Образованность и воспитанность (по тексту В.Шукшина “На кладбище”)

Сочинение на тему «Творчество В.М. Шукшина»

Главной тематикой творчества Василия Макаровича Шукшина, бесспорно, являлось крестьянство, а главными героями большинства своих произведения Шукшин чаще всего выбирал именно деревенских жителей. Писатель неоднократно подчеркивал, что душевная открытость жителей сел и деревень гораздо заметнее, чем у городских.

Наиболее полно эта душевная открытость отразилась в образе чудика, героя одноименного рассказа 1967 года. Этот образ странного человека занимает значимое место в произведениях Шукшина, однако будет неправильным утверждать, что это основная типовая разновидность шукшинского героя. Творческий мир писателя не исчерпывался данным характером.

Типология его героев является многообразной и неожиданной. Особенно это заметно в прозе 70-х годов, когда внимание Шукшина направлено на драматические стороны сельской жизни. Этим вопросам посвящены прозаические произведения более крупных жанровых форм, например, роман «Я пришел дать вам волю» (1971 г.), киноповесть «Калина красная» (1973 г.).

250 рублей

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Раскрывает остроту противоречий внутри крестьянского мира Шукшин уже в первом своем романе «Любавины» писатель, однако автор делает это не так всесторонне, как в более поздних произведениях, а на уровне сознания того времени.

В 1971 году Шукшин пишет новое произведение в жанре романа – «Я пришел дать вам волю». Теперь писатель обращается к одной из ярких исторических фигур – образу атамана Степана Разина – и показывает собственный взгляд на личность руководителя крестьянского восстания и концепцию его характера. При раскрытии образа донского атамана Шукшин, в первую очередь, акцентирует внимание на глубоких противоречиях личности великого бунтаря. Так, любя людей и желая освободить закрепощенного человека Разин может убить гонца, принесшего дурную весть. Шукшин не преуменьшает и не затушевывает жестокость, необузданность, самодурство своего героя, но и не умоляет его исторических заслуг. Еще одна отличительной черта романа является то, что Шукшин смотрит на казачью вольницу сквозь призму крестьянских проблем.

Обращается в своей прозе Шукшин и крестьянам, которые вышли из деревни. Наиболее яркое воплощение эта тематика получила в самом известном произведении автора повести «Калина красная». В «Калине красной» описывается непростая судьба Егора Прокудина, который решился переехать жить из родной деревни в город. «Калина красная» – произведение о преступлении, наказании и покаянии, о сострадании, о русской женщине и ее бескорыстной и исцеляющей любви, о простых людях, которые всегда готовы помочь попавшему в беду человеку. «Калину Красную» правильно будет также назвать «пропагандисткой» повестью, в которой автор советует сельским жителям, перебравшимся в город, быть осторожнее, точнее распознавать настоящих людей, самообразовываться.

6 стр., 2641 слов

«Калина красная» В. М. Шукшина

... в Польше, к примеру, вышел тремя изданиями. Осложнения, возникшие при сдаче фильма "Калина красная", да и общее творческое и человеческое перенапряжение Василия Макаровича снова сказались на ... уважение к самому автору. Герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти непонятным. Любители “дистиллированной” прозы требовали “красивого героя”, требовали, чтобы писатель выдумывал, чтобы не дай бог ...

Архив В. Шукшина насчитывает 125 опубликованных рассказов, в которых он по крупицам собрал достоверный портрет крестьянина и образ всего крестьянства в целом. В мире деревни писателю было интересно все: смысл и основы его существования, нравственные основы, человеческие судьбы, проблемы сиюминутные и вечные. Проза Шукшина драматургична, с большим количеством диалогов и преобладанием сценических эпизодов над эпизодами описательными. Шукшин практически не использовал законченный сюжет, поскольку он, по мнению писателя, всегда несет определенный вывод, мораль, а морализаторства писатель не переносил. Для Шукшина всегда было главным показать характер своего героя.

В своей прозе В.Шукшин смог раскрыть сложный, богатый и одновременно драматичный духовный мир сельского человека, на котором определенным образом сказался серьезный социальный слом крестьянской жизни, произошедший в революцию, гражданскую войну и коллективизацию. Важно, что при этом В.М. Шукшин всегда был объективен и никогда не идеализировал крестьянство.

Текст с пробного ЕГЭ 2020. Шукшин. Разбор. , Проблемы:

В чем смысл жизни? Каково предназначение человека? Проблема честности. Проблема совести. Что самое важное в жизни?

Дядя Ермолай

Вспоминаю из детства один случай. Была страда. Отмолотились в тот день рано, потому что заходил дождь. Небо – синим-сине, и уж дергал ветер. Мы, ребятишки, рады были дождю, рады были отдохнуть, а дядя Ермолай, бригадир, недовольно поглядывал на тучу и не спешил. – Не будет никакого дождя. Пронесет все с бурей, – ему охота было домолотить скирду. Но… все уж собирались, и он скрепя сердце тоже стал собираться. До бригадного дома километра полтора. Пока добрались, пустили коней и поужинали, густая синева небесная наползла, но дождя не было. Налетел сильный ветер, поднялась пыль… Во мгле трепетно вспыхивали молнии и гремел гром. Ветер рвал, носил, а дождя не было. – Самая воровская ночь, – сказал дядя Ермолай. – Ну-ка, Гришка… – дядя Ермолай поискал глазами, я попался ему, – Гришка с Васькой, идите на точок – там ночуете. А то как бы в такую-то ночку не подъехал кто да не нагреб зерна. Ночь-то… самая такая. Мы с Гришкой пошли на ток. Полтора километра, которые мы давеча проскакали мигом, теперь показались нам долгими и опасными. Гроза разыгралась вовсю: вспыхивало и гремело со всех сторон! Прилетали редкие капли, больно били по лицу. Пахло пылью и чем-то вроде жженым – резко, горько.

Так пахнет, когда кресалом бьют по кремнию, добывая огонь. Когда вверху вспыхивало, все на земле – скирды, деревья, снопы в суслонах, неподвижные кони, – все как будто на миг повисало в воздухе, потом тьма проглатывала все; сверху гремело гулко, уступами, как будто огромные камни срывались с горы в пропасть, сшибались и прыгали. Мы наконец заблудились. Сбились с дороги и потеряли ту скирду, у какой молотили. Их было много. Останавливались, ждали, когда осветит: опять все вроде подскакивало, короткий миг висело в воздухе, в синем, резком свете, и все опять исчезало, и в кромешной тьме грохотало. – Давай залезем в первую попавшую скирду и заночуем, – предложил Гришка. – Давай, конечно. – А утром скажем, что ночевали на точке, кто узнает?! Залезли в обмолоченную скирду, в теплую пахучую солому. Поговорили малость, наказали себе проснуться пораньше… И не заметили, как и заснули, не слышали, как ночью шел дождь. Утро раскинулось ясное, умытое, тихое. Мы проспали. Но так как ночью хорошо промочило, наши молотить рано не поедут, мы знали. Мы пошли в дом. – Ну, караульщики, – спросил дядя Ермолай, увидев нас, мне показалось, что он смотрит пытливо. – Как ночевали? – Хорошо. – Все там в порядке? На точке-то? – Все в порядке.

24 стр., 11602 слов

Анализ пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня» (1897)

... не стоит рассматривать только эту сторону завязавшегося действия. По сути, завязка в «Дяде Ване» также многокомплексна, как и её экспозиция. Обратной стороной медали является влюбл ... персонаж. Войницкий не хочет его слушать, но это не останавливает Телегина («Позволь, Ваня. Жена моя бежала от меня на другой день после свадьбы с любимым ...

А что? – Ничего. Спрашиваю… Я посылал, я и спрашиваю. «А что?», – а сам все смотрит. Мне стало не по себе. – Зерно-то целое? – Целое, – у Гришки круглые, ясные глаза; он смотрит не мигая. – А что? – Да вы были там?! На точке-то? У меня заныл кончик позвоночника, копчик. Гришка тоже растерялся… Хлоп-хлоп глазами. – Как это «были»?.. – Ну да, были вы там? – Были. А где же мы были? Эх, тут дядя Ермолай взвился: – Да не были вы там, сукины вы сыны! Вы где-то под суслоном ночевали, а говорите – на точке! Сгребу вот счас обоих да носом – в точок-то, носом, как котов пакостливых. Где ночевали? – От… Ты чо? – Где ночевали?! – На точке, – Гришка, видно, решил стоять насмерть. Мне стало легче. – Васька, где ночевали? – На точке. – Да растудыт вашу туда-суда и в ребра!.. – дядя Ермолай аж за голову взялся и болезненно сморщился. – Ты гляди, что они вытворяют-то! Да не было вас на току, не было-о! Я ж был там! Ну?! Обормоты вы такие, обормоты! Я ж следом за вами пошел туда – думаю, дошли ли они хоть? Не было вас там! Это нас не смутило – что он, оказывается, был на току. – Ну и что? – Что? – Ну и… мы тоже были. Мы, значит, маленько попозже… Мы блудили. – Где попозже?! – взвизгнул дядя Ермолай.

– Где попозже-то?! Я там весь дождь переждал! Я только к свету оттуда уехал. Не было вас там! – Были… Дядя Ермолай ошалел… Может быть, мы – в глазах его – тоже на миг подпрыгнули и повисли в воздухе, как вчерашние скирды и кони – отчего-то у него глаза сделались большие и удивленные. – Были? – Были. Он схватил узду… Мы – в разные стороны. Дядя Ермолай постоял с уздой, бросил, сморщился болезненно и пошел прочь, вытирая ладошкой глаза. Он был не очень здоровый. – Обормоты, – говорил он на ходу. – Не были же, не были – и в глаза врут стоят. Штыбы бы вам околеть, не доживая веку! Штыбы бы вам… жены злые попались!.. Обормоты. В глаза врут стоят – и хоть бы что! О!.. – дядя Ермолай повернулся к нам. – Да ты скажи честно: испужались, можеть, не нашли – нет, в глаза смотрют и врут. Обормоты… По пять трудодней снимаю, раз вы такие. Днем, когда молотили, дядя Ермолай еще раз подошел к нам. – Гришка, Васьк… сознайтесь: не были на точке? По пять трудодней не сниму. Не были же? – Были. Дядя Ермолай некоторое время смотрел на нас… Потом позвал с собой. – Идите суда… Идите, идите. Вот тут вот я от дождя прятался, – показал. И посмотрел на нас с мольбой: – А вы где же прятались? – А мы – с той стороны.

2 стр., 718 слов

«Личное отношение к образу Ермолая Лопахина в пьесе А.П.Чехова ...

... простым. Несмотря на свой статус и положение, Лопахин остался человеком глубоко мыслящим, понимающим и чувствующим. Он с огромным уважением относится к Любови Андреевной, которая в детстве для ... тоном он произносит: «Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада!» Ермолай Алексеевич, по сути, отомстил за отца, которому досталась ...

– С какой? – Ну, с той. – Да где же с той-то?! Где с той-то? – он опять стал терять терпение. – Я же шумел вас, звал!.. Я ее кругом всю обошел, скирду-то. А молонья такая резала, что тут не то что людей, иголку на земле найдешь. Где были-то? – Тут. Дядя Ермолай из последних сил крепился, чтоб опять не взвиться. Опять сморщился… – Ну, ладно, ладно… Вы, можеть, боитесь, что я ругаться буду? Не буду. Только честно скажите: где ночевали? Не скину по пять трудодней… Где ночевали? – На току. – Да где на току-то!! – сорвался дядя Ермолай. – Где на току-то?! Где, когда я… У-у, обормоты! – он запекал глазами – чем бы огреть нас. Мы убежали. Дядя Ермолай ушел за скирду… Опять, наверно, всплакнул. Он плакал, когда ничего не мог больше. Потом молотили. По пять трудодней он с нас не скинул. Теперь, много-много лет спустя, когда я бываю дома и прихожу на кладбище помянуть покойных родных, я вижу на одном кресте: «Емельянов Ермолай …вич». Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю – стою над могилой, думаю. И дума моя о нем – простая: вечный был труженик, добрый, честный человек. Как, впрочем, все тут, как дед мой, бабка. Простая дума. Только додумать я ее не умею, со всеми своими институтами и книжками. Например: что был в этом, в их жизни, какой-то большой смысл? В том именно, как они ее прожили. Или – не было никакого смысла, а была одна работа, работа… Работали да детей рожали. Видел же я потом других людей… Вовсе не лодырей, нет, но… свою жизнь они понимают иначе. Да сам я ее понимаю теперь иначе! Но только когда смотрю на эти холмики, я не знаю: кто из нас прав, кто умнее?

Новости

0

Образованность и воспитанность (по тексту В.Шукшина “На кладбище”)

Всегда ли образованность человека свидетельствует о его воспитанности и тактичности? Именно над этим вопросом заставляет задуматься В.Шукшин в тексте, предложенном для анализа.

Рассуждая над проблемой, автор рассказывает историю пожилой женщины, сын которой недавно женился на “образованной лаборантке”. Но, к сожалению, знания не добавили невестке ни человечности, ни ни вежливости, в чем героиня убедилась, съездив к молодоженам в гости. “Да сперва вроде ничего приняли. Ведь я же не так поехала-то. Я же деньжонок с собой повезла. Ну и пока деньжонки-то были, она ласковая была, потом деньжонки-то кончились, она и давай меня учить, как оладушки пекчи. Я ей слово, она мне – пять”. Этот пример показывает, что образованность не является гарантией воспитанности и умения уважать людей.

Так почему же после окончания института человек остается невежественным? Главная героиня рассказа тоже задается этим вопросом. Она удивляется тому, как молодежь, столько лет учась, так для себя ничего и не выносит полезного: “Ах ты, образованная! Вертихвостки вы, а не образованные. Как же это так-то? Вот и знают много, и вроде и понимают все на свете, а жить не умеют”. Из этих слов становится понятно: писатель убеждает нас в том, что можно учиться долго и упорно, но так и не стать приличным человеком.

1 стр., 440 слов

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ЧЕЛОВЕКА

... все упот­ребляем в речи. Словарный запас каждого из нас, конечно, за­висит от степени культуры, образованности и возраста человека и не составляет ... у дру­гих мастеров слова. Вот только нет пока специальных словарей, на которые мы могли бы сослаться, беседуя об этом. Когда- ... вынести при­говор: богат или беден язык этого человека. Ведь не все слова, существующие в родном языке, мы знаем и далеко не ...

Приведенные примеры, дополняя друг друга, раскрывают суть проблемы.

Позиция автора выражена прямо. Он считает, что образованность и порядочность не всегда сочетаются в человеке.

И с этим нельзя не согласиться. Действительно, даже получив самое высшее образование, человек может оставаться грубым, равнодушным, злым.

В заключение хочется добавить: образованность накладывает определенную ответственность на человека. Но, увы, не всякий ее осознает.

Пример сочинения 1: