План сочинения-рассуждения

1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.

2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.

3)Вывод (подтверждение тезиса).

1.ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)

1) фраза, принадлежащая герою дискуссии;

2) собственное высказывание

СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:

1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)

2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР:

  • назывные предложения (Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)
  • парного соединения однородных членов (Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?)
  • антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой)
  • умолчания (Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?)
  • вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны)
  • риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!)

3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)

4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)

^

ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:

  • Глаголов 1-го лица мн.числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим)
  • Союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы, для того чтобы)
  • вводных слов(например, следовательно);(Я согласен с Ильей.

Во-первых,…;

  • во-вторых,…;в-третьих,…)
  • СПП с придаточными причины(Я разделяю точку зрения Николая,

потому что…);

  • использование вопроса и ответа на него

(Разве можно не согласиться с мнением Тани? Конечно, нет.)

^

9 стр., 4324 слов

Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви аргументы. ...

... сочинение ЕГЭ Мы проанализировали множество текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и выявили общие закономерности в формировании проблем. ... погибает. И все же именно воспоминание о родительском доме заставило юношу познать себя и ... произведение со слов благодарности за жизнь, за тепло и уют, за любовь. Поэт настолько ... и стараются как-то скрасить её одиночество. Катерина Петровна ценит их помощь, ...

это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…; отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…

^

СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ:

  • вводных слов(таким образом, итак)
  • синтаксических конструкций

(в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу )

ПРИМЕРНЫЕ задания С 2.1

  1. Вы знаете, что суффикс – это морфема, находящаяся после корня или после другого суффикса и служащая для образования новых слов.

Но у суффиксов есть ещё одна роль: с их помощью говорящий может выразить отношение к предмету, качеству, признаку.

Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспресссивной окраской?»

  1. Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как вы понимаете роль диалога в этом рассказе.

  1. Ознакомьтесь с мнением учёных-филологов о роли пунктуации в передаче смысловых оттенков текста.

«Такие пунктуационные знаки, как кавычки, многоточие и тире, появились лишь к концу 18 века, а сейчас пунктуация достигла такого уровня развития, когда она даже стала помогать авторам полно и глубоко передавать смысловое и эмоциональное содержание текста. Особую роль в способности передавать едва уловимые оттенки значений играет многоточие».

Докажите это утверждение. Напишите сочинение сочинение-рассуждение «Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения?»

  1. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи.

Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны запятые?»

  1. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно двоеточие?»

  2. Роль устаревших и книжных слов в публицистической и художественной речи;

  3. Роль книжных слов в публицистической речи;

  4. Роль лексики разных стилей и сфер употребления в художественном произведении;

  5. Роль антонимов в речи;

  6. Роль антонимов в публицистической и художественной речи;

  7. Роль тире на письме;

  8. Роль тире в тексте;

  9. Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи?

  10. В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

  11. Зачем нужны вводные слова?

  12. Роль вводных слов и предложений в устной и в письменной речи;

  13. Зачем нужны обращения?

  14. Роль риторических вопросов в тексте;

  15. Зачем нужны риторические вопросы?

  16. Роль риторических вопросов в художественном произведении;

  17. Как правильно написать письмо;

  18. Особенности текстов публицистического стиля;

  19. Как строится рассуждение;

  20. Роль цитат в речи.

оставить комментарий
Дата 04.03.2012
Размер 38,71 Kb.
Тип Документы , Образовательные материалы