Русский язык, 1 класс. « Учимся описывать предмет. Обучающее ». план-конспект по русскому языку (1 класс)

Мурасулова Гульнара Батыховна

учитель начальных классов

школа — лицей № 27

г. Астана

1128102908

Предмет: Русский язык, 1 класс.

Тема: « Учимся описывать предмет. Обучающее сочинение».

Цель: Знакомство с новым видом работы — сочинение.

Задачи :

1. Закрепить роль прилагательных в речи, научить использовать имена прилагательные для описания предметов.

2. Развивать внимание, наблюдательность, мышление и творческие способности.

3. Воспитывать любовь к слову, прививать интерес к урокам русского языка, работать над обогащением словарного запаса.

Ожидаемые результаты:

1. Напишут текст-описание согласно отведённому времени

2. Дадут оценку объекта речи, предмету описания.

3. Задумаются над собственным построением описания.

Оценка:

1. Сумеют выделить существенные, отличительные, общие признаки предметов.

2. Напишут сочинение с названием « Ландыш» по характерным признакам.

3. Смогут работать в группе, самостоятельно.

Форма работы: работа в группах, индивидуальная.

Стратегии: чтение с остановками, кубики, кластер.

Оборудование : учебник «Родное слово», текстовый материал — о ландыше, загадки о весне, пословица о солнце, из толкового словаря С.И.Ожегова, наглядный материал — иллюстрации с изображением цветов, фрагменты видео, аудио записи, раздаточный материал — разрезные карточки – таблицы, листы для работы в группе.

Ход урока:

I. Побуждение

6 стр., 2800 слов

Урок развития речи Подготовка к сочинению — описанию природы, весна 5 класс

... речи. Задачи урока: - закрепить понятие об описании как типе речи, продолжив формировать навыки работы над сочинением-описанием; - научить составлять текст-описание ... клейкие, бурые) почки. Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) ... написать сочинение, какие цели мы должны перед собой поставить? (изучить терминологию, используемую при написании сочинения-описания; ...

1 .Вот мы сейчас все на уроке,

А за окном друзья – весна!

Так пробуждается природа,

А вот воробушек уж у окна.

Чтоб в мир природы окунуться,

Поможет нам сейчас урок

И мы отправимся все вместе

В мир красоты цветов!

— Прочтите девиз нашего урока:

« Мир освещается солнцем, а человек – знанием».

— Что это? — пословица

— Как вы понимаете ее смысл?

— Какие качества вам понадобятся на уроке, чтобы овладеть знаниями? – работать внимательно, писать грамотно, в группах слаженно и дружно

2 .Загадки для каждой группы:

А) Глаза зелёные, усы длинные, лапки мягкие, когти острые…(кошка)

Б) Маленькая, серенькая, пугливая…(мышь)

В) Высокая, стройная, белоствольная….(берёза)

Г) Новая, интересная, библиотечная…(книга)

— Скажите, какое солнышко?– яркое, ласковое, весеннее.

— А настроение у нашего солнышка? – хорошее, веселое, классное

— А у вас? У нас на уроке будет полное взаимопонимание, урок пройдет хорошо, и вы унесете что-то новое для себя!

3 . – Что общего в ваших ответах? Какие слова помогали вам найти отгадки? На какие вопросы они отвечали? Какую часть речи вы использовали? Что такое имя прилагательное? Что обозначает? Работа в группе составление «пятистишья»:

1. слово — сущ, что это?

2. два прил – какое оно?

3. три глагола – какое действие совершает?

4. предложение — выразить свое отношение

5. синоним – близкое по значению слово

Презентация от каждой группы. После выполнения задания листы прикрепляются на доску детьми.

II. Осмысление – Реализация. Учимся описывать предмет.

1. Слайд – цветы.

— Ваши ассоциации от просмотренного, какие впечатления от увиденного? Какие цветы? Попробуйте описать, что увидели, услышали. Фронтальный опрос учащихся. – Как можно сказать красивее? Что помогает этому?

— Описание как тип речи. А речь бывает устная и письменная. Письменная речь оформляется в словах, из слов состоят предложения, а из предложений составляется текст. Сегодня на уроке познакомимся с новым видом школьной работы – это сочинение. Сочинение – это изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Тема урока: сочинение-описание. Описание отвечает на вопросы — какой? какая? какое? какие?, т.е. для текста описания нужны имена прилагательные, которые раскрывают признаки предметов по размеру, форме, цвету, вкусу, запаху, внешнему виду и т.д.

Схема построения текста – описания:

— Представление предмета

— Характерные признаки предмета

— Оценка и вывод

Физминутка

Наши нежные цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши белые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают. — О каких цветах физминутка? Он белый, душистый, лесной.

2. Работа с текстом. Заполнение таблицы.

а) Слайд – ландыш. Каждая группа получает фото — иллюстрацию цветка. Составление кластера

« ландыш»- сбор ассоциаций по вопросам

1. Что это? Где растет?

2.На что похож? Какой? Сравни. Для чего нужен? Работа в группе

3.Моё отношение, чувства. Вопрос от группы

«Чтение с остановками» рассказа Э. Шим «Ландыши».

Читают 1 часть:

— Какой цветок в нашем лесу самый красивый , самый нежный , самый пахучий ? — орфограммы!!!

— Конечно, я , ландыш!

Заполняет первую графу таблицы по стратегии «кубики»:

1.

Опишите (какой ?)

Читают 2 часть:

— Какие же у тебя цветки?

— Цветки у меня – будто колокольчики – нежные, на тонком стебле . Они будто светятся в сумерках. – орфограммы!!!

В толковом словаре С.И.Ожегова о нём говорится, что этот цветок относится к травянистым растениям с душистыми мелкими белыми цветками в форме колокольчиков.

2.

Сравните

( на что похоже?)

— А на казахском языке этот цветок звучит, как інжігүл, что дословно переводится «жемчужный цветок», цветы похожи на жемчуг – драгоценный камень.

3.

Ассоциации (что приходит на ум?)

Читают 3 часть:

— А запах какой?

Запах такой, что не надышишься!

4.

Предположите (как это можно использовать?)

Читают 4 часть:

— А что же сейчас висит у тебя на стебле, на месте белых колокольчиков?

Красные ягоды . Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!

— Отчего же?

5.

Анализируйте

( почему?)

Читают 5 часть:

— А они ядовитые!

— Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды ?

— Чтобы ты, сладкоежка, не съел!

6.

Аргументируйте

( найди за и против?)

Лекарственное растение – используют в медицине.

— Что обозначает эта эмблема?

– Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе ! Мы не вправе срывать цветок только для того, чтобы просто полюбоваться им.

3. Составление и запись текста – сочинения.

— На сколько частей можно разделить любой текст? (Вступление-начало. Основная часть.Концовка).

— Вспомните правила оформления текста, предложения. (красная строка, начало предложения с большой буквы, в конце точка.)Самостоятельная работа учащихся.

Чтение в группе. Презентация работ.

III. Рефлексия

1. «Мы – хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять родину»

(М. Пришвин)

Слайды – Астана. Наша родина Казахстан. Столица Астана. Расцветает наша столица – вся в цветах. Для этого люди специально выращивают красивые цветы в садах, на клумбах, в оранжереях и т.д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

2. Посмотрите, наш класс похож на зеленую полянку. А чтобы наша полянка была еще ярче и зацвела – я вам раздам вот такие цветы – волшебные. Напишите, имя прилагательное, которое передает ваше настроение, ваши эмоции на этом уроке, ваше отношение к цветам! Помните красота в ваших руках!

3. Афиширование (на доске создают полянку)

Оценивание. Домашнее задание: сочините загадку о цветке. Стр.187 упр. 3.