В 5 классе «Мое любимое животное»

ТЕМА: Подготовка к сочинению- описанию животного на основе личных впечатлений.

Цели:

  • формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению- описанию животного на основе личных впечатлений

  • отрабатывать у учащихся навыки по­строения текста описательного характера в художественном стиле, умение использовать в тексте художественно-изобрази­тельные средства языка для описания животных.

  • расширить словарный запас учащихся, обогатить их речь описательными конструкциями, связанными с внешним видом и повадками животных;

  • закрепить знания о типах и стилях речи, совершенствовать навык составления плана сочинения; развивать речь учащихся;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование:

  • ключевые фразы для описания повадок животного; карточка с ответом на тест, карточки с синонимичным рядом слов, карточки для индивидуальной работы: художественный текст “Малыш”, план сочинения, фотографии собак, текст, тест, домашнее задание;

  • таблица с описанием внешнего вида животного;

  • запись песни В. Шаинского “Пропала собака”;

  • компьютер.

Ход урока

1. Активизация и мотивация учебной деятельности.

Максим Горький.

Я думаю, что каждый из вас в конце урока сможет ответить на эти три вопроса, так как у нас сегодня урок развития речи, и мы будем готовиться к сочинению. Озвучить цели.

Нас окружает разнообразие животного мира, но среди этого разнообразия есть такие животные, за которыми вы наблюдаете, их дрессируете, кормите, и всегда помните, что вы в ответе за тех, кого приручили. Это самые любимые животные, назовите их. (Учитель просит назвать любимое животное).

Запись темы урока.

I. Речевая разминка.

Читаю

Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица, дева, дикарка –

Высокая лебедь плывет.

Плывёт белоснежное диво,

Животное, полное грез,

Колебля на поле залива

Лиловые тени берез.

Головка ее шелковиста

И мантия снега белей,

И дивные два аметиста

29 стр., 14339 слов

Сочинение что больше всего ценит в человеке толстой

... ность таких как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, ес- тественного, простого /того, что так ценит в человеке Толстой/. Их речь, жесты, ... рактеры, третьего - связь чувств с действиями... Графа Толстого всего более - сам психический процесс, его формы, его ... другая - идеальная любовь ко всем людям. И как только любовь ко всем людям проникает в него, князь Андрей чувствует отрешен- ...

Мерцают в глазницах у ней.

И светлое льется сиянье

Над белым изгибом спины,

И вся она, как изваянье

Приподнятой к небу волны.

(Н.Заболоцкий)

Прочитайте стихотворение про себя.

(Мантия, аме­тист, грезы, изваянье.)

  • Вам было домашнее задание. Определите лексическое значение данных слов с помощью толкового словаря. Пожалуйста.

(Мантия —

аметист- драгоценный камень фиолетового или голу­бовато-фиолетового цвета;

греза — светлая мечта, а также призрачное видение, сновидение;

изваяние-

  • Какую птицу описывает автор? (Описывается лебедь.)
  • Видели ли вы сами когда-нибудь эту птицу? Какой она вам запомнилась?
  • Эта птица любима народом. В художественных произведе­ниях, в народной поэзии часто появляется образ белой лебе­душки.
  • Какой вы представляете себе эту птицу, прочитав стихо­творение Н. Заболоцкого?

(Птица гордая, красивая, величавая, независимая.)

  • Автор хотел показать, что это загадочная, гордая птица и в то же время царственно красивая. Подтвердите это строчками из сти­хотворения. («Плывет белоснежное диво, животное, полное грез».)
  • С какой интонацией необходимо читать стихотворение?

(Торжественно, немного загадочно.)

  • Прочитав стихотворение, мы увидели, что автор с нежнос­тью относится к этой птице, любуется ею.
  • Какой тип речи использует автор в своем стихотворении? Ихтиёр Докажите.

(Использует описание, так как все, что изобразил автор, мы можем увидеть на одной картине или фотографии.)

  • Наша задача: используя тип речи — описание, подготовить­ся к сочинению-описанию.

У каждого из вас есть животное, которое нравится вам боль­ше других. Может быть, вы дружите с ним, наблюдаете за ним, а может быть, увидев однажды, вы запомнили его навсегда.

Чтобы написать сочинение, вам необходимо предста­вить свое животное, описав его внешний вид, поведение, повад­ки.

2. Подготовка к сочинению

1. — Прежде чем самостоятельно начать работу над описани­ем животного, мы должны выполнить ряд заданий.

  • Перед вами текст. Определите его тему, основную мысль и отношение автора к птицам.

Я люблю воробьев, этих дерзких, смелых и умных разбойников, благополучно живущих даже в шумных, многолюдных городах. Люб­лю их весеннее бодрое чириканье.

Они радуются солнцу, приходу вес­ны. Сколько задора в их громком чириканье! Я часто любуюсь веселы­ми воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по бульварным дорожкам, клюют крошки хлеба, которые я вынимаю из кармана.

Воробьи не обладают изяществом и красотой, звонко петь не уме­ют, но все же милы мне эти веселые, маленькие, дерзкие разбойники.

(По И. Соколову-Микитову)

(Тема — рассказ о воробьях. Основная мысль — автор любит этих птиц, несмотря на то, что они не обладают изяществом и красотой. Автор называет их смелыми, умными, дерзкими, ве­селыми, бодрыми, задорными. Все это доказывает, что писа­тель их любит.)

7 стр., 3467 слов

Доклад: Анализ текста публичной речи

... публичной речи, особенности ее построения, а также проанализируем по плану текст речи общественного деятеля Стива Джобса. 4 Публичная речь и ее особенности Публичная речь ... под его руководством компания Apple представила коммуникатор iPhone. Текст выступления: «Для меня большая честь быть с вами сегодня ... медленно стало проясняться во мне – я всё ещё любил то, что делал. Ход событий в Apple лишь ...

Комплексная работа с готовым текстом.

(Анализ текстов разных стилей, выявление формальных признаков типа речи).

Работа с научным текстом.

Проецируется фотографии собак и текст с научным описанием болонки. Рассмотрите фотографии, прослушайте текст, попробуйте определить, о какой собаке говорится в тексте.

Это одна из самых мелких пород собак. Высота в холке 21-25 см. Вес от 3 до 4 кг. У неё своеобразный шерстный покров. Волос по всему телу без подшерстка, свешивается по обе стороны туловища до земли. Окрас чисто-белый. Голова средней величины, удлиненная. Глаза круглые, тёмные, уши висячие. Лапы маленькие с черными подушечками.

У собаки спокойный характер поведения, движения ровные. О какой собаке говорится в тексте?

Как вы догадались? К какому стилю относится текст? К какому типу речи?

Микроитог: научное описание отличается точностью, логической последовательностью, специальными научными словами (терминами).

Послушайте ещё один текст о болонке. -Чем он отличается от предыдущего?

Работа с художественным текстом.

На партах предложен готовый текст. Текст читают ученики про себя. Подбирают заголовок к тексту.

Я хочу рассказать о моем любимом животном. Это собака, которую зовут Малыш.

Малыш- это красивая болонка. Она небольшого роста, шерсть у неё снежно-белая, завивается и висит на боках и на мордочке, как у барашка. Длинные уши и коротенький хвостик совсем теряются в шерсти. Мордочка у болонки смешная. У неё приплюснутый носик и большие тёмные глаза. Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. Когда собачка бежит, то она забавно семенит ими.

Малыш очень любит сахар и выпрашивает его у всех, кто приходит к нам: становится на задние лапки, лезет своей мордочкой в карман и начинает скулить. Малыш любит мыться, его нельзя вытащить из воды, он барахтается и визжит, но зато не любит причёсываться, наверно, ему это причиняет боль. Он охотно едет гулять, хорошо слышит телефонный звонок в коридоре и начинает громко лаять и царапать дверь.

Я люблю свою собачку, и мне интересно наблюдать за жизнью моего маленького друга.

  • Что объединяет оба текста?

Чем этот текст отличается от предыдущего?

Какие описательные конструкции используются в тексте?

Чем ещё отличается?

К какому стилю относится текст?

К какому типу речи?

Микроитог: Художественное описание более образное, яркое, красочное, в нем отражается восприятие автора, его мысли, чувства, настроение. Художественным стилем пишутся сказки, стихи, рассказы, повести и … сочинения.

Что вы можете взять из этого текста для описания своего животного? Выпишите себе в тетрадь ключевые слова. Шерсть:….., ножки:…..

3. Составление плана сочинения.

Что мы должны сделать прежде чем написать сочинение? Из каких частей состоит? О чем говорится во вступлении?

Что вы узнали в основной части текста? Что именно и в какой последовательности описывает автор собаку?

Чем заканчивается текст?

У вас на партах заготовлены карточки с планом. Расположите их в правильном порядке. (Проверка плана и запись в тетрадь).

ПЛАН.

2 стр., 897 слов

План-конспект по русскому языку. Р.р. Особенности строения текста-описания. ...

... Создание плана сочинения. Работают в группе. Затем по составленному плану пишут небольшое сочинение. Информация о домашнем задании, инструктаж ... классе Актуализация знаний. Какие типы речи вы знаете? Что такое повествование? Описание? Рассуждение? Какова структура текста-описания? Слушают, ... тему урока. Первичное закрепление новых знаний. Вступительное слово учителя: Жанр портрета сложен. Всё дело в ...

1. Я хочу рассказать о моем любимом животном.

2. Описание животного:

  • а) внешний вид животного;
  • б) повадки животного;

3. Мое отношение к животному.

Физминутка.

Из каких частей состоит описание, записываем на доске и в тетрадях.

1. Представление объекта речи. Кто это или что это?

2. Наиболее характерные признаки объекта речи (размер, форма, цвет, вкус, запах, возраст, характер, внешний вид, занятия…).

3. Оценка объекта речи.

Далее предлагаем найти эти части описания в предложенном тексте (текст распечатан).

(По Е.Носову)

Понравилось ли вам описание? Легко ли будет художнику нарисовать такого петуха? Почему?

(Ответы учеников. Писатель смог подметить у петуха детали, отличающие его от других: огненное ожерелье на шее, в хвосте серпообразные перья. И манера ходить у него особая, словно на параде. Так и видишь этого гордо вышагивающего петуха. )

Каким образом автору удалось нарисовать запоминающийся образ?

К какому стилю мы отнесем этот текст? По каким признакам?

(Ответы учеников. Это текст художественного стиля, в котором используются различные языковые средства выразительности. )

Давайте найдем их.

Огненное ожерелье

Все ли части описания присутствуют в этом тексте?

(Петух был…)

Выражено ли авторское отношение?

красивый, смелый, выступал, как на параде

Подготовка материалов к самостоятельной творческой работе.

Не только словами можно описать животное, рассказать об отношении к нему, но и при помощи музыки.

Прослушивание песни В. Шаинского “Пропала собака”., Прослушивание клипа, Редактирование текста.

Поработаем над устранением в описании неоправданного повторения слов. Для чего нам нужно провести эту работу?

Какое слово неоправданно повторяется в сочинении ученицы при описании коня? Как можно избежать повторения этого слова в ученическом сочинении и оживить описание? Выпишите в исправленном варианте ту часть текста, в которой описывается лошадь.

Бег по кругу.

Зима. Кругом на земле и на крышах домов лежит снег. Де­ревья в инее.

Колхозный конюх вывел верхового коня для бега по кругу. Конюх был одет по-зимнему. На нём была меховая шапка, тёп­лое пальто, а на ногах валенки.

Конь был вороной масти. У коня была голова узкая, красивая, а на лбу была белая звёздочка. Шея была прямая, длинная, гибкая. Грудь у коня была крутая, крепкая. Спина была мускулис­тая, короткая. Ноги были сильные и стройные. Конь бежит быстро, легко и энергично, хвост и грива у коня развеваются на ветру. Правую переднюю ногу он выкинул вперёд, а левую поджал под себя.

Этот вороной конь был очень красив на белом снегу.

Внешний вид животного.

Дружок — это … щенок. Шерсть у него длинная … . Мордочка овальная … . У щенка тёмные … глаза и черный … нос. Уши у него средней длины … . У Дружка короткие … лапы и … хвост.

  • Понравился ли вам текст? — Почему?

Ваша задача сделать описание ярким, красочным, выразительным. Для этого используйте описательные конструкции из таблицы.

4 стр., 1928 слов

Подготовка к сочинению–описанию «Моё любимое животное»

... указывает слово «МОЁ» в заглавии сочинения? 4. Помогут ли вам полученные знания самостоятельно написать сочинение? 32 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : написать сочинение - описание на заданную тему : «Моё любимое животное» 33 Молодцы Спасибо за урок. «Подготовка к сочинению–описанию «Моё любимое животное»»

Любит играть в мяч,; похож на большую живую игрушку; весь день спит в будке; катается на травке; уравновешенный характер; очень любит мыться, его нельзя вытащить из воды, он барахтается и визжит; глупый; доверчивый; ходит и бегает бесшумно, лает на всё, что видят его глаза; отважно защищает своего хозяина; радостно подпрыгивает, когда видит любимую игрушку. — Прочитайте, какие слова вам непонятны? Обратите внимание на выделенные орфограммы.

(Учащиеся записывают текст в тетрадь. Зачитывают всему классу.

Повадки животного.

ИТОГ УРОКА.

Интерес –, Творчество –, Обучение –, Главное –

Учащиеся отвечают на три вопроса М. Горького.

  • Помогут ли вам полученные знания самостоятельно написать сочинение?

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК.

Раздать памятки сочинителю.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Задание на месяц. (Заготовлено на карточках).

Найдите в сказках разных народов (казахской, украинской, армянской, грузинской, и т. п.) описание животных. Конечно, вы будете использовать литературу на русском языке, т. е. перевод. И всё же постарайтесь найти отличия в звучании описательных конструкций. Подумайте, как повлияли особенности родного языка автора на звучание описания в переводном варианте. Подготовьте короткое выступление на эту тему.

Дополнительные задания

Задание 1 . Прочитайте текст. О чем он? Кто описывается в нем? Озаглавьте текст. При списывании вставьте подходящие слова. Сравните свой текст с авторским. (Тексты раздаются.)

И стоит елочка растерянная, _________. Раскинула лапки, а на __________ подарки. И уже некуда их девать, а ей все дарят и дарят.

У всех на глазах становится елочка из __________ и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и _________. Вся нарядная и _______.

Не то что зимой и летом – ___________.

Авторский текст

счастливая

У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе . Вся нарядная и разноцветная .

одним цветом

Ученики объясняют подобранные слова.

Задание 2 . Помните, что авторское отношение к описываемому может выражаться не только словами мне нравится, люблю ,…, а еще при помощи различных приставок и суффиксов, т.е. разных словообразовательных элементов. Учитывая это замечание, спишите текст, заменяя подчеркнутые слова другими, с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какие это суффиксы (суффиксы субъективной оценки)?

(Ребята перечисляют известные им. Работают с отпечатанным текстом.)

Вдруг вынырнула девочка малая . Волосы рыжие , сарафан голубой и в руке платок . Поглядела девочка веселыми глазами , блеснула зубами , подбоченилась, платком махнула и пошла плясать. Плясала ловко и легко.

Интересно ли было читать этот текст? Почему?

Мы не чувствуем авторского отношения к описываемой девочке.

Да, стилистически нейтральные слова не дают нам это почувствовать. Как изменился текст, когда вы добавили суффиксы субъективной оценки? Прочитайте свои варианты. Объясните свой выбор.

Авторский текст

8 стр., 3569 слов

Текст книги «Сегодня я увидела…»

... Земле дети. Но не такие, как ребенок, которого я увидела сегодня. Хотя, наверное, такие же, только их лица вновь обрели бы свои ангельские черты. … ребенка (II) Сегодня я увидела ребенка… Многие говорят, что дети сегодня стали ... ни об игрушках, не просил любви и ласки. Его слова были похожи на его одежду: в них я услышала исковерканный пересказ «взрослых» разговоров, повторение того, что ...

Вдруг вынырнула девчоночка махонькая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руках платочек. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась и пошла плясать. Плясала ловко и легко.

(П.Бажов)

Почувствовали ли вы авторское отношение к девочке? Как этого смог добиться П.Бажов?

Редактируем текст

Задание 3 . Внесите исправления в текст. Запишите текст в исправленном виде.

Один раз я увидел на коврике в подъезде маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глаза у него были зеленые, большие, умные.

Рядом с котенком находилось блюдечко с молоком. Он увидел меня, очевидно, испугался и торопливо побрел к батарее, забирая за собой коготками коврик. Вид у него в этот момент был очень жалкий.

Исправив текст, ребята объясняют внесенные изменения. (Можно перед исправлением текста в слабом классе найти речевые ошибки и предложить их исправить самостоятельно. В таком случае найденные ошибки подчеркиваются в тексте и выносятся на поле условным знаком.)

Исправленный текст

Однажды я увидел в подъезде на коврике маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него маленький и пушистый, а глаза большие, зеленые и умные.

Рядом с котенком находилось блюдечко с молоком. Он увидел меня, очевидно, испугался и засеменил к батарее, зацепив за собой коготками коврик. Вид у него был очень жалкий.

Иногда ученические сочинения страдают непоследовательностью описания. Устранить этот недочет позволяет следующее задание.

Задание 4 . Переставьте части текста, чтобы описание стало более последовательным .

МОЯ ПТИЧКА

У меня есть птичка канарейка. У нее спинка желтоватая, бока и хвостик белые, головка, как и спина, желтая. Глазки у моей канарейки черные, блестящие, как бусинки.

Канарейка ест капустные листья, коноплю.

Наша птичка поет целый день – утром, когда мы еще спим, и вечером, когда мы ложимся спать. Мне очень нравится, как поет наша канарейка.

Я люблю смотреть, как канарейка спит, втянув головку. Она поет громко, весело. Мне и маме в такие минуты кажется, что наступила весна.

Слушаем замечания ребят. Обсуждаем.