Класс. -описание произведений народного творчества (2)

Тема. Сочинение-описание произведений народного творчества.

Цели:

  1. закрепить знания об описании как типе речи;

  2. сформировать умение описывать произведения народного декоративного искусства;

  3. обогатить речь словами из “народного декоративного искусства”.

Оборудование.

  1. Иллюстрации – виды богородских, загорских и хохломских игрушек.

  2. К уроку дети приносят произведения народного промысла.

  3. Матрёшки.

  4. Презентация «Сочинение – описание произведений народного творчества».

Ход урока.

1. Слово учителя (слайды 1—2).

Сегодня у нас необычный день, нас ждет встреча с произведениями народного промысла. Мы попробуем оценить произведения народных умельцев России и написать об этом в своих сочинениях. Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Жостово, Городец, Полковский Майдан, Гжель, Палех, Богородская деревянная, дымковская глиняная игрушка и другие. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся, побываем в гостях у богородских, Загорских и хохломских мастеров.

— Какие виды декоративно-прикладного искусства вам известны? (Роспись по дереву, резьба по дереву, бисероплетение, гончарное ремесло и другие).

27 стр., 13184 слов

Сочинение народная мудрость в произведениях русского фольклора

... понятно, что по сути фольклор и означает народную мудрость, и неважно, в какой художественной форме она выражена. В чем проявляются красота и в произведениях устного народного творчества Русский фольклор в мире считается одним из ... на лучшую жизнь. Благодаря таким произведениям можно даже изучать историю того или иного народа. Хотя сюжет или образы главных героев могут быть сильно приукрашены, но тем ...

(слайд 3)

— А что умеете вы делать?

2. Запись числа, темы урока. (слайд 1)

3. Постановка цели урока.

4. Конкретизация темы. (слайд 4)

— Какое слово в записанной нами теме требует пояснения?

— Что, по вашему мнению, обозначает слово “промысел”? (слайд 5)

На доске и в тетрадях. Промысел – ремесло; мелкое ремесленное производство (изготовление предметов традиционной народной культуры).

5. Работа над упражнением № 345 (стр. 19).

1. — Знакомство с богородскими мастерами мы начнём с работы над упражнением № 345 на странице 19. Откройте его.

2. — Прочитайте текст.

3. — Определите основную мысль текста.

(Первое предложение.)

Работа с иллюстрациями “Богородские игрушки”. (слайды 6—7—8)

  1. В чём особенность богородских игрушек? Резьба из дерева. Игрушки в основном некрашеные, чтобы сохранить природный цвет дерева, и реже – расписные.

  2. Какие игрушки вырезали богородские мастера?

  3. Опишите одно из изделий богородских мастеров по плану. (слайд 9)

6. Работа над упражнением № 373 (стр. 32-33).

1. — А теперь познакомимся с загорскими мастерами.

Найдите упражнение № 373 на странице 32.

2. — Прочитайте текст.

3. — Какова его основная мысль?

Работа с иллюстрациями “Загорские матрёшки”. (слайды 10—11)

1. — Каков стиль росписи матрёшки?

Круглолицая девушка в платке и прикрытом передником сарафане, расписанная сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Используются 3–4 цвета: красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

2. — Опишите матрёшку загорских мастеров по плану. (слайд 12)

7. Работа над упражнением № 391 (стр. 41).

1. — Отправимся к хохломским мастерам. Прочитаем упражнение 391 на странице 41.

2. — Как вы бы его озаглавили?

3. — Что это за вид художественного промысла?

Работа с иллюстрациями “Виды хохломской росписи”.

(слайды 13—14—15)

1. — Какие изделия делают хохломские мастера?

2. — В чём особенность росписи хохломских изделий?

11 стр., 5318 слов

Работа над ошибками в сочинении 4 класс

... «4», работать над ошибками, которые допустил Дима Иванов или другие ученики? Когда после такой работы спрашиваешь детей, какие ошибки они допустили в диктанте, они вспоминают лишь те, над которыми работал весь класс ...

(Пламенная хохлома – красно-золотые изделия горят, как огонь.)

3. — Что такое “травная роспись”? “Травная роспись” напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону.

4. — Опишите какое-нибудь изделие хохломских мастеров по плану. (слайд 16)

8. Работа над упражнением № 378 (стр. 35).

— Сейчас вы самостоятельно выполните упражнение № 378 на странице 35. Эти слова и выражения помогут вам в описании изделия.

— Самостоятельное выполнение упражнения № 378 (стр. 35).

— Самопроверка на доске.

9. Домашняя работа.

— Прочитаем задание к упражнению 393 на странице 42.

— Что вам предстоит сделать дома?

— Есть ли подсказки к вашему сочинению? (Да, даются темы сочинения) — Попробуем его конкретизировать.

10. Работа над планом сочинения – описания. Запись на доске и в тетрадях.

1. Произведение, какого художественного народного промысла вы будете описывать? Что вам о нем известно?

2. Описание изделия:

  • материал;

  • форма;

  • цвет;

  • орнамент (рисунок, узоры).

3. Какое настроение передает изделие?

11. Подведение итогов.

1. — Разнообразны виды декоративно-прикладного искусства, обширна география народных промыслов. Но, наверняка, в них есть нечто общее. Что?

Мастера воспевают красоту мира!

2. — Дайте толкование словам “искусный”, “талант”.

На доске и в тетрадях.

  1. Искусный – умелый; сделанный, выполненный с большим умением и тонкостью, мастерски.

  2. Талант – особая природная одарённость.

1. — Теперь вам надо обобщить свои наблюдения и написать сочинение. Это и будет ваша домашняя работа.

2. — Наш урок подошёл к концу.

— О чём говорили?

— Чему научились?

— Что вам нужно сделать дома?