Урок «Изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег»

Сочинение

Урок развития речи в 5-м классе, Тема: «Изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег»»

Цели урока:

  • закрепить понятие “изложение с языковым анализом”;

  • показать систему языковых средств, использованных в тексте;

  • обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка;

  • содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся;

  • помочь понять учащимся идею, композицию, детали, связи и зависимости текста;

  • развивать творческие возможности учащихся;

  • научить понимать и ценить красоту русского языка.

Оборудование:, Оформление доски

На доске записан план текста.

  1. Странные ощущения.

  2. Мертвая” тишина.

  3. За стеклами все было снежно и безмолвно.

  4. За два часа так необыкновенно изменилась земля.

  5. ……………………………………………………………………….

  6. ……………………………………………………………………….

Даны слова для орфографической работы: пок а залось, зак а чалось, прислуш ива лся, посап ыва ет, показ ыва ли, увид е в, необыкнов енн ая, стекл янн ая, застен чив ая.

3 стр., 1475 слов

Требования к текстам изложений и сочинений

... и анализ текста, чтобы учащиеся не допустили этой ошибки. В этой творческой работе строится главная трудность и главное достоинство сжатого изложения». (М.Р. Львов. Методика обучения русскому языку ... изложений М.Р. Львов выделяет несколько видов: описание отдельного эпизода по вопросу учителя; описание эпизода по картине, иллюстрации; написание отрывков, взятых из разных частей текста, по заданной ...

Ход урока

I . Оргмомент.

Звучит песня «Такого снегопада» в исполнении группы «Пламя»

— О каком времени года идет речь в песне?

— С чем у вас ассоциируется это время года? (… снег)

-Художники рисовали картины зимы, первого снега. Вспомните, по какой картине на заданную тему вы писали недавно сочинение?

Грабарь «Февральская лазурь».

-С какими еще произведениями искусства вы знакомы?

И.Э. Грабарь «Сентябрьский снег», А.А.Пластов «Первый снег».

-Какие вы знаете художественные произведения, описывающие зиму?

-С отрывком из одного такого произведения мы как раз с вами сегодня и познакомимся. Мы будем писать изложение с языковым анализом. Суть этой работы заключается в том, чтобы выявить, какие языковые средства отобраны автором при создании текста и с какой целью он это делал.

II .Объявление темы урока. (учителем)

«Изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег»»

— Запишите число, тему урока в тетрадь по развитию речи. Отложите их. Дальше мы будем работать с черновиками.

III .Работа по теме урока.

1) Знакомство с автором произведения

Сообщение

Ученик 1. Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Гранатном переулке в Москве. Его отец был служащим в управлении железной дороги, мать — дочь служащего на сахарном заводе. Семья Паустовского несколько раз переезжала с места на место, пока не обосновалась в Киеве. В семье будущего писателя любили искусство: много пели, играли на рояле, часто посещали театр.

Ученик 2. Учился Константин Паустовский в Киевской классической гимназии, у него были хорошие учителя, знавшие и любившие русскую словесность, историю и психологию. Паустовский много читал, увлекся сочинением стихов.

Учась в последнем классе гимназии, Паустовский написал свой первый рассказ, который был напечатан в киевском литературном журнале «Огни». С тех пор решение стать писателем завладело Константином Паустовским полностью.

Ученик 3. Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом на Южном фронте, одновременно продолжая писать. В послевоенные годы к Паустовскому пришла мировая известность, что дало ему возможность много ездить по Европе. Писатель был в Болгарии, Польше, Чехословакии, Турции, Италии, Бельгии, Франции, Голландии, Англии, Швеции. Впечатления от этих поездок легли в основу множества его произведений. И часто вместе с Паустовским путешествовал Рувим Исаевич Фраерман.

9 стр., 4031 слов

Готовые сочинения по тексту К. Г. Паустовского на столе в классе стояли

... Готовое сочинение №4 Как учитель влияет на ученика? Вот проблема, которую ставит в тексте К. Г. Паустовский. Рассуждения ... Позиция автора мне близка. Несомненно, воображение – это великая творческая сила, способная преобразить мир, сделать его ... уроках демонстрировал бутылки с желтоватой водой. На этих бутылках можно было прочитать: «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо». Рассказчик, ученик ...

Умер Константин Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.

2) Первичное знакомство с отрывком из текста «Первый снег»

Первый снег.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка качнулась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

(К. Г. Паустовский).

3) Беседа по прослушанному тексту.

— Какова тема текста? Тема текста отражена в его заглавии – «Первый снег».

— Какова основная мысль текста? Основная мысль выражена словами друга автора, писателя, Рувима Фраермана: «Первый снег очень к лицу земле». Тема и основная мысль текста внутренне скрепляют все его части в единое целое.

тип текста

4) Составление примерного плана будущего изложения.

— На сколько частей мы можем разделить данный текст?

— Озаглавим каждую абзац, т. е. составим план.

Примерный план:

  1. «Мертвая» тишина.

  2. «За стеклами все было снежно и безмолвно» (Цитаты из текста — пропедевтика).

  3. Пробуждение Рувима.

    5 стр., 2225 слов

    РР Изложение «Первый снег», русский язык 5 класс

    ... Паустовский). В) Беседа по прослушанному тексту. Какова тема текста? Тема текста отражена в его заглавии – «Первый снег». Какова основная мысль текста? Основная мысль выражена словами друга автора, писателя, Рувима Фраермана: «Первый снег ... в переносном значении. И глагол умер в следующем предложении тоже в переносном значении. Что достигается при употреблении слов в переносном значении? Сравним ...

  4. Земля, похожая на застенчивую невесту.

5) Беседа по содержанию текста

  • Определите стиль текста.

Стиль текста – художественный: автор рисует картины природы, говорит о своих ощущениях, о своём отношении к окружающему; широко использует слова в переносном значении.

Послушайте первое предложение.

  • Какие слова произносятся в нём с логическим ударением?

От странного ощущения.

Почему?

Они настораживают, заставляют ждать объяснения: что произошло?

  • Как ответить на этот вопрос словами автора?

Мне показалось, что я оглох.

  • Какое слово важно выделить в этом предложении?

Показалось

  • Что произошло на самом деле? Чтение 1-го абзаца.
  • Почему слово мёртвая взято в кавычки?

Оно употреблено в переносном значении. И глагол умер в следующем предложении тоже в переносном значении.

  • Что достигается при употреблении слов в переносном значении?

Сравним

Слова, употреблённые в переносном значении, более выразительны. В данном случае благодаря этим словам мы более ярко представляем, даже ощущаем резкую перемену погоды.

  • Проследим, как связаны в этом абзаце предложения.

В нём говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика, а рассказ ведётся от первого лица. Отсюда сцепляющие слова в первых предложениях: я – мне – я ; наступила тишина – такую тишину называют мёртвой – умер, умер, умер. Последнее предложение сложное: в каждой из его частей сказуемое стоит на первом месте, при чтении оно отделяется от подлежащего значительной паузой, интонация выделительная. Сказуемое умер повторяется трижды, и это усиливает наше впечатление от рисуемой здесь картины: на фоне мёртвой тишины слышно, как посапывает во сне кот.

-Если в первом абзаце текста говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика (… лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался …), то во втором – о зрительных : Я открыл глаза. (И что же увидел?)

11 стр., 5250 слов

Эпитет и сравнение в художественном тексте: лингвостилистические ...

... текста и текста перевода художественного произведения; практический анализ произведения О.Уайльда «Мальчик-звезда» Методологической основой исследования в курсовой работе ... слов, употребление слова в переносном, иносказательном значении. ... умереть», «морда» вместо «лицо»; Каламбур (фр. calembour) — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов ...

Белый и ровный свет наполнил комнату.

-Почему свет назван белым и ровным?

Потому что он исходил от снега, побелившего всё вокруг, а не от солнца, не от луны.

Как избегает автор повторения слова окно

К окну — за стёклами.

раздвинуть рамки пейзажа

На головокружительной высоте…одинокая луна.

-Как связаны в этом описании картины определения в

В туманном небе звёзд не видно, поэтому луна одинокая, и сквозь туман круг вокруг луны не жёлтый, а желтоватый.

Следующая часть текста начинается вопросом. Проследите, как рассказчик ищет и находит ответ на него.

сцепляющие слова.

Птица – ветку; ветка – птица.

  • С чем здесь сравнивается снег? Почему?

Сравнение снега с ёлочным дождём вызывает в нашей памяти воспоминание о празднике; автор не просто описывает снег, но и передаёт нам радостное, праздничное чувство, вызванное красотой земли.

Слова Рувима постараемся запомнить и сохранить в изложении.

— С кем сравнивает писатель землю? Почему?

Земля в белом наряде- невеста в белом; невеста – застенчива – красота природы средней полосы России тоже скромна, неброска, «застенчива», как сказал о ней прекрасный русский поэт Н.Рыленков.

6) Работа по предупреждению ошибок

Орфографических

Вспомни,

как пишутся слова:

  • Ощ у щение

  • Пок а залось

  • Комн а та

  • Зав о рожила

  • Зак а чались

  • Снов а

Смотри,

как пишутся слова:

  • Необыкнов енн ая

  • Пр и слушивался

    4 стр., 1846 слов

    По картине А. Пластова «Первый снег» план-конспект по русскому языку (3 класс)

    ... рассмотрели картину А.Пластова «Первый снег». III. Работа с планом Посмотрите на доску. Что вы видите? (План) Правильно, и по нему мы будем писать сочинение. План Дети рады первому снегу. Пейзаж картины (дерево, птицы, ... же время. (Ребята читают слова и объясняют орфограммы) Обратите внимание на словосочетания, которые вам помогут в написании сочинения. Выглянули в окно и удивились Выбежала на ...

  • П о сапывает

  • П о казывали

  • Увид е л

  • Застенч и вая

Пунктуационных

  • В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался жёлтоватый круг.

  • Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду.

  • Ветка качнулась, с неё посыпался снег.

  • Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».

7) Составление учениками текста изложения.

8) Самостоятельное редактирование полученного текста.

— При необходимости воспользуйтесь орфографическими словарями, нашими копилками или попросите о помощи учителя.

IV .Подведение итогов.

V .Рефлексия.

  • Продолжите любую понравившуюся вам фразу:

  • Я узнал (-а)…

  • Я научился (-ась)

  • Мне понравилось…

  • Я бы хотел (-а)…

VI .Оценивание работы учащихся на уроке.

Сегодня ученики, которые готовили сообщения, зарабатывают по баллу, который приплюсуется к оценке, заработанной на следующем уроке. Не забудьте про домашнее задание и про то, что за сегодняшнее изложение каждый получит оценку.

VII. Завершающий этап.

Я вам желаю, чтобы все ваши мечты сбывались, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, ну и конечно, только хороших оценок!

Спасибо за урок. До свидания!