По тексту№2 («Вечные духовные ценности»)

Сочинение

В настоящем пособии, предназначенном для учителей русского языка и литературы в помощь по подготовке учащихся к ГИА, представлены дополнительные материалы к «Сборнику текстов для государственной итоговой аттестации по русскому языку XІ (ХІІ) классы», 2019г (составители: Вылиток С. В., Тимофеева И. В., Волкова О. В.), которые носят исключительно рекомендательный характер.

Б. Шоу говорил: «Единственный путь, ведущий к знанию, − это деятельность». Считаем, что каждый учитель, постигая практику написания сочинений – рассуждений в формате ГИА, должен сам выполнить такую работу, чтобы научиться это делать, и тогда откроются все проблемные ситуации, наиболее трудные моменты в создании самостоятельной оригинальной работы, с которыми столкнется выпускник на аттестации.

Материал, помещенный в пособии, − плод коллективного труда учителей русского языка всех образовательных учреждений города Красный Луч. Брошюра содержит примеры сочинений-рассуждений, предложена подборка типовых конструкций (клише) для всех структурных частей сочинения. Образцы рецензий на работы, написанные на оценку «5», помогут учителю проверить и оформить аттестационную работу в соответствии с методическими рекомендациями, отраженными в Пояснительной записке «Сборника текстов для государственной итоговой аттестации по русскому языку XІ (ХІІ) классы», 2019г (составители: Вылиток С. В., Тимофеева И. В., Волкова О. В.)

Просим обратить особое внимание, что пособие следует использовать только как вспомогательное средство в процессе подготовки выпускников к ГИА, а не как готовый набор сочинений на предстоящей аттестации. Оставляем коллегам право творчески отнестись к предложенным материалам и продолжить работу над совершенствованием речевой культуры учащихся, формированием навыков отбора и анализа информации для успешного написания сочинения-рассуждения на государственной итоговой аттестации в 2020 году.

Творческая группа благодарит всех учителей, принявших участие в создании пособия, и надеется, что оно поможет качественно подготовить одиннадцатиклассников к государственной итоговой аттестации. Желаем Вам успехов!

Сочинение по тексту №7

В своей статье «Земля − колыбель человека» профессор Анатолий Никифорович Захлебный поднимает важную экологическую проблему взаимодействия человека и природы.

Автор обращает внимание читателя на бережное отношение человека к природе, ведь сегодня, как никогда, важно хранить и оберегать Землю: «Земля умирает, если её убивать. Земля оживает, если её возрождать». Доктор педагогических наук А.Н.Захлебный считает, что нужно не только брать от природы, но и давать, оберегать, заботиться о ней.

17 стр., 8272 слов

Итоговая контрольная работа по литературе 11 класс учебно-методический ...

... средней школы по литературе. 3. Структура и содержание работы Итоговая контрольная работа состоит из 23 заданий: 22 задания с ... проведения работы Работа проводится единовременно для учащихся всего класса. Для выполнения работы требуются: черновик, ручка, карандаш. При выполнении работы запрещается ... ведущей темы в произведении 1 1 ВО Б 11 Исключение «лишнего» произведения и мотивация 1 1 ВО ...

Позиция автора, на мой взгляд, сформулирована весьма чётко: человек может убить природу, но может и возродить. Поэтому смысл человеческой деятельности в том, чтобы давать земле посильные нагрузки. Мы должны помнить, что «цивилизация не означает вечного конфликта с землёй».

С мнением автора нельзя не согласиться, настолько оно убедительно. Действительно, на протяжении долгого времени человек воспринимает природу как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности.

Данная проблема волновала многих русских и зарубежных писателей. В своей повести «Царь-рыба» Виктор Петрович Астафьев говорит о том, что природа жива и одухотворена, наделена нравственно-карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоги Герцева. Этот герой наказан за высокомерный цинизм по отношению к людям и природе. Нарушение экологического равновесия таит угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

Подтверждением того, что земле нужно давать «посильные нагрузки», является небезызвестное нам событие, которое всколыхнуло весь мир. 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. Последствия техногенной катастрофы ощутили все страны земного шара. Это заставило задуматься о том, что нужно бережно и с любовью относиться к природе, к матери нашей – Земле.

Подводя итог, хочется сказать: главное, что мы должны помнить, − только бережное отношение к земле нашей – колыбели человечества − позволит нам и будущим поколениям находиться в гармонии с природой.

Сочинение по тексту№31

Юрий Петрович Азаров – русский художник, писатель, доктор педагогических наук, профессор — поднимает очень важную для современности проблему формирования семейных ценностей у молодого поколения. Эта проблема касается каждого из нас, поэтому мы не можем оставаться равнодушными.

Чтобы привлечь внимание читателей, автор приводит выдержки из обращений Василия Александровича Сухомлинского к девушке – будущей жене и матери, − призывая ее быть мудрой, так как «мудрость женщины воспитывает честность мужчины». В то же время великий педагог дает советы и будущему мужу, отцу: в требованиях к юноше очень важная истина: «Уважать женщину – значит уважать жизнь». Юрий Петрович Азаров предлагает задуматься над требованиями к супружеской жизни, обращаясь к ярким высказываниям Василия Александровича Сухомлинского.

В тексте доказывается мысль о том, что именно в труде и заботе формируется личность будущего отца и будущей матери; и крайне важно, чтобы в семейной педагогике на первом плане были любовь и взаимное уважение друг к другу. Только тогда будет развиваться эмоционально-эстетическая личность.

Я полностью разделяю позицию автора. Не зря в народе говорят: «Моя семья – моя опора в жизни». Семья – это близкие люди, у которых общий быт, совместные проблемы и трудности, победы и радости. Гармония в отношениях между близкими людьми дает человеку ощущение внутренней защищенности, стабильности.

В художественных произведениях писатели и поэты создают неповторимые образы разных семей. Читая о семьях, в которых царит душевная атмосфера, где родные люди стараются поддержать друг друга, понимаешь, что такое настоящая семья. Вспомним роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Автор показывает семью Ростовых, где воспитание детей строится на взаимном уважении, понимании и любви. Не случайно Наташа становится прекрасной матерью, хорошей хозяйкой и заботливой женой. С самого детства она ощущала гармонию в отношениях между детьми и родителями. Граф и графиня Ростовы преподали своим детям уроки любви «в неразрывной связи с культурой общения.

4 стр., 1990 слов

Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва (2)

... крепость в жизни Петра Гринева стала «богоспасаемой крепостью», к которой он прикипел всем сердцем и душой. Однако со временем появились проблемы. ... крепость в жизни Гринева: сочинение И вот Петруша уже сидит в санях и едет по заснеженным полям в Белогорскую крепость. Только вот он и ... и казаки, на которых в случае осады не стоило полагаться; комендант капитан Миронов — доблестный и честный человек, ...

Хочу привести еще один пример из романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». «Береги платье снову, а честь смолоду», −так учил своего сына Андрей Петрович Гринев. В разных жизненных ситуациях Петр Андреевич доказывал, что слова отца он запомнил и жил по совести. Петр Гринев не предал Отечество, которому присягал, защитил честь любимой девушки, проявил стойкость и мужество на допросах, и, не выгораживая себя, никого не оболгал. Уроки нравственности, преподнесенные отцом, не прошли даром для сына.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод: личность человека формируется в семье. С раннего детства ребенок должен участвовать «в выполнении родительских функций», обязан учиться брать на себя ответственность за родных и близких.

Сочинение по тексту № 34

В данном тексте Николай Николаевич Дубинин, заслуженный учитель школы РСФРС, поднимает проблему выбора жизненного пути человека.

Автор обращает наше внимание на то, что жизнь будто имеет несколько полюсов. Она предоставляет нам множество возможностей: от проявления мужества, смелости, отзывчивости до трусости, безразличия, тунеядства. От того, какой мы сделаем выбор, зависит наше будущее.

Николай Дубинин утверждает, что «перед каждым вступающим в жизнь встают эти полюса, и к какому полюсу человек пойдёт, зависит от него самого».

Я полностью разделяю мнение советского педагога- новатора, потому что умение делать выбор – основа человеческой жизни. Эта потребность учит нас ответственности, самостоятельности, целеустремленности.

Примеры, подтверждающие данную проблему, можно найти как в жизни, так и в произведениях художественной литературы. В романе И.А.Гончарова «Обломов» главный герой не обделен умом, однако он не прилагает никаких усилий для того, чтобы реализовать собственные способности. Это приводит к тому, что Обломов так и не сумел до конца воплотить свои мечты в реальность, лень не позволила ему этого сделать. Выбирая физическое и духовное бездействие, Илья Ильич решил свою судьбу.

Ярким примером того, что лишь человек – вершитель своей судьбы, является австралиец Ник Вуйнич, который родился с редким наследственным заболеванием: у него до уровня плеч отсутствовали обе руки, а крошечная ступня с двумя пальцами выступала прямо из левого бедра. Несмотря на отсутствие конечностей, он занимается серфингом и плаванием, играет в гольф и футбол. Ник окончил колледж, получив диплом сразу по двум специализациям – бухгалтерский учет и финансовое планирование. Несмотря ни на что, он не сдался, а выбрал полную и активную жизнь.

В заключение хочу подчеркнуть, что наш выбор, в первую очередь, оказывает влияние на собственную судьбу. Поэтому своим действием или бездействием мы сами определяем, кем являемся в жизни.

13 стр., 6342 слов

Смысл жизни человека как проблема выбора жизненного пути

... смысла жизни. Задачи: 1)Представить и изучить проблемы смысла жизни в области философии. 2)Обосновать и рассмотреть смысл жизни, аспекты проблем выбора жизненного пути. Глава 1. Определение смысла жизни Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая ...

Сочинение по тексту №37

Нравственная проблема достоинства как великой ценности всегда волновала людей. Публицист и поэт Юрий Золотарёв помогает нам задуматься над ней, потому что она затрагивает само существование человека.

Размышляя о том, почему люди выбирают разные нравственные ориентиры для жизни, Ю. Золотарев разделяет людей на «носителей высокого статуса − с одной стороны, на подлецов и интриганов – с другой» и «середнячков». Он приходит к выводу, что одним из критериев такого разделения является достоинство – та «великая, несравненная человеческая ценность», перед которой меркнет «жизненная кутерьма».

Ю. Золотарев утверждает, что люди, которым присуще это качество, уважительно относятся к другим, они ощущают «значимость себя как личности», умеют «выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы» Им живется нелегко, потому что «приходится сталкиваться с некой противоположностью человеческого достоинства», когда совершаются низкие поступки, процветают подлость или предательство, происходит «бесконтрольный выброс … эмоций» По мысли автора, человек, «предрасположенный» к достоинству, предрасположен к нему, видимо, генетически».

Я полностью разделяю точку зрения автора и тоже считаю, что достоинство − это способность взаимодействовать с миром, не идя на уступки низменным желаниям, это «талант, данный Богом», который позволяет осознать важность не только самого себя, но и окружающих.

Проблема воспитания достоинства нашла свое отражение в мировой художественной литературе. Юный идеалист и мечтатель Жюльен Сорель (главный герой романа Стендаля «Красное и черное») вначале пытается приспособиться к обществу, где в почете лицемерие, цинизм и раболепие. Свой «мечтательный и сложный цикл самоопределения и самооценки» он прошел, заигрывая с сильными мира сего, но в конце своей короткой жизни понимает, как ничтожен тот мир, который казался ему блистательным. Речь его на суде исполнена чести и высокого достоинства.

Да, тяжелые жизненные ситуации могут встретиться на пути каждого. Плыть по течению, сломаться или достойно выйти из сложившихся обстоятельств − выбор самого человека. Но люди, обладающие чувством достоинства, не сомневаются в своём решении. Таким примером может служить офицер атомохода «Курск» Дмитрий Колесников. Его жизненный принцип отражается в короткой строке из записки, написанной накануне гибели: «Не надо отчаиваться». Сохранение в себе веры, достоинства, чести и мужества в безнадёжной ситуации означает нравственную победу настоящего человека над смертью.

Подводя итоги, можно сказать, что споры о выборе жизненных ценностей будут всегда. Но мне точно известно, что выбор этот полностью зависит от самого человека, от его способности дорожить своим предназначением.

Сочинение по тексту № 40

Русский советский писатель, поэт и драматург Юрий Олеша в своём тексте «В каждом человеке есть дурное и хорошее…» поднимает проблему творчества и назначения художественной литературы.

Автор обращает внимание на то, что очень часто многие спрашивают у художника, создавшего произведение, сам ли он это выдумал. И тут же отвечает: «Да, художник все выдумывает сам». Но нельзя «выдумать того, чего нет в природе». Ю.Олеша также говорит: можно написать целую книгу и назвать ее «Машина превращений». В ней рассказать о работе мастера, показать, как «жизненные впечатления…превращаются в образы искусства». Отметить, что «работа этой машины» не проходит для организма просто так, «а отсюда – трудность быть художником».

17 стр., 8345 слов

Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы. «Детство»

... проблему роли детства в жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни человека» ...

Ю.Олеша так определяет свое отношение к поднятой проблеме: несмотря на то, что при создании художественного произведения автор берет «на сознание очень тяжелую психологическую нагрузку», «историческая задача для писателя – создать книги, которые вызывали бы в нашей молодежи чувство подражания, чувство необходимости быть лучше».

С мнением автора нельзя не согласиться, насколько оно убедительно. Я также считаю, что писатель должен выбрать в себе все самое лучшее, чтобы создать такого героя, который стал бы образцом.

Вспомним повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Один из ее героев – Остап, сын Тараса Бульбы, всегда считался лучшим товарищем, потому что никакое наказание не могло заставить его выдать своих друзей. Герой честно и мужественно сражался с поляками, поэтому, несмотря на молодость, был выбран запорожцами куренным атаманом. Даже плен не сломил Остапа. Он достойно вытерпел все пытки, не дрогнул перед лицом смерти. Перед казнью Остап не только сам проявляет твердость духа, но и пытается приободрить своих товарищей, просит их быть мужественными и показать ляхам, как умеют умирать настоящие казаки.

Приведу еще один литературный аргумент из рассказа А.Солженицына «Матренин двор», главная героиня которого – простая женщина Матрена — сохраняет душевную чистоту и радость жизни, несмотря на то, что на ее долю выпало немало испытаний: потеря близких, тяжелый труд, болезни. Каждый день из года в год она выполняет одну и ту же тяжелую работу: копает картошку, носит в мешках на своих плечах торф, добывая тяжелым трудом хлеб насущный. Но именно в работе героиня находит утешение. Лишения и тяготы не сделали ее черствой и жестокой, напротив, она счастлива, помогая людям, отдавая все и ничего не требуя взамен. А.Солженицын называет Матрену праведником, без которого «не стоит село, ни город, ни вся земля наша»…

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: герои книг всегда учат нас следовать голосу совести и чести, не быть жестоким и равнодушным к тем, кто страдает, ценить в жизни не успех, славу, наслаждения, а добросердечие, отзывчивость, способность чувствовать чужую боль, готовность прийти на помощь нуждающемуся в ней.

Сочинение по тексту № 43

В своем тексте поэт, публицист, эссеист Д. Миронов поднимает нравственную проблему появления совести.

Автор заставляет читателя задуматься над тем, что люди, не ведающие стыда, осложняют жизнь совестливых людей. Как человек, занимающийся философскими науками, Данила Андреевич говорит о том, что если мы сделали что-то неправильное в собственной жизни, то это будет «чувство горечи, обиды, но не стыда». Мы не стыдимся себя, потому что «наедине с собой нет совести». Ощущение неправомерности поступка появляется только по отношению кдругому. Тогда одни чувствуют «эмоциональный осадок», другие «оправдываются разными обстоятельствами», а «требовательные к себе» ощущают «щемящее чувство своей ничтожности». Д. Миронов пишет: если «другой привнес частичку себя в вас», то это и есть путь формирования в человеке этого очень важного качества.

5 стр., 2132 слов

Совесть есть закон законов какая проблема

... Представляем вашему вниманию готовые эссе для ЕГЭ по обществознанию. Эти образцы сочинений ... в ограничения «хороших дел». Значит совесть — это чувство. У ВАС ПРОБЛЕМЫ Все люди, которым я задавал этот ... жизнью, не­зависимо от человеческого желания, постоянно побуждая помыслы последнего на мудрое и доброе. Эссе на тему совесть есть закон законов ...

Д. Миронов убеждает нас в том, что «совесть появляется только по отношению к другому», стремится донести до читателя мысль, что именно «другой заставляет думать не только о себе, но и о нем тоже».

Я полностью разделяю точку зрения автора и также считаю, что у каждого из нас должно быть чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Вспомним роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором муки совести испытывает римский прокуратор Понтий Пилат. Он проявляет трусость и предает Иешуа. Оттого и не спится прокуратору, оттого и не знает Пилат, куда себя деть: бунтует в нем совесть. Поэтому и хочет продолжить разговор со своим неожиданным собеседником, и поверить в то, что казни не было, что он не подписал смертный приговор ни в чем не повинному мечтателю и врачу, бродячему философу Иешуа Га-Ноцри. Истина, справедливость… Эти важные слова встречаем мы на страницах романа Булгакова, и они являются продолжением рассуждений Д.А. Миронова, который размышляет над нравственной природой человека, напоминая читателю о совести и стыде.

В качестве еще одного аргумента хочу привести биографию великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. «Не с теми я, кто бросил землю», − написала Ахматова, оставшись в послереволюционной России, где не признавался ее талант, а семья подверглась сталинским репрессиям. Но, несмотря ни на что, она смогла разделить со своим народом эту трагедию. Это чувство ответственности не только перед другими, но и перед собой, и есть высшее проявление совести.

Таким образом, исследуя нравственную проблему появления совести, можно сделать вывод, что связана она с общественной жизнью человека, проявляясь в поступках по отношению к другим людям. Именно это заставляет нас воспитывать в себе это глубоко человеческое начало.

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

1. Для формулировки проблемы:

  • Проблема, о которой хотел сказать нам автор, такова…
  • Текст Д.

С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой…

  • Волнующую всех нас проблему … поднимает писатель Д. Гранин.
  • Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, — это…
  • Я думаю, что проблема, поставленная автором, — это…
  • Проблема…

не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков.

  • Что такое…? (В чем заключается…?Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

2. Для комментария к проблеме. (Комментарий–это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста).

Типовые конструкции для комментирования проблемы художественного текста:

  • Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… (взаимоотношений кого с кем).

  • Не случайно автор изображает (кого, что)…
  • Поступок героя свидетельствует о том, что…
  • Слова (мысли) героя показывают, что…
  • Симпатии автора на стороне героя…

иповые конструкции для комментирования проблемы публицистического текста:

5 стр., 2030 слов

Почему поступать по совести – это наша естественная потребность? ...

... множество отрицательных примеров. Что значит жить по совести знают далеко не все люди. Вытекающие из этого результаты раскроют пара обыденных случаев: Большинство женщин не любят жить по совести со своей ... мир в своих проблемах. А проблема-то в том, что изначально был выбран тупиковый путь развития — «ни стыда, ни совести». Мини-сочинение: «Что значит жить по совести» Подобную работу частенько ...

  • Проблема раскрывается автором на примере…
  • В качестве примера автор рассматривает…