Произведение война и дети софья радзиевская

с опорой на произведения отечественной литературы )

Цель урока:

Задачи урока:

  • повторить произведения, которые наиболее ярко и удачно помогут раскрыть тему,

  • изучить материал по теме сочинения;

  • развивать навыки исследовательской работы;

  • показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя;

  • развивать компетенции, способствующие формированию навыков анализа литературного произведения;

  • развивать навыки выразительного чтения, устной монологической речи.

  • способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны.

Средства обучения:

Ход урока:

Учитель: 1941 год. Время отбивало последние минуты мирной жизни страны – двадцать второе июня… четыре часа… началась самая страшная, самая кровавая из всех войн. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война?

(В течение урока подготовленные учащиеся читают выразительно стихи наизусть).

Ученик:

Дети войны — и веет холодом,, Дети войны — и пахнет голодом.

Дети войны — и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы.

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Их кровь алеет на плацах маками,

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны — и боль отчаянна!

О, сколько надо им минут молчания…

Л.М. Голодяевск ая ,

Учитель : Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на 25 лет. Их называли – «Дети войны». Вдумайтесь в эти цифры: каждый день теряли 9168 детей, каждый час – 382 ребенка, каждую минуту – 6 детей, каждые 10 секунд – 1 ребенок.

35 стр., 17072 слов

Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста

... игры как основы развития творческого начала детей младшего школьного возраста, разработана вариативная форма использования игр на уроках ... играх способствует их самоутверждению, развивает ... следующие методы: ... игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру ...

«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». Это слова Александра Твардовского. Что же о них, о детях войны, знаем мы? Как могут взрослые защитить ребенка? Нужны ли книги, рассказывающие о тех тяжелых днях? Эти вопросы задавали себе писатели, которые обращались к теме военного детства. Такие же вопросы сегодня стоят и перед нами. Наша цель – подготовка к написанию сочинения по теме «Дети войны».

Сегодня нам с вами предстоит выбрать круг вопросов, которые можно рассмотреть в данной теме, определить, как и с помощью каких произведений вы будете доказывать основную мысль сочинения. Вам предстоит ответить на вопрос: «Почему актуальна эта тема и в наши дни?»

Вспомним основные этапы работы над сочинением.

Памятка №1

Композиция сочинения

Рекомендации при работе над сочинением

Вступление

Чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно ответить в рамках вашей темы, обоснуйте свой выбор. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.

Основная часть

Главное ее содержание — это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.

Заключение

Задача этой части — ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова «проблема», «композиция», «образ», «пейзаж» и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму — от вопросительной к утвердительной.

Памятка №2

Типы вступления

Историческое вступление

Возможно только в тех сочинениях, где рассматривается значение данного произведения, творчества писателя или поэта, связь эпохи и произведения. («Эпоха революционных преобразований в произведениях А. Платонова, М. Замятина, М. Шолохова»)

Аналитическое вступление

В нём анализируются центральные понятия темы (литературоведческие, философские и другие термины) и проблемно сформулированные определения. («Душа и маска Печорина в художественном изображении М.Ю. Лермонтова»: нужно определить, что понимается под словами «маска Печорина» и что мы имеем в виду,

говоря о душе героя)

Биографическое вступление

Некоторые темы предполагают знание учащимися сведений из биографии автора, фактов его жизни, истории создания произведения и т.п. («Россия в лирике А. Блока»: невозможно обойтись без обращения к истории души поэта и изменению его взглядов на мир)

Сравнительное вступление

«Война гуляет по России, а мы такие молодые…» (По произведениям Б. Васильева, В. Астафьева, К. Воробьева и др.): автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных авторов, их судьбы, произведения, героев этих произведений)

Вступление-характеристика произведения

Если в теме сочинения предлагается сравнить героев одного произведения, то начать такое сочинение надо с характеристики произведения в целом, его места в творчестве писателя, его новизны и значимости. («Женские образы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Лирическое вступление»

Такое введение будет своеобразным ответом на вопрос: «Почему я выбрал(а) эту тему? Что особенно интересно в ней? Совпадает ли данная тема с моими переживаниями и размышлениями?»

Вступление-перекличка с современностью

В нём указывается, ЧТО роднит произведение с сегодняшним днём

Учитель: После работы над изученными произведениями вы определите, какой тип вступления выберете для своего сочинения.

Дети-солдаты

Сегодня мы поговорим о книгах, посвященных ребятам, чьё детство омрачила война.

Ученик: Русский писатель Валентин Петрович Катаев создал много произведений для детей. Родился и вырос на Чёрном море в Одессе. С 1915 года, не окончив гимназию, воевал на фронтах Первой мировой войны, вступив добровольцем в действующую армию в 17 лет. В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев стал фронтовым корреспондентом. Увидев безмерное людское горе, испытав собственные несчастья, Катаев написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны, её противоестественность… За повесть «Сын полка», созданную в 1945 году, В.П. Катаев получил Сталинскую премию. Автор показывает несовместимость понятий «война» и «детство». Детство – это начало жизни, радость, а война – это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность.

Учитель : Катаев писал: «Тему я нашел в 1942 году. Встречался с подобными мальчуганами неоднократно. Понял, что это явление». Как вы понимаете слово «явление»? (Таких детей было много. Сын полка — ребёнок, обеспечиваемый всем необходимым для его жизни воинской частью. Термин получил широкое распространение в годы Великой Отечественной войны. Пополнение в рядах юных воинов появлялось тремя путями. Во-первых, бойцы воинских подразделений подбирали детей, оставшихся без попечения родителей в ходе боевых действий. Это могли быть как сироты, так и просто потерявшиеся дети. Во-вторых, в советских частях нередко были случаи, когда родители, занимающие командные должности, один или оба, проходя службу в подразделении, привозили на передовую детей, полагая, что так для ребёнка будет безопасней, нежели в тылу. В-третьих, пополнение происходило и за счёт детей, убежавших из тыла на фронт и удачно добравшихся до передовой).

Учитель : Валентин Катаев рассказывал: “Дети любят эту книгу, и до сих пор я получаю письма, в которых спрашивают, где сейчас Ваня Солнцев. Даже из других стран приходят письма. Когда я на вопрос одного мальчика ответил: «Не было Вани Солнцева!», дети ахнули и посмотрели на меня как на злодея”. Таким образом, Ваня Солнцев это собирательный образ. Быстрицкая Элина Авраамовна, советская и российская актриса театра и кино, педагог, во время войны работала в госпитале. Удостоена звания «Сын полка». Пикуль Валентин Саввич, юнга Северного флота, впоследствии известный писатель. Раков Исаак Платонович, (Иван Солнцев), воспитанник 8-го гвардейского артиллерийского полка, возможный прототип Вани Солнцева из повести «Сын полка» В. П. Катаева.

Ученик: А самому маленькому герою полка было 6 лет. Отец Сережи Алешкова погиб на фронте, мать расстреляли полицаи, старшего брата повесили. Мальчишка спрятался в огороде, видел, как убивали родных. Он долго блуждал по лесу, где его полуживого обнаружили красноармейцы. Так Сережа стал сыном полка. Во время Сталинградской битвы он спас нескольких человек, включая командира. Когда на блиндаж во время массированной бомбежки упал снаряд, бойцы оказались под завалами. Мальчишка не растерялся и бросился звать на помощь. Лишь благодаря ему людей достали из-под руин. Командир полка, которого тоже вытащили из-под завалов, позже усыновил мальчишку.

Ученик: Тёзка Вани Солнцева – Иван из одноименной повести Владимира Осиповича Богомолова, участника Великой Отечественной войны. На фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.

Учитель : Богомолов освобождал Житомир (Украина).

В 1948 году переведён на борьбу с бандеровцами. Прошло много лет с тех пор, но на Украине снова идёт война. Страдают люди. Больше всего, конечно, дети, которые гибнут под огнем «Градов», теряют родных и близких, подолгу сидят в подвалах, боясь подняться наверх.

(Мальчик очень замёрз, но он не хнычет, держится с достоинством.)

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель

Справка. В указах Президиума Верховного Совета СССР об их (детей) награждении никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени, отчеству. Не было никаких скидок на возраст, награды давались именно за заслуги.

Расскажите о ваших мыслях и чувствах при чтении последних страниц повести. О последних днях и часах юного разведчика мы узнаём из сухой официальной бумаги, которую Гальцев находит в фашистском архиве. Как вы думаете, почему автор не сам рассказывает о смерти Ивана, а предпочитает, чтобы об этом сказала сухая официальная бумага. Что мы узнаём о последних днях и часах юного разведчика? (Ответы учащихся, с опорой на источник).

Учитель:

Дети в тылу

Ученик:

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись ребёнок –

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.

Самуил Маршак

Учитель: Какие чувства вы испытали, услышав эту историю? Согласны ли вы с поэтом? Почему? (Чувство горечи, жалости к ребенку, потерявшему свою семью, чувство ответственности за судьбу маленького человека).

Учитель: То, что испытал мальчик из стихотворения Самуила Маршака, переживают и дети известной вам повести «Болотные робинзоны» Софьи Радзиевской. Расскажите о произведении и его героях. (Мы узнаем, что произошло в Малинке во время Отечественной войны. Герои, подростки военных лет, подкупают смелостью, мужеством; всех их объединяет глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества, надежда на победу, которая даст долгожданную возможность встретиться с родными.)

Размышления о судьбах героев могут войти в основную часть вашего сочинения. Вы можете опираться и на другие произведения. (А. Приставкин «Ночевала тучка золотая», Е.Ильина «Четвертая высота», Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки», Г. Бакланов «Навеки-девятнадцатилетние» и др.)

Дети Хатыни, дети концлагерей

Учитель:

Ученик:

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами….

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,—

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

  • Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

  • Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!…

Муса Джалиль

Учитель: Почему Муса Джалиль называет стихотворение «Варварство»? Какие строчки передают горе и страдание матери? Какие средства выразительности помогают нам понять чувства героини? (Варвары – это грубые, жестокие люди, которые не останавливаются ни перед какими преступлениями. Сравнения: как лист, как нож; эпитеты: медные глаза, кровавые слезы; олицетворение: плакали реки и др.).

Учитель: А разве можно представить детей за колючей проволокой концлагерей? Целыми эшелонами детей вывозили на работу в Германию. Прямо на перевалочных станциях проводили отбор – кто покрепче – на биржу труда, кто слабый или больной – в концлагерь… на опыты… Дети за колючей проволокой. Без имени. Без матери.

Ученик: Мы пришли из распятого детства,

Где погибли отец или мать.

И досталась нам память в наследство,

Чтобы внукам её передать.

Мы пришли из бараков Освенцима,

Где в печах нас сжигали живьём.

До сих пор никому и не верится,

Что вернулись и даже живём…

Что вернулись, учились, любили.

Что страдали за чьи-то грехи…

И что Родину там не забыли,

Что работаем, пишем стихи.

Мы пришли из распятого детства.

Но ценили семью, мир и труд.

Что оставим мы внукам в наследство,

Наши дети пускай сберегут.

Учитель: О детях войны невозможно говорить без слез, но об этом нужно знать и вечно помнить. Стихотворение «Распятое детство» Людмила Михайловна Голодяевская, бывшая малолетняя узница фашистского концлагеря, лауреат литературных конкурсов, подарила нам, детям 21 века, чтобы мы помнили: это не должно повториться. Какие мысли возникают у вас, когда вы слышите фразу «распятое детство»?

Дети блокадного Ленинграда

Учитель: Блокадный Ленинград. Дети в осажденном городе.… Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, — нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки, тем самым нанося вред своему здоровью. Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено. А если дрова кончались, в ход шла мебель, паркет и даже книги. (демонстрация экспонатов из школьного музея (125 гр. блокадного хлеба и др.)

Ученик:

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в сорок третьем

Выдали медали,

И только в сорок пятом —

Паспорта.

И в этом нет беды…

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно оттого,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда…

Юрий Воронов

Ученик: Советский писатель Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» говорил: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом… И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке».

Учитель: В ходе работы над произведениями каждый из вас определился с типом вступления, с тем материалом, который будете использовать в основной части сочинения. Продумайте заключение. Не забудьте о критериях, по которым будет проверяться ваше сочинение.

Критерии оценки сочинения

№1 «Соответствие теме»

№2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

№3 «Композиция»

№4 «Качество речи»

№5 «Грамотность»

Закончить наш урок я хочу стихотворением Анатолия Молчанова, очевидца блокадных 900 дней и ночей. Тема памяти о том героическом времени всегда оставалась главной в его творчестве. В далеком 1941-м ему было девять лет. Будучи мальчишкой, помог поймать диверсантов, за что получил свою первую награду.

Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне, Тринадцать миллионов детских жизней

Сгорело в адском пламени войны.

Их смех фонтанов радости не брызнет

На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей

Над взрослыми серьезными людьми,

И в чём-то человечество отстанет,

И в чём-то обеднеет целый мир…

…Тринадцать миллионов детских жизней —

Кровавый след коричневой чумы.

Их мертвые глазёнки с укоризной

Глядят нам в душу из могильной тьмы,

Из пепла Бухенвальда и Хатыни,

Из бликов пискаревского огня:

«Неужто память жгучая остынет?

Неужто люди мир не сохранят?»

Их губы запеклись в последнем крике,

В предсмертном зове милых мам своих…

О, матери стран малых и великих!

Услышьте их и помните о них!

Анатолий Молчанов, поэт-блокадник

Звучит песня «Ты помни» в исполнении Татьяны Недельской, Литература