СОЗДАНИЕ АРАНЖИРОВКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИНТЕЗАТОРА НА Х «КЛАВИШНЫЙ СИНТЕЗАТОР» В ДШИ

Дипломная работа

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ АРАНЖИРОВКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛАВИШНОГО СИНТЕЗАТОРА

2.1.Методика создания аранжировки музыкального произведения на уроках учебной дисциплины «Клавишный синтезатор» в ДШИ

При всех различиях обучения музицированию на цифровых музыкальных инструментах, что связано с выбором его конкретной формы и функций в учебном процессе (главной или вспомогательной), единая природа всех этих инструментов обуславливает общность задач данного обучения:

  • изучение художественных возможностей цифрового инструментария;
  • получение базовых знаний по музыкальной теории;
  • освоение исполнительской техники;
  • совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности.

Общий объем и сложность приобретаемых в классе цифровых музыкальных инструментов знаний, умений и навыков в целом не превышает тех, которые получают учащиеся в классе другой традиционной специализации в системе начального музыкального образования. Так, при увеличении теоретической насыщенности занятий по цифровым инструментам значительно упрощаются технические проблемы, которые зачастую становятся главным камнем преткновения при освоении механических инструментов.

Изучение художественных возможностей электронных цифровых инструментов построено по системе от простого к сложному.

Так, курс компьютерной музыки начинается с ознакомления с одним из «музыкальных конструкторов». В этих редакторах музыка, подобно фигурке из детского конструктора, складывается из готовых фрагментов, что не требует от ее создателя никакой музыкальной подготовки и доступно самым маленьким ученикам. Затем осваиваются редакторы- аранжировщики, которые берут на себя львиную долю работы по фактурному оформлению композиции. Далее идут миди-секвенсоры, предполагающие в музыкально-созидательном процессе готовых наборов тембров и более сложные в обращении программы — редакторы аудиофайлов и виртуальные синтезаторы, дающие пользователю возможность более тонкой работы со звуком.

Усложнение учебных задач идет в соответствии с возрастными возможностями учащихся и во многом отвечает темпу и этапности усложнения аналогичных задач в действующих программах по сольфеджио и исполнительским специальностям. Это способствует более глубокому усвоению учащимися каждого из данных предметов. Вместе с тем занятия электронной аранжировкой подразумевает приобщение учащихся к основам гармонии, инструментовки, звукорежиссуры.

14 стр., 6833 слов

Приемы монтажа музыкального видеоклипа. Задачи психоэмоционального ...

... ее нравственными эстетическими установками, музыкальными вкусами. Поэтому одной из задач моего исследования является выяснение - как с помощью средств монтажа можно создать этот действующий ... позиции психоэмоционального воздействия анализ приемов монтажа и аудиовизуальных средств, используемых для достижения воздействия на зрителя монтаж клиповый музыка зритель Монтаж, на мой взгляд, является главным ...

В репертуаре сконцентрированы лучшие образцы современной музыки академических и массовых жанров, а центральной составляющей репертуара оказывается классическая и народная музыка. Подходы в электронной аранжировке этих произведений различны в зависимости от их жанровой принадлежности. Так, музыка академических жанров требует при аранжировке большей строгости. Музыка массовых жанров, напротив, допускает широкую вариативность подходов к электронному воплощению.

В каждом классе в аранжировке одного и того же произведения народного жанра будут решаться различные по уровню трудности задачи, которые определены в годовых требованиях.

Задача освоения исполнительской техники включает: постановку рук, приобретение навыков позиционной игры, подкладывание первого пальца, скачков, а также выработку некоторых специфических навыков. Связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре.

Наиболее сложная задача практического освоения электронного музицирования предполагает совершенствование в данной музыкально- творческой деятельности по нескольким направлениям. Это прежде всего, электронная аранжировка и исполнение музыки, а также чтение с листа, игра в ансамбле, запись на многодорожечный секвенсор, подбор по слуху, импровизация и элементарное сочинение.

Общее количество произведений, которые должны быть пройдены в каждом классе, дается в годовых требованиях. При этом в программах по клавишному синтезатору и студии компьютерной музыки указываются два числа. Большее из них относится к обучению по предмету «музыкальный инструмент» в рамках основного учебного плана. Меньшее, указанное в скобках, относится к использованию этих инструментов в рамках предмета по выбору. Каждое произведение должно быть аранжировано (записано в память синтезатора) учеником. Подходы в электронной аранжировке этих произведений различны, в зависимости от их жанровой принадлежности. Так, музыка академических жанров, напротив, допускает широкую вариантность подходов к электронному воплощению. А народную музыку, как связанную с устной формой творчества и всегда несущую в себе элемент спонтанности, импровизационности, можно рассматривать как материал для самых разнообразных по сложности языка и масштабности формы творческих решений.

Перейдем к более подробным методическим рекомендациям, сведениям о количестве произведений, изучаемых в каждом классе и репертуаре.

Составленная автором данной работы программа по дисциплине «Клавишный синтезатор», размещенная в параграфе 1.2., рекомендована для семилетнего курса обучения.

В первом классе происходит ознакомление с основными выразительными возможностями клавишных синтезаторов (многотембровость, звуковые эффекты, автоаккомпанемент) и главными клавишами управления автоаккомпанементом: START, STOP, SYNCHRO-START, INTRO, ENDING.

Учениками первого года обучения осваиваются базовые компоненты нотной грамоты: нотоносец, скрипичный и басовый ключи, обозначение нот (графическое, слоговое и буквенное), мажорная и минорная гаммы, тональности до одного знака при ключе, знаки альтерации, названия октав, длительности, паузы, тактовый размер 2/4,3/4, 4/4, затакты, лига, залигованные звуки, наиболее употребительные динамические и штриховые значения, аппликатура.

32 стр., 15607 слов

Особенности влияния рок-музыки на формирование музыкально-эстетической ...

... влиянием рок-музыки в жизни распространились новые ценности, новый более свободный стиль общения, новые формы проведения досуга. Музыка также повлияла на жизнь общества, открылись новые условия для объединения людей, ... жанров и стилей творчества в наши дни - важная задача современного учителя музыки. ... «легкой» музыке .1 Рок - музыка - неотъемлемая часть современной культуры рок музыка подросток ...

Кроме того, изучаются понятия о фразе, предложении, периоде и куплете. Первичные музыкальные жанры: песня, танец, марш. Механизация целесообразных игровых движений (постановка рук).

Игра нон легато, а затем легато в одной композиции и с подкладыванием первого пальца.

Импровизация (вокальная и инструментальная) коротких (1-2 такта) фраз в процессе «музыкального диалога» с учителем. Импровизация «звуковых картинок» на основе шумовых эффектов синтезатора.

Подготовительные упражнения по чтению нот с листа. Исполнение простейших партий с педагогом. Пение и подбор на клавиатуре по слуху знакомых попевок и песенок.

Освоение простейших приемов аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов на основе трезвучий, построенных на 1, 4, 5 ступенях мажора в трех, четырех тональностях.

Во втором классе изучаются названия и характерные названия банков, голосов, звуковых эффектов и паттернов наличных синтезаторов.

Диатонические интервалы в пределах октавы. Аккорды: мажорное и минорное трезвучие, малый мажорный (доминантовый) септаккорд. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Мажорные и минорные тональности до двух знаков при ключе. Фразировочная лига. Знаки повторения и сокращения. Содержание и форма музыки. Понятие об основных элементах музыкальной выразительности: мелодии, гармонии, фактуре, тембре. Композиционная форма. Простые двух — и трехчастная музыкальные формы.

Чтение с листа нот в медленном темпе мелодий с сопровождением в виде выраженных нот в басу. Исполнение не сложных пьес с педагогом на синтезаторе. Подбор по слуху мелодии и баса знакомых детских песен и фрагментов инструментальных произведений с последующим их исполнением с автоаккомпанементом в режиме упрощенного взятия аккордов. Импровизация музыкальных фраз и предложений.

Развитие навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодий в режиме упрощенного взятия аккордов аккомпанемента с использованием мажорных, минорных трезвучий и доминантсептаккорда в восьми — десяти тональностях, простейшие случаи применения автоаккомпанемента в режиме обычного взятия аккордов; жанровые критерии в выборе паттерна, применение в автоаккомпанементе ритмических заполнений, применение автоматических ударных без автоаккомпанемента; инструментовка пьес.

В третьем классе начинают изучать голоса синтезатора, имитирующие струнные, деревянные, медные духовые, ударные и электронные инструменты. Паттерны народной, джазовой, классической и современной музыки.

Обращение интервалов. Хроматическая гамма. Тональности до трех знаков при ключе. Обращение трезвучий. Обозначение темпа в общепринятых (итальянских) терминах и с помощью метронома. Фермата. Обращение трезвучий. Буквенно — цифровое обозначение малого мажорного (доминантового) септаккорда.

Понятие мелодии, гармонии, фактуре и тембре.

Ансамблевая импровизация музыкальных построений.

Исполнение в ансамбле электронных механических инструментов несложных пьес с применением освоенных раннее приемов игры, а так же различных ритмических и мелодических заполнений. Редактирование тембра с помощью задержки и реверберации.

13 стр., 6092 слов

«Русская салонная музыка» учебно-методический материал

... русских простых песен с нотами”. Сборник Прача вышел под названием “Собрание русских народных песен с их голосами, положенных на музыку ... русской музыкальной салонной музыки (домашнего и салонного музицирования), особенности и специфика становления музыкального искусства XVIII – начала XIX века, интерес к творчеству композиторов, представителей салонной музыки ... в 50-х годах 18 столетия, роговые ...

За учебный год ученик должен исполнить 4-5 произведений народной, классической и современной музыки академических и массовых жанров.

С четвертого класса- ознакомление с голосами синтезатора, имитирующие струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные и электронные инструменты. Паттерны народной, джазовой, классической и современной популярной музыки.

Понятие тоники, доминанты и субдоминанты. Синтаксические музыкальные построения: фраза, предложение, период.

Ансамблевая импровизация в медленном темпе мелодического узора на основе простейших гармонических последовательностей с применением приемов арпеджирования и опевания аккордовых звуков.

Освоение новых видов исполнительства: аккомпанемента вокальной и инструментальной партиям. Обогащение партии синтезатора с помощью тембровых микстов и автогармонизации в мелодическом голосе, а так же использование звукового колеса и режима портаменто.

В пятом классе начинается знакомство с голосами синтезатора из банков клавишных и хроматических ударных инструментов, струнных(смычковых, щипковых и плекторных), деревянных духовых(язычковых и лабиальных) инструментов, а так же басов.

Паттерны народной музыки: европейской, северо — американской, латиноамериканской, карибской; паттерны народной архаического, классического и современного джаза.

Трезвучия тонической, доминантовой и субдоминантовой групп. Трезвучие с секстой.

Септаккорды 2 и 6 ступеней. Блюзовая гамма. Тональное сопоставление и отклонение. Синкопа.

Понятие о композиционной форме. Куплетная, простые 2-х и 3-х частная формы.

Импровизация мелодического орнамента на основе ритмического рисунка и гармонических последовательностей автоаккомпанемента, включающих в себя пройденные трезвучия и септаккорды.

За учебный год ученик должен разучить в ансамбле 4 произведения народной, классической и современной музыки академических и массовых жанров.

В шестом классе изучаются голоса синтезатора, имитирующими народные и электронные инструменты. Паттерны современной музыки: поп, рок; паттерны смешанных стилей; джаз-рок, фъюжн, диско. Понятие МИДИ.

Уменьшенное трезвучие. Задержание к трезвучию. Септаккорды 3 и 7 ступеней. Отклонения и модуляции в параллельные тональности. Понятие о фактурных функциях голосов. Мелодия и бас. Различные способы изложения гармонических голосов. Чтение с листа пьес уровня трудности 4-го класса.

Дальнейшее усовершенствование в аранжировке музыки для синтезатора: гармонизация мелодии включающих в себя отклонения и модуляции в параллельные тональности, с применением септаккордов 3 и 7 ступеней лада, трезвучий с задержанным тоном; создание процессе электронной аранжировки собственных паттернов, включающих голоса ударных инструментов с неопределенной высотой звука.

В седьмом классе изучается звуковой синтез на основе установки формы волны, кривой высоты и громкости, панорамы и других голосовых параметров(при наличии соответствующих возможностей).

9 стр., 4052 слов

Русские женщины (по произведениям Некрасова)

... участь опального мужа. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — это произведение о решительном и достойном поступке спутниц жизни декабристов, ... показать именно то, что русская женщина всегда способна на подвиги. Сочинение на тему: “Русские женщины Некрасова” События 14 декабря ... их стихах отозвалась великая творческая стихия самого народного писателя. Их поэзия испытала на себе влияние ...

Запись и различные возможности редактирования музыкального звучания с помощью многодорожечного секвенсора синтезатора: квантование, панорамирование, применение различных звуковых эффектов и др.

Септаккорды 1 и 4 ступеней с обращениями. Септаккорды с повышенной и пониженной квинтой. Задержания к септаккордам. Модуляция в родственные тональности. Чтение с листа пьес, соответствующих сложности 5-го класса. Освоение усложняющего ансамблевого репертуара с учетом возросших технических навыков и повышения уровня музыкального мышления ученика. Возможно сочинение для синтезатора произведений во всех пройденных за период обучения формах.

Для каждого года обучения мы рекомендуем определенный репертуар. Так, например, для первого класса рекомендовано изучение таких произведений как «Гавот» И.Виттхауэра, «Вроде марша» Д.Кабалевского, русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени», «Сонная песенка» Р.Паулса, «Буре» В.Моцарт, «Беззаботная песенка» Н.Маяковского, немецкая народная песня «Снова птицы тут как тут», «Маленький поезд» Э.Градески, немецкая народная песня «Снова птицы тут как тут», «Маленький поезд» Э.Градески, «Колыбельная» И.Филиппа, «Плясовая» А.Гедике, русская народная песня «Во саду ли, в огороде», Песня «Неприятность эту мы переживем» Б.Савельева из м\ф «Лето кота Леопольда».

Для второго класса мы рекомендуем изучение следующих произведений: Моцарт Л. «Менуэт ре-минор», Гречанинов А. «Первоцвет», «Казачек» украинский танец, Визбор Ю. «Домбайский вальс», Куперен Ф. «Смелая кукушка», Кикта В. «Из киевской страны», «Вечерний звон» русская народная песня, Мокроусов Б. «Хороши весной в саду цветочки», Телеман Г. «Луч», Голубев Е. «Колыбельная», «Во кузнице» русская народная песня, Никитин С. «Маленький трубач».

В третьем классе рекомендуем перейти к такому репертуару как Гендель Г.Ф. «Чакона» соль мажор, Хачатурян А. «Андантино», «Петушок, погромче пой» латвийская народная песня, Дунаевский И. «Песенка моряков» и оперетты «Вольный ветер», Штраус И. «Анна – полька», Эшпай А. Вариации на марийскую тему, «Хаз-Булат удалой» русская народная песня, Новиков А. «Дороги», Холминов А. Вариации на русскую народную тему «У ворот – ворот», «Перепелочка» белорусская народная песня, Хейне О. эстонский вальс.

В четвертом классе примерный изучаемый репертуар может состоять из таких произведений: Григ Э. «Вальс» ля минор, Гаврилин В. «Каприччо», «Раскинулось море широко» русская народная песня, Богославский Н. «Темная ночь», Шуман Р. «Сицилийская песенка», Кобалевский Д. «Родно – марш», «Тонкая рябина» русская народная песня, Дуссеек Ф. Рондо соль мажор, Салманов В. «Вечерняя песенка», «Разборчивая невеста» чешская народная песня, Дунаевский И. «Пути – дороги».

В пятом классе учащиеся могут начать изучать произведения Баккерини Л. Менуэт ля мажор из струнного квартета, Шостаковича Д. «Полька», «Степь да степь кругом» русская народная песня, Хебба Б. «Солнечно», Дворжака А. «Юмореска», Свиридова Г. «Детский альбом: зима», «Чилита» мексиканская народная песня, Шевченко А. «Зимний сон», Глинки М. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», Прокофьева С. «Вечер», «Дивлюсь я на небо» украинская народная песня, Неизвестного автора «Старинная полька».

9 стр., 4052 слов

Методический «Народные песни, их воспитательный материал»

... мажора и минора. Например, в песне «Ходила младешенька по борочку» вслед за мажором во втором музыкальном предложении идет минор. Воспитательный потенциал народного песенного жанра Русские народные ... воспитании подрастающего поколения». Через песенное творчество также обогащается словарный запас ребенка, ... мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построенные на двух-трех нотах. «Строящиеся ...

Репертуар изучаемых произведений шестиклассников может включать в себя произведения Генделя Г.Ф. Соната соль мажор, Стравинского И. «Полька» си бемоль мажор, «Вот мчится тройка почтовая» русская народная песня, Пахмутовой А. «Надежда», Бенда И. Сонатина ля минор, Шостаковича Д. «Вальс – шутка», «Санта Лючия» итальянская народная песня, Полонского А. «Цветущий май», Баха И.С. – Гуно Ш. «Аве Мария», Ракова Н. Сонатина Соль Мажор, «Варяг» русская народная песня, Гершвина Дж. «Острый ритм».

Программа выпускников может включать в себя такие произведения: Бетховен Л. Соната соль минор 1 часть, Хренников Т. «Портрет», «Среди равниной ровныя» русская народная песня, Соловьев-Седой В. «Подмосковные вечера», Дакен Л. «Кукушка», Кобалевский Д. концерт № 3 ля мажор, Морган К. Мелодия «Бимбо», Бах И.С. Английская сюита ля минор: прелюдия Буре, Лядов А. Прелюдия № 1, «Бульба» белорусский народный танец, Мориконе Э. Мелодия из фильма «Профессионал».