Уроки 50-51. Урок развития речи по рассказам

А. Платонова и Л. Андреева., Оборудование:

Ход урока

I. Устная речь

Это может быть конкурс художественного пересказа эпизодов из рассказов, составление краткой биографии писателя по материалам учебника и дополнительной литературе, выразительное чтение.

Эти задания можно разнообразить материалами пособия «Читаем, думаем, спорим…», посвященные рассказам Платонова.

II. Письменная речь.

Подготовка к сочинению-рассуждению «Нужно ли сочувствие и сострадание людям?»

Сочинение-рассуждение — сложный жанр, ему необходимо уделять внимание регулярно. Составление плана в 7 классе происходит с помощью учителя.

Работа над составлением плана делится на ряд этапов:

1. Определяется основной тезис сочинения

В данном случае ответ на вопрос, положительный или отрицательный. Вообще, если тема формулируется как вопрос, всегда нужно ответить на него. Этот ответ и будет основным тезисом сочинения.

(Сочувствие и сострадание необходимо.)

2. Выясняется значение этих слов

Самостоятельная формулировка или по словарю.

Сострадание, Сочувствие

2. Одобрительное отношение к чьему-либо начинанию, чувству, личности и настроению. Признание и поддержка кого-либо и чего-либо чувство солидарности.

(Ушаков. Словарь современного русского языка. Т. IV. М., 2001)

При выяснении значений слов уточнить сходство и различие в значениях.

3. Тезис сочинения соотносится с рассказами, по которым нужно написать сочинение-рассуждение.

Для этого из текстов, изученных на уроке, вычленяется материал: примеры, где герой сочувствие получает, и где его лишается.

Рассказ Платонова «Юшка»:

  • Юшке никто не сочувствует, его никто не принимает и не желает понять.
  • Сами эти люди лишены сочувствия, доброты, принятия.

Юшка обладает сочувствием (см. словарное значение № 1) по отношению к обижающим его детям. Он отзывается на их злобу — добротой, пониманием причин их злобности.

  • Он также обладает состраданием: помогает девочке-сироте. Причем, не только материально, но, как потом оказалось, он был единственным человеком, который окружал ее заботой и любовью

Рассказ Андреева «Кусака»:

  • Кусака озлобилась, не встречая в людях сочувствия.
  • Первые же признаки доброго отношения изменили Кусаку.
  • Кусака, оставленная без признания, одобрения людей, к которым привязалась, испытывает боль и разочарование.

    2 стр., 532 слов

    «Родной дом и семья» (по рассказу А.Платонова «Третий ...

    ... нужно не только по траурным событиям. Из всех шестерых сыновей Платонов выделяет третьего, потому что он единственный, кто привез с собой дочку. ... крепче, важнее для него самого. И именно третий сын ночью прекратил все разговоры сыновей и, подойдя к гробу, потерял осознание всего ... не зря. Именно эту мысль хотел передать нам Андрей Платонов в своем произведении. Старушка всю жизнь заботилась о своих ...

    4.

Разворачивание основного тезиса и построение плана сочинения.

Сочувствие и сострадание необходимо.

1) Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют?

а) Эпизоды из «Юшки» (1-2)

б) Пример Кусаки из рассказа Л. Андреева.

2) К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

а) Смерть Юшки

б) Новое разочарование Кусаки

Эти вопросы лежат в основе продумывания плана, ответы на них формулируют сами учащиеся, затем подтверждают свои тезисы примерами из рассказов (пункты а), б)).

По этим пунктам развертывается работа над основной частью сочинения. Во вступлении сообщается о значении слов «сочувствие» и «сострадание».

Из осуществленного рассуждения следует вывод, который можно сформулировать как цитату из Платонова: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию». Отсутствие любви, сочувствия, сострадания порой может оказаться губительным.