Claw.ru | ы по психологии | Формирование творческой личности

Виды творческих способностей личности

Способности, заложенные в человеке, всегда опираются на умения, развитые в процессе деятельности. Таланты сами по себе никогда не гарантируют достижений. Чтобы творческая цель была реализована, достигнута, нужен «мотор», который будет запускать весь созидательный процесс. Этим мотором является желание, мотивация, воля.

Креативные способности включают в себя несколько компонентов. Это:

  • Творческая направленность личности;
  • Логические способности;
  • Интуитивные (эвристические) способности;
  • Личностные качества, которые могут ускорять или, наоборот, тормозить творчество;
  • Эстетические качества;
  • Самодисциплина, умение управлять собой.

Логические способности проявляются следующим образом:

  • В умении отделять конкретное от абстрактного, частное от общего;
  • В анализаторских способностях. Главные их признаки – глубина, полнота и правильность проведенного анализа;
  • В умении давать верные определения объектам, а также выносить о них правильные суждения;
  • В способности к аргументации, объяснению.

Эвристические способности – это:

  • Умение генерировать новые идеи, выдвигать неожиданные гипотезы даже в условиях недостатка информации;
  • Способность фантазировать – одно из самых ярких проявлений хорошо развитого воображения;
  • Ассоциативность запоминания, умение создавать новые связи между известными ранее компонентами задачи и новыми;
  • Способность усматривать противоречия там, где другим все представляется понятным и само собой разумеющимся;
  • Умение вовремя отказаться от непродуктивных навязчивых идей, бороться с ригидностью мышления;
  • Хорошо развитая критичность суждений – способность правильно оценивать полученные результаты своей деятельности и деятельности других людей.

Особенности творческой личности

Чем отличается творческий человек от других? Пабло Пикассо говорил: «Я не ищу, я нахожу». В этом, как считал всемирно известный художник, заключается отличие человека с высоким уровнем интеллекта от обладающего креативными способностями. С другой стороны, полноценный творческий процесс невозможен без наличия достаточно высокого интеллекта. Исследователи выяснили, что люди с нормальным уровнем интеллекта имеют и средние творческие способности. Начиная с определенного уровня IQ, связь между творческими способностями и интеллектом становится менее очевидной. Если человек обладает способностью к творческому мышлению, она проявляется во всех жизненных сферах. Между мужчинами и женщинами нет отличий в творческих способностях.

18 стр., 8623 слов

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения (2)

... -психологические особенности младших школьников, рассматривать в единстве разнообразные виды творческих заданий и методы их выполнения, определить соотношение видов творческой деятельности в учебном процессе, которое обеспечивало бы эффективность развития креативных способностей учащихся. ...

Проблемы развития творческой личности нередко связаны с ее склонностью к независимости в суждениях. Творческие люди склонны к необычным поступкам и проявлениям своей индивидуальности. Это не всегда вызывает принятие у окружающих. На самом деле, втайне окружающие бояться совершать подобные поступки из-за страха быть осмеянными. Нередко творческий человек испытывает сложности с адаптацией в коллективе. Общественные требования он принимает только если они совпадают с его собственными ценностями. При этом художников, музыкантов или поэтов редко можно называть догматичными. Их взгляды на социальные проблемы и собственные поступки часто бывают неоднозначными.

Еще одно свойство творческих людей – любознательность, стремление объединить информацию из различных источников знания. Креативщики всегда полны свежих идей, простому и скучному делу они предпочтут сложное занятие. В течение всей жизни они сохраняют детскую способность восхищаться окружающим миром. В самых крайних случаях их мировоззрение может закончиться настоящей войной с общественностью – люди могут считать их за сумасшедших, занимающихся воплощением своих бредовых идей.

Формирование творческой личности , Развитие творческого потенциала личности

Ученые считают, что к основным факторам, которые могут подействовать на потенциал малыша, относятся:

  • фантазия
  • свобода движения и воображения
  • отсутствие ограничений
  • таланты малыша

условия развития творческой личности,

  • ребенок должен как можно больше общаться со своими сверстниками, рассказывая им, где он был, слушать и анализировать, что говорят ему;
  • чтобы воспитать творческую личность дошкольника , следует как можно больше читать ему, чтобы он проникался сюжетом сказки или любого другого литературного произведения, делился с вами своими эмоциями, переживаниями;
  • для развития творческой личности школьника , нужно создавать такие условия в доме, чтобы ребенок сам проявлял интерес к чтению;

13 стр., 6104 слов

Развитие человека (2)

... развития есть процесс становления личности» (А. Маслоу) Данная проблема актуальна в условиях глобализации общественных отношений. Смысл данного высказывания состоит в том, что человеком ... сочинения не связаны. Рекомендуется обратить внимание на употребление термина “человек” во втором предложении. В общеизвестном тезисе звучит слово “индивид”. “Индивидом рождаются, а личностью становятся”. Человек ...

  • позволяйте ребенку рисовать постоянно, везде и всюду – посредством рисования у него развивается мыслительный процесс, он может фантазировать, мечтать;
  • приобретите ребенку несколько видов пластилина, чтобы он мог таким образом воссоздавать плоды своей фантазии;
  • включайте малышу музыку, чтобы он ее слушал, танцевал, двигался – попросите кроху поделиться своими переживаниями и эмоциями, которыми он наполнился после прослушивания той или иной музыкальной композиции.

Творчество или безумие

В течение долгого времени считалось, что творчество является лишь одним из проявлений помешательства. Опыт давал немало подтверждений этой связи. Писатель Э. Хемингуэй страдал от тяжелых депрессий на протяжении всей жизни. Одна из самых известных киноактрис двадцатого столетия страдала от пристрастия к алкоголю, и в возрасте 36 лет покончила с собой – это была Мерилин Монро. Величайший немецкий философ – Фридрих Ницше – также страдал от постоянных приступов меланхолии. Жан-Поль Сартр, основоположник экзистенциализма в философии, в течение всей жизни употреблял алкоголь, снотворные и стимуляторы.

Около двух столетий назад ни у кого не вызывало сомнений, что творчество имеет своим источником либо шизофрению, либо меланхолию. Многие представляют себе художников как людей «не от мира сего»; также достаточно прочно в обыденном сознании укоренен образ «сумасшедшего ученого». Эти стереотипы настолько утвердились в сознании, что творчество стало восприниматься как процесс, выходящий за рамки совместимости с обычной жизнью. Они же стали причиной того, что возникли новые проблемы развития творческой личности – многие в настоящее время убеждены, что творчество является уделом избранных. Простым же смертным оно недоступно. Однако это не совсем так.

Психологи нередко высказывают мнение, что выдающиеся личности – это не те, кто обладает определенным набором экстраординарных качеств; скорее, это те, кто умеет оказаться в нужное время и в нужном месте. Однако исследователями было выделено несколько качеств, которыми все же отличаются одаренные и творческие люди:

  • Независимость суждений; наличие своей точки зрения на любые события;
  • Творческий человек – это тот, кто всегда стремится выйти за рамки обыденности, найти более оригинальное решение проблемы;
  • Творческие люди психологически устойчивы к ситуациям неопределенности;
  • В своей деятельности они выбирают конструктивный подход;
  • Их «Эго» достаточно сильно, чтобы функционировать независимо от общества; война с общественностью нередко бывает их обыденным состоянием. Творческие люди достаточно автономны и устойчивы к давлению социума;
  • Открытость к новому опыту и знаниям;
  • Умение воспринимать красоту в широком смысле слова.

«Предпосылки развития творческой личности»

17 стр., 8268 слов

Влияние культуры на развитие личности. Культурное развитие личности

... становление их “человеческих” личностей. тим примером мы доказали актуальность заданной темы. Цель данной работы – доказать, что культура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. ... Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся ...

«Предпосылки развития творческой личности»

Исполнитель:

Самойлова Е.В

Краснокаменск 2020 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

  1. Творческая личность. Развитие и формирование творческой

личности. Черты характера и особенности пути творческой личности……4

2. Развитие творческих способностей у детей………………………………….8

3. Технология и условия развития творческого потенциала личности……..10

4. Развитие творческой личности учащихся в условиях

развивающего образования. Требования к педагогу……………………….11

Заключение…………………………………………………………………….13

Список литературы……………………………………………………………15

Введение

В наше время, когда в детских коллективах на одного педагога приходится около 30 детей, создать условия для развития творческой личности в человеке не всегда возможно. Творческий процесс предполагает определённую свободу, время, средства и индивидуальный подход. В тех временных рамках и условиях, в которых находятся детские коллективы во многих детских садах и школах, не всегда удаётся сполна раскрыть творческий потенциал ребенка. Хорошие возможности даёт, в этом случае, дополнительное образование, но и в обычном педагогическом процессе, при создании определенных условий, происходит формирование творческой личности. Решающее значение в этом вопросе имеет личность педагога.

Целью моей работы является определение предпосылок развития творческой личности. Для того, чтобы узнать, какие это предпосылки, необходимо найти определение что такое творческая личность, какими она обладает отличительными качествами, какие условия необходимо создать для ее раскрытия, какими качествами должен обладать педагог.

Что такое способность к творчеству — свойство личности, с которым мы рождаемся, или умение, которое можно развивать? Генетики, изучающие этот вопрос, утверждают, что мы все рождаемся с творческим потенциалом — способностью решать проблемы, комбинируя сложные и иногда не связанные друг с другом идеи.

Я не встречала ребёнка, посещающего обычный детский сад, лишенного творческих задатков. Решения, которые дети приводят в ответ на творческие задания бывают самые разнообразные – это зависит от темперамента и уровня развития ребенка, его способностей, оснащения навыками и личного опыта.

Творчество настолько важно в нашей жизни, что необходимо приложить все усилия, чтобы раскрыть творческий потенциал ребёнка, вызвать в нем желание созидательной деятельности.

1. Творческая личность. Развитие и формирование творческой личности. Черты характера и особенности пути творческой личности

Творческий человек – это человек, находящий нестандартные решения стоящих перед ним задач.

Каждый из нас наделен способностями решать проблемы, однако людям, использующим творческий подход при решении проблем, свойственны определенные черты характера. Во-первых, они впитывают опыт окружающих, как губка. Они обладают громадным личным запасом: вещей, которые они прочитали, увидели или услышали, мест, в которых они бывали или работали, и людей, которых они знают. Исследование обнаружило, что творческие люди стремятся к независимости, самодостаточности, самодисциплине, настойчивости, самоутверждению, в большой степени толерантны к неопределенности. Они идут на риск и руководствуются внутренним импульсом. Им нет дела до стандартов и мнений, их мало интересуют межличностные взаимоотношения. Творческие люди обычно обладают врожденным скептицизмом и очень острым умом. Они активны, наблюдательны и исполнительны, делают выводы скорее с помощью интуиции, чем логики. Они обладают легкостью, которая позволяет им находить новые ассоциации. В общем, творческие люди выполняют сложные задачи так, как будто в них нет ничего трудного, и бывают несчастливы и подавлены, когда им не удается творить. )

14 стр., 6731 слов

Личностные особенности творческого человека

... на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности — «человека творческого». Цель данной работы — раскрыть личностные особенности творческого человека ...

Поиск качеств, характерных для творческой личности проводился автором работ по теории развития творческой личности Г.С. Альтшуллером через традиционные процедуры — сбор информации и ее анализ. Собирались биографии значительного количества ученых, инженеров, общественных деятелей, внесших наиболее заметный позитивный вклад в развитие нашей цивилизации. В результате был определен перечень требований, предъявляемых к человеку, стремящемуся к тому, чтобы его жизнь не прошла даром, не оказалась бесплодной. Этих качеств — требований оказалось шесть.

Наличие достойной цели. Именно цель, задача определяют человека. Цель обязательно должна быть новой или не достигнутой. Либо новыми должны быть средства достижения цели. Цель обязательно должна быть общественно полезной, положительной, направленной на развитие жизни. Цель должна быть конкретной и достижимой: не общие благие намерения, а четко определенная задача. Выбранную цель можно назвать эквивалентом собственной жизни. Достойная цель — это личная цель человека или небольшой команды, группы сподвижников.

Требование номер два — это наличие комплекса реальных рабочих планов достижения поставленной цели. Стремление к цели без плана — стремление хаотичное. Наличие достойной цели, поставленной на пределе возможностей и сил человека, непременно требует мобилизации всех его ресурсов, всего времени и сил. Ведь взрослый человек вынужден распределять свое время между достижением цели, обычной работой, семьей, воспитанием детей, заботой о родителях…

Третье качество — требование — это высокая работоспособность в выполнении намеченных планов. Обеспечение такой работоспособности на протяжении длительного времени само по себе является для большинства людей труднейшей задачей. Огромное количество препятствий, соблазнов встают на пути выполнения поставленных планов.

Четвертое необходимое требование — это хорошая техника решения задач Даже наличие больших резервов времени не гарантирует решения задачи без техники решения специальных задач, без освоенных приемов мастерства. Писатель или поэт обязательно должен знать грамматику того языка, на котором он пишет, знать в совершенстве. В противном случае не будет легкости выбора требуемых языковых конструкций. Аналогичная ситуация с инженером, ведущим проектирование сложного устройства. В арсенале обязаны быть все возможности, все достижения инженерной науки, иначе конструкция может оказаться морально устаревшей еще до своего появления на свет.

Пятое качество — умение «держать удар». Испытания человека, предлагающего новое, не завершаются в момент, когда найдено новое решение, новый принцип. Умение «держать удар» — это умение противостоять мнению авторитетов, косности и привычке основной массы людей к привычному, устоявшемуся. Новое пугает, требует от специалистов переучиваться. Однако умение «держать удар» потребуется не только в ситуации борьбы за новое. Трудности — это не только вода и огонь. В народе издавна поняли, что одним из наибольших препятствий для роста человека являются «медные трубы» — например факт признания новшества или разработки. Именно факт признания заслуг очень часто приводит к остановке развития. И потому важным представляется последнее, шестое требование — результативность. Достижение ранее поставленной цели не должно приводить к остановке работ. Каждая решенная задача должна открывать новые горизонты. «Для творческой тактики главное — зажечь огонь идеи. Для творческой стратегии главное — пронести огонь через всю жизнь».

4 стр., 1682 слов

Личностные особенности творческого человека (2)

... деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Особенности учебной деятельности в том, что она прямо служит средством психологического развития ... продуктам своей деятельности. Для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные результаты деятельности, нечто новое и ... в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен - ...

(Кляус Е.М. Поиски и открытия М. Наука 1986 С.98.)

После того, как произошло «включение» созидательной программы, появился интерес к исследованиям, к собственной плодотворной творческой работе, важнейшим элементом развития становится самообразование. Личность должна накопить огромный объем знаний, необходимых для эффективной последующей деятельности.

«Для своих романов Жюль Верн использовал множество данных. Поэтому он «заготовлял материалы впрок». Читая книги, журналы, газеты, романист делал выписки по физике, химии, астрономии, географии, геологии, истории и т.д. К концу его жизни накопилось более двадцати тысяч связок с выписками…» (Рисс О. В. От замысла к книге. М.: Книга, 1969. С.27.)

Примеров такого многолетнего подвижнического труда можно привести множество. Тринадцать лет работал В. Гарвей над небольшой книжечкой о кровообращении; свыше тридцати лет создавал свой трактат Н. Коперник. Здесь следует отметить, что человек вынужден бороться не только против внешних обстоятельств, но против внутренних, с собственной ленью, неаккуратностью. Эта борьба незаметна, но подчас не менее жестока, чем борьба с внешними обстоятельствами.

Сложности быта увели от исследований множество талантливых людей. Найти возможность работать над любимым делом, совмещая это с работой, с бытом, с семьей, могут далеко не все. И все же люди проходят и это испытание. Творческая личность все ресурсы черпает из себя, из своего окружения, превращая все, что доступно в элементы своей конструкции.

(Малахов А.А. Аккумуляция информации М.: Наука, 1984. С24,28.)

Конечно, поддержание такого порядка дня требует мужества. На протяжении многих лет происходит упорный и негромкий отказ от благ и земных радостей, составляющих для многих предел желаний. Благом и радостью становится именно работа над любимым делом.

«Единственное мое стремление — работать, не думая о расходах… Мне не нужны обычные утехи богачей. Мне не нужно ни лошадей, ни яхт, на все это у меня нет времени. Мне нужна мастерская!» Так говорил Эдисон (американский изобретатель и предприниматель, создатель фонографа)

«Ученому нужна менее эффектная, но более устойчивая разновидность мужества, с тем, чтобы выбрать деятельность, которая наверняка лишит его многих радостей… Молодой человек, желающий войти в науку, должен быть способен к переоценке ценностей и к отказу от общепринятых символов успеха. Для этого нужны незаурядное мужество и вера».

(Селье Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. С.57.)

  1. Развитие творческих способностей у детей

“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.”

3 стр., 1447 слов

Творческий потенциал личности

... развитии целостной личности. Творческий потенциал выступает в качестве предпосылки для саморазвития человека. Он представляет собой наличную совокупность готовности, возможности и способности личности осуществлять деятельность, цель которой заключается в ... выше уровень развития человека, тем богаче его личностный трудовой потенциал, отсюда – выше качество профессиональной деятельности и наоборот. ...

Б.Асафьев

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Ребёнок, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения.

Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведет нас к очень важной проблеме: о различии между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. Подлинный специалист-творец отличается от рядового специалиста-ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что ему “по инструкции” положено создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что создает лишь то, что ему положено. Такое, в общем-то формальное отношение к своему труду, в какой бы области это ни было, не двигает жизнь вперед и служит тормозом. Наличие или отсутствие в человеке творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом-творцом и специалистом — ремесленнком.

Формирование личности человека происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.

На формирование личности влияют воспитание, социальная среда и наследственные задатки. Но сами по себе задатки не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются творческие способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии человека с окружающей социальной и природной средой.

Задача педагога – максимально способствовать этому формированию.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

26 стр., 12567 слов

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ...

... литературу по данной теме. 2.Изучить процесс развития творческих способностей 3.Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия е возникновения и организации 4.Провести опытно-экспериментальную работу подтвержающие театрализованной деятельности на развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. ...

Только самостоятельное творчество детей на занятии разбудит их дремлющие способности. Основной движущей силой творческой деятельности является мотив. Это может быть познавательный интерес, желание сделать приятное близкому человеку, выразить свои чувства и мысли. После того, как цель сформирована, ребёнку должен предоставиться выбор средств, поскольку творчество предполагает свободу выбора. Помощь взрослого при этом должна носить рекомендательный характер. В конце занятия необходимо найти, за что похвалить ребёнка.

  1. Технология и условия развития творческого потенциала личности

Структура технологии развития творческого потенциала личности включает в себя следующие основные компоненты:

1. Предварительная диагностика уровня творческого развития;

2. Мотивация (представляет собой одно из ведущих направлений работы);

3. Организация творческой деятельности. Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации.

4. Контроль качества выполнения творческой деятельности.

5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявление затруднений и проблем в решении задач, внесение необходимых корректив.

Для реализации и развития субъекта в творческой деятельности и, в частности, для развития его творческого потенциала, необходимым условием является свобода. Недаром психологи для стимулирования развития творческого потенциала у детей рекомендуют игры с простыми предметами, чтобы дать возможность ребенку «домыслить», «досочинить». Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, Лев Выготский замечал, что «творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

Необходимое условие развития творческого потенциала — это развитая эмоциональная сфера личности. В творческой деятельности можно выделить два направления эмоционального переживания:

  • эмоциональное переживание творческого объекта;
  • эмоциональное переживание самого процесса деятельности.

Эмоции являются отражением отношения человека к окружающему миру, к людям, к выполняемой деятельности, поэтому одним из условий успеха творческой деятельности нужно рассматривать эмоциональное переживание. Для успешного развития творческого потенциала личности необходимо расширение ее опыта (эмоционального, интеллектуального, социального и т.д.).

(И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010)

4. Развитие творческой личности учащихся

в условиях развивающего образования. Требования к педагогу

Исследованиями психологов, дидактов установлено, а школьной практикой подтверждено, что формирование и развитие творческой личности учащихся зависит от творческих способностей учителя. Из сказанного вытекает, что обучение творчеству должны проводить высоко квалифицированные специалисты, творчески активные педагоги, отличающиеся наличием у них в научно-учебно-воспитательной деятельности доминирующей потребности творчества.

3 стр., 1403 слов

Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребёнка

... становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. 7 Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребёнка В современном индустриальном обществе игра не является единственным типом деятельности детей. Другие типы деятельности в дошкольном возрасте: изобразительная деятельность; элементарный труд; восприятие сказки; учение. Изобразительная деятельность ребенка давно привлекает ...

Умение видеть и определять индивидуально неповторимые особенности конкретного человека имеет решающе значение для педагога.

Личная концепция учителя должна состоять из:

  • поиска творческих приёмов формирования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков и вариативное использование на уроках;
  • создания условий для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;
  • активизации и совершенствование основных психических механизмов, лежащих в основе творческого развития младших школьников (память, внимание, мышление, воображение);
  • расширении границ познания младших школьников за счёт использования творческих методов и приёмов обучения.

При индивидуализации обучения особенное значение и развитие получают такие качества как: самостоятельность, инициативность или поисковый стиль деятельности, творчество и другие. Индивидуализация обучения способствует развитию способностей учащихся, учитываются их склонности и интересы, различное отношение к учению, к отдельным учебным предметам. Одним из средств выполнения этой задачи является использование в самостоятельной работе заданий, одинаковых по содержанию, но различных по способу выполнения…

«Стартовой площадкой» успешного обучения и формирования творческой личности, является наличие трех составляющих интеллектуальной деятельности, направленной на усвоение чего-то принципиально нового:

1) высокого уровня сформулированности элементарных познавательных процессов;

2) высокого уровня активного мышления;

3) высокого уровня организованности и целенаправленности познавательных процессов.

Этого можно достичь с помощью внутреннего плана действий: планирования, анализа, рефлексии.

Учитель, воспитатель должен направлять развитие ребенка по направлениям:

  • а) ребенок познает, воспринимает и усваивает окружающее;
  • б) ребенок влияет на окружающее;

— в) ребенок приобретает способность к ориентации и саморегуляции, у него формируется личностный подход к явлениям, среде, поведению, а знания стают практически направленными. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий и систем творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного педагога в развитии творческого потенциала ребенка.

(https://infourok.ru/)

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующие предпосылки развития творческой личности (это требования к педагогу и окружающей среде):

1. Наличие развитой творческой активности у педагога, развитого нравственного начала, поскольку педагог должен взрастить в ребенке потребность в творчестве, которая невозможна без наличия созидательной цели.

2. Педагог должен быть добрым, отзывчивым, интересным человеком, чтобы во взаимодействии обогатить эмоциональную сферу ребенка.

3. Педагог должен хорошо знать свой предмет, техники решения задач, он должен быть мастером своего дела, чтобы помочь ребенку выполнить конкретные задания, навести на мысль в случае затруднения, вооружить ребёнка знаниями и умениями.

4. Педагог должен поддержать в ребёнке работоспособность в пределах отведенного на данный возраст времени – поощрить, создать положительный эмоциональный настрой, поддержать в случае неудачи, не давать непосильных заданий, поощрять творческую активность.

5. Педагог должен воспитывать в ребёнке умение не сдаваться, преодолевать трудности, лень, которая может возникнуть на определённом этапе работы, прививать трудолюбие, внимательность и аккуратность. Нелишним также будет умение работать в коллективе, необходимо предоставлять детям возможность выполнять коллективные работы.

6. Педагог и другие участники воспитательного процесса (администрация учреждения, родители) должны позаботиться о создании комфортной и располагающей к творчеству атмосфере, о достаточном количестве пособий и материалов для творчества, чтобы ребёнку был предоставлена свобода выбора в деятельности, наглядно передан лучший опыт человеческой культуры.

7. В доступности должны быть расположены качественные, соответствующие возрасту и с небольшим опережением материалы для самообразования, педагог должен поощрять стремления ребёнка узнать что-то новое, чему-то научиться сверх программы.

8. Педагог должен знать основы педагогики и психологии, быть внимательным и чутким человеком, иметь возможность индивидуальной работы с детьми, помочь каждому ребёнку раскрыть свой потенциал.

Одной из основных предпосылок развития творческой личности является сформированная потребность в творчестве. Педагогу необходимо «зажечь» сердце ребёнка, увлечь творческой деятельностью так, чтобы она была в приоритете при выборе досуга, потому что человек творческий – это человек счастливый в своей деятельности, продуктивный и позитивный, способный приносить радость себе и окружающим.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/predposyilki-razvitiya-tvorcheskoy-lichnosti/

1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач» Изд. «Альпина Паблишер», 2014г.

2. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Юрайт, 2014. – 445 с.

3. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Юрайт, 2014. – 478 с.

4. Кавецкий И.Т., Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. «Основы психологии и педагогики» — Минск.: Изд-во МИУ, 2010г.)

5. Кляус Е.М. Поиски и открытия М. «Наука», 1986г

Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. — М.: Дашков и К, Академцентр, 2020. — 480 c

6. Малахов А.А. «Аккумуляция информации» М.: «Наука», 1984г.

7. Рисс О. В. «От замысла к книге». М.: «Книга», 1969г.

8. Селье Г. «От мечты к открытию». М.: «Прогресс», 1987г.

15

«Утренние страницы»: метод Джулии Кэмерон

Способ «Утренних страниц» стал популярен после выпуска книги «Путь художника» Джулии Кэмерон. Эта книга предназначалась для того, чтобы позволить творческому человеку возобновить контакт со своим творческим началом, получить мощный импульс к созидательной работе. Синоним «Утренних страниц» — фрирайтинг. Чтобы выполнить это упражнение, необходимо записывать от руки абсолютно любую информацию, которая приходит в голову. Это могут быть какие-либо события, воспоминания о снах, обстановка во дворе, которую можно наблюдать с балкона и так далее.

Упражнение подходит не только писателям, поэтам или сценаристам – оно окажет пользу и тем, чье творчество никак не связано со словом. Кэмерон настоятельно рекомендует писать ровно три страницы сразу же после пробуждения. Но некоторые психологи рекомендуют делать упражнение в то время, когда человек ощущает себя наиболее комфортно. Например, для «сов» фрирайтинг будет более эффективен в вечернее время. Утром для них важен каждый час сна, и потому, если они проснутся раньше для выполнения «Утренних страниц», скорее всего, в них останется информация, имеющая мало общего с истинным состоянием личности. Но и любой другой человек, если примется за письмо не позавтракав, будет испытывать трудности с концентрацией. Наиболее результативными «Утренние страницы» будут в то время, когда вы будете ощущать себя в продуктивном и комфортном состоянии.

Также не обязательного придерживаться заданного объема. Джулия Кэмерон в своей книге предписывает обязательно выполнять по три страницы каждый день. Но такой подход не совсем похож на творческий, не каждому будет удобен. Одному будет достаточно написать один абзац, чтобы освободиться от скуки накопившихся ненужных эмоций, другому может понадобиться больший объем.

как развить творческие способности: Рекомендации творческим людям

Рассмотренные ниже советы помогут обрести вдохновение каждому творческому человеку.

  1. Расширяйте свой кругозор. Читайте как можно больше, посещайте художественные выставки, музеи. Старайтесь пребывать в той атмосфере, которая обогатит вашего «внутреннего художника»;
  2. Творите каждый день. Если вы художник, старайтесь хотя бы полчаса в сутки уделять творчеству. Писатели могут попробовать следующее упражнение: прочитать аннотацию к кинокартине, которую еще не смотрели, и постараться самостоятельно придумать сюжет;
  3. Не стоит показывать свою работу миру до того, как она закончена. Если зритель не проявит ожидаемую от него реакцию, или к тому же начнет ее критиковать – это может отбить всякое желание работать дальше;
  4. Если вы хотите представить свой труд критику, подумайте трижды. Часто творческие люди бессознательно ждут признания от окружающих, и даже конструктивная критика может негативно повлиять на самовосприятие. Тем более разрушительным может оказаться полное непонимание. Если даже вы просите кого-то оценить ваш труд, чтобы впоследствии сделать его лучше, помните: во-первых, полученная обратная связь не всегда может отражать действительное положение вещей (ведь у каждого свои вкусы).

    Во-вторых – делать это нужно только в случае, если вы полностью уверены в своей самооценке;

  5. В творческой работе не привязывайтесь к конкретным срокам. Установленный срок создает психологическое напряжение, препятствуя творению «в потоке»;
  6. Анализируйте свой труд только после того, как он будет завершен. За творческий процесс отвечает правое полушарие, за его анализ и критическую оценку – левое. Это два разных вида работы, поэтому анализ необходимо проводить только после окончания творческого процесса;
  7. Старайтесь не думать о том, какой доход принесет вам ваше творение, или насколько известным оно может стать. Подобно установлению сроков, такой подход создает ненужное напряжение;
  8. Всегда держите под рукой блокнот для записей новых идей. Прислушивайтесь к ним, даже если они касаются несущественных деталей. Кажущиеся неважными на первый взгляд мелочи могут перерасти в настоящий шедевр;
  9. Выработайте в себе привычку заканчивать начатую работу. Даже если многое в ней находится в «сыром» виде, доведите свое произведение искусства до конца – одна завершенная работа ценнее десяти незаконченных.

Внутренний Цензор – опаснейший враг творчества

Проблемы развития творческой личности могут проистекать как из внешних обстоятельств, так и из внутренних установок. Опаснейший враг любых проявлений креативности – внутренний «Цензор», или, как его еще называют, «Критик». Он является ограничивающим голосом, который останавливает творческого человека от малейших стремлений к созиданию. Субъективно этот внутренний голос может восприниматься по-разному: как крик или обвинения, угрозы или насмешки.

Самая большая опасность внутреннего Цензора заключается в том, что творческому человеку некуда от него деться: Критик находится прямо у него в голове. Можно перестать общаться с недоброжелателями и даже склонными к критике членами семьи; можно сменить публику на более понимающую аудиторию. Но от внутреннего Критика сбежать невозможно.

Откуда берется этот навязчивый внутренний голос? Психологи убеждены: Цензор родом из детства, и является следствием неотработанных психологических травм.

Когда юный художник впервые пытается нарисовать свою первую картину, вылепить скульптуру, написать стихотворение, его произведение может в пух и прах раскритиковать любой взрослый – родитель или учитель. Что чаще всего и происходит. Одни взрослые действительно поступают так, чтобы нанести ребенку обиду. Другие считают, что при помощи критики они помогают детям стать в дальнейшем более совершенными. Но это приводит к одному – дети вырастают полными неуверенности в своих способностях. Помимо этого, проблемы развития творческой личности в детстве и подростковом возрасте часто происходят из-за агрессивного отношения сверстников к их творчеству.

Доклад «Формирования творческой личности» , Формирования творческой личности.

Сегодня на первый план выходят задачи формирования творческой личности и задачи самореализации личности, создание условий для реализации возможностей ребёнка в окружающем мире. Я приветствую отсутствие жестких рамок, признанных образцов и эталонов, приветствую свободу и радость детского творчества. Убеждена в том, что нет детей, неспособных к творчеству, просто у всех разные способности и уровень подготовки для выражения собственных мыслей и чувств. В системе обучения и воспитания учащихся образовательной школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач уроков, внеклассных занятий декоративно- прикладного искусства. Очень важно – создать условия для самореализации ребенка посредством своего предмета, а не раз и навсегда отбить у него желание к творчеству резким советом, поправкой.

Для своей работы я выбрала такие воспитательные установки:

  • Все дети талантливы. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом. Это основа. Свою работу я строю так, чтобы у ребенка возникала потребность в творчестве, желание преобразовать окружающее (через такие приемы, как удивление, озарение, противоречие, догадка, отсутствие критики и разбора неудачных с точки зрения общепринятых канонов детских рисунков).

    Дети должны удивляться и восхищаться. Так как эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.

  • Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка — это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.
  • Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.
  • Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.
  • Научить ребёнка — смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.
  • Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. Каждый ребенок имеет право на помощь и адекватное развивающее воздействие извне, ведь общепризнано, что творчеству обучить нельзя. Можно и необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым, оно проявится у детей, и их творческие способности получат развитие. Учить необходимо не только приемам и операциям, но и способам действия, опробовав которые ребенок подготавливает себя к творчеству в самых разных видах деятельности.

Ассоциация.

» и «Сравнение».

3 класс. «Художественный образ дерева». Передача характера дерева через образ человека. Древние друиды считали, что каждое дерево обладает чертами, присущими человеческой личности. Деревья, как и люди, могут быть добрыми и злыми, слабыми и сильными, мудрыми и легкомысленными. Почему ива ассоциируется у нас с грустью, а дуб с силой и зрелостью? Выбери любое дерево и попробуй, подобно друидам определить его человеческий характер, отрази душу дерева в своей работе. Для усиления творческой активности использую поэтические строки музыкальные образы. Дети сравнивают могучий дуб с русским богатырем, скрюченную ель с дряхлой старушкой, белую березку с красной девицей:

«Ой,плачет ивушка над рекой, Распустила косы русые. Ой, плачет ивушка над рекой, Рассыпает слезы бусами.»

«Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, То ясную, кипучую, то грустную, плакучую.» А. Прокофьев.

«Цвет. Звук. Слово»

Главное, чего я добиваюсь при этом – всплеск эмоций, постижение связей в искусстве.

«Учись слушать себя».

Урок «Мы рисуем сказочную птицу» (2 класс).

Предлагаю детям задание «Если б ты был птицей то, каким бы ты был? Передай свой характер, настроение через образ птицы».

Ситуация недостатка средств.

Применение разных методов изобразительного творчества – пальчиковое рисование, поролоновые тампоны, щепки и т.д.

Открытие свойств живого в неживом и абстрактном.

Кляксография и монотипия.

Прием «из настоящего в будущее или прошлое».

Дети попадают в незнакомую обстановку, включается максимум воображения, умение выдумывать и фантазировать: города будущего (наш город через 100 лет); дом, в котором я буду жить (как правило – это сказочные терема).

Важнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Рисуя, дети по-настоящему переживают придуманные ими события. Наличие эмоциональной связи между фантазией и реальностью требует от педагога создавать два вида условий для детского изобразительного творчества. Сначала необходимо возбудить у учеников эмоциональное отношение к заданию, а затем, когда эмоции уже действуют, оберегать их от сторонних помех и несвоевременного вмешательства. Чувства легко «спугнуть», а вместе с ними исчезнут и образы фантазии. Сохранить эмоциональное восприятие – значит создать на уроке атмосферу радости, удовольствия, активного творческого переживания, соучастия в процессе восприятия, вызвать потребность в свободной творческой деятельности.

Использование разнообразных приемов помогло мне превратить занятия с детьми в интересную и всегда новую игру, полную сюрпризов. Важно постепенно усложнять творческие задания; не давать прямых инструкций; проявлять интерес к действиям учеников; признавать и поощрять множественность вариантов ответов; искать в любом ответе рациональное зерно, а не признавать его ошибочным; не сдерживать инициативу и не делать за детей то, что они могут сделать самостоятельно. Суть всех этих приемов состоит в том, что детям постоянно предлагаются ситуации, из которых они самостоятельно должны найти выход. Ценность этих рисунков не в формах и цветовых сочетаниях, не в техническом качестве, а в движении мысли.

Я считаю очень важным на своих уроках создать условия, которые бы способствовали развитию культуры общения, навыков продуктивного сотрудничества. Только общаясь в коллективе, овладевая способами разносторонней деятельности, ребёнок познаёт предметы и явления, усваивает нормы общения и поведения.

Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала. Через коллективную деятельность развивается потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Результат совместного труда, за тот же промежуток времени, превосходит все ожидания. Успех способствует проявлению положительных взаимоотношений со сверстниками, развивает умение сотрудничать, взаимодействовать, договариваться, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою позицию, понимать и ценить творчество других.

Коллективная деятельность должна быть высоко эмоциональной, легко осуществимой, способствовать проявлению творческого воображения и лидерских качеств, что обеспечивает положительное отношение школьников к предмету.

В 1 классе возможно первоначальное общее знакомство детей с коллективным творчеством на уроках изобразительного искусства. Во 2 классе использую совместно-индивидуальную форму коллективного творчества. То есть дети вначале работают индивидуально с учётом единого замысла, а на завершающем этапе урока деятельность каждого становится частью общей композиции. В 3 — 4 классе – активно использую совместно-взаимодействующую форму коллективного творчества. То есть совместная работа одновременно всех участников группы, согласование своих действий на каждом из этих этапов коллективной деятельности.

Наблюдая за детьми, увлечёнными коллективной работой замечаю, что каждый ребёнок чувствует свою значимость и важность в общем деле, значимость личного вклада в результат совместной деятельности. Метод коллективного творчества ставит ученика в позицию активного деятеля, раскрывает его потенциальные возможности, развивает его личное своеобразие, стимулирует поиск новых знаний.

Уроки знакомства с народными промыслами Кубани и России строю следующим образом: сначала эмоциональный настрой в виде фольклорных песен, стихов, загадок, сказок и былин о данном промысле (интеграция видов искусства), затем выставка сувениров или фотографий; затем технология создания изделий (с попутной демонстрацией через слайд-презентацию этапов изготовления); анализ материала, формы, декора, гаммы; затем, работа по созданию своих произведений по мотивам данного промысла (непременно с практическим, например, работа по улучшению быта сказочных персонажей); сбор дополнительного материала (рассказы о мастерах, их достижениях, подбор и продумывание игр, сказок, интересных заданий и конкурсов).

Для проведения уроков данного раздела широко использую нетрадиционные формы – уроки-сказки, уроки-путешествия.

Творческие способности

– это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленно-направленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:

Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.

На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.

Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.

Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

Работа с родителями.

Работы детей получаются разные, и важно при этом заметить особенности каждого. Никогда не требую, чтобы работа ребенка была похожа на образец, этого и не должно быть, т. к. у каждого своя фантазия. Можно только сравнить свои работы: какой была первая поделка, и какая теперь. И у ребенка возникает чувство удовлетворенности, искренней радости за свое совершенство. В ходе выполнения творческих заданий дети приобретают уверенность в том, что они могут от начала до конца создавать необходимые в быту вещи. Все эти изделия используются мною как образцы. Некоторые работы украшают стены нашей школы.

Чтобы успешнее проходило обучение школьников, надо любить детей, любить народное искусство, работать много и с интересом, делать так, чтобы дети были не посторонними наблюдателями, а активными участниками общения с искусством. Собственного творческого воображения, дополненного яркими зрительными впечатлениями от росписи изделий, оказывается достаточно, для того чтобы дети создавали свои оригинальные работы.

Постигая народное творчество, дети приобщаются к производительному труду и сами создают материальные и культурные ценности. Я считаю, что работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. Согласна с тем, что «самым высоким видом искусства, гениальным, самым талантливым является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».

И главное, чтобы активизировать деятельность учащихся, учитель сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело и жить интересами детей. Также и здесь, пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Настроение учителя всегда передается детям.

Преодоление внутреннего Критика

Рассмотрим упражнение, которое поможет уменьшить голос внутреннего Цензора. Оно называется «Назад в прошлое». Смысл этого упражнения состоит в следующем: необходимо мысленно вернуться в прошлое и вспомнить тех людей, от которых вы могли услышать неприятные слова о своем творчестве. Когда человек вырастает, он забывает личности этих людей. Но в его голове они остаются в виде этого внутреннего Цензора, который продолжает саботировать творческую деятельность, подвергать критике любые начинания. Для того, чтобы научиться свободной созидательной деятельности, необходимо уметь справляться с внутренним Цензором.

Вспомните каждого «врага творчества» – родителей, критиковавших вас за «ненужные занятия», учителей, дразнящих сверстников. Этот процесс необходим для того, чтобы понять, откуда взялся ваш внутренний критик. Также упражнение помогает отделить ваш личный взгляд на собственное творчество от мнения других людей. Задача его заключается в том, чтобы нейтрализовать влияние социальных проблем прошлого. Для этого сначала нужно составить список «врагов вашего творчества». Просто вспомните обидчика, те слова, которые он говорил, весь негатив, который вам пришлось пережить из-за него. Затем подключите фантазию и представьте себе, что он снова стоит перед вами. Но теперь вы уже не беззащитный ребенок или подросток. Вам вполне по силам дать достойный ответ на его критику и дать отпор обидчику на все его гадости. Если вам удастся хорошо выполнить это упражнение, то после него должно возникнуть ощущение глубокого удовлетворения, восстановления справедливости.

Однако, как показывает опыт, одного выполнения чаще всего бывает недостаточно, чтобы решить все проблемы развития творческой личности, пришедшие из детства, и избавиться от накопленных комплексов. Иногда старые вредители творчества будут снова всплывать в памяти, иногда – появляться новые. Важно понимать, что внутренний Цензор не имеет ничего общего с истинным положением вещей. Однако важно понимать, что внутренний Цензор не имеет ничего общего с истинным положением вещей. Решение этой проблемы развития творческой личности во взрослом возрасте целиком находится в руках самого человека.

Предпосылки создания условий для развития творческой активности личности в педагогическом процессе

Приведенный выше анализ литературных данных и некоторые обобщения позволили нам сделать следующие выводы.

Индивидуальные особенности поведения людей имеют решающее значение для целого ряда профессий, для плодотворного участия личностей-носителей этих профессий в творческом процессе.

Забота о формировании гармонической личности требует заботы о вооружении всех естественных потребностей человека с целью обеспечения целостности личности.

Потребности вооружения и преодоления препятствий наряду с потребностью в экономии сил определяют индивидуальные черты характера человека, делают его сильным, слабым, решительным, медлительным и т.д.

Педагогическая практика показывает, что стремясь сделать процесс обучения интересным, увлекательным педагог иногда апеллирует только к любознательности обучаемого, опирается только на потребность познания и как результат порождает дилетантизм. Увлеченность оборачивается поверхностностью, любознательность – верхоглядством. В действительности радость узнавать должна постоянно дополняться радостью уметь и мочь, поскольку на потребность в вооружении распространяется принцип ее незаменимости удовлетворением других мотиваций.

Формирование социально ценной творческой личности начинается с формирования достаточно сильной социально-ценной потребности. Тренировка “творческого мышления”, “творческого труда” сопровождается воспитанием “эмоционально богатой” личности.

Творческая интуиция порождается недостаточностью для субъекта существующей нормы удовлетворения доминирующей потребности. Она напряженно работает на доминирующую потребность, и невозможно ждать озарений на базе второстепенного для субъекта мотива.

Игровая деятельность детей с их познавательными потребностями и чрезвычайно слабой вооруженностью сознания является периодом интенсивной тренировки механизмов интуиции, где озарения, догадки, открытия следуют буквально друг за другом.

Каждый человек обладает индивидуальной структурой трех уровней сознания (сознание, подсознание, сверхсознание).

Все они входят в его вооруженность, обеспечивающую удовлетворение потребностей и их возвышение в процессе развития человека.

Широкий эволюционный подход к природе творчества подтверждает невозможность волевого вмешательства в механизмы творчества. Однако можно предположить о существовании косвенных путей сознательного влияния на эти механизмы.

Инструментом подобного влияния может служить профессиональная психотехника человека, призванная решать две задачи: готовить почву для деятельности подсознания и не мешать ему.

В сфере творческой деятельности человека эволюционизирует его опыт, включающий в себя освоенный субъектом опыт других людей и поколений. Однако этот коллективный опыт, совокупность знаний и умений, технологий, т.е. культура в целом, пополняется открытиями и достижениями, первоначально возникающими не в общей “культуре”, а в конкретной индивидуальной голове творящего субъекта.

Определение важнейших социально-психологических качеств личности высоко квалифицированного специалиста открывает путь к определению программируемых качеств личности молодого специалиста, первокурсника, выпускника школы и т.д.

Информация о качественном составе первокурсников делает возможным оптимальное планирование решения задач распределения объемов, содержания обучения и воспитания по отдельным периодам обучения. Исходный показатель – портрет личности первокурсника, его подготовленность к началу обучения, соотношение с качествами личности молодого специалиста, – является первоосновой количества и качества работы ВУЗа по организации воспитывающего обучения (профессионального обучения, формирования творческого потенциала личности, ответа на вопросы о том, чему учить и как учить).