Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»

Разделы: ,

Предмет : русский язык

Класс : 5

УМК : “Русский язык. 5 класс” под ред. М.М. Разумовской.

Урок рассчитан на 1 учебный час (=45 минут).

Тип урока:

Форма урока: интегрированный, Оборудование :

Цель: научить собирать материал к сочинению и использовать его при описании изображенного на картине, пользоваться художественно-выразительными средствами в письменной и устной речи.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с творчеством К.Ф.Юона;
  • Опираясь на художественные тексты, музыку, репродукции картин, личные наблюдения обучающихся, подготовиться к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона “Русская зима. Лигачево”.

Развивающие:

  • Развивать умение создавать связные речевые высказывания для передачи своих мыслей и впечатлений.
  • Развивать чувство прекрасного.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к музыке, поэзии, живописи, русской природе, учить видеть в ней прекрасное, понимать ее.

Ход урока

1. Организация класса.

(Приветствие, создание благоприятного эмоцианального климата).

слайд № 1

  • Здравстуйте, ребята, садитесь. Запишите число, тему урока. (все записи на уроке ведутся не в тетради, а на рабочей карте урока ().

    Приложение распечатывается с двух сторон и складывается как тетрадь.

Целеполагание:

(слайд № 2)

Вступительное слово учителя

За окном сегодня морозный солнечный зимний день , как и на картине К.Ф.Юона, но я не дам вам замерзнуть, т.к. на уроке мы будем беседовать в теплой дружеской атмосфере и усердно работать для достижения поставленной цели.

2. Актуализация знаний.

  • Итак, нам предстоит написать сочинение-описание. Что значит сочинить? (изложить свои мысли на заданную тему)
  • А что такое описание? Что характерно для этого типа речи? (преобладание прилагательных, перечисление одновременных признаков, один снимок).

  • Что можно описывать? (животных, человека, игрушку, природу, местность)
  • Мы с вами будем описывать картину, на которой изображен пейзаж. (слайд № 4)

Вспомните, что мы называем пейзажем? (на карте уроке есть подсказка: отрывок из стихотворения А. Кушнера, который можно зачитать).

4 стр., 1628 слов

Разработка уроку по развитию речи » – описание по картине ...

... недочеты. VII . Итог урока. VIII . Домашнее задание . Написать сочинение – описание по картине И. И. Левитана «Март». Список используемой литературы [ ... тает, темнеет. V . Составление плана . Высвечивается СЛАЙД №6 1 И.И. Левитан – поэт русской природы. 2 Основная часть:, А) ... - Наша речь должна быть богатой по содержанию и правильной по форме. Яркой и образной нашу речь делают разнообразные ...

  • Посмотрите на репродукцию картины К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачево”. Какие чувства она вызывает? (радость, восторг, вдохновение)
  • А вы любите зиму? Какие ассоциации возникают при слове зима? (слайд №5)

(катание на санках, коньках, Новый год, подарки, снежки, горки и т.д.)

рфографическая пятиминутка.

(слайд № 6).

Задание № 1

3. Изучение нового материала.

Да, зима замечательное время года. Многие поэты , писатели, художники и композиторы, вдохновленные красотой зимней природы, посвящали ей свои произведения.

(слайд № 7) Русский композитор и дирижер П.И. Чайковский написал цикл произведений для фортепьяно “ Времена года”. В нем каждому месяцу посвящена своя музыкальная композиция. Я предлагаю вам прослушать пьесу “ Зима. Февраль”. (слайд № 8)

На фоне музыки демонстрируются картины зимненго пейзажа.

  • Какие чувства пробуждает музыка? (светлые, веселые, бодрые, вдохновляющие, музыка заряжает энергией и т.д.)
  • Мы услышали, как композитор с помощью звуков показал красоту и очарование зимней природы, теперь обратимся к поэзии ( на рабочих картах подбор стихотворений), прочитайте стихотворения (чтение вслух).

  • Давайте вспомним, какие стихотворения о зиме мы учили, может кто-то прочтет наизусть фрагменты стихотворений. (в слабом классе можно зачитать отрывки напечанных стихотворений).

  • Понравились вам стихотворения?
  • А как поэтам удается создать чудесные картины зимы? (при помощи слов, художественно- выразительных средств).

  • Какие средства выразительности вы знаете? Приведите примеры из стихотворений.

Итак, в стихотворениях поэтов природа не является просто фоном, она является активным действующим лицом, она неразрывно связана с миром человеческой души. Она одушевлена.

Теперь вернемся к картине К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачево”. А что мы знаем о живописце? (слайд № 9) (проверка домашнего задания, презентация или сообщение учеников).

(Можно задать дополнительные вопросы: Какая тема нашла отражение в творчестве Юона? Какое время года было любимым? Почему в названии описываемой картины присутствует слово Лигачево?)

  • Посмотрительно внимательно на репродукцию картины “Русская зима. Лигачёво”

(слайд № 10), а теперь закройте глаза и представьте, что вы оказались там. Тихонько походите, прислушайтесь, приглядитесь. Откройте глаза.

  • Что вы почувствовали? (свежесть морозного утра, дуновение ветерка, легкий холодок и т.д)
  • Что вы услышали? (скрип шагов, лай собак, голоса детей, их смех)
  • Что увидели на переднем плане? (ребята, гуляющие по лесу, березы, заснеженная дорога, собака)
  • Что увидели на заднем плане? (заснеженные избы, ездок на лошади, ребята, катающиеся с горы).

    А теперь отдохнем.

Физкультминутка

Не боимся мы пороши,

Ловим снег — хлопок в ладоши.

1 стр., 463 слов

По картине Весенний солнечный день Юона

... и желтого. На переднем плане картины мы видим небольшую улицу, на которой весеннее оживление. Здесь много детей, которые катаются на санках, играют, ... на полотне изображен уже рыхлым. Он не такой белый, как зимой, а с голубым, розовым и серым оттенками. Во многих местах ... На фоне русской природы он часто показывал жизнь русского народа. На картине Весенний солнечный день мы можем увидеть, каким был ...

Руки в стороны, по швам,

Снега хватит вам и нам.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

По пороше побежали

И снежинкой полетали.

Руки плавно отпустили,

Всем улыбки подарили.

Продолжим урок.

  • 1 колонка заполняет строки — снег, деревья
  • 2 колонка заполняет строки — воздух, небо
  • 3 колонка – дети, избы
  • 4 колонка — настроение, пейзаж

Под таблицей есть слова для справок, которые дети могут использовать, если у них появилось затруднение.

Дети зачитывают подобранные эпитеты, другие дети дополняют, учитель может задать наводящие вопросы, если что-то дети упустили. Проверка сопровождается слайдами № 12-13

Подведем небольшой итог:

  • Какова тема картины? (русская зима)

— Какова основная мысль? Что хотел показать (сказать) автор картины? (К.Ф.Юон восхищается русской зимой, красотой русских пейзажей. Живописец хочет, пробудить в нас любовью к родной местам, к природе).

Перейдем к следующему этапу., Задание №3 Словарная работа.

Описывая картину, вы можете столкнуться с речевыми повторами. Чтобы их избежать, давайте подберем синонимы к наиболее часто употребляемым в работе словам. (слайд № 14 )

Художник — живописец, автор, пейзажист.

Нарисовал

Картина — полотно, произведение живописи, репродукция.

Заключительный этап работы.

  • Составим план сочинения, которое нам предстоит написать.
  • Сколько частей в нем будет? С чего начнем? (совместная работа учителя и детей, рабочая карта).

1 часть (вступление)

  • О чем можно написать в 1 части? (о художнике, о его творчестве)

К.Ф. Юон-замечательный художник — пейзажист.

  • О чем расскажем во 2 части? (что изобразил Юон на описываемой картине, и как ему удалось передать всю красоту природы)

2 часть Русская зима в изображении Юона.

А) Белый и пушистый снег., Б) Деревья-великаны., В) Небо, воздух., Г) Зимние забавы ребятишек.

  • О чем напишем в заключении?

3 часть. Заключение.

Рефлексия.

  • Что мы сегодня делали на уроке? (готовились к сочинению, говорили музыке, поэзии, о Юоне, о зиме и т.д).

  • Все ли удалось?
  • Что вызвало затруднение?

Домашнее задание.

Написать сочинение по картине К.Ф.Юона “Русская зима. Лигачёво”, используя рабочую карту урока.