Класс. -описание произведений народного творчества (2)

Сочинение

Тема. Сочинение-описание произведений народного творчества.

Цели:

  1. закрепить знания об описании как типе речи;

  2. сформировать умение описывать произведения народного декоративного искусства;

  3. обогатить речь словами из “народного декоративного искусства”.

Оборудование.

  1. Иллюстрации – виды богородских, загорских и хохломских игрушек.

  2. К уроку дети приносят произведения народного промысла.

  3. Матрёшки.

  4. Презентация «Сочинение – описание произведений народного творчества».

Ход урока.

1. Слово учителя (слайды 1—2).

Сегодня у нас необычный день, нас ждет встреча с произведениями народного промысла. Мы попробуем оценить произведения народных умельцев России и написать об этом в своих сочинениях. Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Жостово, Городец, Полковский Майдан, Гжель, Палех, Богородская деревянная, дымковская глиняная игрушка и другие. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся, побываем в гостях у богородских, Загорских и хохломских мастеров.

4 стр., 1982 слов

Мое любимое произведение искусства

... написании сочинения «Мое любимое произведение», но и при формировании вашей годовой оценки по предмету. Произведения искусства, поразившие меня (сочинение-описание) Конечно, существует очень много произведений искусства, которыми ... по школьной программе раньше, чем писателей 20 века. Для сочинения «Мое любимое произведение» можно (и даже рекомендуется) выбрать что-то современное, оригинальное, ...

— Какие виды декоративно-прикладного искусства вам известны? (Роспись по дереву, резьба по дереву, бисероплетение, гончарное ремесло и другие).

(слайд 3)

— А что умеете вы делать?

2. Запись числа, темы урока. (слайд 1)

3. Постановка цели урока.

4. Конкретизация темы. (слайд 4)

— Какое слово в записанной нами теме требует пояснения?

— Что, по вашему мнению, обозначает слово “промысел”? (слайд 5)

На доске и в тетрадях. Промысел – ремесло; мелкое ремесленное производство (изготовление предметов традиционной народной культуры).

5. Работа над упражнением № 345 (стр. 19).

1. — Знакомство с богородскими мастерами мы начнём с работы над упражнением № 345 на странице 19. Откройте его.

2. — Прочитайте текст.

3. — Определите основную мысль текста.

(Первое предложение.)

Работа с иллюстрациями “Богородские игрушки”. (слайды 6—7—8)

  1. В чём особенность богородских игрушек? Резьба из дерева. Игрушки в основном некрашеные, чтобы сохранить природный цвет дерева, и реже – расписные.

  2. Какие игрушки вырезали богородские мастера?

  3. Опишите одно из изделий богородских мастеров по плану. (слайд 9)

6. Работа над упражнением № 373 (стр. 32-33).

1. — А теперь познакомимся с загорскими мастерами.

Найдите упражнение № 373 на странице 32.

2. — Прочитайте текст.

3. — Какова его основная мысль?

Работа с иллюстрациями “Загорские матрёшки”. (слайды 10—11)

1. — Каков стиль росписи матрёшки?

Круглолицая девушка в платке и прикрытом передником сарафане, расписанная сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Используются 3–4 цвета: красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

2. — Опишите матрёшку загорских мастеров по плану. (слайд 12)

7. Работа над упражнением № 391 (стр. 41).

1. — Отправимся к хохломским мастерам. Прочитаем упражнение 391 на странице 41.

2. — Как вы бы его озаглавили?

3. — Что это за вид художественного промысла?

Работа с иллюстрациями “Виды хохломской росписи”.

(слайды 13—14—15)

1. — Какие изделия делают хохломские мастера?

43 стр., 21256 слов

Художественная роспись на ткани

... представляет собой важное направление в декоративно-прикладном творчестве. Актуальность Тема моей дипломной работы - "Художественная роспись ткани". Она содержит две части: теоретическую, которая дает обоснование ... металлические набивные доски. Следующим шагом стало изобретение печатных машин. Рисунок мастера граверы вырезали на металлических валах, валы погружали в краску, прокатывали по ткани, ...

2. — В чём особенность росписи хохломских изделий?

(Пламенная хохлома – красно-золотые изделия горят, как огонь.)

3. — Что такое “травная роспись”? “Травная роспись” напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону.

4. — Опишите какое-нибудь изделие хохломских мастеров по плану. (слайд 16)

8. Работа над упражнением № 378 (стр. 35).

— Сейчас вы самостоятельно выполните упражнение № 378 на странице 35. Эти слова и выражения помогут вам в описании изделия.

— Самостоятельное выполнение упражнения № 378 (стр. 35).

— Самопроверка на доске.

9. Домашняя работа.

— Прочитаем задание к упражнению 393 на странице 42.

— Что вам предстоит сделать дома?

— Есть ли подсказки к вашему сочинению? (Да, даются темы сочинения) — Попробуем его конкретизировать.

10. Работа над планом сочинения – описания. Запись на доске и в тетрадях.

1. Произведение, какого художественного народного промысла вы будете описывать? Что вам о нем известно?

2. Описание изделия:

  • материал;

  • форма;

  • цвет;

  • орнамент (рисунок, узоры).

3. Какое настроение передает изделие?

11. Подведение итогов.

1. — Разнообразны виды декоративно-прикладного искусства, обширна география народных промыслов. Но, наверняка, в них есть нечто общее. Что?

Мастера воспевают красоту мира!

2. — Дайте толкование словам “искусный”, “талант”.

На доске и в тетрадях.

  1. Искусный – умелый; сделанный, выполненный с большим умением и тонкостью, мастерски.

  2. Талант – особая природная одарённость.

1. — Теперь вам надо обобщить свои наблюдения и написать сочинение. Это и будет ваша домашняя работа.

2. — Наш урок подошёл к концу.

— О чём говорили?

— Чему научились?

23 стр., 11188 слов

Особенности работы с одаренными детьми

... 30-ые годы прошлого века рассматривали вопросы диагностики, разрабатывали принципы и методы работы с одарёнными детьми. Так, Г.И. Россолимо разработал систему диагностики внимания и волевых качеств. [24, ... главу, где демонстрирует непоследовательность своих взглядов. Он сравнивает ребёнка, то с «чистой доской», то считает существом с врождёнными задатками. При этом следует отметить и устойчивое ...

— Что вам нужно сделать дома?