — мимика, жесты, отмечает места текста, которые будет петь.

Заучивание наизусть стихотворений.

У процесса запоминания 2 пути: непроизвольный (в процессе деятельности, имеющий другие цели) и произвольный (результат сознательного намерения запомнить) (по А.А. Смирнову).На занятиях по чтению дети слушают, обсуждают, перерассказывают фольклорные произведения и невольно запоминают их целиком или частично.Необходимо учить запоминанию, т.к в раннем и младшем школьном возрасте ребенок не умеет сам прилагать усилия (это внутренняя интеллектуальная работа, полезная ребенку в 3 отношениях: помогает более быстрому обогащению речи ребенка, интенсивнее развивает эстетические чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного), укрепляет память — образную и вербальную (самую совершенную по П.П. Блонскому).Дошкольники могут специально заучивать художественные произведения несложных жанров, начиная с потешек в 1-ой и 2-ой младшей группах.

Приемы произвольного запоминания:

1. повторение текста

2. припоминание текста

Припоминание необходимо поощрять, предотвращая, по словам К.Д. Ушинского, леность вспомнить забытое (5,217).

Средства активизации детей в повторении и припоминании текста:

само художественное поэтическое произведение должно нравиться детям (музыкальность, красочность образов, эстетическое содержание), доставлять эстетическое удовольствие, нравственное удовлетворение.

дети могут выполнить просьбу воспитателя из любви к своим родителям и другим слушателям в стремлении образовать их.

Воспитатель должен уметь хорошо читать, искренне передавать, убедительно. Также полезно чувство соревновательности с товарищами, желание сделать им сюрприз, элементарные игры. Младшим дошкольникам для заучивания текста в 1-2 строфы нужно 8-10 раз повторить его на нескольких занятиях, 2-3 раза припоминать. Произведения заучиваются сразу целиком — целостное понимание смысла, структуры образов, гармонии созвучий (по частям — лишь при большом объеме).

Занятия ведется по плану:

вступительная реплика, небольшая беседа воспитателя

чтение воспитателем всего текста

повторение всего текста ребенком с хорошей памятью

повторение всего текста ребенком с плохой памятью — нужно помогать, ободрять

Занятие целиком не посвящается заучиванию одного интересного произведения — целесообразно дополнять занятия другими работами — повтор ранее заученного, игры по технике речи.Работа зависит от жанра. Для запоминания потешек достаточно, чтобы они прозвучали в тот момент, когда у ребенка хорошее настроение от ощущения здоровья, внимания взрослого. В потешке прежде всего слышна музыка, которой достаточно для желания запомнить. Воспитатель помогает различить в ней и образы — соединяет слова с явлениями в окружающем. Важно помочь детям соединить чувственно воспринимаемый образ внешнего мира со словами лирического стихотворения о природе. Нужно обращать внимание на выразительные языковые средства.

В младшем дошкольном возрасте требуется большая наглядность, даже театрализация стихотворения непосредственно перед заучиванием наизусть. Далее — предположить повторить строки с воспитателем вместе, а потом — попросить ребенка рассказать все стихотворение, при этом потихоньку, подсказывая ему лишь слова при забывании. Если есть необходимость, то некоторым детям снова читать вместе — воспитатель читает, а ребенок заканчивает строку. После такого упражнения задания для ребенка усложняются — он должен повторить за воспитателем целые строфы (2-4 строки).

При заучивании наизусть:

не рекомендуется заучивать потешку хором (искажается, пропадает смысл, закрепляется неправильное произношение, пассивные дети не участвуют)

заучивать потешку целиком — не по строкам, строфам

не требовать заучивания за одно занятие — нужно 8-10 повторений

индивидуальный подход (молчаливым детям — ритмичное, застенчивым — стихи со своим именем и т.п.)

создание в детском саду «атмосферы поэзии» — в повседневном общении, на прогулке

Детям раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, стихотворения, рассказы, сказки).

Рассказываются только прозаические произведения (сказки, рассказы, повести).

Потому важная часть профессиональной подготовки — заучивание наизусть художественных произведений, предназначенных для чтения детям, развитие навыков выразительного чтения — способа доведения до всей гаммы эмоций, развитие и совершенствование чувств ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив научную литературу по вопросам литературного образования, особенностях фольклора Карелии, я сделала вывод о том, что чтение с детьми фольклорных произведений – это один из путей приобщения ребенка к истокам национальной культуры. Знакомясь с сюжетами карельских сказок, ребенок учится видеть их особенности и сходство с другими народными сказками. Так как карельский фольклор на протяжении многих веков впитывал в себя мудрость других народов,то в малых жанрах фольклора мы можем встретить тексты загадок, прибауток, потешек, скороговорок очень похожих на русские. В нашей стране русский язык является государственным. С раннего детства, слушая мамины колыбельные, прибаутки малыш познает мелодичность, образность родного языка. В младшем дошкольном возрасте чтение потешек, прибауток, песенок способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, развитию речи, памяти.

В методической литературе по вопросу ознакомления младших дошкольников с фольклорными произведениями раскрыты эффективные методы и приемы, использование которых на практике дают хорошие результаты. Дети быстро запоминают фольклорные тексты малых жанров, им понятны сюжеты сказок. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используют тексты сказок о животных. В карельском фольклоре их меньше, чем волшебных, но они доступны пониманию трехлетнего ребенка.

Таким образом, используя методические рекомендации специалистов — дошкольников в области литературного образования, педагог решает ряд образовательных, воспитательных, развивающих задач в работе с детьми. В рамках реализации Программы дошкольного образования в области чтения художественной литературы воспитателю ДОУ следует использовать фольклорные произведения в работе с детьми любого возраста. Чем старше ребенок, тем шире круг читательских интересов в этой области, больше возможностей для реализации творческих идей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/kursovaya-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-v-rabote-s-mladshimi-doshkolnikami/

1. Новый Федеральный закон Российской федерации «Об образовании в РФ». Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — М.: Мозаика –Синтез, 2013.- 272с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошко образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от17.10.2013г. № 1155.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. От рождения до школы. — М.: Мозаика-Синтез, 2012..

4. АникинВ.Г., КругловЮ.Г. «Русское народное поэтическое творчество» пособие для студентов М.:»Просвещение» 1983, 169с.

5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Методическое пособие. – М: Мозаика-Синтез, 2005, 174с.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М.: Изд. Центр «Академия», 1999.

7. «Волшебный мир традиционной русской педагогики» А.Б. Намзин /

8. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

9. Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк. воспитание» / В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. — 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1989.

10. Маханева М Д. «Театрализированные занятия в детском саду» пособие для работников дошкольных учреждений — М.: Просвещение 1999.

11. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». /Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: «Мозаика-Синтез», 2005.

12. Как заяц смеялся. Карельские народные сказки. — Петрозаводск,1971.18с.

13. Краски земли веппской.\ сост. Е.Г. Марков, Н.Д. Маркова. Петрозаводск: Периодика, 2012, 30с.

  1. Развитие речи.Вторая младшая группа. Разработки занятий. 2 часть.ИЗД 3-е, переработанное./Автор-сост. Жукова Р.А.-Волгоград:ИТД «Корифей».-80с.,2010г.
  2. Развитие речи. Младшая группа. Занимательные материалы./Сост О.И.Бочкарева.-Волгоград: ИТД «Корифей».-96с.,2009г.
  3. Ребенок третьего года жизни: Методическое пособие\ под ред. С.Н. Теплюк. – М.:Мозаика-Синтез,2011.
  4. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателейдошк.образ.учреждений/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. –М.: Изд-во Владос, 2003.-320 с.
  5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968. — 557 с.

19. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Академия, 2005. — 384 с.