Урок развития речи в 3 классе » по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

«Урок развития речи в 3 классе на тему «Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»»

Урок развития речи, Учитель: Тилинина Елена Александровна

Класс: 3

УМК «Школа России», Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»

Цель:

УУД:

Регулятивные:, Познавательные:, Коммуникативные:, Личностные

Оборудование:

1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1. Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка» и напишем сочинение по этой картине.

3. Вступительная беседа.

Слайд 2. У нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.

В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г.Киров).

Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. «Вечное, сердечное спасибо отцу за то, что он сумел развить во всех нас любовь к окружающей природе», — говорил художник, когда стал взрослым.

Вспоминал Виктор Михайлович, что зим­ними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, си­дя на печи при свете и треске лучины». Ино­гда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кис­тью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.

Когда мальчику исполнилось десять лет, отец повез его за 85 верст в Вятку учиться в духовное училище. В роду Васнецовых все были священниками. Виктора по окончании духовного училища ждала семинария, а затем сан священника. Учитель ри­сования в духовном училище, заметив способ­ности мальчика, посмотрел его рисунки, по­хвалил, пригласил в свою иконописную мастерскую, познакомил с Вятским музеем, в котором были собраны старинные вятские иг­рушки, вышивка, резьба по дереву. В музее было представлено несколько акварельных рисунков и картин маслом, фотографии с кар­тин известных мастеров. На мальчика картины произвели незабываемое впечатле­ние. С этого времени он старается много рисо­вать, пробует писать маслом, мечтает серьезно учиться живописи. Уйдя с предпоследнего философского класса семинарии, юноша ре­шает ехать в Петербург. Отец согласился отпу­стить сына.

11 стр., 5439 слов

По картине васнецова снегурочка 3 класс описание

... не ценит и не помнит своей истории. Беседа по картине (слайд №3). рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Снегурочка» в «Картинной галерее». В начале 80-х гг. ... зимнего сказочного леса. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.М. Васнецова; учить детей описывать картину, складно излагать свои ...

С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.

Слайд 3,4,5.

Интересна история создания картины «Снегурочка».

В 1881 году московский меценат Савва Мамонтов решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Васнецову написать декорации и сделать эскизы костюмов. Виктор Михайлович был озадачен. Во-первых, он никогда не писал декораций, во-вторых, известная ему сказка «Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского. У Островского Снегурочка –– это девушка, которую отец Мороз, не доверяя легкомысленной матери Весне, воспитывает сам в дремучем лесу, куда ни пешему, ни конному нет дороги. И все-таки слышит Снегурочка нежные песни пастушка Леля, слышит смех парней и девушек, когда они устраивают игры на берегу реки… и любопытно ей. Весна упрекает Мороза: «С людьми Снегурочке жить надо. Играть в горелки с подружками, гулять с ребятами до полуночи. А там –– полюбится один. На свете всё живое должно любить!» Но именно этого Мороз боится. Полюбит дочь и сгорит в любовном огне. Нет, пусть уж живет в лесу, играет с белками и зайчатами, прядет снег, бобровою опушкой тулупчик свой и шапки обшивает… Однако Весна настаивает, и Мороз отпускает Снегурочку. Познает Снегурочка и человеческую тоску, и ревность, и пламя любви.

Слайд 6. Эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым.

Постановка «Снегурочки» имела исключительный успех среди московских любителей искусства. А милый образ Снегурочки Васнецов запечатлел особо на картине, которую закончил в 1899 г.

Слайд 7.

Физкультминутка.

Слайд 8. На первом плане видна сама героиня. Прообразом для неё стала Сашенька, дочь Мамонтова. По преданию Снегурочка, родившаяся в дремучем лесу, – ребёнок Мороза и Весны. Она одета в длинное пальто белого цвета, украшенное узорами, бледные варежки и шапку. Фигура размещена не по центру картины, а несколько сбоку. Руки разведены, голова повернута немного вправо, туловище расположено по диагонали, сзади видны следы на снегу – всё это создаёт впечатление, что персонаж только что вышёл навстречу зрителю, и растерянно озирается по сторонам.

Как отмечал Н. А. Ярославцев, в её образе тесно сплетается небесное и земное. Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Неизвестный лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег.

Интересно, что фигура Снегурочки как будто освещается не сверху, а снизу, от снега. Всё окружающее создает общее впечатление волшебства и загадочности. Для написания картины использовалась холодная гамма цветов – белые, серые и голубые оттенки, что очень тонко подчёркивает таинственность происходящего.

Лунная зимняя ночь, мерцают звёзды. На белоснежной поляне темного холодного леса в расписной парчовой шубе и шапке стоит растерянная девушка – дочка Весны-Красны и Деда Мороза, идущая в мир людей. Вдали виднеются домики с заснеженными крышами – это волшебная страна берендеев. Манят Снегурочку огни Берендеева посада, хочется ей к людям, но… словно чувствуя, что суждено ей погибнуть, не вернуться в свои холодные края, она прощается и со снегами, и с елочками…

4. Беседа по картине

  • Рассмотрите репродукцию картины В.Васнецова «Снегурочка».
  • Что вас поразило больше всего?

— Какие чудеса и тайны январской ночи раскрыл перед нами В.Васнецов? (Кисть художника воплотила на холсте, как на театраль­ной сцене, очарование настоящей русской зи­мы: дыхание ее холода и великолепие ее сне­гов, тишину глубокого сна природы и безмолвие лунной ночи. Метели и бураны за­валили снегом поля и дороги, сделали непро­ходимыми леса. Но в удивительной тишине этой безветренной ночи, написанной худож­ником, о пролетевших вьюгах напоминают только оставшиеся снежные комья на пушис­тых елочках. Снег укрыл землю толстым мяг­ким ковром, и земле уютно, сладко спится под этим чудесным снежным покровом)

  • Опишите зимнее небо. (Ред­кие алмазные звезды сияют в сумраке небес)
  • Как художник передал образ деревушки в ночных сумерках? (В глухой темноте ночи исчезают дали, чуть угадывается деревушка, занесенная снегом. Приветливо лучатся огоньки-окошки дере­венских изб)
  • Почему снег на картине голубого цвета? (Лунный свет сделал мягкий голубоватый цвет снега чуть сияющим, а не искрящимся, как днем. Резкие яркие тени лежат на снегу)

— Какое время суток изобразил В.Васнецов? Почему? (Художник показал нам зимнюю январскую ночь. Именно ночью при зыбком, изменчивом, при­зрачном свете луны происходят таинствен­ные превращения и чудеса: выходит из леса или появляется волшебным образом на лес­ной заснеженной опушке, как на сцене теат­ра, эта юная русская красавица – Снегурочка)

— Опишите образ Снегурочки. (Ее парчовая шубка и шапочка, отороченные мехом, написаны жемчужно-серебристыми красками и напоминают поблескивание снежного наста и мягкость только что выпав­шего снега. Застенчивая, трепет­ная, полная ожидания и робкой надежды.)

  • Как одета Снегурочка на картине В.Васнецова? (В тулупчике, в сапожках, в рукавичках)

5. Анализ музыкального произведения П.И.Чайковского «Снегурочка», стихотворения И. Есаулкова.

Звучит музыкальное произведение.

  • Какое настроение передает музыкальное произведение П.И.Чайковского «Снегурочка»?
  • Сравните это настроение с настроением, которое передает художник в картине «Снегурочка».

Слайд 9. Стихотворение И. Есаулкова

6. Составление плана сочинения, работа с опорными словами

Слайд 10

7. Словарная работа.

  • Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки. (Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная)
  • Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи.

(Яркая, лунная, волшебная, лазоревый снег, жемчужные снежинки, хрустальные льдинки, пушистые хлопья снега)

8. Устное сочинение по картине.

9. Написание сочинений.

10. Редактирование текста.

11. Написание окончательного варианта.

Приложение, Сочинение

План.

Опорные слова:

1. Вступление.

Передо мной картина …

2. Основная часть. Описание картины.

1. Как художник изобразил лес, природу?

Зимняя ноч ь , мрачное небо , тёмный лес, а лмазные звёзды, лунн ый свет, лесная по лянка, сияющий го лубо ватый цвет, яркие тени, пуши стые ёлочк и, тонкие бе рёз ки.

2. Какая Снегурочка?

Девушка, кр а сивый на ряд , же мчу жное ре бристый цвет, па рчо вая шуб ка, шапочк а с ме ховой о пуш кой, тёплые вареж ки.

3. Где стоит Снегурочка? Что изобразил художник на заднем плане?

В сумр а ке леса, в да ли, о го нь ки-све тлячк и де ре вень ки.

4. Как чувствует себя Снегурочка?

Страшно, о ди ноко .

3. Заключение.

Понравилась ли тебе картина? Чем?

В о лшебная, за гадочн ая, чу до , тайна.

по картине В. Васнецова «Снегурочка»

Варианты работ

1. Холодная зимняя ночь. Тишина. Поляна. Лунный свет ос­вещает одинокую фигуру Снегурочки. В ее облике — нежность, чистота, недосягаемость. Невыразимо прекрасны ее глаза. Она о чем-то задумалась. Может, о мимолетности, непродолжитель­ности жизни? Или о неосуществимости надежд, о неповторимо­сти каждого мгновения, о неизбежности расставания с той не­сказанной красотой, которая рядом?

Темное небо и звездочки на нем дополняют сказочную таин­ственность этой ночи. Вместе со Снегурочкой мы вглядываемся в зимнюю ночь, ощущаем лесную тишь и ждем, когда начнут твориться чудеса.

2. Я смотрю на картину В.М. Васнецова «Снегурочка». Художник изображает на ней Снегурочку, которая идет по зимнему лесу.

Зимняя ночь. Снегурочка вышла на лесную поляну. Звезды, как алмазы, сверкают на фоне угольно-черного неба. Пушистые, молодые елочки красуются друг перед другом своим снежными нарядами. Посреди полянки стоит одинокая, голая березка. Вдали мерцают огоньки деревни, словно чьи-то глаза. Луна окрасила снег в таинственный голубой цвет. Снегурочка боязливо оглядывается. Девушка одета в красивую шубу. На шубе — затейливый узор. На руках красивые, теплые варежки. Видно, что Снегурочке страшно.

Мне очень эта картина понравилась, потому что глядя на нее, восхищаешься красотой зимы, и в то же время становится жаль Снегурочку, ведь ей так страшно.

3. Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

Перед нами картина зимней ночи, холодной и таинственной. На лесной полянке царит звенящая тишина. Вокруг ни души. И среди этого ледяного безмолвия особенно хрупкой и трогательной выглядит юная Снегурочка. Вся она – воплощение снежной чистоты и удивительной нежности. Это ожившая наяву сказка, не принадлежащая обычному миру людей. Прекрасные глаза Снегурочки таят множество загадок. О чем она задумалась этой лунной ночью? Никто не знает. Возможно, героиня размышляет о том, как быстротечна жизнь и неуловимо каждое ее мгновение. О том, что ничто в жизни не повторится, и даже с той мимолетной красотой, до которой сейчас рукой подать, рано или поздно придется расстаться? Может быть.

Окружающая обстановка только подчеркивает общую атмосферу волшебства и нереальности происходящего. Мы, как и Снегурочка, смотрим вдаль, прислушиваемся к тишине леса и невольно ждем чего-то чудесного и сказочного.

К картине Васнецова невозможно остаться равнодушным. Она буквально притягивает нас своей таинственностью, искренностью чувств и выразительностью.

Источник: http://uchim.org/sochineniya/po-kartine-vasnecova-snegurochka-3-klass

4. На картине В.М. Васнецова мы видим Снегурочку, которая идет по темному лесу.

Зимняя ночь. Снегурочка вышла на лесную поляну. Посреди поляны стоит тонкая березка. Вдали мерцают огоньки деревни. Лунный свет освещает одинокую фигуру девушки в красивом наряде. На Снегурочке длинная парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, на руках теплые варежки. Она боязливо оглядывается, словно чего-то ждет.

Картина мне понравилась своим зимним очарованием. Но все же немного жаль Снегурочку, ведь ей страшно и одиноко одной в темном лесу.