план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
конспект урока на тему : «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока развития связной речи на основе системно-деятельностного подхода.
Урок развития речи в 6 классе
Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»
Цель: создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры, для формирования коммуникативной компетенции через групповую деятельность, для духовно-нравственного воспитания через анализируемые тексты прививать бережное отношение к матери.
- углубление знаний о тексте – рассуждении, его композиционных элементах;
- развитие умений учебного труда (умений общаться, объяснять, задавать вопросы, возражать);
- воспитание сознательное отношение к знаниям, обучение сотрудничеству (учитель – ученик, ученик – ученик)
- Сегодня у нас с вами урок развития речи.
Давайте определимся с темой, для этого вспомним типы текста. Какие вы знаете типы текста? Остановимся более подробно на рассуждении. Объясните, как вы понимаете, что такое рассуждение?
И в летние денечки?
- Ты не поймешь, еще мала,
- Вздохнула мать устало.
- О чем это стихотворение, какова его тема и идея? (Тема: отношения дочери и матери;
- Идея заключается в том, что мы, дети, не всегда понимаем своих матерей, недостаточно уделяем им внимания, мало делимся душевным теплом, заботой).
- Почему дочь не поняла маму? (Ее смутило многозначное слово «теплота»).
- О значениях слова ТЕПЛОТА нам расскажет Агапова Полина.
( Значение слова «теплота» в словаре С.И.Ожегова):
2. Нагретое состояние кого-л., чего-л.; тепло. Ощущение внутреннего тепла.
3. перен. Доброе, сердечное отношение к кому-л.
Урок развития речи « – описание кошки». план-конспект по русскому ...
... приручил». Вывод: Кто для нас кошка? (Кошка – верный, преданный и полезный друг человека) III. Беседа – определение типа сочинения. - Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение, сказка) - Какой ... привычек, повадок, как вы ухаживаете за животным. III. Концовка – выразить свое отношение к коту в семье. VI. Запись сочинения. VII. Итог урока. Чтение сочинений. Чему учились?
- Какой теплоты, на самом деле, не хватало маме? (Доброго сердечного отношения)
- Как называется средство художественной выразительности, с которым поиграла Барто в стихотворении? (Метафора)
- Барто, используя метафору, подняла очень важную проблему, она и будет темой нашего сочинения.
О чем будет наше сочинение? (О наших мамах, о близких, о тех, кто рядом с нами)
- Очень часто мы своим поведением или каким-то словом огорчаем своих близких. Я думаю, этот урок заставит нас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям.
- Запишем число и тему урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению «Мы и наши близкие».
Помните, что название вашего сочинения может быть и другим, главное, чтобы оно отвечало теме и идее урока.
II. Углубление знаний, составление плана сочинения (фронтальная работа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы обучения)
- Вспомним, что такое рассуждение? (Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли.)
- Структура сочинения-рассуждения (тезис, доказательства, вывод.)
- Что такое тезис? (Тезис – основная мысль, требующая доказательства.)
- Что такое аргументы? (Аргументы – доводы, доказательства, позволяющие обосновать свою точку зрения.)
- От чего зависит степень убедительности сообщения? (От количества и качества аргументов;
- от порядка изложения аргументов;
- от формы их изложения.
- Составим развернутый план, опираясь на структуру.
Рассмотрим памятки «Как писать рассуждение?» (Приложение)
Вспоминают структуру рассуждения, делают записи в тетради.
Высказывают свои предположения.
Слушают объяснение, уточняют неясное.
Для того чтобы настроиться на плодотворную работу, надо зарядиться положительной энергией – в этом поможет нам физминутка.
IV.Практическая часть. Работа в группах
1 и 2 группы пишут возможные варианты вступления:
1. Вступление с опорой на стихотворение А.Барто, обозначающее важность поставленной цели
2. Эмоциональное вступление, обозначающее важность поставленной темы, без опоры на стихотворение А.Барто.
3 и 4 работают с доказательством 1;
5 и 6 – доказательство 2
- постарайтесь в работе использовать больше теплых слов, т.е. добрых, сердечных, по отношению к своим близким.
Отчет о работе в группах. От каждой группы один из участников читает получившуюся часть сочинения
Анализ отрывков. Обратить внимание на художественную выразительность. Работают в группах по предложенным заданиям, используя памятку «Как писать рассуждение?».
- Напишите сочинение на тему: «Я и самый близкий мне человек», при желании можете приложить к работе рисунок или фотографию.
Заполнение карт самооценки.
- Какие компоненты сочинения-рассуждения мы вспомнили на уроке? Запомнили вы их?
- Поняли ли вы, как работать по алгоритму написания сочинения-рассуждения?
- Уяснили ли вы как пользоваться памятку?
- Можете ли устанавливать причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы;
- Умеете ли вы подбирать средства выразительности для раскрытия идеи? Каждая группа заполняет карты-самооценки. Отвечают на вопросы. Сигналят «да», «нет»
I. Памятка «Как писать рассуждение?»
Урок подготовки к сочинению-рассуждению в 9 классе
... сочинения-рассуждения, изобразительно-выразительные средства); б) познакомить с новыми сведениями о структуре сочинения-рассуждения (способы формулирования тезиса, ... Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, использовать языковые средства ... держи!— Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.Бранится ... понимание, сострадание к личности, готовность к доброжелательному отношению ...
2-3 вступительных, вводных предложения!
2. ТЕЗИС (Вдумайтесь в тему сочинения, прокомментируйте заголовок, как вы его понимаете.)
Обоснуйте актуальность темы (значимость в современном мире); выскажите свою точку зрения на данную проблему.
3. О СНОВНАЯ ЧАСТЬ (самая большая по объему: 2-3 абзаца)
Здесь нужно постараться раскрыть проблему с разных точек зрения; привести примеры из книг, из жизни.
В данной части нужно подвести итог всему сказанному ранее.
Переход от доказательств к выводу осуществляется посредством вводных слов ИТАК, ТАКИМ ОБРАЗОМ и др., слов и сочетаний ПОЭТОМУ, ВОТ ПОЧЕМУ;
Критерии самооценки работы в группе
( за каждый критерий –
Я внес(ла) большой вклад в работу группы
Я умею выслушивать и принимать точку зрения другого
Я умею убедительно доказывать свою точку зрения
Я пытаюсь понять все задания и выполнить их
Я умею работать в команде и чувствую себя комфортно
Критерии самооценки работы в группе
( за каждый критерий –
Я внес(ла) большой вклад в работу группы
Я умею выслушивать и принимать точку зрения другого
Я умею убедительно доказывать свою точку зрения
Я пытаюсь понять все задания и выполнить их
Я умею работать в команде и чувствую себя комфортно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок развития речи в 9 классе по теме: «Что такое человечность».
Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).
Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку.
Разработка уроков «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка в 11 классе » Автор: Кутнева Олеся Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ &q.
Открытый урок по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Подробный конспект урока с дополнительными материалами и презентацией. Тема сочинения: «Что такое материнская любовь?".
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
Презентация к уроку «Подготовка к сочинению-рассуждению Роль прилагательных в тексте» (на основе текста К.Г.Паустовского
Скачать:
Предварительный просмотр: , Подписи к слайдам:
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ: ТЕЗИС. ПЕРВОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВТОРОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (АРГУМЕНТЫ).
ВЫВОД.
КАК НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ? Начинается сочинение со ВСТУПЛЕНИЯ-ТЕЗИСА Во вступлении сообщаются ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ о ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ПОНЯТИИ и ЕГО РОЛИ В РЕЧИ Тезис может состоять из 2-х предложений минимум и более. Помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
АРГУМЕНТЫ (доказательства ) Должно быть не менее двух аргументов Аргументы, идущие за тезисом, являются подтверждением тезиса
Основная мысль и ключевые слова сочинения
... мира. Основная мысль сочинения определяет его ключевые слова – те слова, которые отражают самое важное в теме, поэтому являются самыми важными и нередко частотными в тексте. Например, в сочинении "Проблема человеческого достоинства ...
Вывод Вывод должен содержать ИТОГ всего, что сказано в сочинении, не противоречить тезису и не дублировать его
СОВЕТЫ 1. Объяснить прилагательное, которое помогает охарактеризовать предмет с разных сторон и выделить его из ряда подобных или 2. Охарактеризовать прилагательное, выражающее авторскую оценку. или 3. Прокомментировать эпитет, который делает описание более наглядным, ощутимым, придает речи образность и яркость.
СБОР МАТЕРИАЛА к сочинению на лингвистическую тему
Повторяем! Что обозначает имя прилагательное? Какую роль оно играет в нашей жизни?
ВСТУПЛЕНИЕ Наша речь без прилагательных бы-ла бы похожа на картину, написан-ную серой краской. Прилагатель-ные в тексте играют важную роль. Они определяют признаки предме-та и позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира.
ПЕРЕХОД К АРГУМЕНТАМ Чтобы доказать это, обратимся к тексту произведения К.Г.Паустовс-кого
ВЫСТРАИВАЕМ АРГУМЕНТАЦИЮ Тезис 1. (обращаемся к определению имени прилагательного) Люди живут в окружении предметов и всегда стремятся дать им харак-теристику. В этом нам помогает при-лагательное, которое называет ….. предмета.
ВЫСТРАИВАЕМ АРГУМЕНТАЦИЮ Доказательство 1. (обращаемся к тексту К.Г.Паустовского) (2)Сосновые сухие леса на ее берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. 8)Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета. В предложениях 2, 8 мы видим характе-ристику лесов и цвета, для которых автор использует (разряд) прилагательные ….
ВЫСТРАИВАЕМ АРГУМЕНТАЦИЮ Вывод 1. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств (чего?), (зачем?) чтобы мы могли…. Значит, (часть речи?) указывают на отличительные свойства предмета
ПЕРЕХОД К АРГУМЕНТУ 2 Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства пред-метов? Конечно, нет!
ВЫСТРАИВАЕМ АРГУМЕНТАЦИЮ Доказательство 2. (обращаемся к тексту К.Г.Паустовского) (1)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более чистую, невинную и таинственную, чем Пра. …писатель использует прилагатель- ные, которые ярко и образно…
ВЫСТРАИВАЕМ АРГУМЕНТАЦИЮ Вывод 2. Таким образом, можно отметить, что Паустовский использует эти эпитеты для … (чего?)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Безусловно, прилагательное играет большую роль в тексте: обозначает признаки предметов, украшает речь, может являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетом.
СКРЕПЫ Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие выражения: Доказательствами данного тезиса служит примеры из предложенного текста. Об этом свидетельствуют примеры из предложенного текста. Чтобы доказать данный тезис, обратимся за примерами к предложенному тексту ФИО
СКРЕПЫ Для введения аргументации Например, кроме того, во-первых, во-вторых, так,
СКРЕПЫ Для связи аргументов и вывода итак, таким образом, следовательно, безусловно,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи насыщен разнообразными формами работы, которые способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся.
Урок повторения поможет учащимся не только вспомнить основные разделы языкознания,повторить орфограммы и пунктограммы. но и подготовиться к написанию сочинения- рассуждения ( часть С).
В чем сила слова реферат на лингвистическую тему
... чем реквизит и персонал любой другой больницы. Скажем, ультрафиолетовое или инфракрасное излучения, уже столетия используемые врачами, ничуть не отличаются от таковых, рекламируемых квантовыми лекарями. Сила ... это навязшее в зубах слово, втиснутое в название “ ... целенаправленно паразитируют на неосведомленности наивных ... Тем более что в наши тяжелые времена народ “...и сам обманываться рад”. Только в ...
Цели : 1. Обучение вдумчивому чтению исходного текста, умению находить ключевые слова.2.Повторение основных понятий: тема, основная идея текста, типы речи (рассуждение ), композиция сочинения.3 Обучит.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориен.
Разработка урока + презентация позволяют чётко проследить алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению. Урок является подготовительным этапом к ОГЭ по русскому языку, задание № 15.
Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы «Учимся писать сочинение на лингвистическую тему»
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы «Учимся писать сочинение на лингвистическую тему» поможет при написании сочинения на лингвистическую тему на ОГЭ.
Скачать:
Предварительный просмотр: , Подписи к слайдам:
Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ОГЭ
Что такое лингвистика? Словарь Даля: Лингвистика – наука о языке, языкознании. Так и тему можно назвать лингвистической, если она посвящена языкознанию, изучению какого-либо раздела науки о языке.
ЧАСТИ РАССУЖДЕНИЯ Тезис – это авторское утверждение, предположение, мысль, требующая доказательства. В нем заключается идея текста. Доказательство – это вторая часть текста-рассуждения, в которой дается обоснование высказанной мысли, приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры. Вывод – это заключение о верности выдвинутого тезиса.
Задание части С Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания …
Языковые явления Лексические Грамматические
Лексические омонимы синонимы антонимы паронимы Лексика активного и пассивного запаса общеупотребительная лексика диалектизмы профессионализмы жаргонизмы арго эмоционально окрашенные слова архаизмы историзмы неологизмы заимствованные слова старославянизмы традиционно-поэтические слова народно-поэтические слова разговорная лексика просторечные слова книжная лексика термины фразеологизмы крылатые слова эмоционально-экспрессивная лексика Тропы метафора метонимия ирония гипербола олицетворение сравнение синекдоха литота эпитет аллегория перифраза Стилистические фигуры градация антитеза оксюморон лексический повтор анафора эпифора
Задание Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
1.(образец) Высказывание К. А. Федина я понимаю так: смысловая точность подобранного автором слова играет большую роль в тексте. Приведу примеры. Во-первых, интересно предложение 2 с точки зрения грамматики. Для выражения отношения ребят к матери Кольки, автор использует восклицательное предложение, характеризующееся эмоциональной окрашенностью и повышенной экспрессивностью. Во- вторых, А. Алексин, восторгаясь игрой волейболистки Лели, использует в предложении 4 ярчайшее сравнение: «…мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой». Употребленный автором троп отвечает и стилю рассказа, и требованиям смысла. Таким образом, точный подбор слов в тесте является требованием стиля, вкуса и смысла.
Вы можете словами лингвиста Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов
... 10. Каким должен быть объём сочинения? Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов. При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, ... того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише: Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно ...
2. (образец) Я разделяю точку зрения К.А.Федина о том, что «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Попробуем объяснить данное утверждение. Писатель, рассказывая о волейбольных сражениях, согласно требованиям смысла, употребляет чисто спортивную лексику: «принимать мячи», «волейбольная сетка», «гасить мяч», «судить матчи». Эти словосочетания помогают читателю погрузиться в атмосферу игры. А в предложении 19: «Словом, мама умела делать достижимым все, что нужно было отцу и Кольке» вводное слово «словом» помогает рассказчику выразить свою мысль и отношение к маме Кольки. Таким образом, точный подбор слов позволил А.Алексину предельно ясно рассказать о своей героине. Читатель же, в свою очередь, получил возможность понять, почему Колька гордился своей мамой.