Мурасулова Гульнара Батыховна
учитель начальных классов
школа — лицей № 27
г. Астана
1128102908
Предмет: Русский язык, 1 класс.
Тема: « Учимся описывать предмет. Обучающее сочинение».
Цель: Знакомство с новым видом работы — сочинение.
Задачи :
1. Закрепить роль прилагательных в речи, научить использовать имена прилагательные для описания предметов.
2. Развивать внимание, наблюдательность, мышление и творческие способности.
3. Воспитывать любовь к слову, прививать интерес к урокам русского языка, работать над обогащением словарного запаса.
Ожидаемые результаты:
1. Напишут текст-описание согласно отведённому времени
2. Дадут оценку объекта речи, предмету описания.
3. Задумаются над собственным построением описания.
Оценка:
1. Сумеют выделить существенные, отличительные, общие признаки предметов.
2. Напишут сочинение с названием « Ландыш» по характерным признакам.
3. Смогут работать в группе, самостоятельно.
Форма работы: работа в группах, индивидуальная.
Стратегии: чтение с остановками, кубики, кластер.
Оборудование : учебник «Родное слово», текстовый материал — о ландыше, загадки о весне, пословица о солнце, из толкового словаря С.И.Ожегова, наглядный материал — иллюстрации с изображением цветов, фрагменты видео, аудио записи, раздаточный материал — разрезные карточки – таблицы, листы для работы в группе.
Ход урока:
I. Побуждение
Урок развития речи Подготовка к сочинению — описанию природы, весна 5 класс
... речи. Задачи урока: - закрепить понятие об описании как типе речи, продолжив формировать навыки работы над сочинением-описанием; - научить составлять текст-описание ... клейкие, бурые) почки. Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) ... написать сочинение, какие цели мы должны перед собой поставить? (изучить терминологию, используемую при написании сочинения-описания; ...
1 .Вот мы сейчас все на уроке,
А за окном друзья – весна!
Так пробуждается природа,
А вот воробушек уж у окна.
Чтоб в мир природы окунуться,
Поможет нам сейчас урок
И мы отправимся все вместе
В мир красоты цветов!
— Прочтите девиз нашего урока:
« Мир освещается солнцем, а человек – знанием».
— Что это? — пословица
— Как вы понимаете ее смысл?
— Какие качества вам понадобятся на уроке, чтобы овладеть знаниями? – работать внимательно, писать грамотно, в группах слаженно и дружно
2 .Загадки для каждой группы:
А) Глаза зелёные, усы длинные, лапки мягкие, когти острые…(кошка)
Б) Маленькая, серенькая, пугливая…(мышь)
В) Высокая, стройная, белоствольная….(берёза)
Г) Новая, интересная, библиотечная…(книга)
— Скажите, какое солнышко?– яркое, ласковое, весеннее.
— А настроение у нашего солнышка? – хорошее, веселое, классное
— А у вас? У нас на уроке будет полное взаимопонимание, урок пройдет хорошо, и вы унесете что-то новое для себя!
3 . – Что общего в ваших ответах? Какие слова помогали вам найти отгадки? На какие вопросы они отвечали? Какую часть речи вы использовали? Что такое имя прилагательное? Что обозначает? Работа в группе составление «пятистишья»:
1. слово — сущ, что это?
2. два прил – какое оно?
3. три глагола – какое действие совершает?
4. предложение — выразить свое отношение
5. синоним – близкое по значению слово
Презентация от каждой группы. После выполнения задания листы прикрепляются на доску детьми.
II. Осмысление – Реализация. Учимся описывать предмет.
1. Слайд – цветы.
— Ваши ассоциации от просмотренного, какие впечатления от увиденного? Какие цветы? Попробуйте описать, что увидели, услышали. Фронтальный опрос учащихся. – Как можно сказать красивее? Что помогает этому?
— Описание как тип речи. А речь бывает устная и письменная. Письменная речь оформляется в словах, из слов состоят предложения, а из предложений составляется текст. Сегодня на уроке познакомимся с новым видом школьной работы – это сочинение. Сочинение – это изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Тема урока: сочинение-описание. Описание отвечает на вопросы — какой? какая? какое? какие?, т.е. для текста описания нужны имена прилагательные, которые раскрывают признаки предметов по размеру, форме, цвету, вкусу, запаху, внешнему виду и т.д.
Схема построения текста – описания:
— Представление предмета
— Характерные признаки предмета
— Оценка и вывод
Физминутка
Наши нежные цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши белые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают. — О каких цветах физминутка? Он белый, душистый, лесной.
2. Работа с текстом. Заполнение таблицы.
а) Слайд – ландыш. Каждая группа получает фото — иллюстрацию цветка. Составление кластера
« ландыш»- сбор ассоциаций по вопросам
1. Что это? Где растет?
2.На что похож? Какой? Сравни. Для чего нужен? Работа в группе
3.Моё отношение, чувства. Вопрос от группы
«Чтение с остановками» рассказа Э. Шим «Ландыши».
Читают 1 часть:
— Какой цветок в нашем лесу самый красивый , самый нежный , самый пахучий ? — орфограммы!!!
— Конечно, я , ландыш!
Заполняет первую графу таблицы по стратегии «кубики»:
1. |
Опишите (какой ?) |
… |
Читают 2 часть:
— Какие же у тебя цветки?
— Цветки у меня – будто колокольчики – нежные, на тонком стебле . Они будто светятся в сумерках. – орфограммы!!!
В толковом словаре С.И.Ожегова о нём говорится, что этот цветок относится к травянистым растениям с душистыми мелкими белыми цветками в форме колокольчиков.
2. |
Сравните ( на что похоже?) |
… |
— А на казахском языке этот цветок звучит, как інжігүл, что дословно переводится «жемчужный цветок», цветы похожи на жемчуг – драгоценный камень.
3. |
Ассоциации (что приходит на ум?) |
… |
Читают 3 часть:
— А запах какой?
— Запах такой, что не надышишься!
4. |
Предположите (как это можно использовать?) |
… |
Читают 4 часть:
— А что же сейчас висит у тебя на стебле, на месте белых колокольчиков?
— Красные ягоды . Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!
— Отчего же?
5. |
Анализируйте ( почему?) |
… |
Читают 5 часть:
— А они ядовитые!
— Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды ?
— Чтобы ты, сладкоежка, не съел!
6. |
Аргументируйте ( найди за и против?) |
… |
— Лекарственное растение – используют в медицине.
— Что обозначает эта эмблема?
– Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе ! Мы не вправе срывать цветок только для того, чтобы просто полюбоваться им.
3. Составление и запись текста – сочинения.
— На сколько частей можно разделить любой текст? (Вступление-начало. Основная часть.Концовка).
— Вспомните правила оформления текста, предложения. (красная строка, начало предложения с большой буквы, в конце точка.)Самостоятельная работа учащихся.
Чтение в группе. Презентация работ.
III. Рефлексия
1. «Мы – хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять родину»
(М. Пришвин)
Слайды – Астана. Наша родина Казахстан. Столица Астана. Расцветает наша столица – вся в цветах. Для этого люди специально выращивают красивые цветы в садах, на клумбах, в оранжереях и т.д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.
2. Посмотрите, наш класс похож на зеленую полянку. А чтобы наша полянка была еще ярче и зацвела – я вам раздам вот такие цветы – волшебные. Напишите, имя прилагательное, которое передает ваше настроение, ваши эмоции на этом уроке, ваше отношение к цветам! Помните красота в ваших руках!
3. Афиширование (на доске создают полянку)
Оценивание. Домашнее задание: сочините загадку о цветке. Стр.187 упр. 3.