Развитие речи младших школьников при изучении малых жанров фольклора на х литературного чтения

Пословицы, поговорки и загадки живут в народной речи многие века. Они относятся к малым жанрам устного народного творчества. В краткой, меткой образной форме отражают жизнь, историю, запечатлевают события. Возникли они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.

Некоторые пословицы, поговорки и загадки дошли до нас в произведениях древней русской литературы XI-XII вв.: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет» и т.д. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Пословицы, поговорки и загадки являются правдивым отражением жизни народа, они глубоки и многогранны, как сама жизнь. Как справедливо заметил М. Шолохов, в пословицах и поговорках из бездны времен дошли до нас «радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».

Пословицы, загадки, поговорки представляют собой богатый материал для обучения нормам произношения, совершенствования орфоэпической культуры детей.

Работа с ними развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает народной мудростью.

Цель дипломной работы

Задачи:

  • проанализировать научную и методическую литературу;
  • раскрыть понятия «речь», «развитие речи»;
  • выявить особенности речевого развития младших школьников;
  • выявить жанровую специфику пословиц, поговорок и загадок;
  • проанализировать направленность учебных пособий по литературному чтению на развитие речи учащихся на материале пословиц, поговорок и загадок;
  • выделить приемы развития речи учащихся на основе пословиц, — поговорок и загадок на уроках литературного чтения;

Объект исследования, Предмет исследования, Методы реализации:

1.изучение и анализ научной и методической литературы

2.изучение опыта работы учителей начальных классов с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения

3.анализ программ.

4.описание работы на уроке.

5.сравнение программ.

Глава 1. Пословицы, поговорки и загадки как жанр устного народного творчества. Значение пословиц и поговорок в развитии речи учащихся младших классов

1.1 Жанровые особенности пословиц, поговорок и загадок

Устное народное творчество своей историей уходит в глубокую древность. Это связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. К малым жанрам устного народного творчества относятся частушки, поговорки, пословицы, дразнилки, небылицы, загадки и прочее.

4 стр., 1581 слов

Урок развития речи в 4-м классе: «» – описание природы по ...

... письменной речи; - – развивать чувство прекрасного. Оборудование урока: Репродукция картины И.И.Левитана “Март”. Альбом П.П.Чайковского “Времена года”. Выставка иллюстраций времени года – весна. Выставка рисунков детей. Выставка книг (пословицы, загадки, поговорки, стихи ...

Для устного народного творчества характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью, что не может не развить, не обогатить речь ребенка. Устное народное творчество доступно для ребенка, он легче входит в окружающий мир, пытается говорить, общаться с людьми, усваивает представление народа о красоте, морали, знакомит с обычаями, нормами поведения, общения, учит быть коммуникабельными. Развивая речь ребенка, оно дает ему новую жизнь, возможность приспосабливаться, преодолевать трудности в нелегком пути взросления.

Пословица

Она выражает те мысли, к которым народ пришел в процессе своей общественной практики. Она поучительна, назидательна. В ней всегда есть вывод или нечто такое, что полезно помнить, принять к сведению. Пословицы отражают силу народного мышления, непосредственно связанного с народной практикой. Пословицы — это свод народной мудрости, стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселье, житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.

Форма пословицы своеобразна, ритмична, имеет особое звуковое оформление и композиционно-синтаксическое строение. За счет этого она совершенствует общие речевые навыки школьника, уточняет, обогащает, активизирует словарь ребенка, развивает грамматически правильную речь, ее точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность при изложении ее смысла. Пословица воспитывает чуткость к смысловым оттенкам слов, различение и понимание простейших случаев многозначности слов, способствует пониманию образных выражений в тексте.

Старая пословица не в бровь, а прямо в глаз

В «Словаре русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой дается определение: «Пословица — краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющая обычно назидательный смысл»

Пословицы широко используются в обучении — как с воспитательной целью, так и для развития речи. В речи самих учащихся пословицы сравнительно редки и имеют тенденцию убывания к старшим классам.

Какой бы короткой ни была пословица, это все-таки законченное художественное произведение. Оно радует нас не только метким наблюдением, но и тем, как ловко, красиво оно выражено. Его и запомнить гораздо легче.

Пословицы отличаются устойчивой художественной формой. Нередко они имеют рифму, иногда очень затейливую, многократно повторяющуюся: «Кот скребет на свой хребет».

Поговорки, На всякого Егорку есть поговорка

на лице медок, а на сердце ледок

переливать из пустого в порожнее

сыр бор разгорелся

При разграничении пословиц и поговорок необходимо учитывать, во-первых, их общие обязательные признаки, отличающие пословицы и поговорки от других произведений народного творчества, во-вторых, признаки общие, но не обязательные, сближающие и разделяющие их одновременно, и, в-третьих, признаки, дифференцирующие их.

К общим обязательным признакам пословиц и поговорок относятся:

  • а) краткость (лаконичность);
  • б) устойчивость (способность к воспроизведению);
  • в) связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи);
  • г) принадлежность к искусству слова;
  • д) широкая употребляемость.

голь на выдумки хитра

11 стр., 5021 слов

Роль пословиц и поговорок в русском языке

... они в нашей современной жизни? Чтобы ответить на все эти вопросы, я провела исследовательскую работу на тему: «Роль пословицы и поговорки в жизни современного человека» 2. Цель исследования— — изучить теоретический материал о пословицах и поговорках; ...

Береги платье снову, а честь смолоду

Дифференцированными признаками, разграничивающими пословицы и поговорки, являются: 1) обобщающий характер содержания пословиц, 2) поучительность и назидательность.

Некоторые ученые в качестве основного признака разграничения пословиц и поговорок выдвигают особенности их синтаксического построения. Пословицы, считают они, всегда законченные предложения, а поговорки — лишь часть их.

Пословица — коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение. Именно эти два признака определяют своеобразие пословицы при сравнении ее с поговоркой, которая лишена и обобщающего смысла, и поучительности. Поговорки ничего не обобщают, никого не поучают. Они заменяют прямую речь окольной, поговорка не договаривает, и иногда и не называет вещи, но условно весьма ясно на них намекает.

Правда светлее солнца

По своей структуре поговорка проще пословицы. В этой связи М.А. Рыбникова писала: «Пословица-это словесный организм; поговорка — это «заготовки» выразительной речи… Поговорка дает образ; окольным путем в переносной форме характеризует явление…».

Если содержание пословиц имеет всеобщий и универсальный характер, то поговорки употребляются только в связи с определенными лицами и их поступками, имеют совершенно конкретное содержание.

задним умом догадлив

Собирание и изучение поговорок шло одновременно с собиранием и изучением пословиц. Из дореволюционных изданий наибольшее количество поговорок включали в себя известный сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа» (1861-1862) и публикация П.К. Симони «Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и проч. XVII-XIX столетий» (1899).

Из изданий советского времени наиболее ценные публикации поговорок содержат книга «Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII-XX веков» (ред. Б.Н. Путилов; 1961) и сборник М.А. Рыбниковой «Русские пословицы и поговорки» (1961).

Научный подход к поговоркам, как и к пословицам, впервые проявился в статьях И.М. Снегирева, опубликованных в 20-30-е годы XIX в.

В работах В.И. Даля и А.А. Потебни дается краткое, но глубокое определение жанровой специфики поговорок, устанавливается их взаимосвязь с пословицами. В конце XIX — начале XX в. изучается синтаксис и метрическая структура поговорок (П.П. Глаголевский, И.И. Вознесенский).

Поговорки продолжают изучаться и в советское время. Наибольший интерес представляет работа М.А. Рыбниковой «Русские пословицы и поговорки» [22], в которой раскрывается жанровое своеобразие содержания и формы поговорок. По верному определению Рыбниковой, главное назначение поговорок (в отличие от пословиц) выражается в том, что они служат образно-эмоциональной характеристикой человека и его действий.

без прибаски и слово не баско

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках литературного чтения и русского языка.

9 стр., 4298 слов

Английские пословицы и поговорки

... Поговорка граничит с пословицей, и в случае присоединения к ней одного слова или изменения порядка слов поговорка становится пословицей. В устной речи поговорки часто становятся пословицами, а пословицы - поговорками. Английский язык очень богат идиоматическими выражениями, пословицами и поговорками, ... пословицы. Другой важный источник английских пословиц - это пословицы и поговорки на других языках. ...

Пословицы и поговорки помогают учащимся начальной школы лучше понять художественную речь, смысл которой воплощён в фольклоре. Чем глубже проникновение школьника в образное обобщение художественного произведения, тем неизбежнее его оценка любой речи в смысловом и выразительном отношении, в том числе и собственной.

Количество пословиц, которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически, и экспериментально — их не может быть более 7-9. Именно такое количество произведений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за 40 минут. Знание и учёт такого рода деталей обязательны для учителя, так как возможности пословиц и поговорок как учебного материала для формирования и развития нравственных ценностей каждого учащегося могут быть реализованы только при строго определённых методических условиях, которые диктуются как их жанрово-художественной спецификой, так и особенностями художественного восприятия младших школьников.

Систематическая работа над смыслом пословиц и поговорок с использованием различных способов их анализа позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь.

Ведущим направлением в работе над пословицами и поговорками на уроках чтения является работа над смыслом, т.е. восприятием обобщённо — метафорического образа, в них заключённого, и конкретизация его на основе имеющегося у школьников жизненного и читательского опыта.

«загадка»

Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.

Божьего суда

Загадка один из жанров народного творчества, заключающийся в иносказательном, часто представленном в поэтической форме описании какого-либо предмета или явления. То есть это такое метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого. Загадка подразумевает наличие отгадки , которую и требуется отыскать — «разгадать» загадку.

Действие разгадывания заключается в том, чтобы «увидеть» за этим метафорическим, порой алогичным, описанием истиный предмет. Задача разгадчика — приложив умственные усилия найти ответ. Распознавание скрытого за описанием реального предмета и есть процесс разгадывания загадки. А он требует и логики, и ассоциативного мышления.

Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма. В древности загадка имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение.

8 стр., 3858 слов

Основные понятия культуры речи. Словарь трудностей русского языка

... слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря, эффективность общения, усиливают действенность устного слова. 1.3 Эстетический аспект Этический аспект культуры речи предписывает знание и ...

Словесные загадки — это очень полезное развлечение, которое развивает внимание, расширяет словарный запас, учит чувствовать слово и вырабатывает умение мыслить нестандартно. Область применения загадок чрезвычайно широка.

Таким образом, приобщая младших школьников к восприятию пословиц и поговорок, загадки и произведения детского фольклора как малого фольклорного жанра, учитель развивает с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей, формирует у них высокий строй чувств, предоставляет возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого следует отбирать, прежде всего, те пословицы, которые обладают живописностью формы и поэтичностью духа. Используя в своей речи малые жанры фольклора, учащиеся учатся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение творчески описать предмет, дать ему яркую характеристику.

1.2 Направления и условия организации работы по развитию речи младших школьников

Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка.

Методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно, следовательно, первым условием развития речи является потребность высказываний.

Наличие содержания, материала, т. е. того, о чем нужно сказать, является вторым условием развития речи. Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал для речевых упражнений, поэтому необходима тщательная подготовка материала (рассказов, сочинений и пр.) и забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.

Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т. е. главным образом их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третьим условием успешного речевого развития является вооружение средствами развития языка. Детям нужно знать образцы языка, создать для них речевую среду.

Четвертым методическим условием является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи, с другой стороны — создание условий для собственных высказываний, в которых ребенок мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.

Пятым условием является составление рассказа по сюжетным картинкам от лица различных персонажей. Это позволяет проследить, как изменится сюжет в зависимости от того, с чьей точки зрения ведется рассказ и кому он адресован. Такой подход, во-первых, позволяет реализовать важное методическое условие развития речи — учет особенностей адресанта и адресата речи; во-вторых, создает основу для творчества учащихся; в-третьих, позволяет пронаблюдать, какие изменения вносятся в структуру и речевое оформление текста в связи с изменением содержания.

16 стр., 7744 слов

Использование кабинета для внеклассной работы по иностранному языку

... так далее. Кабинет иностранного языка является учебным центром организации обучения и внеклассной работы учащихся по данному предмету. В нем проводятся уроки, организуются работы кружков, различные мероприятия в рамках внеклассной работы. При оформлении кабинета иностранного языка или ...

В развитии речи отчетливо выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью(уровень текста).

Кроме того, в объем понятия «развитие речи» включается произносительная работа — дикция, орфоэпия, выразительность, просодия, исправление произносительных недочетов.

Лингвистической базой для первых двух направлений служат лексикология, словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтаксис, что же касается связной речи, то она опирается на теорию текста (лингвистику текста), логику, теорию литературы.

Указанные три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т. д.

Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них — это упражнения в связной речи (рассказы, пересказы и пр.).

Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в них сливаются все речевые умения и в области словаря, и на уровне синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные умения и т. п.

По разным данным, дети 7 лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами. Более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка — чтения, грамматики. Следовательно, для обогащения словаря школьников на каждый урок следует планировать работу над 3-4 словами и их значением.

1.Словарная работа школьника предусматривает цели.

Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе.

2.Уточнение словаря — самая широкая сфера словарной работы:

Это наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставлений антонимов, сравнения значений и употребления паронимов.;

  • усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
  • усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;
  • усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

3.Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.

4.Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный.

Все направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основными источниками обогащения и совершенствования словаря являются произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это — педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и источники, не контролируемые учителем (речь родителей, друзей и т. д.)

14 стр., 6559 слов

Пословицы, поговорки и сказки Смоленской земли. Смоленская крепостная стена

... местные слова, прозвища и т. д. 1. Пословицы, поговорки и сказки Смоленской земли 1 История возникновения жанра Смоленщина - ... и культурной жизни страны, край с богатейшей фольклорной традицией. На территории Смоленской области отмечено бытование всех ... нас по жизни. Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение. Пословица составляет достояние ...

Второе направление по развитию речи учащихся — это работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень).

Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому. Словосочетание — это лексико-грамматическое единство, не обозначающее законченной мысли, создающее расчлененное обозначение единого понятия. «Словосочетание — это мысль в процессе становления: обучить детей словосочетаниям — значит работать над элементами мысли». Предложение — это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (иногда одно слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Важно подчеркнуть, во-первых, что предложение — это единица речи, следовательно, к упражнениям с предложениями применимы все те требования, которые предъявляются к речевым упражнениям вообще (потребность, или мотивация, наличие материала для высказывания — нужного и интересного и т. п.);

  • во-вторых, что предложение — это грамматически организованная единица, следовательно, работа над предложением неделима от курса грамматики и чрезвычайно важно работать над структурой и связями в предложении, над различными типами предложений;
  • в-третьих, что предложение обладает смысловым единством и относительной смысловой законченностью, следовательно, нужно работать над мыслительной, фактической основой предложения, над его значением и оттенками значения, над их зависимостью от структуры предложения;
  • в-четвертых, огромную важность представляет собой интонация предложения, необходимо ее отрабатывать, добиваться понимания связи интонации со смыслом.

Успех развития речи вообще и работа над предложением в частности в значительной степени определяются изученностью синтаксического строя речи детей соответствующего возраста. Овладение синтаксическими конструкциями намного опережает их теоретическое изучение в школе.

Третьим направлением является работа над связной речью (уровень текста).

Связную речь изучает лингвистика текста. Связный текст понимается как некая последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора. Связной речью называется речь, которая направлена на удовлетворение потребностей высказываний, передает тему, организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.

Единицами связной речи можно считать рассказ, статью, роман, доклад, отчет и т. п., а в условиях школы — развернутый устный ответ, сочинение, изложение и т. п.

В методике начальной школы приняты следующие виды упражнений в связной речи:

  • развернутый ответ на вопрос;
  • анализ прочитанных произведений;
  • записи наблюдений, ведение дневников природы и погоды;
  • устный пересказ прочитанного;
  • чтение наизусть художественных текстов;
  • сочинение небольших рассказов и сказок (элементы литературно-художественного творчества);
  • устный пересказ по заданной теме, картинке, плану;
  • перестройка заданных текстов;
  • отзывы об увиденном;
  • различные виды драматизации.

При организации работы по развитию речи учитель должен учитывать возрастные особенности, а также методически правильно спланировать совместную деятельность с учащимися на уроке.

3 стр., 1021 слов

Пословицы, поговорки и крылатые слова

... работе рассматриваются функции, которые выполняют пословицы, поговорки в речи, актуальность их употребления. Приводятся примеры из произведений русской литературы. 1. Понятие пословиц, поговорок и крылатых слов пословицы Крылатые Источниками крылатых выражений могут ...

Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями: последовательностью упражнений, их перспективностью, разнообразием упражнений (и пониманием конкретной, узкой цели каждого типа упражнений) и умением подчинить разнообразные виды упражнений общей цели. Каждое новое упражнение, как бы ни было оно мало, связывается с предыдущими и готовит учащихся к последующим, в то же время, подчиняясь общей далекой цели, вносит что-то новое (хотя бы элемент нового), обеспечивающее движение вперед.

Итак, в этом параграфе мы рассмотрели методы, направления и условия развития речи учащихся начальных классов. Это позволило нам выделить целесообразные методы, а значит, и приемы, направленные на развитие речи учащихся в процессе анализа пословиц и поговорок, так как каждый метод предполагает свой набор приемов. Направления и условия развития речи найдут отражение в содержании практической части.

Глава 2. Методика работы по развитию речи учащихся на основе пословиц, поговорок и загадок

2.1 Пословицы, поговорки в программах и учебных пособиях по литературному чтению

Предыдущие материалы позволили нам сделать вывод, что пословицы и поговорки представляют собой богатый языковой материал, при помощи которого происходит приобщение учащихся к культуре русского народа, развивается речь, мышление.

Пословицы и поговорки как ценный языковой материал можно использовать на уроках литературного чтения и русского языка в целях обогащения словарного запаса учащихся.

С целью выявления возможностей уроков литературного чтения в плане приобщения младших школьников к пословицам и поговоркам нами были проанализированы учебно-методические комплекты по следующим программам:

1.Литературное чтение для 1-4 классов четырехлетней начальной школы. Авторы: В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова.

2.Литературное чтение. Авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова Н.В.

3.Литературное чтение. Авторы: В.Ю. Свиридова, Р.Г. Чуракова.

Курс «Литературное чтение» (авторы: Горецкий ВТ., Климанова Л.Ф.) призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства посредством художественных произведений.

Литературное чтение пробуждает у учащихся интерес к словесному искусству и к чтению произведений. Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты.

Литературоведческий принцип реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности; при анализе произведения рассматриваются тема, проблематика, нравственно — эстетическая идея, художественная форма, композиция.

2 стр., 703 слов

Урок внеклассного чтения и развития речи «Весна-красна» (3 класс)

... запахов. Весенняя природа неповторима и очаровательна. Сочинение на тему Описание весенней природы 6 класс Весна – это самое красивое время года! Ведь только весной можно заметить, как распускаются цветы после ... проснулся от зимней спячки, из-под снега начал выглядывать подснежник, метели превратились в теплые ветерки, а люди стали выходить из домов и квартир, некогда прячась ...

Авторы относят особенности пословиц и поговорок к элементарным сведениям литературоведческого характера, которые должны дополнять знания при обучении чтению. Таким образом, работа с пословицами и поговорками направлена на формирование умений узнавать и различать данные жанры произведений, ознакомление с некоторыми их жанровыми особенностями.

В основу построения системы обучения 1-4 классов по программе Л.В. Занкова положена идея возможно большей ее эффективности для общего развития школьников, включая слабых, поэтому необходимо руководствоваться дидактическими принципами: обучение детей на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп прохождения учебного материала, осознание школьниками процесса своего обучения. Автор программы отмечает, что неоценима роль литературы в общем развитии школьников: она способна дать широкую картинку внешнего мира, ввести в мир духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развивать воображение, речь, способность выразить себя в слове — в целом влиять на общую культуру человека. В основе данного курса — отмечает автор — лежит единый методический подход — изучение литературы как искусства. Отметим, что все четыре года дети проникают в тайны устного народного творчества, сравнивая фольклорные жанры (произведения) с подобного рода авторскими текстами. Это направление литературного творчества рассматривается в составлении с другими видами и жанрами литературы: лирикой, драматургией, стихами, баснями, рассказами. Процессуальность заключается в постепенном наращивании и усложнении рассмотренных зависимостей и связей. Например, в 1, 2 классах ведется работа с пословицами и поговорками на практическом уровне: дети читают их, объясняют смысл. В третьем же классе учащиеся знакомятся с понятием «фольклор». Что такое фольклор? Существует ли сегодня устное народное творчество? В дальнейшем изучаются назначение и особенности пословиц и поговорок, их нравоучительный смысл, выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Дети знакомятся с пословицами и поговорками других народов, рассматривают их как выражение мудрости и жизненного опыта народа. Также предусмотрено чтение пословиц и поговорок, сочинение рассказов к выбранным пословицам; выяснение, как о характере героя скажет пословица и поговорка в отличие от рассказа, как говорят пословицы и поговорки о понравившемся герое. Таким образом, данная программа предусматривает разностороннюю, систематическую работу с пословицами и поговорками.

Главной задачей курса «Литературное чтение» по программе Ефросининой является литературное развитие младших школьников в процессе обучения. Основные особенности данного курса направлены на решение общепедагогических задач: развитие личности ребенка, формирование интеллекта и общей культуры, формирование учебной деятельности, учет индивидуальных особенностей каждого ученика и построение на этой основе дифференцированного обучения.

Содержанием литературного чтения являются произведения родной и переводной литературы. В этом числе предполагается системная работа с произведениями фольклора. Автор рассматривает эту систему по классам: в первом классе дети знакомятся с произведениями фольклора разных народов, которые включают и песни, и пословицы, и поговорки. Во втором и третьем классах продолжается работа с жанрами фольклора, которые вошли в программу первого класса, но дети знакомятся еще и с былинами, легендами.

В четвертом классе идет изучение произведений фольклора разных народов мира: дети учатся сравнивать произведения, использовать их в речи, выполнять работу творческого характера.

Приведем пример работы по изучению пословиц и поговорок, поскольку в данном курсе им отводится важная роль. На этапе знакомства с ними дети слушают пословицы и поговорки, затем читают их сами. В дальнейшем учащиеся сравнивают их смысл с содержанием прочитанных произведений, знакомятся с пословицами и поговорками о родине, дружбе, о труде. В третьем и четвертом классах подбираются пословицы и поговорки к текстам произведений и темам чтения, выполняется работа творческого характера, отбираются и читаются книги с пословицами; идет знакомство с историей рождения данного жанра, участие детей в уроках-конкурсах.

Пословицы и поговорки введены во все темы чтения каждого класса как текст для чтения, сравнения и сопоставления, а также обогащения речи младших школьников. Таким образом, отличительной особенностью данной программы является то, что рассматриваемые нами жанры изучаются в определенной системе, благодаря которой осуществляется решение целей данного курса литературного чтения.

Итак, в результате анализа программ мы видим, что пословицы и поговорки изучаются по всем трем программам, но при этом наблюдаются различия в системе работы, объеме требований к теоретическим знаниям и практическим умениям учащихся.

Анализ учебников для чтения был направлен на решение следующих задач:

  • выяснить, какое место занимают пословицы и поговорки в содержании учебного материала (количественный анализ);
  • определить тематику пословиц (качественный анализ);
  • определить типы заданий к данным жанрам фольклора, представленных в учебно-методическом аппарате комплектов для чтения.

Так, в учебном комплекте Горецкого В.Г., Климановой Л.Ф. встречается 61 пословица.

В данном комплекте представлены пословицы и поговорки о дружбе, труде, об учении, о родителях, о качествах характера человека (доброта, чувство юмора, смелость, старание).

От класса к классу количество пословиц и поговорок уменьшается. Так, во втором классе изучается 37 пословиц, в третьем — 17, в четвертом — 7.

Практически те же данные дал анализ комплектов по чтению Свиридовой В.Ю. и Чураковой Н.А. Дети знакомятся с 45 пословицами и поговорками.

Итак, в данном комплекте изучаются пословицы и поговорки по следующим темам: труд, учение, качества характера человека, ценность слова; в основном пословицы изучаются в первом классе (17), в четвертом классе (18), во втором и третьем соответственно 6 и 4.

В комплекте учебников по литературному чтению Ефросининой Л.А. помещены 34 пословицы и поговорки.

Итак, в данном комплекте изучаются пословицы и поговорки на тему: труд, семья, родина, дружба, качества характера человека; от класса к классу количество пословиц и поговорок увеличивается: если в первом классе изучается 5 пословиц и поговорок, то во втором классе их 6, в третьем классе — 23.

Таким образом, количественный и качественный анализ указывает на наличие достаточно большого количества и разнообразия тематики пословиц и поговорок в составе учебного материала по литературному чтению.

Видно, что пословицам и поговоркам больше внимания уделяется в комплектах Горецкого В.Г. и Климановой Л.Ф., и Ефросининой Л.А. Все это позволяет решить задачи обогащения речи учащихся малыми фольклорными жанрами, развития речи и воображения.

В комплекте «Родная речь» пословицы и поговорки используются в качестве материала для осознания идеи произведения и смысла пословицы или поговорки.

Часто предлагаются задания: «Вспомни пословицы о книгах», «Объясни смысл пословицы». Они направлены на запоминание пословиц и поговорок, развитие речи и мышления.

Такие задания, как «Выпиши в свою тетрадь слова из басни Крылова И.А., которые употребляются как пословицы» направлены на обогащение речи учащихся, формирование умения точно и образно выражать свои мысли, осознание особенностей басен И.А. Крылова.

Задания типа «Приведи примеры из жизни, когда можно употреблять эти пословицы и поговорки» нашли отражение во многих учебных пособиях. Они помогают учителю оценить глубину осознания изученных пословиц учащимися.

В разделе «Устное народное творчество» во втором классе, предлагаются следующие типы заданий:

Задания, направленные на осознание смысла пословиц.

Почему так говорится:

«Пословица не даром молвится», «Пословица — всем делам помощница», «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка». Эти задания помогают осознать функцию пословиц как жанра устного народного творчества, разграничить понятия «пословица» и «поговорка».

Задания, направленные на обогащение и развитие речи, Задания, направленные на осознание смысла пословицы и соотнесение ее с содержанием текста.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что предлагаемые задания к пословицам и поговоркам позволяют решить определенные программные задачи: запоминать и узнавать жанры, развивать речь, осознавать смысл пословиц и поговорок.

Изучается структура пословиц

Для чтения готовится текст пословицы:

«Красна птица пером, // а человек — умом». Типы заданий к пословицам:

Задания, направленные на осознание смысла пословицы и соотнесение ее с текстом.

Соотнеси пословицы со сказкой (о семье)

«Нет лучшего дружка, чем родная матушка»; «При солнышке тепло, при матери добро».

Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

«Вся семья вместе — и душа на месте».

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что количество заданий по пословицам и поговоркам ограничено. Автор делает попытку систематизировать учебный материал по фольклору, однако многие задачи, указанные в программе, не учтены. Значит, учителю самому необходимо разрабатывать задания к пословицам и поговоркам, чтобы реализовать требования программы.

Проанализировав комплект Свиридовой В.Ю. и Чураковой Н.А., выделили следующие типы заданий:

Соотнесение текста произведения со смыслом пословицы

Выбери пословицы, которые подходят к рассказу «Мишкина каша».

«Дело мастера боится»;

  • «Все в руках горит»;
  • «Каша хвалилась, что с маслом родилась».

Сопоставление жанров, использование пословиц и поговорок в речи в соответствии с жизненной ситуацией: Пословица озаглавливает текста сказки

«Глаз видит далеко, а ум — еще дальше».

Задания, направленные на проверку знания пословиц

из уст в уста

Поспешишь — не вынешь и рыбку из пруда;, Что с возу упало — не вырубишь топором;, Красна птица перьями — вылетит, не поймаешь

В третьем классе ведется работа над спецификой жанра: пословица — это уцелевшие сквозь тысячелетия осколки того текста, которыми сопровождались древние обряды.

В четвертом классе идет знакомство с пословицами и поговорками, в которых отражается связь человека (его труда) с природными явлениями:

Как ты понимаешь смысл пословицы:

  • «Не земля родит, а год»;
  • «Лето родит, а не поле».

Видна ли в них зависимость человека от природы?

Кроме того, учащиеся знакомятся с В.И. Далем, знаменитым собирателем пословиц и поговорок, и его словарем. Итак, проанализировав данный комплект, можно сделать вывод, что задания для работы с пословицами и поговорками направлены на решение ряда задач, определенных программой, но не всех, а значит, это должен учесть учитель, организуя работу с произведениями данных жанров.

Таким образом, анализ комплектов показал, что, хотя в программах и обозначена задача формирования у учащихся знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы с малыми фольклорными жанрами, в содержании учебно-методического аппарата пособий она не находит полной реализации.

Задания, предлагаемые для работы, довольно однотипны по своему содержанию (кроме комплекта Свиридовой и Чураковой), а значит, учителю необходимо проявить творчество и самостоятельность для успешной, результативной работы с пословицами и поговорками.

В.Г. Горецкий – традиционная программа по чтению.

В учебниках по литературному чтению «Родная речь», разработанных В.Г. Горецким, пословицы вынесены на форзац учебника как материал, активизирующий внимание и умственную деятельность учащихся. После короткой беседы учитель открывает на доске написанные заранее несколько строчек:

«Сказка — ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок».

Где мы встречали это выражение? Эти слова – концовка пушкинской1 сказки, но что она напоминает вам, во что она превратилась? Часто ли мы употребляем эти слова в речи? В каких случаях?

Крепкую дружбу и водой не разольёшь

Отдельно выведен раздел — «Устное народное творчество», где представлены пословицы следующей тематической направленности — О Родине, о дружбе, об умении и трудолюбии, о лени и нерадивости, о природе, о матери, отце и детях, об учении и знании, о книге, о человеке и его качествах, о хлебе, о временах года. Пословицы можно встретить не только в разделе «Устное народное творчество», но и в других разделах книги, в вопросах и заданиях к пройденной теме.

Горячий камень» — «Жизнь дана на добрые дела

Такой подход помогает формированию такого важного навыка как умение применять пословицу в нужном месте в соответствии с определённой ситуацией. Прочитав пословицу, ребята объясняют, почему она подходит к произведению, учатся осмысливать содержание, также формируется умение использовать пословицы в разговорной речи.

Молод ты, брат, и глуп. Поживи с моё, так узнаешь, что топор лучше шубы греет

Следует отметить, что в представленной линии пословица как жанр фольклора изучается во всех классах, и ей отводится значительное место в преподавании изучаемого предмета. От класса к классу расширяется круг чтения, повышается уровень начитанности. Пословицы введены во все темы чтения каждого класса как текст для чтения, сравнения и сопоставления, обогащения речи, развития логического мышления.

Таким образом, благодаря обобщённому характеру пословиц на уроках чтения в рамках данного учебника их можно использовать во всех классах, обучая искусству иносказания, иллюстрации своей мысли и обобщения её в краткой форме; развитию устной речи и воображения.

О.В. Кубасова — программа «Гармония»

На смену единой обязательной программе по чтению для начальной школы В.Г.Горецкого пришло более десятка авторских концепций, учебников по чтению и литературному образованию младших школьников. Одной из них является программа по литературному чтению «Гармония». По мнению автора данной программы О.В. Кубасовой, «литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения».

Автором учебника заявлено, что представленные в учебниках произведения помогут сформировать у детей литературный вкус и расширить их читательский кругозор. Система упражнений, вопросов и заданий к текстам позволит сформировать определённые образовательным стандартом читательские знания, умения, навыки; развить творческие наклонности обучаемых — «Одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта».

«Книга — лучший друг», «Ученье — свет, а неученье — тьма», «Делаешь наспех, сделаешь на смех».

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»; «С кем поведёшься, от того и наберёшься».

Во втором классе предлагается найти ошибки в пословицах, их исправить и прочитать правильно — «Кто любит пруд — того и люди чтут», «С детства намучишься, на всю жизнь научишься», «У работящего в руках дело спорится» и др. Данное задание позволяет ещё раз вспомнить пословицы, продемонстрировать уровень начитанности.

На уроках чтения в четвёртом классе ребята подбирают пословицы к текстам произведений и темам чтения в разделе «Что за прелесть эти сказки!..» (русские народные сказки «Пётр I и мужик», «Пётр и Петруша») приведено задание: «Каким из прочитанных сказок подходят следующие русские народные пословицы: «Сам погибай, а товарища выручай», «Кто вперёд идёт — того страх не берёт», «Друг познаётся в беде», «Каков разум, таковы и речи», «Видит око далеко, а ум — ещё дальше», «С умным разговориться — что мёду напиться», «С умом жить — тешиться, а без ума — мучиться».

Однако всё-таки следует отметить тот факт, что в представленной линии заданий, в тексте которых встречаются пословицы, мало, в учебнике для III класса они практически отсутствуют.

Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова — программа «Литературное чтение в четырёхлетней начальной школе»

Следующая программа, взятая для анализа — это программа «Литературное чтение в четырёхлетней начальной школе». Курс построен с учётом основных концептуальных положений, разработанных по проекту «Начальная школа XXI века».

В объяснительной записке к этой программе говорится, что «…новый курс призван не только ввести ребёнка в мир художественной литературы, но и помочь ему осмыслить специфику словесного искусства, его образность».

В соответствии с представленной программой к выпускнику начальной школы по литературному чтению выдвигаются следующее требования: «ученик должен называть и приводить примеры сказок народных и литературных; произведений фольклора (пословицы, поговорки…); различать, сравнивать: произведения фольклора (загадка, пословица, скороговорка…)».

В учебники по литературному чтению I — IV классов (автор — Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова) входят произведения фольклора народов России и других стран мира. Задача обучения в каждом классе — углублять знания детей о произведениях народного творчества, расширять и обогащать их читательский опыт, вводить литературоведческие представления и понятия. Разделы учебников в соответствии с «Обязательным минимумом содержания начального общего образования» включают в себя пословицы, загадки, сказки и др.

В учебнике для II класса помещены пословицы о Родине, о человеке, о труде и лени, о дружбе. В III классе учащиеся подбирают пословицы к текстам произведений и темам чтения.

Итак, содержание различных учебных программ по литературному чтению позволяет в разной степени организовывать работу с пословицами. На наш взгляд, наиболее соответствуют поставленной задаче традиционные учебники по чтению (автор В.Г. Горецкий) и учебники по чтению курса развивающего обучения авторов Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой.

Учителю начальных классов следует широко использовать в своей работе произведения народного творчества, рассматривать его как средство выражения мировоззрения народа, богатый духовный источник, в котором отражена народная жизнь, черты русского народного характера.

2.2 Организация работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения

О.В. Соболева отмечает, что анализ современных школьных учебников свидетельствует о том, что в последнее время работа с пословицей стала интереснее и глубже. Однако всё же она проходит в школе эпизодически и часто формально — в результате умение понимать пословицы не всегда формируется.

Следует учитывать тот факт, что основным критерием литературного развития является уровень восприятия произведения. Анализ современных учебников чтения показывает, что работа с пословицами в них предусмотрена. Однако на уроках выясняется, что, выполняя задания с пословицами, дети остаются на низком уровне их понимания, что учащимся трудно извлечь актуальную информацию из пословицы из-за бедности словарного запаса. Особенно это касается устаревшей лексики.

Полноценное восприятие произведения, то есть способность понимать позицию автора, понимать главную мысль произведения возникает не сразу. Учащиеся I — IV классов последовательно проходят несколько уровней восприятия.

Учащиеся I — II находятся на констатирующем уровне восприятия. Они обладают непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, но ещё не могут выразить свою точку зрения и понять авторскую позицию, главная мысль произведения выделяется ими с трудом, а обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.

Учащиеся III класса видят детали, пересказывают по плану, но без помощи учителя они ещё не могут определить авторскую позицию и главную мысль произведения.

В IV классе учащиеся обладают развитым воображением, любят размышлять над прочитанным произведением, могут определить авторскую позицию и выразить свою точку зрения. Естественно, достижение такого уровня восприятия художественного произведения — результат целенаправленного обучения, особого внимания учителя к организации на уроках анализа читаемых произведений.

В связи с этим на уроках литературного чтения может быть организована следующая работа с пословицами:

Подбор пословиц по темам

«Что такое хорошо и что такое плохо» к рассказу В. Осеева «Все вместе»

При тематическом подборе пословиц обязательно надо учитывать то, что учащиеся не всегда понимают их переносный смысл, поэтому приводить пословицы следует только в связи с изученной темой. Учащиеся, знакомясь с пословицами, должны не только понять смысл, заключённый в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет.

В некоторых случаях при чтении рассказов, стихотворений, учитель сам приводит пословицы, а обучаемые, раскрыв смысл каждой, определяют их общую тематику.

Нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их значения.

Своеобразной формой взаимодействия жанров фольклора является включение произведений одного жанра в произведения другого. Так, можно наблюдать пословицу в былине и лирической песне, где она служит заключением, афористическим выводом или моральным правилом, регулирующим поведение действующих лиц или ход действия.

«Молод ты, брат, и глуп. Поживи с моё, так узнаешь, что топор лучше шубы греет».

Два раза не умирать, а раз не миновать, Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт

Таким образом, следует учитывать, что недостаточно только найти в тексте выражения, которые стали пословицами, важно раскрыть глубокий смысл этих изречений, понять их назначение в басне и/или объяснить, почему они вошли в фонд народной фразеологии.

Работа над различением видов информации в пословице

Данная работа начинается со знакомства с пословицей, то есть с показа на примерах, что пословица может иметь два плана — конкретно-образный и отвлеченно-переносный. Младшие школьники на наиболее простых для понимания пословицах учатся «щелкать орешки» — различать «скорлупку» (актуальную информацию) и «ядрышко» (концепт).

Детям предлагаются для сравнения пословицы с похожими лексико-грамматическими особенностями, но разным смыслом.

Например, можно сравнить несколько пословиц на общую тему: «Кашу маслом не испортишь»; «Без капусты щи не густы»; «Толокно да толокно прискучит одно»; «У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз» — и т.п. Или собрать пословицы из перепутавшихся частей: «Вместе тесно, да смех одолел»; «Рад бы заплакать, да врозь скучно»; «Вырасти вырос, а слушать нечего»; «Говорил до вечера, а ума не вынес » и др.

Подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая раскрывала бы смысл данного произведения

Сначала учитель читает учащимся рассказ, стихотворение, басню либо даёт их на самостоятельное прочтение. Затем производится разбор произведения, выясняется его главная мысль. Далее можно предложить им подобрать к изучаемому произведению пословицу, которая может быть его заглавием, отразив основную мысль.

Анализ пословиц — заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.

В I — IV классах на уроках литературного чтения обучаемые составляют близкий к тексту или свободный пересказ прочитанного. Такую работу можно усложнить, предложив ребятам при передаче содержания произведения применить пословицу, которую они подбирают сами.

Литературное чтение как учебный предмет в младших классах предшествует начальному курсу литературы в школе основного звена, который, в свою очередь, продолжается в старших классах курсом, построенным на историко-литературной основе. Одним из требований курса литературного чтения является то, что произведения устного народного творчества сопоставляются с литературными произведениями.

При таком подходе формируется представление о литературе как о живом организме, в котором составляющие элементы взаимосвязаны, динамичны и взаимообусловлены. Употребление пословиц, разнообразные виды работы с ними делают урок чтения богаче по содержанию и интереснее по форме. Это формирует читательский кругозор, помогает формированию современной личности, обладающей диалоговым мышлением — научным мышлением XXI века.

В работе над пословицами и поговорками сучащимися необходимо следующие условия:

1)понимание учеником прямого и переносного смысла, заключенного в пословицу;

2)владение известным запасом данной книги;

3)умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни или явления и, наоборот, в каком-то факте или проявлении действительного увидеть то главное, что может быть охарактеризовано соответствующий тематической группой пословиц;

4)выработка умений обоснованного употребления пословиц и поговорок в речи.

В 1-4 классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами и поговорками, их заучивание. Кроме того, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и поговорок, уметь применять их в своей речи.

Учащиеся начальной школы заводит специальные тетради или альбомы, в которых они выписывают пословицы и поговорки. Основные источники, откуда дети берут пословицы и поговорки это «Букварь», учебники и другие художественная литература.

Кроме того, ученики могут использовать специальные сборники. Только не рекомендуется записывать пословицы и поговорки со слов дедушки, бабушки, родителей, так как при такой записи возможно много ошибок.

Особое внимание уделяется художественному оформлению тетради. К каждой записанной пословице или поговорке можно подобрать художественную открытку, раскрывающую содержание, или нарисовать рисунок. Также в пословицах могут быть нарисованы условия рисунка, которые дети очень любят. Наконец, записанные пословицы можно заключить в различные рамки. Одно можно сказать точно: чем разнообразнее раота в художественном альбоме, тем интереснее она ученика.

Многие учителя считают, что работу с пословицами следует изучать уже в 1-ом классе. При изучении алфавита, учитель, обращая внимание на пословицу, дает задание: найти в ней слово с изучаемой на данном уроке буквой. А затем дети работают надо самой пословицей, то есть раскрывают ее смысл.

На уроках чтения дети не только овладевают навыками беглого чтения, но и учатся понимать прочитанное, разбираться в художественных особенностях произведения. Кроме того, при знакомстве с народным творчеством большое внимание уделяется эстетическому воспитанию и развитию культуры речи. Умение использования пословиц и поговорок на уроках чтения.

Существует множество видов работы с пословицами и поговорками:

1.Подбор пословиц по темам.

Начиная с 1-ого класса на уроках чтения необходимо приучать детей самостоятельно подбирать пословицы по темам. Это делается при знакомстве с отдельными статьями, рассказами. Так не можно подбирать пословицы праздникам. Во 2-ом классе учащиеся читают ряд произведений о животных и подбирают к ним пословицы и поговорки о животных.

2.Подбор к стихотворению или рассказу пословицы, раскрывающей его смысл.

«Настоящие друзья» — «Друзья познаются в беде», «Честные слова» — «Будь своему слову хозяин».

3.Нахождение пословиц в тексте художественного произведения и выявление ее назначения.

Такой вид работы распространен в 3-4 классах, где берутся объемные и содержательные произведения. Задача учителя – показать, что «пословица недаром молвится», что писатель, включая народные изречения в авторский текст или речь героев, придает языку произведения особую меткость и образность. Особенно богатый материал для таких наблюдений дают басни Крылова, с которыми учащиеся знакомятся в 3-ем классе.

4.Использование пословиц при работе над сочинением.

Здесь речь идет об устных сочинениях. Следует различать два вида сочинений:

сочинения по пословице

сочинение с включением пословиц

Рассмотрев виды работ с пословицами на уроках чтения в начальных классах, следует особое внимание уделить работе над словами, так в начальный период обучения наиболее интенсивно развивается и обогащается их словарь.

Пословицы и поговорки широко применяются учителями

на всех уроках. Широкое распространение употребление их на уроках русского языка, чтения, математики, естествознания перешло со временем и на внеклассную работу. Она очень разнообразна.

1. Составление иллюстрированных альбомов.

Альбом составляет весь класс, в него записывается особенно понравившиеся детям пословицы, которые художественно оформляются.

2. Оформление плакатов – монтажей.

Дается тема, по которой учащиеся подбирают пословицы и иллюстрации. Наиболее удачные находки приклеиваются на большой лист с подписями — пословицы.

3. Отгадывание ребусов, игры и загадки с пословицами.

Они не только служат развлечением, но и способствуют лучшему усвоению народных изречений.

а) нарисуй пословицу

б) вспомни пословицу со словами…

в) назови пословицы, начинающиеся с данной буквы

и многое другое.

2.3 Развитие речи учащихся на материале загадок

Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны. Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного: «Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и хвоста немножко»; в другой – о характере его движений: «По полю скачет – ушки прячет, встанет столбом – уши торчком»; в третьей – о защитной способности менять окраску: «Зимой беленький, летом серенький».

Литературные загадки заметно отличаются от народныхъ по форме. Народная загадка сохраняется только в памяти народа, поэтому должна быть краткой; тогда как автор литературных загадок имеет возможность дать развернутое описание с указанием многочисленных признаков, используя при этом разнообразные художественные средства книжного стиля речи.

Загадка — очень малое по форме литературное произведение. Немало загадок, содержание которых передается одним простым предметным вопросом: «Кто на себе свой домик носит?» (улитка).

Иногда к загадкам, составленным из нескольких повествовательных предложений, сам составитель, чтобы обострить ситуацию, добавляет вопросительные предложения:

Есть, ребята, у меня, Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня? (коньки)

Некоторые загадки имеют форму диалога, компонентом которого является вопросительное предложение:

  • Эй, куда, борода?

Берегись, наскочу, лбом хвачу! (козел)

Есть загадки, в которых вопросительные предложения стоят на первом месте:

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома.

Если дождь — у нас работа:

Топать, шлепать по болотам.

Но если нет необходимости в постановке прямого вопроса, загадка оформляется с помощью повествовательных предложений – простых или сложных:

Никто не пугает, а вся дрожит., Сухой – клин, мокрый – блин.

В таких загадках вопрос возникает в сознании слушателя «Что это?»

Изобразительно – выразительные средства загадки богаты и разнообразны. Употребление слов в ином, переносном смысле – наиболее распространенные приемы для создания загадки.

Употребление слова в переносном смысле чаще оказывается возможным благодаря внешнему сходству предметов. Нередко в загадке сопоставление с человеком:

Сидит девица в темнице,

А коса на улице.

а иногда и употребление личных имен: «Стоит Антошка на одной ножке».

Особое место загадки занимает в работе по развитию мышления детей. Она «доставляет уму ребенка полезные упражнения». (К.Д. Ушинский) Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать за жизнью, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны и синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая к четкой логике, к рассуждению и доказательству, умению самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Мы считаем, что все эти доводы о значении загадки приводят учителя к мысли о необходимости использования их на своих уроках, причем, используют их и как дополнительные средства, и выделяя им отдельные уроки.

В отличие от пословиц, которые заключают в себе суждение, мысль, загадки прямо конкретны, выражают определенный предмет.

Неслучайно этот жанр применяли в обучении младших школьников великие отечественные педагоги: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой.

Создавая свои учебники для детей , они включали в них как необходимые компоненты народные загадки.

Как работал над загадками Ушинский?

Заря – заряница,, Красная девица,, По лесу гуляла,, Ключи потеряла., Месяц увидал -, Не сказал, Солнце увидало – не подняло.

Эта загадка, по мнению великого педагога, позволяет учителю поставить перед детьми ряд вопросов:

  • Почему заря называется «красная девица»?
  • Почему говорится: заря теряет росу?
  • Почему месяц не поднял ключи зари?
  • Как солнышко поднимает росу?

Таким образом, загадка перевоплощается в живую и полезную беседу, она становится картинным описанием предмета.

Интересными загадками пересыпаны страницы»Азбуки» Толстого.

Он широко использует загадки, отражающие быт людей, природу.

Отгадывание загадок может быть:

  • отдельным этапом урока;
  • элементом задания;
  • отдельным уроком.

В книге для чтения представлено 5 тематических групп загадок:

  • об инструментах;
  • о саде и огороде;
  • о животных;
  • об явлениях природы;
  • о книге и письме.

Как мы уже писали ранее, загадкам учитель может посветить целый урок. Такой урок строится следующим образом:

Вводная беседа.

Прежде чем рассказывать о самой загадке, можно вспомнить с детьми, с какими жанрами устного народного творчества они уже знакомы.

Какой из жанров был самым большим по объему, какой самый маленький? А затем уже сообщается тема данного урока. Задаются вопросы об истории и авторах загадок, требующие от детей ответа и вывод из их собственного опыта. (Как сочиняют загадки? Для чего их сочиняют?)

Затем учитель, обобщая ответы детей, рассказывает историю создания загадок, об их применении в старые времена, об их значении в наше время.

После такой вводной беседы учитель детям предлагает самим заняться отгадыванием загадок. Ну а лучший способ привлечения внимания детей и заинтересованности в отгадывании – соревнование.

Класс делится на 2 команды. В эти соревнования могут быть включены следующие конкурсы:

  1. Загадки написаны на карточках, по две на каждую тематическую

подборку. Всего 10 карточек, которые раздаются по 1 на 2 парты, т.е. для 4 учеников.

Дети объединяются в группы, дается время на прочтение каждой загадки, а затем загадки читаются классу.

Сообщается условие: звездочку получает та группа, которая не только отгадает загадку, но и сможет объяснить, как им это удалось, какие слова помогли им в этом.

  1. Учитель загадывает загадку всему классу, а дети должны сначала

перечислить признаки предмета, которые услышали в ней, а затем уже делают вывод, на кого это похоже.

  1. Может быть проведен конкурс на лучшую загадку, созданную

самими детьми. Например, детям даются карточки с отдельными словами.

  1. Может быть дана первая строчка загадки или половина. Задание:

допишите загадку.

  1. Детям предлагается отгадать загадку, используя при ответе мимику и

жесты.

  1. Можно предложить детям нарисовать загадку (составить ребус).

Заканчивая такой урок, детям может быть дано такое задание: по нескольким темам дети дома должны подобрать по две или больше загадки.

Также загадка может быть использована при работе над разбором лексического значения слова. При помощи загадки можно привлечь внимание детей к такому, не всегда интересному, виду работы. Перед рассказом учителя о происхождении того или иного слова ребятам предлагается отгадать загадку, узнать, о чем же пойдет речь, а затем уже идет работа над лексическим значением.

Надо учить детей отгадывать загадки.

Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но и обязательно доказать, что отгадка правильна.

Надо учить детей воспринимать предметы и явления во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами или явлениями, о которых говорится в загадке, чтобы доказательство было более точным и обоснованным. Загадывая загадки , надо повторять их по нескольку раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали.

Следует анализировать загадку, обращая внимание детей на признаки и связи между предметами.

В начале обучения даже можно дать образец и план доказательства. Это лучше всего делать с помощью последовательной постановки вопросов в соответствии с структурой загадки.

Важно обращать внимание и на построение загадки, потому что ее структура требует специфических средств и речевых решений: «Как началась загадка? Как кончается? О чем спрашивается в ней? Как перечисляются признаки, в каком порядке?»

Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать зависимость языковых средств друг от друга и от содержания загадки, помогают замечать выразительные средства. Чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами учились создавать словесный образ предметов и явлений, следует поощрять их попытки самостоятельно давать свои варианты описания: «На что похоже….?»

Таким образом, систематическая работа по развитию навыков доказательства при отгадывании загадки развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования их.

Заключение.

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».

Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знания об окружающем мире. В I-IV классе работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме того, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.

Таким образом, на уроках чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформулировать главную мысль прочитанного.

Важно подчеркнуть, что значительна роль пословиц и поговорок, обладающих образной основой и характеризующихся экспрессивностью и оценочностью в выполнении коммуникативных функций. Они сохраняют способность сигнализировать о типовой ситуации или отношения между вещами. Употребление пословиц и поговорок в речи способно передать индивидуальное мнение, охарактеризовать, оценить некий объект речи, сделать высказывание выразительным и повысить его действенность.

О пословице К.Д. Ушинский писал: «Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу совершенно по детским силам»

Ушинский считал, что «моральный намек» пословиц для младшего возраста недоступен. Ценность же пословицы для школы он видел в том, что она «описывает коротко и метко и прекрасным народным языком какое-нибудь действительное явление из жизни природы или человека».

Работа над пословицами, поговорками должна в итоге, с одной стороны, обогащать представления учащихся о жизни через уяснение смысла пословиц, а с другой – вводить детей в «лучший народный язык» (К.Д. Ушинский).

В сложном деле воспитания среди помощников одно из важных мест принадлежит пословицам и поговоркам. Использование пословиц в работе нужно рассматривать как материал, который поможет учителю улучшить процесс изучения литературы. Употребление пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают урок чтения богаче по содержанию и интереснее по форме.

Поработав над этой темой, мы пришли к выводу, что пословицы – это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честным и трудолюбивым. Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование на уроках сегодня. Пословицы порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной. Своё глубокое уважение к пословицам народ выразил такими словами: «Пословица – всем делам помощница»; «Красна речь пословицей»; «Старая пословица век не сломится»; «Глупая речь не пословица»; «Поговорка – цветочек, пословица ягодка». Пословица величает труд, порицает лень, высмеивает жадность, учит верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. Пословицы живут очень долго, они не стареют.

В ходе работы сформировано умение собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь, повышает грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса.

Работа с пословицами не только прививает любовь к устному народному творчеству, не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, но и интересоваться народной мудростью родного края. Пословицы и поговорки родного края воспитывают чувство гордости, любовь к труду, родителям, уважение к народу, создавшему эти сокровища, и гордость за него.

Разработанный нами материал имеет практическую направленность: его можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, на уроках внеклассного чтения.

Итак, в результате исследования была доказана выдвинутая гипотеза, найдены ответы на поставленные вопросы.

Список используемой литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/izuchenie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-v-nachalnoy-shkole/

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. — М.: Учпедгиз, 1957. — 240с.

  2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. — 472с.

  3. Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре / Ленинград: «Детская литература», 1982. — 191с.

  4. Богданова О.Ю. «Теория и методика обучения литературе».

  5. Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. «Литературное чтение для 1-4 классов четырехлетней начальной школы».

  6. Гриценко З.А. «Детская литература: Методика приобщения детей к чтению».

  7. Гриценко З.А. «Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению».

  8. Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» и №2002 «Дошк. воспитание» / В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред.Е. Е. Забаревой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 399с.

  9. Ефросинина Л.А., Оморокова Н.В. «Литературное чтение».

  10. Желтовская Л.Я «Слово»

  11. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1976. — 127с.

  12. Колпакова Н.П. Сокровище народа. Русское народное поэтическое творчество. Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР М., 1957. — 271с.

  13. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2000, — 464с.

  14. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 248с.

  15. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1975. — 176с.

  16. Львова М.Р. «Методика развития речи младших школьников».

  17. Найденова Б.С. «Методика выразительного чтения»

  18. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256с.

  19. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред.В. В. Богословского и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 383с.

  20. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П., «Пособие по развитию речи».

  21. Развитие детей речи детей дошкольного возраста / Под ред.Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984. — 223с.

  22. Рыбникова М.А. « Русские пословицы и поговорки».

  23. Рыжкова Т.В. «Теоретические основы и технологии начального литературного образования».

  24. Рыжкова Т.В. «Теоретические основы и технологии начального литературного образования».

  25. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320с.

  26. Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост.М.Т. Карпенко. — М.: Просвещение, 1988. — 80с.

  27. Светловская Н.Н. «Методика внеклассного чтения»

  28. Светловская Н.Н., Пичуол Т.С. «Обучение детей чтению. Детская книга и детское чтение».

  29. Свиридова В.Ю. , Чуракова Р.Г. «Литературное чтение».

  30. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 336с.

  31. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. — М.: Просвещение, 1960. — 348с.

52