Юрий дмитриев путешествие на всю жизнь. рассуждение-размышление на морально-этическую тему Рассказ мой некрасивый друг

Текущая страница: 6 (всего у книги 12 страниц)

Почему лягушки холодные?

Лягушки всегда холодные. И всегда влажные, даже если они живут на суше. Лягушки дышат не только легкими, но и кожей. А для этого кожа должна быть свободной от какого-либо покрова. У лягушки действительно нет ни панциря, ни чешуи, ни волос. Но с другой стороны, это же очень опасно: такая кожа может высохнуть даже в тени, а уж на солнце лягушка высохла и погибла бы очень быстро. Но лягушки не гибнут. И спасает их жидкость, которую выделяют многочисленные железки, находящиеся на коже. Поэтому лягушка всегда мокрая. Поэтому она всегда и холодная: ведь влага постоянно испаряется, ну а всякое испарение с какой-либо поверхности, как известно, охлаждает эту поверхность. От испарения влаги температура лягушки делается ниже окружающего ее воздуха обычно на 2–3, иногда и на 8–9 градусов. Чем теплее воздух, тем больше испарений и тем холоднее лягушка.

Но если от высыхания лягушку спасает жидкость, выделяемая специальными железками, то что спасает ее от мух или комаров, от бесчисленных микробов, которые могут найти приют на незащищенной тонкой и нежной коже? Однако природа и тут позаботилась о лягушках – та же жидкость, которая спасает ее от высыхания, предохраняет ее и от укусов комаров и мошек. К тому же эта жидкость, как говорят ученые, содержит бактерицидные, то есть убивающие бактерии, вещества.

Свойство лягушек убивать микробы – еще одна тайна, еще одна загадка, на которую не найден ответ. Возможно, лягушки помогут людям сделать еще одно важное открытие. Ведь они уже не раз помогали ученым.

Но даже и без этого очень многим обязан человек лягушкам. Ведь лягушки – активные истребители насекомых, причем в основном насекомых, вредящих человеку.

Мой некрасивый друг

Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела на тропинке, большая, грузная, тяжело дышала, как человек, страдающий одышкой.

Я и раньше видел жаб, но разглядывать их мне как-то не приходилось – все было некогда, всегда я куда-нибудь торопился. А тогда я не спешил и, присев на корточки, стал разглядывать жабу.

Она не возражала. Во всяком случае, не делала попыток удрать. Я смотрел на жабу и вспоминал множество рассказов и легенд, которые окружают это животное. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, даже уродливы. Но чем больше я смотрел на жабу, тем больше убеждался, что это неправда, что она вовсе уж не такая уродливая. Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей. Но стоит ли судить по первому взгляду?

6 стр., 2957 слов

Моя любимая сказка Царевна-лягушка 5 класс

... произведения Композиция сказки «Царевна-лягушка» построена по традициям русских народных волшебных сказок. Здесь есть сказочная ... полжизни провел в теле лягушки? Это действительно праздник, праздник в честь ... Лягушка оказывается Василисой Премудрой, которая выполняет все задания царя, но Иван сжигает лягушечью кожу и ему приходиться спасать жену от Кощея Бессмертного… Анализ сказки Сюжет Сюжет сказки ...

И будто для того, чтоб я мог убедиться в своей правоте, произошла новая встреча с жабой.

Теперь эта встреча произошла не в лесу, а в дальней части нашего двора. Эту часть двора мы называли садом, потому что там росло несколько больших старых лип и тополей, а вдоль забора густо разрослись кусты сирени. Вот там, в этом саду, у большого трухлявого пня, я снова встретился с жабой. Конечно, это была не та жаба, которую я видел в лесу. Но мне почему-то хотелось, чтоб это была именно та самая, чтоб она каким-то образом попала из лесу к нам во двор. И теперь именно она живет тут. Потому что ей, как и мне, очень нравится и наш старый дом, и двор, почти весь заросший травой, и деревья, и сирень.

Нет, конечно, это была другая жаба. Но наверное, ей действительно нравился наш двор, недаром же она поселилась здесь.

Я часто наведывался к старому пеньку и иногда встречал там жабу. Она тихонечко сидела в маленькой ямке или в густой траве, прячась от горячих солнечных лучей. Лишь в пасмурные дни она была активна. Ночью же – я это точно знал – охотилась без устали, в любую погоду.

В библиотеке я взял несколько книг, где рассказывалось про жаб, ящериц, лягушек, и в одной из них прочитал, что жабу можно приручить. Достав мучных червей, я стал приходить к жабе с «подарками». Червей я насаживал на кончик тонкой лучинки и преподносил моей жабе. Но она почему-то не брала их. Сначала я удивлялся, а потом вспомнил, что жабы хватают только движущихся насекомых. Тогда я тихонечко покрутил палочку. Это тоже поначалу не производило впечатления. Но однажды… Нет, я не отвлекся – я смотрел на червя не спуская глаз. И все-таки не заметил, как он исчез. Я насадил на кончик лучинки еще одного червя. И с ним произошло то же самое. И с третьим, и с четвертым. Они исчезали, а жаба по-прежнему сидела неподвижно, будто и не она вовсе была виновницей исчезновения червей.

С этого дня я каждое утро в один и тот же час приходил к старому пеньку и в одном и том же месте находил мою жабу. Казалось, она поджидала меня.

Постепенно я стал укорачивать лучинку и довольно скоро укоротил настолько, что можно было заменить ее обыкновенной спичкой. И я уже был уверен: не так далеко время, когда жаба будет брать у меня еду прямо из рук.

Но как-то я опоздал на свидание и на обычном месте не нашел жабу. Я обошел пенек, ее нигде не было. Пошарил в траве – нет. И вдруг я увидел темный бесформенный комочек, уже облепленный мухами.

Кто это сделал?

Кто-то взял и убил мою жабу только потому, что она некрасивая!

Некрасивая… А я видел перед собой ее удивительные, золотые, с темными точечками глаза, большой беззубый рот, придававший ей какое-то очень доброе выражение, нежную кожицу на брюшке, трогательные, кажущиеся такими беспомощными, передние лапы, и мне казалось, что она была очень красива.

Почему же этого не видят другие? Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!

Жаба: вымыслы и действительность

Жабы и лягушки внешне похожи. Многие люди, редко встречающиеся с этими животными, даже путают их. Но если приглядеться, разницу увидеть легко. Лягушка – дневной житель, а жаба – ночной, поэтому у лягушек зрачок круглый, как у всех дневных животных, а у жабы – вертикальной формы, как у ночных.

10 стр., 4515 слов

Урок литературы «Лягушка путешественница»

... сказка пронизана такой лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие. 2. Слайд 7 . – изображение квакши, лягушки – голиафа, австралийской жабы. ... лягушку назвать хвастливой? Почему? 6. Закрепление изученного. 1. - Почему не состоялось путешествие Лягушки? Выбери правильный ответ. а) лягушки ... экологической чистоты в лесу. Лягушки, конечно же, ... Все черты характера у лягушки –хорошие. 3.Физкультминутка: ...

К глазам еще надо присматриваться, а ноги видны сразу. И по ногам можно сразу четко сказать, где лягушка, где жаба. У лягушки задние ноги длинные, сильные, мускулистые, передние же гораздо меньше. У жабы задние ноги не такие сильные и не такие длинные, но зато и передние не такие уж коротенькие. От строения ног зависит и движение. Поэтому жабы двигаются медленно, лягушки быстро, жабы делают лишь коротенькие скачки, а лягушки длинные.

Если посмотреть на спокойно сидящую лягушку и жабу, то и тут бросится в глаза разница: у лягушки голова как бы немного задрана вверх и все тело приподнято. Так удобнее ловить пролетающих насекомых. Жаба не только ловит пролетающих насекомых, но и хватает ползающих по земле. Поэтому тело ее как бы прижато, а голова чуть опущена.

Большинство людей к лягушкам и жабам относятся плохо. Если лягушек просто не любят («брр, мокрая, холодная!»), то жаб еще и боятся. У жабы дурная слава. Еще в древности, проклиная кого-нибудь, желали, чтобы на проклятого человека напали саранча, вредные мухи и жабы. Жабы не случайно зачислены во вредные и опасные, ведь «это животное совершенно холодное и влажное, все отравленное, ужасное, противное и вредное. Когда животное это дразнят, оно приходит в такой гнев, что если может, то брызгает на человека своими накожными выделениями или отравляет его своим ядовитым вредным дыханием. Съеденная жаба вызывает смерть, дыхание и взгляд ее также вредны, от них человек бледнеет и обезображивается». И это говорил не какой-то безграмотный человек. Это написал известный врач и биолог Конрад Геснер в 1551 году в своей знаменитой «Истории животных».

И нет ничего удивительного в том, что жабы издавна привлекали внимание разных жуликов и авантюристов. Одни варили из жаб различные снадобья, которые будто бы вылечивали от всяких болезней, другие закапывали жаб в землю, чтоб был урожай, третьи запихивали в рот больному сушеную жабу, чтоб прогнать лихорадку, четвертые изготовляли из жабы яд.

Сейчас, конечно, никто не верит, что сушеная жаба – лекарство или что взгляд ее опасен. Но в том, что жаба выделяет особую жидкость и на руках появляются бородавки, многие уверены.

Жаба действительно выделяет беловатую жидкость – у нее даже есть специальные железы на коже. Но никакого отношения к появлению бородавок эта жидкость не имеет – она вообще совершенно безвредна для человека. (Лишь попав в глаз, может вызвать неприятное ощущение.) Но эта жидкость делает мясо жабы несъедобным. И, один раз попробовав, хищник навсегда потеряет желание нападать на жаб. Это единственный способ защиты у жабы: ведь у нее нет ни острых клыков и когтей, чтоб постоять за себя, нет даже быстрых ног, чтоб убежать в случае опасности.

В лесу жаба сидит целыми днями где-нибудь под кустом или в неглубокой ямке под корнями деревьев. А едва стемнеет, выползает на охоту. И будет охотиться до утра. Сколько она за это время насекомых уничтожит, трудно сосчитать, даже если специально заняться этим: молниеносно выброшенный язык «хватает», то есть приклеивает насекомое и втягивает его в рот. Человеческий глаз не в состоянии заметить это действие, так как оно от начала и до конца продолжается 1 / 15 долю секунды.

8 стр., 3644 слов

Искусство первобытного человека

... до н.э.). Первобытное искусство возникло около 35-го тысячелетия до н.э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял ... тысячелетий. В реферате можно получить любопытнейшие сведения об искусстве того времени и данные о них. 1. Появление искусства В глубокой древности для искусства человек использовал подручные ...

Хорошо приспособлены для охоты и глаза жабы – она обращает внимание только на движущиеся предметы, да и то только на те, которые находятся на расстоянии не больше десяти сантиметров – на такое расстояние может «выбросить» свой язык жаба.

Жаба уничтожает мух, комаров, гусениц, слизней. И недаром еще издавна опытные огородники приносили из леса жаб и выпускали их на свои огороды. Они знали, что лучшего сторожа огородных вредителей не найти. И недаром в Англию, где очень мало жаб, их специально привозили из Франции и продавали за большие деньги, а в Париже еще сравнительно недавно существовал специальный рынок жаб!

Сейчас, когда человек научился бороться с вредителями при помощи химических препаратов, значение жаб, казалось бы, уменьшилось. Но это не совсем так: американские ученые подсчитали, что даже в тех местах, где проводится химическая обработка растений, одна жаба за лето сохраняет продуктов на 25 долларов. А сколько же пользы приносит она там, где в борьбе с вредителями человек не принимает участия?

В нашем лесу я чаще встречаю серую жабу. Но иногда встречаю и зеленую. И той и другой я всегда почтительно уступаю дорогу.

Обыкновенный тритон

Тритон обыкновенный – так он называется. И действительно, он очень обычен в нашей средней полосе, встречается почти повсюду, причем в довольно больших количествах. Пожалуй, из всех земноводных только остромордая да травянистая лягушки многочисленнее обыкновенного тритона. А ведь вроде бы непохоже: лягушек видишь всегда и всюду, а тритонов далеко не всегда увидишь в луже или небольшом пруду. Вот почему весной и в начале лета я стараюсь почаще бывать у «моей» лужи – тороплюсь понаблюдать за тритонами. Позже они выберутся из воды и начнут вести такой образ жизни, что и опытный человек не всегда отыщет их. Они будут днем прятаться в густых кустах или в покинутых норах грызунов, сидеть под упавшими деревьями или под кучами хвороста, и только ночью покидать свои убежища. Но ночью как же разглядеть его, маленького, сантиметров десять, зеленовато-буроватого, неприметного? Только весной и в начале лета, когда тритоны живут в воде, разглядеть их легко. Тем более что в это время они снимают свой скромный наряд и одеваются ярко. Особенно самцы. У них в это время появляется удивительное украшение – огромный гребень, тянущийся от затылка до конца хвоста. Гребень окрашен в оранжевые и голубые тона, отливает перламутром, и животное это похоже на какое-то фантастическое существо. Самочки, хоть и не имеют гребня, стараются не отставать от своих кавалеров, и когда они исполняют свой весенний брачный «танец», смотреть на них не только интересно, но и очень приятно.

Однако красота тритонов недолговечна: пройдет немного времени, самцы потускнеют, а их гребень исчезнет. Поблекнет окраска и самок. Но им уже не до красоты – они все в заботах о потомстве. В отличие от своих соседей по водоему – лягушек и жаб, тритоны довольно заботливые мамаши. Во всяком случае, свое будущее потомство стараются не только по возможности обезопасить, но и так устроить, чтобы, появившись на свет, оно не страдало от голода. Тритониха приклеивает икринки – каждую в отдельности – на листья подводных растений, а затем сворачивает или загибает эти листья, и икринки оказываются как бы между створками. А чтоб личинки, появившиеся недели через три из этих икринок, не голодали, пристраивает мамаша их довольно далеко друг от друга. Ведь тритоны – хищники, питаются мелкой живностью, появившись все сразу в одном месте (а их штук 150, но может быть и 500–700), быстро опустошат все вокруг. Поэтому мамаша обеспечивает каждой пусть маленький, пусть условный, но все-таки свой охотничий участочек. Личинка тритона уже на второй день жизни начинает усиленно питаться и довольно быстро расти: за два месяца она вырастет раз в 5–6 и к концу лета достигнет примерно сантиметров четырех. Это еще не взрослый тритон, хотя и мало чем отличается от взрослого. И так же, как взрослый, покинет личинка воду и отправится искать земное убежище. А весной вернется в водоем, подрастет и превратится в настоящего тритона – в очень полезное животное, уничтожающее большое количество личинок комаров.

Вот почему, когда я вижу «танцующих» в воде ярко разукрашенных весенних тритонов, я не только любуюсь ими, я радуюсь, что их много и будет еще больше.

Ящерица

Одно время нашим соседом по дому был удивительный человек, известный изобретатель. Мы, мальчишки, конечно, не знали, что он изобретает, но были уверены: какие-нибудь необыкновенные самолеты или, в крайнем случае, танки. Однако, при всем нашем уважении к изобретениям, мы считали нашего соседа большим чудаком, потому что вся его квартира была уставлена стеклянными ящиками, в которых жили самые разнообразные ящерицы.

Однажды мы случайно увидели, как наш сосед укладывал в холодильник длинные и плоские коробки. Коробки были необычные, укладывал их изобретатель очень осторожно, и мы сразу решили: он проводит какой-то опыт. Любопытству нашему не было границ. И так же безгранично было наше удивление и разочарование, когда мы узнали, что в коробках находились ящерицы. Оказывается, наш сосед уезжал в командировку и, чтоб не оставлять своих питомцев без присмотра – он жил один, – решил «заморозить» их.

В командировке изобретатель пробыл целый месяц, а когда вернулся, осторожно вынул коробки из холодильника, и скоро в стеклянных ящиках – террариумах – как ни в чем не бывало бегали серые и зеленые ящерицы. А изобретатель смотрел на них с нескрываемым удовольствием.

И тогда мы еще раз и окончательно убедились, что наш сосед большой чудак.

С тех пор прошло много лет, а я очень хорошо помню нашего соседа. Но теперь он мне уже не кажется чудаком. Не знаю, когда я впервые всерьез подумал о ящерицах, может быть, в то утро, когда узнал, что наш сосед «замораживает» их на время своего отъезда, может быть, потом, когда однажды в лесу увидел греющуюся на солнце ящерицу.

Я присел отдохнуть на поваленное ветром сухое дерево. Было очень тихо, солнце пробивалось сквозь ветви пучками, и там, где лучи падали на траву или кусты, я мог разглядеть каждую травинку, каждый листочек. Неподалеку торчал небольшой пенек. Он был ярко освещен. А посреди пенька, будто выточенная из металла искусным мастером, разукрашенная тонкой чеканкой, неподвижно лежала, греясь на солнце, ящерица.

С тех пор я много раз видел ящериц – и на воле, и в террариумах – и никогда не уставал любоваться ими. Но тогда я впервые так долго смотрел на ящерицу, смотрел, пока какое-то мое неосторожное движение не спугнуло ее. Я даже не успел заметить, куда она юркнула – в траву или под дерево. До чего же быстрая, прыткая!

Так и зовется она – ящерица прыткая.

Другая ящерица, которая так же часто встречается в наших лесах, более стройная, чешуйки у нее покрупнее, и она тоже очень проворна. Но если прыткая ящерица откладывает яички, из которых появляются маленькие ящерята, то эта рождает живых детенышей. Поэтому она и получила свое имя – живородящая. Детеныши у живородящей ящерицы – их обычно бывает 8-10 – появляются на свет почти совершенно черными. Несколько дней они сидят неподвижно в траве или трещинах почвы, а потом начинают самостоятельную жизнь.

Жизнь ящериц – и прыткой и живородящей – похожа. Разве что живородящая хорошо плавает, а прыткая нет. Зато норки прыткая делает гораздо глубже. В эти норки они забираются осенью (а некоторые просто залезают под опавшие листья или в мох) и засыпают до весны. (Такую «искусственную зиму» и делал ящерицам наш сосед, помещая их в холодильник.) Придет весна, появятся насекомые, и вылезут из своих норок ящерицы. Быстро начнут шнырять в траве, бегать по тропинкам, забираться на деревья в поисках добычи. У них хороший аппетит. Ящерицы – животные полезные, красивые, изящные, и многие люди любят их. Но, к сожалению, любят ящериц не все, некоторые просто равнодушны к ним, а некоторые не прочь половить их да помучить в коробке. Правда, поймать ящерицу нелегко – она ловкая, быстрая, да к тому же, схваченная за хвост, «отпускает» его.

Кстати, об этом знают почти все, но мало кто представляет, почему это происходит. Действительно, в чем же дело, может быть, он такой ломкий или так слабо прикреплен? Нет, хвост прикреплен вполне надежно – ученые проделали опыты: к хвосту мертвой ящерицы, которая весила девятнадцать граммов, стали прикреплять груз, постепенно увеличивая его. Хвост выдержал нагрузку почти в полкилограмма. Но может быть, у мертвой ящерицы такой прочный хвост, а у живой он прикреплен слабо? Или она «отпускает» его сама? Ни то, ни другое. Если осторожно взять живую ящерицу за хвостик, опустить ее вниз головой, она будет висеть на хвосте, хотя это ей, видимо, неприятно и она хотела бы вырваться. Но хвост отпустить она не может, а сам он не ломается. Значит, хвост не так уж слабо прикреплен.

В хвосте ящерицы позвонки. Посреди каждого позвонка хрящевая прослойка. Позвонки окружены сильными мускулами. Когда эти мускулы сокращаются, они как бы разламывают позвонок на две части, по этой прослойке. Но разламывают только тогда, когда ящерица почувствует боль. Значит, ящерица теряет хвост не «нарочно», не сознательно: ведь даже пойманная, но не испытывающая боли, она не отбрасывает его, хотя это необходимо сделать, чтоб спасти жизнь. И наоборот, хвост отрывается при малейшей боли, даже тогда, когда ей не грозит опасность. Но это бывает редко. Гораздо чаще хвост, вернее, его потеря, спасает ящерице жизнь.

Убегающую ящерицу хищник обычно хватает за хвост. Хвост, конечно, отрывается, но мускулы его еще некоторое время продолжают сокращаться, хвост шевелится, и хищник не сразу разберется, что ему досталось. А ящерица тем временем успеет убежать.

Потом у нее отрастет новый хвост. Но пока он отрастет, ящерица не сможет так быстро бегать, не сможет так ловко, как раньше, ловить насекомых. Плохо будет ящерке! Хвост ей очень нужен.

Безногая ящерица-веретеница

Веретено – небольшую, стесанную с двух сторон палочку, с помощью которой когда-то пряли в деревнях, – сейчас можно увидеть, пожалуй, только в музеях. А многие даже не знают, что это такое. Поэтому название «веретеница» кажется странным. А этот лесной житель действительно похож на веретено. Но людям, которые встречают веретеницу в лесу, некогда рассматривать ее или думать о названии: в лучшем случае они стараются уйти подальше. А те, кто «похрабрее», быстро хватают палки. Еще бы! Змея! Кто же еще ползает по лесу?

И если сказать, что по лесу ползает самая обыкновенная безобидная ящерица, люди очень удивятся и не поверят.

И тем не менее это так. Веретеница – ящерица. Отсутствие ног – единственное сходство ее со змеей. А в остальном – ничего общего. У нее есть веки, а у змеи их нет, чешуя у веретеницы не как у змеи и форма тела не змеиная. Наконец, веретеница, как и ящерица, «отпускает» хвост. И главное, как и всякая ящерица, она полезна, потому что питается гусеницами и слизнями. Медленно ползет веретеница, низко, к самой земле опустив голову. Встретила слизня, ухватила его своими беззубыми челюстями, помотала головой из стороны в сторону и – нет слизня. А веретеница поползла дальше. Увидела гусеницу. Посмотрела на нее с одной стороны, с другой, будто примериваясь, как ее лучше ухватить. Раз! И нет гусеницы. Так и ползает эта безногая ящерица по лесу. Может быть, не очень уж много уничтожит она гусениц и слизней за один день. Но ведь ползает веретеница не день, не два и даже не десять лет. Веретеница может прожить лет 30–40 и все эти годы будет добросовестно «трудиться». Если, конечно, кто-нибудь не примет за змею и не пустит в ход палку или камень… И не будет знать тот человек, что убил животное, которое не только укусить или ужалить – даже ущипнуть-то не может!

Мне кажется, что в произведении «Жаба», автор не просто пытается натолкнуть на мысль, он словно изливает душу в строках.

Возможно, что в некоторой степени, автор рассквзывает нам о своем печальном опыте. Позиционируя себя в качестве жабы, он рассказывает нам о тяжелой жизни изгоя, что ежедневно сталкивается с насмешками и издевательствами в свой адрес.

Мальчик в данном случае является представителем того самого жестокого общества, что подвергает несчастную жабу испытаниям. Выражая свою мысль через слова бабушки, автор стремится призвать человека к толерантности.

Рассмотреть можно и с другой стороны. Жаба представляет собой людей уродливых снаружи, но прекрасных внутри. Как часто люди судят человека по внешности, совершенно не задумываясь о том, что душа человека с обезображеным лицом может быть прекрасной, тогда как человек с красивым лицом, может быть уродливым изнутри. В этом случае автор стремится призвать людей ценить не внешность, а душу. Он пытается показать, что душа каждого живого существа является куда более важным становлением личности, нежели смазливая мордашка. Автор несет мысль о всепрощении, которая преподносится в сценке, когда жаба словно прощает мальчика за его поступок.

Он несет мысль о том, что даже подлый и жестокий человек способен меняться. Он учит нас давать второй шанс людям, относится к ним добрее и терпимее.

Так же автор говорит о сильной душе, что не взирая на поступок мальчика, не озлобилась, искренне простив его.

И, наконец, автор учит нас терпению. Он показывает нам, что злом на зло о вечать не стоит и донести ошибку человека можно не просто сказав в глаза, от чего он, вероятнее всего, пропустит мимо ушей, а путем воздействия на сознание. Бабушка показала мальчику, что если оценивать лишь по внешности, то в итоге можно загубить весь мир. «мира в войне не будет.» «посеев в мире жестокость, не встретишь милосердия»

Рецензия к рассказу «Жаба» Радия Погодина

Рецензии

Он несет мысль о том, что даже подлый и жестокий человек способен меняться. Он учит нас давать второй шанс людям, относится к ним добрее и терпимее.

Голод некогда не изменится, совсем не когда, а почему мне не пишем таких замечательных рецензий?

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Тема: «Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему». 7 класс

Цели:

Учащиеся должны:

  • Структуру типа речи рассуждения, его виды, алгоритм работы по написанию сочинения-рассуждения;
  • Отличие рассуждения-размышления от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения.

Уметь:

  • Писать сочинение рассуждение-размышление;
  • Анализировать готовый материал и самостоятельно отбирать материал на определенную тему;
  • Проводить словарную работу и анализ текста по плану;
  • Отбирать языковые средства для оформления сочинения;
  • Составлять план сочинения;
  • Работать коллективно и самостоятельно;

2. Развивающая:

  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Развитие всех видов речевой деятельности;
  • Расширять словарный запас.

3. Воспитательная:

  • Способствовать развитию интереса к предмету, учить внимательному и бережному отношению к языку;
  • Способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

Оборудование:

  • Компьютер;
  • Презентация;

Алгоритм построения сочинения – рассуждения ;

Схема « Виды рассуждений»;

  • Таблица «Основные языковые средства оформления рассуждения- размышления».

I. Организационный момент.

1 мин.

Организовать эффективное самоопределение учащихся к учебной деятельности: Включить учащихся в деятельность по выявлению готовности.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность рабочих мест, эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя. Проверяют рабочее место и наличие необходимых учебных принадлежностей

II. Актуализация знаний.

8 мин.

Актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности.

Даётся задание трём учащимся подготовить ответы-объяснения о видах рассуждения.

Что такое рассуждение?

Какие 3 типа рассуждения нам известны? (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление)

У кого возникли сложности?

Когда мы обращаемся к этому виду рассуждения — рассуждению-размышлению?

огда надо принять какое-то важное решение, ответить на волнующие нас вопросы: Как быть? Что делать? Как поступить?

Именно такие вопросы часто приходится решать в особых жизненных ситуациях.)

Работа с учебником.

Что мы узнали из учебника о строении рассуждения- размышления?

(Ответ подготовленного учащегося)

Какие ещё виды рассуждения бывают? Нам расскажут…

Какие языковые средства используются для оформления рассуждения – размышления?

Вопрос или цепь вопросов-раздумий. Риторические вопросы.

Или

Альтернативные вопросы (соединены союзом или).

Беседа с самим собой.

Выбор варианта ответа.

Использование языковых штампов для создания собственных рассуждений.

Учащиеся выбирают из представленных примеров наиболее уместные.

Размышление

III. Постановка проблемы

5 мин

Организовать коммуникативную деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Послушайте, определите тему дальнейшего разговора.

О чем мы будем размышлять?

Слово учителя. Чтение текста учебника «Мой некрасивый друг» (стр. 103)

Соответствует ли название фрагмента его содержанию? Найдите в тексте доказательства своей точки зрения.

Подумайте, что произошло в тот вечер, когда рассказчик опоздал на свидание?

Устно закончите рассказ с условием, что в концовке должно присутствовать повествование с элементами описания и рассуждения.

Прослушивание ответов детей.

Чтение окончания рассказа (учебник стр. 104)

Работа по вопросам.

Предвидели ли вы такой поворот событий?

Какова тема данного рассказа? – тема дружбы

Определяют тему.

Какую проблему поднимает автор в своём рассказе? (Проблему жестокого отношения к животным, проблему бездуховности человека, проблему понятия красоты…)

IV Усвоение новых знаний и способов действий.

15 мин

Обеспечить восприятие, осмысление учащимися изучаемого материала.

Что вы знаете о дружбе? Что такое дружба?

Работа с текстом и его анализ.

Как вы думаете, почему в рассказе такой трагический финал?

Какова основная мысль текста?

Прочитайте ключевое предложение.

Дайте понятия слов дружба, друг (работа с Толковым словарём или Интернет-источником).

Дайте понятия слова красота (работа с Толковым словарём или Интернет-источником).

Учащиеся предлагают свои варианты толкования слова через подбор синонимов.

Учащиеся-эксперты проводят словарную работу, дают этимологию слов, составляет с ними словосочетания.

Выполняют словарную работу. Делают записи в тетради.

Друг –

Дружба –

Красивый –

В ходе анализа текста верно определяют тему, основную мысль текста, отвечая на вопросы, формируют представление о понятии друг, дружба, красота.

Составим словосочетания с данными словами.

Лучший друг, найти друга, Крепкая дружба, уметь дружить, Очень красивый

Какие языковые средства помогают автору выразить своё отношение к событию и дать ему оценку? (работа с текстом учебника)

Ответы учащихся.

V. Первичное закрепление.

10 мин

Отработка и закрепление новых знаний, способов действий.

Сталкивались ли вы с подобными случаями в жизни, в художественной литературе? Примеры, когда чей-то друг очень не нравился другому человеку? (Тургенев «Муму»)

Сегодня я прошу вас тоже поразмышлять и ответить на вопросы: «Что такое дружба?», «Верно ли понятие «некрасивый друг»?»

Отработка умения написания сочинения-рассуждения-размышления

1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления(из названия текста + дать определения слова «друг», связав его с понятием «красота» и «дружба»;

2 абзац – аргумент из исходного текста (о герое рассказа и его отношениях с жабой, доказав, что надо уметь видеть красоту);

3 абзац – аргумент из жизненного опыта или из литературного произведения (например, рассказ И.С.Тургенева «Муму»);

4 абзац – вывод.

Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать новую информацию

Работа с текстом

1. Оформим первый аргумент. Обратимся к тексту.

2. Чтение текста. Как соотносится текст с нашей темой?

Подбери материал для первого аргумента:

  • найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;

помни, что надо объяснить, как проявляется дружба в конкретном случае, важна ли при этом красота друга, может ли друг быть некрасивым;

  • необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;

Оформление 1 аргумента, Аргумент 1:, Оформление 2 аргумента, Введение 2-го аргумента

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

  • жизненная история, произошедшая с тобой;
  • жизненная история, произошедшая с твоим другом;

— жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать (вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;

запиши свои воспоминания, но обрати внимание на то, что это должен быть не только пересказ, но и анализ;

обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте.

Аргумент 2:

Вывод

Рассказывая о дружбе, авторы пытаются нас убедить в том, что …. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: дружба – это…. Вернуться к высказываниям о красоте. Человек должен быть добрым по отношению «к братьям нашим меньшим», отношением к животным проявляется его право на звание человека.

Составим план нашего сочинения., Какой тезис мы используем?, Какие аргументы используем?, Какой вывод мы с вами сегодня можем сделать?

VI. Закрепление. Творческая работа.

Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для творческой работы по новому материалу, осмысления изученного материала, глубины его понимания.

О чем вас заставила задуматься тема нашего сегодняшнего урока?, Что вы знаете?, Что вы умеете?

VII. Рефлексия деятельности.

2 мин

Если она вас тронула, и у вас возникло желание выразить свои размышления, то я прошу вас оценить степень усвоения темы.

Индивидуально выражают степень интереса к теме, определяют уровень ее усвоения, выставляя себе оценку, определяя ступень пирамиды.

Определяют индивидуальный уровень овладения темой., Домашнее задание:, Приложения к уроку, Приложение № 1, Схема « Виды рассуждений», Рассуждение, Рассуждение-объяснение / Рассуждение – доказательство / Рассуждение — размышление., Приложение № 2, Схема для самоконтроля и взаимоконтроля., Приложение № 3, Алгоритм., Строение текста типа рассуждения., Приложение № 4, Языковые средства для оформления сочинения -рассуждения

Виды рассуждения

Вводные слова,

наречия

Союзы

Речевые обороты, Доказательство

Во-первых, во-вторых, следовательно, итак, таким образом, поэтому, потому, тогда, например.

Поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если

Из этого следует, что…;

  • отсюда заключаем, что…;
  • из чего вытекает, что…;
  • это позволяет предположить, что…;
  • предположим, что…;
  • допустим, что…;
  • доказательством служит…;

об этом свидетельствует…

Объяснение

Например, таким образом, поэтому

Так как, потому что, благодаря тому что, поскольку

Причина состоит в следующем…;

  • укажем на причины…;
  • это объясняется тем, что…;
  • это зависит от …;
  • это связано с тем, что…;

это является следствием того, что…

Размышление

По-моему, по моему мнению, по моему убеждению, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно, поэтому, потому, отсюда, таким образом

Поскольку, так как, так что, если, хотя, несмотря на то, что

Я полагаю, что…; попробуем сравнить…; попытаемся разобраться…; причина состоит в том, что…; это можно объяснить тем, что…; всё зависит от того, что…; это позволяет предположить, что…; получается, что…; предположим, что…; допустим, что…; мне близка мысль о том, что…; я согласна с тем, что…; некоторые сомнения у меня возникают, когда…;я могу с уверенностью сказать (утверждать), что…; я убеждён, что…; мне хочется сделать вывод о том, что…

Приложение №5

(Сообщение учащегося об Александре Матросове

Родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск).

Рано лишился родителей. 5 лет воспитывался в Ивановском и Мелекесском детских домах в Ульяновской области. В ноябре 1942 года Александр пошел добровольцем на фронт и был зачислен рядовым в 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии. Его письма в детский дом были полны неподдельного патриотизма: «Шести лет я лишился родителей, но у нас, в Советском государстве, позаботились обо мне. И сейчас, когда Родина в опасности, я хочу защищать ее с оружием в руках». Вот так честный парень полный патриотизма попадет на передовую, где ему суждено погибнуть в первом же бою. Звание Героя Советского Союза Александру Матвеевичу Матросову посмертно присвоено 19 июня 1943 года. Награждён орденом Ленина (посмертно).

Похоронен в городе Великие Луки.

Памятники Герою установлены в городах Уфе, Великих Луках, Ульяновске. Имя Александра Матросова носит детский парк в центре Ульяновска, детский кинотеатр в городе Уфе и улица, открыт мемориальный музей А.М. Матросова в Уфимском юридическом институте МВД РФ.

Приложение № 6

«Гвардейцы не знали страха в бою, но взять дзот не удалось. Три автоматчика, которые пытались поближе подползти к дзоту, пали смертью храбрых. Тогда поднялся связной командира роты комсомолец гвардии рядовой Александр Матросов.

Я пойду! — сказал он решительно.

Старший лейтенант Артюхов, командир роты, пристально посмотрел на воина, обнял его и коротко сказал:

Иди.

И гвардеец с автоматом, с гранатами стал пробиваться к проклятому дзоту, который мешал батальону, родной роте, товарищам продвигаться вперед. Умелый воин, он знал, что в бою дорога каждая секунда. Матросов напрягал все свои силы, чтобы быстрее подобраться к дзоту. Но что это? Его заметили. Пули стали решетить снег то впереди него, то позади. Двигаться было опасно. Но, как только струя пулеметного огня отводилась в сторону, Александр продолжал ползти вперед.

Вот уже близко и вражеская огневая точка. Одну за другой гвардеец бросил две гранаты. Они разорвались у самого дзота. Пользуясь заминкой врага. Матросов поднялся и сделал прыжок вперед. Но опять из амбразуры показались вспышки выстрелов. Пришлось залечь. Гранат больше не было. И патронов совсем немного осталось в диске. Прошла еще минута. Матросов вскинул автомат и дал по амбразуре очередь. Там, в дзоте, что-то взорвалось. Вражеский пулемет смолк. И вот Александр поднялся во весь рост, вскинул над головой автомат и крикнул что было сил своим товарищам:

Вперед!

Как один встали наши солдаты с заснеженной земли и ринулись вперед. Но тут же они вынуждены были залечь, так как вновь ожила вражеская огневая точка. И тогда Матросов рванулся вперед и грудью своей, сердцем своим припал к черной амбразуре. Великий подвиг гвардейца послужил сигналом к атаке. Путь вперед был открыт. Быстро покончили и с дзотом. А еще через несколько минут была взята и деревня Чернушки. Вскоре над этой маленькой деревушкой был водружен флаг страны, за свободу, славу и честь которой отдал свою жизнь комсомолец Александр Матросов.

Боевые друзья стояли рядом с дзотом, на снегу, у которого алела под солнцем кровь их товарища комсомольца-гвардейца Саши Матросова. У солдата из кармана достали комсомольский билет. Простым карандашом написали на нем: «Лег на огневую точку противника и заглушил ее.»

Приложение № 7

План.

1 Подвиг самопожертвования А. Матросова.

2 Героизм Дмитрия Разумовского.

3 (собственный пример)

Приложение № 8

V. Приложения

  1. Введение.

С детства люблю читать сказки о «братьях наших меньших». Животные в сказках самые разные: Волк и семеро Козлят, Сивка-Бурка и Конёк-Горбунок, Серая Шейка и Курочка Ряба, Царевна-лягушка и Лягушка-путешественница. И все они напоминают разных людей. Мне стало интересно: почему положительная героиня превращается в царевну, а отрицательный персонаж становится безобразной жабой? Почему люди не любят жабу?

Я решил найти ответы на эти вопросы.

Цель исследовательской работы : обосновать необходимость судить о человеке не по внешнему виду, а чертам характера и поступкам.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

  • Проанализировать информацию о реальной жизни жабы;
  • На основе анализа легенд и поверий определить, почему в народе не любят жабу;
  • Выяснить, какова символика жабы у разных народов;
  • Подобрать тексты сказок о жабе и сопоставить их с целью выявления авторской позиции;
  • Через погружение в текст определить нравственную проблему текстов и осмыслить понятие внешней и внутренней красоты человека.

Гипотеза исследования : если судить о животных только по внешности, то можно не заметить, что и за внешней непривлекательностыо человека может скрываться внутренняя красота.

Актуальность темы я вижу в том, что не только среди животных, но и в мире людей судят об окружающих только но внешнему виду.

Данная исследовательская работа ориентирована на изучение соответствующей литературы, сбора, сравнения, систематизации информации и анализа полученных результатов.

В работе представлены результаты исследования различных источников по характеристике жабы и причин неприятия людьми этого представителя земноводных; дан сравнительный анализ текстов художественных произведений с точки зрения внешней непривлекательности и внутренней красоты героини; выявлен

метафорический смысл сказок; проведена аналогия между миром животных и миром людей и доказано, что судить о человеке нужно не по внешности, а по поступкам и чертам характера.

Методы исследования:

  • Теоретические (анализ и синтез);
  • Эмпирические (сравнение текстов);
  • Математические (статистическая обработка анкет).

  1. Основная часть.
  1. Жаба как она есть.

В этой части работы я изучал особенности жабы как представителя класса амфибий.

«Amphi» по-гречески — двойной, «bios» — жизнь. Из этих двух слов и слагается

название целого класса позвоночных животных амфибий, или земноводных, как

они называются на русском языке. Оба названия подчеркивают, что животные этого класса ведут двойной образ жизни, тесно связанный как с водной средой, так и с сушей.

Ознакомившись с дополнительной литературой, я узнал, что жабы обитают почти во всех частях мира, кроме Арктики. Существует более 400 видов жаб [ 1 ].

Чем отличается жаба oт лягушки? У большинства настоящих жаб тело шире и площе, а кожа темнее и суше, чем у большинства лягушек. Обычно настоящие жабы покрыты бугорками, а у настоящих лягушек кожа гладкая. В отличие от большинства настоящих лягушек, большая часть настоящих жаб живет на суше. Взрослые жабы идут к воде только для размножения. У большинства лягушек зубы только на верхней челюсти. У жаб вообще нет зубов. Поэтому обе проглатывают свою добычу целиком.

Жабы меньше, чем лягушки, зависят от влаги. Этому способствует не только устойчивая к пересыханию кожа, но и способность жаб запасать воду в брюшной полости. Стоит только взять в руки испуганную жабу, как она «выстреливает» струей запасенной воды, надеясь отпугнугь врага. Ещё одна черта, выгодно отличающая жаб от лягушек, — спокойное, флегматичное поведение. В отличие от лягушек, жабы ведут малоподвижный образ жизни, если лягушки прыгают, то жабы, скорее, ползают по земле[ 8 ].

Вопреки недоброй молве, жаба — безобиднейшее создание для всех, кроме комаров, слизней, гусениц и других беспозвоночных вредителей наших садов и огородов. Единственная защита этого медлительного и кроткого существа — выделение беловатой жидкости на коже, ядовитой для мелких животных и бактерий. Эта жидкость порой спасает жаб от нападения мелких хищников, а главное, препятствует потере влаги в условиях сухости.

Многие считают, что нет ничего противнее большой, серой, плоской жабы, с толстым, раздутым животом, с холодным телом. Я задумался: почему жаба так безобразна? Продолжив работу с информацией, выяснил, что жаба неспроста так безобразна с виду: ее безобразие служит ей зашитой; хорошей зашитой служит жабе и её землистый цвет, он хорошо сливается с землёй и серыми камнями, под которыми жабы охотно прячутся. Крепкие лапки с длинными, широко расставленными пальцами

служат жабе хорошей опорой для ее грузного тела. Жаба не так уж дурно приспособлена для своей ночной жизни: ее глаза отлично видят в темноте [ 8 ].

]. Жаба питается только живой добычей: мертвой, как бы голодна она ни была, она есть не станет.

Жабы — хорошие охотники. Охотятся они ночью на комаров, мух, слизней, червей. Охотничье приспособление у них — язык. Трудно проследить, как молниеносно выброшенный язык хватает, то есть приклеивает насекомое и втягивает его в рот. Тем самым жабы не допускают, чтобы эти существа размножались сверх меры.

Таким образом, изучив информацию, я пришёл к выводу, что жабы — «весьма полезное семейство» [

  1. Почему не любят жабу?

Познакомившись с необходимой информацией, я узнал, что характерная

особенность всех амфибий – отсутствие плотных кожных покровов, лишь у

некоторых видов кожа несколько утолщенная, ороговевшая, но и она без всякой теплой «одежки». В прошлом земноводных даже в научной классификации называли «голые гады». С первым нельзя не согласиться, действительно голые, но со вторым – нет. Кто такие гады? Энциклопедически — общее распространенное название земноводных и пресмыкающихся животных. А в народном толковании, по объяснению в толковом словаре В.И. Даля, к гадкому относится всё, что противно, крайне неприятно, что мерзко и вызывает отрицательные эмоции [ 3 ].

В самом деле, почему жаба и другие земноводные нередко называются гадами и

в наш просвещённый век? Я убеждён в том, что только по причинам незнания их

биологии, предвзятости, основанной на бытующих суевериях, и самовнушении этой гадливости.

Жабы, эти загадочные «дети ночи», за много лет сосуществования с человечеством снискали дурную славу [ 8 ]. До настоящею времени люди относятся к этим безвредным и даже очень полезным существам с незаслуженной агрессией. И причиной такого негативного отношения послужила странная внешность животных, которая и привела к появлению многих безосновательных суеверий.

  1. Легенды и суеверия о жабе.

], я выяснил, что именно шероховатая,

покрытая бугорками кожа жабы помогла сложиться поверью, будто от прикосновения

к ней могут появиться бородавки. «Бородавчатость» кожи жаб вообще не болезнь, а не что иное, как особенность строения кожи — это железы, выделяющие специальный секрет, который не только увлажняет кожу, но и обладает антибактериальными свойствами.

Если собрать все легенды, поверья и предрассудки о жабах и лягушках, то их можно условно разбить на 4 группы. В первой говорится о жабах, как орудиях колдовства. Во второй они — оборотни красавца царевича или царевны. Третью составляет большинство легенд, где жабы борются со змеями. В четвёртую входят рассказы о жабах и лягушках, как благородных животных. За оказанную

услугу они показывают путь, переносят через реку, дают дельный совет, помогают прекрасной девице.

Жаба издавна окутана мрачными легендами. Она была непременной составляющей магических зелий и ведьминых настоев. Первое упоминание о жабе, как относящейся к тёмным силам, было найдено в Персии в 600 году до н.э. Великий шах издал указ убивать всех увиденных жаб.

В тёмные времена инквизиции было придумано множество нелепиц и глупостей. Например, считалось, что на гербе Сатаны размещено изображение трех жаб. Чаще всего в жабах видели обращенных ведьм [ 7 ].

Итак, в легендах и народных поверьях жаба — это маленькое, всеми презираемое земноводное.

  1. Символика жабы у разных народов.

], я изучил символику жабы у разных народов. Оказалось, что жаба в

В некоторых славянских мифах — лягушки и жабы выступают как покровители семейного очага [

считается, что жабы могут служить символом супружеской любви, как целующиеся голуби. Во

В некоторых районах

предупреждает человека о приближении змеи, помогает в лихорадке. Жаба человеку полбрата — ее убивать нельзя, говорят в Эстонии.

Китайцы считают, что «жаба — учитель конфуцианской премудрости». Практически во всей Южной и Северной Америке жаба и лягушка — дети воды и

символ водяного духа, помогающего возделывать маис и очищающего источник, где обитает. В

Таким образом, исследовав информацию о символике жабы у разных народов, я пришёл к выводу: вопреки поверьям и предрассудкам, жаба является положительным символом. Значит, это бедное маленькое творение терпит отовсюду гонения понапрасну.

  1. Результаты анкетирования одноклассников.

Чтобы выяснить отношение к жабе, я провёл анкетирование одноклассников. В опросе приняли участие 20 учащихся 6а класса МОУ «СОШ №12» г. Воркуты (вопросы анкеты — приложение №1 ).

Анкетирование показало, что 19 человек (95%) представляют себе жабу «огромной, толстой, скользкой, мокрой, грязной, в бородавках, с большими глазами». Только 1 школьник (5%) определил жабу как «милое серое создание, на ощупь скользкое». 50% опрошенных считают жабу полезной («питается насекомыми»), остальные понимают и вред, и пользу земноводного. На 12 человек (60%) жаба производит неприятное впечатление , так как она «мерзкая, противная, скользкая».

8 учащихся (40%) объяснили свою неприязнь тем, что «она некрасивая». Двум школьникам (10%) жаба нравится («смешная, толстенькая, прикольная»).

Только

1 ученик (5%) объяснил своё отношение к жабе так: «Жаба по виду некрасивая и неприятная, но она умная».

Таким образом, анкетирование показало в основном отрицательное отношение к жабе. Главная причина неприязни состоит в том, что школьники, зная о пользе жабы для окружающей природы, судят о земноводном только по внешнему виду.

  1. Жаба в художественной литературе.
  2. [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/rassujdenie-moy-nekrasivyiy-drug/

Получив информацию, я задумался, почему такое различное восприятие жабы: отрицательное в представлениях людей и положительное в символике разных народов? Ответ на этот вопрос попробовал найти в произведениях художественной литературы.

  1. Подбор произведений с жабой в роли главной героини.

Как выяснилось, и в литературе за жабой тоже закрепилась дурная слава: лягушка всегда превращается в принцессу, а с жабой всё гораздо сложнее. Такое случилось не без участия, надо сказать, некоторых писателей, таких как В. Гаршин («Сказка о Жабе и розе»), Г.Х. Андерсен («Дюймовочка», «Жаба») и др.

Я решил узнать, есть ли произведения, в которых жаба является положительной героиней. Для этого подобрал сказки нескольких авторов, выявил их тему и идею, сравнил эти произведения по определённым критериям и попытался объяснить метафорический смысл сказок о животных.

«Почему вы не любите жабу?» (автор Ф. Кривин)(текст –

  1. Сравнительный анализ авторских сказок о жабе.

В данной части работы я изучал изображение жабы в сказках разных авторов.

Сначала выяснил тематику произведений. Сказка Юрия Дмитриева повествует о том, как герой-рассказчик подружился с жабой, а кто-то убил её, потому что она некрасивая. Сказка Феликса Кривина дает ответ на вопрос, обозначенный в заглавии: стоит только полюбить жабу, и все увидят, какая она хорошая. В сказке Бориса Заходера говорится о «хорошей и полезной» Серой Звездочке, которую любят добрые обитатели сада и которую злые называют «неуклюжей и некрасивой жабой».

Определив тематику текстов, чтобы выяснить их идеи, я попытался сопоставить сказки, используя метод сравнения. Тексты сравнивал по 7 критериям: название, жанр, внешность, поступки, черты характера главной героини, отношение к ней окружающих и позиция автора.

В сказке Юрия Дмитриева «Мой некрасивый друг» мы видим жабу такой, какой она представляется всем («большая, грузная, тяжело дышала, как человек с отдышкой») и такой, какой её видит рассказчик («удивительные золотые, с тёмными точечками глаза, большой беззубый рот, придававший ей какое-то доброе выражение»), но даже во всеобщем взгляде на жабу заметно сочувствие («тяжело дышала…») [ 4 ]. Феликс Кривин в сказке «Почему вы не любите жабу?» даёт описание жабы без особых эмоций («…ноги коротковаты, настоящей прыгучести нет, неуклюжа, черты не из тех, которыми приятно любоваться») и делает вывод: «Конечно, не красавица» [ 6 ]. В описании внешности главной героини сказки Бориса Заходера «Серая Звездочка» сочетается «некрасивость» («некрасивая, неуклюжая от неё пахло чесноком», бородавки) и привлекательность («совсем маленькая, напоминает звёздочку, серые лучистые глаза») [ 5 ].

Поступки жабы в сказках Б. Заходера и Ф.Кривина схожи: «…появляется только по ночам, делает полезное, доброе дело». Ю. Дмитриев показывает, скорее, не поступки, а действия жабы: «…сидела на тропинке и смотрела на меня, не пыталась удрать» [ 4 ].

В изображении Ф. Кривина героиня застенчивая, миролюбивая, ценит доброе отношение и очень стесняется своей внешности. По мнению Б. Заходера, Серая Звёздочка добрая, хорошая, «очень-очень скромная», у неё чистая совесть. Ю. Дмитриев показывает не черты характера жабы, а её чувства, ощущения («чувствовала, что ничего плохого я ей не сделаю») [ 4 ].

Отношение окружающих к героине Ю. Дмитриев определяет однозначно:

«некрасивая», хотя мнение рассказчика иное: «Мне она казалась очень красивой» [ 4 ].

Ф. Кривин не пишет открыто, как относятся к жабе, а задаётся вопросом: «Неужели жабу нельзя полюбить?» Отношение к Серой Звёздочке у Б. Заходера проявляется по- разному в зависимости от окружающих: положительные герои (Деревья, Кусты, Цветы) очень любили её, называли ласковыми именами, благодарили и хвалили на все лады; а отрицательные персонажи (Очень Глупый Мальчишка, Гусеницы, Слизняки) не только называют героиню «противной», «ядовитой жабой», «мерзкой вредной злючкой», «гадиной», но ещё и призывают: «Бей жабу! Бей уродину!» [ 5 ].

ит ли судить по первому взгляду?» (Ю. Дмитриев) [

Авторская позиция нашла отражение и в названиях произведений. Ю. Дмитриев даёт утверждение («Мой некрасивый друг»), где ключевое слово — друг, то есть тот, кого ни на какие крас о ты и богатства не променяешь. Ф. Кривин обозначил название сказки вопросом («Почему вы не любите жабу?»), ответ на который очевиден, а ключевое слово — любить, то есть испытывать сильную привязанность, желать добра, болеть за любимого сердцем [ 3 ].

В сказке Б. Заходера позиция автора скрыта, ведь писатель выражает своё мнение словами Ученого Скворца: «Для всех твоих друзей ты была и будешь милой Серой Звёздочкой» [ 5 ]. Судя по поступкам и качествам характера, Серая Звёздочка — красавица, потому что она добрая, хорошая, скромная и полезная. И хоть Очень Глупый Мальчишка назвал её «противной жабой», дело, говоря словами Учёного Скворца, не в названии. Ведь название — это обозначение, наименование чего-то, а имя — это то, что зовёт нас, обращает наше внимание и берёт нас с собой [ 11 ]. Имя даётся для того, чтобы отличить людей или животных друг от друга. В сказке Б. Заходера Очень Глупый Мальчик желает убить Серую Звёздочку за то, что она «жаба», то есть за некое общее родовое название . Чтобы показать неправильность, несправедливость такой логики, автор выключает слово «жаба» из системы сказочных имён. «Серая Звёздочка» — это имя. И «Бабочка Крапивница» — имя. Даже «Очень Глупый Мальчишка» — имя (так подчёркивается его единичность).

А вот «жаба» — не имя. Это, образно говоря, «национальность». Потому, наверное, Борис Заходер озаглавил свою сказку по имени главной героини («Серая Звёздочка»), а не по «национальности» (родовому названию земноводного).

Результаты сравнения сказок я оформил в таблицу (сравнительная таблица

Таким образом, сопоставив сказки Ю. Дмитриева, Ф. Кривина и Б. Заходера, я понял, что каждому автору жаба действительно симпатична, более того, каждый сумел увидеть в ней красоту и не только оценить внешнюю привлекательность, но и, так сказать, заглянуть жабе в душу. Кроме того, я пришёл к выводу, что каждая сказка раскрывает перед нами мир, в котором обманчивость внешнего вида часто противоречит той пользе, которую приносит в мир скрытое в этой оболочке живое существо.

  1. Выяснение основных идей в анализируемых произведениях

Выявление авторской позиции в сравнительном анализе сказок помогло мне определить идею каждого произведения, то есть его основную мысль. Из уроков русского языка и литературы я знаю, что основная мысль текста – это то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего написан.

Сказка Феликса Кривина учит тому, что можно любить не только за внешность, потому что «…есть ведь и другие хорошие качества» [ 6 ]. Сказка Юрия Дмитриева написана ради того, чтобы мы поняли: с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей, но «стоит ли судить по первому взгляду?»[ 4 ]. Автор смог разглядеть в жабе красоту, и горечь звучит в вопросе: «Почему этого не видят другие?» [ 4 ].

]. Это настоящий друг обитателей сада, а друзей любят не за красоту.

Итак, чтобы подытожить выявление основных идей произведений, хочу привести цитату из сказки Ф.Кривина: «… от излишней застенчивости Жаба так миролюбива и так ценит доброе отношение. Это называют чувством неполноценности, но ведь это как раз настоящая полноценность: добрый характер, способный на добрые дела» [ 6 ].

Таким образом, я пришёл к выводу: все сказки написаны ради того, чтобы показать главное в образе Жабы – «добрый характер, способный на добрые дела».

  1. Определение метафорического смысла сказок о жабе.

Владея материалом об изображении жабы в художественных произведениях, я

предположил, что и в мире людей бывает подобное. Ведь перед нами сказки о животных — очень древний вид народного эпоса. И хотя в работе рассматривались авторские сказки, писатели тоже использовали образы животного мира, наделяя зверей качествами, свойственными людям, уподобляли животных человеку. В описании жаб у всех писателей меня привлекает то, что авторы сравнивают их с людьми. Читаешь о жабе, а будто видишь человека. Беря за основу научный факт из зоологии, писатели подводят под нравственное, то есть человеческое обобщение. Данная информация позволила мне осмыслить понятие внешней и внутренней красоты человека.

  1. Вывод — осмысление понятий внешней и внутренней красоты.

Все проанализированные сказки имеют много достоинств, но мне кажется, важнее всего то, что заставляет человека переживать за героиню — жабу – и отождествляться с ней. Ведь каждый ребёнок (да и взрослый тоже!) пopoй

чувствует себя существом, привыкшим к любви близких, но однажды вдруг открывающим возможность другого, неприязненного взгляда на себя: для одних ты — звёздочка, любимая Серая Звёздочка, а для других — отвратительная жаба! Это открытие всегда исполнено драматизма. И не случайно я вспомнил именно сказку «Серая Звёздочка». Ведь это произведение Бориса Заходера входит в цикл «Сказки для людей». Вот что написал в предисловии к циклу автор: «…эти сказки рассказывают сами звери, и рассказывают их людям. Всем людям — и взрослым, и детям. Звери ведь очень уважают людей, считают, что они сильнее и умнее всех на свете. И xотят, чтобы люди относились к ним хорошо… Чтобы были к ним добрее…» [ 5 ]. Я уверен, что и произведения Юрия Дмитриева и Феликса Кривина – тоже сказки для людей . Только и людям нужно быть добрее друг к другу. Не надо забывать: все мы немножко жабы!

  1. Заключение.

Природа создала много удивительного: прекрасного и безобразного. Порой за непривлекательным обликом животного не видишь его безобидности и полезности. И в мире людей нельзя судить только по внешности — она бывает обманчива: нередко за уродством скрывается прекрасная душа, а за красотой — коварство. В этом меня убедило исследование данной проблемы и на примере реальной жизни жабы, и на примере художественных текстов.

Новизна моей работы состоит в том, что подобного исследования в нашей школе не было., Практическая значимость работы заключается в том, что данный материал

можно использовать для расширения кругозора учащихся при проведении недели

литературы в школе и для учителей литературы при проведении уроков по теме

«Сказки о животных» и уроков развития речи по теме «Красота внешняя и внутренняя».

Выполнение данной работы позволило мне развить навыки работы с

дополнительной литературой, умение самостоятельно добывать необходимую

информацию, анализировать и сравнивать её.

В работе была сделана попытка не только определить нравственную проблематику сказок о жабе, но и осмыслить понятие внешней и внутренней красоты человека.

Выполняя данную работу, я убедился в том, что судить о людях нужно не по внешности, а по характеру и поступкам.

  1. Список использованных источников.
  2. [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/rassujdenie-moy-nekrasivyiy-drug/

  1. Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о змеях, крокодилах, черепахах, лягушках, рыбах. М., 1974
  2. Брем А. Жизнь животных. Земноводные и пресмыкающиеся. М., ЭКСМО, 2004
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М., «Дрофа», 2011
  4. Дмитриев Ю. Сказка «Мой некрасивый друг».
  5. Заходер Б. Сказка «Серая Звёздочка».
  6. Кривин Ф. Сказка «Почему вы не любите жабу?».
  7. Мифы народов мира. Т. 1,2. М., 1992
  8. Ползиков В. Журнал «Аквариум», 2006, №2.
  9. Полная энциклопедия символов и знаков. Автор-составитель В.В. Арамчик. Минск, 2006
  10. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995
  11. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. В 2-х томах, М., 1994

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Воркуты

Исследовательская работа

«Все мы немножко жабы»

Выполнил

Ульянов Александр,

Ученик 6а класса

Руководитель

Харина Лидия Владимировна,

Учитель русского языка и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/rassujdenie-moy-nekrasivyiy-drug/

Воркута

Висеть он может — у него есть для этого специальные присоски на нижней стороне головы. Дышать он тоже может — по бокам головы у него пушистые пучки — жабры. А вот есть головастик не может — рта у него пока нет. Рот появится лишь через несколько дней. И тогда головастик начнет потихонечку скоблить поверхность растений и потихонечку двигаться. День ото дня он становится все активнее и активнее, и как будто от этой активности у него увеличивается голова и уменьшаются жаберные пучки. Вместо них появляются жаберные щели, как у рыб. Но на рыбу головастик теперь уже совсем непохож — у него даже плавников нет, и плавает он только при помощи хвоста. А потом и жаберные щели постепенно начинают зарастать — у головастика появляются легкие. Теперь он все чаще и чаще поднимается на поверхность подышать воздухом.

Сзади, по бокам хвоста, появляются сначала едва заметные бугорки, которые с каждым днем увеличиваются. Это будущие задние ноги. Передние тоже начали расти, но их пока не видно — они скрыты под складками кожи.

Постепенно головастик становится полулягушкой. Он уже не головастик, потому что у него есть легкие и задние ноги. Но еще и не лягушка, потому что у него еще остался хвост, а ноги только две. Наконец вырастают и передние ноги. К этому времени хвостик совсем сделался маленьким, съежился, сморщился. И вот настал день, когда хвостик совсем исчез. Теперь лягушонок совершенно непохож на головастика. Зато на лягушку похож во всем.

Маленький лягушонок, совсем маленький, он только вчера, наверное, отбросил хвост, вылез на берег. Наверное, первый раз в жизни оставил он родной водоем. Стоп! Ты-то мне и нужен!

Лягушонок уже направился в сторону от прудика, но я поймал его. Ну-ка иди обратно! Я бросил лягушонка в воду. Он быстро заработал лапками, подплыл к берегу и взобрался на него. Чудак лягушонок: вместо того, чтоб спасаться, прятаться в воде, он опять лезет навстречу опасности — ведь я же для него, наверное, непонятное, страшное чудовище! Ну погоди же ты! И я снова скинул лягушонка в воду. На этот раз бросил подальше. А он опять повернулся и поплыл в мою сторону. Но по дороге встретилась ему какая-то щепка. Лягушонок положил на нее свои крошечные передние лапки, подтянулся, оперся грудью и уже сидит на щепке. И вид у него очень довольный. А может быть, это мне только так кажется? Не знаю, но, во всяком случае, лягушонок добился своего — вылез из воды.

Странно: весной его родители стремились поскорее добраться до воды, головастик, который превратился теперь в этого лягушонка, без воды не мог жить. А этот не желает ни минуты оставаться в воде.

Но что делать, так уж устроены лягушки. Сейчас они (это относится лишь к травяным и остромордым) уйдут от воды, а настанет время, снова начнут искать ее. Вода нужна и для того, чтоб перезимовать, и для того, чтоб отложить икру. В это время лягушки очень настойчиво и очень уверенно отыскивают воду. И может быть, тот же лягушонок, став уже взрослой лягушкой, вернется в водоем, где сам появился на свет. У лягушек такое часто бывает. Они приходят даже на те места, где когда-то были лужи, а потом исчезли.

Об этом свойстве лягушек ученые узнали сравнительно недавно. Однажды весной, во время пахоты, люди увидели на поле множество лягушек. Собственно, на на всем поле, а на том месте, где когда-то был пруд. Лягушек собрали и унесли с поля. Но через несколько дней они снова сидели на распаханной земле, как раз на том месте, где раньше был пруд.

Ученых заинтересовало такое поведение лягушек. Было проделано немало опытов, и все они подтвердили: лягушки возвращаются туда, где был водоем. Как они запоминают место? Как находят его? Людям это пока неизвестно.

Загадочным остается и то, как вообще лягушки находят пруды и лужи, к которым стремятся в определенное время года. Сначала предполагали, что лягушки очень чувствительны к влаге и даже на большом расстоянии могут почувствовать воду. Но это предположение отпало, так как путешествуют лягушки только после дождя или в сырую погоду, или весной, когда земля еще не просохла. В сухую погоду, да еще по открытым местам лягушки долго не могут двигаться: кожа их высохнет, и они неминуемо погибнут. И до сих пор еще не могут понять люди, как лягушки находят водоемы.

Почему лягушки холодные?

Лягушки всегда холодные. И всегда влажные, даже если они живут на суше. Лягушки дышат не только легкими, но и кожей. А для этого кожа должна быть свободной от какого-либо покрова. У лягушки действительно нет ни панциря, ни чешуи, ни волос. Но с другой стороны, это же очень опасно: такая кожа может высохнуть даже в тени, а уж на солнце лягушка высохла и погибла бы очень быстро. Но лягушки не гибнут. И спасает их жидкость, которую выделяют многочисленные железки, находящиеся на коже. Поэтому лягушка всегда мокрая. Поэтому она всегда и холодная: ведь влага постоянно испаряется, ну а всякое испарение с какой-либо поверхности, как известно, охлаждает эту поверхность. От испарения влаги температура лягушки делается ниже окружающего ее воздуха обычно на 2–3, иногда и на 8–9 градусов. Чем теплее воздух, тем больше испарений и тем холоднее лягушка.

Но если от высыхания лягушку спасает жидкость, выделяемая специальными железками, то что спасает ее от мух или комаров, от бесчисленных микробов, которые могут найти приют на незащищенной тонкой и нежной коже? Однако природа и тут позаботилась о лягушках — та же жидкость, которая спасает ее от высыхания, предохраняет ее и от укусов комаров и мошек. К тому же эта жидкость, как говорят ученые, содержит бактерицидные, то есть убивающие бактерии, вещества.

Свойство лягушек убивать микробы — еще одна тайна, еще одна загадка, на которую не найден ответ. Возможно, лягушки помогут людям сделать еще одно важное открытие. Ведь они уже не раз помогали ученым.

Но даже и без этого очень многим обязан человек лягушкам. Ведь лягушки — активные истребители насекомых, причем в основном насекомых, вредящих человеку.

Мой некрасивый друг

Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела на тропинке, большая, грузная, тяжело дышала, как человек, страдающий одышкой.

Я и раньше видел жаб, но разглядывать их мне как-то не приходилось — все было некогда, всегда я куда-нибудь торопился. А тогда я не спешил и, присев на корточки, стал разглядывать жабу.

Она не возражала. Во всяком случае, не делала попыток удрать. Я смотрел на жабу и вспоминал множество рассказов и легенд, которые окружают это животное. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, даже уродливы. Но чем больше я смотрел на жабу, тем больше убеждался, что это неправда, что она вовсе уж не такая уродливая. Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей. Но стоит ли судить по первому взгляду?

И будто для того, чтоб я мог убедиться в своей правоте, произошла новая встреча с жабой.

Теперь эта встреча произошла не в лесу, а в дальней части нашего двора. Эту часть двора мы называли садом, потому что там росло несколько больших старых лип и тополей, а вдоль забора густо разрослись кусты сирени. Вот там, в этом саду, у большого трухлявого пня, я снова встретился с жабой. Конечно, это была не та жаба, которую я видел в лесу. Но мне почему-то хотелось, чтоб это была именно та самая, чтоб она каким-то образом попала из лесу к нам во двор. И теперь именно она живет тут. Потому что ей, как и мне, очень нравится и наш старый дом, и двор, почти весь заросший травой, и деревья, и сирень.

Нет, конечно, это была другая жаба. Но наверное, ей действительно нравился наш двор, недаром же она поселилась здесь.

Я часто наведывался к старому пеньку и иногда встречал там жабу. Она тихонечко сидела в маленькой ямке или в густой траве, прячась от горячих солнечных лучей. Лишь в пасмурные дни она была активна. Ночью же — я это точно знал — охотилась без устали, в любую погоду.