МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Усть-Вымь
Цели: углубить представление о пейзаже в художественном стиле речи; всматриваться в явления окружающего мира, наблюдать за состоянием природы и человека; отбирать нужные средства языка для их выражения — писать сочинение – описание картины.
- Добрый день. Начинаем урок развития речи, и я вновь приглашаю вас
в мир прекрасного, в мир искусства, в мир живописи.
Тема урока
1).Речевая разминка.
-На сегодняшнем уроке нам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны суметь в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное, свойственное только ему. Это непросто, ведь кроме зоркости глаз здесь нужна фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто. Поэтому давайте учиться.
- Для начала проведем речевую разминку.
Обратимся к предложенным текстам.
Текст № 1
Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце пушинку. В стороны расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была, словно крошечная шестиконечная звездочка.
Текст № 2
Снег – вид зимних атмосферных осадков. Выпадает в виде снежных кристаллов, одного из видов льда в атмосфере. Снежные кристаллы имеют различную форму. Наиболее часто встречаются шестисторонние пластинки с множеством разветвлений различных размеров.
- В каком тексте описываются снежинки вообще, а в каком конкретная снежинка?
- О каких признаках предмета сообщается во втором тексте?
(Материал, форма, причина образования).
- Как говорится об этих же признаках в другом тексте?
(Конкретно, с выражением личного отношения к снежинке , упавшей на руку).
- Почему так различаются эти описания? Ведь описывается один и тот же предмет – снежинка.
(Эти отрывки разные по стилю ).
- Обратите внимание на построение 1 –го текста – описания. Какова его структура?
I. Общее впечатление о предмете.
Экскурсионная речь как профессиональный педагогический жанр учителя-словесника
... зависит качество экскурсионной речи учителя; определить ее место в системе речевых профессиональных для учителя жанров; выявить исходные знания студентов-филологов об экскурсионной речи, уровень сформированности умений создавать данный профессионально значимый речевой жанр: определить содержание обучения ...
II. Указание на признаки, детали предметов.
III. Отношение к предмету.
- Как эта структура реализована в тексте?
1.Какая чудесная снежинка села на мою ладонь.
2.Детальное рассмотрение признаков предмета.
3.Жаль, что исчезла красота.
- Заметьте, что 1-е предложение служит формулировкой основной мысли текста . Доказывает ли автор последующим описанием основную мысль?
- Может ли оставить равнодушным это описание? Не появилось ли у вас желания остановиться и рассмотреть знакомую незнакомку – снежинку?
- Вы сумели проанализировать это описание. Но как же описать картину самим, как построить работу над сочинением?
На основе анализа этого отрывка сделаем выводы, составим план работы:
2).Цель урока: понять замысел художника, создать высказывание по теме картины, выразить своё отношение к увиденному.
3).План работы над сочинением.
Для этого:
1.Рассмотреть картину, выделить части, детали.
2.Определить тип речи (описание).
3.Стиль речи (художественный).
4.Сформулировать основную мысль, тему (предмет в целом) и микротемы (детали, признаки).
5.Отобрать языковые средства, необходимые, уместные при написании сочинения.
- Этот план поможет вам правильно построить сочинение.
4).Описание картины.
- Рассмотрите внимательно репродукцию и определите жанр
портрет , пейзаж , сюжетная картина
- Нам нужно передать состояние окружающего мира и человека.
состояние»
(Настроение, самочувствие, расположение духа).
- А можно ли сказать: какое настроение у создателя этой картины?
(Да, автору радостно наблюдать обновление природы, он не налюбуется красотой первого снега).
- Чем вызвано это радостное настроение природы и человека?
(Состояние природы вызвано наступлением зимы, а самочувствие человека зависит от состояния окружающей среды).
Запишем вывод:
В текстах – описаниях состояния окружающей среды и человека передается постоянная на данный момент картина мира и настроение человека. Состояние природы зависит от явлений окружающего мира, а настроение человека – от состояния природы. Все взаимосвязано.
- Итак, представьте, проснувшись однажды рано утром и подойдя к окну, вы восхищенно ахнули: выпал снег! Вам просто необходимо поделиться своей радостью! С кем? К сожалению, дома уже никого нет, и тогда вы берете лист бумаги…
- О чем рассказать в первую очередь? Как выразить свое восхищение? И вот здесь вам помогут средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения.
картина И.Попова «Первый снег».
- Какие предметы окружающего мира вы видите на репродукции?
( Улица города: тротуары, мостовая, высокие дома, телефонная будка, дети, собака, деревья, снег, небо, воздух ).
Рассказ об изменениях рек зимой. описание природы зимой. Природа зимой
... В описание зимы обязательно добавляется настроение автора, его чувства. Снег, вьюга, зимний ветер часто воспринимаются как живые существа, зима ... месяц снежный, снег запорошит дороги, склоны берегов замершей реки, придаст зимнему лесу снежный застенчивый вид. Природа зимой тиха ... и длится до мартовского равноденствия (21-22 марта). Люди с древнейших времен отметили четыре важные точки отсчета ...
- Каковы признаки этих предметов?
Мостовая , тротуары, крыши домов покрыты белым снегом.
Снег белый, чистый, легкий, мягкий, пушистый.
Снег сверкающий, искрящийся, переливающийся на солнце, свежевыпавший, хрустящий.
Он может порхать, лететь, валить, сыпать; плавно опускаться, весело кружить, ослепительно блестеть.
Воздух прозрачный, свежий.
Небо сиреневое, светлое.
Девочки радостные, веселые, счастливые.
Жители домов, случайный прохожий, собака
- Почему вдруг замер щенок? Возможно, он впервые в своей жизни видит снег? А может, тоже не может скрыть своего восторга?
- И прохожий в телефонной будке, и малыш у окна – все рады первому снегу. Город еще только просыпается: 8:00. О чем говорят следы на снегу, ведущие к героиням?
настроение,
(Вся картина пронизана ощущением свежести, мягкости.)
средствами
(Художник использует определенные краски: неяркие, прозрачные, желтые, белые, розовые, светло-коричневые).
5).П.И.Чайковский «Времена года» (фрагмент).
- Прослушайте зимний фрагмент из музыкального альбома «Времена года» П.И.Чайковского.
- Какие чувства вызывает музыка, какие картины рисует воображение при ее прослушивании?
6).А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок).
- В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» читаем:
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
отношение поэта
(Поэт восхищается началом зимы, олицетворяет природу – «зимы ждала, ждала природа»; передает ее красоту-«зимы блистательным ковром»).
А.А.Пластова «Первый снег
разных видах искусства
- Попробуйте отметить, что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет?
(Автор стремится передать свое отношение к описываемому).
-Это очень трудная задача – уловить и словесно передать сложные, порой противоречивые чувства человека, вызванные состоянием окружающей среды. Известные мастера слова, живописи, музыки делали это очень искусно. Попытаемся и мы точно и выразительно, в художественном стиле описать свои чувства от увиденной пейзажной зарисовки И.Попова «Первый снег».
- В сочинении желательно использовать словосочетания с наречиями, помогающими ярче, живее представить действия предметов.
На доске:
Скрипящий под ногами снег; белый пушистый ковер; вкусный запах зимнего воздуха; морозный воздух; дома, покрытые белыми шапками; глубокие следы; крупные хлопья снега; снежинки, похожие на парашютики; темнеющие деревья; прогнувшиеся от тяжести ветви; как в сказке.
По картине крымова «зимний вечер» (6 класс)
... Сочинение по картине Крымова «Зимний вечер» Передо мной картина Н. Крымова “Зимний вечер“. Разглядываю её, и всё изображённое на ней кажется мне знакомым. На большей части картины художник изобразил снег. Пушистый, густой, снег ... домах наверняка тепло и уютно. На косогоре виднеется купол церкви, это символ света, добра, надежды. Видно, что художник написал картину с большой любовью. Для 6 класса ...
7)Устное сочинение по картине, подведение итогов и запись домашнего задания.
Сочинение по картине
И.Попова «Первый снег».
Перед нами пейзажная зарисовка И.Попова «Первый снег».
Художник изобразил городскую улицу в начале зимы. Мостовая, тротуары, крыши желто-коричневых домов,- все покрылось неожиданно выпавшим за ночь снегом. Белый, пушистый, снег искрится и освещает все вокруг. Он летит, кружится, падает на землю. Крупные хлопья снега покрыли бело-розовым ковром всю землю, а дома одели в белые шапки. Небо стало необычным, по-зимнему сиреневым. Рядом с домами видны прогнувшиеся от тяжести снега ветви деревьев.
Эта светлая радость природы естественным образом передалась и людям. Дети не в силах сдержать восторга от встречи с первым снегом. Девочки выбежали на улицу, прыгают, радуются, весело ловят руками белые снежинки. Они с удовольствием вдыхают вкусный запах зимнего воздуха. Восхищаются чудом преобразования природы жители домов и прохожий в телефонной будке. Даже собака учуяла необыкновенную свежесть зимнего утра. Город будто умылся и посветлел, как в сказке.
Автору удалось проникнуть в одну из тайн природы — снегопад.
Для передачи своих чувств художник использовал неяркие, светлые
краски: желтый, сиреневый, светло-коричневый. Мы искренне
любуемся красотой зимнего утра, изображенного на картине.