Жанр изобразительного искусства «портрет» как средства форирования художественной культуры и младших школьников

Позитивные изменения в сознании российского общества на рубеже XX — XXI вв., связанные с переоценкой роли исторического и культурного наследия России в формировании облика современного человека, требуют переосмысления духовно-нравственных ориентации личности.

В сложившейся ситуации особое значение приобретает формирование основ художественной культуры у младших школьников, стимулирующей развитие чувственно-эмоциональной, интеллектуально-познавательной и творческой активности учащихся.

Одним из требований к предметным результатам ФГОС по учебному предмету изобразительное искусство является следующее– сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края. [1]

Художественная культура младшего школьника — сложное интегративное качество личности, направленное на осмысление духовно-нравственных ценностей и воплощение их в творческих формах деятельности. Она включает в себя аналитико-синтетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, интересы, сформированный художественный вкус, творчество и др.

Педагогический анализ проблемы формирования основ художественной культуры у младших школьников нашел отражение в работах М.А. Верба, В.И. Козлова, Е.И. Коротеевой, И.В. Кошминой, B.C. Кузина, Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой, Л.В. Школяр, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова.

Большинство перечисленных ученых связывают формирование художественной культуры младшего школьника с изучением предметов эстетического цикла, главным образом с уроками изобразительного искусства, музыки и литературы. Именно в этом возрасте, по их мнению, целесообразно начинать приобщение ребенка к достижениям общечеловеческой и национальной культуры, формировать у него потребности и способности осваивать и создавать мир ценностей искусства.

Произведения изобразительного искусства, благодаря художественно-образной форме отражения действительности, не только глубоко волнуют человека, вызывая сопереживание, но и учат эстетически воспринимать действительность, образно мыслить и вносить элементы творчества в собственную деятельность.

История портретной живописи уходит в глубокое прошлое. Тем не менее эта тема остаётся всё также популярна и в настоящее время.

В изобразительном искусстве портрет — один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, а также фотоискусства. В основе жанра портрета — мемориальное начало, увековечивание облика конкретного человека.

2 стр., 978 слов

Статистика культуры и искусства

... сборов. Отечественная статистика культуры и искусства включает в себя также характеики деятельности детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств, которые собираются, ... этом свидетельствует отечественная практика, на основе специальных выборочных обследований. Сценическое и драматическое искусство представлено в статистике сведениями о деятельности театров, концертных ...

Уроки изобразительного искусства, затрагивающие тему создания и изучения портрета, несут в себе определённую значимость для учащихся начальных классов.

В портрете с исключительной полнотой можно выразить самое важное, самое существенное для всякого искусства – внутренний мир и душу человека.

Тема портрета интересна для педагога тем, что через нее он учит детей вглядываться в окружающих людей, изучать их, интересоваться ими, обращая внимание не только на красивую фигуру, прическу и на модную оде жду, а на внутреннее содержание, сущность человека. Через портрет ребенок приходит к пониманию себя, учится сочувствовать портретируемому, переживать вместе с ним или восхищаться его красотой.

Однако существует противоречие: между потребностью младших школьников к созданию портретов и выражению своего отношения к изображаемому с помощью художественных материалов и недостаточным владением их образным языком искусства.

Эти противоречия определили проблему исследования: как показывает анализ программ по изобразительному искусству знакомству с жанром изобразительного искусства –портрет отведено недостаточное количество часов. А овладение графической и живописной стороной рисования портрета является важным условием формирования художественной культуры личности.

Данная проблема определила тему исследования «Жанр изобразительного искусства «портрет» как средство формирования художественной культуры у младших школьников».

Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования:

Задачи:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Изучить историю портретного жанра в изобразительном искусстве.

3. Выполнить творческую работу в данном жанре

Методы исследования:, Основные понятия:

  1. Понятие о графике, история возникновения. Виды графики

Графика (от греч. «grafo» — «пишу») — изобразительное искусство, включающие в себя рисунок и произведения искусства, базирующиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными выразительными средствами и изобразительными возможностями. [7]

Графика — самый древний вид изобразительно искусства, существующего, и по сей день.

Первые графические работы появились на самых ранних стадиях развития человеческого общества, когда древний человек выцарапывал изображения на камнях и стенах пещер, на костяных пластинах. Создав свои первые рисунки, которые фиксировали не только какие-либо события и окружающий мир, но и долгое время служившие средством общения между людьми, первобытный человек положил начало искусству графики. Так, с помощью изображений, человек в те далекие времена излагал свою мысль.

Долгое время графические изображения не имели самостоятельного значения и служили разве что украшением дома, либо предметов. Но постепенно человеческая речь стала развиваться, появлялся язык, и теперь рисунки стали обозначать не только слова, но и фразы, и отдельные слоги, звуки, начертание их менялось, пока полностью не трансформировалось в вид знакомых нам букв ставших в последствие основой алфавита.

2 стр., 803 слов

Аргументы к сочинению роль искусства в жизни человека

... механически, не касаясь собственной души, создает продукт. «Свеча горела» М. Гелприна О роли искусства в жизни человека повествует рассказ Майкла Гелприна «Свеча горела». Навыки механического труда развивают ... духовности у своих юных воспитанников. Поэтому тайком от своих хозяев, он обращается к учителю литературы, чтобы освоить базовые знания. Механический объект, названный Максимом, «поначалу ...

С появлением письменности графика стала носить чисто декоративный характер и широко применялась в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения или разъяснения текста, да и само создание шрифтов переродилось в большое искусство.

Термин «графика» первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии, т.к. являлся основой создания рукописных текстов. Однако человек пошел еще дальше: стали появляться иллюстрации в книгах, визуально отображающие текст, в них содержащийся, появилась профессия переписчика и копииста, а затем рисунок вообще вышел за рамки книг.

Образованность населения увеличивалась, потребность в печатной продукции росла, что требовало и большего производства, как книжных произведений, так и графических работ.

Началось развитие промышленности, а вместе с ним и промышленной полиграфии и распространение чёткого, контрастного линейного рисунка, который получил в конце XIX — начале XX вв. несколько новых значений. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с поверхностью бумаги — основного материала графики.

Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики гравюру на дереве ксилография, гравюру на металле офорт, литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.

В графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют и натурные наброски, эскизы к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, О. Родена во Франции, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России).

Не обладая таким объёмом полноты возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует границы пространственности и плоскостности.

Для графических произведений могут быть свойственны тщательность построения пространства и объема, «ювелирность» разработки мельчайших элементов фактуры и выявления структуры предмета.

Язык графики и главные его выразительные средства — это линия, штрих, контур, пятно и тон.

Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике цвета.

Границы между графикой и живописью очень подвижны, например, технику акварели, пастели, а иногда и гуаши относят то в один, то в другой вид искусства, в зависимости от того, в какой степени используется цвет, что преобладает в произведении — линия или пятно, каково его назначение.

Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображениями, и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Особенно наглядно это можно увидеть в книжной графике, когда изображение, помещенное на чистую страницу, воспринимается расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в соответствии с текстом, а не на снежном поле.

9 стр., 4116 слов

Графика и ее возможности в преподавании ИЗО

... графику от остальных видов изобразительного искусства, а именно: графика допускает условность изображения, ... искусства. Поэтому формирование графической культуры в системе профессиональной подготовки будущего художника имеет огромное значение. Целью данной курсовой работы является целенаправленный обзор выразительных средств графики ... по выражению графика В.Л.Фаворского, «воздух белого листа. Графика ...

Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

Графике доступны разнообразные жанры портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др. и практические неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.

Виды графики:

1.Произведение станковой графики можно увидеть на выставках. Это, как правило, рисунки, не имеющие прикладного назначения, а также печатная графика (эстамп, лубок).

Графические листы можно легко переносить с места на место, они могут быть предназначены не только для вставки, но и для украшения интерьеров жилых и общественных зданий.

Специфическими видами в станковой графике является лубок, а в газетно – журнальной — карикатура. Художественное оформление газет и журналов связанно с текстом, так же как в книжной графике, и выдерживается в единственном стиле в рамках одного типа издания.

2.Важнейшей областью является книжная и газетно-журнальная графика. В древних рукописных книгах выполняли и раскрашивали вручную. Они назывались миниатюрами. Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры.

3.Плакат, или афиша, — это, как правило, живой отклик на происходящие важные события. Выделяют плакаты политические, спортивные, экологические, рекламные, сатирические, просветительские, театрально – зрелищные.

Плакат – лаконическое броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, как правило, сопровождается текстом, нередко плакаты выполняются не только графическими, но и живописными средствами. Многие плакаты делают в единственном экземпляре для выставки или для оформления улиц.

Специфические средства плаката: плоскостное изображение, общепонятные символы, изобразительные метафоры, эффектное сопоставление образов, масштабов, точек зрения, степеней условности, обобщенные, а подчас и сатирические образы.

4.К прикладной графике относятся поздравительные открытки, красочные календари, конверты к пластинкам, которые нарисовал художник, и многое другое. Этикетки на различных упаковках – это тоже прикладная или промышленная графика, которая имеет практическое назначение, помогает сориентироваться в большом количестве разнообразных товаров, украшает наш быт. [6]

В настоящее время промышленную графику относят к графическому дизайну. Кроме этого, разнообразные оформительские работы, особенно в области рекламы, разработку графического стиля учреждения также причисляют к графическому дизайну. Графический стиль какой — либо фирмы включает создание знаков, шрифтов и прочего оформления для буклетов, бланков, этикеток, визиток других документов. Здесь важно то, как шрифт сочетается с изображением и как все это вместе создает имидж фирмы.

9 стр., 4331 слов

Исследовательская работа «Человек искусства в представлении ...

... образе человека искусства, сложившемся в литературе. Задачи: Изучить произведения, в которых героями являются люди искусства; Выявить сходные характеристики героев; Определить, как складывается судьба представителей творческих профессий в ... растратил жизнь. Художник, показанный нам во второй части "Портрета", соприкоснулся в своем искусстве с самой сущностью дьявола, но он смог очиститься после ...

5.Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложного пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем полученные изображения выводятся на принтере.( см. Приложение №1)

Таким образом, способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения все новых видов графики.

2.Портрет как жанр изобразительного искусства

Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат.persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).[14]

Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно — художественная интерпретация.[14]

Портрет — это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека или группы людей — внешне индивидуально сходное отображение человека на холсте или бумаге, с целью его представления окружающим, показывая характер, внутренний мир, жизненные ценности изображенного.[14]

Воспроизведение натуры в портрете являлось основным принципом портретного жанра на протяжении веков. Но в различные периоды существовали разные трактовки понятия «сходство». Процесс подражания натуре и перевод её в художественный образ имел каждый раз свои характерные особенности, которые зависели от общих идейных и эстетических предпосылок периода, а также от конкретной творческой практики — творческого метода, стиля и средств художественной выразительности

Зарождение портретного искусства относится к глубокой древности. Сохранившиеся изображения лиц в искусстве Месопотамии, являются имперсональными изображениями божеств и не несут индивидуальных черт.

Первые значительные образцы портрета встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской скульптуре. Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни).

Они изготавливались из воска и назывались imagines. В случае смерти представителя рода, маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность аристократического рода. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании.

Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил в эпоху Ренессанса. Он был связан с изменением идеологии эпохи. Портретисты Ренессанса во многом идеализировали модель, но при этом непременно старались постигнуть её сущность. Изображая своего героя в определённой земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. И модель всё чаще выступала не на условном, ирреальном фоне, как это было в искусстве средневековья, а в единстве с реалистически трактованными интерьером или пейзажем, часто — в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами. В монументальных росписях среди других персонажей художник также нередко изображает себя.

4 стр., 1509 слов

Описание внешности человека. Словесный портрет человека

... Создавая словесный портрет человека, описание внешности и определение функциональных его признаков, в первую очередь многие обращают внимание на осанку. Ее можно проследить по положению головы - ... боков. Когда ученик пишет тематическое сочинение: "Описание внешности человека", то он может с помощью прилагательных охарактеризовать походку этого человека. Она бывает, например, медленной, шаркающей, ...

Ренессансный антропоцентризм особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ещё в большей мере углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, чувством личной свободы и духовной гармонией, существенно обновляют средства художественной выразительности.

Первые произведения русской портретной живописи XVI-XVII были парсуной. «Парсуна» означает то же, что и «персона», то есть просто портрет. В парсуне соединены черты и приемы традиционной древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры. Представители русской парсуны – Симон Ушаков, Карп Золотарев и др. – портретисты царского двора.

Прорыв в портретном жанре в России, как и во многих других отраслях, случился в петровское время. В XVIII века уже возможно перечислить самобытных и талантливых мастеров — это Иван Никитин, Алексей Матвеев, Алексей Антропов, Иван Аргунов, Иван Вишняков. Их работы отличаются мастерством и точностью в передаче внешности, хотя не достигли полного совершенства.

С середины XVII по середину XVIII века портрет был достоянием в основном придворных кругов — будь то царская мемориальная «парсуна», парадный императорский портрет или изображения людей, так или иначе близких к верховной власти.

Лишь с середины XVIII столетия портрет «опускается» в массы рядового поместного дворянства, под влиянием просветительства возникают пока еще редчайшие образы крестьян и купцов, создаются портреты деятелей культуры.

К концу XVIII века русский портрет по своему качеству сравнялся с современными ему мировыми образцами. Его представителями являются Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, в гравюре — Федот Шубин.

Образцы портретного жанра в русле реализма создают художники-передвижники: Василий Перов и Иван Крамской, Николай Ге, Николай Ярошенко и особенно Илья Репин.

Русские портретисты нередко обращаются к портрету-типу, героями которого становятся безымянные представители, как народа, так и революционной интеллигенции, создают образцы подчёркнуто обличительного портрета, широко вводят портретное начало в бытовой и исторические жанры. Проблема социальной характеристики, последовательное раскрытие этических достоинств человека через его психологию по-новому и по-разному решаются в реалистическом портрете середины и 2-й половины 19 в. Ещё больше расширяется географический диапазон портрета, возникает ряд его национальных школ, множество стилистических направлений, представленных различными творческими индивидуальностями (Г. Курбе во Франции; А. Менцель, В. Лейбль в Германии; А. Стивене в Великобритании; Э. Вереншёлль в Норвегии; Я. Матейко в Польше; М. Мункачи в Венгрии; К. Манес в Чехословакии; Т. Эйкинс в США).

Большими достижениями в области портрета отмечено во 2-й половине 19 в. творчество русских мастеров, связанное с усилением демократических тенденций в жизни страны. Передвижники В.Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко и особенно И. Е. Репин создают галерею портретов выдающихся деятелей национальной культуры.

Русские портретисты нередко обращаются к портрету-типу, героями которого становятся безымянные представители как народа, так и революционной интеллигенции, создают образцы подчёркнуто обличительного портрета, широко вводят портретное начало в бытовой и исторические жанры.

В последней трети 19 в. во Франции к существенному обновлению идейно-художественной концепции портрета приводят открытия мастеров импрессионизма и близких им художников-живописцев Э. Мане, О. Ренуара, Э. Дега, скульптора О. Родена. В основе их портретного творчества — проникнутые глубоким гуманизмом образы, передающие изменчивость облика и поведения модели в столь же изменчивой среде.

В это же время создаются драматичные, нервно-напряжённые портретные произведения голландца Ван Гога, глубоко отразившие жгучие проблемы нравственной и духовной жизни современного человека.

Своеобразный отпечаток на художественный язык портрета в конце 19 — начале 20 вв. накладывает стиль «модерн», сообщая ему лаконичную заострённость, нередко придавая характеристике модели черты гротеска (портреты, созданные А. де Тулуз-Лотреком во Франции, Э. Мунком в Норвегии и другими).

В предреволюционной России реализм получает новое качество в исполненных глубокого общественного пафоса, остропсихологических портретах, созданных В. А. Серовым, в духовно значительных, по-разному раскрывающих ценность творческой личности портретах работы М. А. Врубеля, С. В. Малютина, А. Я. Головина, в социально выразительных портретах-типах рабочих кисти Н. А. Касаткина, работы скульптора С. Т. Коненкова, в воспевающих цельность народной натуры портретах-картинах А. Е. Архипова, Б. М. Кустодиева, Ф. А. Малявина, лирически интимных портретах в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова, К. А. Сомова, З. Е. Серебряковой. [9]

В 20 в. в жанре портрета проявились особенно сложные и противоречивые тенденции искусства новой исторической эпохи, обостряющаяся борьба демократической и буржуазной культур.

Советский портрет — качественно новая ступень в истории мирового портретного искусства, один из основных жанров советского изобразительного искусства, отмеченный всеми его характерными чертами. Портретный образ всё чаще входит в сюжетную картину, монументальную скульптуру, плакат, сатирическую графику и т.п. Основное содержание советского портрет — образ нового человека, строителя коммунизма, носителя таких духовных качеств, как коллективизм, социалистический гуманизм, интернационализм, революционная целеустремлённость. Главным героем советского портрета становится представитель народа. Возникают портреты-типы и портреты-картины, отражающие новые явления в трудовой и общественной жизни страны (работы И. Д. Шадра, Г. Г. Ряжского, А. Н. Самохвалова, С. В. Герасимова, С. А. Чуйкова).

Таким образом, портрет продолжает свое существование и сегодня, правда, теперь, как раньше в Европе, он все больше становится заказным жанром. Пожалуй, это закономерный этап его развития. Однако, продолжая традиции, он остается важным историческим документом, который донесет до потомков память о нашей эпохе.

3. Виды портретов

Основным и главным в портрете является лицо человека, над чем портретисты работают большую часть времени, стараясь как можно точнее передать сходство и характер, цветовые оттенки головы, жест и мимика, относящиеся к определенному персонажу, художник находит черты большей жизненности, естественности в изображении лица, в то время как остальные детали портрета, будь то одежда фон, запечатление на холсте деталей определенного антуража, считаются более условными, так как сходство от этого не зависит.

Различают следующие виды портрета:

  1. По способу исполнения : масляный, карандашный, пастельный, акварельный, сухой кистью, гравированный, миниатюрный, фотографический и т.д.

  2. По способу написания (в различных стилях): академизм, реализм, импрессионизм, экспрессионизм, модерн, абстракционизм т.д.

  3. В зависимости от размера изображения в живописных портретах различают: головные (когда изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные, портрет во весь рост.

  4. В отношении позы представленной фигуры различают профильные, «с лица» (enface), в три четверти поворота направо или налево (entroisquarts) и так называемые anprofilperdu, изображающие лицо с затылка, так что видна только часть профиля.

  5. По числу персонажей :

— Индивидуальный портрет — портрет, включающий одного персонажа.

— Парные (двойные)- изображение двух персонажей.

— Групповой портрет — портрет, включающий не менее трех персонажей.

Специфический тип портрета — автопортрет. Автопортрет — графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала. [ 12]

6 . По характеру изображения :

— Аллегорический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором образ портретируемого представлен в форме аллегории.

— Детский портрет — изображение какого-либо ребенка.

-Донаторский портрет — разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине (например, рядом с Иисусом).

Донатор (от лат. donator — даритель) — заказчик, организатор и покровитель строительства католического храма либо заказчик и даритель украшающего храм произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

Интимный портрет — камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемым.

— Исторический портрет — портрет какого-либо исторического деятеля.

— Камерный портрет– портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.

— Карикатура — (произошло от итал.caricare — преувеличивать) — сатирический или юмористический портрет.

— Конный портрет — разновидность парадного портрета.

-Костюмированный портрет — портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Обычно в наименования таких портретов включаются слова «в виде» или «в образе».

-Мифологический портрет- разновидность костюмированного портрета, в котором человек представлен в виде мифологического персонажа.

-Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.

-Парадный (репрезентативный) портрет — портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.

В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает: коронационный; тронный; конный; военный в образе полководца.

Полупарадный портрет — разновидность парадного портрета, на котором портретируемый обычно изображен по пояс и с большим количеством аксессуаров.

Портрет-прогулка — портрет гуляющего человека на фоне природы. Эта разновидность портрета возникла в Англии в XVIII веке и набрала популярность в эпоху сентиментализма.

Посмертный (ретроспективный) портрет — портрет, сделанный после смерти изображенных людей по их прижизненным изображениям или полностью сочинённый автором.

Семейный портрет – портрет с изображением семьи. [17]

7. По размеру изображения:

-Малоформатный и миниатюрный портреты — портрет небольшого формата (до 20 см), обычно это акварель, тушь или тиражная графика: офорт, литография, ксилография и т.п.

Миниатюрный портрет может быть камерным или парадным, иметь сюжетную основу или не иметь таковой. Как и на большом портрете, изображённое лицо может помещаться на нейтральном, пейзажном фоне или в интерьере. И хотя миниатюрный портрет подчиняется тем же основным закономерностям развития и тем же эстетическим канонам, что и весь портретный жанр в целом, но, отличается от него как по существу художественного решения, так и своей областью приложения — миниатюра всегда носит более интимный характер.

— Колоссальный портрет — портрет огромных размеров (как правило, в скульптуре).

[14] Важной характеристикой портрета, при восприятии его в реальности, а не с репродукции, является его размер. Так, полотна, созданные для показа в музее или для декорирования интерьеров, чрезвычайно отличаются от камерных портретов, которые клиент легко может унести с собой. Хороший художник должен принимать во внимание, для какого помещения будет предназначена его работа. (см.Приложение №2)

Таким образом, художник всегда ищет такое положение портретируемого, выражение его лица и жестов, в которых наиболее полно запечатлелись бы его типичные черты.

4.Рисование портрета человека в начальной школе

В 3-4 классах учащиеся начинают учиться рисованию портрета. Они проходят рисование головы человека в фас, профиль, три четверти, рисование фигуры человека с опорой на одну ногу, сидячую фигуру в профиль на стуле, и рисование фигуры человека в движении.

Для усвоения последовательного хода рисования пропорций головы, расположения и взаимосвязи ее частей полезно сделать схематический рисунок головы в фас и профиль, чтобы затем можно было перейти к работе с натуры.

Всю массу головы, изображаемой во фронтальном положении, намечают овоидом, у которого ширина относится к высоте приблизительно как 4:5. Разделив ширину и высоту овоида пополам, проводят срединную линию лица и линию зрачков. Затем всю высоту овоида делятся снизу вверх на 3 ½ части. Нижняя часть определяет высоту подбородка и губ, средняя – длину носа и место бровей, верхняя – высоту лба и границу волосистой части головы, а оставляющая сверху 1/7 часть – высоту волосистой части головы.

Если трижды отложить на середине линии зрачков по 1/8 высоты головы, можно найти положение внутренних и наружных углов глаз.

Наметив глазные миндалины, веки, радужные оболочки, зрачки и брови, на линии носа отмечают его толщину, равную расстоянию между внутренними глазными узлами, прорисовывают кончик и крылья носа.

Чтобы нарисовать рот, нижнюю часть высоту головы делят на три части: верхняя определит место средней линии рта, нижняя – место подбородочного – губной бороздки. Длина средней линии рта на 1/3 больше толщины носа. Отметив ее, показывают толщину губ и прорисовывают среднюю линию рта и красную кайму губ.

В верхней части овоида головы рисуют волосы, против средней – ушные раковины, высота которых равна длине носа. Затем уточняют овал подбородка и щек.

При изображения головы в профиль откладывают одинаковую высоту и ширину. Наметив вспомогательные линии лба, бровей, зрачков, носа, рта и подбородка, определяет место кончика носа, от линии бровей и направления контора лба. Ширина носа обычно укладывается в длине носа два раза. Отметив ее прорисовав крыло носа, намечают внутренний угол глаза , глазную щель, положения средний линии рта, направления внешних контуров верхней и нижней губ и подбородка, внимательно следя за положением их относительно носа, надбровной дуги и лба. Сверху, от линии лба, рисуют контур волосистой части головы, который заканчивается сзади ниже линии носа выпуклой линией затылка, плавно соединяющейся с контуром шеи. Затем относительно глаза крыла носа находят угол рта, уточняют характер средней линии и кайму губ. Переходят к рисованию ушной раковины, линии щек и внутренних границ волосистой части головы.

Изменение положения головы ведет к изменению ее зрительного образа. Приближение к рисующему той или иной части головы зрительно увеличивает ее размер за счет кажущегося уменьшения других частей или выпадения их из поля зрения. При наклоне головы вперед на первый план выдвигаются лобные бугры и темя, а лицевая часть смещается вниз и назад. Это ведет к увеличению верхней части головы и к перспективному сокращению всех частей лица. При рисовании опущенной головы все вспомогательные линии выгибаются книзу, лишь срединная линия лица остаётся прямой и вертикальной. При запрокидывании головы, напротив, выдвигается вперед подбородок и хорошо просматривается основание носа, ноздри, верхняя часть глазницы и верхнего века, тогда как высота лица и его частей сокращаются, поэтому все вспомогательные линии частей лица рисуют выгнутыми кверху. При повороте головы влево левая сторона лица сокращается, левое ухо становится невидимым, так же как и левая боковая сторона носа. В этом случае срединная линии лица изображается не прямой вертикальной линией, а изогнутой влево и замыкается в овале, опоясывающем весь объем головы.

При любом повороте головы все симметричные части лица рисуются одновременно.

Процесс изображения головы с натуры лучше проходит в той последовательности, которая определяется четырьмя этапами.

На первом этапе намечают легким абрисом округлую форму головы, ее положение и основную пропорцию. Во всей массе выделяют лицевую и боковую стороны головы, на которой откладывают высоту лба, носа нижней части лица, рис чтобы провести поперечную срединную линию вспомогательные линии глаз, носа и рта. В поисках характера большой формы в округлом контуре головы отмечают прямыми линиями уплощенные части, при этом особое внимание уделяют направлению этих линий. Обдуманно, не спеша, проверяют композиционное решение рисунка и пропорции головы.

На втором этапе работы с помощью немногих плоских планов представляют форму головы как объемную, определяют место, положение и обобщенную форму каждой ее части. Так, по лобным буграм легко намечают середину лба, по обе стороны, если надо, переходные и височные планы. Обозначив переносицу и глазничные планы, намечают ширину носа, положение слезников, углов рта, длину глазных щелей, щечные планы и планы нижней части лица. На этой объемной граненой форме лица строят обобщенную форму выпуклых частей: носа, губ, подбородка и ушных раковин. Такое изображение объемной типической формы плоскостями — планами часто называют «обрубовкой», помогающей точнее выявить общую форму головы и характерных частей.

На третьем этапе передают индивидуальные особенности формы головы. Рисуя нос, отмечают размеры и форму спинки, крыльев кончика носа, соединение этих частей точно найденной линией. Внимательно следят за тем, из каких элементов складывается контур той или иной части, в каком направлении они двигаются, как соединяются друг с другом, где, в какую сторону и как сильно изгибаются. Изображая глаза, устанавливают положение наружных и внутренних углов и определяют высоту глазной щели. Затем отмечают форму век, их складок, радужную оболочку и зрачок. Рисуя рот, прежде всего, обращают внимание на тип губ, дающий определенное соотношение длины и высоты, на прикус, помогающий найти верное положение и толщину губ. Отмечают среднюю линию и углы рта. На середине верхней губы обозначают фильтр и под ним бугорок. Фиксируют среднюю выгнутую под фильтром часть каймы верхней губы и нижней, тщательно выверяя высоту и длину этих линий боковых веток каймы, отмечая четкость или четкость или мягкость их на всем протяжение.

Особенно большое внимание уделяется прорисовке глаз, носа, рта – этих наиболее выразительных частей лица. От меры точности их изображения зависит от меры сходства с натурой. Так же внимательно прорабатывается и форма других частей: ушной раковины, щек, лба, подбородка и волосяного покрова головы.

Светотеневая проработка формы начинается с покрытия тоном всех затененных и темных поверхностей. Затем прокладываются самые темные части теней, далее переходят к моделировке освещенных поверхностей. При этом нельзя забывать, что моделирующие штрихи должны ложиться по форме и передавать фактуру поверхностей. [18]

На последнем этапе сравнивают изображение с моделью, приходят в соответствие все элементы, добиваясь индивидуализации и гармонии. (см. Приложение №3)

Таким образом, чтобы нарисовать портрет человека нужно знать основные пропорции головы человека.

5.Анализ программ по изобразительному искусству

Цель программы

Содержание

Б.М. Неменский «Изобразительное искусство»

Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

1 класс — Как украшает себя человек.

2 класс — Изображение характера человека: женский образ.

Изображение характера человека: мужской образ.

3 класс — Картина – портрет.

4 класс- Красота человека.

Материнство.

Мудрость старости. [ 3 ]

В. С. Кузин «Изобразительное искусство 1-4 класс»

— воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

— приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

-реализация нравственного потенциала изо‑изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;

-развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;

-освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно‑прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

-овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно‑творческой деятельности, разными художественными материалами.

1 класс — Добрые и злые сказочные

герои.

2класс — Защитники земли русской. Моя семья — забота и

любовь.

3класс — По дорогам сказки.

Сказочное перевоплощение.

Самая любимая.

4 класс – Образы природы, архитектуры, человека. Автопортрет. [ 4 ]

Проследим изменение и развитие темы «Портрет человека» в начальной школе по программе Б.М. Неменского.

Впервые с этой темой ребята встречаются уже во II четверти первого класса, которая называется «Ты украшаешь». Дети рисуют украшения персонажей сказок так, чтобы они рассказали о своем хозяине и помогли узнать его, то есть обращается внимание на атрибутику, на подробности, на детали, которые послужат завершению художественного образа героя. Во втором классе дети знакомятся с выразительными возможностями разных художественных материалов, в том числе и графических; изучают «выражение характера человека в изображении» [4].

Учитель изобразительного искусства должен научить ребенка использовать выразительные средства, при этом, не бездумно, а в соответствии с поставленными задачами. В III четверти второго класса при изучении темы «Выражение характера человека в изображении» ребята изображают гуашью или пастелью мужские и женские образы, целью урока является показ характера выбранного персонажа.

В третьем классе IV четверти, изучая тему «Картина – портрет», ребята знакомятся с жанром портрета и выполняют гуашью или пастелью по памяти портрет друга или автопортрет. Задача детей – постараться рассказать о себе или друге языком изобразительного искусства. Теперь ученик, обобщая свой опыт и пройденный до этого материал, создает портрет, в котором показан характер человека, прорисованы и прописаны детали, раскрывающие его образ, и использованы выразительные средства изобразительного искусства.

В четвертом классе дети встречаются с портретом, работая над темами «Красота человека», «Материнство», «Все народы воспевают мудрость старости». Темы помогают понять, что такое духовная красота человека и что может быть одинаково ценно для разных народов, живущих на планете.

Рассмотрев программы по изобразительному искусству, применяемые в начальной школе, разобрав, что в каждой из них в той или иной степени присутствует тема портрета, и имеются общие моменты, мы приходим к выводу, что для детей начальной школы данная тема будет интересна, актуальна.

6. Понятие и структура художественной культуры, особенности ее формирования

Художественная культура занимает особое место как в системе культуры в целом, так и в духовной культуре.

Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство – центральный и системообразующий элемент художественной культуры. Оно обладает огромной культурогенной способностью, создавая целый ряд связанных с ним форм деятельности – художественное творчество, художественное восприятие, художественная критика и т. д., образуя вокруг себя «культурное поле» [8].

В научной литературе нет единого мнения в определении составляющих художественную культуру элементов.

Дорогова Л.Н. под художественной культурой понимает «совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью».

А.Я. Флиер раскрывает понятие «художественная культура» как одну из «специализированных сфер культуры, функционально решающей задачи интеллектуально – чувственного отображения бытия в художественных образах», а также различных аспектов обеспечения этой деятельности.

М.С. Каган в своем издании «Философия культуры» рассматривает данную проблему через призму четырех видов человеческой деятельности – преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной.

Все они тесно взаимодействуют, но не растворяются друг в друге. Их органическое слияние образует пятый вид – художественную деятельность, в основе которой лежит способность полноценно воспринимать отображенную в искусстве жизнь или создавать произведения искусства.

Таким образом, оказывается, что способность к художественной деятельности соединяет в себе способности к созиданию, познанию, оценке и общению. Именно эта интегративная способность является основой художественной культуры и показывает уровень развития отдельной личности.

Но при всем различии воззрений все авторы включают в художественную культуру три элемента, обеспечивающих ее функционирование: производство, распределение и потребление (восприятие, освоение) художественных ценностей – произведений искусства.

От соотношения и взаимодействия составных элементов художественной культуры зависит возможность формирования творческой личности, востребованность (или невостребованность) произведения, созданного творцом, соответствие системы художественного производства, распределения, потребления художественных ценностей назначенного искусства.

Необходимо отметить, что художественная культура своими корнями уходит к истокам развития человеческой цивилизации.

С прогрессом духовной жизни человечества, с развитием и дифференциацией знаний, умений, навыков, с обогащением социального опыта человечества усложняются, совершенствуются формы деятельности. Выделяются формы художественно-культурной деятельности. Появляются различные виды искусства, обогащаются приемы художественного творчества, меняются формы и методы художественного образования, возникают разнообразные области научного знания, исследующие разные стороны процессов художественной культуры.

Структура художественной культуры сложна и включает в себя много разнородных элементов. Но все они существуют в тесной взаимосвязи друг с другом и вместе образуют определенную целостность.

Художественная культура включает в себя производство художественных ценностей, сами художественные ценности – произведения искусства, их распространение, воспроизведение, репродуцирование, потребление, искусствознание и науки о конкретных видах искусства, художественное образование, институты и организации, обеспечивающие существование и хранение художественных ценностей.

Некоторое время назад считалось, что изучением художественных процессов, составляющих содержание художественной культуры, традиционно занимаются эстетика и искусствознание.

В философском и научном обиходе само понятие «художественная культура» стало появляться все чаще только с начала 1970-х годов. В это же время проблемы художественно-культурной деятельности стали привлекать к себе внимание исследователей. В работах Арнольдова А.И., Лукина Ю.А., Кагана М.С. и других художественно-культурные процессы получили свое первое обоснование. Однако в этих работах художественная культура еще не выводилась за рамки искусства и эстетики.

Вместе с тем художественная жизнь общества представляет собой сегодня крайне пестрое явление по разнообразию форм проявления в искусстве или с помощью искусства. Многие из процессов, происходящие сегодня в художественной жизни общества, выпадают из компетенции эстетики или искусствознания. Сегодня художественная культура уже не может быть сведена к искусству, ее границы значительно расширились.

Современный уровень знания позволяет рассматривать художественную культуру с позиций структурного анализа. Однако полнота и разносторонность исследования в этом случае возможны только при условии комплексности подхода. Комплексность в данном случае предполагает не только изучение разных сторон и граней художественной культуры, ее закономерностей, функций в обществе, но, что особенно важно, привлечение к исследованию различных областей знания: искусствоведения, эстетики, этнографии, психологии, педагогики и др. Исследование всей совокупности фактов поможет составить представление о подходе к изучению художественной жизни общества с позиций культурологии. Этот подход предполагает полноту и всесторонность исследования сложных взаимосвязей различных художественно-социальных явлений.

Художественная культура — явление широкое. Она может быть рассмотрена как процесс освоения того бесконечного богатства, которое создано в обществе, оставлено в наследство прошлыми поколениями (традиции, преемственность, культурные и художественные памятники, их описание и изучение, влияние традиций на современность, уровни и способы освоения и др.).

Художественная культура может быть представлена и как социальный институт, создающий художественные ценности (деятельность профессиональных и самодеятельных художников, особенности народного творчества, функционирование художественных центров и т.п.), как специфическая область распространения (система художественного образования, средства массовой информации, театры, кино, музеи и т.п., количественные и качественные изменения их деятельности за определенные периоды времени, широта и глубина проникновения в социальную среду, ответная реакция среды, то есть, социодинамика культурных процессов и т.д.).

Таким образом, художественная культура может быть рассмотрена не только как процесс или явление в рамках общества, но и как свойство личности.

Формирование художественной культуры младших школьников является важнейшей составляющей общей культуры личности. В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях.

С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти от восприятия цельного образа как единичного явления к пониманию образов-обобщений, содержащихся в нем, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла. Из этого следует, что формирование художественной культуры носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принци­пом формирования личности в детском возрасте. Таким же важным принципом является и принцип межпредметности.

Для большей эффективности художественного воспитания, как отмечает С.А. Герасимов, следует применять комплексный подход. Он выде­ляет два принципа: «…система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой. На этом основывается необхо­димость осуществления межпредметных связей в процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что нравственно-эстетическое воспитание должно стать органической частью любого воспитания».

Рассматривая процесс художественного воспитания, необходимо учитывать возрастные осо­бенности ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому вос­питанию. Б.Т. Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее: «Вместе с тем, независимо от уровня самосознания детей, период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения развития художественного восприятия и фор­мирования эстетического отношения к жизни».

Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование у ребёнка отношения к миру, которое посте­пенно трансформируется в свойства лично­сти. Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, влияют на формиро­вание мировоззрения, привычек и убеждений.

Принимая во внимание межпредметные связи, формирование художественной культуры ребенка в школе может проводиться практически на всех уроках.

Осо­бое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобрази­тельного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произ­ведения искусства и литературы, так и через собственное творчество.

Психологический механизм восприятия художественного объекта представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны — операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п.

Для ребенка младшего школьного возраста характерны такие качества, как острота и свежесть восприятия, любознательность и воображение. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, что отчетливо проявляется в играх, в занятиях любимым делом. Ребенок уже приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организацией. Достаточно развита память ребенка — он легко и прочно запоминает то, что понравилось, что произвело сильное впечатление и что непосредственно связано с его интересами, поэтому в обучении и воспитании можно добиться желаемых результатов, если использовать перечисленные выше психические особенности младшего.

Главное правило при любой работе с младшими школьниками над произведениями искусства заключается в том, что акценты на их формальные стороны нужно делать лишь в той мере, в какой это будет способствовать пониманию содержания произведения искусства. Центральный акцент должен быть сделан на эстетическом восприятии самой действительности, отражаемой искусством, а восприятие искусства должно рассматриваться, прежде всего, как средство активизации эстетического восприятия реальных объектов и событий. Так же нельзя сводить работу по искусству к отзывам детей о произведениях в письменном виде.

Учитель выступает посредником между ребенком и великим миром искусства. Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, который будет способствовать естественному проявлению собственных духовных, творческих сил и способностей младшего школьника, а использование межпредметных связей поможет повысить эффективность данного процесса.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о наибольшей эффективности комплексной подачи материала об искусстве в деле формирования художественной культуры младшего школьника. Чем больше задействовано эмоций и чувств, тем больше вероятности, что материал будет лучше восприниматься, запоминаться и на его основе будет формироваться эстетическое сознание и художественная культура личности младшего школьника.

Заключение

Анализ литературных источников показал, что главная цель предмета искусства, формирование художественной культуры личности, освоение и переосмысление мировой художественной культуры.

Художественную культуру А. П. Садохин рассматривает «как совокупность процессов и явлений чувственно- практической деятельности по созданию, распространению, освоению различных элементов объективного мира, обладающих художественной значимостью» [7].

Обучение детей изобразительному творчеству, знакомство с художественными произведениями и воспитание бережного отношения к наследию предков, сохранению традиций являются для учащихся составными частями овладения художественной культурой.

Формирование художественной культуры младших школьников является важнейшей составляющей общей культуры личности. В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях.

В восприятии художественного объекта участвуют практически все психические процессы личности. Именно полифония человеческой пси­хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, мо­рально-нравственных качеств, творческих способно­стей личности.

Развивающий потенциал портретного жанра позволяет решать задачи развития у младших школьников системного взгляда на художественную культуру, является идеальным для продуктивной, поисковой и творческой деятельности подростка. Портрет обязывает, прежде всего, к серьезному изучению рисунка, нельзя выполнить портрет, не умея хорошо рисовать. В условиях пространственной среды общеобразовательной школы мы можем познакомить школьников с элементарными законами рисунка, перспективы, технологии рисовании портрета.

Подводя итоги проделанной работы, следует сделать выводы о реализации намеченной цели и поставленных задач.

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/temyi-kursovyih-rabot-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-v-nachalnoy-shkole/

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2016.

2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.— М.: Просвещение, 2012.

3. Изобразительное искусство. Рабочие программы по изобразительному искусству. Предметная линия учебников В.С.Кузина. 1-4 классы. — М.: Просвещение, 2014.

4. Изобразительное искусство. Рабочие программы по изобразительному искусству. Предметная линия учебников Б.М. Неменского. 1-4 классы. — М.: Просвещение, 2011

5. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1- 4 классы.- М.: ВЛАДОС, 2004.

6. Костерин Н.П. Учебное рисование. — М.: Просвещение, 1984.

7.Как научиться рисовать лица. – М.: ООО « Издательство « РОСМЭН – ПРЕСС», 2004.

8. Павлова О.В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности.- Волгоград: Учитель, 2008.

9. Сокольникова Н. М.Методика преподавания изобразительного искусства. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.

10. Хамм Джек. Как рисовать голову и фигуру человека. – Минск: «Попурри», 2008.

11. Шалаева Г.П., Курбатова Н.В. Современная энциклопедия начальной школы. Рисование. – М.: Образование, 2005.

12. Шалаева Г.П. Учимся рисовать. — М.: Эскмо, 2006.

13.

14.http://www.bagetmaster.ru/info/304.html

15.http://www.art-craft.pro/content/istoriya-i-vidy-portreta

16. http://anastasiya-usarova.narod.ru/kurs/page267_274.htm

17. http://festival.1september.ru/articles/601331/

18.http://www.art-portrets.ru/hudojniki_19_veka.html #2

19.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82

20.http://ped-kopilka.ru/blogs/maija-valerevna-mihailova/metodiki-prepodavanija-risovanija-cheloveka-v-shkole.html

21. http://www.art-portrets.ru/portret.html

22. http://fb.ru/article/165436/kakie-suschestvuyut-vidyi-portretov-istoriya-janra-i-sovremennost

23. http://ebooks.grsu.by/leshchinski/prikladnaya-grafika.htm

24. http://shedevrs.ru/materiali/206-grafika.html

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

  1. Станковая графика

Библиография 1

  1. Книжная и газетно-журнальная графика

Библиография 2

3. Плакат, или афиша

Библиография 3

4. Прикладная графика

Библиография 4

  1. Компьютерная графика

Библиография 5

Приложение № 2.

Виды портретов.

Библиография 6

Библиография 7 Библиография 8Библиография 9

Библиография 10

Библиография 11

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Пропорции головы человека

Библиография 12

Библиография 13

Библиография 14

Библиография 15

Библиография 16

Библиография 17

Приложение № 4

Конспект к уроку изобразительного искусства.

ГАПОУ СПО НСО

«Черепановский педагогический техникум»

Тема: « Портрет.»

Цель урока:

Планируемые результаты:

УУД:

Познавательные:

— Формирование умений выделять ряд признаков в изучаемом объекте и подводить анализируемый объект под понятие (жанр « портрет»);

Коммуникативные:

— Формирование умений принимать участие в работах группами,

Регулятивные:

— Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

Личностные:

-Формирование осознанного стремления к освоению новых знаний, умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов,

Ход урока

  1. Организационный момент.

1) Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Константиновна. Сегодня я проведу урок изобразительного искусства.

2) Проверка готовности

— Прежде чем начать наш урок проверим вашу готовность к его началу.Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной для всех. Девиз поможет нам в пути: смело иди вперед, не стой на месте, что не сделаешь один, сделаем мы вместе.

II. Подготовка к практической работе.

— Ребята! Что объединяет архитектурные сооружения, представленные на слайде? (Зздание Эрмитажа, Здание Третьяковской галереи в Москве, Русского музея. И народной картинной галереи станицы Привольной Каневского района.)

— Вот и сегодня продолжается полюбившееся нам путешествие по залам художественных музеев. Впереди новые встречи и новые впечатления.( Звучит музыка. Дети рассматривают картины — портреты, представленные на слайде).

— Рассмотрите внимательно картины. Это картины — пейзажи? Почему? (Нет!) Пейзаж — это изображение природы: сады, поля, заросший камышом берег реки. Мы же видим на картинах человека разных людей. На картинах изображены мальчики и девочки. Мужчины и женщины. Дедушки и бабушки. Возраст разный и пол. Разный рост. Высокие и низкие. Одежда у них разная! По — моему, они жили в разные исторические времена. Настроение разное и профессия!)

— Каждый человек – отдельный удивительный мир. Вот поэтому настроение, чувства, мысли людей всегда были интересны художнику, и во все времена ему так хотелось их изображать!

(Смотрят фрагмент мультфильма «О картинах» А.Кушнера)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто — нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз, Летчик, или балерина,

Или Колька — твой сосед.

Обязательно картина

Называется портрет.

— Кто сможет предположить, какова тема урока? (Тема урока картина – портрет)

— Молодцы, а теперь откройте словарь и знакомимся с термином «портрет»).

III .Работа по теме урока .

— Портрет – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Портрет – это, прежде всего, лицо, изображённое художником так, как художник его видит. Внимание художников к людям всех слоев общества, способствовало расцвету искусства портрета в XIX веке. Замечательный русский художник Валентин Александрович Серов создал много портретов своих современников.(На экране портреты В.А.Серова; портрет В.А. Серова «Мика Морозов» (1901 г.))

-И среди них этот портрет мальчика Мики Морозова. Портрет так и называется «Мика Морозов». Хранится он в Третьяковской галерее. А посвящён этот портрет, наверное, вам – всем детям. Мальчик только что проснулся и встал с постели. Как художник передал нам эту информацию?

— Одет малыш в костюмчик? Его волосы тщательно расчесаны? (Нет. На нем ночная рубашечка. И волосы его спутались.)

— Посмотрите, у него розовые щёчки после сна, огромные блестящие глазки. И не только потому, что утро такое солнечное. Очень много интересного вокруг!- Ребята! Как вы думаете, чем будет заниматься Мика в течение дня? Что он любит делать? Какой у него характер? (Мика любит бегать, прыгать, играть в прятки. Ещё он любит кататься на качелях! И на велосипеде! Любит строить город из песка. Кушать конфеты.)

Ребята, а что делает Мика сейчас? ( Он сидит в кресле.)

Да. Сидя в кресле, мальчик позирует художнику. Как вы думаете, ему трудно усидеть на месте? ( Да! Трудно.)

Почему вы так решили? Как сидит Мика? Опираясь на спинку кресла? Удобно? Надолго? Сравните, как сидит девушка, освещенная солнцем. Попробуйте сесть так, как сидит Мика. Пожалуй, мама или бабушка рассказывают ему интересную сказку. Сказки мальчик любит слушать. И о рыбаке и золотой рыбке, и про Красную Шапочку. ( Он хоть и заинтересован очень – готов соскочить с места и бежать по своим важным-преважным делам.)

— Ребята! Мика напоминает ваших младших братьев и сестричек? Вы бы хотели с ним подружиться? ( Да. Он такой же, как мой брат: подвижный и забавный.)

А это – великий русский художник Илья Ефимович Репин, автор уже известного вам портрета Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи. Довольно часто художники рисуют себя – это изображение называется – автопортрет. Художнику удалось передать свой собственный характер, свою духовную жизнь, пытливое, внимательное отношение к окружающему миру…Особенно красочно — задушевны у И. Репина образы родных художника.

(На экране портрет дочери художника Веры Репиной «Стрекоза»).

Ребята! Почему художник назвал портрет дочери «Стрекоза»?( Я люблю бегать, прыгать, танцевать и моя бабушка называет меня «стрекоза».)

-Как высоко взобралась! Художник изобразил девочку на фоне неба. Не случайно! Мы видим девочку, которая весело покачивая ножками, сидит на высокой перекладине штакетника. Она напоминает стрекозу, которая сидит на цветке и помахивает прозрачными крылышками. Вот-вот непоседа и озорница соскользнет вниз и весело убежит прочь.

Портрет Мики Морозова был написан в 1901 году, портрет Веры Репиной — в1884году – более ста лет назад. Ещё тогда, когда не было ни самолетов, ни космонавтов, ни электричества. В музеях же хранятся портреты, которым 300, 400, 500 и более лет. «Дама с горностаем» — портрет семнадцатилетней Чечилии Галлерани, которой великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи подарил бессмертие более пяти веков назад в славном городе Милане. «Портрет вечной юности»,- говорят о полотне. Вы согласны с этим утверждением? ( Да! Эта девушка, жившая несколько веков назад, все также молода и красива! Здорово!)

— Всегда интересно смотреть, как выглядели люди разных времён! Не менее интересно смотреть портреты современников! В народной картинной галерее станицы Привольной особое место занимают портреты механизаторов, птичниц, доярок, агрономов — наших прославленных земляков — тружеников.

— Рассмотрите картину — портрет. Что хотел рассказать художник о нашей землячке? Давайте вспомним, как художник выражает свое отношение к герою полотна? Какие детали особенно ярко передают настроение, характер изображенного человека? (Быстро называют внешние способы характеристики человека: костюм, позу, прическу, окружающие предметы. Обращаю внимание детей на такие детали, как руки, выражение глаз, уголки губ).

— Для того чтобы еще лучше понять картину, несомненно, нужно познакомиться с ее автором. Давайте на минутку представим, что Виктор Михайлович Крысин у нас в гостях и зададим ему такие вопросы, которые помогут нам понять особенности его творчества. И, конечно, как всегда, обсудим наше умение вести диалог. (Скажите, пожалуйста, почему Вы захотели написать портрет именно этой труженицы? А какие картины Вы ещё написали? За какой срок был написан портрет? Скажите, а самой героине портрет понравился?)

— Спасибо, ребята! Сколько разных вопросов! А какие из них, на ваш взгляд, наиболее интересны, помогают понять творчество художника? Какие вежливы? Тактичны?

-А сейчас мы разделимся на творческие группы и постараемся, как настоящие экскурсоводы, рассказать о портрете, исполненном по заказу колхоза специально для галереи.

( На столах «экскурсоводов» карточки с опорной лексикой.

  1. Художник, живописец, портретист.

  2. Изобразил, написал, отразил, раскрыл, показал.

  3. Полотно, холст, картина, портрет.

  4. Руки: большие, работящие, ласковые, неловкие, крепкие, грубые, нежные, сильные, корявые, бледные, родные, загорелые, щедрые, уставшие, быстрые, сухощавые, слабые, умелые, натруженные и т.д.).

    (Группы намечают построение текста. Класс слушает «экскурсоводов»).

— Спасибо. Что же самое важное художник хотел сказать нам, зрителям? (Пптичницей работать нелегко, что птичница хорошая труженица. Надо очень рано приходить на работу. С восходом солнца птицы начинают кричать, хлопать крыльями, требуя еду и внимание. За день их надо кормить и поить не один раз. У Александры Ильиничны внимательный, спокойный взгляд, загоревшее и обветренное лицо.)

-Что вы можете сказать о позе птичницы? (Твердо стоит она посреди птичьего двора.- По-хозяйски уверенно стоит. У нее стать, которая бывает только у казачки! Она сильный человек.)

— Точно подмечено. Молодцы! Ребята, фон портрета это огромный птичий двор, залитый солнцем, переполненный шумными утками, тянущийся до маленького лоскутка реки на горизонте. С какой целью художник выбрал этот вариант фона? ( У Александры Ильиничны, как рассказал нам фон картины, их в сотни раз больше, а значит много и работы. Об этом рассказал художник.)

— Молодцы, ребята! Не безмолвен для вас портрет. Вы чуткие и внимательные зрители. Диалог художника со зрителем состоялся.

IV .Практическая работа учащихся.

— Для проживания детьми творческого процесса создания художественного образа в форме художественных действий необходимо грамотное использование художественных материалов, их выразительных средств, элементарных знаний основ композиции. Дети получают советы от педагога во время постановки задач практической работы и выполнения творческого задания.

Ребята, а вам хотелось бы написать портрет? Подумайте, чей это будет портрет? Пусть в нём раскроется характер интересного для вас человека – друга, подруги, брата, сестры, тренера, учителя, а может быть папы, мамы, бабушки, дедушки. Найдите то, чем каждый из них отличается от других людей, чем близок и дорог вам. Это и будет главным в портрете (короткий ёжик волос, коса, чёлка, белёсые или чёрные брови, улыбка, прищур глаз, рыжие волосы и веснушки, синяк под глазом…).

Дорисуйте одежду, подумайте, какие предметы могут оказаться рядом с героем портрета. Портрет можно писать гуашью или пастелью. Не забудьте, что фон портрета тоже часть картины.

Учитель оказывает практическую помощь детям. Учащимся можно предложить выполнить портреты героев детских стихотворений. Например, иллюстрацию к стихотворению кубанского поэта В.Д. Нестеренко «Пшеничный цвет».

V. Выставка работ учащихся

-Какое настроения возникает у вас, когда вы смотрите на них? Почему?

VI .Итог урока

Необходимо организовать выставку рисунков всего класса. Художники становятся зрителями. Вместе с учителем дети анализируют написанные портреты. Учащиеся дают положительную оценку работам.

V I I. Уборка рабочего места.

50