Как размыслить по рассказу толстого бедные люди. Толстой Л.Н. «Бедные люди»

в двух частях. Издательство «Русское слово», Москва, 2013 г.

Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный урок.

ЦЕЛЬ УРОКА: Создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с рассказом «Бедные люди»;
  • Проанализировать рассказ, выявить приёмы создания образа персонажа;
  • Посмотреть, какие из приёмов раскрывают способность персонажа к доброте;

2. Развивающие:

  • Развить регулятивные УУД (развитие образного мышления, способности реализовывать чувства, настроение, ассоциации через систему творческих заданий);
  • Развить коммуникативные УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, развитие умения вести беседу, повышение культуры речи);
  • Развить познавательные УУД (поиск, анализ и преобразование информации).

3. Воспитательные:

Создать условия для формирования у учащихся понимания не только авторской позиции к поступкам героев рассказа, но и своего отношения к ним, убедить учащихся в необходимости проявления доброты, милосердия и сострадания.

Виды деятельности учащихся: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, проблемно-поисковая.

Методы и технологии организации образовательного процесса: технология критического мышления.

Оборудование и материалы: учебник, видеопроектор, экран, компьютерная презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце

Виктор Гюго

На экране эпиграф

Как вы понимаете слова Виктора Гюго?

Что такое, по-вашему, доброта?

(Один учащийся работает со словарём Ожегова)

Запись на доске: Доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Какие ассоциации вызывает у вас слово?

(Составление кластера)

Скажите, почему мы заговорили о доброте?

Запись темы урока

Какие цели вы бы поставили на уроке, исходя из темы?

(-Проанализировать рассказ;

Какие доброты в рассказе уроки французского">уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?

33 стр., 16344 слов

Развитие творческих способностей у учащихся

... направления развития творческих способностей на уроках русского языка. Определить исходный уровень развития творческих способностей у учащихся класса. На ... творческих способностей учащихся Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что если в системе обучения чтению применять эффективные приёмы развития творческих способностей, то возможно воспитать творческую личность, развить ...

Чтобы достичь целей обратимся к рассказу Л.Н. Толстого.

Подготовленный учащийся рассказывает творческую историю рассказа (слайд 3,4)

Рассказ прочитан. Какие чувства он у вас вызвал?

Определите тему рассказа.

Итак, главная героиня рассказа — Жанна.

Домашним заданием было найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа.

(На партах лежит таблица с приёмами создания образа персонажа)

Работа в группах:

1 — Описание состояния героини (найти ключевые слова, эпитеты, средства синтаксической выразительности)

2 — Описание окружающей среды (природы) (найти ключевые слова, олицетворения, детали синтаксиса) (слайд 5)

3 — Бытовые детали (описание жилища, детей) (слайд 6)

4 — Действия и поступки героини (найти синтаксические средства, лексические средства)

(Учащиеся в группах находят средства художественной выразительности)

В ходе обсуждения приходим к ответу на вопрос: Это ли не проявление доброты?

Какую страшную картину увидела Жанна?

Раздумывала ли она, как ей поступить?

(Найти в тексте подтверждение)

На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о героине?

(Она — мать. У неё своих пятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей)

О чём думает потом?

(Мысли о муже)

Почему боится мужа?

(Муж — глава семьи, по важным вопросам он принимает решение. Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с ним)

Сделайте вывод о поступке Жанны.

(Она проявила доброту, поступила милосердно по отношению к детям)

Давайте вернёмся к теме рассказа. Как можно обозначить тему рассказа одним словом?

Какова главная мысль рассказа?

(Нужно помогать людям, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, любовь, если случится беда)

(Они проявили милосердие)

Вернёмся к кластеру. Что обозначают слова, которые вы подобрали к слову «доброта»? (Это чувства людей)

А как вы объясните слово милосердие?

(Работа одного учащегося со словарём Ожегова)

Милосердие — не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям.

Не случайно и имя героини. Что оно означает?

(Отвечает заранее подготовленный ученик)

Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо, добро.

Это ещё один из приёмов создания образа персонажа.

Кто из героев ещё имеет имя?

(Соседка Симон)

(Жанна и Симон — матери. Для Л.Н.Толстого женщина-мать-идеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщины-матери)

Подтвердите примером из текста, что Симон — заботливая и любящая мать)

Итак, стержень рассказа: Жанна и Симон.

Вернёмся к поставленным целям.

Какие уроки доброты вы извлекли из рассказа?

Почему рассказ назван «Бедные люди»? (слайд 7)

Какое бы название предложили вы?

Согласны ли вы с высказыванием Н. Шамфора? Созвучно оно с нашими выводами?

4 стр., 1806 слов

Доброта и милосердие Наташи Ростовой в романе «Война и мир»

... «Война и мир» повествует о жизни российского общества во времена войны с Наполеоном. В романе поднимается множество проблем: честь, достоинство, любовь, нравственность, тема отцов и детей, свобода, смысл жизни. Главные герои ... настроение по интонации, взгляду. Она жила «умом сердца», что значит, что ей не были свойственны глубокие раздумья о жизни. В романе она словно олицетворяет собой саму любовь. ...

Хочу предложить в качестве осмысления рассказа творческое задание.

(Учащиеся могут распределиться в группы по своему желанию)

Ответить на вопрос: Какой из приёмов, с вашей точки зрения, наиболее раскрывает способность героини к добру?

Или продолжить фразу: Особенностью образа Жанны является……

Рефлексия: Что было интересно вам на уроке?

А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?

Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.

Актуальна ли тема рассказа в наше время?

Почему доброта так важна в нашем обществе?

Ответом на этот вопрос будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.

Закончить урок я хочу стихотворением А. Дементьева, поэта 20 века.

Доброту не купишь на базаре,

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Все учились по одним программам,

Но не всем пошло ученье впрок.

Тот, как был, — так и остался хамом.

Этот вот — от чванства занемог.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?…

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду.

Которое никогда не ветшает»

(Афоризм Генри Дэвида Торо, американского писателя и философа 19 века)

Цель :1)Выявление ключевой идеи рассказа «Бедные люди», проявившейся в стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви;

2)Формирование коммуникативной компетенции через умение работать с текстом, доказательно выражать свою точку зрения;

добро, доброта

4) развитие критического мышления учащихся через работу с текстом

Оборудование:

Фонограмма (П.И.Чайковский «Старинная французская песня»)

Учебник (рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди»), стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача», репродукция картины

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Добрый день! Улыбнитесь друг другу, пожелайте всего доброго на сегодняшнем уроке.

Нам желают «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Ребята, каким вы видите наш урок, что от него ожидаете?

  1. СТАДИЯ ВЫЗОВА

Обращаю внимание ребят на эпиграф к уроку: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает».

Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?

Работа в тетради:

Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость)

Чтение отрывков сочинений учащихся «Что значит для меня доброта?»

Многие великие люди говорили о доброте. Возможно, их высказывания пригодятся в нашем разговоре .

Вывод:

Сегодня мы знакомимся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди». Сделайте свои предположения: о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

  1. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Поделитесь первыми впечатлениями

Анализ рассказа.

На сколько частей можно разделить рассказ?

  • Ожидание мужа.

  • Смерть соседки.

  • Добрый поступок.

А. Найдите ключевые слова, вставьте их вместо пропусков или подберите сами нужные слова (

Бедность, нищета, мысли Жанны: оптимизм, любовь к мужу, тревога за него, любовь к детям).

ЗАДАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ

Расскажите

Вывод:

автор подчеркивает крайнюю бедность в семье, но во всем чувствуется забота о семье, любовь, взаимопонимание

Б. Жанна идет проведать больную соседку. Жанна видит постель, на которой она и двое ее маленьких детей.

ЗАДАНИЕ ПО ВАРИАНТАМ, Найдите прилагательные, На какую художественную деталь вы бы обратили внимание?, Найдите прилагательные и наречия, Какие выводы вы сделаете на основе наблюдений?

Вывод: Как беззащитны дети, еще даже не знающие, что они оказались в беде. Рука матери, свесившаяся с соломы — эта деталь подчеркивает, что в последние минуты жизни мать постаралась укрыть детей, уберечь.

Жизнь часто ставит человека в ситуацию выбора. Выбор был и у Жанны: взять этих маленьких детей, но тогда…… или оставить, но тогда………………………..

Жанна выбирает первое, причем она сама не знает «как и зачем она сделала это»

В. Что побудило Жанну взять детей? Как вы оцените ее поступок?

Физпауза Добрые дела – божественны (Г.Манн)Ребята садятся по 3 группам.У каждого ученика буквы слова, слово должно быть прочитано в группе

Работа в тетради(

В начале

В конце

Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать… Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви , и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, — хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, — думает Жанна и опять прислушивается, к буре.

Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” — говорит она и крестится .

Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что-то скажет он?.. — сама с собой говорит она. — Шутка ли, пятеро своих ребятишек — мало еще ему было с ними заботы… Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!”

Ваши выводы

Ваши выводы. Объясните причины такого изменения.

Перечитаем по ролям финал. Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и ее мужа., Обратим внимание на название рассказа

Доброта и любовь – высшие проявления сущности человека. Именно о проявлении этих качеств говорит автор в этом прозаическом произведении. К какому жанру вы бы его отнесли? Аргументируйте ответ.

Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Стихотворение в прозе

Я хочу познакомить вас со стихотворением в прозе И.С. Тургенева «Два богача». Есть ли связь между стихотворением в прозе Тургенева и рассказом Толстого?

Почему богатые? Герои рассказа были богаты духовно. Какими сокровищами они обладали?, Написать на бумажках-шестигранниках качества,

  1. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Представьте, что вам нужно рассказать о характере наших героев при помощи цвета. Какой цвет вы выберете?

Кисть и краски порой могут выразить душевное состояние не хуже, чем слово. Посмотрите на картину современной художницы Ирины Карпикиоти. Какое бы название вы ей дали?

Мы говорили сегодня о важных качествах человека, и,надеюсь, наш урок был для вас полезным. .Какие бы ключевые слова вы вставили в название нашего урока? (доброты, любви,)

Творческая работа.

  • Синквейн «Что такое Доброта».

  • О чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди»

  • Продолжите стихотворение по данному началу

«О, мудрецы, вы бесконечно правы,

Наш мир спасут добро и красота…»

Озвучиваем написанное.

Раздаем «богатства»

Если вам не досталось сокровище, не расстраивайтесь, эти качества наверняка есть и у вас, просто окружающие их еще не разглядели. Для этого нужно уметь делиться своими душевными богатствами.

Доброту не купишь на базаре.

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

А. Дементьев

Подводим итоги работы класса и отдельных учащихся.

Лист деятельности учащегося, Уроки ……………………………………………….. Л.Н.Толстого, Рассказ «Бедные люди»

«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»

Генри Дэвид Торо

Задание 1.

1) Восстановите текст. Попробуйте объяснить, какую смысловую нагрузку несут слова, которые вы вставили.

2) Выпишите из 1 части рассказа слова, которые, на ваш взгляд, могут быть ключевыми

В произведении «Бедные люди» Лев Николаевич Толстой показывает, что человек даже в самой трудной жизненной ситуации остается добрым и имеет сострадание к другим людям. Читатель после прочтения рассказа, должен подумать, какие ценности важнее в жизни для человека.

В произведении описывается рыбацкая хижина, обстановка бедна, но очень уютная. В ней живут Жанна с мужем и пятеро детей. Муж ловит рыбу и с самого утра отправляется на своей лодке в море, в любую погоду, он знает, что ему необходимо кормить семью.

Жанна выполняет заказы на пошив, наводит в доме чистоту и создает уют. Она понимает денег не хватает на хорошее питание, а у детей нет обуви, и они бегают босиком.

Женщина сидит у окна и ждет мужа, она тревожиться за него. На улице бушует ветер, идет сильный дождь, что даже не видно полосу моря. Пока дети спят, она пошла навестить соседку, которая сильно больна. Войдя в холодную и бедную лачугу, Жанна понимает, что женщина умерла еще вчера, а возле нее прижавшись, друг к другу спят ее маленькие дети.

Жанне стало жалко малышей, ведь они могут умереть от голода и холода. Она не стала долго думать и унесла спящих деток к себе в дом. Положила их рядом со своими детьми, она задернула полог. После чего у нее началось сомнение, а что скажет муж, вернувшись с рыбалки. Она боялась, что он может не одобрить ее решение, ведь кормить придется своих пятерых детей и двух приемышей.

Не могла бедная женщина поступить по-другому, как она будет жить спокойно дальше, зная, что рядом в доме умирают два малыша. Сострадание к другим людям победило у Жанны боязнь бедности и нищеты.

Когда стихла буря, муж вернулся домой, и Жанна рассказала ему о случившейся беде с соседкой. Не смотря на усталость и то, что он только что не погиб в море от шторма, он отправляет жену забрать детей к себе. Он так же понимает, что малыши умрут без матери в холоде и голоде. Он берет на себя обязательство прокормить еще двоих детей.

Жанна, отдернув полог у кровати, показала мужу, что забрала соседских ребятишек, со словами «Вот они».

Вариант 2

В рассказе Льва Николаевича Толстого «Бедные люди» описывается непростая жизнь жителей революционной России в начале 20 века. Тогда семьи были в основном многодетные, муж добывал пропитание, а жена занималась ведением домашнего хозяйства.

Главные герои рассказа семейная пара, у которой пятеро детей. Муж ловит рыбу и выходит в море при любой погоде, ведь дома его ждут голодные дети и любимая жена. Она сидит с детьми и занимается пошивом вещей на заказ, но денег в семье всегда очень мало и не хватает на хорошее питание. Дети их одеты плохо, у них даже нет обуви, поэтому они бегают босиком по улице.

Каждый раз Жанна ждет мужа с трепетом в сердце с рыбалки. Случается так, что море бушует и это во многом осложняет рыбную ловлю, подвергая опасности самого рыбака. Герои рассказа любят друг друга, ведь он каждый раз отправляется за добычей пропитания, а жена всегда ждет его волнуясь. Но они всегда надеются на лучшее.

Однажды в ненастную погоду муж снова отправился к морю за рыбой. Бушевал порывистый ветер, шел сильный дождь, огромные волны набегали на берег. Не было видно даже линии моря. Жанна невозможно переживала за мужа и чтобы хоть как-то отвлечься решила проведать свою болеющую подругу Симону, которая жила в бедности без мужа и с двумя детьми.

Войдя в лачугу, где жила подруга, Жанна почувствовала что-то неладное. Вдруг она заметила, что Симона неподвижно лежит на кровати. Жизнь впроголодь, в холоде и болезнь добили окончательно Симону. Ее организм этого не выдержал. Рядом с ней спали прижавшись друг к другу двое маленьких детей. Жанна, недолго думая, забрала малышей с собой, надеясь на лучшее, ведь их никак нельзя было здесь оставлять.

Только милосердная и храбрая женщина могла так поступить. Женщина пожалела сирот и не испугалась гнева мужа. Она понимала, что у них самих жизнь далеко не сладкая. Пятеро детей и еще вдобавок двое малышей подруги, конечно же, усложнят их существование, но деваться было некуда. Ради спасения детей Жанна сделала этот шаг. Она очень переживала насчет того, что скажет муж, когда вернется и даже успела пожалеть о содеянном своем поступке.

Рыбак пришел домой злой и без улова, так как шторм помешал ему хоть что-либо поймать. К тому же он порвал все сети. Рассказывая мужу о случившемся несчастье с подругой, Жанна внутренне трепетала от страха. Она сообщила о том, что сиротки теперь у них. Но как ни странно рыбак принял мудрое решение оставить чужих детей в своей семье. Несмотря на все трудности, он все равно решил воспитать этих малышей.

В этом рассказе автор наглядно показывает тяжелую жизнь бедных людей, которые, невзирая на все невзгоды, остаются человечными и не равнодушными к чужой беде. Это очень важное качество для каждого человека и оно присуще далеко не всем. Не каждый бы богатый человек сделал подобное. После этого рассказа невольно задумываешься об основных ценностях жизни. Лев Николаевич попытался донести до читателя основную мысль о том, нужно быть всегда великодушным и не гнаться за наживой.