Уроки нравственности по рассказу Б.Васильева «Великолепная шестерка»

Начинать краткое содержание «Великолепной шестерки» стоит с рассказа о поездке молодых людей на лошадях. Всадники возвращались в лагерь перед окончанием смены, ведь в обеденное время им нужно ехать домой. Друзья хотели возвратиться, чтобы утром напоследок прокатиться на конях. Но автобусы за ребятами приехали сразу после завтрака. Водители то и дело поторапливали детей. Утренняя суматоха закончилась отъездом ребят.

лагерь посетили милиционеры

Причина приезда милиции

Кира Сергеевна вошла в свой кабинет, где ее уже ожидал молодой лейтенант. Он был уставший, чем напоминал собой старика. Страж закона сидел на диване, обессиленный он не мог стоять на ногах. Одежда лейтенанта была потрепана. Грудь его формы украшал орден, выданный за отвагу в годы Великой Отечественной войны.

Милиционер сообщил, что у старого фронтовика, проживающего в здешних краях, недавно украли шестерку лошадей. Под подозрение попали лагерные мальчишки, посещавшие в свободное время деревню владельца коней. Мальчики называли друг друга иностранными именами. Фронтовик очень дорожил своими парнокопытными питомцами, всем рассказывал душещипательную историю о чудесном спасении на фронте. Он попал в воду и не мог выбраться оттуда, тогда конь пожертвовал собой ради спасения утопающего. Фронтовой товарищ отдал за старика жизнь.

Причастность мальчишек к произошедшему

один из них недавно говорит что-то о конных поездках

Обвиняющий мальчишек в воровстве старик-фронтовик просит у милиционера три рубля на поминки. Тот отказывает просящему, так как понимал, что мужчина все пропьет. Управляющая лагеря также не воспринимает старика всерьез. Мужчине же было больно от утраты верных лошадиных друзей.

Лейтенант выкладывает на стол управляющей ужасающие фотографии, где видны мертвые лошади. Мальчики просто привязали их вдалеке от дома, оставили тех без воды и питья, что привело к смерти животных. Кира Сергеевна молчала, так как не могла предоставить аргументы в защиту воспитанников.

Тела животных были спрятаны по приказу управляющей. Старик получил от нее 10 рублей на поминки. Все деньги он потратил на водку, выпив которую, он скончался в собственном амбаре, где до сих пор пахло лошадьми.

Борис Васильев — Великолепная шестерка

Борис Васильев

Великолепная шестерка

***

Kони мчались в густом сумраке. Ветви хлестали по лицам всадников, с лошадиных морд капала пена, и свежий нешоссейный ветер туго надувал рубашки. И никакие автомашины, никакие скутера, никакие мотоциклы не шли сейчас ни в какое сравнение с этой ночной скачкой без дорог.

48 стр., 23963 слов

Реферат хемингуэй старик и море

... пойти с тобой в море. Мы уже заработали немного денег. Старик научил мальчика рыбачить, и мальчик его любил. Нет, — сказал старик, — ты попал на счастливую лодку. Оставайся на ней. А помнишь, один ... сеть? Конечно. Никакой сети давно не было — мальчик помнил, когда они ее продали. Однако оба каждый день делали вид, будто сеть у старика есть. Не было и миски ...

  • Хелло, Вэл!
  • Хелло, Стас!

Пришпорь, Роки, своего скакуна! Погоня, погоня, погоня! У тебя заряжен винчестер, Дэн? Вперед, вперед, только вперед! Вперед, Вит, вперед, Эдди! Приготовь кольт и вонзи шпоры в бока: мы должны уйти от шерифа!

Что может быть лучше топота копыт и бешеной скачки в никуда? И что из того, что худым мальчишеским задам больно биться о костлявые хребты неоседланных лошадей? Что из того, что лошадиный галоп тяжел и неуверен? Что из того, что лошадиные сердца выламывают ребра, из пересохших глоток рвется надсадный хрип, а пена стала розовой от крови? Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?

  • Стой! Да стой же, мустанг, тпру!.. Ребята, отсюда — через овраг. Дырка за читалкой, и мы — дома.
  • Ты молодец, Роки.
  • Да, клевое дельце.
  • А что делать с лошадьми?
  • Завтра еще покатаемся.
  • Завтра — конец смены, Эдди.
  • Ну так что? Автобусы наверняка придут после обеда!

Автобусы из города пришли за второй лагерной сменой после завтрака. Водители торопили со сборами, демонстративно сигналя. Вожатые отрядов нервничали, ругались, пересчитывали детей. И с огромным облегчением вздохнули, когда автобусы, рявкнув клаксонами, тронулись в путь.

  • Прекрасная смена, — отметила начальник лагеря Кира Сергеевна. — Теперь можно и отдохнуть. Как там у нас с шашлыками?

Кира Сергеевна не говорила, а отмечала, не улыбалась, а выражала одобрение, не ругала, а воспитывала. Она была опытным руководителем: умела подбирать работников, сносно кормить детей и избегать неприятностей. И всегда боролась. Боролась за первое место, за лучшую самодеятельность, за наглядную агитацию, за чистоту лагеря, чистоту помыслов и чистоту тел. Она была устремлена на борьбу, как обломок кирпича в нацеленной рогатке, и, кроме борьбы, ни о чем не желала думать: это был смысл всей ее жизни, ее реальный, лично ощутимый вклад в общенародное дело. Она не щадила ни себя, ни людей, требовала и убеждала, настаивала и утверждала и высшей наградой считала право отчитаться на бюро райкома как лучший руководитель пионерского лагеря минувшего сезона. Трижды она добивалась этой чести и не без оснований полагала, что и этот год не обманет ее надежд. И оценка «прекрасная смена» означала, что дети ничего не сломали, ничего не натворили, ничего не испортили, не разбежались и не подцепили заболеваний, из-за которых могли бы снизиться показатели ее лагеря. И она тут же выбросила из головы эту «прекрасную смену», потому что прибыла новая, третья смена и ее лагерь вступил в последний круг испытаний.

Через неделю после начала этого завершающего этапа в лагерь приехала милиция. Кира Сергеевна проверяла пищеблок, когда доложили. И это было настолько невероятно, настолько дико и нелепо применительно к ее лагерю, что Кира Сергеевна рассердилась.

  • Наверняка из-за каких-то пустяков, — говорила она по пути в собственный кабинет. — А потом будут целый год упоминать, что наш лагерь посещала милиция. Вот так, мимоходом беспокоят людей, сеют слухи, кладут пятно.
  • Да, да, — преданно поддакивала старшая пионервожатая с бюстом, самой природой предназначенным для наград, а пока носившим алый галстук параллельно земле.

— Вы абсолютно правы, абсолютно. Врываться в детское учреждение…

5 стр., 2243 слов

«Мой лагерь самый-самый» Луневой Татьяны

... Хочу туда снова! Летний лагерь — сочинение №2 (про лагерь) Все с нетерпением ждут лета, заранее планируя свои каникулы. Но не всегда ... часто зависали на баскетбольной площадке. Разнообразить отдых позволяли спортивные мероприятия, которые организовывались старшими в отряде. Я старался ... большие сумки. Дорога Забирали нас из города на автобусах. Всего их было восемь. Впереди ехала полицейская машина. ...

  • Пригласите физрука, — распорядилась Кира Сергеевна. — На всякий случай.

Покачивая галстуком, «бюст» бросился исполнять, а Кира Сергеевна остановилась перед собственным кабинетом, сочиняя отповедь в адрес бестактных блюстителей порядка. Подготовив тезисы, оправила идеально закрытое, напоминающее форму темное платье и решительно распахнула дверь.

  • В чем дело, товарищи? — строго начала она. — Без телефонного предупреждения врываетесь в детское учреждение…
  • Извините.

У окна стоял милицейский лейтенант настолько юного вида, что Кира Сергеевна не удивилась бы, увидев его в составе первого звена старшего отряда. Лейтенант неуверенно поклонился, глянув при этом на диван. Кира Сергеевна посмотрела туда же и с недоумением обнаружила маленького, худого, облезлого старичка в синтетической, застегнутой на все пуговицы рубашке. Тяжелый орден Отечественной войны выглядел на этой рубашке столь нелепо, что Кира Сергеевна зажмурилась и потрясла головой в надежде все же увидеть на старике пиджак, а не только мятые штаны да легкую рубаху с увесистым боевым орденом. Но и при вторичном взгляде ничего в старике не изменилось, и начальник лагеря поспешно уселась в собственное кресло, дабы обрести вдруг утраченное равновесие духа.

  • Вы — Кира Сергеевна? — спросил лейтенант. — Я участковый инспектор, решил познакомиться. Конечно, раньше следовало, да все откладывал, а теперь…

Лейтенант старательно и негромко излагал причины своего появления, а Кира Сергеевна, слыша его, улавливала лишь отдельные слова: заслуженный фронтовик, списанное имущество, воспитание, лошади, дети. Она смотрела на старого инвалида с орденом на рубашке, не понимая, зачем он тут, и чувствовала, что старик этот, в упор глядя беспрестанно моргающими глазками, не видит ее точно так же, как она сама не слышит милиционера. И это раздражало ее, выбивало из колеи, а потому пугало. И она боялась сейчас не чего-то определенного — не милиции, не старика, не новостей, — а того, что испугалась. Страх нарастал от сознания, что он возник, и Кира Сергеевна растерялась и даже хотела спросить, что это за старик, зачем он здесь и почему так смотрит. Но эти вопросы прозвучали бы слишком по-женски, и Кира Сергеевна тут же задавила робко трепыхнувшиеся в ней слова. И с облегчением расслабилась, когда в кабинет вошли старшая пионервожатая и физрук.

  • Повторите, — строго сказала она, заставив себя отвести глаза от свисающего с нейлоновой рубашки ордена. — Самую суть, коротко и доступно.

Лейтенант смешался. Достал платок, вытер лоб, повертел форменную фуражку.

  • Собственно говоря, инвалид войны, — растерянно сказал он.

Кира Сергеевна сразу почувствовала эту растерянность, этот ч у ж о й страх, и ее собственная боязнь, ее собственная растерянность тут же исчезли без следа. Все отныне встало на место, и разговором теперь управляла она.

  • Скудно выражаете мысли.

Милиционер посмотрел на нее, усмехнулся.

2 стр., 998 слов

Какой внутренний мир человека в рассказах Чехова?

... слова героя рассказа «Крыжовник» о том, что человеку нужно не три аршина земли, а весь земной шар. Какой внутренний мир человека в рассказах Чехова? ... нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека. Анна Сергеевна, героиня рассказа «Дама с собачкой», приехала в Ялту, будучи ... удалась. Беликов, «человек в футляре», в противоположность Анне Сергеевне, не пытается как-то изменить течение своей жизни, ...

  • Сейчас богаче изложу. У почетного колхозного пенсионера, героя войны Петра Дементьевича Прокудова угнали шестерых лошадей. И по всем данным, угнали пионеры вашего лагеря.

Он замолчал, и молчали все. Новость была ошарашивающей, грозила нешуточными осложнениями, даже неприятностями, и руководители лагеря думали сейчас, как бы увернуться, отвести обвинение, доказать чужую ошибку.

— Конечно, кони теперь без надобности, — вдруг забормотал старик, при каждом слове двигая большими ступнями. — Машины теперь по шаше, по воздуху и по телевизору. Конечно, отвыкли. Раньше вон мальчонка собственный кусок недоедал — коню нес. Он твой хлебушко хрумкает, а у тебя в животе урчит. С голодухи. А как же? Все есть хотят. Это машины не хотят, а кони хотят. А где же возьмут? Что дашь, то и едят.

Лейтенант невозмутимо выслушал это бормотание, но женщинам стало не по себе — даже физрук заметил. А был он человеком веселым, твердо знал, что дважды два — четыре, а потому и сохранял в здоровом теле здоровый дух. И всегда рвался защищать женщин.

  • Чего мелешь-то, старина? — добродушно улыбнувшись, сказал он. — «Шаше», «шаше»! Говорить бы сперва выучился.
  • Он контуженый, — глядя в сторону, тихо пояснил лейтенант.

— А мы не медкомиссия, товарищ лейтенант. Мы — детский оздоровительный комплекс, — внушительно сказал физрук. — Почему считаете, что наши ребята угнали лошадей? У нас современные дети, интересуются спортом, электроникой, машинами, а совсем не вашими одрами.

  • Шестеро к деду ходили неоднократно. Называли друг друга иностранными именами, которые я записал со слов колхозных ребят… — Лейтенант достал блокнот, полистал. — Роки, Вел, Эдди, Ден. Есть такие?
  • В первый раз… — внушительно начал физрук.
  • Есть, — тихо прервала вожатая, начав буйно краснеть.

— Игорек, Валера, Андрей, Дениска. Это же великолепная шестерка наша, Кира Сергеевна.

  • Этого быть не может, — твердо определила начальница.
  • Конечно, бред! — тотчас подхватил физрук, адресуясь непосредственно к колхозному пенсионеру.

— С похмелюги, отец, поблазилось? Так с нас где сядешь, там и слезешь, понял?

  • Перестаньте кричать на него, — негромко сказал лейтенант.
  • Поди, пропил коняг, а на нас отыграться хочешь? Я тебя сразу раскусил!

Анализ произведения и основные идеи

Произошедшее действительно затрагивает душу, начиная трепетным рассказом старика о чудесном спасении на фронте лошадью, заканчивая трагическими смертями. Создавая краткий пересказ, сложно сказать, кто виноват произошедшем, стоит ли винить детей или безответственность управляющей лагерем, которая даже не замечала отсутствия детей, кравших лошадей. Прочитав краткое содержание «Великолепной шестерки» Бориса Васильева, можно сказать о том, что вина в первую очередь должна ложиться на плечи родителей мальчишек, вырастивших их бесцеремонными эгоистами.

Автор пытается осветить несколько важных черт общества того времени:

  • Восприятие животных как простого товара. Мальчики просто забыли о конях, они только жалели о том, что не успели покататься напоследок, но даже не подумали сообщить, что где-то привязаны выкраденные лошади, которых надо бы отвязать.
  • Безразличие к заслугам старшего поколения. Старик-фронтовик совершил немало благих дел и отслужил Отчизне с отличиями. Но Кире Сергеевне наплевать на эти рассказы о заслугах, звучащие из уст милиционера. Она лишь высмеивает старика, считая его пьяницей.
  • Высмеивание «мнимого» будущего и перспектив писателем. Управляющая лагерем рассказывает лейтенанту о том, что обвиняемые мальчики принесут огромную пользу обществу и всему СССР. Но не могут уже изначально эгоистичные люди, совершившие преступление, быть будущим страны.

Заканчивается произведение трагическим эпилогом, который стоит читать полностью. Слова в нем заставляют задуматься над такими важными вопросами, как нравственность, ответственность, уважение к старшим.

2 стр., 695 слов

Русская фантастика (И. А. Ефремов и Кир Булычев)

... исторических наук, лауреат ряда литературных премий, Кир Булычев живет и трудится в Москве. В недавнем прошлом вышло полное собрание сочинений писателя и ученого, в него вошли ... сценарист Игорь Всеволодович Можейко — Кир Булычев (псевдоним Кир Булычев образован путем совмещения имени жены и девичьей фамилии матери). Как ученый Кир Булычев известен своими исследованиями по истории и культуре Юго- ...

Сочинение на тему великолепная шестерка

Уроки нравственности по рассказу Б.Л.Васильева «Великолепная шестерка» Урок разработала Слюйменова Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории, МБОУ « Лицей № 200» Цели:

1.Довести до сознания учеников уроки нравственности, заложенные в идейном содержании произведения. 2.Принятие детьми вечной истины: каждый в ответе за свои поступки. 3.Развитие честности, великодушия, гуманизма, искренности.

Предварительная работа:

1.Знакомство с текстом рассказа. 2.Опрос родителей об их пионерской юности. 3.Словарная работа: «пионерский лагерь», «бюро райкома», «знамя соцсоревнования», «круп», «каурый», «гнедой», «чубарый», «сивый». К.Г.Паустовский сравнивал произведения искусства со сверкающим и крепким кристаллом. Создатель нашего кристалла- писатель Б.Л.Васильев. Он очень своеобразен и самобытен. Сегодня мы поговорим о его рассказе «Великолепная шестерка», он дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, проявляющейся во всем: в композиции, в выборе названия рассказа, в сопоставлении характеров, в речи персонажей. Голос автора здесь почти не слышен. Наша задача- проникнуть в тайну мысли писателя, понять, какие проблемы его волновали, что хотел Борис Васильев сказать нам, читателям. –

Основную проблему, которую поднимает автор, можно сформулировать так: «Какого человека можно назвать великолепным?»

Так как это имя для вас новое, сейчас мы познакомимся с этим писателем. (

Один из учеников представляет презентацию о Б.Л.Васильеве)

  • Ребята, читая произведение, первое, с чем мы встречаемся, -это название . Название отражает тему произведения или проблему, мы уже чего-то ждем , что-то предполагаем.
  • Скажите, когда вы прочитали название рассказа, о чем вы подумали

? –

Оправдались ли ваши ожидания?Почему?-Обратимся к рассказу. .Это наше первое знакомство с героями. Кто они? В какой момент мы их видим?

(Мальчишки представляются нам ковбоями с Дикого Запада, они уходят от погони. Таким образом, начало рассказа как бы соответствует нашим ожиданиям, мы ждем каких-то необычайных событий, приключений).

Вы прочитали рассказ.

Попробуйте определить ваше настроение послепрочтения рассказа

— Перед вами лежит листок-словарь настроений. Отметьте в нем слова, передающие ваше настроение. Этих слов может быть несколько. (Беспокойное, веселое, восторженное, грустное, жуткое, ликующее, мрачное, печальное, сердитое, солнечное, спокойное, теплое, торжественное, тревожное, бодрое, возмущение, грустной радости, добродушное, загадочное, мечтательное, нежное, светлое, сказочное, сочувствующее, таинственное, тихое, тоскливое, хмурое).

18 стр., 8995 слов

Николай лесковчеловек на часах. Сочинения по рассказу Лескова «Человек на часах

... возобладала над бездушностью государственных законов и правил. Сочинение «Человек на часах» по рассказу Н. Лескова Когда я читал произведение Николая Лескова «Человек на часах», то размышлял о правилах. Правила ведь придумали ... понимают, что ответственность надо держать, прежде всего, перед своей совестью. В рассказе «Человек на часах» Н. С. Лесков показывает, насколько тонка грань между долгом и ...

  • Объясните

почему именно такое настроение вызвал у вас этот рассказ

Если настроение плохое, то почему

? Ребята, человек формируется в определенное время, в определенную эпоху, и она накладывает свой отпечаток на характер человека. –

Один учащийся представляет презентацию о пионерской организации.

Итак, герои рассказа- пионеры, которые отдыхали в летнем лагере. Покатавшись на лошадях, они привязали их к дереву, а на следующий день уехали домой-закончилась смена. –

Кто они? Какую характеристику дают им работники лагеря?

(Прочитайте)

Валера

  • прекрасные математические способности, победитель математических олимпиад.

Славик-

второй Карпов, надежда области, а возможно, и всего Союза.

Игорек

  • поразительное техническое чутье.

Дениска-

уже овладел 3 языками. Давая характеристику детям, работники лагеря обращают внимание прежде всего на их интеллектуальные качества.

Можно ли судить о человеке только по его способностям?-Кира Сергеевна называет всю вторую лагерную смену «прекрасная смена», прочитайте, что она вкладывает в это определение.Кроме этих ребят, с кем еще мы знакомимся в рассказе

? (Кира Сергеевна, старшая пионервожатая, физрук, молодой лейтенант, ветеран войны- Петр Дементьевич Прокудов).

-Давайте попробуем с вами

составить систему образов, разделив этих героевна группы. Что у вас получилось? По какому принципу вы их разделили?

(Это два противоположных лагеря. Противоположных по жизненной позиции: для 1 группы важно доказать свою непричастность к происшедшему, сохранить переходящее знамя соцсоревнования. Они напористы, грубы, неискренни, отказываются даже от очевидных фактов. Другая группа- они ничего не требуют, их по-настоящему заботит судьба молодого поколения, отсюда горечь, боль в их словах).

Кира Сергеевна « тут же выбросила из головы «прекрасную смену», потому что прибыла новая, третья смена и ее лагерь вступил в последний круг испытаний». Лейтенант приезжает в пионерский лагерь , потому что его волнует судьба и ветерана войны, и этих ребят, которые совершили этот проступок не со зла, просто в их воспитании были какие-то пробелы, чему-то важному их не научили, и об этом надо было поговорить. Кира Сергеевна лейтенант Пионервожатая Петр Дементьевич Прокудов Физрук –

Почему во главе первой группы вы поставили КируСергеевну?

(Она директор лагеря, от нее исходят приказы, она проявляет инициативу).

Что нас настораживает в ее описании

? Прочитайте. ( …

не говорила, аотмечала; не улыбалась, а выражала одобрение; не ругала, а воспитывала; ивсегда боролась

  • В ней не чувствуется искренности, сердечности, она как какой-то механизм. –

Какое необычное сравнение использует автор, описывая Киру Сергеевну

?

8 стр., 3804 слов

Качества которые я ценю в человеке – 100 к 1. Какие качества ...

... все хорошее,… Сочинение на тему “Одиночество” Одиночество – это скука, это жизнь человека в одиночку, когда человек живет и не касается других людей. Таких людей очень много. Но все-таки, почему человек стал одиноким? Какие ... это те качества, без ... люди – это зачастую щедрые люди. Они готовы поделиться многим. А жизнь устроена так, что чем больше человек отдает, тем больше он получает. С жадными людьми ...

Как здесь проявляется авторское отношение

?( «

Она была устремлена наборьбу, как обломок кирпича в нацеленной рогатке, и , кроме борьбы, ни о чем не желала думать»).

(Кирпич в рогатке-это причиненная кому-то боль, страдание, невозможность предугадать и остановить, запретное, нечестное оружие. Наверное, и Кира Сергеевна использовала в своей борьбе не всегда честные приемы. Человек, который всю жизнь проводит в борьбе, скорей всего, большинство людей воспринимает как своих врагов, а не единомышленников. –

Хотя, может быть, ее единомышленниками являются пионервожатая и физрук?

Почему у них нет имен

? (Имя индивидуализирует человека, они подобие своего директора, у них нет своего мнения, они только поддакивают, они такие же напористые, агрессивные, как Кира Сергеевна).

Чем лейтенант отличается от этих людей

?

С какой целью он приехал? Ведь сменазакончилась, ребята разъехались по домам

  • (Он говорит негромко, смущается, ведет себя спокойно, уважительно, иногда теряется от чужой наглости;
  • когда нужно, проявляет твердость;
  • его волнует судьба чужого для него человека, потому что еще бабка учила : «

Старики дадети-всем родня…».

Он приехал не для того, чтобы ребят строго наказали, он хочет, чтобы люди, которые занимаются воспитанием детей, обратили внимание на то, что дети растут равнодушными и безответственными.)

Чтение учащимися стихотворения Н.Заболоцкого «Лицо коня».

Животные не спят .Они во тьме ночной Стоят над миром каменной стеной. Лицо коня прекрасней и умней. Он слышит голос листьев и камней. Внимательный! Он знает крик звериный И в ветхой роще рокот соловьиный. И ,зная все, кому расскажет он Свои чудесные виденья? Ночь глубока. На темный небосклон Восходят звезд соединенья. И конь стоит, как рыцарь на часах, Играет ветер в легких волосах, Глаза горят, как два огромных мира, И грива стелется, как царская порфира…

Откуда в русском человеке такое трепетное отношение к лошади?

Крестьянская семья, имевшая лошадь, считалась уже зажиточной; лошадь берегли, отдавали последний кусок хлеба. Первая игрушка-деревянный конек, конек на крыше дома, подкова на двери- к счастью; сказочный Сивка-бурка и слова «Полцарства за коня!» –

Как к лошадям относится Петр Дементьевич Прокудов? (

любит, заботится, испытывает благодарность, ведь Кучум во время войны спас ему жизнь,это в его «зимней конюшне так замечательно пахло лошадьми».) –

Что можно сказать об отношении лейтенанта?(

Он тоже переживает, он описывает гибель коней так, как будто сам был свидетелем . В его словах слышится непритворная боль и страдание.) –

А как наши пионеры отнеслись к лошадям?(

Они наигрались, накатались, потешили свое самолюбие и обрекли коней на мучительную , голодную смерть.) –

Охарактеризуйте этих ребят, используя качества, записанные на доске.

Можно использовать не все перечисленные качества. Качества Умные Гуманные Ответственные Целеустремленные Отзывчивые Понимающие Увлеченные Милосердные Рассудительные Начитанные Добросердечные Предусмотрительные Одаренные Скромные Талантливые Сочувствующие Упорные Доброжелательные Итак,

7 стр., 3106 слов

Человеческие качества в цикле рассказов Людмилы Улицкой ‘Бедные ...

... Так заканчивается рассказ « Бедные родственники». По-моему, здесь есть повод задуматься над такими качествами, как доброта и бескорыстность. Обычно те люди, над которыми ... опыт помог Людмиле Евгеньевне Улицкой в написании цикла рассказов «Бедные родственники». Цикл рассказов «Бедные родственники» Цикл рассказов «Бедные родственники» состоит из нескольких произведений. Содержание, на мой взгляд, ...

какие же качества из перечисленных вы использовали? Почему?

Теперь добавьте те качества, которых нет в списке. Выберите их из другой группы:

смелые, бессердечные, равнодушные, уважительные, воспитанные, безответственные, бездушные, изобретательные, непримиримые.)-Какие качества перевешивают? Что в человеке должно быть на первом месте? (

Прежде всего душевные качества: милосердие, сочувствие, сострадание .)

  • Почему ребята такие? От чего это зависит? С кого они берут пример? (

Это прежде всего работники лагеря : Кира Сергеевна, ее помощники. Они , сами лишенные человечности, не замечают за способностями и талантами своих воспитанников их душевной черствости.) –

Молодой лейтенант приехал, чтобы бить в набат. Услышали его, поняли?

(Нет. Все заняты тем, чтобы снять с себя вину, оправдаться, изменить формулировку, свалить вину на другого.) –

И мы понимаем, что по-настоящему судьба детей, их воспитание заботит именно лейтенанта и заслуженного ветерана.-Ребята, представляя нам Петра Дементьевича Прокудова, о чем еще размышляет автор? (

О судьбе ветеранов войны, которых остается все меньше и меньше. ) –

Помнят ли о них, заботятся? (

Вроде бы да. Торжественные линейки у обелиска Славы, парады, салюты, цветы. ) –

Почему же лейтенант говорит об этом с горечью? (

Потому что это память о тех, кто погиб. А где забота о больных, контуженных, бессильных стариках, которые еще живы?) –

А наши пионеры? Что они? О ком-то из ветеранов позаботились, согрели заботой и вниманием? (

Нет. Мы только узнаем, что они приходили к ветерану и брали у него покататься лошадей. А однажды забыли вернуть и лишили старого человека единственной привязанности в его жизни.) –

Какие же проблемы волнуют Б. Васильева?О чем он размышляет

? (О бездуховности, равнодушии и безответственности молодого поколения, о тех людях, которые растят и воспитывают это поколение, о том, что забота о ветеранах выливается в какие-то формальные традиции.) -Непонятые и неуслышанные , лейтенант и ветеран уходят. Но этим рассказ не заканчивается .

Прочитайте эпилог. В чем его значение?

( Эпилог усиливает трагическое звучание рассказа. Попустительство руководства лагеря привело к гибели коней. Желание скрыть правду, откупиться, равнодушие к живому человеку привели к гибели старого заслуженного человека.) –

В чем смысл названия рассказа

? (Это название нужно понимать не буквально. В нем чувствуется боль и горькая ирония. Людей нужно оценивать прежде всего по их человеческим, душевным качествам. Да, у этих детей много способностей и талантов, в этом смысле они великолепны, но они лишены милосердия, не приучены отвечать за свои поступки.)

  • Можно ли наших героев назвать великолепными?

Какого же человека вы бы назвали великолепным, замечательным?Именно благодаря таким людям жизнь на земле продолжается. Одним из таких людей была мать Тереза. Она организовала Орден милосердия и пыталась противостоять человеческим бедам , помогать страждущим. Ей дарили драгоценности, машины, она обращала все это в деньги и строила больницы, приюты. Ей были открыты двери и хижин, и дворцов, она беседовала с бедняками и с королями. В 1997г. матери Терезе была присуждена Нобелевская премия, и эти средства тоже были потрачены во имя « нежеланных, нелюбимых и необласканных».

3 стр., 1304 слов

Нравственные качества человека

... не изменяя себе. Сочинение на тему нравственные качества человека Нравственные качества человека Нравственная деградация, низость А. П. Чехов “Крыжовник” Жизнь за крыжовник Совсем маленький рассказ Антона Павловича Чехова вместил целую жизнь человека. Рассказ написан о ...

  • Мы заканчиваем наш урок

Какие мысли вызвал у вас этот рассказ

? (Человек в ответе за свои поступки. Человека надо ценить не за его интеллектуальные способности, а прежде всего за душевные качества. Надо помнить о героях войны, которых осталось так мало, быть с ними рядом, сочувствуя, помогая. Если человек совершил проступок, он должен признать свою вину и попытаться исправить.) Я уверена, что этот рассказ никого из вас не оставил равнодушным. Проблемы, которые поднял автор в рассказе, нашли и в ваших сердцах отклик и понимание. И , наверное, чтобы лучше понять произведение, нужно будет обратиться к нему еще не один раз. Мы не слышим здесь голоса автора, но мы чувствуем его присутствие. Как вы думаете, если бы Б.Васильев в конце рассказа хотел напрямую обратиться к вам, молодому поколению, какие слова он сказал бы вам? Д/з : сочинение-миниатюра на тему «Мои размышления после прочтения рассказа Б.Васильева «Великолепная шестерка».