«Импровизация, аранжировка и сочинение музыки на уроках фортепиано.»
Самоанализ открытого урока преподавателя ГККП ДШИ им. Г. Жубановой по классу фортепиано и концертмейстера Тихонюк Ю. В.
Тема урока:
Отметим, что тема открытого урока звучит, как «Импровизация, аранжировка и сочинение музыки на уроках фортепиано», название урока для детей можно сформулировать проще, например, «Творческое музицирование». Замысел урока сводится к освоению учащихся свободным владением инструментом, импровизационному музицированию и аранжировки, подготовке к выступлению, акцентируя внимание учащихся на основные игровые приемы, раскрывающие художественный образ в различных произведениях.
Тип урока:
Вид урока:
Цель урока:
Задачи урока:, Образовательные:
-
познакомить учащихся с основными приемами импровизации и аранжировки;
-
научить учащихся применять свои знания и умения в самостоятельной
деятельности;
-
приобщить детей к навыкам выразительного исполнения произведений различного характера;
-
формирование сольных и концертмейстерских навыков.
Развивающие:
способствовать развитию музыкальных способностей; регулярно оттачивать технику владения инструментом; ориентироваться в знаках альтерации и гармониях; заниматься подбором произведений на слух;
- анализировать ноты различных произведений;
- способствовать развитию творческого воображения.
Воспитательные:
приобщать подрастающее поколение к мировой культуре на примере
музыкальных произведений;
- воспитание интереса к музыкальному искусству;
воспитание исполнительской культуры, эстетического вкуса, сознательного
отношения к музыкальному материалу;
- воспитание слухового контроля;
- воспитание умения быть равноценным партнёром;
- привить любовь к музицированию.
Помимо общих целей и задач, мной были определены частные цели:
Цели педагогические (обучения, воспитания, психологического развития учащихся)
Развитие психологических характеристик личности учащихся: заинтересовать и вовлечь детей в музыкальную деятельность, усилить их эмоциональный отклик на музыку; развитие образной памяти, внимания, музыкального мышления; развитие чувства сольной, концертмейстерской и ансамблевой игры.
Уроки 50-51. Урок развития речи по рассказам
... 3. Тезис сочинения соотносится с рассказами, по которым нужно написать сочинение-рассуждение. Для этого из текстов, изученных на уроке, вычленяется ... девочке-сироте. Причем, не только материально, но, как потом оказалось, он был единственным человеком, ... учащиеся, затем подтверждают свои тезисы примерами из рассказов (пункты а), б)). По этим пунктам развертывается работа над основной частью сочинения. ...
Формирование универсальных учебных действий:, Личностные умения:, Регулятивные умения:
выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы партнерства: умение отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные умения:
применение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества;
- структурирование знаний в плане отличия того что выучено и того чего надо ещё добиться;
- обобщение знаний по отработанному репертуару;
- передача содержания и настроения музыкального материала с помощью сценической выдержки, слухового контроля.
Коммуникативные умения:
участие в коллективном обсуждении учебной проблемы; планирование учебного сотрудничества;
— освоение методов и принципов коллективной музыкально — творческой и игровой деятельности.
Цели развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские):, Основная диагностическая цель:, Основная познавательная цель:
Суть урока
Замысел урока:
С позиции учебно-импровизационной, суть замысла урока состоит в применении основных понятий импровизации и аранжировки. При этом придерживаясь следующих образовательных технологий:
Диалогового общения.
Индивидуализации обучения.
На данном этапе, в построении занятий активно использовались методы, позволяющие включать обучающихся в процесс самостоятельного решения исполнительских задач. На уроке мы использовали метод сравнения, что позволило мне активизировать мышление учеников, развивать их исполнительскую фантазию.
Методы и приемы организации деятельности:, Ключевые компоненты формирующиеся на уроке: коммуникативный., Оборудование:
Improvisus (иллпровизус) -в переводе с лат. внезапный, непредвиденный Сочинение музыки во время ее исполнения, без предварительной подготовки.
Во времена старинной музыки тему для импровизации давал исполнителю любой человек находящийся в зрительном зале на концерте. Бах, Моцарт, Бетховен, Лист, Шопен, Паганини, Глинка, Балакирев, Рубинштейн были блестящими импровизаторами.
В наше время техникой импровизации владеет не каждый музыкант, но как этому можно научиться, мы покажем на сегодняшнем уроке.
Для начала ученику будет полезно :
На примере произведения Моцарта «Аллегретто» (старинная французская народная пастушья песня), мы продемонстрируем основные приемы импровизации:
а в конце на стаккато и сократили мелодию, сыграв ее по одной ноте.
Чтобы перейти опять в основную тональность мы сочинили к мажору вступление
Данная импровизация была исполнена приемом рук крест на крест. Мелодию мы перенесли в басовый ключ, а аккомпанемнет в скрипичный.
Мелодия изложена в зеркальном обращении и
Гармонический прием,
данная мелодия подходила не под все гармонии оригинала.
Мелодия изложена репетициями, затем октавами, используется штрих стаккато
ритмический прием —
ритмический и мелодический приемы.
АРАНЖИРОВКА
Французское слово аранжи и немецкое аранжирен в буквальном переводе означает приводить в порядок. На музыкальном языке термин аранжировка, (он же инструментовка или оркестровка), трактуется как переложение музыкального произведения, написанного для одного состава инструментов или голосов, для исполнения другим составом инструментов или голосов.
Импровизация как средство развития творческих способностей детей ...
... переносится и на другие предметы. В наших условиях уроки импровизации, навыки импровизации – это не ... одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое ... различные двигательные, ритмические и вокальные импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры ... -психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о ...
аранжировкой.
Это была импровизация в испанском стиле, где применялся ритмический прием.
Это была импровизация в джазовом стиле, к которой мы сочинили вступление, заключение, включили синкопы, акценты, пунктирный
ритм, перкуссию, можно использовать щелчки пальцами, постарались как можно ближе приблизить музыку к джазу.
Аранжировка на всем вам известное произведение Вальтера Дональдсона — да сер-это мой ребенок. В оригинале это произведение называется Чарльстон.
Вариантов
В конце нашего урока мы исполним аранжировку антракта к 4 действию оперы Кармен Ж. Бизе.
Содержание урока адекватно педагогическим требованиям, теме и целям урока. Структура урока соответствует типу урока. Урок отличается целостностью, эмоциональной атмосферой познания. Применяемые методы соответствуют задачам, поставленным на уроке. Они развивают внимание, воображение, творческую фантазию. Методика урока адекватна особенностям репертуара. В работе с учениками учитывались индивидуальные способности и стремления к выполнению поставленных задач.
Эффективность реализации цели и задач урока
Выполнению цели урока способствовали обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Воспитательные задачи во время урока осуществлялись через создание творческой, деловой атмосферы, в сочетании требовательности и уважения к личности учащихся. Считаю, что самое главное дать ученикам проявить свою индивидуальность. Для того чтобы раскрыть в ребёнке его индивидуальность, развить музыкальные способности, необходимо научить его самостоятельно мыслить и работать, чтобы он чувствовал потребность в анализе собственной игры и умел исправить собственные ошибки. Для успешного обучения я придерживаюсь важнейших принципов музыкальной педагогики — принципа систематического и последовательного обучения, принципа сознательного усвоения знаний, поощряя успехи обучающихся, пусть даже самые маленькие. Таким образом, урок представляет собой целостную систему в исполнении музыкальных произведений.
Подведя итоги урока, хотелось бы отметить следующее:
Цель урока достигнута, поставленные задачи выполнены. Урок прошел в доброжелательной обстановке, темп урока соответствовал возрасту обучающихся — умеренный. Атмосфера на уроке была творческой, учащиеся активно вступали в беседу, в разные виды деятельности, были доброжелательными, откликались на каждый взгляд, жест, задания выполняли с энтузиазмом. Само поведение детей говорило о том, что они относятся к предмету с интересом.
Мое отношение к поступку лидии михайловны. «Мое отношение к поступку ...
... votes На этой странице искали: почему Лидия Михайловна решилась на игру в замеряшки со своим учеником сочинение на тему Уроки француского Почему лидия михайловна решилась на игру в замеряшки отзыв уроки французского распутин сочинение на тему как я отношусь к поступку лидии михайловны «Уроки французского» ...
В процессе урока формировались основные навыки импровизации и аранжировки, что способствовало свободному полёту фантазии.
На все произведения, исполняемые на уроке, были сделаны мной и учениками импровизация, аранжировка, инструментовка и оркестровка. Это были плоды нашего творческого мышления и воображения.
В заключении урока был предоставлен видеоролик: импровизация на детскую песню «В лесу родилась елочка», в исполнении величайшего пианиста современности Дениса Мацуева.