Тема: Учимся писать сочинение.
Цель:
Задачи:
Ø учить строить предложения, из них составлять связный текст;
Ø обогащать словарный запас;
Ø развитие связной речи (устной и письменной);
Ø развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности, орфографической зоркости;
Ø воспитание любви, бережного отношения к природе;
Класс: 4 класс
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Актуализация опорных знаний.
Словарная работа.
- Письмо слов под диктовку:
Одиннадцать, двенадцать, восемь, пейзаж, портрет, искусство, забавный, лиловый, фиолетовый, изложение, сочинение.
(1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях. Проверка: ученик-консультант проверяет на доске, остальные — взаимопроверка по словарю.)
- В какие группы можно объединить, докажите.
- Для чего надо знать правописание словарных слов?
- Назовите, какой частью речи являются словарные слова.
3. Постановка проблемы.
- Объясните значение слова «сочинение», где можем найти объяснения.
- Работа с Толковым словарем Ожегова.
- Назовите тему урока. Как вы догадались? (д.з подготовиться к сочинению)
- Какие цели поставим на урок?
- Сегодня мы будем писать сочинение на тему «Весна».
- Чему будем учиться сегодня на уроке?
- Какой материал вы подобрали для сочинений?
- Почему?
- Для чего понадобиться?
- Зачем уметь писать сочинения?
Писать сочинение — совсем не сложное, а даже увлекательное занятие. Любое сочинение всегда раскрывает своего автора как личность: рассказывает о его наблюдательности, развитии, о его чувстве юмора, наконец! Но и любая творческая работа даёт замечательную возможность высказать собственное мнение, поделиться интересными наблюдениями, чувствами и впечатлениями.
4.Работа над содержанием сочинения.
1.. Проверка домашнего задания.
- Составление коллажа, зачитывание, рассматривание иллюстраций.
- Что такое коллаж?
-Воспользуйтесь Интернетом, узнайте значение слова коллаж.
Методика работы над связной речью (обучение пересказу, , изложению)
... рассказа. Подробный пересказ 1-2 фрагментов. Составление плана. Сжатый пересказ по плану. Запись текста изложения. Самопроверка. Творческое может включать дополнение, элементы сочинения, изменение деталей. В начале работы ... работы над единой для всех темой, и индивидуальные. По типу речи можно назвать ... пересказ фрагментов, анализ готовых пересказов. Изложение Подробное - самый простой вид. Их пишут ...
2)Работа в группах.
1 группа – подберите к существительным прилагательные.
Весна-
Солнце –
Листья –
Цветы –
Облака –
Ручейки –
Птицы –
долгожданная, тёплая, радостная |
яркое, ласковое, тёплое |
белые, пушистые, воздушные |
маленькие, зелёные, блестящие, липкие |
перелётные, пёстрые |
звонкие, весёлые |
первые, маленькие, нежные, душистые |
ü 2 группа – разделите слова для переноса.
Наступила, подснежники, облака, маленькие, солнце, листочки.
ü 3 группа – подберите к словам синонимы.
-Какие слова называем синонимами?
пришла, ….. |
выглянуло, пригрело, …. |
плывут, ….. |
появились, ….. |
поют, …. |
бегут, поют, …. |
появились, ….. |
Все задание собирается в общую таблицу.
Весна |
долгожданная, тёплая, радостная |
пришла, наступила |
Деление слов для переноса нас-ту-пи-ла под-снеж-ни-ки об-ла-ка, солн-це лис-точ-ки, ма-лень-кие |
Солнце |
яркое, ласковое, тёплое |
выглянуло, пригрело, улыбнулось |
|
Облака |
белые, пушистые, воздушные |
плывут, летят |
|
Листья |
маленькие, зелёные, блестящие, липкие |
появились, выглянули |
|
Птицы |
перелётные, пёстрые |
поют, чирикают |
ЗАПОМНИ! вы гля нуло о бла ка про та линки по дснежники до лго жданн ая поя вились |
Ручейки |
звонкие, весёлые |
бегут, поют, звенят |
|
Цветы |
первые, маленькие, нежные, душистые |
появились, выросли |
3) Работа с презентацией «Весна в картинах известных художников»
- Просмотр презентации «Весна в картинах известных художников»
- Какая картина понравилась больше всего, почему? Опишите увиденное.
- Что такое «текст»? Из каких частей он состоит?
1.Вводная
2.Основная часть
3.Заключение
4. Ошибки, допускаемые в сочинениях.
1. Повторение одних и тех же слов: «У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит».
2. Употребление слова в несвойственном ему значении: «У меня есть подруга Нина. Мы с ней общаемся о многом» (надо: беседуем или говорим).
3. Нарушение лексической сочетаемости: «Ветер постепенно принимал силу» (надо: набирал силу).
4. Употребление лишнего слова: «Пожилые ветераны» (лишнее слово: пожилые).
5. Употребление рядом или близко однокоренных слов: «В рассказе рассказывается» (надо: говорится).
6. Неуместное употребление диалектных или просторечных слов: «На мальчике майка, напяленная на рубашку» (надо: надетая).
7. Неправильное употребление местоимений, вызывающее двусмысленность в предложении: «Когда Коля прощался с отцом, он не плакал» (отец или Коля?).
8. Нарушение порядка слов: «Узкая полоска только с берегом связывает остров» (надо: «Только узкая полоска связывает остров с берегом»)
9. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм: «Когда наступил декабрь, погода резко изменяется» (надо: «Когда наступил декабрь, погода резко изменилась»).
Распространённые грамматические ошибки и недочёты
1. Ошибка в образовании слова: «Скипятить чай» (надо: вскипятить).
2. Ошибка в образовании форм слова: «Без чулков, без носок, более младший, ихний» (надо: без чулок, без носков, младше, их).
3. Ошибка в согласовании: «Держать обоими руками» (надо: обеими руками).
4. Ошибка в управлении: «Добро побеждает над злом (надо: побеждает зло).
10. Нарушение связи подлежащего и сказуемого: «Саше понравилось ёлка» (надо: понравилась).
11. Ошибка в построении предложения с причастным оборотом, деепричастным оборотом, с однородными членами; в построении сложных предложений: «Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» (надо: «Когда я подъезжал…, у меня слетела шляпа»).
12. Пропуск слова: «Она схватила зубами за шиворот» (пропущено: медвежонка).
13. Нарушение границ предложения: «Дворник, когда подметал двор. Сломал ростки тополя» (надо: «Дворник, когда подметал двор, сломал ростки тополя»).
5.Физминутка.
6. Орфографическая подготовка.
— При написании сочинения необходимо знать правила. Какие часто встречаются? Повторите? Если вам встретятся трудные по написанию слова, можете обратиться к орфографическому словарю.
7. Самостоятельная работа.
- Запись текста в тетрадь. (15мин)
- Тихо звучит музыка «Времена года.
Весна» П.И.Чайковского.
Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании
- Во время работы оказывается индивидуальная помощь.
- Слабым учащимся предлагается карточка- помощник с вопросами по тексту сочинения.
8. Самопроверка работ.
При проверке сочинений учащиеся пользуются планом.
9.Итог
- Вернёмся к цели нашего урока, удалось ли вам её достичь?
- Поделитесь своими впечатлениями от урока.
Чем понравился урок?, С какими трудностями столкнулись?, Довольны ли своей работой на уроке?
10 Рефлексия.
· Я все понял и могу объяснить другому. Зеленый цвет
· Я все понял. Оранжевый
· У меня остались вопросы. Красный
11. Домашнее задание
Приложение
Вопросы – помощники (для слабых учащихся)
1. Какое время года наступило?
2. Как стало светить солнце?
3. Что появляется на деревьях?
4. Какие цветы появились на проталинках?
5. Как весной поют птицы?
6. Что ещё происходит в природе весной?
7. Любишь ли ты весну?
План проверки сочинения
1. Первое прочтение
- проверь правильность построения предложений
- проверь логичность построения текста
2. Второе прочтение
- определи нет ли повторов, если есть – замени словом, близким по смыслу
3. Третье прочтение
- проверь написание орфограмм:
ü ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН
ü Написание предлогов
ü Написание словарных слов
ü Написание слов с безударными гласными
ü Написание слов с парными согласными
ü Наличие знаков препинания в конце предложения ( . ! ?)