Урок по теме «Сочинение-описание предмета»
Ход урока
I. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята. Прежде чем садиться, посмотрите минутку вокруг себя, обратите внимание на то, какие предметы вас окружают в нашей классной комнате, какие из них привлекают ваше внимание постоянно, а какие из них вы почти не замечаете. Подумайте, почему так происходит. Садитесь, пожалуйста.
II. Объяснение нового материала:
Вопросы к классу
-
Назовите предметы, которые привлекают ваше внимание в классе. Попробуйте объяснить, чем именно. Это связано с их красотой, изяществом, необычностью, обыденностью, безобразием, уродством, загадочностью, неясностью предназначения, цветом, формой, постоянным использованием и т. п.
-
Какие предметы вы вообще не замечали и увидели их только сегодня, когда стали специально осматривать класс?
-
Когда вы объясняли, чем именно привлек ваше внимание тот или иной предмет, то перечисляли признаки этого предмета. Как называется тип текста, в котором изображаются признаки предмета, явления?
-
На какой вопрос отвечают описательные тексты?
Верно. Тексты описательного типа отвечают на вопрос какой?,
-
Где мы с вами найдем точное, подробное описание предмета?
Вывод: Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни необходимы ему, чтобы экономить время в быту, в хозяйстве, другие — помогают учиться, третьи — облегчают общение с людьми… Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они связаны, как правило, с какими-либо воспоминаниями и являются своеобразными символами событий, встреч, дорогих сердцу людей, милых душе и глазу мест…
Цель урока
Задание
Цель: Вспомним, какие бывают типы речи?
Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников
... разработку решения проблемы интегрированных уроков в психологии, современными методистами, раскрываем методические основы проведения интегрированных уроков. Даём описание нетрадиционных форм интегрированных уроков. В этой же главе мы указываем на сущность и особенности ...
Слайд
-
Типы речи: повествование, описание, рассуждение
-
Описание – описываются люди, предметы, животные.
-
Повествование – рассказывается о каком – либо событии.
-
Рассуждение — рассуждается о чём-либо.
Что такое описание?
Слайд
Описание — изображение людей, предметов, животных, природы. К текстам описательного характера можно поставить вопрос КАКОЙ? В описании главную смысловую нагрузку несут прилагательные. Для описания характерно использование художественных средств (эпитетов, олицетворений и др.)
Задание:
Что мы можем описывать?
Я предлагаю Вам посмотреть на слайд и рассказать, что вы там увидели. Прочитайте выразительно строки, посвященные красоте цветов. Составьте несколько предложений, описывающих цветы.
__________________________________________________________________
Задание
Слайд
Сравним 2 текста
Перочинный нож – небольшой карманный складной нож. Он имеет одно или несколько стальных лезвий, в каждом из которых есть углубление для открывания ножа пальцем. Перочинным этот нож называется потому, что первоначально он служил для чинки гусиных перьев.
Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек.
Этот ножик был с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.
-
В каком из описаний только сообщаются сведения о перочинном ноже, а в каком автор делится своими впечатлениями о нем?
-
Найти слова в тексте, которые передают впечатления от перочинного ножа?
-
Что именно восхищало автора, когда он был мальчиком?
12 стр., 5734 словИноязычное описание родной культуры как часть глобальной межкультурной ...
... Предметом исследования является иноязычное описание родной культуры в англоязычных путеводителях по России. Целью настоящего исследования является особенность иноязычного описания родной культуры как часть глобальной межкультурной коммуникации. Задачами данного исследования являются: рассмотрение перевода как ...
-
Найти те слова в художественном тексте, которых нет и не может быть в научном. (Попыхтишь, на зависть, бесценное сокровище)
Вывод: Описание предмета в научном стиле — это точное, однозначное, полное перечисление его существенных признаков, без какой-либо оценки. Описание в художественном стиле предполагает выражение отношения к изображаемому; в таком описании не так важно перечислить все детали предмета, как важно остановиться на самых ярких, позволяющих создать образ предмета.
-
О чем говорится в этом тексте?
-
На сколько частей по содержанию он распадается?
-
О чем говорится в первой части?
-
Во второй?
-
В третьей?
Вывод: Таким образом, мы с вами вспомнили, что описательный текст, как правило, состоит из трех частей: начало, основная часть, концовка. При описании предмета в начальной части обычно рассказывается о том, откуда появился предмет, кому он принадлежит или почему о нем дальше пойдет речь; в основной части описываются признаки предмета, каждое предложение этой части добавляет к сказанному новые признаки; конечная часть чаще всего выражает отношение автора к описываемому предмету. В ней часто формулируется основная мысль.
(слайд 13)
Композиция текста-описания
-
Начало (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?).
-
Основная часть (Какой: по форме, величине, цвету, материалу, назначению)
-
Концовка (отношение).
Задание № 2.
Ребята, иногда в текстах описательного характера, появляются речевые недочеты, поэтому следующее задание — исправить речевые недочеты в текстах.
Фрагмент № 1
Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.
Фрагмент № 2
Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтала о заводном зайчике (замена — о такой игрушке).
Фрагмент № 3
Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.
(слайд 15)
Устранить повторы можно следующими способами
Комментарий проблемы. Виды. Основные вопросы второй части сочинения
... нет той, которую вы себе представили. 10. (1)В Москве осень, а в Коктебеле бархатный сезон. (2)Хотя времена иные, но и нынче хорошо в Крыму. (3)Вдоль набережной — сплошные магазины-скворечники с ... Виды комментария: Дать текстуальный комментарий – значит последовательно ответить на ряд вопросов: В какой части текста автор обращается к проблеме (формулирует проблему)? На какие аспекты проблемы ...
исключением повторяющихся слов;
заменой местоимениями;
заменой синонимами,
словосочетаниями.
Вывод: При написании своего сочинения пользуйтесь этими способами устранения неоправданных повторов одних и тех же слов и выражений.
_______________________________________________________________
Задание.
Не забываем, что сегодня мы учимся составлять тексты- описания, поэтому обратимся к одному примеру
Послушайте и подумайте, каким приемом создания образности пользуется автор в этом тексте-описании?
По небу плывут облака. Обычно они похожи на хлопья ваты. А вот это пушистое облако похоже на забавного слоненка с вытянутым вперед хоботом. Важное серое облако – как высоченная гора. Вдруг сверкнуло солнце – и на горе обозначилась тропинка. По ней можно подняться на самую вершину… Еще минута – и… гора превратилась в птицу с раскинутыми крыльями, а слоненок – в плывущий корабль…
Вывод: Верно, приемом олицетворения. Благодаря этому приему облака будто оживают, воспринимаются живым существом, а описание становится эмоциональным, образным. Такими же эмоциональными, образными должны быть и ваши будущие сочинения. Наша с вами задача — научиться описывать предмет именно в художественном стиле, значит, образно, красочно, с передачей собственных впечатлений о предмете.
Запись в тетрадь для конспектов.
!!! При написании сочинения- описания можно использовать прием олицетворения.
__________________________________________________________
Чтобы описать предмет точно, подробно, необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но в деталях. Давайте обратимся к экрану и посмотрим, что с помощью поэтического языка описано.
слайд 16, 17
Мы сегодня узнаем много нового, так давайте обратимся к исторической справке, которую нам подготовила ….
слайд 18
слайд 19,20
Соответствует ли представленное сочинение композиции текста-описания? Выделите в нем соответствующие части.
_____________________________________________________________
Сегодня на урок вы принесли свои любимые игрушки. Можно ли их описать?
Подумайте:
Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете? (За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен).
Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»
... Что вызвало затруднение? Домашнее задание. Написать сочинение по картине К.Ф.Юона “Русская зима. Лигачёво ... показал красоту и очарование зимней природы, теперь обратимся к поэзии ( на рабочих ... знаний. Итак, нам предстоит написать сочинение-описание. Что значит сочинить? (изложить свои ... (Приветствие, создание благоприятного эмоцианального климата). слайд № 1 Здравстуйте, ребята, садитесь. Запишите ...
Представьте, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказы.
Например , щенок – мягкая игрушка их искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина — 25 см, высота – 20 см. Цвет – темно-коричневый. Не озвученная.
Соответствует ли это описание нашей теме? ( Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой).
Перед вами на слайде план нашего сочинения — описания. Соответствует ли он композиции текста — описания? Исправьте.
Работа у доски и в тетрадях.
Задание
Напишите начало своего сочинения, используя опорные слова и предложения
Моя любимая игрушка — кукла Маша. Ее подарил папа, когда мне исполнился 1 год. Она уже совсем старенькая, и не похожа на Барби, но я ее ни на что другое не променяю. Ведь Маша — моя первая подружка. Она всегда была рядом — засыпала со мной по ночам, ела кашу и мыла руки, а еще каталась на горке и купалась в ванне. Раньше Маша была очень красивой: белокурые пышные волосы, розовые губки и щечки, голубые глаза, пухлые ручки и ножки. Теперь она уже не такая яркая, волосы поредели, краски с лица почти стерлись, но до сих пор я иногда жалуюсь ей на свои проблемы или прижимаю ее к себе, когда мне плохо и я плачу, а также делюсь с ней своими радостями и успехами. Однако я расту, и эти милые минуты общения становятся все реже и реже..
__________________________________________________________________________
Рефлексия (слайд 25)
-
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-
Что заинтересовало вас?
-
Что вам понравилось?
-
Чему мы научились?
-
К чему ещё нужно стремиться?
Оценивание
Я поставлю себе отметку ___________, потому что