РР Изложение «Первый снег», русский язык 5 класс

обеспечить деятельность учащихся по получению знаний, необходимых для изложения текста;

  • содействовать развитию навыков работы с текстом: определение темы, типа речи, главной мысли и стиля, сохраняя при подробном изложении текста его особенности; содействовать устной и письменной речи и навыков грамотного письма; проверить применение полученных знаний;

  • воспитывать у ребят чувство прекрасного, способствовать развитию интереса к изучаемому предмету.

  • Тип урока

    Оборудование:

    • ПК,

    • презентация,

    • тетради по РР,

    • текст Паустовского

    • музыкальное сопровождение,

    • картины известных художников,

    • видео «Суперфизминутка»,

    • копилка «Подготовка к ГИА»,

    • материал для этапа «Рефлексия»

    Ход урока

    1. Оргмомент.

    Приветствую класс, проверяю готовность к уроку, настраиваю ребят на позитивную плодотворную работу.

    1. Активизация внимания учащихся.

    Из какого она мультфильма? О каком времени года идет речь?, Трое из Простоквашино

    • С чем у вас ассоциируется это время года? (… снег)
    1. Актуализация знаний

    Художники рисовали картины зимы, первого снега — Вспомните, по какой картине на заданную тему вы писали недавно сочинение?

    Грабарь «Февральская лазурь»,

    С какими еще произведениями искусства вы знакомы?

    И.Э. Грабарь «Сентябрьский снег»,

    А.А.Пластов «Первый снег»,

    Киптелая Елена Игоревна

    Не только художники изображали на своих полотнах первый снег, но и писатели и поэты не остались равнодушными к этому явлению природы.

    Какие вы знаете художественные произведения, описывающие зиму? С отрывком из одного такого произведения мы как раз с вами сегодня и познакомимся.

    24 стр., 11622 слов

    Развитие навыков монологической речи

    ... основы развития навыков связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 1 Понятие монологической речи и проблема её развития Характеристика связной монологической речи и ее ... частично подготовленная и неподготовленная речь). Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции: информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях ...

    1. Объявление темы урока. (учителем)

    Тема урока: РР Изложение «Первый снег».

    — Запишите число, тему урока в тетрадь по развитию речи. Отложите их. Дальше мы будем работать с черновиками.

    1. Постановка учениками целей, задач урока.

    Сегодня на уроке мы должны написать изложение. …

    1. Домашнее задание

    Написать изложение в тетрадях по РР

    1. Работа над изложением.

    Изложение мы будем писать по отрывку из текста Паустовского «Прощание с летом».

    А) знакомство с автором произведения, Выступление ученика, Выступление ученика:

    Учась в последнем классе гимназии, Паустовский написал свой первый рассказ, который был напечатан в киевском литературном журнале «Огни». С тех пор решение стать писателем завладело Константином Паустовским полностью.

    Выступление ученика:

    Умер Константин Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.

    Б) первичное знакомство с отрывком из текста «Первый снег», Первый снег.

    Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

    Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка качнулась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

    Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».

    Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

    (К. Г. Паустовский).

    В) Беседа по прослушанному тексту.

    • Какова тема текста? Тема текста отражена в его заглавии – «Первый снег».
    • Какова основная мысль текста? Основная мысль выражена словами друга автора, писателя, Рувима Фраермана: «Первый снег очень к лицу земле». Тема и основная мысль текста внутренне скрепляют все его части в единое целое.

    тип текста

    Г) Составление примерного плана будущего изложения.

    • На сколько частей мы можем разделить данный текст?

    — Озаглавим каждую абзац, т. е. составим план

    6 стр., 2543 слов

    Урок «Изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег»

    ... Паустовским путешествовал Рувим Исаевич Фраерман. Умер Константин Паустовский 14 июля 1968 года в Москве. 2) Первичное знакомство с отрывком из текста «Первый снег» Первый снег. ... 1-го абзаца. Почему слово мёртвая взято в кавычки? Оно употреблено в переносном значении. И глагол умер в следующем предложении тоже в переносном значении. ... тишина – такую тишину называют мёртвой – умер, умер, умер. ...

    Примерный план:

    1. «Мертвая» тишина.

    2. «За стеклами все было снежно и безмолвно» (Цитаты из текста — пропедевтика).

    3. Пробуждение Рувима.

    4. Земля, похожая на застенчивую невесту.

    1. Физминутка. Видео «Суперфизминутка»

    Д) Беседа по содержанию текста

    • Определите стиль текста.

    Стиль текста – художественный: автор рисует картины природы, говорит о своих ощущениях, о своём отношении к окружающему; широко использует слова в переносном значении.

    Послушайте первое предложение.

    • Какие слова произносятся в нём с логическим ударением?

    От странного ощущения.

    Почему?

    Они настораживают, заставляют ждать объяснения: что произошло?

    • Как ответить на этот вопрос словами автора?

    Мне показалось, что я оглох.

    • Какое слово важно выделить в этом предложении?

    Показалось : ведь на самом деле рассказчик не лишился слуха.

    • Что произошло на самом деле? Чтение 1-го абзаца.
    • Почему слово мёртвая взято в кавычки?

    Оно употреблено в переносном значении. И глагол умер в следующем предложении тоже в переносном значении.

    • Что достигается при употреблении слов в переносном значении?

    Сравним : необыкновенная, необычная, особенная, особая тишина – мёртвая тишина; перестал дождь – умер дождь; прекратился ветер – умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад – умер сад.

    Слова, употреблённые в переносном значении, более выразительны. В данном случае благодаря этим словам мы более ярко представляем, даже ощущаем резкую перемену погоды.

    • Проследим, как связаны в этом абзаце предложения.

    В нём говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика, а рассказ ведётся от первого лица. Отсюда сцепляющие слова в первых предложениях: я – мне – я; наступила тишина – такую тишину называют мёртвой – умер, умер, умер. Последнее предложение сложное: в каждой из его частей сказуемое стоит на первом месте, при чтении оно отделяется от подлежащего значительной паузой, интонация выделительная. Сказуемое умер повторяется трижды, и это усиливает наше впечатление от рисуемой здесь картины: на фоне мёртвой тишины слышно, как посапывает во сне кот.

    -Если в первом абзаце текста говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика (…лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался …), то во втором – о зрительных : Я открыл глаза. (И что же увидел?)

    Белый и ровный свет наполнил комнату.

    • Почему свет назван белым и ровным?

    Потому что он исходил от снега, побелившего всё вокруг, а не от солнца, не от луны.

    11 стр., 5250 слов

    Эпитет и сравнение в художественном тексте: лингвостилистические ...

    ... текста и текста перевода художественного произведения; практический анализ произведения О.Уайльда «Мальчик-звезда» Методологической основой исследования в курсовой работе ... является употреблением слова в его переносном значении, но и притом, ... умереть», «морда» вместо «лицо»; Каламбур (фр. calembour) — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов ...

    Как избегает автор повторения слова окно

    К окну — за стёклами.

    раздвинуть рамки пейзажа

    На головокружительной высоте…одинокая луна.

    • Как связаны в этом описании картины определения в

    В туманном небе звёзд не видно, поэтому луна одинокая, и сквозь туман круг вокруг луны не жёлтый, а желтоватый.

    • Следующая часть текста начинается вопросом. Проследите, как рассказчик ищет и находит ответ на него.

    сцепляющие слова.

    Птица – ветку; ветка – птица.

    • С чем здесь сравнивается снег? Почему?

    Сравнение снега с ёлочным дождём вызывает в нашей памяти воспоминание о празднике; автор не просто описывает снег, но и передаёт нам радостное, праздничное чувство, вызванное красотой земли.

    Слова Рувима постараемся запомнить и сохранить в изложении.

    • С кем сравнивает писатель землю? Почему?

    Земля в белом наряде- невеста в белом; невеста – застенчива – красота природы средней полосы России тоже скромна, неброска, «застенчива», как сказал о ней прекрасный русский поэт Н.Рыленков.

    Е) работа по предупреждению ошибок

    Вспомни,

    как пишутся слова:

    • Ощ у щение

    • Пок а залось

    • Комн а та

    • Зав о рожила

    • Зак а чались

    • Снов а

    Смотри,

    как пишутся слова:

    • Необыкнов енн ая

    • Пр и слушивался

    • П о сапывает

    • П о казывали

    • Увид е л

    • Застенч и вая

    • В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался жёлтоватый круг.

    • Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду.

    • Ветка качнулась, с неё посыпался снег.

    • Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».

    Ж) Составление учениками текста изложения., З) Самостоятельное редактирование полученного текста.

    — При необходимости воспользуйтесь орфографическими словарями, нашими копилками или попросите о помощи учителя.

    1. Плакат желаний. Работаем под музыку «Белые снежинки»

    Наш рассказ о зиме, о первом снеге, но, к сожалению, у нас еще снега не было, а как хотелось бы! Но, я в это верю, все в наших руках! Сейчас мы с вами составим плакат желаний (на ватман дети приклеивают снежинки, заранее подготовленные учителем и ватные диски. Получается картина «Зимний пейзаж», сделанная общими усилиями).

    9 стр., 4306 слов

    Снег: что это такое, как образуется, почему белый, откуда берется, фото и видео

    ... друг на друга. Сочинение на тему: «Падает снег» Вот и наступила настоящая зима. Укрыла белым покрывалом всю землю. Как будто Снежная Королева прокатилась на своих санях и засыпала город снегом. За окном ... осине. Издалека видна его красная шапочка между заснеженными ветками. Холодно и голодно птицам зимой. Школьники повесили кормушку в школьном дворе. Теперь туда каждый день слетаются ...

    1. Подведение итогов.

    2. Рефлексия.

    Продолжите любую понравившуюся вам фразу:

    Я узнал (-а)…

    Я научился (-ась)

    Мне понравилось…

    Я бы хотел (-а)…

    1. Оценивание работы учащихся на уроке.

    Сегодня ученики, которые готовили сообщения, зарабатывают по баллу, который приплюсуется к оценке, заработанной на следующем уроке. Не забудьте про домашнее задание и про то, что за сегодняшнее изложение каждый получит оценку.

    1. Завершающий этап.

    Я вам желаю, чтобы все ваши мечты сбывались, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, ну и конечно, только хороших оценок!

    Спасибо за урок. До свидания!