Урок русского языка. Развитие речи. Обучающее по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»

Формируемые универсальные учебные действия

I. Организационный момент

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Проверять готовность к уроку. Садиться на места

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II. Актуализация знаний необходимых для изучения и понимания нового материала

Проверка домашнего задания.

— Прочитайте составленные предложения.

— Укажите падеж им.прилагательных, и их окончания.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Читают предложения, указывают падеж, выделяют окончания.

Выдвигают гипотезу и обосновывают её. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

III. Сообщение темы урока

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

— Прочитайте тему урока.

— Определите цели урока, используя опорные слова .

— Сегодня будем писать сочинение по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости».

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

— Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать картину, писать сочинение по репродукции картины.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

IV. Подготовка к восприятию картины.

Знакомство с биографией художника

Рассказывает о творчестве художника, показывает его портрет.

Рассказ учителя о Н.К.Рерихе.

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 г. в Петербурге.

Среди разнообразных увлечений Николая были рисование, география, история, археология, коллекционирование минералов, верховая езда, охота.

В 1883 г. Николай Рерих сдал вступительные экзамены в одну из лучших и дорогих частных школ Санкт-Петербурга — гимназию Карла фон Мая.

В 1893 г. Николай Рерих поступил в Петербургскую Академию художеств.

Одновременно с этим, Николай Константинович, поступил на юридический факультет в университет (окончил в 1898 г.), прослушал курс историко-филологического факультета.

С весны 1918г. художник жил за рубежом, побывал во многих странах.

Н.К.Рерих — автор более 7000 картин, объединённых в тематические циклы и серии.

Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет художника.

Заранее подготовленный уч-ся читает стих-е Э.Асадова «Россия начиналась не с меча!»

Россия начиналась не с меча

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась.

И в схватке с самой лютою войною

Она и ад сумела превозмочь.

Тому порукой-города-герои

В огнях салюта в праздничную ночь!

И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее жала.

Встаёт заря, светла и горяча,

И будет так вовеки нерушимо,

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

V. Анализ картины как произведение искусства.

Работа по учебнику в картинной галерее .

VI. Составление плана сочинения

Физминутка «Корабли»

Предлагает рассмотреть картину.

— Рассмотрите в картинной галерее учебника репродукцию картины Рериха «Заморские гости»

Она была написана во Франции в 1899г. и входит в серию картин Рериха «Начало Руси. Славяне».

Сейчас вы можете увидеть её в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Рассмотрите её внимательно.

— Что на ней изображено? (люди, природа: вода, чайки, холмы, город, небо)

— Какое настроение создаёт картина? (какая погода у них? Устали от долгой дороги?)

— Какие чувства, мысли пробудила у вас картина? (нравиться или нет картина? Почему?)

Выскажите свои впечатления.

— Почему картина названа «Заморские гости»?

Сюжет этого произведения родился у художника во время путешествия в г.Новгород по торговому пути «из варяг в греки».

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Усваивать новую информацию

Анализировать

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала, самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения. Планировать алгоритм выполнения задания.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

— Может кто-то знает про этот путь и сможет нам рассказать? — Этот древний торговый путь существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину Днепр, соединяя Варяжское море (Балтийское) с Русским морем (Чёрным).

Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли Белой Русью, на этом пути встречались иноземцам такие древние русские города как Великий Новгород и Киев. — Опишите день, изображенный на картине. День ясный и солнечный. — Что вы видите на переднем плане картины? На заднем плане? На переднем плане картины изображен корабль (ладья).

На носу его возвышается голова, похожая на лошадиную или львиную. Корабль украшен разноцветными щитами, паруса яркие с узорами.

— За первым кораблем плывет второй.

— Справа на картине изображена гора, на которой виден город с крепостными стенами.

— Что это за заморские гости?

— Что можно сказать о море?

— С каким настроением плывут заморские гости?

— Это купцы, торговцы.

— Море сине-голубое. Белые чайки спускаются на волны, кружатся над синей водой.

— Заморские гости плывут мирно и горделиво.

Их корабли плавно рассекают волну.

Проводит работу по составлению плана текста.

— Давайте вернемся к картине.

— Как вы думаете, с чего можно начать писать сочинение?

— После этого?

— Как мы можем закончить сочинение?

— Отлично. Давайте составим план:

1. Художник и его картина

2. Описание картины:

— гости, плывущие на расписных ладьях;

— окружающая природа.

3. Мое отношение к картине

Составляют план текста.

— О художнике и о создании его картины (дата написания, где писалась, где она сейчас находиться.)

— О самой картине, ее описание; сначала о гостях, плывущих на расписных ладьях, потом об окружающей природе, обращая внимание на оттенки красок.

— Выразим свое отношение/мнение к картине.

Волны плещут в океане

(машут руками, изображая волны)

Что там чудится в тумане?

(вытягивают руки вперёд)

Это мачты кораблей

(вытягивают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей!

(приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем

(ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке

(наклоны)

И сжимаем в кулаке

(дети сжимают кулачки)

Чтоб побольше их собрать-

Надо чаще приседать

(приседания)

Выполняют движения.

VII. Лексико-орфографическая подготовка

Организует лексико-орфографическую работу по тексту.

Предлагает уч-ся карточки с текстом для редактирования.

— Восстановите текст, вставьте пропущенные буквы.

Перед нами картина художника Н.К.Рериха «Заморские гости». Работа ж_вописца переносит нас вглуб_ времён. На картине Рерих изобразил заморских гостей, которые плывут к ру__кой земл_. Дли__ым рядом идут по синей глад_ реки расписные ладьи. Горит на сол_це яркая раскраска кораблей. Ветер раздувает алые паруса. Борта украшены разноцветными щитами. Гордо смотрят вперёд узорчатые г-л_вы драконов. В ладьях плывут варяги. Везут они товар в чужие страны. Стоит тёплый весенний день. Чистая с_нева небес. Радостно и приветливо сияет солнце. В тёмно-синей реке отражаются красные жёлтые зелёные полосы и круги заморских узоров кораблей. Бел_снежные чайки спустились на волны, закружились над водой. Кругом з_лёные х_лмы, п_ля. Вдалеке на одном из холмов видны стены града. Красива и богата русская земля!

Вставляют пропущенные буквы в текст, объясняют написание орфограммы.

Объясняют значение слов.

Используют речевые средства для решения коммуникативных задач.

— Объясните значение слов.

Ладья — гребное или парусное судно.

Варяги — выходцы из Скандинавии, вооруженные отряды для торговли, служившие в княжеской дружине.

Кольчуга — старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.

VIII. Самостоятельная работа по написанию сочинения

Организует письменное сочинение текста.

— Чтобы было удобно написать сочинение по плану я предлагаю вам слова-помощники-опорные слова.

Самостоятельно записывают текст сочинения, используя опорные слова.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

IX. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока.

Предлагает нескольким уч-ся прочитать свои сочинения.

— Понравилась ли вам работа на уроке?

— Какой этап урока у вас вызвал трудности?

Распределение славян:

— всё получилось поплыли дальше. (прикрепляют человечка на ладью)

— ещё нужно поработать над написанием сочинения ( прикрепляют человечка на берег).

Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности.

X. Домашнее задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

С.40 упр.84.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Регулятивные : выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.

Сохраняют учебные задачи.