Урок 86. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок — «входная дверь» в текст. на основе художественного текста

Сочинение

ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Пришвина; показать роль заголовка как «входной двери» в текст; развивать воображение, связную речь, навыки вы­разительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

  • Дома вы должны были составить текст об одном из живот­ных. Послушаем ваши рассказы.

III. Актуализация знаний. Введение в тему

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя

  • Что вы знаете об этом писателе? (Рассказы детей.)

2. Рассказ учителя об авторе

Михаил Михайлович Пришвин

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение текста М. Пришвина «Моя Родина»

(Читают хорошо читающие ученики и учитель.)

2. Работа над текстом

(Примерный ответ.

— Прочитайте предложения, где автор объясняет, на ка­кую охоту он уходил. (Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался…)

Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» При­швин объединил в одном рассказе? Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»? (Ответы детей.)

  • Прочитайте обращение писателя к детям. Как он вас назы­вает?

(Дети читают два последних абзаца.)

  • Проверьте себя, внимательно ли вы читали рассказ М. При­швина. Вставьте пропущенные слова.

1. Я однажды встал тоже….

2. Молоко было необыкновенно вкусное, и чай от него делался….

3. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию уже привык, что уже не мог проспать….

4. Моя охота была и тогда и теперь — ….

5. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо… и….

6. И охранять природу — значит….

3. Выразительное чтение по цепочке

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

8 стр., 3563 слов

«Лишь слову жизнь дана…» ( Уроки словесности: из опыта работы ...

... урока является вступительное слово учителя, яркое, интересное. Цель: подготовить учащихся к восприятию темы сочинения, увлечь предметом описания, объяснить задачи работы. ... представляется мне при слове “Родина?” Данный вид работы уместно было ... натуральные» наглядные пособия, которые дети наблюдали и описывали. ... работы души. "Верным помощником" в нелегком писательском труде, “постоянным спутником жизни ...

  • Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого че­ловека есть Родина — край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным.
  • Какие однокоренные слова можно подобрать к слову «Ро­дина»? (Рождение, родители, родство, род, родимый, родной, родинка, родительский, отроду, родовитый, безродный и др.)

Домашнее задание

Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом. План записать в рабочую тетрадь.

Уроки 87, 88. И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты:, Оборудование:

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Бобры храбры идут в боры;

  • Бобры для бобрят добры.
  • Прочитайте медленно.

(Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)

  • Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с утвер­дительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень бы­стро).

III. Введение в тему

1. Беседа

  • Что вы знаете о бобрах? Расскажите. (Рассказы детей.)
  • Прочитайте, что здесь зашифровано. Запишите.

НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС-ВОТИКИМ

(Иван Сергеевич Соколов-Микитов.)

Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».)

  • Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ.

2. Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова (Читают учитель и учащиеся.)

IV. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз — росой она умылась,

Два — изящно покружилась,

Три — нагнулась и присела,

На четыре — полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

V. Работа по теме урока

1. Беседа по рассказу «Листопадничек»

  • Понравилось ли вам произведение? Чем?

(Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листо-падничками.)

2. Рассказ о писателе

  • Хотите узнать подробнее об авторе? Слушайте.

VI. Проверка домашнего задания

  • А сейчас мы послушаем рассказы, которые вы составили о летних прогулках по лесу.

VII. Рефлексия

  • Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
  • За что вы похвалили бы себя?
  • Что вам захотелось сделать после этого урока?

VIII. Подведение итогов урока

  • Ребята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно по­стигать тайны природы? Чем является для человека при­рода?

Домашнее задание

Прочитать рассказ И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Не хочет косой косить косой;

  • Говорит: «Коса коса».
  • Прочитайте скороговорку способом «птичий базар».
  • Какие слова одинаковы по звучанию и произношению, но разные по значению? {«Косой»в значении «заяц» и в значении «коса» — инструмент, которым косят траву. «Коса»в значении «косая» и «коса»инструмент.)
  • Прочитайте с ускорением.
  • Прочитайте очень быстро.

III. Работа по теме урока Выборочное чтение

11 стр., 5082 слов

Прочитайте текст и выполните задания

... памятные сувениры, чему несказанно обрадовались. Ответ: ____________________________________________________ Прочитайте текст и выполните задания 10-17. (1)Манежная рысь вытряхивает из меня кишки. (2)Я уже кое-что могу, но выдерживать ... новый. Часть 2 состоит из одного вариативного задания, требующего развёрнутого ответа и представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Приступая к выполнению ...

  • Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она по­явилась?
  • Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери?
  • Кого встретил зайчонок во время путешествия?
  • Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о раз­говоре зайчика с бобрами. Какие роли мы должны распре­делить?

(Читают по ролям: автор, зайчонок, бобр, бобриха.)

  • Почему листопадничек остался в хатке бобров?
  • Как провел зайчонок зиму?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Деление текста на части

{Это сказка о жи­вотных: там животные разговаривают, путешествуют.)

  • Разделим эту сказку на части и озаглавим каждую часть, т. е. составим план.

План

1. Мечта Листопадничка.

2. Подготовка животных к зиме.

3. Зайчонок в хатке бобров.

4. Пришлось остаться на зиму.

5. За долгую зиму большого страху натерпелся.

6. Наконец-то дома!

(Краткий пересказ текста по коллективно составленному плану.)

2. Характеристика героя

  • Выполните задание 7 на с. 67. Запишите ответ в рабочей тетради.
  • Как вы думаете, почему автор именно так закончил исто­рию про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?
  • Представьте себя в роли зайчика Листопадничка и расска­жите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали.

VI. Рефлексия

  • Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
  • За что вы похвалили бы себя?
  • Что вам захотелось сделать после этого урока?

VII. Подведение итогов урока

  • Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

Домашнее задание

Придумать продолжение этой истории. Записать ее в тетрадь. Какие еще приключения могли бы произойти с зайчонком?