Урок подготовки к сочинению-рассуждению в 9 классе

Сочинение

Урок подготовки к сочинению-рассуждению.

Сведения об уроке.

Класс – 9-ый (общеобразовательный).

Тип урока – сообщение новых сведений.

Тема лингвистическая – подготовка к сочинению-рассуждению на основе прочитанного текста.

Тема по развитию речи – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова).

Тема коммуникативная – поддержка, понимание, сострадание как неотъемлимые части, необходимые для существования человека.

Средства обучения – дидактический материал – текст из рассказа

А.П. Чехова «Тоска», портрет писателя, небольшая выставка его книг, словарь.

Организация работы.

  1. До урока оформляется доска: в середине заголовок, эпиграф, слева – план текста, в середине – план сочинения.
  2. Портрет и выставка книг писателя.

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

А. ОБУЧАЮЩИЕ.

  1. Познавательные:

а) повторить изученные основные речеведческие понятия (тема, основная мысль, заголовок, тип речи, стиль, структура сочинения-рассуждения, изобразительно-выразительные средства);

б) познакомить с новыми сведениями о структуре сочинения-рассуждения (способы формулирования тезиса, авторская позиция, позиция обучающегося, смысловые переходы между структурными элементами, средства связи между частями сочинения).

Познавательный метод – беседа, способ подачи материала – индукция.

  1. Практические:

а) закрепить ранее сформированные умения работать с художественным текстом;

  • б) формировать умение формулировать тезис, понимать авторскую позицию, выражать собственную позицию, использовать смысловые переходы между структурными элементами, средства связи между частями сочинения;
  • Б. РАЗВИВАЮЩИЕ.
  1. Развивать память, логическое мышление, речь, творческие способности, волю, эмоции.
  2. Формировать умение самостоятельно пополнять знания.

В. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ :

а) воспитывать:

  • интерес к предмету с помощью содержания текста и его художественных особенностей,
  • языковую личность обучающегося;

— понимание, поддержку, сострадание к человеку.

Планируемые результаты

  1. Предметные : совершенствование работы с сочинением-рассуждением на основе прочитанного текста и жизненного опыта.

Регулятивные

  1. Познавательные: осуществление поиска и выделения необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания и письменного текста, логические действия.
  2. Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, использовать языковые средства для выражения своих мыслей, слушать других, задавать вопросы, вступать в диалог и коллективное обсуждение,
  3. Личностные: проявлять понимание, сострадание к личности, готовность к доброжелательному отношению с окружающими и становлению смыслообразующей функции познавательного мотива.

Ход урока:

15 стр., 7487 слов

Анализ текста как средство развития речи учащихся среднего звена ...

... уроков русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ...

Без сострадания, милосердия

невозможно жить в мире.

Зигфрид Ленц.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Краткие сведения об авторе.

Регулятивные 1

  • Чтение текста. Рассказ А. П. Чехова «Тоска».

Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег… Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать…Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина всё нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.— Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — Извозчик!Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.— На Выборгскую! — повторяет военный. — Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега… Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места…— Куда прешь, леший! — на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. — Куда черти несут? Пррава держи!— Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.— Какие все подлецы! — острит военный. — Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.Иона оглядывается на седока и шевелит губами… Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.— Что? — спрашивает военный.Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:— А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер.— Гм!.. Отчего же он умер?Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:— А кто ж его знает! Должно, от горячки… Три дня полежал в больнице и помер… Божья воля.— Сворачивай, дьявол! — раздается в потемках. — Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!— Поезжай, поезжай… — говорит седок. — Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется… Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой…По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат.— Извозчик, к Полицейскому мосту! — кричит дребезжащим голосом горбач. — Троих… двугривенный!Иона дергает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены… Что рубль, что пятак — для него теперь всё равно, были бы только седоки… Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на сиденье. Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому третьему стоять? После долгой перебранки, капризничанья и попреков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый маленький.— Ну, погоняй! — дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы. — Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всем Петербурге не найти…— Гы-ы… гы-ы… — хохочет Иона. — Какая есть…— Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты всю дорогу будешь ехать? Да? А по шее?..— Голова трещит… — говорит один из длинных. — Вчера у Дукмасовых мы вдвоем с Васькой четыре бутылки коньяку выпили.— Не понимаю, зачем врать! — сердится другой длинный. — Врет, как скотина.— Накажи меня бог, правда…— Это такая же правда, как то, что вошь кашляет.— Гы-ы! — ухмыляется Иона. — Ве-еселые господа!— Тьфу, чтоб тебя черти!.. — возмущается горбач. — Поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка ее кнутом! Но, чёрт! Но! Хорошенько ее!Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем. Длинные начинают говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона оглядывается на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет:— А у меня на этой неделе… тово… сын помер!— Все помрем… — вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. — Ну, погоняй, погоняй! Господа, я решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет?— А ты его легонечко подбодри… в шею!— Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова?И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.— Гы-ы… — смеется он. — Веселые господа… дай бог здоровья!— Извозчик, ты женат? — спрашивает длинный.— Я-то? Гы-ы… ве-еселые господа! Таперя у меля одна жена — сырая земля… Хи-хо-хо… Могила, то есть!.. Сын-то вот помер, а я жив… Чудное дело, смерть дверью обозналась… Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну…И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец, приехали. Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина… Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски… Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем…Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.— Милый, который теперь час будет? — спрашивает он.— Десятый… Чего же стал здесь? Проезжай!Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске… Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи… Ему невмоготу.«Ко двору, — думает он. — Ко двору!»И лошаденка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. Спустя часа полтора, Иона сидит уже около большой грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе «спираль» и духота… Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так рано вернулся домой…«И на овес не выездил, — думает он. — Оттого-то вот и тоска. Человек, который знающий свое дело… который и сам сыт, и лошадь сыта, завсегда покоен…»В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и тянется к ведру с водой.— Пить захотел? — спрашивает Иона.— Стало быть, пить!— Так… На здоровье… А у меня, брат, сын помер… Слыхал? На этой неделе в больнице… История!Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит ничего. Молодой укрылся с головой и уже спит. Старик вздыхает и чешется… Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем… Нужно поговорить с толком, с расстановкой… Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер… Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья… И про нее нужно поговорить… Да мало ли о чем он может теперь поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать… А с бабами говорить еще лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух слов.«Пойти лошадь поглядеть, — думает Иона. — Спать всегда успеешь… Небось, выспишься…»Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде… Про сына, когда один, думать он не может… Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…— Жуешь? — спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. — Ну, жуй, жуй… Коли на овес не выездили, сено есть будем… Да… Стар уж стал я ездить… Сыну бы ездить, а не мне… То настоящий извозчик был… Жить бы только…Иона молчит некоторое время и продолжает:— Так-то, брат кобылочка… Нету Кузьмы Ионыча… Приказал долго жить… Взял и помер зря… Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко?Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей всё…

3 стр., 1229 слов

Урок 86. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок — «входная ...

... Продолжение работы по теме урока 1. Чтение текста М. Пришвина «Моя Родина» (Читают хорошо читающие ученики и учитель.) 2. Работа над текстом (Примерный ответ. — ... в роли зайчика Листопадничка и расска­жите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы ... зиму? IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока 1. Деление текста на части {Это сказка о жи­вотных: там ...

2 стр., 902 слов

Тема : «Редактирование текста сочинения «Скучен день ...

... посветим ручкой, как солнышком, помашем. Презентация к открытому уроку для РМО учителей начальных классов на тему «Редактирование текста сочинения «Скучен день до вечера, коли делать нечего» ... ли вам раскрыть смысл пословицы? Почему? (Основная часть соответствует пословице.) Прочитайте мне, пожалуйста, свои сочинения. Спасибо. Понравилось ли тебе сочинение соседа по парте. Чем? (Написано понятно ...

12 стр., 5646 слов

Одиночество в рассказе чехова «тоска»

... с какой целью использовал автор эти языковые средства? Рассказ Чехова “Тоска”. Тема одиночества главного героя Конспект урока Тема урока: Тип урока: Цели урока: образовательная: воспитывать у ... Кому? <p> (Военному, горбачу, дворнику, молодому извозчику.) Проследим по тексту, как эти люди реагируют на рассказ Ионы о смерти сына. <p> Поработайте в группах. Найдите и обсудите. Подготовьте ...

  1. Беседа по содержанию текста.
  • О чём текст? Зачем? Как?
  • Сложный план текста.

* Белый, как мел, неподвижный извозчик Иона Потапов.

* Попутчики Ионы:

  • а) военный;
  • б) трое молодых людей.

* Тоска

* Общение с молодым извозчиком.

* Общение с лошадью.

  • Заглавие.

Обучающиеся придумывают подходящие заглавия, не зная названия произведения (Горе извозчика Ионы. Печальный извозчик и др.)

  • Обращение к публицистическому тексту (изложению) и к двум первым тестовым заданиям для более полного и конкретного понимания художественного текста.

Текст для изложения.

Время меняет людей. Но, кроме времени, есть ещё одна категория, воздействующая на тебя, может, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание – это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Да, несчастья и беды – это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.

Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели». (По А.А. Лиханову)

Тестовые задания к художественному тексту.

1) Укажите утверждение, в котором представлена информация, являющаяся ответом на вопрос: «Почему Иона стал рассказывать о своем горе лошади?»

  • Иона переживал, что не накормил лошадь;
  • Извозчику не спится, ему скучно и не с кем поговорить;
  • Иона переживает из-за смерти сына, и ему не с кем поделиться своим горем;
  • Иона всегда разговаривал с лошадью, не желая общаться с людьми.

2) Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.

3 стр., 1325 слов

Роль эпитетов в тексте сочинение на лингвистическую тему

... безумные людей», «томительная ночи повесть»). Роль эпитетов в тексте Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков. Помимо ...

  • Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Тоска громадная, не знающая границ.
  • Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей всё…
  • Иона оглядывается на седока и шевелит губами…

Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.

  • Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина.

Примерные выводы учащихся по планируемым результатам (после анализа художественного текста).

  1. Предметные: узнали новые сведения при анализе художественного произведения.
  2. Регулятивные: ставили новые цели, принимали решения в проблемной ситуации.
  3. Познавательные: составляли сложный план, проводили наблюдения под руководством учителя.
  4. Коммуникативные: задавали вопросы, аргументировали свою точку зрения.
  5. Личностные: проявляли готовность к доброжелательному отношению с окружающими, устойчивому познавательному интересу к художественной литературе.
  1. Подготовка к написанию сочинения.

Устная работа учащихся со структурными особенностями сочинения, тезисом, аргументами, выводом.

  • Структура сочинения-рассуждения.

(Тезис, аргументы, вывод).

  • Композиция сочинения-рассуждения по толкованию слова.

(Вступление. Определение предложенного в задании слова.