Русский язык, 1 класс. « Учимся описывать предмет. Обучающее ». план-конспект по русскому языку (1 класс)

Сочинение

Мурасулова Гульнара Батыховна

учитель начальных классов

школа — лицей № 27

г. Астана

1128102908

Предмет: Русский язык, 1 класс.

Тема: « Учимся описывать предмет. Обучающее сочинение».

Цель: Знакомство с новым видом работы — сочинение.

Задачи :

1. Закрепить роль прилагательных в речи, научить использовать имена прилагательные для описания предметов.

2. Развивать внимание, наблюдательность, мышление и творческие способности.

3. Воспитывать любовь к слову, прививать интерес к урокам русского языка, работать над обогащением словарного запаса.

Ожидаемые результаты:

1. Напишут текст-описание согласно отведённому времени

2. Дадут оценку объекта речи, предмету описания.

3. Задумаются над собственным построением описания.

Оценка:

1. Сумеют выделить существенные, отличительные, общие признаки предметов.

2. Напишут сочинение с названием « Ландыш» по характерным признакам.

3. Смогут работать в группе, самостоятельно.

Форма работы: работа в группах, индивидуальная.

Стратегии: чтение с остановками, кубики, кластер.

Оборудование : учебник «Родное слово», текстовый материал — о ландыше, загадки о весне, пословица о солнце, из толкового словаря С.И.Ожегова, наглядный материал — иллюстрации с изображением цветов, фрагменты видео, аудио записи, раздаточный материал — разрезные карточки – таблицы, листы для работы в группе.

Ход урока:

I. Побуждение

3 стр., 1496 слов

Подготовка к сочинению-описанию природы урок развития речи в ...

... итогов урока. Домашнее задание. Выбрать тему для сочинения – описания природы. Подобрать материалы к сочинению. ... художественное определение (какой?). Золотая (какая?) листва О каком времени года написал Ф.И.Тютчев? В небе тают облака, И, лучистая на зное, В ... этот пейзаж? Как вы можете передать свои чувства? Работа над содержанием и оформлением сочинения. Вводная часть. Я стою над обрывом… Я ...

1 .Вот мы сейчас все на уроке,

А за окном друзья – весна!

Так пробуждается природа,

А вот воробушек уж у окна.

Чтоб в мир природы окунуться,

Поможет нам сейчас урок

И мы отправимся все вместе

В мир красоты цветов!

— Прочтите девиз нашего урока:

« Мир освещается солнцем, а человек – знанием».

— Что это? — пословица

— Как вы понимаете ее смысл?

— Какие качества вам понадобятся на уроке, чтобы овладеть знаниями? – работать внимательно, писать грамотно, в группах слаженно и дружно

2 .Загадки для каждой группы:

А) Глаза зелёные, усы длинные, лапки мягкие, когти острые…(кошка)

Б) Маленькая, серенькая, пугливая…(мышь)

В) Высокая, стройная, белоствольная….(берёза)

Г) Новая, интересная, библиотечная…(книга)

— Скажите, какое солнышко?– яркое, ласковое, весеннее.

— А настроение у нашего солнышка? – хорошее, веселое, классное

— А у вас? У нас на уроке будет полное взаимопонимание, урок пройдет хорошо, и вы унесете что-то новое для себя!

3 . – Что общего в ваших ответах? Какие слова помогали вам найти отгадки? На какие вопросы они отвечали? Какую часть речи вы использовали? Что такое имя прилагательное? Что обозначает? Работа в группе составление «пятистишья»:

1. слово — сущ, что это?

2. два прил – какое оно?

3. три глагола – какое действие совершает?

4. предложение — выразить свое отношение

5. синоним – близкое по значению слово

Презентация от каждой группы. После выполнения задания листы прикрепляются на доску детьми.

II. Осмысление – Реализация. Учимся описывать предмет.

1. Слайд – цветы.

— Ваши ассоциации от просмотренного, какие впечатления от увиденного? Какие цветы? Попробуйте описать, что увидели, услышали. Фронтальный опрос учащихся. – Как можно сказать красивее? Что помогает этому?

— Описание как тип речи. А речь бывает устная и письменная. Письменная речь оформляется в словах, из слов состоят предложения, а из предложений составляется текст. Сегодня на уроке познакомимся с новым видом школьной работы – это сочинение. Сочинение – это изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Тема урока: сочинение-описание. Описание отвечает на вопросы — какой? какая? какое? какие?, т.е. для текста описания нужны имена прилагательные, которые раскрывают признаки предметов по размеру, форме, цвету, вкусу, запаху, внешнему виду и т.д.

12 стр., 5935 слов

Урок «Подготовка к сочинению — описанию: цветок»

... сочинение -нужен план. Как вы думаете, План Как называется цветок? Где он любит расти? Описание6 цветок. ... на доске, объяснить орфограммы ПРЕДЛОГИ??? Найти описание цветка или инсценировка отрывка Дети делают вывод ... время- рассказать о своем любимом цветке) Подведение итогов урока. -Цветы дарят нам красоту, поднимают ... экран. Что вы видите? Какой частью речи являются слова, обозначающие цвета? Давайте ...

Схема построения текста – описания:

— Представление предмета

— Характерные признаки предмета

— Оценка и вывод

Физминутка

Наши нежные цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши белые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают. — О каких цветах физминутка? Он белый, душистый, лесной.

2. Работа с текстом. Заполнение таблицы.

а) Слайд – ландыш. Каждая группа получает фото — иллюстрацию цветка. Составление кластера

« ландыш»- сбор ассоциаций по вопросам

1. Что это? Где растет?

2.На что похож? Какой? Сравни. Для чего нужен? Работа в группе

3.Моё отношение, чувства. Вопрос от группы

«Чтение с остановками» рассказа Э. Шим «Ландыши».

Читают 1 часть:

— Какой цветок в нашем лесу самый красивый , самый нежный , самый пахучий ? — орфограммы!!!

— Конечно, я , ландыш!

Заполняет первую графу таблицы по стратегии «кубики»:

1.

Опишите (какой ?)

Читают 2 часть:

— Какие же у тебя цветки?

— Цветки у меня – будто колокольчики – нежные, на тонком стебле . Они будто светятся в сумерках. – орфограммы!!!

В толковом словаре С.И.Ожегова о нём говорится, что этот цветок относится к травянистым растениям с душистыми мелкими белыми цветками в форме колокольчиков.

2.

Сравните

( на что похоже?)

— А на казахском языке этот цветок звучит, как інжігүл, что дословно переводится «жемчужный цветок», цветы похожи на жемчуг – драгоценный камень.

3.

Ассоциации (что приходит на ум?)

Читают 3 часть:

— А запах какой?

Запах такой, что не надышишься!

4.

Предположите (как это можно использовать?)

Читают 4 часть:

— А что же сейчас висит у тебя на стебле, на месте белых колокольчиков?

Красные ягоды . Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!

— Отчего же?

5.

Анализируйте

( почему?)

Читают 5 часть:

— А они ядовитые!

— Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды ?

— Чтобы ты, сладкоежка, не съел!

6.

Аргументируйте

( найди за и против?)

Лекарственное растение – используют в медицине.

— Что обозначает эта эмблема?

– Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе ! Мы не вправе срывать цветок только для того, чтобы просто полюбоваться им.

3. Составление и запись текста – сочинения.

— На сколько частей можно разделить любой текст? (Вступление-начало. Основная часть.Концовка).

— Вспомните правила оформления текста, предложения. (красная строка, начало предложения с большой буквы, в конце точка.)Самостоятельная работа учащихся.

Чтение в группе. Презентация работ.

III. Рефлексия

1. «Мы – хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять родину»

(М. Пришвин)

Слайды – Астана. Наша родина Казахстан. Столица Астана. Расцветает наша столица – вся в цветах. Для этого люди специально выращивают красивые цветы в садах, на клумбах, в оранжереях и т.д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

2. Посмотрите, наш класс похож на зеленую полянку. А чтобы наша полянка была еще ярче и зацвела – я вам раздам вот такие цветы – волшебные. Напишите, имя прилагательное, которое передает ваше настроение, ваши эмоции на этом уроке, ваше отношение к цветам! Помните красота в ваших руках!

3. Афиширование (на доске создают полянку)

Оценивание. Домашнее задание: сочините загадку о цветке. Стр.187 упр. 3.