Урок литературного чтения в 3 классе » Урок доброты»

Тема: «Доброе слово и кошке приятно». Взаимоотношения человека и животного, способы их изображения. Рассказ М.М.ришвина «Кот», Ю.И. Коваль «Летний кот» (сочинение – история и этюд о котах, кошках, котятах)

Тип урока: решение частных задач.

Задача:

1. знакомить учащихся с понятием авторской позиции и освоение позиции читателя – исследователя.

2. Исследование внутреннего мира героя и автора.

Цель урока:

1. Познавательный аспект:

* формирование умения понимать авторский замысел через освоение позиции читателя – исследователя;

* ознакомление со способами передачи чувств автора к своему герою и способами показа внутреннего мира автора и героя.

2. Развивающий аспект:

* развитие речи учащегося;

* развитие умений анализировать, выделять главное и существенное;

* развитие творческих способностей учащихся;

* развитие читательского кругозора;

* формирование действий контроля и оценки.

3. Воспитательный аспект:

* воспитание познавательной активности, требовательности к себе, деликатности в отношении к другим учащимся, умения слушать товарищей, чуткого отношения к природе, ко всему живому. [ 3, 161]

4. Основной тезаурус урока.

Способы передачи чувств автора к своему герою. Смысл концовки рассказа. Герой – рассказчик. Способы показа внутреннего мира автора и героя. Этюд, миниатюра.

Оборудование урока: учебник по литературному чтению автора Е.И. Матвеевой, рабочая тетрадь по литературному чтению автора Е.И. Матвеевой. На доске – пословица: «Доброе слово и кошке приятно!»

Этап 1. Актуализация опорных знаний.

Создание положительного эмоционального фона урока.

— Как понимаете пословицу: « Доброе слово и кошке приятно!»

Высказывания детей.

9 стр., 4253 слов

План конспект по литературе 9 класс УРОКИ № 50‒51. УРОКИ РАЗВИТИЯ ...

... урока 1. Подготовительная работа по написанию контрольного сочинения: консультация учителя Запись на доске Языковые контрасты (антонимы) в романе «Герой нашего времени» ... Характер Печорина раскрывается в двух планах: с одной стороны, он главный герой, активный участник событий, о которых повествует автор; ... «Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец!». ... урока: урок ...

-Доброе слово приносит радость окружающим людям, его чувствуют животные.

— Оно, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов.

— Люди стремятся к добру и ненавидят зло.

— Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

— На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром.

Учитель:

— Понимают ли животные доброе слово? Расскажите интересный случай.

Учитель: — Легко ли по – настоящему быть добрым?

Ученик: — Трудно! Легко!

Этап 2. Постановка учебной задачи.

Учитель: — В этом нам поможет разобраться М.М. Пришвин. Нам хорошо известны его произведения о природе, в которых выражается чувство любви к ней совершенно по — особому: « Моя Природа есть поэтическое чувство Друга – друга- человека составляющего вместе начало общего дела».

Природа в понимании Пришвина – это не только целый мир. Это каждая травинка, любое живое существо, которое обитает в этом мире. Мимо него не можешь пройти равнодушно. И в то же время для писателя – это реальная жизнь, необходимая, как воздух, вода, друг, человеческое чувство. [2, 117]

Сейчас мы в этом убедимся. Внимательно послушайте рассказ М.М. Пришвина «Кот». Как автор создает образ кота? Давайте посмотрим, как это происходит!

Этап 3. Решение учебной задачи. Моделирование.

М.М.Пришвин описал «весь Васькин мир». У его героя есть «характер».

Какая у него походка?, Какое у него поведение?, Какие у него повадки?, Как автор раскрывает внутренний мир Кота?

Ученики, работая в группах, перечитывают рассказ, ищут особенности «характера» кота – описание его внутреннего мира.

1-я группа. Перечитывает эпизод «Появление Васьки в доме».

Васька, как и все коты, любит гулять, «твердым прямым тигровым шагом направляется в дом». Он знает, что его ждут.

2-я группа. Перечитывает эпизод «Ожидание завтрака».

Васька – умный, хитроватый кот. Он знает обычаи своего дома. Каждое утро он появляется в столовой в ту минуту, когда туда идет хозяин. Кот наблюдает за действиями хозяина и принимает из рук только маленький кусочек хлеба.

3-я группа. Перечитывает эпизод «После чая».

У Васьки есть свои привычки, совсем как у человека. После завтрака он садится на окно наблюдать за птицами. И ведет себя крайне целеустремленно: кроме галок и ворон, его никто не волнует в этот момент.

4-я группа. Перечитывает эпизод «Изобретательный Васька».

Находчивый кот смешно ведет себя. Хотя окна запотели от теплоты радиаторов, Васька придумал протирать лапами стекло, чтобы видеть птиц в окно. Как только закончил свою работу, сел неподвижно, как «фарфоровый», и стал считать галок.

14 стр., 6581 слов

Анализ рассказа огурцы носова (2)

... раскаивается. Попросив прощение, становится легче на душе. Пример отзыва о рассказе «Огурцы» Николая Носова для 3 класса: Хитрый мальчик Павлик испугался и отдал свои огурцы наивному Котьке, который с радостью ... этот текст для читательского дневника Краткое содержание Пришвин ИзобретательТрогательный рассказ ведется от лица автора, который взял на себя заботу о трёх диких кряковых утятах, забрав ...

Как вы понимаете последнее предложение рассказа? «Днем – птицы, ночью — мыши, и это весь Васькин мир».

Автор говорит, что мир Васьки замыкается на охоте за птицами днем, за мышами ночью, но все равно этот мир притягателен. Вот такая жизнь у Васьки. Человеку она кажется удивительной.

Почему автор написал такую концовку?

За Васькой всегда хочется наблюдать, общаться с ним. Кажется, не будь его рядом, что- то важное уйдет из жизни.

Важно ли описание Васьки для понимания авторской идеи?, Да! Без него мы не могли бы представить себе Кота, его внешнего и внутреннего мира., Что такое описание героя?

Описание героя — животного – изображение в литературе внешнего облика животного, его повадок, поведения, а также раскрытие внутреннего мира, особенностей его «характера».

Этап 4. Подведение итогов.

Учитель: — С помощью каких средств изобразительности создается пришвинский образ Кота.

Ученик: — Это художественная деталь, эпитет (например, удачно подобранный эпитет в конце рассказа «фарфоровый»).

Этап 5. На следующем уроке работаем над описанием животного. Вниманию учеников представлен рассказ Ю. И. Коваля. Детям предлагается прочитать рассказ, а также высказать личное впечатление о нем.

Ю.И.Коваль

Летний кот

На днях встретил я Летнего кота.

Рыжий и жаркий, вобравший в себя солнечный зной, лениво развалился он в траве, еле шевелил усами. Заслышав мои шаги, он поднял голову и строго поглядел: дескать, проходи, проходи, не заслоняй солнце.

Целый день валялся Кот на солнце. То правый бок подставит солнцу, то левый, то хвост, то усы.

Начался закат и кончился. Наступила ночь, но долго еще что-то светилось в саду. Это светился Летний солнечный Кот – подсолнух.

Автор наблюдает за ним.

Кот его очаровал.

Теперь перейдем к конкретному описанию животного. Удачно ли оно? Каким автор изображает своего героя?

Ученики перечитывают рассказ., Докажите, что Кот – летний., Дети обращаются к тексту.

Кот «рыжий и жаркий, вобравший в себя солнечный зной». Он «целый день валялся на солнце», подставляя солнышку свои бока.

Докажите, что Кот ленивый., В жаркий день можно только греться на солнышке., Почему автор подобрал эпитеты «рыжий и жаркий»?

Именно такой Кот притягивает внимание. Здесь не только окраска шерсти, но и его особая теплота, яркость, «характер».

Ю.И. Коваль сравнивает Летнего Кота с подсолнухом. Почему?, Кот солнечный, как подсолнух., Какой глагол использует автор, чтобы усилить впечатление читателей от теплого иронического

образа, созданного автором.

«светился»

Что делает Ю.И. Коваль, чтобы заинтересовать читателя.

Он любит, то о чем пишет.

11 стр., 5461 слов

Описание Кота Британца

... можно, а что нет. Животное начнет приспосабливаться к изменениям в настроении человека. Выдержка – ключ к успеху В воспитании маленького котенка или перевоспитании взрослого британца, основной акцент делается ... по их разрешению, хозяину будет дозволено погладить себя. При появлении такого желания, кот подойдет к человеку, или в противоположность будет вырываться и убежит. Порода считается ...

Произведение М.М.Пришвина мы отнесем к жанру – рассказ. Можно ли произведение Ю.И. Коваля отнести к этому жанру?

Нет. Здесь нет подробного описания событий. Это этюд или миниатюра. В них как раз событие не развивается, а запечатлевается, как стоп- кадр.

Этап 6. Объяснение домашнего задания.

Учитель: — Мы переходим к самому необычному заданию.

  • Напиши сочинение, в котором Кот выступит главным героем. Темы сочинений: «Весенний Кот», «Зимний Кот», «Осенний Кот».

  • Прежде чем писать сочинение, определись, в каком жанре будешь работать.

  • Прочитай свое сочинение в классе. Послушай чтение других сочинений, придуманных ребятами.

  • Расскажи о том, как у тебя родился замысел, как удалось осуществить его на письме, какие изобразительные средства помогли создать интересный образ.

Когда работы были готовы, мы приступили к их обсуждению по таким

вопросам:

В чем особенности героя сочинения? Удалось ли автору описать Весеннего, Зимнего или Осеннего Кота?

Какие изобразительные средства и приемы описания животного использовал автор в сочинении?

Как выражено авторское отношение к герою? [1, 19]

Представляю некоторые сочинения на данную тему.

Зимний Кот

Жил- был Белый Кот. Зимой он становился очень круглым. Он ходил мягкой поступью по одним и тем же тропинкам, след в след и сливался со снегом. Его можно было спутать со снежным сугробиком. Он очень любил зиму: ходил и нюхал снег, лизал сосульки.

Когда на улице было очень холодно, он сидел дома, свернувшись в клубочек. Казалось, что домой принесли ком снега. Его выдавали хитрые глаза, которые он иногда открывал. И тогда было понятно, что это никакой не комок снега, а мой зимний кот Мурзик.

Нуруллин Адель

Белоснежек

Моего кота зовут Белоснежек. Он весь белый- белый, а глаза как две изумрудинки.

Весь день бегает как заводной. То играет с падающими снежинками, то валяется в снегу так, что его невозможно было отличить от снега. В сильные морозы усы и шерстка кота покрываются инеем, и он становится похож на сказочного персонажа. Поднимается на задние лапы и осторожно царапает дверь. Мол, пустите погреться. Я открываю дверь.

— Входи, Белоснежек, вот печь, погрейся, — предлагаю я.

Он неслышно ступает за мной и с наслаждением разваливается у печки. А я жду, когда он запоет песню. А кот не заставил меня долго ждать, тут же замурлыкал, навевая на меня сладкую зимнюю дрему.

8 стр., 3924 слов

Педагог глазами. Обзор детских сочинений «Современный учитель ...

... МБОУ «Новолядинская СОШ» в с. Тулиновка Педагог глазами детей. Я родилась в семье учителей: мама – учитель , папа –учитель физкультуры, бабушка - бывший учитель химии и директор школы, дедушка – в прошлом ... говорят о нем как об умном и опытном учителе. Сергей Анатольевич воспитал немало здоровых, спортивных учеников. Даже бывшие ученики школы сердечно о нем отзываются. На школьном стенде ...

Ширшова Женя

Зимний котенок

У меня дома живет маленький котенок. Его зовут Диксон. У него забавная мордочка, а носик и ушки черные. Туловище у него белое с бежевым, а на лапках серые сапожки.

Зимой котенок стал много кушать и спать. Когда я ложилась на диван, он подбегал к дивану и смотрел на меня жалобно голубыми глазами, как будто говорил: «Возьми меня под бочок погреться!» Я брала Диксона на руки, прижимала к себе, он согрелся и уснул, как ребенок.

А когда стояли сильные морозы, Диксон залезал в батарею и спал, как на печке, вытянув лапы. А мы всей семьей его искали.

Но вот выглянуло солнышко, и наш Диксон стал веселым и шустрым. Стал меньше спать и больше играть со мной. Вот такой зимний котенок Диксон!

Боровкова Милена

Зимняя кошка

Когда деревья надели белые одежды, и искристый снег покрыл землю, моя кошка Марфушка выбежала на улицу. Порода у нее – русская голубая, а глаза изумрудные. К зиме шерсть у кошки стала пушистая, а грудка ещё белее.

Кошке Марфушке нравилось прыгать по белоснежному ковру, в отличие от других кошек она его не боялась.

На рябине висела кормушка для птиц. Синички, воробьи и даже поползни прилетали клевать семечки, а Марфуша с интересом наблюдала за ними. Зимних морозов кошка не боялась. Она могла подолгу спокойно сидеть на рябине, как снежная фигурка. Усы у нее покрывались инеем, серебристый снег украшал ее голубую шерсть, только глаза были как кусочки лета – зеленые, зеленые.

Это была первая зима в жизни моей кошки Марфушки.

Никитин Георгий

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/zimniy-kot-klass-po-literature/

  1. Е.И. Матвеева, Литературное чтение, учебник для 3 класса начальной школы (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), книга 2. Издательство «ВИТА – Пресс», Москва-2005г, с12-14.

  2. 2.Е.И.Матвеева, Обучение литературному чтению в начальной школе, 3 класс (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

    Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. Издательство «ВИТА – Пресс», Москва,2002 г.

  3. 3.Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева, Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения. Издательство «ВИТА- Пресс», Москва, 2011г.