Конспект урока развития речи по теме»Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Обучающее сочинение к Дню Матери или 8 марта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательной школы №15 п. Березайка»
Конспект урока развития речи по теме:
«Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания». 3 класс.
Ершова Наталья Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №15 п. Березайка»
Информационная карта урока по теме: «Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания».
Тип урока: сообщение новых знаний /развитие речи/.
Цель урока: учить составлять рассказ по теме.
Задачи урока: обучение – формировать речевые умения: информационно содержательные / тема, основная мысль, заголовок, отношение автора /;
- структурно-композиционные / заголовок, деление на части, план /;
- использование языковых средств.
методы – диалог с учениками, самостоятельная работа;
- средства – «ромашка» составных частей текста, перчаточная кукла.
2.Работа по теме урока.
- умение планировать работу по составлению текста.
- Кто из вас, ребята, любит путешествовать? Все любите! Давайте отправимся прямо сейчас.
Но разве мы можем покинуть класс?/нет/ И всё таки мы можем путешествовать не выходя из класса! Но как? /воображая, сочиняя/ Значит будем сочинять.
- А кто знает, что значит СОЧИНЯТЬ?
- Подскажу: нужно обратить внимание на корень этого слова. Чтобы корень выделить верно, нужно подобрать однокоренные слова. /
Можно подсказать – «чинно в ряд», «всё чин-чинарём», починить. Слова выносятся на доску в виде табличек для наглядности./
2.Работа по теме урока.
- Ни строительство дома, ни путь капитана
Не получатся, если их делать без плана.
Будь как строитель и как капитан:
Готовишься к делу – обдумывай план!
- С чего будем начинать обдумывать план?/ учитель надевает на руку перчаточную куклу, с которой и будет продолжать диалог/.
КУКЛА – Я знаю, просто начнём и всё. Вот он начнёт, давай…/обращается к любому из учеников/.
«Лишь слову жизнь дана…» ( Уроки словесности: из опыта работы ...
... Существенным элементом такого урока является вступительное слово учителя, яркое, интересное. Цель: подготовить учащихся к восприятию темы сочинения, увлечь предметом описания, объяснить задачи работы. Очень ... уроках обучения сочинениям-этюдам обязательно использую натуральную наглядность, так как именно она служит объектом наблюдения и источником создания текста. Ученики лучше справляются с работой, ...
Уч. – Что очень люблю, что хорошо с нею.
- Хорошая мысль. Я даже пословицу такую знаю: «При солнышке тепло – при матери добро». /выносится на доску/
- Ещё что можем рассказать?
Уч. – Мама – мой друг, во всём мне помогает.
Уч. Много забот: хозяйка, кормит, рукодельничает.
- И такая пословица найдётся. «Спасибо тому, кто поит и кормит». /выносится на доску/
- Запишем в тетрадях: 2. Основная мысль.
- В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Теперь каждый из вас выберет ту основную мысль, которая ближе, больше нравится, на которую есть что сказать.
КУКЛА – Ну, уже можно сочинять-то?
- Можно, но желательно, чтобы у наших рассказов было и название.
- ЗАГОЛОВОК (заглавие) всегда «растёт» из темы и основной мысли.
КУКЛА – Значит, по теме можно озаглавить или взять названием основную мысль?
- Совершенно верно!/ на доске прикрепляется первый лепесток с надписью ЗАГОЛОВОК/
- Запишите в тетрадях: 3. Заголовок.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. А сейчас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Влево – вправо, раз и два.
Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.
- Значит, чтобы написать сочинение, нужно раскрыть основную мысль.
КУКЛА – Легко сказать! А как?
- Просто нужно рассказать о таких случаях, которые её подтвердят. Попробуем?/дети пытаются подтвердить, выбранные ими мысли/
КУКЛА – Как же они своих мам любят!
КУКЛА – А как они рассказывали: «мамочка», «добрая», «лучшая».
- А почему они «важные», ребята?
Уч. Передают наше отношение, т.е. отношение автора.
КУКЛА – Ну теперь-то всё?
- Почти. Нам бы ещё следовало подумать с чего начать.
- Спросим у ребят./с начала/
Что можно сказать в начале? /варианты ответов/ Конечно, нужно подсказать тем, кто будет читать наше сочинение, о чём мы решили рассказать. Например: «Мою маму зовут…» или «Я очень люблю свою маму»./четвёртый лепесток – НАЧАЛО /
- Запишем в тетрадях: План.
КУКЛА – И сочинение будет готово!
КУКЛА – Я кажется всё понял: начнём с начала, раскроем основную мысль и закончим концовкой.
- Всё верно. Только каждую часть нужно будет выделить в тексте. Как мы это обычно делаем?/с помощью красной строки/
- Чему мы учились? Зачем нам это надо?
- С чего начнём работу? Как продолжим?
- А теперь ещё раз хочу спросить: для кого это задание кажется сложным теперь? Поставьте справа от числа «+».
Кому так не кажется – «минус».
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока: «Развитие речи. Повествование»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Развитие навыков монологической речи
... правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия); эмоционально-оценочная. Известно, что в устной монологической речи, заключающей повествование о событии или рассуждение, ...
Урок по разграничению типов речи.средства связи в речи повествовательного характера.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема урока : «Развитие речи. Повествование»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: дать понятие о повествовании и его отличительных признаках
Задачи урока: образовательные:
- определять тип и стиль речи текста;
- сформировать способность к дифференциации типов речи (описание, повествование)
- развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся;
- развивать умение работать в парах, группах
воспитательные: воспитывать уважительное отношение к друг другу
Познавательное УУД: находить необходимую единицу информации в тексте, установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями
II. Актуализация знаний.
1.Труд кормит, а лень портит.
2.Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
3.Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
4.На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
Вопросы учителя с использованием предыдущего слайда на интерактивной доске (приём «Цепочка умозаключений):
- Где говорится о следующих друг за другом действиях? (В 1-3 варианте представлены противоположные явления с использованием глаголов)
- Какой вывод мы можем сделать: о чём рассказывается в данных предложениях? Какая часть речи помогает в этом? (Предложения передают сами действия старушек и кошек, повествуют о них при помощи глаголов).
- Следовательно, это какой тип речи? (Повествование).
- Дети самостоятельно формулируют тему урока и цели. Тему записывают в тетрадь.
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения
1.Работа с таблицей «Типы речи».
Фиксация в тетрадях отличительных признаков описания, повествования, рассуждения. Составление кластера.
3. От какого лица ведётся повествование? (Повествование может вестись от 3-го лица (авторское повествование), от 1-го лица (рассказчик назван или обозначен личным местоимением я)).
V. Этап реализации построенного проекта
1 группа – описание
Было ясное июньское воскресенье, когда Нехлюдов, напившись кофею, с записной книжкой и пачкой ассигнаций в кармане своего лёгонького пальто вышел из большого с колоннадами и террасами деревенского дома и по неочищенным, заросшим дорожкам старого английского сада направился к селу, расположенному по обеим сторонам большой дороги. Нехлюдов был высокий, стройный молодой человек с большими, густыми, вьющимися, тёмно – русыми волосами, со светлым блеском в чёрных глазах, свежими щёками и румяными губами, над которыми только показывался первый пушок юности. Во всех движениях его и походке заметны были сила, энергия и добродушное самодовольство молодости. (Л. Н. Толстой «Утро помещика»)
2 группа – повествование
Работа с текстом по развитию речи в 7-м классе. Урок-мастерская. ...
... речи – это повествование с элементами описания, так как говорится о важном событии в жизни (героя) Сережи. В построении этого текста различаются части, связанные с развитием ... 3. Определить стиль и тип текста. (работа в группах). Ответы: Текст художественного стиля, так как взят из ... орфограмм и лексического значения подчеркнутых слов) 7. Прочитайте еще раз текст, составьте план. (В тетрадь ). План ...
Я вставил ключ и хотел его повернуть, но не тут-то было. Ключ не поворачивался. Стало ясно, что надо мной смеются. Крючок спросил, не сумею ли я написать правильно слова «замочек» и «ключик». Если сумею, ключ сразу же отопрёт замок. Отчего же не суметь! Подумаешь, хитрость какая! Неизвестно откуда появилась классная доска и повисла перед самым моим носом в воздухе.
- Пиши! – крикнул Палка и подал мне мел.
- Пиши! Дальше! – приказал палка.
Хорошо ему было кричать, а если я не знаю, что писать дальше ЧИК или ЧЕК. (Л. Гераськин «В стране невыученных уроков»)
3 группа – рассуждение
Писатель Тургенев говорил, что русский язык «великий и могучий». Это он, конечно, правильно говорил. Но только почему же он не добавил, что русский язык ещё и очень трудный? Забыл, наверное, как в школе с диктантом мучился. Но, может, думал я, во времена Тургенева учителя не так уж придирались, не снижали отметки за грязь и за всякие безударные гласные? А я вот из-за этих самых безударных гласных столько разных ударов получал: и в школе, и дома, и на совете отряда!
(А. Алексин «Саша и Шура»)
2. Отчёт групп о проделанной работе.
3. Вопросы учителя к классу:
- Какой тип речи является изображением какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. (Описание)
- Разъяснение, подтверждение какой-либо мысли аргументация и выводы – это? (Рассуждение)
- Рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности, о следующих друг за другом действиях – это? (Повествование)
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Работа с учебником ( параграф 55).
О чём повествуется в тексте? Озаглавьте его. Найдите начальную часть текста. Прочитайте предложения, в которых выделены глаголы (проследим последовательность действий).
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
На распечатках текст. Задание: Найдите в нём элементы повествования. Выделите в нём структурные составляющие (завязку, развитие события, конец события, развязку).
Можно ли выделить элементы рассуждения и описания?
Без охоты Бойе жить не мог. Если отец или Колька по какой-либо причине долго не ходили в лес, Бойе ронял хвост, лопоухо опускал голову, неприкаянно бродил, никак не мог найти себе место, даже повизгивал и скулил, точно хворый.
Было это ранней зимой, а по весне Колька приволокся на глухое озеро пострелять уток. Бойе обежал лесом озеро, прошлепал но мелкому таю, остановился на обмыске и замер в стойке, глядя в воду. «Чего-то узрел!» – насторожился Колька. Бойе приосел в осоке, пополз к урезу берега, вдруг пружинисто взметнулся, бултых в воду! «Вот дурень! – улыбнулся Колька. – Засиделся около дома, балуется». Но Бойе тащил что-то в зубах, бросил на берег, отряхнулся. Колька приблизился и опешил – в траве каталась щучина килограмма на два. Бойе ее лапой прижал, ухмыляется.
Услышав этакое сообщение, папа хотел дать охотнику порку за вранье, но Колька настоял сходить еще раз на озеро… Когда Бойе вытащил вновь из воды щучину, папа, которого вроде бы ничем уже было не удивить на этом свете, развел руками:
«Чего за свою бурную жизнь не перевидел, – говорит, – приключений каких только не изведал, однако подобного дива не зрел еще!»
Тексты контрольных работ по русскому языку. 9 класс
... Мальчик бросился к матери и прижался к её руке. Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. Очевидно это было действительно так. Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, ... гласной в корне, рядом напишите однокоренное слово с другой гласной. Контрольная работа №6 «Синтаксические конструкции с чужой речью»., Сжатое изложение. В воскресенье, ...
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.
Даны глаголы: ходить, увидеть, найти, заметить, приблизиться, дотронуться, принести, открыть, не забыть.
Работа в парах: составить текст – повествование.
По желанию обучающихся зачитать творческие работы в классе.
IX. Этап рефлексии учебной деятельности
Педагог просит дать самооценку своей работе. К какому типу речи относятся оставленные Вами предложения на этапе рефлексии?
Задание на дом на выбор:
На каждом этапе урока четко и конкретно указаны предметные и метапредметные результаты, кроме личностного. Для открытия нового способа действия создаются учебные проблемы, но они не конкретизированы. К теме урока дети сами «приходят» анализируя, сравнивая и находя общие признаки текста. Для реализаций учебных действий используется такие приемы и методы как «цепочка умозаключений», составление кластера, работа в группах, работа с учебным материалом. Была проведена работа с текстом для самопроверки учащихся. Такие вопросы как найдите в тексте элементы повествования. Выделите в нём структурные составляющие (завязку, развитие события, конец события, развязку).
Можно ли выделить элементы рассуждения и описания? были поставлены для в ыявления познавательного УУД. На этапе рефлексии учащиеся сами производят оценку своей работы. Вопросы и задания, позволяющие обнаружить освоение способа действия или метапредметного результата для каждого ребёнка, не были представлены. Планируемый метапредметный результат, задания, упражнения для формирования способностей соответствуют учебному предмету, теме и возрастным возможностям учащихся.
Урок развития речи в 3 классе:»Текст. Сочинение – повествование. Работа над ошибками. Коллективное «редактирование» текста сочинения.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Русский язык.
Тема:
Цели:
1. Формирование умения построения связного текста, обучение самопроверке и самостоятельному «редактированию» текста сочинения.
2. Развитие связной речи учащихся, обогащение словарного запаса.
3. Развитие логического мышления, наблюдательности, внимания.
4. Воспитание интереса к предмету.
Оборудование:
2. Индивидуальные распечатки текста сочинения.
3. Плакат с текстом (на доске).
4. Атрибуты редакции журнала: таблички с названием журнала, рубрика «В помощь редакторам», «редактор», «Редакционная коллегия».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НЕПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМ. Н.К. КРУПСКОЙ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Каким должен быть настоящий учитель (По тексту Г.И. Андреева)
... uchitelyami/ «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя», — писал И. Гёте. И ... свои личностные качества. Сочинение рассуждение на тему Каким должен быть учитель Многие задают такой ... детьми, их родителями, государством за свое дело, поступки, сказанные слова. Римский философ Сенека писал: «Уча других – учись сам». Эти слова ...
ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБЛАСТНЫХ КУРСОВ ИПК
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ТЕКСТ. СОЧИНЕНИЕ-ПОВЕСТВОВАНИЕ.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. КОЛЛЕКТИВНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»
Выполнила: Петкевич Л.Н.,
учитель 3 «Б» класса,
Тема: Развитие речи. Текст. Сочинение – повествование. Работа над ошибками. Коллективное «редактирование» текста сочинения.
Дежурный: Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
Учитель: Сегодня урока не будет. Ребята, сейчас мы не учитель и ученики, а сотрудники детского журнала «Все обо всем». Я – редактор (разъяснение значения), а вы члены редакционной коллегии (разъяснение значения).
Наш журнал объявлял конкурс на лучшее сочинение по этой серии картин. Вы, будучи юными журналистами (разъяснение значения), также попробовали свои силы.
Главный редактор, прочитав множество работ, выбрал наиболее удачную. Но и в ней есть небольшие недочеты. Нам поручено отредактировать этот текст для печати.
Поэтому, главной задачей нашего заседания редколлегии является обнаружение и исправление речевых и смысловых ошибок, допущенных автором.
Учитель: начнем наше заседание с традиционного упражнения, которое поможет нам собраться с мыслями.
Сядьте удобнее, руки положите на колени.
Упражнение : Завели машину (вдох)
Накачали шину (вдох)
И поехали быстрей (вдох)
Учитель: Уважаемые коллеги, перед вами на партах лежат распечатки текста. У меня на доске – увеличенный вариант. Исправления будем вносить на этих листах зеленой пастой.
Итак, покажите мне, что Вы готовы работать.
Текст сочинения: 1.Дети ходили в лес за земляникой. 2. Там они увидели ежа. 3. Гена палочкой вложил ежа в шапку. 4. Он принес ежа домой. 5. Мама дала ему поесть. 6. Он испугался и залез под кровать. 7. Потом еж перестал бояться. 8. Он пил молоко. 9. Он ел хлеб и не боялся. 10. Дети пошли в школу. 11. Гена и его друзья отнесли ежа в школу.
Учитель: автор сочинения назвал свою работу «Ежик». Мне кажется, что можно придумать более интересный и выразительный заголовок.
(дети предлагают свои варианты)
Учитель: Что случилось с героями рассказа?
- От глагола «нашли» образуйте, пожалуйста, имя существительное женского рода в единственном числе и именительном падеже.
(Новые слова, подобранные детьми, записываются на доске в раздел «В помощь редакторам»).
- Где нашли ежа? (Ежа нашли в лесу.)
- От слова «лес» образуйте имя прилагательное женского рода в единственном числе и Именительном падеже.
Лес – лесная (слово записывается на доске).
- Составьте словосочетание из новых слов.
- Исправьте название рассказа (учитель делает это на доске, дети на своих листах).
Памятка: Грамотно отредактировать текст поможет памятка.
Задание: Прочитайте 1 и 2 предложения (читают).
Учитель: Понятно ли Вам, куда ходили дети за земляникой? В какое время года это было?
- Как можно исправить эти недочеты?
(дети предлагают свои варианты, учитель записывает их на доске; затем выбирается наиболее удачный и в текст вносятся изменения).
Готовые сочинения чего нам так не хватает а не хватает нам любви ...
... по отношению к детям? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте ... не согласиться с мнением А.А. Лиханова. Действительно, проявлять сострадание и ... честности» явилась смерть. Смерть учителя вмести с детьми… Два примера-иллюстрации ... детях-сиротах. Таким образом, нравственный подвиг можно совершить, одаривая сирот заботой и помощью и идя с ними в газовую камеру. Готовое сочинение №2 ...
Возможный вариант: Однажды летом дети ходили в лес за земляникой. Там они увидели ежа.
Задание: Прочитайте 3 и 4 предложения. Все ли здесь хорошо? Какое слово повторяется и в 3, и в 4 предложении?
(повторяется слово еж)
Учитель: Как можно исправить эту ошибку?
Замените слово «еж» в 4 предложении местоимением 3 лица единственного числа в Винительном падеже (Заменить слово «еж» в 4 предложении местоимением «его»)
- А если объединить эти два предложения? Что для этого надо сделать?
- Прочтите, что получилось?
Возможный вариант: Гена палочкой вложил ежа в шапку и понес его домой.
Учитель: Посмотрите внимательно на 1 картину. В какой головной убор положил ежа Гена? А что написано в тексте?
(в кепку).
(Выберите подходящее слово для обозначения головного убора: кепка, шляпа, шапка, панама)
- Подберите, пожалуйста, более точное слово вместо слова «вложил».
(варианты записываются на доске, выбирается лучший и в текст вносятся изменения).
Возможный вариант: Гена палочкой (вкатил, закатил) ежа в шапку и понес его домой.
Учитель: Прочитайте 5 предложение. Вам понятно, кому мама дала поесть? Ежу или Гене?
- Как исправить недочет?
( варианты записываются на доске и затем делаются исправления в тексте).
Возможный вариант: Мама дала ежу поесть.
- давайте попробуем объединить 5 и 6 предложения. Что для этого надо сделать? (какой союз можно вставить между этими предложениями?)
Возможный вариант: Мама дала ежу поесть, но (однако) он испугался и залез под кровать.
Учитель: Прочитайте 7 предложение. Замените фразу « перестал бояться» одним словом.
(исправления вносятся в текст сочинения)
Возможный вариант: Потом еж привык.
Учитель: Прочитайте 8 и 9 предложения. Все ли здесь в порядке? Какое слово повторяется? Как можно исправить?
(варианты записываются, затем вносятся изменения).
Возможный вариант: Он пил молоко, ел хлеб и не боялся.
Учитель: Прочитайте 10 предложение. Кто заметил смысловую ошибку? (Прошло уже много времени, но из предложения этого не видно).
Что нужно сделать, чтобы исправить эту ошибку?
Возможный вариант: Кончились летние каникулы. Дети пошли в школу.
Учитель: Прочитайте 11 предложение. Какое слово есть в 10 и повторяется в последнем предложении? Надо его заменить в 11 предложении.
Раньше в школах устраивали живые уголки для животных. В этих, специально оборудованных помещениях, жили кролики, ежи, черепахи, рыбки, птички. Дети заботились о низ, наблюдали за их поведением. Вот в такой живой уголок отнесли ежа ребята.
(в предложение вносятся изменения)
Возможный вариант: Гена и его друзья отнесли ежа в школьный живой уголок.
Текстоориентированный подход к изучению вводных слов и предложений ...
... к счастью , не на глубоком месте. В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно ... лингвистической литературы, анализ диссертационных исследований по методике обучения литературе. Практическая значимость исследования 1. Вопрос о вводных словах и вставных конструкциях в лингвистике .1 Классификация вводных слов Вводными называются слова, ...
Дежурный: Мы проверили осанку,
Мы походим на носках,
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как серый волк – волчишко.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Ежик сладко потянулся.
Учитель: Посмотрите внимательно на первую картину. Какие предложения из текста к ней относятся? Прочитайте. Обозначьте римской цифрой I. (аналогично по остальным картинкам).
Учитель: Уважаемые коллеги, на этом наша работа завершена. От лица редакции журнала объявляю всем благодарность за активную работу. Большое спасибо.