«Война и дети», отзыв о произведении)

Познакомить учащихся с биографией и творческой деятельностью А. Приставкина.

  • Научить вдумываться в текст, постигать его смысл, идею.
  • Развивающие.

    • Отработка навыков определения принадлежности произведения к определенному литературному жанру.
    • Развитие умений и навыков анализа художественного текста.
    • Развитие умений выделять главное, составлять суждение оценочного характера.
    • Развитие творческих способностей учащихся.
    • Развитие монологической речи.

    Воспитательные.

    • Воспитывать такие нравственные чувства, как гуманизм, сострадание, любовь к ближнему, подвести учащихся к выводу о том, что война — «страшное дело».
    • Обсудить проблему ответственности человека за ту линию, которую он выбирает, за те поступки, которые он совершает.

    Оборудование урока.

    1. Портрет писателя. Фотографии памятных мест Татарстана, где побывал А.Приставкин.
    2. На парте каждого ученика текст рассказа А. Приставкина «Фотографии».
    3. Эпиграф.
    4. Выставка книг.
    5. Стенд с иллюстративным материалом, на котором изображены дети в военное время

    Развитие речи., К уроку внеклассного чтения учащиеся получили задание.

    1. Три ученика занимались поиском биографии писателя, один из них готовил выступление « Приставкин в Татарстане» (национально-региональный компонент)
    2. Один учащийся готовил выразительное чтение рассказа.
    3. Желающим было предложено сочинить стихотворения на тему «Война и дети».
    4. Один ученик, заранее прочитав текст, сочинил стихотворение от имени главного героя рассказа.
    5. Один учащийся, прочитав текст, приготовил отзыв о произведении.

    Эпиграф к уроку

    Учитель. Нет будущего у человека, который не имеет прошлого, память, уважение к предкам. Сегодня мы познакомимся с произведением Анатолия Приставкина «Фотографии». Наша задача — проанализировать рассказ, рассмотреть художественные особенности, определить тему и идею произведения, а также ответить на ряд вопросов.

    24 стр., 11811 слов

    Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной ...

    ... работе с детьми (Д.Е.Огороднов, В.В.Емельянов, Г.П.Стулова, Л.А.Венгрус). Методы исследования: анализ, систематизация и обобщение методических подходов к развитию вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной школы. 1. Особенности развития детского голоса на ... частые головокружения, головные боли, вялость, бывает затруднено дыхание. По вопросу о времени наступления мутации голоса у ...

    Творческая экскурсионная группа рассказывает о писателе, делает обзор произведений, опираясь на выставку книг.

    Учитель. Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, по объёму небольшое, так как это рассказ. Запишем в тетрадях, что такое рассказ.

    Рассказ – небольшое художественное произведение, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

    Читаем рассказ. ( Заранее подготовленный ученик выразительно читает произведение)

    Учитель.

    • Вас рассказ оставил равнодушным? Что вас взволновало?
    • От какого лица ведется повествование? (От лица ребёнка)
    • Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение?

    Нет, но мы видим, что этот рассказ о войне.

    -Случайно ли герой не имеет имени? Почему рассказ нельзя полностью назвать автобиографичным? (Это судьба многих детей того времени)

    Показ иллюстраций, на которых изображены дети войны.

    Учитель . Рассмотрев иллюстрации, мы понимаем, что война принесла горя многим детям.

    • Кто попытается нарисовать мальчика устно или на листе?

    Характер мальчика раскрывается в поступках.

    • Что вы можете сказать о характере мальчика? Какие поступки он совершил?

    (Герой мог бы убежать, но не оставляет беззащитную сестру, он чувствует ответственность за Людочку).

    • Найдите в тексте, где показана забота о сестрёнке.
    • Почему он пришел к ней спустя 2 дня? Что он говорит?

    Маленький человек, но у него большая сила воли.

    • Что вы ещё можете добавить? (Дети войны рано взрослеют)
    • Какой возраст мальчика?
    • Каков язык героя произведения? ( Речь взрослого человека, который многое испытал)

    Автор описывает день получения маленького листочка. «Я держал его в руках, и у меня мёрзли пальцы и коченело внутри…» Мы можем сказать, что он мудр.

    — В чём его мудрость? Какое слово он нашел? ( Вместо слова «умер», он употребляет слово «затерялся»).

    Затерялся — символ ( с греч. « знак»).

    Он создается на основе переносного значения, его многозначности.

    Находим в тексте, когда и в связи с чем он это слово употребляет.

    — Какой вы представляете Людочку? ( Ей 6 лет, хлопает в крошечные синеватые ладони, у неё чистые испуганные глаза, ещё не знающие горя. Она уважает брата, повторяет его слова. Голос слабенький.)

    Учащиеся, подготовившие рисунки, показывают их и комментируют.

    Учитель.

    25 стр., 12261 слов

    Рассказы тэффи о детях анализ

    ... дорожила «серьезной» прозой, неотъемлемой частью которой является цикл рассказов о детях. Для Тэффи легко было писать о них, и это наглядно ... девочку, пугали бесцеремонностью: лисьи бабы “ забирались в детскую”, “шарили по углам”, грозили “корявым пальцем”, но без них было просто “ ... в себе один негатив. В этом доме всё агрессивно по отношению к девочке. Эту агрессию подчёркивают эпитеты (“злющая ...

    • Кто ещё герой рассказа? (Тётя, которая отказывается взять детей)
    • Можно ли её осудить? (Нет, мы не знаем причин отказа)

    Найдите слова, которые произносит завуч. Понятно, что её трогает судьба воспитанников, поэтому не смотрит в глаза, не заканчивает фразу.

    • Как назвать тему произведения?

    Тема детей войны, сиротства.

    • Почему Приставкин назвал свой рассказ «Фотографии»?

    Фотографии — реликвия, память, связь поколений., В конце рассказа фотографии – общность судьбы.

    Один из учащихся работал с толковым словарем Ожегова и сейчас познакомит с точным определением данных слов.

    Ученик.

    Реликвия — вещь, свято хранимая как память о прошлом. (Семейная реликвия)

    Память

    1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.(Это на его памяти)
    2. То же, что воспоминание о ком – чём-нибудь. (Хранить память о событии)
    3. То, что связано с умершим. (Посвятить книгу памяти учителя)

    Милосердие

    Учитель.

    • Для чего автор показал историю детей? (Чтобы дети не забывали о войне)

    Учитель выразительно читает эпиграф.

    -А теперь прозвучат стихотворения собственного сочинения учащихся, которые, не зная текста, попробовали создать произведения на тему «Война и дети».

    Навсегда останется в наших сердцах!А один учащийся, прочитав текст, попробовал сочинить стихотворение от лица главного героя рассказа «Фотографии»

    Учитель.

    • Какова же идея произведения?

    Показать доброго ответственного человека, показать человеческое милосердие.

    Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в этом мире должен быть ответственен за близких, а также за свои поступки.

    А сейчас ваш одноклассник прочитает отзыв о произведении «Фотографии»., Заключительное слово учителя.

    Это счастье, ребята, что на вашу долю не выпало такое горе. Помните, что очень важно в жизни, чтобы в трудную минуту рядом были люди, на которых можно было бы положиться.

    Домашнее задание.