Подготовка к сочинению-миниатюре «Мой любимый цветок»

Сочинение

Разделы:

К.Д.Ушинский говорил: “Для грамотности мало того, чтобы человек знал орфографические правила, а их множество, но необходимо, чтобы он привык моментально их выполнять”. Это требование можно распространить и на другие стороны изучения русского языка в школе: уроки русского языка должны учить не только видеть грамматические явления в речи и уметь анализировать их, но и учить тому, чтобы в процессе речи незамедлительно находить нужную форму слова и безошибочно включать ее в синтаксическую конструкцию.

Работа по употреблению различных форм слов в речи связана с проведением небольших творческих работ при изучении всех тем морфологии – сочинений-миниатюр.

Сочинение-миниатюра может быть связано с показом изобразительной роли той или иной части речи в связанном тексте.

Так, изучение имени прилагательного немыслимо без ознакомления с тем, какую роль оно играет в нашей речи и особенно в художественном произведении. В связи с этим было проведено сочинение с предварительным анализом текстов–образцов в классе. Для работы была взята тема “Мой любимый цветок”.

Тема: Мой любимый цветок.

Цели:

Образовательные

Воспитательные, Развивающие, Оборудование

Эпиграф:

Они прекраснее всего,

Что нам дает природа на земле:

То – дар ее бесценный,

Для всех искусств цветок –

Образчик неизменный

Жан Делиль

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Цветы – одно из самых прекрасных созданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежный благоухающий ландыш. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота. У каждого народа был свой любимый цветок. У греков и римлян – левкой, у египтян – водяная лилия, у французов – красная гвоздика. Любимый цветком в Японии является хризантема, а самым почитаемым – лотос. В их честь устраиваются народные праздненства и гуляния. На гербе и государственной печати Японии изображена шестнадцатилепестковая хризантема. Орден хризантемы – высшая награда в

Ну, а какой цветок вы больше всего любите и почему?

4 стр., 1530 слов

Роль служебных частей речи в русском языке

... столько… сколько… и пр. Сочинение на тему роль служебных частей речи в русском языке , Тема: Служебные части речи Связка Связка – это служебное слово, оторвавшееся от парадигмы местоимения или глагола. Связка ... Союз – это неизменяемая служебная часть речи, служащая для соединения членов предложения и (или) частей сложного предложения (необходимо отличать союз от предлогов, предлог соединяет слова, ...

2. Работа с новым материалом

Учитель обращается к учащимся с вопросом:

  • Какие ассоциации возникают у вас при слове “цветы”? Какие цветы вы знаете?

Учащиеся отвечают на вопрос составлением кластера №1 и №2. (Один работает у доски, остальные пишут в тетрадях).

Сегодня у нас в гостях поэты, писатели, артисты, художники показывают красоту природы. Посмотрим и послушаем их и учимся у них этому искусству. Очень часто в центре их внимания оказывалась красота цветка.

  • А как они передают красоту цветка? (Художник рисует красками на холст; музыкант воссоздает с помощью звуков волшебной музыки)
  • А поэты и писатели? (Они передают красоту словами).

  • А как они это делают? Как простые слова перестают быть простыми словами и становятся красотой?

    3.

Работа со стихотворением В.Солоухина “Цветы”.

За то, во-первых, что вполне подобен солнцу.

Как будто солнце четко отразилось

В бесчисленных осколочках зеркальных,

Разбросанных по ласковой траве.

Но может быть, что вовсе не за это

Люблю я скромный маленький цветок.

За то его люблю, что вечно жмется к людям.

В.Солоухин “Цветы”

1. Чтение стихотворения.

2. Что собой представляет это стихотворение?

Рассуждение.

  • О чем рассуждает поэт?
  • Поэт говорит о том, что ему дороже всех одуванчик – скромный луговой цветок.
  • За что он любит его?
  • За то, что он вечно жмется к людям.

3. Разбираются языковые средства описания цветка: прилагательные-эпитеты (скромный, маленький цветок; ласковая трава); сравнения (подобен солнцу; как будто в нем солнце отразилось); олицетворения (цветы разбросаны по траве; жмется к людям).

4. Вывод.В эпитетах, сравнениях, олицетворениях отражается отношение автора к описываемому предмету.

4. Работа с текстом Б.Неменского, художника, писателя

“ Меня разбудил шорох. Лист, старый серый лист шевельнулся, приподнялся, и из-под него выглянул зеленый росток. Выглянул, выпрямился и потянулся вверх. И тут я заметил, что маленькие росточки раздвигают старую листву, поднимают черные головки и готовятся встретить свой первый солнечный луч.

А это что?

Огромный голубой цветок! Не было – и вдруг! Родился на голой холодной земле, без единого листочка, на маленьком пушистом розовом стебельке…Такой нежный, хрупкий, беззащитный!”

1. Показ картины художника Б.Неменского “Дыхание весны”.

2. Чтение текста.

3. Беседа.

  • О чем этот текст? Определите его тему.
  • Как можно озаглавить этот текст? (Беззащитный цветок)

беззащитный

Беззащитный – лишенный защиты, не могущий защитить себя.

Разберите слово по составу.

35 стр., 17001 слов

Дипломная работа лепка как средство развития мелкой моторики

... движений. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и развитием мышления ребенка. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки. Пальцы рук ...

5. Запись и анализ предложений о цветке.

  • Найдите предложение, в котором описывается цветок. Выпишите его.

“ Огромный голубой цветок! Не было – и вдруг! Родился на голой холодной земле, без единого листочка, на маленьком пушистом розовом стебельке… Такой нежный, хрупкий, беззащитный!”

6. Предварительные выводы.

Итак, мы подходим к выводу, что обилие эпитетов – прилагательных делает текст очень эмоциональным.

5. Работа с стихотворением Р.Сарби “Цветок”.

Шли своей дорогой ноги,

а глаза – своей.

Вдруг увидели глаза

полевой цветок.

Как игрушечный костер,

он горел в траве живой.

Лепестки, как язычки

пламени, светились

Ноги враз остановились.

Руки жадно потянулись

К мирному цветку.

Сердце крикнуло:

– Постой!

Сердце крикнуло:

– Не рви!

Это место без цветка

Станет сиротой!

Пусть горит здесь костерок,

Светит нам, прохожим!

И отпрянула рука

А дорога далека…

Шли своей дорогой ноги,

а глаза – своей.

Сердце? Сердце уносило

Полевой цветок.

Перевод с чувашского Зинаиды Палвановой

1. Слово об авторе.

Раиса Сарби – чувашская поэтесса, автор многих поэтических книжек для детей и взрослых, вышедших в местных и центральных издательствах в Москве. За сборник “Розы в росе” она удостоена премии издательства “Молодая гвардия”

2. Чтение стихотворения учителем.

3. Чтение стихотворения учащимися.

(Перед детьми лежат распечатки с текстом).

4. Анализ средств выразительности.

Какие же художественно – изобразительные средства использует автор, чтобы показать свое отношение к цветку? В стихотворении много интересных эпитетов ( живая трава, мирный цветок, игрушечный костер), олицетворений( цветок горел, сердце крикнуло, глаза шли, сердце уносило); сравнений ( как игрушечный костер, как язычки пламени), уменьшительно-ласкательных слов. Все они употреблены автором для того, чтобы показать читателю красоту окружающей природы. Если будем рвать цветы, то это место без цветка станет сиротой! А дорога далека… Этим умолчанием автор хочет сказать нам, что жизнь на земле продолжается. Пускай другие тоже радуются красотой этого цветка.

5. Чем отзывается стихотворение Р.Сарби “Цветок” с текстом Б.Неменского (Беззащитный цветок).

Итак, мы подходим к выводу: чтобы показать любовь к цветку, нужно обращать внимание на внутреннее состояние человека и использовать тропы.

6. Творческая работа.

1. Прослушивание песни А.Васильева “Ландыш”(На чувашском языке) Ребята слушают песню и в то же время обращают внимание на описание цветка.

2. Запишите изобразительно – выразительные средства из песни.(белый платок; ландыш, как девушка в белом платке).

3. Что вы знаете о ландыше? (Она занесена в Красную книгу).

4. Знакомство с природоохранной памяткой:

– Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками, травами.

6 стр., 2670 слов

Глаза зеркало души. Глаза – зеркало души. «Глаза – зеркало души»

... наша память. Это как огромный экран, на который мы проецируем колебания нашей души. Глаза и эмоции Глаза - зеркало души? Но почему? Почему не сердце, не разум, не руки, не губы? ... вы словно не даете гарантий своим словам. Ведь для многих важно, что глаза - зеркало души. "Сочинение о вашей жизни", рассказанное во время диалога, окажется под сомнением, если ...

– Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.

– Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено.

7. Итоги урока.

Так как же рождается любовь к цветку? (Внимание к внутреннему состоянию, использование изобразительно – выразительных средств.)

Надо любить природу, восхищаться ее красотою. Природа – великий и мудрый воспитатель. К глубокому сожалению, еще многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Может быть, оттого, что не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений, как они нужны, полезны, просто необходимы, наконец. Наша задача – научиться читать “книгу” природы. Все в окружающем взаимосвязано и взаимозависимо. Не быть бабочкам без цветов, а также цветам без бабочек. Мы должны любить и беречь природу.

8. Домашнее задание.

Написать сочинение “Мой любимый цветок”.