По картине К.Ф. Юона «Русская зима»

Разделы:

Цели:

  • образовательные – познакомить учащихся с картиной К.Ф Юона “Русская зима”; развивать умение воспринимать картину, определять ее тему, озаглавливать, передавать ее содержание, совершенствование правильного написания слов с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными; учить правильно и последовательно излагать мысли;
  • развивающие – развивать в них художественный вкус, умение сравнивать, эмоционально воспринимать увиденное;
  • воспитательные – воспитывать любовь к родной природе, родному языку.

Задачи:

  • Познакомить с творчеством Юона;
  • Hазвивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений.
  • Формировать умение строить текст;
  • Формировать умение определять основную тему произведения.
  • Развивать чувство прекрасного и любви к природе.

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей

2. Беседа о художнике

Константин Федорович Юон родился (12.10.1875 – 11.04.1958, 83г.) в Москве. Его по праву считают поэтом русского зимнего пейзажа. Одни из самых известных его полотен: “Конец зимы. Полдень”, “Волшебная зима”, “Зимнее солнце”.

Рисовать Юон начал с восьми лет и всю свою жизнь посвятил живописи. Большое влияние на его творчество оказали таки великие художники, как В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан.

Исаак Ильич Левитан оказал на художника особое духовное влияние.

  • Давайте вспомним, по какой картине И.Левитана мы писали сочинение? (“Золотая осень”)
  • А какие изменения в природе происходят зимой? Вы любите зиму? За что?
  • Какие пословицы вы знаете о зиме? (Белая скатерть поле покрывала.

Береги нос в большой мороз. Спасибо мороз, что снегу принес. Первый снежок не лежок, выпал, да и тает. Зима лодыря морозит. В зимний холод всякий молод.)

  • Стихи каких авторов мы учили наизусть? (А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева)
  • Давайте вспомним фрагменты этих стихотворений и тех, что вы знаете о зиме.

А) Чтение стихов детьми.

15 стр., 7140 слов

Создает человека природа, но развивает его общество

... Белинский, великий русский мыслитель и литературный критик XIX века утверждал: «Создает человека природа, но развивает ... образует и развивает» человека. Эссе на тему “«Создает человека природа, но образует и развивает его ... высказыванием В.Г. Белинского по этому поводу. Принадлежность человека к природе подметил еще древнегреческий философ Платон: «Человек – двуногое животное без перьев». Но человек ...

Б) Продолжение беседы.

Поэты словом рисовали картины зимней природы, а художник – кистью. Как я уже говорила, его считали поэтом русского зимнего пейзажа.

  • Давайте посмотрим картину Юона “Русская зима”.

3. Анализ картины Юона “Русская зима”

  • Что изобразил на картине художник? (Окраину деревни, снег, снег, царство снега, деревья, причудливо разукрашенные, принаряженные снегом, избушки на пригорке, детей, лошадок.)
  • Что делает картину особенно нарядной и живописной? (Снег.)
  • Как можно его описать, какой он? (Белый, мягкий, пушистый, серебристый.)
  • Что мы видим на переднем плане картины? (Две маленькие елочки – сестрички.)
  • Какие они? (Маленькие, тонкие, трепетно-нежные; они стоят в снегу и терпеливо ждут весны.)
  • Какие они? (Стройные, высокие, словно бахромой разукрашенные, одеты мягким пушистым снегом, словно “яблони в цвету”.)
  • А что еще может уловить взгляд зрителя за березками? (Ель сквозь иней зеленеет.)
  • Какая она? (Такая, какой мы видим на новогоднем празднике – царственная и нарядная.)
  • Что за люди изображены? (Ребята.)
  • Что они делают? (Они идут по занесенной снегом дороге и о чем-то говорят.)
  • Кто бежит впереди? (Собака Жучка или Шарик.)
  • Посмотрите вдаль.

    Какими кажутся предметы?

  • Что мы видим на пригорке? (Три избушки, запорошенные снегом.)
  • Кого можно разглядеть рядом? (Около одного из домов стоит лошадка, впряженная в сани, около другого крестьянин верхом на лошади.)
  • Есть ли еще дети на картине? Что они делают? (Другие ребята выбежали на улицу и, наверное, собираются играть в снежки или лепить снежную бабу.)
  • Радостные дети? (Да! Они рады снегу, зиме.)
  • Какой день? Ясный или пасмурный? (Серый день, сумерки.)
  • Какое настроение передает этот пейзаж? (Спокойное.)
  • Почему? (Природа замерзла. Она спит.)
  • Какой тип текста будем использовать при написании данного сочинения? (Описание.)
  • В тексте – описании можно использовать прием олицетворения.
  • А кто мне скажет, что это такое? (Перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.)
  • Какие превращения совершила зима? (Волшебные.)
  • Кто зимой совершает чудеса? Как волшебники творят волшебство? (Палочкой или руками.)

– А волшебница – зима чем может взмахнуть? (Рукавом.) (Взмахнула белым рукавом и укрыла землю, сковала льдом реки и моря. Взмахнула другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебристым инеем украсила, а где алмазы и жемчуга развесила, как в сказочном царстве.)

10 стр., 4684 слов

Деревья в снегу 6 класс

... Сочинение на тему "Деревья в снегу": как описать деревья в снегу? 10 ответов: Как я жду зиму и радуюсь первому выпавшему снегу. Некоторые говорят, что не любят зимние ... своими ветвями. Меня осыпает лёгким снегом, когда я стою под рябиной и наблюдаю за птицами. Вс ... в городе можно в нескольких местах: парках; ботанических садах; аллеях. Утром в парках солнечные лучи искрятся на серебристом снегу. ...

4. Работа над образными средствами языка

  • Теперь мы подробно разберем детали картины.
  • Опишите, каким художник изобразил снег , его оттенки.

(Пушистый, серебристый, белый, голубоватый, легкий, лохматый, ослепительный.)

  • Зима – волшебница, чародейка, властвует, торжествует.
  • Елочки-сестрички – маленькие, трепетно-нежные, в нарядных белых платьях.
  • Березки – стройные, нарядные, в белом убранстве, словно околдованные в царстве волшебницы зимы; стоят, видны, растут.
  • Ель – возвышается, “сквозь иней зеленеет”, нарядилась, как для новогоднего праздника.
  • Ребята – радостные, шумные, разговаривают.
  • День – серый, тихий, морозный.
  • Избушки – занесенные снегом, низенькие.
  • В ходе написания сочинения вы можете пользоваться словами и словосочетаниями. Переверните свои карточки.
  • Какие слова можно использовать, описывая действия снега ( лежит, покрыл, одел, слился )

(Деревья – стоят, возвышаются, видны, растут.)

5. Орфографическая подготовка

  • Прочитайте слова в карточке.

1) Найдите слова с пропущенными безударными гласными, которые можно проверить, устно подберите проверочное слово, вставьте букву. (Cеребристый, лежит, чародейка, зимы, стоят, видны, зеленеет, нарядилась, сестрички, трепетно.)

2) Найдите слова с пропущенными парными согласными, устно проверьте, вставьте букву. (Снег, легкий, березки.)

3) Найдите слова с непроизносимыми согласными. (Радостные.)

  • У вас в словосочетаниях встречается много имен прилагательных с безударными окончаниями.
  • Вспомните правило написания окончаний.

Имен прилагательных м.р., ж.р., ср. р, мн.ч.

  • Если вы хотите написать слово и сомневаетесь, то можете воспользоваться орфографическим словарем.

6. Составление плана сочинения

  • Подумайте, в какой последовательности будете описывать увиденное.

П л а н.

1. Царство снега и зимы.

2. Волшебства чародейки-зимы.

А) елочки – сестрички

Б) березки

В) царица – ель

3. Жизнь деревушки.

А) дети, избушки, лошадки.

Б) забавы ребят

4. Мое отношение к картине.

  • Попробуйте раскрыть каждый пункт нашего плана. Желая всем отличного настроения, погрузитесь в мир сказки, красоты, волшебства русской зимы.

3 стр., 1393 слов

В день когда по народному поверью зима с молодой весной

... с серыми грустными днями, которые тянутся невероятно долго, с морозами, с унынием и тоской по лету. Но у каждого сезона есть свои значительные плюсы. Грустные дни можно превратить в безудержное веселье когда ... в снежки, развернув целое сражение. Стоит лишь найти ... с окна, потягивая из кружки горячий чай. Танцующие снежинки и проворный ветер, вздымающий белую пургу, не дадут заскучать. Сочинение 4 Зима ...