Влияние музыки на формирование личности ребенка младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

  • Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает развитие личности на основе усвоения УУД, познания и освоения мира, воспитание музыкальной культуры учащихся как необходимой части их духовной культуры. Средством, способствующим достижению этой цели, может стать музыкальное искусство. Музыка способствует формированию духовной культуры личности младшего школьника. В своём исследовании мы хотим показать, что использование музыки во внеурочной деятельности поможет учителю сформировать здоровую, духовно — нравственную, всесторонне развитую личность.
  • Выше сказанное предопределяет актуальность данной работы.
  • Музыка играет важную роль в формировании личности младшего школьника. Этот вид искусства затрагивает эмоциональность и чувственность, воздействует на подсознание человека, тем самым способствует развитию личности.
  • Для того чтобы сформировать духовно-нравственную, патриотическую, эстетическую личность учителю важно воспитывать музыкальные способности учащегося, эмоциональные представления, способствовать развитию музыкального кругозора, в этом поможет музыкальная внеурочная деятельность. Ведь именно младший школьный возраст благоприятен для развития духовной культуры учащегося. Поэтому важно не упустить время для интенсивного формирования этих важных качеств личности.
  • Объектом курсовой работы является музыка и личность ребенка младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

    Предметом

    Цел ь курсовой работы заключается в выявлении особенностей влияния музыки на формирование личности ребенка младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

    Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:

    1. Проанализировать влияние музыки на личность ребенка младшего школьного возраста.

    2. Изучить психологические особенности восприятия музыки младшими школьниками.

    3. Описать виды и формы внеурочных занятий по музыке.

    Для получения необходимой информации использовали метод теоретического анализа психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.

    Структура работы, обусловленная ее целью и задачами, состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.

    1.1 Роль музыки как вида искусства в формировании личности человека

    Музыка — вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определенной высоты).

    26 стр., 12801 слов

    «РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ОПИСАТЕЛЬНЫМ ТИПОМ

    ... младших школьников. Объект исследования – развитие речи младших школьников на основе работы над функционально – смысловым типом текста «описание». Предмет исследования – приемы работы ... дать образное описания природы, человека, трудового процесса. Ценность сочинений-описаний заключается в ... опытно-экспериментальное обучение, направленное на развитие речи младших школьников на основе работы над ...

    Выражая мысли и эмоции человека в слышимой форме, музыка служит средством общения людей и воздействия на их психику [10].

    Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру и красоте. Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, его надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и сделать это помогает музыка [14].

    Данный вид искусства, являясь неповторимым, неподражаемым действом, затрагивает все клеточки живого существа и сопровождает человека всю жизнь, влияя на формирование его личности [12].

    Личность — системное качество, приобретенное индивидом в процессе социализации и оказывающееся высшей, интегрирующей имитацией всей его психической жизни. Формирование личности — это сложный многоплановый процесс. Он возможен только при наличии комплексного подхода к образовательному процессу, включающему в себя патриотическое, духовно-нравственное и эстетическое воспитание [15].

    Под патриотическим воспитанием понимается формирование личности обучающегося как гражданина мира и своей страны, представителя определенной национальности, жителя определенной местности, члена общества и семьи [11].

    Большое внимание патриотическому воспитанию уделяется на уроках музыки и внеурочных занятиях по музыке. Музыкальные произведения вызывают у обучающихся определенное отношение к окружающей действительности. В ходе знакомства с ними младшие школьники познают жизнь и труд своего народа, знакомятся с отечественной историей. Патриотическое воспитание осуществляется в ходе разучивания песен патриотического содержания, а также прослушивания музыкальных произведений величайших русских и советских композиторов, бесед и праздников патриотической направленности. В процессе подготовки к таким праздникам младшие школьники учат стихотворения о Родине и войне, создают презентации о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

    Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное восприятие помогает осмыслить и приобрести жизненные ценности, содействует расширению интересов, выработке вкусов, побуждает к информационному обмену. В процессе общения человека с музыкальным произведением возрастает его духовность [13].

    При систематическом слушании музыки обучающиеся начинают различать ее жанры осознавать композицию произведении, выразительные средства, что, естественно, углубляет их эстетические чувства. Слушание музыки в значительной степени способствует развитию музыкальных способностей, а также мелодического, гармонического, ритмического и тембрового слуха. Используя беседы, вопросы и музыкальные загадки, педагог учит младших школьников замечать сходство между произведениями или их частями, чувствовать своеобразие каждой из них; соотносить содержание произведений с окружающей жизнью. При правильной организации слушания музыки у обучающихся формируются произвольное внимание, волевые качества. Впечатляющая сила музыкального звучания песен углубляется содержанием поэтических текстов, усиливающих чувство любви к родной стране, ее природе, возбуждающих интерес к жизни общества.

    19 стр., 9243 слов

    Работа над музыкальным образом на х музыки в младших классах

    ... музыки младшими школьниками; показать методические особенности работы над музыкальным образом на уроках музыки в начальной школе. Методы исследования: анализ научно-методической литературы по ... личности человека необходимо восприятие музыки обоих жанров. То, что воспитывается в личности человека в процессе общения с музыкой ... произведении. Формирование музыкальных образов в процессе изучения ...

    Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовно-нравственного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого обучающегося. «Механизм воздействия искусства на ребенка в процессе обучения особенно ярко проявляется в воспитательной функции музыки, как непосредственно формирующей нравственно-эстетические основы личности, способствующей ее социокультурной адаптации»

    Благодатной почвой для духовно-нравственного воспитания младших школьников является обращение к культурному наследию своего народа. На уроках музыки проводятся беседы о великих русских композиторах и их вкладе в развитие мировой музыкальной культуры. Так, рассказ учителя о П.И. Чайковском и его творчестве, прослушивание и обсуждение его произведений из альбома «Времена года» с использованием пословиц и поговорок способствует воспитанию у младших школьников любви к родной земле, природе, отечественной культуре, усиливает чувство гордости за свой народ.

    Духовное возрождение народов России не может быть достигнуто без восстановления исторической преемственности традиций, без знакомства с русской народной музыкой и святынями православной веры.

    Особое место в формировании личности имеет эстетическое воспитание. Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

    Каждое занятие предметной области «Искусство необходимо строить на основе комплексного использования произведений различных видов искусства (литературы, музыки, живописи, пластики) с целью объединения их в сознании обучающихся в одну неразрывную область человеческого мышления и художественного познания окружающей действительности.

    Опытные педагоги, используя развивающие возможности музыки, стремятся воспитать у младших школьников подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и создавать прекрасное. К сожалению, в практике школы развитию чисто практических умений и навыков уделяется гораздо больше внимания, чем эстетическому воспитанию. Однако без постижения художественных и духовных ценностей развитие личности будет неполноценным.

    По нашему мнению, если педагоги с помощью музыки целенаправленно осуществляют патриотическое, духовно-нравственное и эстетическое воспитание младших школьников, то они обеспечивают формирование такой личности, которая будет сочетать в себе истинные эстетические качества, духовное богатство, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал [4, с. 53].

    Воздействие музыки на человека может быть усилено словом. В этом случае энергичность и энергичность музыки становятся направленными и ясными по цели. Например, подготовка к боевым действиям в древних племенах осуществлялась в процессе пения, плясок и многократного повторения ключевых слов, обозначающих смысл, цель и план действий [9, с. 52].

    1.2 Психологические особенности восприятия музыки младшими школьниками

    Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы школы).

    18 стр., 8511 слов

    Функции музыки при обучении английскому языку

    ... музыки на уроках английского языка 1.1 Роль музыкальной наглядности в процессе обучения английскому языку ... возрасте составляет большую половину учащихся. Научить любить и понимать музыку другой страны можно только при помощи самой музыки. Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры детей. Использование музыки ... эмоциональную сферу личности учащегося в процесс обучения, тем ...

    Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте. Если оно начинается с 6-летнего возраста, как это и происходит сейчас в большинстве случаев, то возрастные психологические границы обычно смещаются назад, т. е. охватывают возраст от 6 до примерно 10 лет; если учение начинается с семилетнего возраста, то, соответственно, границы данного психологического возраста перемещаются приблизительно на один год вперед, занимая диапазон от 7 до 11 лет. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться также в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют развитие, а менее совершенные замедляют его. Вместе с тем в целом некоторая вариативность границ этого возраста не особенно сказывается на последующих успехах ребенка.

    В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению.

    С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

    Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

    Вторая задача возникает в связи с тем, что многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком легким, неинтересным делом, для других чрезвычайно трудным (и вследствие этого также неинтересным) и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям. Возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.

    Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются, устают.

    11 стр., 5440 слов

    Методика развития музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста

    ... отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, то есть развитие художественно-творческих способностей детей. Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ...

    Особую трудность для детей 6—7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени.

    На занятиях учитель задает детям вопросы, заставляет их думать, а дома то же самое от ребенка требуют родители при выполнении домашних заданий. Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, но это часто происходит не потому, что ребенок устает именно от умственной работы, а по причине его неспособности к физической саморегуляции.

    С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе [6, с. 127]. внеурочный музыкальный восприятие школьник

    У ребенка 6-7 лет происходит расширение музыкальных впечатлений, он более устойчиво проявляет интерес к музыке. В этом возрасте у ребенка формируется способность понимать поставленную перед ним задачу, самостоятельно выполнять указания, которые направляют и определяют способ действия. Происходят существенные сдвиги и в области мышления. Ребенок хочет знать, о чем рассказывает музыка, что обозначает то или иное слово в песне, как двигаться под различную музыку. Дети анализируют и обобщают, делают простейшие умозаключения, планируют свои действия, словесно выражают свои замыслы. Дети способны освоить элементарные сведения о первичных жанрах музыки (песня, марш, танец) и некоторых сложных жанрах (опера, балет, симфония, концерт), об элементах музыкального языка, о деятельности композитора, слушателя, исполнителя.

    В младшем школьном возрасте начинают развиваться характерные качества голоса. В это время механизм голосообразования у мальчиков и девочек абсолютно идентичен, звук имеет ярко выраженный фальцетный характер, так как пение осуществляется краевым натяжением связок, а голосовая мышца еще только образуется. Музыкальное развитие детей младшего школьного возраста в значительной степени зависит от качества работы педагогического коллектива по музыкальному просвещению и образованию. При условии систематических увлекательных и познавательных занятий, внеклассной работы у них развивается интерес и любовь к музыке, формируется запас любимых произведений, закрепляется навык культуры слушания музыки, эмоционального ее восприятия. Ребенок приобретает способность оценить красоту музыки, выразительное исполнение песни, как свое, так и своих товарищей, творчески подходить к музыкальной деятельности.

    4 стр., 1897 слов

    По музыки «Творческая деятельность на х музыки в начальной школе

    ... потребности в ней. Через творчество на уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развиваются творческие способности ребенка. 3. Виды музыкальной деятельности Как известно, в музыке существует 7 нот. Для того ...

    Движущими силами музыкального развития являются воспитание и обучение, обстоятельства внешней жизни, качественные изменения в психических процессах, вызываемые музыкальными переживаниями ребенка. Поскольку внешние и внутренние факторы музыкального развития находятся в сложном взаимодействии, то освоение одного и того же музыкального материала и способов музыкальной деятельности детьми одинакового возраста происходит по-разному. Обучение рассматривается как основной путь и средство музыкального развития, обеспечивающее формирование высокого уровня музыкальной культуры детей младшего школьного возраста [5, с. 16].

    Развитие восприятия музыки у младших школьников является одной из основных задач музыкального воспитания учащихся. При этом термин «музыкальное восприятие» в музыкальной педагогике имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке — хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмического движения. Другое значение термина, более узкое, подразумевает слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров, композиторами, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития младших школьников — восприятие и собственное творчество — неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга. В этой связи А.А.Мелик-Пашаев отмечал, что в произведениях большого искусства учащийся обычно видит замыслы несравненно более глубокие и гораздо более совершенные, чем в непосредственно собственном творчестве.

    В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведения искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. «Однако… не раз приходилось, наблюдать, — отмечал Е.В.Назайкинский, — как хитросплетения контрапункта, изобретательность узоров фактуры и яркость гармонических красок вдруг заслоняют от увлекающегося анализом сознания глубинные, сокровенные, потайные ходы, по которым движется музыкальная мысль, как слишком большое приближение к материальной и технической стороне произведения искусства неожиданно оборачивается удалением от него и притом таким, что музыканты не замечают самой сути, не слышат музыки…» Поэтому более естественным в методике музыкального воспитания младших школьников является принцип «не проходить», а «проживать» музыку, что справедливо отмечают А.А.Пиличяускаус и Л.В.Виноградов [8, с. 31].

    Начинать становление процесса музыкального восприятия у учащихся следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры, что предполагает смещение акцента с технической стороны искусства на духовную — суггестивно-эмоциональную [7, с. 219].

    Суггестивная сила музыки кроется в том, что она способна особым образом воздействовать на мир человека и укреплять его нравственный потенциал. Это эмоциональное влияние может освобождать человека от агрессии, подозрительности и других негативных состояний, кардинально изменить его мироощущение, а затем и мировоззрение [13].

    Способность человека слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание, музыкальные образы как художественное единство, как художественно-образное отражение действительности, обозначается понятием «музыкальное восприятие». Качество музыкального восприятия составляет комплекс свойств, в которых проявляют себя направленность музыкального восприятия, ориентация слушателя, его установки. Это — ассоциативность, эмоциональная напряженность, чувственный характер, образность, осмысленность, острота, адекватность, избирательность, вариантность и другие свойства.

    34 стр., 16838 слов

    Формирование эстетического вкуса на х музыки как условие развития ...

    ... методическую литературу по теме дипломной работы; 2. уточнить сущность понятий: «музыкальная культура», «музыкальные способности», «эстетический вкус» применительно к процессу развития музыкальной культуры младших школьников на уроках музыки; . разработать ... Асафьев: «изучать музыку в школе не как учебный предмет, а как некое явление в мире», чтобы школьники учились «слышать в музыке приливы и отливы ...

    Восприятие музыки — сложный процесс, включающий впечатления от произведения и размышление о нем, а также художественный опыт, культуру. В восприятии каждого слушателя есть элементы субъективные и объективные, соединяющие звучащее произведение, как основу, и слушательское представление со всеми его особенностями. То есть процесс восприятия музыки — это создание субъективного образа, отражающего реальные грани музыкального сочинения в единстве его содержания и формы.

    Существенную роль в процессе восприятия музыки играют внутренние психические процессы, которые поддаются направленному развитию. Музыкальное восприятие является процессом, который регулируется многими механизмами: установками памяти и предслышания, актуализацией элементов прошлого опыта и рядом других. Основой музыкального восприятия являются слух, чувство ритма, музыкальная память, способность к воображению.

    Музыкально-эстетическое восприятие формируется под влиянием практики человека и окружающих его произведений, развивается, становится полнее и глубже. Воспринимающий музыку человек не только постигает ее сущность, он как бы дополняет музыкальные образы через разнообразные ассоциативные связи сознания, соединяет отраженный в произведении опыт музыканта с личным опытом.

    Восприятие может быть как непроизвольным, смутным, так и точно направленным, избирательным. Наиболее характерные признаки восприятия музыки — это эмоциональный отклик на нее и способность к слуховому дифференцированию [5, с. 13].

    Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сказать о том, что музыка играет важную роль в формировании личности младшего школьника. Важно, чтобы воздействие музыкального искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Ведь некоторые дети могут почувствовать музыку гораздо тоньше, чем взрослые. Этот вид искусства затрагивает эмоциональность и чувственность, воздействует на подсознание человека, тем самым способствует развитию личности.

    2.1 Виды музыкальных внеурочных занятий

    Музыкальное воспитание и образование детей младшего школьного возраста осуществляется (в основном) на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Именно в школе учащиеся развивают свои творческие, музыкальные способности и формируют свою индивидуальность. Музыкальное искусство уже с первых дней школьной жизни служит не только средством формирования мировоззрения детей, но и средством их нравственного, эстетического воспитания [3, с. 59].

    Внеурочная деятельность — часть деятельности учащихся в школе. Это самообслуживающий труд школьников, их участие в кружках и спортивных секциях, в конкурсах, олимпиадах, диспутах, в школьных классных вечерах, в играх и походах, занятиях в библиотеке. Это деятельность, организуемая и направляемая педагогами, является весомым средством воспитания школьников [10].

    Внеурочная деятельность реализуется в беседах о музыке, лекциях-концертах, посещениях музыкальных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных абонементов, просмотрах видеофильмов-экранизаций опер и балетов, встречах с исполнителями и композиторами. Это способствует развитию музыкального кругозора младших школьников. Тематика музыкальных произведений и содержание искусства в целом становятся основой содержательного духовного общения взрослых и детей. Каждая встреча с искусством и его творцами обязательно становится поводом для разговора о смысле жизни, о нравственности [5, с. 36].

    32 стр., 15607 слов

    Особенности влияния рок-музыки на формирование музыкально-эстетической ...

    ... анализ, изучение, выявление роли и места рок-музыки в современной музыкальной культуре, ее влияние на формирование музыкально-эстетической культуры, а также разработка модели учебно- ... влиянием рок-музыки в жизни распространились новые ценности, новый более свободный стиль общения, новые формы проведения досуга. Музыка также повлияла на жизнь общества, открылись новые условия для объединения людей, ...

    Если обратиться к традициям отечественной педагогики музыкального образования, то к видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество).

    То есть те конкретные виды музыкальной деятельности, которые осуществляются учащимися на музыкальных занятиях и за исключением слушания музыки представляют собой разновидности либо исполнительской, либо композиторской деятельности [2, с. 85].

    Главной задачей слушательской деятельности является формирование слушательской музыкальной культуры учащихся. Это прежде всего: а) накопленный опыт общения с высокохудожественными образцами народной, классической и современной отечественной и зарубежной музыки; б) умение эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки на основе усвоенных знаний о различных музыкальных стилях, жанрах, формах и т.д; в) потребность в слушательской деятельности.

    Слушание музыки обладает поистине неисчерпаемыми возможностями в плане расширения и обогащения интонационно-слухового запаса школьников. При целенаправленном педагогическом руководстве за годы обучения в школе (гимназии, лицее, и др.) дети могут быть подготовлены к слушательскому общению как с вокальной, так и с инструментальной музыкой в ее жанрово-стилевом многообразии. Вместе с тем возможность «переноса» опыта общения ребенка с музыкой из одной интонационной сферы в другую зависит от степени близости этих сфер друг к другу. Поэтому, чем богаче слушательский опыт ребенка в сфере общения его с музыкальными образцами различных музыкальных стилей, творческих направлений, школ, с творчеством отдельных композиторов, тем более школьник способен эмоционально откликнуться на звучащую, в том числе и новую для него, музыку, вступить с ней в диалог.

    Для формирования слушательской культуры необходимо, чтобы в интонационно-слуховом запасе школьников были представлены образцы народной, классической, современной музыки в их жанрово-стилевом многообразии. При этом крайне важно, чтобы систематическое изучение музыкального искусства осуществлялось с освоения высоких образцов интонационно-образной сферы родной для ребенка музыкальной культуры и постепенного включения в нее образцов музыкальной культуры разных стран и народов.

    Следует отметить, что в формировании развития музыкальной культуры младших школьников">музыкальной культуры школьников слушательская деятельность имеет первостепенное значение как деятельность познавательная. Она способна обеспечить максимально широкий, в сравнении с другими видами музыкальной деятельности, объем получаемых учащимися знаний о музыке. При этом такие обобщенные знания, как знания об интонационно-образной природе музыки, ее жанровом и стилевом многообразии, а также конкретные знания музыкальных произведений, знания о композиторах, исполнителях и многие другие в своей совокупности способны раскрыть учащимся богатство и многообразие музыки [2, с.88].

    13 стр., 6216 слов

    Организационные и правовые основы предпринимательской деятельности ...

    ... работы Из этой цели вытекают следующие задачи: изучить специфику предпринимательской деятельности в сфере искусств; рассмотреть особенности менеджмента как организационной основы предпринимательской деятельности в сфере культуры и искусств; раскрыть основные направления и методы управления в сфере культуры. культура ...

    Вокально-хоровая деятельность направлена на развитие вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры личности школьника. Она обладает уникальными возможностями для развития музыкального слуха у детей: пение в нетемперированном строе предполагает как обязательное вслушивание ребенка в певческое звучание, нахождение в нем множества нюансов, присущих только пению и непосредственно отражающих в звуке душевный настрой ребенка.

    На уроке музыки вокально-хоровая деятельность осуществляется в основном как хоровая, коллективная деятельность, способная вызвать в ребенке чувство единения с другими детьми и учителем в самых разных эмоционально-образных проявлениях.

    Д. Л. Локшин подчеркивал, что искусство хорового пения, даже в пределах школьной программы, требует овладения всеми элементами, образующими красоту хорового звучания. Это область вокальной культуры, вокальных исполнительских навыков и область хоровой культуры, хоровых исполнительских навыков. Работа над каждым элементом вокальной и хоровой звучности является не только технической работой, дающей накопление умений и рост исполнительской техники, но и работой над раскрытием содержания данного хорового произведения. Чем выше, совершеннее вокальная хоровая техника коллектива, тем более полно и ярко может быть выражен замысел произведения. В результате расширяется круг идейных, художественных, эмоциональных представлений учащихся и соответственно арсенал их технических умений и навыков.

    Следует заметить, что в вокально-хоровой деятельности круг интонаций, доступных учащимся для исполнения, относительно ограничен. Это обусловлено возможностями их певческих голосов: сравнительно небольшим диапазоном, возрастными и индивидуальными особенностями развития, трудностями интонирования в связи с изменениями голоса в процессе мутации и т.д. Однако неизбежное сужение осваиваемого детьми круга интонаций в процессе вокально-хоровой деятельности по сравнению со слушательской деятельностью компенсируется глубиной эмоционально-духовного проникновения ребенка в интонационную сферу.

    По сравнению с игрой на музыкальных инструментах с темперированным строем в вокально-хоровой деятельности палитра возможностей интонирования значительно богаче, что обусловлено внутризонной природой певческого интонирования.

    Занятия детей в хоре направлены одновременно на решение задач вокально-хорового обучения и воспитания, на формирование разнообразных музыкальных способностей, умений и навыков, на развитие музыкального вкуса, потребностей, а также на решение общих задач воспитания и развития личности.

    Специальными задачами вокально-хорового воспитания и обучения детей являются развитие вокального слуха и певческого голоса детей, эстетического отношения к звучанию отдельного голоса и всего хора, а также передача эмоционально-образного содержания произведения в процессе вокально-хорового интонирования [2, с. 96].

    Инструментальная деятельность детей в учреждениях общеобразовательного типа осуществляется преимущественно в процессе игры на элементарных музыкальных инструментах.

    Инструментальная исполнительская деятельность дает возможность ребенку почувствовать себя исполнителем, способным к инструментальному музицированию. Как правило, обучение начинается с простейших шумовых, ударных инструментов, затем подключаются детские клавишные и духовые инструменты.

    По сравнению с вокально-хоровой деятельностью, инструментальное музицирование дает возможность детям поэкспериментировать с достаточно разнообразным кругом музыкальных интонаций, в том числе с широкими скачками, сопоставлением регистров, с одной и той же интонацией в различном тембровом выражении и т.д. В процессе инструментального музицирования появляется возможность проследить зависимость характера звука, его интонационной выразительности от способа звукоизвлечения, динамических, тембровых и звуковысотных возможностей различных инструментов [2, с. 101].

    В специальной литературе импровизацию и сочинение музыки принято называть музыкально-композиционным творчеством. В отличие от других проявлений творчества в слушательской и исполнительской деятельности музыкально-композиционное творчество заключается в создании новых музыкальный текстов. Вместе с тем «под творческой деятельностью детей в процессе обучения понимается не столько сам предметный результат, т.е. детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умений и навыков эстетического, художественного восприятия — сопереживания искусства (а не только лишь приобретение знаний об искусстве), а также пробуждение на этой основе способности к импровизации, к продуктивному самовыражению».

    Импровизация представляет собой процесс спонтанного сочинения детьми нового музыкального материала. Сочинение же музыки предполагает организованный учителем творческий процесс по созданию музыкальной композиции, отвечающей поставленным перед детьми задачам.

    Значение этих видов деятельности чрезвычайно важно, так как способствует раскрытию «зоны ближайшего развития» ребенка (термин Л. С. Выготского).

    Кроме того, в его представлении устанавливается связь между воображением и реальностью. При этом ребенок опирается не столько на знания, сколько на интуицию, что также важно для его личностного развития [2, с. 104].

    2.2 Формы музыкально-творческой деятельности

    Важную роль в музыкальном развитии младших школьников играет и внеурочная деятельность, которая представляет собой целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, связанную с изучением музыки, основанную на добровольных началах и проводимую во внеурочное время. Внеурочная деятельность будет эффективной, если ее рассматривать как систему воспитательных мероприятий, проводимых с целью формирования музыкального, эстетического, художественного вкусов. В образовательных учреждениях используются различные формы внеурочной деятельности: лектории, беседы, музыкальные праздники, концерты, конкурсы, смотры, музыкальные спектакли и др. [3, с.59].

    К внеурочным формам музыкально-творческой деятельности относятся музыкальные студии, школьный хор, кружок инструментального музицирования, фольклорный ансамбль, клубы и объединения любителей музыки, музыкальный театр.

    Наиболее распространенной формой внеклассной музыкально-воспитательной работы является хоровой кружок. Занятия младшего хора следует проводить дважды в неделю по 40-45 минут. На репетициях следует использовать игровые приемы, двигательные упражнения, полезные для музыкального развития участников хора и снимающие напряжение. Становление хорового коллектива требует планомерного развития мелодического, ритмического и гармонического слуха каждого поющего. Основной задачей работы с детским хором является работа над формированием навыков чистого интонирования, пения в ансамбле, художественно-выразительного исполнения. Руководитель младшего хора должен хорошо знать психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, бережно относиться к детским голосам, не допускать переутомления и форсированного звучания.

    Распространенной формой внеурочной музыкально-исполнительской деятельности детей является фольклорный ансамбль. Как правило, он имеет свое название. Необходимым условием успешности занятий детей в фольклорном ансамбле является глубокое понимание руководителя особенностей русского народного музыкального творчества. Результатом работы коллектива должны стать не объем разученных песен, а освоение народной культуры, воссоздания среды бытования русских народных песен: народного календаря, обычаев и обрядов, особого уклада жизни, предметов быта и декоративно-прикладного искусства, народного костюмов.

    Систематическая работа школьных музыкальных кружков, студий, клубов стимулирует появление новых традиций и праздников в школе: творческих отчетов, конкурсов, посвящений в музыканты, «недель» музыки, фестивалей и т. п.

    Музыкальные и литературные произведения, используемые на праздниках должны быть высокохудожественными и интересными для ребят.

    В сценарий вводятся номера, подготовленные участниками кружков: хорового, драматического, фольклорного ансамбля. Необходимо организовать и различные игры и конкурсы, связанные с тематикой праздника, например на лучшее чтение стихотворений, исполнение песен, танцев, оформление костюма и т. д. Для этой цели детям даются задания, соответствующие их интересам и способностям.

    Праздники, фестивали, творческие отчеты, конкурсы оказывают большое эмоциональное воздействие на младшего школьника, обогащают его внутренний мир, поскольку являются источником радостных впечатлений [5, с. 36].

    Охарактеризуем еще одну из возможных форм внеурочной работы — лекторий «Музыкальный калейдоскоп».

    Цель организации лектория — дать теоретические знания о различных направлениях в истории развития музыкального искусства, стилистических и жанровых особенностях национальных композиторских школ, о жизненном и творческом пути композиторов, а также познакомить учащихся начальной школы с лучшими образцами музыкальной культуры.

    Содержательный компонент лектория — тщательно подобранный музыкальный материал, который включает конкретные по содержанию, форме и выразительным средствам произведения, но с учетом принципа тематического единства. Подбираются также интересные цитаты, сравнения, примеры из литературных произведений, в ходе занятий предусматриваются моменты, когда слушатели могут отдохнуть

    Покажем краткое содержание некоторых тем лектория, назовем музыкальные произведения, которые можно предложить для прослушивания [3, с. 59].

    «Знакомство с народным музыкальным творчеством»

    Народное музыкальное творчество — важная область художественной культуры каждой страны, каждого этноса. Люди с давних времен складывали песни, стремясь выразить в них мысли и душевные переживания. В далеком прошлом возникли песенные жанры, сопровождавшие события семейной жизни и домашний быт русских людей: колыбельные, величальные, свадебные песни, похоронные причитания («Плывет, плывет лебедушка», «Из-за лесу, лесу темного» и др.).

    Повседневный труд и общественный быт древних славян сопровождался трудовыми, игровыми и обрядовыми песнями. Особенность таких песен заключается в их прикрепленности к определенному времени года и циклу сельских работ («Заклинание весны», «Колядка», «Слава»), поэтому они получили название календарно-земледельческих песен.

    В XYII в. возник новый вид речного промысла — труд батраков. Песни, исполняемые артелями бурлаков, получили название бурлацких лямочных песен («Матушка-Волга», «Дубинушка»),

    Важное место в народном музыкальном творчестве XVI-XIXbb. занимали песни, сопровождавшиеся игровыми действиями, движением, пляской. В хороводных песнях его участники плавно двигались по кругу, рядами, змейкой; плавное хождение сменялось веселой игрой. Плясовые песни бытовали или со словами любовно-лирического содержания, или в виде инструментальных наигрышей («Ай, во поле липонька», «Заиграй, моя волынка»).

    В Киевской Руси значительным событием было рождение былинного эпоса.

    В былинах (песнях-сказаниях), часто исполнявшихся под гусли, народ прославлял отвагу русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Кроме этого, воспевались в них и русские хлебопашцы («Вольга и Микула», Соловей Будимирович»).

    В исторических песнях передавались образы предводителей крестьянских восстаний в этих музыкальных произведениях воплощена идея единства и независимости Русской земли («Нас пугали Пугачом», «Про татарский полон»).

    Во второй половине XVIII — начале XIXв. В быту солдат и матросов появилась городская народно-бытовая песня. Она звучала на улицах и площадях городов, в трактирах («Степь да степь кругом», «Ермак»).

    Русских революционные песни XIX — начала XXв. Сопровождали массовые революционные выступления и отличались бодрым жизнерадостным характером. Это были песни декабристов, рабочие революционные песни («Узник», «Смело, товарищи, в ногу»).

    В годы Гражданской войны появились первые песни на советские темы. Это были патриотические песни, песни-гимны, походные песни («Смело мы в бой пойдем», «По долинам и по взгорьям»).

    В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. в народном музыкальном творчестве важное место занимала героико-патриотическая тематика («Тишина, ни огонька, ни звука», «Шел ленинградский паренек»).

    Расцвет народно-бытового песенного творчества пришелся на послевоенные годы. Одной из ведущих тем в этот период была тема борьбы за мир.

    Особая самостоятельная область народного музыкального творчества — русская инструментальная народная музыка. Она сопровождала у древних славян и военные походы, и массовые народные праздники, и события семейного быта. Скоморошьи ансамбли и военную музыку по праву считали зачатками первых оркестров русских народных инструментов. Организатором первого в России профессионального оркестра русских народных инструментов был В. Андреев.

    Обработки народных песен составили основу оперных арий и хоров известных русских композиторов: Н. Римского-Корсакова (опера «Снегурочка»: песни «Каледа-маледа», «Как за речкою да за быстрою», «Как не пава свет по двору ходит», хороводная игра «Просо»), М. Глинки (симфоническая фантазия: свадебная «Из-за гор, гор высоких», плясовая «Камаринская»), М. Мусоргского (опера «Хованщина»- песня «Исходила младешенька») [3, с. 60].

    с хоровой музыкой.

    Еще в глубокой древности появилось многоголосное пение. Большое развитие в XIV-XVI вв. получила церковная музыка. Параллельно с церковной развивалась светская музыка, создавались придворные хоры. В XVII в. возник кант — бытовая многоголосная песня.

    В XVIII в. расцвет русской хоровой музыки был связан с творчеством композиторов Д. Бортнянского и В. Березовского Традиции народного хорового искусства в дальнейшем нашли отражение в творчестве таких композиторов, как М. Глинка, П. Чайковский, С. Танеев и др.

    Значительное место занимает в операх хор, кроме того, хоровой коллектив является исполнителем кантат, ораторий, реквиемов.

    Кантата — многочастное вокально-симфоническое произведение торжественного или повествовательно-эпического характера. Первые русские кантаты появились в XVIII в. Расцвет российской отечественной кантаты был связан с творчеством Г1. Чайковского (кантата «Москва»), С.Танеева («Иоанн Дамаскин», «По прочтению псалма»), С. Рахманинова («Весна», «Колокола»).

    Традиции классиков продолжили композиторы С. Прокофьев, Д. Шостакович, Ю. Шапорин, Г. Свиридов.

    Оратория — многочастное вокально-симфоническое произведение для солистов, хора и оркестра — появилась на рубеже XVI-XVII вв., а первые русские оратории возникли в начале XIX в. Новое творческое воплощение они получили в музыке советских композиторов (Ю. Шапорин — оратория «Сказание о битве за Русскую землю», С.Прокофьев — «На страже мира», Д. Шостакович — «Песнь о лесах», Г. Свиридов — «Патетическая оратория»).

    Реквием — траурное хоровое произведение. Оно возникло как заупокойное католическое песнопение, но затем утратило обрядовый характер. В зарубежной музыке наиболее известны реквиемы В. Моцарта, Г. Берлиоза, Д. Верди. В отечественной музыке — это вокально-симфонические произведения, посвященные памяти народных героев (реквием Д. Кабалевского «Тем, кто погиб в борьбе с фашистами»).

    Следующая тема музыкального лектория знакомит младших школьников с камерной музыкой.

    Камерная музыка — это домашняя музыка (ит. camera — комната), камерные произведения — это произведения, написанные для небольшого числа исполнителен.

    Камерная музыка делится на две группы: вокальную и инструментальную. К вокальной относятся песни, романсы, арии, ариозо, ариетты, баллады.

    Романс — пьеса для голоса с инструментальным сопровождением Слово «романс» в переводе с испанского означает «романский», т.е. исполняемый на романском (испанском) языке. Всемирную известность получили романсы, написанные на русские тексты: А. Алябьева «Соловей», В. Варламова «Красный сарафан», А. Гурилева «Однозвучно гремит колокольчик», М. Глинки «Я помню чудное мгновенье», П. Чайковского «Средь шумного бала».

    Существуют романсы и без слов, их исполняет инструмент (скрипка, рояль или виолончель).

    Такие романсы есть у П. Чайковского, С. Рахманинова, Р. Глиэра.

    Ария в переводе с итальянского означает «песня». Это сольный номер в опере. Можно познакомить слушателей с популярными ариями «О поле, поле» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки и арией Онегина «Ужель та Самая Татьяна» из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского.

    Ариозо также является сольным номером в опере, но по размеру оно значительно меньше арии. Первую арию, с которой героиня выходила на сцену, в XIX в. называли каватиной. Арисгга — маленькая ария.

    Баллады — это песни повествовательного склада, в них рассказывалось о разных событиях, о рыцарских подвигах. С XIXв. к жанру баллады стали обращаться композиторы. Слушателям лектория доступны известные баллады Ф.Шуберта «Лесной царь», М.Глинки «Ночной смотр», Ю.Шапорина «На поле Куликовом», В.Соловьева-Седого «Баллада о солдате».

    К инструментальной камерной музыке относятся пьесы, прелюдии, сонаты, концерты, ноктюрны, вальсы.

    Пьесой называют музыкальное произведение небольшого размера, написанное обычно для фортепиано или скрипки.

    Прелюдии — небольшие пьесы, служащие вступлением к следующей пьесе. Это прелюдии и фуги И.-С.Баха. Но с XIXв. прелюдиями стали называть и самостоятельные пьесы. На занятиях лектория рекомендуется послушать прелюдии Ф.Шопена, А.Скрябина, С.Рахманинова, Д.Шостаковича, Д.Кабалевского.

    Ноктюрнами называют мечтательные пьесы, как бы навеянные образами ночи.

    Соната — произведение, написанное в трехчастной сонатной форме.

    Концерт — это произведение, написанное для солиста и оркестра.

    Вальс — популярный бальный танец XIX — XXвв,; разновидности вальса: вальс-бостон — медленный вальс, вальс-мазурка — быстрый, легкий, изящный.

    Как показывает практика работы школ, наилучших результатов в музыкальном воспитании младших школьников можно достичь при правильном сочетании уроков музыки с внеурочной деятельностью. Поэтому содержание лектория «Музыкальный калейдоскоп» тесно связано с содержанием урока музыки, дополняет их, способствует развитию интереса к изучению музыки [3, с. 61].

    Таким образом, для того чтобы сформировать духовно-нравственную, патриотическую, эстетическую личность учителю важно воспитывать музыкальные способности учащегося, эмоциональные представления, способствовать развитию музыкального кругозора, в этом поможет музыкальная внеурочная деятельность. Выбирая направление, педагог-руководитель должен следовать таким критериям, как воспитательная направленность, педагогическая целесообразность, соответствие возрастным особенностям младших школьников, небольшой объем, увлекательное содержание.

    Ведь именно младший школьный возраст благоприятен для развития духовной культуры учащегося. Поэтому важно не упустить время для интенсивного формирования этих важных качеств личности.

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: с изм. и доп. на 2011г. / Министерство образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 33с.

    2. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. -М.: Академия, 2004. — 327 с.

    3. Алимская, Л. Ф. Музыкальное воспитание во внеурочной деятельности [Текст] / Л. Ф. Алимская // Начальная школа. — 2014. — №11. — 96 с.

    4. Анохина, Г. В. Музыкальное воспитание во внеурочной деятельности [Текст] / Г. В. Анохина// Начальная школа. — 2014. — №11. — 96 с.

    5. Горина, Л. В. Теория и методика музыкального воспитания младших школьников [Текст]: учеб. пособие для студентов / Л. В. Горина, А. И. Чернышов. — Саратов.: СГУ им. Чернышевского, 2011. — 66с.

    6. Немов, Р. С. Психология [Текст] В 3 т. Т. 1. / Р. С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 586 с.

    7. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников [Текст] / М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова. — М.: Академия, 2001. — 362 с.

    8. Сметанова, А. А. История развития музыкального просвещения павлодарского прииртышья [Текст]: учеб. пособие / А. А. Сметанова. — Павлодар, 2006. — 155 с.

    9. Яфальян, А. Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / А. Ф. Яфальян. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 380 с.

    10. Академик [Электронный ресурс]. — М.: Советская Энцикл. [и др.], 1982. — Режим доступа: http://dic.academic.ru, свободный. — Загл. с экрана

    11. Виды музыкальной деятельности [Электронный ресурс] // Файловый архив для студентов. — Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1763820, свободный. — Загл. с экрана

    12. Влияние музыкального искусства на формирование личности ребенка [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. — Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/09/04/vliyanie-muzykalnogo-iskusstva-na-formirovanie-lichnosti-rebyonka, свободный. — Загл. с экрана

    13. Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки [Электронный ресурс] // Педагогика. — Режим доступа: https://www.kazedu.kz

    14. Система воспитания В. А. Сухомлинского [Электронный ресурс] // Учебно-методический кабинет. — Режим доступа: , свободный. — Загл. с экрана

    15. Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru, свободный. — Загл. с экрана