Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством музыки

Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине на занятиях по музыкальному воспитанию.

Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров — прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

Так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Небылицы — это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь… Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

Скороговорки. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Хотя и говорится, что «всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь», детей это не останавливает, а только подогревает их интерес. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. К ним даны напевы. Исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку, легче, чем просто произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию вокальных навыков, четкого произношения слов, правильной дикции.

Игровые и плясовые песни — образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.

4 стр., 1540 слов

Устное народное творчество и его роль в формировании личности ребенка

... детей, но и вовлечь их в игру. Скороговорки – народнопоэтические произведения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов, иногда имеющее смысл поговорки. Дразнилки – своеобразный жанр детского фольклора, ...

Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» — иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы. Загадки можно вставлять в сценарии театрализованных представлений и праздников.

Все свободное время дети играют. Во дворе и в комнате, на улице и на берегу речки…Почти в каждой местности есть свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих играх поются короткие или длинные песни — игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии. Игра — всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.

Хоровод — это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга — место хороводных гуляний, покрывающая их «травушка-муравушка», кудрявая березка… Дети украшают себя венками из свежераспустившейся зелени и цветов. Участвуя в хороводе — маленьком театрализованном представлении, — ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной и т.д. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие — развивают сообразительность и смекалку. Третьи — дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.

Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка — загадываться, игра — играться; песня только тогда и песня, когда ее поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей — устной. Для этого надо устраивать театрализованные представления или фольклорные праздники, где весело только тому, кто и сам поет песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин. Успех фольклорного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Готовность к игре — это не просто знание того, что за чем идет и по каким правилам — это, прежде всего, самое серьезное отношение к ней.

3 стр., 1147 слов

Загадок с детьми дошкольного возраста

... приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, точности высказывания. СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, Сочинение загадок с детьми старшего дошкольного возраста дошкольном (освоить, изучить и ... совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность. Загадки – это Загадки – это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, ...

На мой взгляд, фольклорные праздники, в частности, ярмарки — это наиболее яркое, интересное, красивое, веселое, артистичное, балагурное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие. Каждый ребенок может принять участие в ярмарке, даже если он не является участником постановки, он может быть вовлечен в действие тем, что станет участвовать в играх вместе с актерами, петь песни, отгадывать загадки. Сценарий ярмарки позволяет выделить роль каждому ребенку соответственно его возрасту и творческим возможностям. Можно с точностью сказать, что ярмарка объединяет в себе все жанры народного творчества, за что и являлась излюбленным время провождением русского народа в былые времена и остается веселым праздником в жизни современных детей.

На протяжении двух лет веду целенаправленную и систематическую работу в направлении изучения народного творчества (как одно из направлений в работе с детьми по музыкальному воспитанию), воспитывая в детях бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям: все это происходит в интересной игровой форме, с малышами учим народные прибаутки, колыбельные песенки. Ежегодно принимаю участие в организации, подготовке и проведению весеннего праздника Пасхи; Зимой — «Колядки» и т.д.

Заключение

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», — говорит Д.С. Лихачев.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры, этому во многом может способствовать народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.

Одним из направлений работы музыкального руководителя является воспитание патриотических чувств у детей. Реализацию обозначенного направления вижу в приобщении детей к истокам русской народной культуры через знакомство с различными жанрами русского фольклора, каждый жанр интерес, красив и несёт в себе образовательно-воспитательный эффект.

Считаю, что предложенный материал в настоящей квалификационной работе имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов-специалистов в качестве теоретической консультации (теория вопроса) и методического пособия (Приложение) для работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

8 стр., 3593 слов

Проблема отцов и детей в русской литературе

... (отцов и детей) в связи с исторической эпохой, социокультурных взглядов и литературы. Для реализации этой цели я поставила перед собой следующие задачи: 1.Отобрать материал для подготовки реферата. ... русскую землю, а князья, стремясь к власти, богатству и независимости от влияния отцов и братьев, обращали оружие против самых близких людей. Рвалась нить, соединяющая поколения отцов и детей. В ...

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/priobschenie-doshkolnikov-k-narodnoy-muzyikalnoy-kulture/

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М., 1999

Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. — Смоленск, 1998

Музыкальная палитра // журнал., 2003 г.,

Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В. — М., 1992

Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. — М., 1998

Науменко Г.М. От зимы до осени. — М., 1979

Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. — М., 1999

Науменко Г.М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 1 — зима, весна. Часть — 2 — лето, осень. — М., 1999

Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М., 2000

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. — Спб., 1998

Программа эстетического воспитания. /авторы Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. — М., 2002

Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999

Приложение 5:

Консультация для родителей

Тема: «Народная песня в детском саду»

Одной из форм проявления патриотических чувств является повышение интереса к своей национальной культуре, к искусству, в частности к народной песне.

Народная песня входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песня матери. Она её напевает, убаюкивая ребёнка. Недаром колыбельные песни в музыке всех народов мира составляют особый раздел совершенно исключительного значения. Песни, сказки, которые ребёнок слышит и усваивает с раннего детства, всегда несут в себе местные особенности народного творчества.

Народные песни складывались голосом без помощи музыльного инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко ими усваиваются. Объём звуков многих простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса.

Простота содержания и формы, ясность и правильность чувств делают народную песню, музыку исключительным ценным средством художественного воспитания детей. Они легко усваивают народную мелодию и поют её чисто и без поддержки музыкального

Воспитательное значение народной песни велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но одним из путей нравственного воспитания. В ней воспевается любовь к родному краю, Родине, народу.

Чем больше и глубже ребёнок будет чувствовать своё родное искусство, тем легче он воспримет искусство других народов. Через народное искусство мы подготавливаем детей к восприятию классического музыкального и литературного творчества. Ребёнок, воспитанный на русской народной музыке, хорошо поймёт классическую музыку М.Глинки, П.Чайковского.

2 стр., 637 слов

Мой подход к работе с детьми через экологическое воспитание

... я пришла к твердому убеждению - работу по воспитанию экологической культуры у детей нужно непременно начинать с воспитания экологической культуры родителей. На смену потребительскому взгляду на ... птиц. Огромный материал накоплен по опытно – экспериментальной деятельности. В Воспитание экологической культуры у детей, может давать результат только тогда, когда мы сможем осуществлять органическое ...

Мы должны знакомить детей с народной песней в подлинном виде, т.е. с неизменёнными мелодией и текстом. Если в песне встречается много куплетов, можно сократить их число, не нарушая основного смыслового содержания.

Русская народная музыкальная культура отличается многообразием песенных жанров. В понятие народной песни входят не только старые крестьянские песни и возникающие в наше время, но и казачьи, матросские, солдатские, студенческие песни.

Многие колыбельные песни трудны по мелодии, они более доступны для слушания, чем для исполнения дошкольниками. Ближе всего детям по содержанию, по несложному напеву и ритму старые крестьянские песни – хороводные, игровые, шуточные.

В нашем дошкольном учреждении делается всё для того, чтобы правильно и планомерно знакомить детей с народным творчеством во всех его проявлениях. Часто проводятся фольклорные праздники, вечера развлечений, ребята активно участвуют в разных фольклорных конкурсах.