ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА Х МУЗЫКИ

Современное общество на данном этапе развития человечества сильно отличается от того общества, которое существовало сто, двести лет назад. Ускорился темп жизни и человечеству, живущему в нем, нужно приспосабливаться к нему, чтобы не потеряться в огромной массе информации. Поэтому, образование играет одну из главных ролей в жизни. Вряд ли надо сегодня подробно доказывать особое, исключительное место и значение образования для жизнедеятельности и процесса общества. Этот процесс прямо и самым серьезным образом влияет на все стороны общественной жизни, определяет ее состояние – научное, технологическое, экономическое, социальное, политическое, духовно-нравственное. Сегодня на каждом шагу у нас можно слышать словесное признание того, что без высокого и качественного образования у общества нет достойного будущего. Образование – важнейший фактор формирования развития личности на различных этапах социализации и жизнедеятельности.

К сожалению, в условиях современной школы наблюдается ряд негативных явлений:

Во-первых, возрастает объем информации, которым должен овладеть подрастающий человек в системе общего образования, ограниченный временным промежутком пребывания в этой системе.

Во-вторых, очевидно несоответствие между «здоровьезатратностью» и «природоспособностью» современного общего образования и безусловной необходимостью для школьника полноценного проживания детства.

В-третьих, происходит расхождение между унифицированностью формального образования и целесообразностью его ориентации не только на возрастные, но и на личностные особенности, возможности, предрасположенности, способности, наклонности субъектов образования.

В-четвертых, недостаточно используется такое эффективное направление в рамках здоровьесберегающей педагогики, как привлечение искусства, в частности музыкального искусства и музыкальной деятельности, как здоровьеобразующего фактора человеческой деятельности. В том числе в раннем возрасте.

Предпосылки для решения названных проблем созданы исследованиями отечественных и зарубежных ученых в области: теории и методологии образования (П.Р.Атутов, Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, Л.Я.Лернер, Н.Д.Никандров, М.Н.Скаткин и др.); валеологии и валеологического образования (И.И.Брехман, В.П.Казначеева, В.П.Колбанов, В.П.Петленко, Л.Г.Татарников, З.И.Тюмасева); анализа различных подходов к совершенствованию деятельности работников образования О.А.Абдуллина, В.П.Беспалько, А.А.Вербицкий, М.И.Махмутов, А.В.Мудрик), научно обоснованного проектирования образовательных систем (А.Ф.Аменд, К.Ш.Ахияров, А.С.Белкин, Б.С.Гершунский, В.С.Леднев, М.М.Поташник и др.), что оказало существенное влияние на онтологику и гносеологию проведенного исследования:

16 стр., 7506 слов

Музыкальные занятия в процессе внеурочной деятельности как условие ...

... деятельность. Работа подготовлена на базе студии «Гармония» Черлакской общеобразовательной школы № 2. 6 I Глава. Творческое развитие детей в условиях внеурочной деятельности. Внеклассная работа и её особенности. Современная педагогика, обращаясь к сфере образования, ...

На наш взгляд, в процессе становления и развития личности современного школьника немаловажную роль играет применение музыкального искусства.

1. О роли музыкального искусства в жизни человека, отмеченной такими философами, как, как Аристотель, Платон, Сократ, Аристофан и др.

2. О ценности идей народной педагогики – М. Акмулла, К.Д.Ушинский, Яковлев и др.

3. Ценные мысли о воздействии музыки на личность высказывали советские педагоги-исследователи: Б.А.Асафьев, А.В.Луначарский, Б.Л.Яворский, Д. Б. Кабалевский, Б.М. неменский и др.

4. Воздействие музыки на эстетическую сторону души получило осмысление в теории образования и воспитания детей в трудах отечественных педагогов – С.Т. и В.Н.Шацких, А.С.Макаренко В.А.Сухомлинского и др.

5. О влиянии музыки на детей, о ее значении в эстетическом, умственном и физическом воспитании писали М.Я.Басов, Н.Г.Александрова, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, Е.И. Зоткина и др.

6. Актуальность музыкального образования в школе рассматривается современными педагогами-музыкантами – Л.В.Школяр, Г.П.Сергеевой, Ю.Б.Алиевым и др.

В определении перспектив музыкально-эстетического образования и воспитания школьников значительную роль играют исследования в области психологии, теории психологии, творчества и художественно-эстетического воспитания, музыкального воспитания и музыкальных способностей, раскрытые в трудах Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.И.Петрушина, Б.М.Теплова, Е.В.Назайкинского и др.

Музыкальная педагогика пополняется все новыми системами и методиками в том числе и музыкально–коррекционного обучения, в которой серьезно поднимается проблема музыкального образования и воспитания аномальных детей с физическими и психологическими отклонениями требующими более пристального отношения к их музыкальному образованию. О чем говорят труды таких педагогов-музыкантов, как И.С.Белик, Д.Л.Левина, В.И.Петрушин.

Актуальность исследования проблемы акцентируется также в основополагающих документах Всемирной организации здравоохранения, где отмечается, что одной из первых должна решаться задача по улучшению здоровья молодежи и в особый ряд выделяются направления по формированию образа жизни, способствующего укреплению здоровья, а также борьба с курением, алкоголизмом и потреблением психотропных веществ.

Уровень валеологического образования школьников средствами музыкального искусства остается, к сожалению, весьма низким и в городских, и в сельских школах. Необходимость внедрения валеологических принципов в систему общего музыкального образования продиктовано проблемами сегодняшней действительности.

Реализовать же названные задачи можно только в том случае, если отечественное образование будет ориентировано на эквивалентность и необходимость вписаться в мировое образовательное пространство, которое далеко не во всем адекватно отечественному образованию. На пути ликвидации этого разрыва в отечественной педагогике происходят процессы, которые выражаются с помощью целого рода понятий и парадигм, вошедшие в педагогическую практику, в том числе и музыкальную педагогику, сравнительно недавно: универсальность образования, толерантность, коммуникативность, единство знаний и нравственности, педагогические технологии, таксономии результатов обучения, когнитивные структуры, валеология, базисный учебный план, стандарт образования, образовательная среда и образовательное пространство, телесное, духовное и социальное благополучие, демократизация, гуманитаризация и гуманизация образования.

15 стр., 7187 слов

«Здоровьесберегающие технологии в системе музыкально-оздоровительной ...

... литературу по теме исследования Расскрыть значение здоровьесберегающих технологий, применимых в системе музыкально-оздоровительной работы. Создать модель организации музыкально-оздоровительной работы в детском саду с применением наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий, алгоритм музыкального занятия, имеющего здоровьесберегающую направленность, Сформулировать рекомендации ...

На основе анализа рассматриваемой проблемы можно выделить ряд противоречий между:

  • потребностью государства в здоровых (физически и духовно) гражданах и реальным состоянием здоровья детей школьного возраста;
  • существующими директивными документами по охране здоровья детей и их реализации в каждом конкретном учреждении;
  • реальными физическими и психологическими возможностями учащихся и все более усложняющимися школьными учебными программами;
  • негативным влиянием школьной среды и учебно-воспитательного режима на здоровье учащихся и отсутствием в общественных учреждениях целостной системы, осуществляющей валеолого-педагогическую деятельность;
  • недостаточное использование предметов художественно-эстетического цикла, в частности уроков музыки, в процессе реализации здоровьесберегающей педагогики.

Актуальность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность позволили определить тему нашего исследования: Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.

Цель исследования: осветить теоретические позиции и опытным путем проверить эффективность основных путей реализации музыкального образования в здоровьесберегающей педагогике.

Объект исследования: система школьного музыкального образования.

Предмет исследования: педагогические условия внедрения здоровьесберегающей педагогики в области музыкального образования.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему становления здоровьесберегающей педагогики музыкального образования с позиции методологии

2. Определить содержание, формы, методы взаимодействия здоровьесберегающей педагогики и музыкального образования в современных образовательных учреждениях.

3. Выработать методические рекомендации по взаимодействию здоровьесберегающей педагогики с музыкальным образованием в современных образовательных учреждениях.

Методологической основой исследования являются философские учения о роли искусства, в том числе и музыки, во всестороннем развитии личности; психолого-педагогическая теория формирования личности ребенка; комплекс идей и научных положений, обусловленных валеологической концепцией; теории психологии творчества и художественно-эстетического воспитания, музыкального воспитания и музыкальных способностей; гуманизация и демократизация школьного образовательного процесса.

Для решения обозначенной проблемы исследования нами использовались следующие теоретические и эмпирические методы:

Теоретические:

  • Анализ литературы в области философии, этики, эстетики, социологии, истории музыки и музыкознания, медицины, в области общей музыкальной педагогики, музыкальной психологии.
  • Обобщение передового педагогического опыта по использованию достижений музыкального образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в здоровьесберегающей педагогике.

Эмпирические:

4 стр., 1692 слов

Научная статья СОЧИНЕНИЯ-МИНИАТЮРЫ НА ОСНОВЕ ВОСПРИЯТИЯ ВОКАЛЬНОЙ ...

... на уроках: на основе восприятия этих музыкальных произведений мы проводим сочинения-миниатюры. Сочинению ... на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей . Пoхожие научные работы по теме «Народное образование. Педагогика» ... Сочинение-миниатюра на основе восприятия романса "Сияла ночь. Луной был полон сад..."» (стихи А. А. Фета, музыка ...

  • Целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование будущих педагогов, школьников;
  • опрос, беседа с целью выявления отношения респондентов к проблеме исследования;
  • констатирующий и формирующий эксперименты, обработка полученных данных и литературное оформление выпускной квалификационной работы.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, 1 и 2 главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложение.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1.Передовой педагогический опыт по внедрению здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования

На протяжении истории человечество выработало определенные моральные принципы и жизненные ценности, которые могут, должны обеспечить развитие общества и его цивилизованность. Сегодня, когда мы, наконец, поняли, что мы загнаны в тупик в духовном развитии общества, что утеряны многие человеческие ценности, памятники культуры и т.д. мы начали обращать свои взоры в прошлое. И обращаясь в прошлое, пытаемся призвать к себе в союзники опыт великих мастеров-педагогов. Проблема формирования музыкально-эстетически развитой личности приобретает сегодня особую остроту, и ее решение, прежде всего, ложится на учительство, родителей и общественность.

Учитель, более чем кто–либо является последовательным и активным носителем музыкальной культуры, он должен способствовать формированию и развитию музыкальной культуры у молодого поколения. Главная цель и задача каждого учителя, в особенности того, кто несет в себе высочайшую ответственность воспитателя — зажечь «светоч духа» в сердце каждого ребенка. Поддерживать этот проснувшийся интерес к новому, что они узнают о музыке, творчестве – задача учителя. Умелое сочетание урока и внеклассной работы способствуют этому. Известна педагогическая истина, что поставленная школой и учителем цель обуславливает содержание обучения с определенными уровнями знаний (знакомства, воспроизведение типовых умений, творчества), влечет выбор его методов, форм, средств. Это требует от учителя в конкретных условиях работы создание плана, программы, в которых учитывался и использовался передовой педагогический опыт. Рассмотрим с этой позиции опыт работы отдельных школ города Уфы, которые в разных формах, с использованием разнообразных методов осуществляют музыкальное образование учащихся в рамках здоровьесберегающей педагогики. Следует сразу отметить, что в целом, во всех изученных нами учреждениях положительно решаются проблемы здоровья и образования школьников через урочную и внеурочную музыкальную деятельность. Кроме основной программы по музыке, которой руководствуются учителя музыки в своей педагогической практике, частично используют отдельные темы, музыкальный материал, творческие задания из программ Ю.Б.Алиева, О.П.Радыновой, Л.М.Кашаповой, Н.Г.Ямалетдиновой и Р.Х.Хусаиновой.

Нами был изучен опыт работы следующих образовательных учреждений:

В лицее №2 сложились давние традиции музыкального образования учащихся. В процессе приобщения своих подопечных к миру музыкального искусства в рамках урочной (1-8 классы) и внеурочной музыкальной деятельности учителя музыки лицея — В.М.Казина и Н.Г.Старостин систематически обращаются к музыкальному фольклору русского, башкирского, татарского народов. Валентиной Михайловной сделано многое по оснащению кабинета музыки, сложилась своя система обучения школьников. Особенно следует отметить в лицее внеклассную музыкальную деятельность учащихся, где работают еще 7 педагогов-музыкантов, которые осуществляют индивидуальное обучение детей по классу духовых инструментов, баяна, домбры, курая, руководят инструментальными ансамблями. С 1989 г. существует детский фольклорный ансамбль под руководством Н.Г.Старостина. На сегодня он является автором программы «Фольклорный класс» в рамках экспериментальной площадки, утвержденной экспериментным советом НИМЦ при ГУО в 2003 г.

13 стр., 6236 слов

Характеристика, цели и задачи музыкального образования

... «Музыка» в образовательную область «Искусство» в определенной мере лишает его самостоятельности и Нередко, как показывает практика, он подменяется другими предметами. Целью данной курсовой работы является характеристика содержания, целей и задач музыкального образования в ...

Более 15 лет в школе также работает детский музыкальный оперный театр, которым руководит Ф.З.Гершова. Опыт жизнедеятельности и процветания этого коллектива достоин самого пристального изучения, обобщения и пропаганды не только в Башкортостане, но и в РФ. Она своей работой способствует развитию духовного и музыкального вкуса детей, (особенно учащихся классов педагогической коррекции) совершенствует их танцевальные и вокальные умения и навыки. Начиная с 1994 г., ею поставлено более 8 музыкальных спектаклей – детских опер. Она выступает не только в качестве руководителя данного коллектива, но и автора либретто, музыки всех этих детских музыкальных спектаклей. Следует сказать, что музыкальная культура народов Башкортостана пронизывает всю жизнедеятельность лицея на всех возрастных этапах, которая выливается в большие общешкольные праздники, фестивали, интересные встречи с деятелями культуры и искусства.

Следует отметить и музыкальное образование учащихся, осуществляемое в школе №9 С.А.Малковым, одним из ведущих педагогов-музыкантов города Уфы. Он является прекрасным оратором, исполнителем, также требовательным педагогом к себе и учащимся, он создал хорошую методическую базу в своем кабинете музыки по вопросам музыкального образования школьников, где находятся новинки литературы в области музыкальной педагогики и психологии. В своей работе он умело реализует задачи национально-регионального музыкального образования, что не маловажно в условиях современности. На уроках учитель использует интересные приемы, проводит содержательные беседы о музыке и музыкантах, вызывая тем самым интерес учеников к миру искусства. Он немало усилий вкладывает для совершенствования совей методической подготовки, устранения типичных ошибок и трудностей в работе учителя музыки. Ребята являются активными участниками всех праздников и мероприятий, проводимых в школе, где музыка один из важнейших компонентов, стоит назвать конкурс, который стал уже традиционным в школе «Звезды школы», в котором принимают участие все желающие. Также в школе существуют инструментальный, вокально-инструментальный ансамбли, сольного пения и др. Хотелось бы отметить работу учителя и в таком направлении, как здоровьесберегающее обучение детей на уроках музыки при помощи специально подобранного музыкального материала.

В настоящее время в России актуальной проблемой является новая ветвь в общей педагогики это коррекционная педагогика. В данное время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям с отклонением в развитии является их воспитание, обучение и лечение в коррекционных учреждениях.

12 стр., 5918 слов

Музыкальное образование в дореволюционной России

... Петром I, привели в XVIII веке к созданию определенной системы образовательных учреждений в России, основной признак которой заключался в ярко выраженной сословности. Этот подход оказал влияние на отечественное музыкальное образование: оно утратило свой ...

Дошкольное образовательное учреждение № 170 г. Уфы Кировского района, было открыто в 1975 году. Двенадцатигрупповой детский сад был рассчитан на большое количество детей их близлежащих микрорайонов. Через два года существования детского сада возникла необходимость в создании базы для коррекционной помощи детям с нарушением речи. В 1977 году в ДОУ №170 Кировское РОНО создает и открывает две речевые группы для детей старшего дошкольного возраста.

Вся коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи в речевых группах осуществляется в тесном контакте работы логопеда, воспитателя, музыкального руководителя.

Коррекционно-педагогическую работу в речевых группах логопеду и воспитателям помогает осуществлять весь педагогический состав ДОУ и большую роль в этом играет музыкальный руководитель. Поэтому предметом нашего исследования будет являться взаимодействие музыкального образования и коррекционной педагогики (логопедии).

Музыкальный руководитель Николаева Алла Алексеевна имеет большой стаж работы в речевых группах ДОУ № 170. Она работает в тесном контакте с логопедами и воспитателями. Свою музыкально-коррекционную работу с детьми-логопатами она строит на основе программы М.А.Васильево и, в тоже время, включает в структуру занятий разработанную методику логоритмики Г.А.Волковой. В последнее время Алла Алексеевна использует опыт работы логопедов и музыкальных руководителей других детских садов города Уфы и применяет в своей работе тематику и конспекты из журналов «Дошкольное воспитание», «Дефектология». В течение нескольких лет она накопила и разработала свой методический материал по теме «Русский фольклор», который она использует в коррекционной работе на музыкальных занятиях с детьми с речевой патологией. Благодаря правильно построенным структурам занятий и использования различных коррекционно-методических приемов дети полностью справляются с программным содержанием музыкальных занятий.

На музыкальных занятиях, одновременно с решением основных задач по музыкальному воспитанию, и образованию музыкальный руководитель осуществляет коррекционное воспитание и обучение, которые имеют своей целью: закрепление и автоматизацию правильного звукопроизношения и развития речевого дыхания; обогащение и закрепление знаний по лексическим темам; развитие общей и мелкой моторики. Музыкальное воспитание и обучение в коррекционных группах осуществляется в основном на фронтальных музыкальных занятиях, которые проводятся два раза в неделю, как и в массовых группах, детского сада.

Также на музыкальных занятиях, помимо основных видов музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально ритмические движения) музыкальный руководитель включает в структуру занятий упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, упражнения речевых и мимических движений, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, упражнения регулирующие мышечный тонус.

Заключение (выдержка)

Анализ проблемы исследования в педагогической теории и практике показал, что на одно из первых мест в последние годы выдвигается проблема поиска путей эффективной организации образовательного процесса, способного обеспечить не только освоение учащимися знаний, но и создание ими личного опыта в процессе самостоятельной поисковой деятельности.

Анализ полученного теоретического и экспериментального материала дает основание сформулировать общие выводы по выпускной квалифицированной работе.

4 стр., 1691 слов

Об особенностях музыкального образования в США

... характер музыкального образования ХХ века. Развитие музыкального образования в США связано с различными историческими периодами. Так, включение в процесс обучения духовной музыки связано ... законодательной передачи системы образования в ведение правительств отдельных штатов, обусловленной образованием независимого государства США в 1776 году, - произошло в период Просвещения (вторая половина 18 ...

1. Проблема взаимодействия здоровьесберегающей педагогики и музыкального образования детей волновала ученые умы еще с древности. В процессе становления здоровьесберегающей педагогики принимали участие ученые разных областей наук, в том числе о роли музыки, как средстве врачевания упоминается у Пифагора, Аристотеля, Боэция; профессора медицины Феликс Платтер, педагог – философ Ян Амос Коменский, психиатр Эмиль Крепелин и др. Из российских ученых Екатерина Грачева, Всеволод Кащенко, Лев Выготский и др. В последнее время проблема здоровья занимает не последнее место в сфере общего образования, в том числе и музыкального. Этой проблемой занимались психоневрологи Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, С.Г. Шевченко.

2. В современном мире уровень цивилизованности общества, авторитет нации ставится в прямую зависимость от положения детей и глубины заботы о них государством, обществом в целом. В настоящее время в России проблема здоровьесберегающего обучения и воспитания приобретает все большую актуальность, т.к. увеличивается количество детей с аномальными отклонениями, требующие к себе особого подхода. Все это связано с переутомленностью на уроках, загруженностью домашних заданий, врожденными и другими аномалиями. В решении этой проблемы немаловажную роль отводится художественно-эстетическому образованию, в том числе и музыкальному.

3. В содержание системы здоровьесберегающего обучения и музыкального образования необходимо включать специализированные и дифференцированные формы и методы воспитания и образования, позволяющие решать задачи своевременной активной помощи детям. От того, каким смыслом будет наполнено содержание здоровьесберегающего образования, будет зависеть эффективность системы здоровьесберегающего воспитания и обучения.

4. Методика здоровьесберегающего музыкального образования и воспитания в настоящее время недостаточно разработана, нет единой системы, обеспечивающей полноценное развитие ребенка. Сегодня успешное функционирование любой школы становится немыслимым без здоровьесберегающей педагогики.

5. Для того, чтобы система здоровьесберегающего обучения и музыкального образования успешно адаптировалась в современной педагогической практике необходимо:

  • знать особенности детей, их психофизическое развитие;
  • обеспечить необходимые условия для профессионально-трудовой подготовки специалистов в области здоровьесберегающей педагогики и психологии, музыкального образования и воспитания;
  • постоянно проводить конференции, консилиумы, собрания, консультации по обогащению родителей знаниями в области здоровьесберегающей педагогики и музыкального образования, а также выявлять пути их взаимодействия;
  • решить вопросы специальной подготовки педагогических кадров в области музыкотерапии, психологии, музыкознания, этнопедагогики и т.д.;
  • осуществить учебно–материальное обеспечение музыкального образования школьников в рамках здоровьесберегающей педагогики.

6. Проблемами здоровьесберегающей педагогики занимаются педагоги, музыканты-практики, разрабатывают новые методики, системы, упражнения в таких областях, где взаимодействуют медицина и педагогика.

22 стр., 10794 слов

Содержание и организация обучения игре на саксофоне на начальном ...

... саксофон музыкальное образование школьник Как известно, игра на саксофоне является одним из популярных видов музыкального исполнительства. В процессе обучения на саксофоне ... а также музыка, предназначенная для ... музыкальной педагогике всегда наблюдался живой интерес. В настоящее время проблемы эстетического воспитания детей в различных формах (в том числе и в процессе обучения игре на саксофоне) ...

7. Анализируя достижения теории и практики, мы пришли к осмыслению того, что при неоспоримой значимости упомянутых исследований, проблема музыкального образования школьников в системе здоровьесберегающего обучения остается недостаточно разработанной, так как нет специальных методик и разработок именно в области музыкального образования школьников в системе здоровьесберегающей педагогики. В школах по прежнему нет должного внимания к здоровью ребенка (постоянные перегрузки, переутомления, стрессы).

Проведя наблюдения, анкетирование, беседы, уроки музыки, нами были суммированы все данные и разработаны рекомендации для создания, на наш взгляд, более эффективных условий решения задач здоровьесберегающей педагогики в системе школьного музыкального образования. А так же разработали консультации, лекции-доклады, семинары-практикумы для просвещения родителей по вопросам здоровьесберегающей педагогики.

Мы надеемся, что опора на разработанную нами памятку, окажет помощь при построении урока и работе как будущим учителям музыки, так и учителям-практикам.

Таким образом, с поставленными перед нами задачами и целью исследования, заключавшуюся в освещении теоретических позиций и проверки опытным путем эффективность основных путей реализации музыкального образования в здоровьесберегающей педагогике, мы считаем справились.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/zdorovesberegayuschie-tehnologii-na-urokah-muzyiki/

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для вузов. – М.Академия, 2004.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. Учебник для вузов.- М., Музыка, 2006.

3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. Учебник для вузов. DVD- комплект из 6 дисков — М., Институт новых технологий, 2006.

4. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1983. – С.95.

5. Алиев Ю.Б. Учет успеваемости учащихся на уроках музыки. Музыкальное воспитание в школе / Сост. О.А.Апраксина – М.; 1971 – Вып.7 – С. 38-43.

6. Алиев Ю.Б. Что думают подростки о музыкальном воспитании в школе/Воспитание школьников. Вып.5.-1990.-С.15.

7. Апраксина О.А. методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие для студентов пед. институтов. – М: Просвещение, 1983. – 224 с.

8. Апраксина О.А. О современных требованиях к подготовке учителя- музыканта для общеобразовательной школы: Музыкально — педагогическая подготовка учителя. – М: Просвещение, 1973. – 89 с.

9. Арановская М.Г. Проблемы музыкального мышления. — М.: Музыка, 1974. – 336 с.

10. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. — М.: Просвещение, 1987. – 224 с.

11. Багреева Е. Прекрасные наши возможности… (Из творческого наследия А.С.Макаренко) // Музыка в школе. – 1986. — №2 – С.5.

58 стр., 28567 слов

Развитие музыкальной выразительности исполнения у младших школьников ...

... кружке фортепиано, которые могут быть использованы в работе учителей музыки в общеобразовательных школах, школах искусств, музыкальных ... Д.Б. Кабалевский посвятил музыкальному просвещению школьников. Он придавал большое значение целостной характеристике музыкальных произведений, главное ... стимулирует активность восприятия и мышления». Главное в музыке, по его утверждению, - «преображающий душу и ...

12. Барановская Р.И. Советская музыкальная литература. Вып.1: Учебник

для музыкальных училищ. – 5-е изд.-М.: Музыка, 1981. — 559 с.

13. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981. – 95 с.

14. Белик И.С. Музыка против глухоты. – М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.

15. Берхман Т.И. Музыкальное образование учителя: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1956 – 135 с.

16. Блаво Р. Музыка здоровья. – Спб.: Диля, 2002. – 288 с.

17. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для учащихся училищ. –М.: Просвещение, 1987. – 288 с.

18. Большой энциклопедический словарь: Музыка / Гл. ред. Келдыш Г.В. –М.:БРЭ. 1998. – 671 с.

19. Вендрова Т.Е. Художественно – педагогический анализ на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе. – М, 1989. – 13 с.

20. Верницкая Н.Н. Педагогика способностей. – М.; 1973.- С. 10-12.

21. Ветлучина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. – 415 с.

18. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов – педагогов и учителей. – М. – Педагогическое общество России, 1999. – 192 с.

19. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа –Пресс, 1995. – 448 с.

20. Гозенпуд А.А. Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 1.- Л, -1962. – 238 с.

21. Гозенпуд А.А. Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 12.- Л, -1973. – 222 с.

22. Гозенпуд А.А. Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13.- Л, -1974. – 238 с.

23. Гозенпуд А.А. Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14.- Л, -1975. – 222 с.

24. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. Заведений. – М.: «Академия, 1999. – 280 с.

25. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика/ Под ред. В.С.Леднева, Н.Д.Никандрова, М.В.Рыжакова. – М.: изд-во Московского психологического-социального института; Воронеж.: изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 348 с.

26. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. – М.: Просвещение, 1969.- 77 с.

27. Дмитриева Л.Т., Черноиваненко Н.М. Методика муз. воспитания в школе: учебн. для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1989. – 207с.

28. Зайцев Г.К. Школьная валеология. – Спб.:Детство – пресс, 2001. – 158с.

29. Закон Республики Башкортостан об образовании// Ведомости Верховного Совета и правительства РБ. – 1992. — №4. – с. 223 — 226.

30. Закон РФ «Об образовании»//Образование в документах. — 1996, — №5. – с.7 — 61.

31. Кабалевский Д.Б. Музыкальное воспитание в современном мире. – М.: ИСМЕ, 1970. – 415 с.

32. Кашапова Л.М. Башкирская национальная музыкальная культура: программа экспериментального курса и методические рекомендации. – Уфа: изд-во БИПКРО, 1995. – 45 с.

33. Коджаспирова К.М. Педагогический словарь. Для студ. высш. и средних пед. учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 176 с.

34. Колбанов В.В. Валеология. – Спб.: Деам, 2000.- 256 с.

35. Коллинз С. Классическая музыка от и до. – М.: ФАИР — ПРЕСС, 2001. – 288 с.

36. Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. – М.: Моск. центр В.П., 1992. – 32 с.

37. Лазарев М.Л. Санатал. – М.,2006.

38. Маркус С.А. История музыкальной эстетики. – М.: Музыка, 1968. – 685 с.

39. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. –Л.: Музыка, 1988. – 88 с.

40. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М.: Просвещение, 1971. – 156 с.

41. Монтессори – материал: часть 1: Школа для малышей. – Изд. «Мастер», 1992. – 80 с.

42. Музыкальная жизнь / Под. ред. Платек Я.М. М, 1991. — №4. – С. 6 – 7.

43. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебн. пособ. для студ. и

пособ. для преподавателей. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

44. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика: Учебн. Пособие для ВУЗов. – М: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.

45. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. Пособ. для музыкального самообразования. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 272 с.

46. Подуровский В.М. Психологическая коррекция музыкально — педагогической деятельности. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320 с.

47. Севастьянов Е.И. Единство познания и творчества в искусстве. – М.: Изобразительное искусство, 1977 – 312 с.

48. Социально-гуманитарные знания. / Под ред. Миронова А.В., 1999 — №3 – С.-145 -169.

49. Социально-гуманитарные знания. / Под ред. Миронова А.В., 1999 — №4 – С. 166 — 170.

50. Социально-гуманитарные знания. / Под ред. Миронова А.В., 2000 — №1 – С. 123 — 148.

51. Социально-гуманитарные знания. / Под ред. Миронова А.В., 2000 — №2 – С. 170 — 189.

52. Социально-гуманитарные знания. / Под ред. Миронова А.В., 2000 — №3 – С. 154 — 162.

53. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. учебное пособие.– М.,2008

54. Шацкая В.Н. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества. – М.: 1986.- С. 23.

55. Шульц Ю.Ф. Медицина в поэзии греков и римлян. – М.: Медицина, 1987. – 125 с.