Урок развития речи. -описание по картине Г. Исмаиловой «Казахский вальс» 6 класс

«Урок развития речи. Сочинение-описание по картине Г. Исмаиловой «Казахский вальс» 6 класс»

Сабақ /Урок 53 Сынып/Класс 6 Дата________________

Пән/Предмет:

Тақырып/Тема:

Мақсат/Цель:

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/Учебно-воспитательные задачи:

Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар/Оборудование, наглядные пособия:

Сабақ түрі/Тип урока:

Әдіс-тәсілдер/Методы:

Сабақ барысы/Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

2. Сообщение темы и цели урока.

Звучит «Казахский вальс» Латифа Хамиди.

  • Узнали ли вы это произведение, кто его автор, когда оно написано?

— Первый казахский вальс был создан еще в 1940 году. В 40-50-е годы проявили себя яркие и самобытные художники. В их ряду — Гульфайрус Мансуровна Исмаилова. Она родилась в 1929 г. Увлечение живописью, пришедшее к ней еще в школьную пору, в 1944 г. привело Гульфайрус в Алма-Атинское художественное училище. Ее первыми учителями были А.М. Черкасский и Л. H. Леонтьев.

В 1950 г., после участия в съемках известного фильма «Алитет уходит в горы», Исмаилова поступила в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина на театрально-декорационное отделение живописного факультета. Уже в дипломной работе — эскизах декораций и костюмов к опере М. Тулебаева «Биржан и Сара» — проявились особенности творческого почерка молодого художника: любовь к цвету и пониманию его красоты и роли в оформлении спектакля, первыми постановками художницы были «Акбопе» А. Сатпаева (ТЮЗ, 1957) и балет Л. Степанова и Н. Тлендиева «Дорога дружбы» (Театр оперы и балета им. Абая, 1958).

Театр не стал единственной музой художницы, хотя по праву может быть назван первым и главным делом жизни Исмаиловой.

В 60-е годы она создает серию портретов выдающихся мастеров казахской сцены, представителей разных поколений и разных жанров — танцо′вщицу, певицу, драматических актрис. (Можно познакомить с «Автопортретом с семьей» (1978), где Исмаиловой удается подчеркнуть свою привязанность к мужу и сыну, известным художникам Сидоркиным).

  • Вспомните, что такое портрет? (Это когда на картине изображают людей).

  • А если это изображение человека не на картине, а в скульптуре? (Это тоже портрет)

— Конечно, портреты создаются и в скульптуре, и в графике, и в живописи. Поэтому к портретному жанру относятся произведения искусства, в которых запечатлен облик конкретного человека или группы людей. Сегодня мы поговорим о живописных портретах.

2 стр., 647 слов

По картине Казахский вальс Исмаиловой

... На основе данного анализа делаем заключение, что автор картины смог передать суть традиционного события. Чтобы зрители ощутили душевную атмосферу танца. Описание настроения картины Исмаилова - Казахский вальс ... бесконечного торжества, насыщенным громкими звуками, как будто дым от племенной страсти казахского вальса. На основе проведенного анализа, можно сказать, что автор в своем произведение, ...

Само название жанра — портрет произошло от французского слова, которое означает «воспроизводить что-либо (кого-либо) черта в черту». Как вы думаете, является ли точное внешнее сходство главным художественным достоинством портрета? (Да. Главное, чтобы было похоже. Нет, ведь это не фотография. Важно передать характер человека, его настроение)

— Я согласна с теми, кто считает, что по портрету можно узнать о человеке больше, чем по его фотографии, потому что художник создает обобщенный образ своего героя, проникая в его духовный мир. В живописном портрете, как сказал поэт Николай Заболоцкий, важно уметь «души изменчивой приметы переносить на полотно». Сегодня мы познакомимся с творчеством Гульфайрус Исмаиловой, чьи работы хранятся не только в Национальном музее искусств им. Кастеева, но и в частных коллекциях зарубежных ценителей современной живописи.

— Большое место в творчестве Г.М. Исмаиловой занимает образ первой казахской оперной певицы Куляш Байсеитовой. Художница написала несколько ее портретов. Знаменитая певица, «казахский соловей», как ее называли, изображена на них в театральных костюмах в разных ролях. Самая яркая картина этого цикла — «Портрет Куляш Байсеитовой в роли Кыз Жибек» (1962).

Героиня оперы, исполняющая свою прославленную арию, изображена среди притихших подруг. Автор ведет взгляд зрителя по кругу: от Кыз-Жибек к ее подруге справа, затем к девушке на переднем плане и через фигуру девушки в вишневом платье возвращается к главной героине, голова Кыз-Жибек чуть приподнята, она как бы обращается со сцены к зрителям. Розовый цвет ее платья жемчужно переливается, мерцает. В его складках видны прозрачные голубоватые тени. Застенчивая девушка справа одета в бледно-сиреневое платье с лиловым жилетом. Грустная девушка, стоящая на переднем плане, в изумрудно-зеленом платье и синем жилете. Из-за спины Кыз-Жибек выглядывает девушка с лукавым выражением на лице. Любовно и со вкусом художница пишет украшения: сверкающие золотом подвески с рубинами, искрящиеся сапфиры и изумруды, старинные шашбау, золотые с горящими камнями алка. Цвет — сильное средство выразительности. Краски в необычном сочетании (зеленое и синее, розовое и бирюзовое, фиолетовое и голубое) не заслоняют от зрителя основного — одухотворенного открытого лица Куляш, светлого взгляда ее чистых глаз.

3. Работа с картиной.

  • Посмотрите на портрет Шары Жиенкуловой. Знакома ли вам картина? (Да, она была заставкой к рекламным роликам «ОРТ — Казахстан»).

  • Как бы вы ее назвали? («Вальс»)
  • В картине «Казахский вальс» изображена Шара Жиенкулова, воспитавшая многих казахских танцовщиков.

Прославленная исполнительница народных танцев показана кружащейся в вихре вальса. Это сюжет картины.

  • Посмотрите, как автор расположил героиню на полотне.
  • В центре ее выхватили из темноты сцены лучи прожектора.
  • Художница тщательно продумывает композицию картины. Глядя на фигуру Шары, зритель ни на минуты не сомневается, в каком танце показана героиня: это именно вальс с его вращениями.
  • Как художница передает в картине особенность этого танца?
  • Движение взлетевших рук увлекает танцовщицу в одну сторону, а взметнувшиеся складки платья зовут в другую.
  • Нравится ли художнице танцовщица?
  • Да, она любуется своей героиней, восхищается гибкими движениями Шары, ее красотой, молодостью.
  • Почему художница изобразила героиню именно так?
  • Это счастливый момент в жизни Шары — состояние творческого вдохновения.

Она живет в танце, на сцене, это ее призвание. Танцовщица, занятая любимым делом, находится в приподнятом, радостном настроении.

14 стр., 6532 слов

По картине 3. Е. Серебряковой За туалетом. Автопортрет — 6 класс

... картина никому не известной художницы не только не затерялась, но произвела настоящий фурор. Ошеломленный мастерством собственной племянницы Александр Бенуа восторженно писал: «Автопортрет Серебряковой ... родственников, пейзажи за окном, тарелки с обедом… З.Серебрякова. Портрет А.Н.Бенуа. 1924 Самым большим ... дочерью Николая Бенуа, знаменитого архитектора. Е. А. и Е. Н. Лансере, родители Серебряковой ...

  • Почему художница использует яркие краски?
  • Так Исмаилова передает свое восхищение талантом танцовщицы.

Выделяем самый сильный цветовой акцент — пышную малиновую юбку. Отмечаем все оттенки красного цвета: от сиреневато-розового до рубинового и густо-вишневого. С малиново-красным цветом контрастирует ярко-желтый фон. Записываем в тетради прилагательные цвета. Говорим о множестве оттенков желтого цвета — от оранжевого до лимонно-зеленоватого. Яркость красок объясняем увлеченностью художницы личностью Шары — жизнерадостной, оптимистичной, энергичной.

  • Опишите позу, руки, одежду Шары.
  • Тело слегка наклонено, руки отведены в сторону, косы и шарф развеваются в быстром танце, складки юбки разлетелись веером
  • Прочитать текст-описание из работы искусствоведа Г. Шалабаевой:

Излюбленным типом портрета в раннюю пору активной работы Исмаиловой в станковой живописи стал композиционный портрет с изображением модели на театральной сцене.

(Станко′вая живопись — созданная на станке (приспособление для укрепления холста, установки каркаса, скульптурного материала при работе над картиной, скульптурой))

Цикл таких портретов открывает картина «Казахский вальс» (портрет народной артистки Казахской ССР Шары Жиенкуловой), написанная в 1958 г.

Чтобы раскрыть образ танцо′вщицы, художница показывает свою героиню в вихре вальса. В первый момент картина почти ослепляет каскадом ярких переливчатых красок.

На горячем огненно-желтом фоне изображена только что повернувшаяся в быстром танцевальном движении улыбающаяся Шара. Развевающаяся пышная юбка усиливает впечатление стремительности поворота. Выхваченная из темноты сцены лучом прожектора,

Шара вся окутана золотым светящимся воздухом. Вспышками оранжевого цвета блестит он на прозрачно-розовой ткани платья, красным огнем пылает в оборках разлетающейся юбки, окрасив густо-вишневыми тонами подол. Багряное золото расшитого камзола танцовщицы, матово-тусклый блеск серебряных браслетов и нагрудных украшений, пышные перья на шапочке, чернота вьющихся кос сплетаются в причудливый колорит, придают броскую зрелищность портрету.

Исмаилова любуется гибкой фигурой танцовщицы, мягкими и плавными движениями ее рук, поднятых в традиционном движении казахского вальса.

12 стр., 5947 слов

Дега «голубые танцовщицы» описание картины, анализ,

... DIOR, DIOR BAL D'AFRIQUE Парфюмерная вода BAL D'AFRIQUE, BYREDO Рита Железнякова Дега Э. «Голубые танцовщицы» Полотна Эдгара Дега внесли блистательный вклад в историю мирового и французского импрессионизма, хотя ... уложиться в размер картины. «Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Э. Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Четыре танцовщицы в картине образуют единое ...

Портрет знаменитой Шары сохраняет все индивидуальные черты модели: она необычайно грациозна, ярка и мила.

В этом портрете с особенной наглядностью раскрывается вся сила Исмаиловой — женского портретиста.

Автору важно передать свой взгляд на полотно, выразить свои эмоции, вызванные картиной Исмаиловой.

  • Какова главная мысль текста: портрет полон внутренней динамики, составляющей суть образа.

Выделяем основные микротемы: а) задача художника; б) трудность составления композиционного портрета; в) описание внешности танцовщицы; г) характеристика мастерства художницы.

Подчеркиваем опорные слова в первом абзаце: тип, портрет, станковая живопись, композиционный портрет, модель. Главное содержание второго абзаца — почему необходимо было изобразить модель в танце.

Отмечаем языковые средства для передачи своего видения портрета: имена прилагательные, глаголы несовершенного вида в настоящем времени, имена существительные. Последний абзац представляет собой вывод о мастерстве художницы — женского портретиста.

Определите стиль текста. (Научно-популярный: в нем много книжных слов, искусствоведческих терминов).

4. Стилистическая работа.

1) Подбираем прилагательные, которые уместно использовать для описания портрета Шары Жиенкуловой: глаза — живые, карие, взгляд — лукавый, быстрый, волосы — черные, смолянистые, брови — тонкие, темные, рот — яркий, выразительный, нос — задорный, короткий, лицо — милое, прелестное, поза — живая, стремительная, платье — розовое, местами пурпурное.

2) Образно-выразительные средства:

5. Творческая работа:

6. Самостоятельная работа.

7. Итог урока. Рефлексия.

8. Домашнее задание:

Примерные сочинения.

1) На картине Г. Исмаиловой изображена девушка в традиционном казахском костюме. Ее золотистый камзол поблескивает на стройном теле. Кажется, что художница хотела передать красоту, жизнерадостность, грациозность и обаяние танцовщицы. В центре картины изображена Шара Жиенкулова, кружащаяся в вальсе. Ее пышное платье взлетает в вихре танца, а руки, как птицы взмывают ввысь. Свет и тень на этой картине переливаются на теплых тонах красок, которые передают веселье царящее там. Глаза Шары Жиенкуловой черные, лучезарные и лукавые, словно зовущие людей потанцевать. Лоб светлый и ясный, нос изящный, губы алые и женственные, как лепестки роз. Волосы словно шелк обвивают гибкий стан девушки. Улыбка будто свет восходящего солнца. Платье у девушки, как вздымающиеся волны океана на закате солнца. Девушка похожа на грациозного лебедя, плывущего по водной глади. Очень хочется увидеть эту прекрасную картину в музее.

2) Передо мной картина Гульфайрус Исмаиловой «Казахский вальс» . В начале 1970-х она была главным художником Казахского государственного театра оперы и балета имени Абая. Именно в это время ею созданы серия живописных портретов выдающихся мастеров казахского искусства, в том числе и портрет народной артистки Шары Жиенкуловой – «Казахский вальс».

6 стр., 2784 слов

Композиция и колористическое средства в портретной живописи на ...

... лет. Автопортретная живопись З. Серебряковой открыла целую серию крупных работ в портретном жанре. Художница портретирует в ... особую декоративность, превращая в небольшую картину. Собственно портретирование отступает в портрете перед задачей воплощения именно этой ... модели, она часто как бы перевоплощалась в них, а они становились ею — так появился чарующий женский тип с чертами самой художницы. ...

В струящемся потоке солнца, само жизнелюбие, тепло, радость, в вихре танца кружится Шара Жиенкулова. Словно весь солнечный спектр опрокинут на палитру художницы, так ослепительна гамма лучащихся красок этого полотна. В живописном портрете, раскрывается характер артистки, в повороте фигуры, наклоне головы, жесте рук, выразительности взгляда. Свет на картине, создает сияние вокруг головы, золотистыми красками наполняя пространство. Картина передает эмоции, мы чувствуем кружащиеся движение яркой юбки, переливающейся всеми цветами радуги, от нежно-розового до воздушно-голубого.

На танцовщице черный жилет, расшитый золотом. Головной убор украшен пышными перьями. Длинные волосы заплетены в тугие косы. Много массивных национальных украшений, серьги, браслеты бусы, кольца. В картине восхищает увлеченность, влюбленность художника в свою модель. Танцовщица улыбается нам, и передает свое озорное настроение всем окружающим.

 домашнее задание  1

«Автопортрет с семьей» (1978 г.)

Г. М. Исмаилова