Конспект литературы : «В чем правда героев?» (По рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»). Класс –

Сочинение

V. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ РАССКАЗА.

Учитель: Ребята, теперь после прочтения рассказа, что вы можете сказать о его авторе?

Слово учителя:

А с какой целью мы с вами все это делали сегодня на уроке?

VI. Подведение итогов. (Цветовой тест. Оценка работы учащихся на уроке.)

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему: “ Мое отношение к главному герою рассказа “Бирюк”. Выполнить задания на карточках.

Фамилия, имя ученика _______________________________________________________________

Дата: ______________________________________________________________________________

Тема урока: _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Мое понимание названия рассказа______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Значение слова по словарю Даля: _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

1.__________________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________________

Литературоведческие термины:

Задание №1: Заполните таблицу примерами из текста.

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели.”

7 стр., 3413 слов

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»: описание, герои, анализ рассказа

... собор Запах сена Зачем ... Астафьева «Васюткино озеро» (Урок анализа первоисточника) [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-rasskazu-zapah-sena-astafev/ Цель урока: образовательная анализ рассказа В. П.Астафьева «Васюткино озеро», углубление и расширение знаний учащихся по ... Во время прочтения читатель встретится ... по памяти детское сочинение и стало основой для писателя. Астафьев. ...

Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями..”

Дождик перестал. в отдалении еще толпились тяжелые громады туч, изредка попыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где темно-синее небо. Звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака…”

Художественные средства изобразительности

Задание №2

одной чертой

**********

Подневольный, мрачный, нелюдимый, хмурый, грозный (гроза всех мужиков), грубый, немногословный, сильный физически, необщительный, одинокий, покинутый, бедный; мужественный, совестливый, сострадательный, добросовестный, великодушный, добрый, отзывчивы, понимающий, хозяйственный, заботливый, честный, строгий…..

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Какие вопросы вам хотелось бы задать автору после чтения и анализа рассказа “Бирюк”?

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание №3

Написать сочинение-рассуждение на тему: “ Мое отношение к герою рассказа “Бирюк”.

По желанию нарисовать только одну иллюстрацию к рассказу и вспомнить, кого из литературных героев напоминает маленькая героиня рассказа Улита?

Сочинение-рассуждение.

Мое отношение к герою рассказа “Бирюк”

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

2 стр., 564 слов

«Основной конфликт рассказа Бирюк»

... капли дождя зашептали и т. д. Неотъемлемойчастью рассказа является конфликт. В чем же заключается внешний ивнутренний конфликт рассказа "Бирюк", и каково его значение? Конфликтвнешний - это столкновение мужика вора и Бирюка. Конфликт ... определимего роль в произведении. Описание природы подготавливает читателя кпоявлению главного героя. Гроза - образ, символ.Бирюк - гроза воров.Гроза - психологическое ...

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

1 — Ребята, я предлагаю вам сесть поудобнее и прослушать отрывок из музыкального произведения.

Мозговой штурм.

  • Что вы слышите в данный момент? ( шум дождя, раскаты грома).

Действительно, мы слышим звуки грозы. А что такое гроза?

  • Гроза- это природное явление, при котором идет дождь, сверкают молнии, и гремит гром.
  • Скажите, а почему происходит это явление в природе?

Под воздействием солнца вода с земной поверхности испаряется, теплый пар поднимается в небо и соприкасается с холодным воздухом. Теплые капли, замерзая, превращаются в льдинки , становятся тяжелыми и начинают падать, и вновь сталкиваясь с теплым воздухом растаивают и превращаются в дождевые капли. Таким образом, ключевые слова при этом СОПРИКОСНОВЕНИЕ, СТОЛКНОВЕНИЕ.

А когда сталкиваются две тучи, с противоположными зарядами, возникает гигантская искра- молния. Молния нагревает окружающий воздух, от тепла он быстро расширяется, получается ВЗРЫВ.

— Ребята, скажите, а могли бы вы связать отрывок из прослушанного музыкального произведения , с литературным произведением, которое вы недавно изучили?

Вначале рассказа «Бирюк» Тургенев мастерски описывает грозу.

А можете ли вы связать ключевые слова , написанные на доске с сюжетом рассказа? Происходит ли в нем столкновение? Между кем?

Столкновение происходит между Бирюком и пойманным им крестьянином. Каким синонимом можно заменить слово ВЗРЫВ относительно литературного произведения?

11 стр., 5002 слов

Образ Бирюка в одноименном рассказе И. Тургенева. Художественные ...

... милосердия и прощения. Другие сочинения: ← Герои рассказа Хорь и Калиныч↑ ТургеневГерои произведения Ася → Тургенев, «Бирюк»: характеристика бирюка Этого угрюмого лесника люди прозвали бирюком. У него была широкая ... морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены». Он умоляет Бирюка отпустить его с лошадью, оправдываясь, что «с голодухи… детки пищат». Трагичность голодной ...

Конфликт , то есть противоречие., Бирюк Крестьянин, Лесник ВОР, Защитник леса

Наказать

Прощает

Почему?

Почему Бирюк отпускает вора? Почему крестьянин идет на воровство?, Оба героя рассказа, наверняка, считают свой поступок правильным и оправданным., Поэтому тема нашего урока звучит так: «В чем правда героев?», А чтобы определить цели урока, я попрошу продолжить начатые мной предложения.

1) Сопоставить…..(образ Бирюка с образом крестьянина).

2) Выявить причины….(поступков, поведения героев).

3)Выявить позицию….(автора).

4 ) Выразить…..(свое мнение по отношению к поступкам героев).

А чтобы достигнуть этих целей , давайте перенесемся в 19 век, попробуем представить себя на месте героев рассказа, почувствуем обстановку, в которой им довелось жить, попробуем разобраться в их характерах , оценить их поступки, и самое главное попытаемся раскрыть творческий замысел автора, на чьей он стороне.

Сегодня вы разделились на группы, каждая получит свое задание, в течение определенного количества времени вы должны его выполнить .

1 группа «Охотники».

1 Вы охотники, застигнутые грозой в лесу. Какое чувство вы испытываете? Вы встречаете Бирюка, как он ведет себя во время грозы?

Он подошел к голове лошади, взял ее за узду и сдернул с места. Мы

тронулись. Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море

челнок», и кликал собаку. Бедная моя кобыла тяжко шлепала ногами по грязи,

скользила, спотыкалась; лесник покачивался перед оглоблями направо и налево,

словно привиденье. Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник

остановился: «Вот мы и дома, барин», — промолвил он спокойным голосом.

2. Перед вами портретная характеристика Бирюка:

Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.

Подчеркните эпитеты (образные определения), которые использует автор в создании портрета героя. ? Как одним словом можно назвать такого человека?

Вы попадаете в избу Бирюка, Как выглядит жилище, вам уютно, комфортно в этой избе?

закоптелой

Изорванный

одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли

возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой

середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. …. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу .

8 стр., 3684 слов

По произведениям И.С.Тургенева «Муму», «Бирюк»

... Бирюк (Фома Кузьмич) Рассказ назван Тургеневым по прозвищу главного героя повествования. Бирюком в Орловской губернии называли одинокого и угрюмого человека, поэтому такое прозвище сразу указывает на образ жизни лесника. ... в рассказе И. С. Тургенева «Бирюк» 1 вариант сочинения Иван Сергеевич Тургенев — известный русский писатель, который одним из первых в русской литературе затронул тему трагической ...

Назовите существительные и прилагательные, которые подчеркивают убожество избы

4. Что вы можете сказать о детях Бирюка. Как они выглядят, как себя ведут?

«Сичас, сичас!» — раздался тоненький голосок,

послышался топот босых ног, засов заскрыпел, и девочка лет двенадцати, в

рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарем в руке, показалась на пороге.

Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро.

Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял

мне дыхание. Девочка не трогалась с места и не поднимала глаз; изредка

поталкивала она люльку, робко наводила на плечо спускавшуюся рубашку; ее

голые ноги висели, не шевелясь.

— Как тебя зовут? — спросил я.

— Улитой, — проговорила она, еще более понурив свое печальное личико.

— Достойно ли так жить человеку?

  • Как вы считаете, зачем автор использует прием контраста между сказочным появлением героя и его жилищем? (

  • (Избушка мрачная, нищая, убогая.. Такой контраст помогает острее почувствовать нам все бедственное положение, страшную убогость, нищету людей. Это чувство усиливается, когда мы видим, что здесь живут дети. Все увиденное лишь усиливает нетерпимое отношение к крепостному праву…)

2 группа. Крестьянин.

1. Как вы относитесь к Бирюку? Вы боитесь его ? Почему?, Добросовестно ли он относится к своим обязанностям по защите леса?

2. Как вы называете его в глаза и за глаза? Обращаясь к Бирюку, какие грубые обороты речи вы допускаете? Почему вы это делаете?

3.-Вы знаете, что Бирюк добросовестно защищает лес, что вынудило вас идти на воровство?

От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору,

хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай

сопротивляться, — силен, дескать, и ловок как бес… И ничем его взять

нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз

добрые люди его сжить со свету собирались, да нет — не дается».

Вот как отзывались соседние мужики о Бирюке.

Фома Кузьмич

Фома Кузьмич.

— Чего тебе?

— Отпусти.

6 стр., 2818 слов

ЛЕСНИК ФОМА (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»)

... Бирюк. Сочинения Анализ очерка И.С. Тургенева «Бирюк» Сочинение-миниатюра по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк» Как автор относится к Бирюку и его поступкам. Анализ одного из рассказов цикла «Записки охотника» Лесник Фома (по рассказу ... укладу жизни и сочувствие к крестьянам. В 1846 году Тургенев несколько ... преступника нужно отпустить, хотя сомнения по этому поводу его не отпускают. Бирюку было сложно ...

Бирюк не отвечал.

— Отпусти… с голодухи… отпусти.

— Знаю я вас, — угрюмо возразил лесник, — ваша вся слобода такая — вор

на воре.

— Отпусти, — твердил мужик, — приказчик… разорены, во как… отпусти!

— Разорены!.. Воровать никому не след.

Фома Кузьмич

как.

Бирюк отвернулся. Мужика подергивало, словно лихорадка его колотила. Он

встряхивал головой и дышал неровно.

— Отпусти, — повторил он с унылым отчаяньем, — отпусти, ей-Богу,

детки, пищат,

сам знаешь. Круто, во как, приходится.

— А ты все-таки воровать не ходи.

— Лошаденку, — продолжал мужик, — лошаденку-то, хоть ее-то… один

живот и есть… отпусти!

— Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас

баловать тоже не приходится.

— Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич, нужда, как есть того… отпусти!

— Знаю я вас!

— Да отпусти!

— Э, да что с тобой толковать; сиди смирно, а то у меня, знаешь? Не

видишь, что ли, барина?

Бедняк потупился… Бирюк зевнул и положил голову на стол. Дождик все

не переставал. Я ждал, что будет.

Мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила

краска. «Ну на, ешь, на, подавись, на, — начал он, прищурив глаза и опустив

душегубец окаянный

Лесник обернулся.

азиат, кровопийца

— Пьян ты, что ли, что ругаться вздумал? — заговорил с изумлением

лесник. — С ума сошел, что ли?

— Пьян!.. не на твои ли деньги, душегубец окаянный, зверь, зверь,

зверь!

— Ах ты… да я тебя!..

— Можем ли мы войти в положение крестьянина?

  • Почему ни жалкие и униженные просьбы мужика, ни заступничество барина не тронули Бирюка? Почему лишь гневный взрыв отчаяния мужика достиг цели? ( Бирюк не может не пожалеть мужика, понимая, что эта озлобленность и отчаяние – от нищеты и безысходности. “Пришиби – один конец; что с голоду, что так – все едино”. )

    12 стр., 5595 слов

    НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ РАССКАЗОВ «ЕМЕЛЯ – ОХОТНИК», «ЗИМОВЬЕ НА СТУДЕНОЙ», ...

    ... времени, которое показано в рассказах писателя Д. Н. Мамина - Сибиряка. Так появилась необходимость изучить критическую литературу, почитать литературу по истории Урала, представить мир, в котором жили герои произведений Мамина – Сибиряка – понять, чем ...

3 группа «Бирюк».

Вы поймали крестьянина, опишите его внешность, подчеркните эпитеты (образные определения), с помощью которых автор описывает героя. Какие чувства вы к нему испытываете?

. Я увидел мужика, мокрого , в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой. Дрянная лошаденка, до половины закрытая угловатой рогожкой, стояла тут же вместе с тележным ходом.

испитое, морщинистое лиц

Вы знаете, что крестьянин- преступник, нарушивший закон. Почему вы решили его отпустить? Ведь вы понимаете, что наказание ляжет на вас.

  • Почему вы не взяли с охотника деньги за срубленное дерево?

4 группа.

Ваша задача — выявить положительные и отрицательные качества Бирюка., Каких качеств оказалось больше? Обладает ли этими качествами крестьянин?, Подведение итогов., Выступление групп, Заполнение диаграммы Венна.

Ваша задача выявить положительные и отрицательные качества бирюка  1 Ваша задача выявить положительные и отрицательные качества бирюка  2Ваша задача выявить положительные и отрицательные качества бирюка  3

Объединяет:

  1. Социальное положение: оба крестьяне.

  2. Бедное , нищенское существование.

  3. Оба преступают закон.

Различия:

  1. Портрет. Бирюк-богатырь. Крестьянин-жалкий бедняк.

  2. Бирюк живет по совести, не ворует. Крестьянин идет на воровство.

  3. Бирюк проявляет лучшие человеческие качества. Крестьянин не имеет этих качеств.

Итак, мы сопоставили образы двух героев рассказа, выявили причины их поступков, теперь попробуем выяснить отношение автора к своим героям. На чьей он стороне?

Автор на стороне крестьянина, он испытывает к нему жалость. В образе Бирюка Тургенев показал героя, который в сложной ситуации, ценой собственного благополучия пытается остаться человеком, сильной личностью.

V. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ РАССКАЗА.

Учитель: Ребята, теперь после прочтения рассказа, что вы можете сказать о его авторе?

  • Как автор относится к своему герою?

  • В чем выражается глубокий авторский интерес к человеку? (Тургенев показал героя, который в сложной ситуации, ценой собственного благополучия пытается остаться человеком, сильной личностью. Может, потому и не принимают его односельчане, что не похож он на них.)

    4 стр., 1861 слов

    Как жили крепостные крестьяне на руси. «Один день из жизни крестьянина

    ... из своей общины. Сочинение Один день из жизни крестьянина Жизнь крестьянина сильно отличается от жизни городского жителя. Крестьян занимается физическим трудом и приходится за один день выполнять ему много работы. Утро крестьянина ... рассказ 1 день из жизни крестьянина по истории Роль церкви в жизни крестьян Еще одним ... поехать в Париж.» Один день из жизни царя: Царь начинает свой день рано и почти ...

  • При анализе рассказа у вас сформировалась собственная точка зрения. Совпадает ли она с авторской? Каков же лесник на самом деле? И что его делает бирюком? (Учащиеся выясняют, что впечатление о Бирюке создается по внешнему виду. На самом же деле это хороший человек, только нелюдимый, скрытый, никому не показывает своего истинного лица. Он знает, что будет наказан хозяином за срубленное дерево, однако отпускает вора. Сам живет в бедности, доходящей до нищеты, но оказывается отзывчивым на чужое горе: понимает, что бедняк ворует не от жадности, а от безысходности, только беспросветная нужда толкает его на такое опасное дело. Наверное, сама жизнь заставляет быть и нелюдимым, грозным: он живет одиноко в лесу в низенькой, закоптелой избушке с двумя малолетними детьми, покинутыми матерью, сбежавшей с каким-то городским мещанином. Крепостное право тоже наложило свой отпечаток на жизнь этого человека. Быть лесником – это единственный источник доходов, чтобы прокормить детей, и он боится потерять работу, вот потому так усердно служит, а, может, и нужно говорить о его добросовестности, что не позволяет служить кое-как.)

  • Какова же основная мысль рассказа? (Писатель нарисовал широкую картину русской действительности середины прошлого века, запечатлел образ великого народа, его живую душу, не сломленную крепостническим гнетом и сохранившую высокие духовные и нравственные качества, жажду воли, веру в жизнь, достойную человека. )

  • С помощью каких художественных терминов нам удалось ее раскрыть? (Пейзаж, портрет, интерьер, речь, поведение героев, конфликт, художественные средства изобразительности.)

  • В конце рассказа автор дает описание природы после грозы. На какую особенность он обращает внимание ? (В лесу чуть-чуть светлело) Почему природа у Тургенева остается мрачной? Ведь гроза прошла? (Природа – это часть жизнь Бирюка. Хмурым и мрачным его сделала жизнь, таким он останется и после встречи с рассказчиком, но в нем теплится благородная душа, способная сочувствовать обездоленному человеку. “Чуть-чуть светлело” еще и на душе Бирюка)

  • Ответили ли вы на все вопросы, которые у вас возникли в начале урока? (Как выглядит? Где живет? Как и с кем живет? Как и с кем общается?)

  • Какие вопросы вам хотелось бы задать теперь?(Слайд №20)

    6 стр., 2637 слов

    Условия жизни главных героев бедные люди. Бедные люди

    ... Картинка к сочинению Главные герои романа Бедные люди Популярные сегодня темы Чудесный доктор соответствует традиции так называемых святочных или рождественских рассказов, которые выстраиваются ... Роман «Бедные люди» продолжает тему «маленького человека», которую можно увидеть в произведениях Пушкина и Гоголя. Уже по названию становится понятно, какую жизнь ведут герои. Они действительно бедные люди, ...

Слово учителя:

А с какой целью мы с вами все это делали сегодня на уроке?

VI. Подведение итогов. (Цветовой тест. Оценка работы учащихся на уроке.)

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему: “ Мое отношение к главному герою рассказа “Бирюк”. Выполнить задания на карточках.

Фамилия, имя ученика _______________________________________________________________

Дата: ______________________________________________________________________________

Тема урока: _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Мое понимание названия рассказа______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Значение слова по словарю Даля: _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Вопросы до чтения текста:

1.__________________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________________

Литературоведческие термины:

Портрет

Художественная деталь

Пейзаж

Интерьер

Речь героев

Поведение героев

Конфликт

Пейзаж

Задание №1: Заполните таблицу примерами из текста.

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели.”

Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями..”

Дождик перестал. в отдалении еще толпились тяжелые громады туч, изредка попыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где темно-синее небо. Звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака…”

Художественные средства изобразительности

Задание №2

Из предложенных характеристик Бирюка подчеркни одной чертой те, которые характеризуют его внешние проявления (например, подневольный..); волнистой линией – те, которые характеризуют внутренние качества героя (например, мужественный) Добавь свои характеристики.

**********

Подневольный, мрачный, нелюдимый, хмурый, грозный (гроза всех мужиков), грубый, немногословный, сильный физически, необщительный, одинокий, покинутый, бедный; мужественный, совестливый, сострадательный, добросовестный, великодушный, добрый, отзывчивы, понимающий, хозяйственный, заботливый, честный, строгий…..

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Какие вопросы вам хотелось бы задать автору после чтения и анализа рассказа “Бирюк”?

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________ ____________

Задание №3

Написать сочинение-рассуждение на тему: “ Мое отношение к герою рассказа “Бирюк”.

По желанию нарисовать только одну иллюстрацию к рассказу и вспомнить, кого из литературных героев напоминает маленькая героиня рассказа Улита?

Сочинение-рассуждение.

Мое отношение к герою рассказа “Бирюк”

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________