Методика работы над связной речью (обучение пересказу, , изложению)

В жизни человека и общества связная речь имеет важное значение. Поэтому в методике работа над → связной речью всегда выделяется в особый раздел. Понятие «связная речь» употребляется в трех значениях:

  1. процесс, деятельность говорящего, пишущего (Н.: в процессе связной речи ученики овладевают…);
  2. продукт этой деятельности: текст, высказывание (Н.: анализ связной речи.)
  3. название раздела работы по развитию речи.

Виды связной речи учащихся:

развернутые ответы на вопросы:

  • устный пересказ прочитанного;
  • устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;
  • рассказывание художественных текстов, заученных наизусть;
  • письменное изложение образцовых текстов,
  • творческие литературные работы учащихся,
  • [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/rasskazyi-pereskazyi-sochineniya-ovladev/

  • перестройка данных учителем текстов (выборочные или творческие пересказы и излож)

Пересказ

Требование к пер

  1. подробный
  2. близкий к тексту
  3. краткий (сжатый) учит отбирать важное, лишает возможности механически пересказ текст. Подготовка включ в себя чтение отдельных частей, передачу их сод-я в неск предлож.
  4. выборочный м б организован как пересказ по вопр или иллюстрац. Для выборочного пер выбирается текст с ясной сюжетной линией.
  5. с творч заданием (изменение лица рассказчика, пересказ от лица 1 из героев, с дополнениями, инсценирование.

Подготовка: Анализ сод-я, языка, отработка выразительности чтения, составление плана, пересказ фрагментов, анализ готовых пересказов.

Изложение

Подробное — самый простой вид. Их пишут во всех классах. В 1 классе внимание уделяется составлению предложений и их последовательности. Первые изложения пишутся под руководством учителя. Во 2 классе работа над изложением строится в следующей последовательности.

2 стр., 795 слов

По тексту Лактионова. Анализ сочинения по тексту Лактионова

... (По А.Лактионову) Основные проблемы Авторская позиция 1. Проблема верности истине. (Что значит быть верным истине?) 1. Верность истине означает готовность отказаться во имя неё от убеждений, ... ценным. 3. Проблема отличия фанатизма от преданности истине. (Чем отличается верность своим убеждениям от слепого фанатизма?) 3. Верность истине способствует нравственному развитию личности, а фанатизм ...

  1. Чтение текста учащимися (из книги, ксерокопии или с доски).

    Текст читается 2 раза.

  2. Беседа по содержанию. (О ком говорится в тексте? Что сказано про…).

  3. Словарная работа.
  4. Орфографическая подготовка (наиболее трудные случаи выписываются на доске).

  5. Устный пересказ по плану или по вопр, запис на доске (сначала они даются к каждому предл).

  6. Пересказ всего текста (только в слабом классе).

  7. Написание изложения.
  8. Самопроверка.

Сжатое вводится во 2 и усложняется в 3 классе. Подготовка к нему заключается в том, что текст читается 1 -2 раза, в ходе коллективного анализа выявляется главное и то, что можно опустить. Следует обратить внимание на то, чтобы при сжатом пересказе не нарушались логические связи, не терялась идея рассказа. Иногда проводят сжатое изложение научно-популярных статей. План работы над сжатым изложением:

  1. Чтение текста (2 раза).

  2. Беседа по содержанию (4-5 вопросов).

  3. Работа над языком.
  4. Краткое (1-3 предложений) выражение содержания рассказа.
  5. Подробный пересказ 1-2 фрагментов.
  6. Составление плана.
  7. Сжатый пересказ по плану.
  8. Запись текста изложения.
  9. Самопроверка.

Творческое может включать дополнение, элементы сочинения, изменение деталей. В начале работы творческие задания выполняются после специальной подготовки, в дальнейшем — самостоятельно. Стиль самостоятельно дописанной части д соотв-ть стилю текста-оригинала.

Сочинение

В завис от источников материала

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/rasskazyi-pereskazyi-sochineniya-ovladev/

выделяются следующие типы сочинений.

  1. о пережитом, увиденном, слышанном учениками
  2. на книжном материале, по картине, спектаклю и др.
  3. Сочинения на основе творческого воображения.
  4. Сочинения, где используются разные источники.

По степени самостоятельности выделяют коллективные, т.е. подготовленные в процессе тщательной коллективной работы над единой для всех темой, и индивидуальные.

По типу речи можно назвать повествования, описания, рассуждения, но более распространены повествования с элементами рассуждения или описания;

по языку — эмоционально-образные и деловые.

По темам сочинения в начальной школе весьма разнообразны: о природе, жизни взрослых и детей, о великих людях и др. В 1 классе проводится преимущественно коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Самостоятельное творчество вводится через небольшие зарисовки, сообщение о себе. Во 2 классе дети учатся работать над текстом самос-но. Коллективная подготовительная работа занимает меньше времени. В 3 классе практикуется выбор тем из числа предложенных. Вводятся сочинения делового стиля. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней, проводится на уроках и во внеурочной деятельности и проходит в три этапа:

  1. накопление материала (экскурсия, наблюдения, чтение и т.д.);
  2. отбор и расположение материала (обсуждение, выделение гл, составление плана);
  3. словесное оформление (составление текста, его запись, проверка, совершенствование.