Волшебная сила доброго слова

поразмышлять с воспитанниками о важнейших нравственных ценностях; добре, уважении, о сложности нравственного выбора.

Форма: час- размышление.

Подготовительный этап:

К мероприятию могут предшествовать задания воспитанникам.

1.1. Совместно с преподавателем предложить ребятам написать сочинение на тему О ДОБРЕи ЗЛЕ: « Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» Л.Н. Толстой.

2. Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле.

3. Нарисовать символы добра и зла.

По ходу мероприятия можно использовать следующие пословицы и поговорки о добре и зле:

В добре жить хорошо.

Делать добро спеши.

Доброму делу не кайся.

Злом за зло не воздавай.

Злой не верит, что есть добрые люди.

За добро постоим, а на зло настоим.

Злой человек не проживет в добре век.

Во зле жить – по миру ходить.

Доброе дело в воде не тонет.

Доброе дело крепко.

Добро и во сне хорошо.

Где гнев, там и милость.

Ход мероприятия.

Вступительное слово воспитателя.

Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей, истории человечество пытается ответить на эти вопросы. Давайте поразмышляем вместе.

Воспитатель предлагает детям продолжить фразы:

«Доброта – это….»

Добрый человек – это ….».

Обобщая ответы детей, воспитатель скажет о том что:

  • Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви;

-Добро в первую очередь связано с умением сорадоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать. Откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что но готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не напоказ, а бескорыстно, по велению сердца.

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово-

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый имеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того, Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его. (М.Шехтер).

Мы часто говорим друг другу: «желаю вам всего доброго», «желаю вам добра и счастья» — это не просто выражение вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность.

7 стр., 3465 слов

Чтобы поверить в добро, нужно начать делать его

... сочинение по роману Лермонтова «Герой нашего времени» ← Предыдущая запись Следующая запись → Афоризмы и цитаты , Высказывания и цитаты про добро известных философов и мыслителей. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. ... будут устилать дорогу в ад. Другими словами, добрые намерения и дела не смогут испортить сложившуюся ситуацию, ведь мы сможем видеть добро и отличать его от зла. Вера, ...

По – настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям.

Ах, как нам добрые слова нужны,

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

когда они другим необходимы. (М. Лисянский).

Вопросы к обсуждению

1. Можно ли вообще быть добрым, никак не проявляя свою доброту в делах?

2. Можно ли принудить человека быть добрым?

3. Согласны ли с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

Необходимость и готовность прощать влечет за собой мнгожество вопросов для нравственного поиска. Как соотнести доброту и снисходительность, проступок и наказание? Ответы на эти сложные вопросы надо искать самим.

Обсудите мнения знаменитых мыслителей, христианских вероучителей, высказанные на тот счет, которые могут служить нравственным ориентиром:

Правильно ли отвечать добромна зло? На зло отвечает справедливость. На добро отвечают добром., Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую., Но будьте друг другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как Бог во Христе просил вас.

Обсуждение высказываний можно начать со слов:

  • Меня затронуло в этом высказывании…
  • Я не согласен с этим высказыванием, потому что…
  • Мне кажется здесь важным то, что…
  • Ни один злой человек не бывает счастлив. Ювенал.
  • Жизнь плохих людей полна тревог. Д.Дидро. французский философ.

Ситуативный практикум.

Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, кроме вас, помочь ему никто не может. Как вы поступите?

Предложите детям рассказать об известных им случаях нравственного выбора.

Зло противостоит добру. Зло – все, что губит душу человека, способствует нравственной деградации.

Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения.

Зло, это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания.

Зло – когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда чиновник вымогает взятку, когда младшие не уважают старших и взрослые не заботятся о детях.

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник оправдывает себя обстоятельствами; хам кричит, что он прав; предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью; тираны и диктаторы клянутся, чо пекутся о благе людей, принося им сострадания и беды.

Судить человека надо по его делам.

Можно тысячу раз сказать о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботится о природе, не замечая при этом урну для мусора.

4 стр., 1531 слов

Сочинение человек доброй воли

... ] — Соловьёв В. С. Оправдание добра. — 1896. то для знающих Новый Завет было очевидно, что автор полемизирует именно относительно тех «людей доброй воли», которые в процитированных выше молитвах ... Юристъ, 1996. С. 138-139. ↑ 1 2 Соловьёв В. С. Оправдание добра. // Собрание сочинений. Т. 7, с. 513 - books.google.com/books?id=WxIYAAAAYAAJ&pg=PA513. Изд. т-ва «Общественная польза», 1897. ...

Многие полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадание, а удача сопутствует. А мы, добрые души, живемпо совести и что мы, кроме этого имеем?

Как вы относитесь к таким суждениям?

Может ли быть счастлив человек, приносящий сострадания другим?

Вот как об этом говорили великие мыслители прошлого?

Далее воспитатель предлагает послушать басню древнегреческого баснописца Эзопа и ответить на вопрос, в чем её смысл?

Солнце и ветер.

Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.

  • Я докажу, что я сильнее, — воскликнул ветер- Вот видишь человек в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся, заставит его снять плащ, тем тебе.

Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган. Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себя плащ. Наконец ветер стих, а затем и совсем прекратился.

Тогда солнце выглянуло из – за тучи и добродушно улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят яростьи принуждение.

Эзоп был рабом при дворце царя Креза. Свои бессмертные басни он сочинил в 16 веке до н.э., а их нравственные уроки справедливы и в наши дни.

Во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его – тои человеком его назвать трудно. Человек на то, и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на Земле гораздо больше, чем злых, и ваше добро люди смогут оценить!

За добро добром платят!

Завершить мероприятие можно словами В.А.Сухомлинского:

  • «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по – доброму окружающих людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем вчера;
  • добрые побуждения ему самому приносят счастье. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Способен желать добра другому только тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера. Добрые желания, доброжелательность – главное противоядие от зазнайства,себялюбия. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе.